МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Непосредственные предшественники





Итак, за несколько веков, у слова «gothic», образовалось несколько значений. К моменту становления рок-культуры, а это вторая половина XX века — «готика» ассоциировалась с чем-то тёмным, потому что ей предшествовали готические ужасы в кинематографе и готическая литература, на протяжении всего XIX века. Есть мнение, что «готикой» называли нечто грубое, припоминая корень этого слова. Но я не сторонник такой позиции, и уверен, что наследие веков и «тёмные» ассоциации, сыграли свою роль. Быть может, двусмысленности ради, доля «грубости» в значении термина имела какое-то место, но — не основное.
Готика — это тёмная атмосферность, так её и воспринимали.
Подбираясь, собственно, к возникновению музыкального направления, рассмотрю для начала три последовательных, и наиболее явных предшественника — это глэм-рок, панк и новая романтика.

Глэм-рок возник в начале 70-х, в Великобритании, и самая его влиятельная фигура это Дэвид Боуи. Глэм-рок позиционировался не столько музыкальным направлением, но скорее неотделимым смешением музыки, имиджа и перфоманса. Его появление было чем-то вроде реакции на «неопрятность» «подпольного» рока, но продолжением его идей. В то время как, ставший в те годы влиятельным, арт рок и прогрессив рок, излучали патетичность и монументальность, глэм продолжал гаражные традиции экспериментальности, и содержал в себе, вероятно, истинный дух рок-н-ролла. Глэм пытался уничтожить привязанность к классу, к полу, к личности, и унести зрителя в иной мир — в фантазию или фантастику. Этот принцип, впоследствии, был заимствован многими последователями глэма, в том числе готами. У ранних готических групп, влияние глэма будет видно в каверах на песни всеразличных глэм групп (прежде всего на песни Дэвида Боуи, разумеется), и в андрогинном имидже. Идеи глэма, разумеется, живы в готической тусовке до сих пор. Что же ещё можно сказать о тех, кто одевается в одежду викторианской эпохи, придавая своему имиджу мистически-мрачный оттенок, о тех, кто независимо от половой принадлежности пользуется одним и тем же мейк-апом? А имидж космических глэм-рокеров, сейчас живёт в имидже кибер и индастриал-готов.

В 1976 году, появилась новая субкультура, под названием «панк» — первоначально в Нью-Йорке — вокруг таких артистов как Патти Смит, и Ричард Хэлл. Позднее, мода пришла в Великобританию. Панк был агрессивный, провокационный, жесткий, и наполненный духом протеста — протеста против всего, и в то же время, против ничего. Первая волна классического панка пришлась на 1974 по 1978 годы, когда такие группы как «Sex Pistols», «The Clash», «The Ramones» и «The Damned», начали делать вызов рок-музыке, упрощая музыкальную структуру, и повышая скорость ритма. Союз Вивьен Вествуд и Малькольма Макларена, оказал огромное влияние на моду субкультуры, ими были открыты первые панк магазины. Макларен, так же, стал менеджером влиятельной группы «Sex Pistols».

Sex Pistols

Её участники были, в своём роде, моделями, и демонстрировали одежду Вествуд, привлекая покупателей — и они быстро стали эталонами панк-стиля. Мода и стиль стали важными компонентами субкультуры панка — и герои должны были соответствовать выбранному имиджу, как внешне, так и внутренне. Одежда была символом их идей — а их идеями были анархия и нигилизм. Одеваясь в хаотичную одежду, они играли шум — и подчёркивали кризис повседневности в конце 70-х. Цвет волос, традиционно, был не натуральный и очень яркий — например, красный или зелёный. Хаотичные начёсы или ирокезы, были олицетворением неповиновения. Уши — проколоты, по всей одежде утыканы булавки и заклёпки, огромное количество цепей, губная помада странных цветов — всё это повлияло на имидж готов.

 

Но, классический панк умирал, и какое-то музыкально-имиджевое направление, должно было его заменить. В клубах Лондона родилась новая субкультура, которую масс-медиа окрестили «новые романтики». Свежая, элегантная и красивая мода с лейтмотивом унисексуальности, являлась, в определённой степени, перерождением глэма. Тем не менее, значительное отличие заключалось в том, что глэм рок был гитарной музыкой, а новая романтика — своего рода, электро поп. Сегодня, самая знаменитая группа этого жанра — «Duran Duran». Другая, менее известная, но гораздо более интересная в нашем «готическом» контексте формация — «Adam and the Ants». Это ещё одна группа, которую «одевала» Вивьен Вествуд. Она описывала их имид, как «её романтический идеал».

