На месте каких цифр должны быть поставлены запятые? I. Графический диктант. Составьте схемы данных предложений. 1. Поступок важен в жизни каждого человека, в общении между людьми. 2. По поступкам судят о человеке, о его чести и бесчестии, о его доброте и порядочности, искренности и ответственности. 3. Поступок выражает позицию человека, его отношение к жизни. II. Обобщение знаний по теме «Сложное предложение». Фронтальный опрос – беседа. 1. Расскажите об особенностях строения сложного предложения. (Сложное предложение представляет собой структурное, смысловое и интонационное объединение нескольких грамматических основ, аналогичных простому предложению.) 2. Какие типы сложных предложений вы знаете? (Части сложного предложения соединены посредством интонации, а также интонации и союзов (союзных слов). На этой основе сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные. Союзные предложения, в зависимости от типа союзов и внутренних взаимоотношений между частями, делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые.) 3. Какими признаками обладает сложносочинённое предложение? (Сложносочинённое предложение – сложное предложение, части которого равноправны, независимы друг от друга и соединены при помощи сочинительных союзов.) 4. Какие знаки препинания ставятся в сложносочинённом предложении для разделения частей? (В сложносочинённом предложении для разделения частей применяются запятая, точка с запятой, тире.) Назовите условия постановки этих знаков. 5. Какими признаками обладает сложноподчинённое предложение? (Сложноподчинённое предложение – это сложное предложение, части которого соединены интонацией и подчинительными союзами (союзными словами), а также одна часть подчинена другой.) 6. Какие типы придаточных вы знаете? (Определительные придаточные, изъяснительные придаточные, определительные придаточные.) 7. Какими знаками препинания может отделяться придаточная часть от главной? (Придаточная часть от главной может быть отделена запятой, при помощи двоеточия, тире.) 8. Какие знаки разделяют части бессоюзного предложения? (Части бессоюзного сложного предложения разделяются запятой, точкой с запятой, двоеточием.) III. Составление схемы классификации видов сложных предложений.  VI. Выборочный диктант. Заполните таблицу, указывая номер предложения (знаки препинания не расставлены). 1. Язык это история народа. Язык это путь цивилизации и культуры. Поэтому - то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать но насущной необходимостью. (А. И. Куприн) 2. Язык которым Российская держава великой части света повелевает по его могуществу имеет природное изобилие красоту и сил, чем ни единому европейскому языку не уступает. И для того нет сомнения чтобы российское слово не могло приведено быть в такое совершенство каковому в других удивляемся. М. В. Ломоносов 4. До войны в нашем колхозе был такой обычай косцам в луга носили завтрак. В. Солоухин 5. Уже я с трудом различал отдельные предметы поле неясно белело вокруг за ним с каждым мгновеньем надвигаясь громадными клубами вздымался угрюмый мрак. И. Тургенев 6. Вдруг вспыхнула близко молния и осветила застывшие на миг столбы валуны полегшие травы и низкие лохматые тучки. 7. Волнистые облака рассеялись и стало жарко. 8. Несмотря на тёплые и даже жаркие дни в августе обычно заметны приметы наступления осени. М. Пришвин Виды предложений Простые | | Сложносочинённые | | Сложноподчинённые | | Бессоюзные | | V. Анализ предложений. 1. Сравнить схемы двух предложений. Привести примеры предложений, соответствующих данным схемам.  2. Дать характеристику предложения (без его предварительной записи). Составить схему. Русский язык — язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков. 3. Дать характеристику предложеня, составить его схему. Перестройте его дважды таким образом, чтобы изменилась его характеристика. Дайте общую характеристику получившимся предложениям. Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами. (В.Шукшин). А) Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, переданный нам нашими дедами и отцами. (Простое, осложнённое). Б) Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, который передан нам нашими дедами и отцами. (Сложноподчинённое с придаточным определительным) 4. Из двух простых предложений (Гроза надвигалась. Огромная лиловая туча медленно выплывала из-за леса.) составить сложносочинённое. Записать полученное предложение, добавив в первую его часть определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого существительного; во вторую – обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом. Объяснить графически пунктуацию предложения. (Например: Гроза, грохочущая вдали, надвигалась, и огромная лиловая туча, набирая силу, медленно выплывала из-за леса.) VI. Подведение итогов. Тест № 1 На месте каких цифр должны быть поставлены запятые? Через низкие ворота города мы вошли в поле (1) и (2) пройдя шагов сто вдоль каменной ограды (3) остановились перед узенькой калиткой. 1) 1, 2, 3; 2) 1; 3) 2, 3; 4) 1, 3. |