МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Общая характеристика учебной мотивации на уроке физической культуры





Интерес к физиче­ской культуре — одно из проявлений слож­ных процессов мотивационной сферы. По отношению к школьни­ку мотивацию следу­ет различать как вну­треннюю, так и внеш­нюю. Но как бы ни была сильна внешняя моти­вация, интерес формируется лишь в результа­те внутренней мотивации[9.ст.10]. Она возникает толь­ко тогда, когда внешние мотивы и цели соот­ветствуют возможностям школьника, когда они являются для него оптимальными (не слишком трудными и не очень легкими) и когда школь­ник понимает субъективную ответственность за их реализацию. Успешная реализация моти­вов и целей вызывает у школьника вдохнове­ние успехом, желание продолжать занятия по собственной инициативе, то есть внутреннюю мотивацию и интерес. Внутренняя мотивация возникает также тогда, когда школьник испытывает удовлетворение от самого процесса и условий занятий, от характера взаимоотноше­ний с педагогом, членами коллектива во вре­мя этих занятий [7].

Удовлетворение интереса не приводит к его исчезновению, а, наоборот, интерес может укре­пляться, развиваться, становиться более глубо­ким и разносторонним. Интерес, таким обра­зом, является постоянным

катализатором (уси­лителем) энергии человека: он либо облегча­ет выполнение деятельности, либо стимулиру­ет волевое усилие, помогает проявлять терпе­ние, упорство, настойчивость, способствует це­леустремленности.

Для поддержания активного интереса к физи­ческой культуре необходимо систематически давать школьнику соответствующую информацию как при обучении движению, так и при его со­вершенствовании. Эта информация должна обя­зательно раскрывать важность того или иного упражнения для выполняющего его. Например, начиная обучение опорному прыжку, мы объяс­няем, что прыжок через коня или козла — это не самоцель, но что овладеть им очень важ­но, потому что многократные прыжки укрепля­ют силу мышц, развивают координацию движений, вырабатывают умение ориентировать­ся в пространстве[15].

На занятиях физической культурой необходи­мо, чтобы школьник брал ответственность за ре­зультаты занятий на себя и объяснял свои неу­дачи не отсутствием у него определенных спо­собностей, а недостаточностью собственных усилий. Только в этом случае успешно формируются внутренняя мотивация и интерес к за­нятиям. Но, безусловно, школьнику надо под­бирать индивидуальные, доступные ему и в то же время прогрессирующие показатели и, ко­нечно же, посильные упражнения, задания, требования и т.д., то есть оптимальные режи­мы мотивации.

Каждого школьника необходимо сориенти­ровать на доступный и подходящий для него ре­зультат, достижение которого должно воспри­ниматься им и оцениваться учителем, товари­щами по классу, родителями как успех, как по­беда школьника над собой. Например, при об­учении технике выполнения кувырка назад за­дача максимум — овладеть техникой. И на это отводится несколько уроков. Но на каждом уро­ке у детей стоят

также свои минимальные зада­чи. У ученика, более быстро освоившего движе­ние, задача на уроке более сложная, чем у сла­бого ученика. Сильному ученику мы, например, предлагаем после того, как он овладел техникой выполнения кувырка, совершенствовать его из различных исходных положений или, наоборот, приходить после кувырка в различные конеч­ные положения. При этом всегда просим сильного ученика помочь более слабому учащему­ся в освоении техники выполнения изучаемого движения и постараться объяснить своему по­допечному, почему у него это движение не по­лучается. А выполнив свое задание, все учащи­еся должны с помощью учителя оценить данное выполнение. И обязательно при любом резуль­тате их должно ждать одобрение, подбадрива­ние со стороны учителя[8].



На всех уроках мы используем анализ вы­полненной работы и самоанализ. Предлагаем детям после выполнения задания найти совер­шенные ошибки, объяснить, почему что-то не получилось, что выполняющий сделал непра­вильно. Сначала это делается с помощью учи­теля с его наводящими вопросами, а затем под его контролем. Но обязательно в конце обсуж­дения надо сделать акцент на удачно выпол­ненных элементах упражнения. Это помогает утвердить в сознании школьников связь меж­ду достигнутым результатом и своей активной деятельностью.

В работе с детьми учителю ни в коем случае нельзя забывать, что мотивация, влияя на фор­мирование двигательных навыков и развитие физических качеств учащихся, существенным об­разом зависит от силы их нервной системы (осо­бенно со стороны возбуждения)[2,5]. Практика пока­зывает, например, что обычная учебная мотива­ция повышает обучаемость и развивает двига­тельные качества более значительно у детей со слабой нервной системой, а игровая и сорев­новательная деятельность — у детей с сильной нервной системой. Неодинаковое влияние на об­учаемость лиц с

сильной и слабой нервной систе­мой оказывают и различные методы обучения[10].