Adam and the Ants

Имидж был так же андрогинный, комбинировались стили различных эпох, и яркий макиях — это тоже оказало своё влияние на готическую моду.

Первое употребление термина «готик» по отношению к музыке, было в 1967 году. Это название статьи о «The Doors».
«FOUR DOORS TO THE FUTURE: GOTHIC ROCK IS THEIR THING».

The Doors

Для многих слушателей «The Doors» стали первыми, кто по-настоящему раскрыл потенциал рока. Мысль о том, что текст в поп-песне — это нечто большее, чем банальные стишки, стала подлинным откровением, под влиянием которого многие из адептов нового культа просто потеряли голову. Джоан Дидион [американская писательница, чьи своеобразные в жанровом отношении произведения богаты экскурсами в историю культуры: «Молитвенник» (1970), «Белый альбом» (1979, сборник-эссе)] назвала «The Doors» «Норманами Мейлерами [Мейлер, Нормам (р.1923) — американский писатель и журналист, автор книг „Нагие и мертвые“ (1948), „Армии ночи“ (1968), „Песнь палача“ (1979) и др. Острый и противоречивый писатель, неоднократно высказывавшийся по злободневным социальным вопросам] из хит-парадов, миссионерами апокалиптического секса»). В наши дни, слушая их музыку и стараясь быть максимально беспристрастным и строгим критиком, я должен отметить, что около половины выпущенного «The Doors» материала выдержало проверку временем, и, если отвлечься от фактора ностальгии, этот показатель у них гораздо выше, чем у большинства современников группы.

Сам Моррисон объяснял причину популярности группы так: «Мы ориентируемся на те же человеческие потребности, что и классическая трагедия, и ранний блюз южных штатов. Считайте, что это спиритический сеанс в среде, которая стала враждебной жизни: холодной, сковывающей. Люди чувствуют, что умирают на фоне губительного ландшафта. И вот они собираются и устраивают спиритический сеанс, чтобы призвать мертвых, умилостивить их и увести прочь посредством декламации, пения, танцев и музыки. Они пытаются излечиться и вернуть в свой мир гармонию». ©

Тёмная и загадочная аура фронтмена Джима Моррисона, впоследствии, повлияет на других фронтменов культовых готических групп. Альбом «Strange Days», так же, оказал влияние на саунд пост-панк групп, таких как «Joy Division» и «Echo and the Bunnymen», уже, в свою очередь, прямо способствовающих началу готик-рока.

Альбом в целом пропитан странным психоделическим настроением. Оно ощущается и в таинственном звучании заглавной песни (где музыканты одними из первых применили синтезатор «Муг» — их опередили только «The Beach Boys» и «The Monkeys»), и в пущенных задом-наперед тарелках в «I Can’t See Your Face In My Mind» («He могу представить себе твое лицо»). По аналогии с дебютным альбомом в конце пластинки поместили самую длинную песню, «When The Music’s Over» («Когда музыка кончится»). В ее тексте прозвучали слова, которые станут лозунгом «новых левых», да и всей молодежи вообще: «We want the world and we want it now» («Нам нужен весь мир, и нужен прямо сейчас»). <...>

Джиму Моррисону был нужен весь мир и прямо сейчас, и, казалось, он мог его получить. Через два месяца после поступления в продажу альбом «Strange Days» поднялся до третьего места в хит-параде и оставался в списках еще около года. Все это время группа почти постоянно гастролировала.

Во время концертов Джим постоянно расширял границы дозволенного: залезал вверх по занавесу, как канатоходец ходил по краю сцены, а затем бросался вниз, прямо в толпу зрителей. В середине песни он вдруг подавал сигнал к молчанию и не издавал ни звука, пока напряженное молчание застывшей в ожидании публики не становилось невыносимым (однажды Джим ждал целых четыре минуты), а затем также внезапно следовала команда продолжить исполнение.

