МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Запись алгоритмов с помощью диаграмм Несси - Шнейдермана (структограмм )





Язык Си является достаточно развитым для того, чтобы вообще обойтись без каких-либо особых способов записи алгоритмов.

Однако для тех, кто только начинает программировать, может понадобится более наглядное средство иллюстрации алгоритмов.

Раньше для таких целей широко использовались так называемые блок-схемы. Однако их применение очень легко может привести к появлению программ с неоправданно сложной структурой, в которой трудно разобраться.

Для описания логики работы программ вместо блок-схем можно использовать диаграммы Несси - Шнейдермана, которые отличаются тем, что пригодны для описания только структуированных программ (состоящих из базовых логических структур).

Рассмотрим базовые логические структуры и их представление в виде структограмм.

Процесс - один или несколько операторов, выполнение которых происходит последовательно. Изображается в виде прямоугольника, управление в который передается сверху, а выходит из него снизу:

 
 

Проверка условия - управление передается в один из нижних процессов:

 
 

Цикл - пока. Процесс повторяется несколько раз пока истинно условие.

9.4.

 
 

Некоторые приемы программирования

Рассмотрим некоторые типовые приемы программирования и использования рассмотренных выше операторов.

Для подсчета различных объектов, получающихся в процессе работы программы используют счетчики, которые представляют собой переменные целого типа, меняющие свои значения в процессе выполнения счета. Использование счетчика покажем на примере

программы, которая подсчитывает количество отрицательных значений функции sin( x ) для x меняющегося от xn до xk с шагом h.

Вначале запишем алгоритм с помощью диаграммы Несси-Шнейдермана.


 
 

Теперь можно рассмотреть программу на языке Си :

 

#include <math.h>

#include <stdio.h>

 

/* использование счетчика */

 

void main( void )

{

double xn, xk, h, x;

int Count; /* счетчик */

 

printf( "Введите xn, xk, h \n" );

scanf( "%lf%lf%lf", &xn, &xk, &h );

x = xn;

Count = 0; /* инициализация счетчика */

while( x <= xk )

{

if( sin(x) < 0 ) Count++; /* выполнение счета */

x += h;

}

printf( "Число отрицательных синусов = %d\n", Count);

}

 

Довольно часто в программах приходится вычислять суммы и произведения. При нахождении суммы надо выделить переменную для ее хранения, обнулить ее, затем циклически добавлять к ней очередное значение. Найдем сумму отрицательных значений функции sin(x) для x меняющегося от xn до xk с шагом h. Следующая программа решает эту задачу:

 

#include <math.h>

#include <stdio.h>

 

/* нахождение суммы отрицательных значений синуса */

 

void main( void )

{

double xn, xk, h, x, sum;

 

printf( "Введите xn, xk, h \n" );

scanf( "%lf%lf%lf", &xn, &xk, &h );

x = xn;

sum = 0; /* обнуление суммы */

while( x <= xk )

{

if( sin(x)<0 ) sum += sin(x); /* вычисление суммы */

x += h;

}

printf( "Сумма = %lf\n", sum);

}

 

Для повышения эффективности программы можно описать еще одну переменную, например sinus и изменить оператор вычисления суммы:

 

if( ( sinus = sin(x) ) < 0 ) sum += sinus;

 

В этом случае экономится время за счет однократного вычисления синуса.

Для вычисления произведения необходимо выделить переменную для его хранения, занести в эту переменную единицу и в цикле домножать ее на очередное значение.

Во многих сложных алгоритмах требуется запоминать факты наступления различных событий, связанных с процессом выполнения программы. Для этих целей используются флаги, которые представляют собой переменные целого типа, принимающие определенные значения в зависимости от этих событий. Простейший пример использования флагов иллюстрирует фрагмент программы, моделирующий работу оператора if с помощью оператора while. Иными словами, показывается, что при реализации программ можно вообще обойтись без оператора if. Действительно, рассмотрим следующий оператор if:



 

if( a > b ) k = sin(x); else k = x * x;

 

Очевидно, такие же действия будет выполнять группа операторов, использующая флаг и приведенная ниже:

 

fl = 1; /* флаг */

while ( a > b && fl ) { k = sin(x); fl = 0; }

while ( fl ) { k = x * x; fl = 0; }

 

В данном случае флаг сигнализирует о выборе одной из альтернатив оператора if.

Следующая программа устанавливает факт наличия отрицательных значений sin(x) для x меняющегося от xn до xk c шагом h :

 

#include <math.h>

#include <stdio.h>

 

/* использование флагов */

 

void main( void )

{

double xn, xk, h, x;

int minus; /* флаг */

 

printf( "Введите xn, xk, h \n" );

scanf( "%lf%lf%lf", &xn, &xk, &h );

x = xn;

minus = 0; /* предполагается, что нет не одного

отрицательного значения */

 

while( x <= xk )

{

if( sin(x) < 0 ) minus = 1;

x += h;

}

if( minus ) printf( "Имеются отрицательные значения\n" );

else printf( "Все синусы положительные\n" );

}

 

В данной программе флаг устанавливается в 1, как только появляется отрицательный синус.

Оператор прерывания цикла

Предыдущая программа имеет существенный недостаток: перебираются все значения синуса, хотя цикл можно остановить, когда появится первое отрицательное значение. Этот недостаток можно исправить, как показано в следующем фрагменте:

 

x = xn;

minus = 0;

while( x < xk && !minus )

{

...

}

 

В языке Си есть специальный оператор для прерывания цикла. Это оператор "break;". Выполнение его в программе немедленно прерывает цикл, в котором он находится и управление передается на следующий за циклом оператор. Используя оператор break, цикл предыдущей программы можно переписать в виде:

 

x = xn;

minus = 0;

while( x < xn )

{

if( sin(x) < 0 ) { minus = 1; break; }

x += h;

}

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.