Мотивация учащихся носит дифференциро­ванный характер также в разных классах и в разных школах. Она зависит от многих фак­торов: материально-технической базы школы, личности учителя физической культуры, от его педагогического и методического мастерства, климатогеографических условий, особенностей воспитательной работы в классе, в семье, от со­циального окружения, от физической и техниче­ской подготовленности самих учащихся и т.п.

Внешняя мотивация школьников, к большо­му сожалению, формируется в основном стихий­но, до конца не осознанными в среде педаго­гов путями, средствами, методами, обстоятель­ствами. В то же время педагогический опыт сви­детельствует, что при работе с классом в усло­виях урока необходимо в первую очередь и с максимальной настойчивостью использовать реальные возможности фронтальных методов воздействия на учащихся для целенаправлен­ного воспитания у них внутренних положитель­ных мотивов занятий физическими упражне­ниями. Начинать можно с применения игровых комплексов, которые каждый учитель мо­жет составить самостоятельно. Игровые ком­плексы могут содержать подвижные игры, эста­феты, упражнения соревновательного характе­ра в парах и др.

Игровые комплексы в силах составить со­держание целого урока. Можно применять их и только в конкретной части урока в зависимости от поставленных задач, например, в разминке («Пятнашки», «У медведя во бору») или упраж­нения соревновательного характера в парах («Тяни-толкай», «Фламинго»)[7].

При правильной ор­ганизации игр и игровых упражнений они всег­да доставляют детям удовольствие, создают хо­рошее настроение, дают возможность для про­явления личной активности и инициативы. И это, естественно, повышает интерес к заняти­ям физическими упражнениями.

Интересы учащихся к занятиям физической культурой бывают разными. Это и стремление укрепить здоровье, сформировать осанку, это и желание развивать двигательные и волевые качества. Интересы мальчиков и девочек раз­личны: девочки чаще всего думают о красивой фигуре, гибкости, изяществе движений и поход­ки, реже о развитии быстроты, выносливости, силы. Мальчики же хотят развить силу, вынос­ливость, быстроту, ловкость. Значимость при­влекательных сторон физической культуры ме­няется и с возрастом[25]. Если младшие школьни­ки проявляют интерес к двигательной активно­сти вообще, то подростки занимаются физиче­скими упражнениями уже с какой-то конкрет­ной целью, у старшеклассников на первом ме­сте стоят мотивы, связанные с их жизненными планами, то есть с подготовкой себя к опреде­ленной профессиональной деятельности.

И все эти аспекты необходимо учитывать.

Поддержание интереса и целеустремленно­сти у школьников во многом зависит от того, испытывают ли они удовлетворение на уроке физической культуры и формируется ли у них удовлетворенность занятиями физическими упражнениями.

Помимо удовлетворенности уроком, у школь­ников имеется еще и отношение к физической культуре как к учебному предмету, которое ха­рактеризуется, с одной стороны, пониманием значимости этого предмета, а с другой — ожи­данием того, что на уроках данного предмета можно удовлетворить свои интересы, потребно­сти в двигательной активности. Когда учащийся испытывает состояние удовлетворенности, про­исходит и формирование положительно-актив­ного отношения к физической культуре.

Главными же причинами падения удовлетво­ренности уроками физической

культуры многие ученые называют отсутствие эмоциональности урока, неинтересность выполняемых упражне­ний, малую или чрезмерную физическую нагруз­ку, плохую организацию урока. Не удовлетворен­ные уроками учащиеся обычно ходят на них лишь ради оценки и для избежания неприятностей. А вот учащиеся, испытывающие состояние удовлетворенности на уроках, работают на них ради сво­его физического совершенствования[24].

Мотивы посещения школьниками уроков фи­зической культуры влияют на учебную актив­ность учащихся, в свою очередь и она в боль­шей мере зависит от удовлетворенности школь­ников уроками. Удовлетворенные качеством и результатами уроков проявляют на них большую активность, чем не удовлетворенные.

Формирование интереса к занятиям физиче­ской культурой должно основываться на пере­довых методах обучения, в максимальной сте­пени способствующих эффективному проведению занятий при высоком уровне их привле­кательности.

Важную роль в процессе освоения учебного материала по физической культуре играет вид интереса, который в данном случае может быть назван познавательным. Он представляет со­бой избирательную направленность личности, обращенную к области познания, к ее предмет­ной стороне и самому процессу овладения зна­ниями. Познавательный интерес — это интерес к глубокому, осмысленному познанию[17]. Так как познавательный интерес многозначен, он мо­жет влиять на процесс освоения учебного ма­териала различными своими сторонами: во-пер­вых, выступать как внешний стимул процесса освоения, как средство активизации всего про­цесса; во-вторых, действовать как мотив позна­ния, существенно влияя на освоение учебного материала, соприкасаясь и взаимодействуя при этом с

другими мотивами.