«Все это было сплошным театром, — вспоминал Денсмор о выходках Джима во время концертов. — Ничего никогда не планировалось заранее — имело место чистое проявление бессознательного. Джим был просто волшебником. Он сам никогда не знал, что отколет в ближайший вечер, и как раз удивительнее всего было напряженное ожидание — ведь мы тем более не знали, что могло произойти. Мы были ограничены рамками нашей музыки, но и эти рамки оказались не такими уж жесткими. Мы могли отклоняться от темы минут на двадцать, давая Джиму возможность показать себя: он на ходу придумывал стихи, а мы подхватывали то, о чем он пел, и некоторое время импровизировали. Потом мы снова выходили на припев песни… и все это было так восхитительно. К тому же у нас устанавливался идеальный контакт с публикой — мы доводили народ до полного экстаза!» ©

В 1967 году дебютировала группа «The Velvet Underground», выпустив альбом «The Velvet Underground and Nico», с мрачными темами и настроениями. По настоянию Уорхола, Нико спела с группой три песни. Альбом был записан преимущественно в студии «Scepter», в Нью-Йорке, в апреле 1966 года. Выпущен он был в марте 1967.Одиннадцать песен демонстрировали цельную динамическую линию, варьируясь от бомбардировок «I'm Waiting for the Man» и «Run Run Run», гула «Venus in Furs» и «Heroin», спокойствия «Femme Fatale», нежности «I'll Be Your Mirror», и наконец, самой любимой песни Энди Уорхола — «All Tomorrow’s Parties».

The Velvet Underground

Саунд был наполнен мрачным вокалом Лу Рида, гудящим альтом Кейла, гитарой Моррисона, с намёками на ритм-н-блюз или кантри и простыми, но уверенными ударными партиями Таккера.

 

Параллельно, с психоделическим гаражным роком, в Америке появились такие группы как «The Stooges» и «Alice Cooper Group» — их концепции были пропитанны нигилизмом. Позже нигилистская идеология была развита у ранних готик-музыкантов.

Готическая эстетика (чёрный цвет, смерть, сумасшествие), отсылки к готическим писателям, встречаются в текстах многих знаменитых групп 60-х. Песня «The Beatles» «I Am the Walrus» отсылала к Эдгару По, а песня «The Rolling Stones» «Paint It, Black» объясняла, какой цвет по-настоящему важен.

Дэвид Боуи в образе Зигги Стардаста

В 70-х образовалась значительная база для появления готик-рока. Корни лежат в глэм-роке — творчестве Марка Болана («T. Rex») и Дэвида Боуи.

Боуи внёс феноменальный вклад в становление готической рок-музыки. Его герой Зигги Стардаст был андрогином — эта эстетическая бомба была поистине широкомасштабной и её отголоски мы можем видеть повсюду — до сих пор. Зигги Стардаст — едва ли не самый знаменитый образ в поп-культуре, квинтэссенция своего времени. Рок-н-ролльные идеалы 60-х сошли на нет, и Зигги Стардаст стал новой иконой декаданса; его космическое происхождение удовлетворяло экзистенциальную тягу поколения к иным мирам, в которых недействительны коррумпированные людские законы, его андрогинность точно сигнализировала о двусмысленном отношении времени к проблемам пола и половой самоидентификации, его отстраненность от текущей жизни вкупе с его вызывающим одиночеством отвечали романтической мечте о Homo Superior — Человеке Превосходном, которого Боуи вывел из мифа Новой Атлантиды. Его музыка в этот период была по-своему мрачной и меланхоличной. Он охарактеризовывал свой альбом 1974 года «Diamond Dogs» эпитетом «gothic».

Андрогинному персонажу Боуи был посвящён эпохальный концептуальный альбом «The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars» 1972 года выпуска, показывающий нам мир, обречённый на погибель в ближайшие 5 лет и повествующий историю последней рок-звезды, Зигги Стардаста. Музыка в альбоме совместила элементы хард-рока, в стиле альбома «The Man Who Sold the World», с более лёгкой музыкой а-ля «Hunky Dory» и быстрый глэм, напоминающий Марка Болана — «T. Rex». Многие из композиций с этого альбома стали классикой рока — «Ziggy Stardust», «Moonage Daydream», «Hang on to Yourself» и «Suffragette City».

Герой по имени Зигги Стардаст, стал основой для первого полномасштабного тура Боуи, стартовавшего в 1972, когда он блистал со своей огненной причёской и необычной, яркой одеждой. Сопровождающая группа состояла из трёх человек, и олицетворяла «пауков с марса» — Ронсон на гитаре, Трэвон Боулдер на басу и Мик Вудмэнси на ударных.

Поздние шоу в рамках тура Зигги Стардаста превратились уже в какие-то театральные постановки. Были и скандальные, шокирующие моменты — например, стриптиз Боуи, после которого он оставался в одной, тоненькой набедренной повязке, или симуляция орального секса с гитарой Ронсона. Во время последнего концерта турне, Боуи объявил что «это не только последний концерт тура — это вообще наш последний концерт».

Зачем Боуи понадобилась эта маска, зачем ему понадобилось скрыть свою личность под слоями грима, пышными одеждами и придуманной биографией? Надо сказать, что он всегда неуютно ощущал себя на сцене. В 76-м году он сказал: «Нельзя выйти на сцену и жить — это насквозь фальшиво. Не могу я выйти в джинсах и с гитарой и так стоять перед 18 тысячами людей. Это же просто ненормально!» На первый взгляд — парадоксальное утверждение для рок-н-ролла, первым и главным козырем которого был демократизм, принципиальная идентичность толпы и человека на сцене. Однако само собой разумеющаяся такая постановка вопроса была лишь на заре становления рок-музыки, в 60-е годы. 70-е показали утопичность этой идиллии: артисты все чаще старались обозначить дистанцию между собой и зрителем, выгородить себе место, где бы они могли дышать, не боясь быть растерзанными и растворенными в толпе. Рок-н-ролльный бунт индивидуальности потребовал наконец суверенитета для этой самой индивидуальности.

По кусочкам, фрагментарно и постепенно выкристаллизовывалось «готическое» звучание — скоро должен произойти выстрел. Панк-рок движение Лондона, наряду с «Sex Pistols», «Siouxsie & The Banshees», «The Damned», формировали первую волну в музыкальном, и в имиджевом плане. Среди них «Sham 69» и «Joy Division». Последние являются ответственными за название нового жанра рок-музыки.

Возникновение готики

Ранняя терминология тёмной сцены — это прекрасная пища для споров. Откуда что появилось, почему так назвали, кто первый начал использовать, кто отказывался использовать — подобные споры постоянно, вновь и вновь возникают. Что касается термина «gothic» — здесь мнение единогласное — он входил в обиход постепенно. Журналисты всё больше использовали его, чтоб отградить специфическую сцену. Например, журналистка Мэри Хэннон в 1979 году сказала, что группы «Siouxsie and the Banshees» и «Joy Division» принадлежат к пост-панку, который, в свою очередь, является «готикой XX-го века». Стоит заметить, что Мэри здесь называла весь пост-панк «готикой», хотя позже ей станет только его часть. Мартин Хэннетт, продюсер «Joy Division», окрестил творчество своих подопечных «танцевальной музыкой с готическими нотками» чтобы отделить их от панк-рок мейнстрима.

Первое поколение готик-рок групп, не ассоциировали с готической субкультурой. Их часто относили к пост-панку, позитив панку, панк-року и новой волне. В свою очередь, тёмная часть новой волны, позже, стала называться «тёмной волной» или «darkwave».

Здесь стоит сделать лирическое отступление. Сейчас, термин «тёмная волна», утерял своё первоначальное значение.

Дарквэйв (англ. darkwave) — музыкальный стиль, одно из направлений современной электронной музыки. Используются синтезаторы звука, очень редко гитары и живые ударные. Большинство групп, работающих в данном направлении, являются исключительно студийными проектами и не дают концертов. Характеризуется мрачным звучанием. Ритм замедленный (реже — быстрый), чаще — с синкопами. Дарквейв зачастую очень атмосферен и плотен по звучанию. ©

Это ложная информация, потому что у тёмной волны, сейчас, не осталось чётких характеристик.

На самом же деле, тёмная волна — это часть новой волны. Фактически, новая волна была свежим глотком воздуха — образовались совершенно новые музыкальные жанры, которые дали основу той музыке, которую играют сейчас. Пост-панк тоже является частью этого огромного музыкального пласта, и только из него одного вытекли инди-рок, альтернативный рок, хардкор и т.д.
Характерные причёски, феминность мальчиков, обильный макияж — есть олицетворение музыки «новой волны» — это был мейнстрим, когда движение новых романтиков разрослось далеко за пределы уютных клубов Лондона. Новая волна является всепоглощающей и огромной музыкальной эпохой.