Учитывая это, необходимо постоянно осу­ществлять стимуляцию познавательных интере­сов. Основные направления такой стимуляции: стимуляция познавательных интересов при по­мощи содержания изучаемого материала; сти­муляция познавательных интересов организа­цией и характером познавательной деятельно­сти. Для этого нужно эффективно использовать домашние задания[3]. Начиная с первых уроков в школе, уже в начальных классах надо учить де­тей наблюдать за своим организмом, учить их делать правильные выводы: например, после бега у человека учащается пульс, а если чело­век находится в покое, то пульс восстанавлива­ется, что это значит?

Полезно также предлагать детям при осво­ении новых движений найти, где в жизни дети их используют или применяют похожие: напри­мер, лазание по гимнастической стенке — ла­зание по деревьям; ходьба по бревну — ходь­ба по бортику тротуара, когда мы обходим лужу; прыжок в высоту — преодоление простого пре­пятствия и т.д. Если дети не справились с этим заданием, учитель вместе с ними ищет приме­ры в окружающем мире. Для этого подчас в на­чальных классах проводят уроки-экскурсии, цель которых — применить изученное движение на практике. Для таких уроков «оборудуется» поло­са препятствий, лучше всего в лесу или парке, в естественных условиях. (Это преодоление пова­ленных деревьев, перепрыгивание через лужи, прыжки с небольшой высоты и т.д.) Если нет та­кой возможности, то полосу препятствий можно соорудить на спортивной площадке школы и по­сле ее прохождения предложить детям проана­лизировать, какие движения были ими исполь­зованы в ходе преодоления препятствий[15].

Таким же образом предлагают детям пона­блюдать за собой и окружающими, чтобы вы­яснить, когда они используют то или иное дви­жение, а можно даже и подсчитать, сколько раз они его сделали за день. В средних и старших классах в качестве домашних творческих за­даний мы советуем ученикам при обучении но­вым движениям рассматривать их с точки зре­ния физики, а также использовать свои знания по биологии и анатомии[21].

Педагогические исследования показали, что интерес к физической культуре можно форми­ровать двумя путями: воздействуя на отдель­ные мотивы и на мотивационную сферу в це­лом. Однако в мотивационной сфере школь­ников все взаимно связано: при формирова­нии одних мотивов неизменно затрагиваются и формируются другие. Поэтому при целена­правленном формировании интереса к физи­ческой культуре педагогически оправдано как воздействие на отдельные мотивы, так и ком­плексное воздействие на мотивационную сферу в целом, например, успешное формирова­ние учебно-познавательных мотивов достига­ется сознательностью обучения и развития фи­зических качеств.

Исключительно важно применение средств на­глядности, учебных карточек и стендов, техниче­ских средств обучения. Наглядность — абсолют­но необходимое условие эффективной передачи, усвоения информации и успешного формирова­ния у школьников интереса к физической куль­туре. Поэтому различные средства наглядности должны применяться с самых первых этапов фор­мирования интереса к физической культуре [23].

Затем постепенно приоритет должен отда­ваться постановке целей. Такая закономер­ность уже давно выработана человечеством. И только после этого необходимо теоретическое освещение способов достижения цели, так как лишь на последней ступени развития человече­ства ведущим стало

усвоение научных знаний. Но и здесь нельзя обойтись без наглядности, по­каза и практических действий учащихся[9,19].

Обязательным условием успешного форми­рования у школьников активного, устойчивого интереса к физической культуре является фор­мирование результативных мотивов. Без ори­ентации на результат двигательная активность школьников неэффективна как в плане форми­рования активного интереса к физической куль­туре, так и в плане физической и технической подготовки школьников.

Конкретный вид и уровень результата зави­сят от возраста, физической подготовленности и воспитанности школьников. Это может быть результат сюжетной, подвижной, спортивной игры; учебный норматив; норма спортивного разряда; определенное место в спортивных со­ревнованиях; конкретные показатели в тестах; возрастные показатели выполнения отдельных упражнений и т.д.[3].

Результативные мотивы необходимо форми­ровать и в процессе обучения двигательным действиям. Для этого обучение на уроках фи­зической культуры надо включать в личностно значимую для каждого учащегося соревнова­тельную деятельность, когда школьники, обуча­ясь, одновременно готовятся к участию в сорев­нованиях по данному виду упражнений на пер­венство класса, школы. Однако и здесь каждо­му учащемуся должен быть определен индиви­дуальный доступный результат, достижение ко­торого опять-таки должно расцениваться учите­лем, товарищами по классу, как успех, как побе­да школьника над собой. Только в этом случае возникает внутренняя мотивация занятий фи­зическими упражнениями, определяющая инте­рес учащихся к физической культуре.

Педагогическая практика и научные иссле­дования показали, что результативная мотивация и интерес к физической культуре значительно

возрастают, когда учитель и ученик добиваются сдвигов в обучении двигательным действиям и развитии двигательных качеств в относительно короткий срок. В итоге быстрее возникают внутренняя мотивация, вдохновение успехом, что особенно важно для учащихся младших классов, так как они не способны переносить длительные напряжения под воздействием только внешней мотивации [9].

 

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.