В этой культурной среде, существовала так же, её тёмная часть — то что позже стало готической субкультурой — тёмная волна, она же «darkwave». Сейчас термин «дарквэйв» употребляют по отношению к группе или исполнителю, которые являются частью тёмной сцены, но точно классифицировать их жанр — очень трудно.

Итак, что из себя представлял пост-панк?
Пост-панк — это тоже, в своём роде, эра рок-музыки, не имеющая никаких чётких характеристик, но зато наполненная характерным духом времени — но это бывает всегда, и если мы хорошо владеем историей музыки, сможем с лёгкостью классифицировать ту или иную музыку по эпохам. Самое интересное то, что панк не был сильно влиятельным музыкальным направлением. Он просто был скандальным и в определённой степени модным, но никак не влиятельным. А вот уже пост-панк, панк после краха классического панка, оказал неимоверное влияние на всю рок-музыку. Хардкор, альтернативный рок, гранж, синтипоп, не говоря уже о готике — всё это имеет одни корни. И к этому я ещё вернусь. Нельзя точно выразить, какой должен быть пост-панк по музыкальной структуре, это не стиль, это конгломерат идей рок-культуры начала 80-х годов с центром в Великобритании.

По прошествии определённого времени, пост-панк перестал существовать — брожение музыкантов закончилось, и все ушли в новые, свежеорганизованные музыкальные направления, среди которых — готик-рок.

Однако, тем не менее, можно попробовать выразить наиболее общие черты пост-панк музыки.

Как правило, использовалось достаточно большое количество электронных инструментов. Ещё это была эпоха экспериментов — со структурой, со звуком. Энергетический вектор музыкантов был направлен не на тупую агрессию, как это было с классическими панками, а к усложнённому подходу к созданию музыки, к созданию имиджа. Времена пост-панка провозгласили честное искусство — творчество ради самого творчества, потому что больше смысла жить — вроде бы и нет.

Здесь хочется отметить книгу Жана Поля Сартра под названием «Тошнота» — она вдохновила многих пост-панков.

«Тошнота» представляет собой дневник Антуана Рокентена, который, работая над биографией деятеля ХVIII века, проникается абсурдностью существования. Будучи не в состоянии обрести веру, воздействовать на окружающую действительность, Рокентен испытывает чувство тошноты; в финале герой приходит к заключению, что если он хочет сделать свое существование осмысленным, то должен написать роман. Творчество — единственное занятие, имеющее, по мнению Сартра в ту пору, хоть какой-то смысл.

 

Трёхаккордный, и никак не прогрессирующий панк, вскоре приелся, и набил оскомину, и некоторые стали уходить дальше — экспериментировать со структурой, тематикой текстов песен, и самовыражаться ещё и при помощи своего имиджа, в то время как имидж обыкновенных панков, оставался лишь проявлением нонконформизма, протеста и мятежа — антиэстетикой.

Классическими пост-панк группами являются «The Psychedelic Furs», ранние «Nick Cave and the Bad Seeds», «The Fall», «Gang of Four», «Siouxsie and the Banshees», «Orange Juice», «Joy Division», «Wire», «Killing Joke», «Echo & the Bunnymen», «The Cure». «Depeche Mode», в начале своей карьеры, записывались на лейбле «Mute», который издавал индастриал и пост-панк. Поэтому, вполне закономерно, их раннее творчество, тоже отнести к пост-панку.

В это же время упадка панка, и экспериментов над звуком, набирала обороты индустриальная музыка, которая тоже оказала своё влияние на пост-панк, но прежде всего на его «готическую» часть. Вероятно, некоторых индустриальщиков, можно легко записать в панки — да собственно, чего таить — пресса поначалу так и делала, это только много лет спустя, появились чёткие разграничения — когда появились чёткие стили, и пост-панк умер. Во времена брожения и поиска музыкальных инноваций, пресса перемешивала стили и жанры по своему усмотрению. Факт влияния индастриала на пост-панк, имеет под собой определённую почву. Известно, что Ян Кёртис («Joy Division») общался с Дженезисом Пи-Орриджем («Throbbing Gristle» — группа которая основала индастриал), многие индустриальные музыканты того времени, выступали совместно с тёмными пост-панками («Cabaret Voltaire», «SPK», «Test Department», «Psychic TV»). На лейбле «Industrial Records» (который дал название жанру), выпускались альбомы пост-панк музыкантов (Robert Rental, «The Leather Nun»). В самом начале у готики (тёмной части пост-панка) и индастриала было сильное взаимопроникновение и, впоследствии, когда началась пост-индустриальная эпоха — эти жанры развивались — причём оба развивались очень сильно, но всё равно шли в ногу. В итоге, индустриальная и готическая субкультуры являют собой «тёмную волну», или «тёмную сцену». Разумеется, и у того и у другого направления есть, так называемые, «чистые» ответвления, но взаимопроникновение этих субкультур и музыкальных течений имело место быть всегда, и имеет место быть до сих пор. Легко вспомнить традиционное название любого фестиваля, или сборника тёмной сцены — «Gothic Industrial Madness», например. Поэтому, многие готы слушают индастриал, а многие индустриальщики слушают готику.

Впоследствии, у достаточного количества видных деятелей готической музыки, будут появляться индустриально-авангардные и шумовые формации, например, у Розза Уильямса.

Характерной чертой экспериментальности пост-панка, является использование немузыкальных методов — например, шума:

Термин „шумовой рок“ обозначает часть пост-панк сцены, поднявшейся из пепла панка в конце 70-х. Использование гитарного шума становится фишкой многих групп, которые исследовали и познавали новые горизонты в звукоизвлечении. <...> Пост-панк пытается отдалиться от гладкости и вылизанности поп-культуры, без избавления от её мелодики. (Torben Sangild «The Aesthetics of Noise»).

После того, как движение новых романтиков коммерциализировалось — а коммерческая музыка не может быть реальной заменой панку, появилась почва для возникновения альтернативного течения. Должна прийти музыка, стоящая в оппозиции убогому, второсортному и слащавому мейнстриму, должно быть что-то по определению искреннее и анти-популярное, копающее вглубь — глубина и сложность не может быть на вершине хит-парадов.

Итак, на виду, среди прочих, появляются «Joy Division».

 

Joy Division

 

«Joy Division» — основоположники «манчестерского саунда», они имели чрезвычайно узнаваемое звучание, в особенности благодаря драматичному вокалу своего харизматичного фронтмена Яна Кёртиса. Раньше, музыку неоднократно называли готической, но именно в этот раз название прижилось и «gothic», стали называть все группы похожие на «Joy Division», и их альбомы «Unknown Pleasures» и «Closer», стали эталонными.

В текстах группы, можно наблюдать как раз то самое исследование глубоких и, возможно, тёмных сторон души человека. «Joy Division» выпустили всего два альбома, после чего фронтмен группы Ян Кёртис совершил самоубийство. Оставшиеся участники организовали группу «New Order». Их альбом «Movement» 1981 года, продолжил фирменное готическое звучание «Joy Division». Их дебют повлиял на такие группы как «Danse Society» и «Clan of Xymox», позже «New Order» переключились на более танцевально-ориентированную музыку.

Другая знаменитая группа в этом направлении тёмного пост-панка, была «Siouxsie and the Banshees». Фронтвумен группы, ставшая, впоследствии дивой альтернативной рок-музыки, Сюзан Дэллион, взяла себе псевдоним Siouxsie Sioux. Её имидж оказал значительное влияние на имидж ранних готик-рок групп — если «Joy Division» не выглядели как-то экстравагантно, то Сьюзи уже с 1976 года, использовала обильный и тёмный мэйк-ап.

Siouxsie Sioux

Первой группой, подчеркнувшей новое течение тёмной пост-панк музыки, оказавшей неоценимое влияние на весь готик-рок, была группа «Bauhaus» (первоначальное название «Bauhaus 1919»). Они дебютировали в 1979 году, с синглом «Bela Lugosi’s Dead», по мотивам легендарной экранизации «Дракулы» 1931 года. «Bauhaus» первыми представили то, что начиная с ранних 80-х считается эталоном готик-рока: мрачный авангардный пост-панк с элементами психоделии. Их первый сингл навеян английским глэмом — Дэвидом Боуи и «T. Rex». Обращение к глэму у «Bauhaus» не было серьёзным, это скорее добрая пародия. Характерные примеры впоследствии — каверы на Марка Болана («Telegram Sam») и Дэвида Боуи («Ziggy Stardust»). Сингл был выпущен в конце 1979 года, и многими считается началом готик-рока, и «Bauhaus» при разговоре о готической музыке приводят в пример как отцов, но часто забывают о «Joy Division», «Siouxsie and the Banshees» и «The Cure», вероятно потому что сами они первое время, ассоциировали себя с панками.

Мировоззренческая же сторона творчества «Bauhaus», казалось бы, связана с авангардом 20-х годов: об этом свидетельствует само название группы, заимствованное у германской архитектурно-дизайнерской школы — рассадника идей конструктивизма — но в действительности, «Bauhaus» абсолютно лишены футуристского пафоса, напротив — они скорее исполнены горечи и разочарования по отношению к индустриальным утопиям начала XX века, поставившим человечество на грань самоуничтожения.

Кстати, подтверждением взаимопроникновения готики и индастриала, является следующий любопытный факт: 26 мая 1979 года, «Bauhaus» выступали на разогреве у главной индастриал-группы — «Throbbing Gristle».

Bauhaus

 

Рассказывают, что во время первого выступления «Bauhaus» в некой пивной, после первых их двух вещей, в заведении осталось всего пять человек, да и те были мертвецки пьяны. Тем не менее, группа, со временем, добилась популярности и коммерческого успеха, придясь по вкусу толпам разочарованных молодых людей того времени. Этому, в немалой степени, способствовало то, что «Bauhaus» обратили на себя внимание такого гиганта рок-музыки как Дэвид Боуи, что позволило им сняться в его фильме «Голод».
Помимо «Joy Division», «Siouxsie and the Banshees» и «Bauhaus», было множество других групп. В 1980 и 1981, в Англии, формируются такие группы, как «Danse Society», «Theatre of Hate», «March Violets», «Play Dead», и «The Sisters of Mercy», «Sex Gang Children» и «Specimen» — все они являлись одной тусовкой и пресса называла их пост-панком, затем позитив-панком и наконец — готикой.

«Мы не являемся готикой, мы вообще не являемся чем-либо. Людям обязательно надо тебя куда-то запихнуть или классифицировать, прежде всего прессе. Нам всем плевать. Чёрт! Даже я могу писать о группах, любой идиот сможет это! Нас сравнивают с движением „Sex Gang“, „Death Cult“. Это НЕ ДВИЖЕНИЕ. Ну… То есть… Оно им не было, пока кто-то не назвал его движением!» — Пит Уодлтон, басист «Play Dead», апрель 1984 года.

Группа «UK Decay», корнями уходящая в панк, тоже повлияла на тёмные группы новой волны. Их музыку описывали как «The face of punk gothique».

В феврале 1981 года, фронтмен «UK Decay» описывал жанр групп «Danse Society» и «Play Dead» как «gothic».

Годом спустя, Ян Астбери из группы «Southern Death Cult» говорил о своих фанатах, называя их «gothic goblins».

Тем не менее, до 1983 года, термин «готик» не употреблялся по отношению к сцене.

В 1982 году, «готик-рок» образовал вокруг себя субкультуру, благодаря появлению групп «Sex Gang Children», «Southern Death Cult» (позже известные как «Death Cult» и ещё позже просто «The Cult»), «Skeletal Family», «Specimen», и «Alien Sex Fiend». Их выступления проводились в различных местах, но самым главным и центральным местом сбора, стал клуб «Бэткейв», открывшийся в июле 1982 года, и принадлежавший Олли Уисдому из «Specimen». Он не задумывался изначально как готический клуб, и, поначалу, в плейлистах не было готических групп. Стилистика оформления олицетворяла отсылку к глэму Дэвида Боуи, но переосмысленного в более мрачном стиле. Подобная стилистика очень подошла первым готик-группам, и вскоре он стал прототипом готического клуба. Клуб «Бэткейв», изначально позиционировался просто как альтернативный, предназначенный для людей, уставших от мейнстримовой музыки и от вконец опопсевшей «новой романтики», для людей которые хотели чего-то нового и мрачного. Сначала там играли глэм и электронику, но готик-группы, тоже находившиеся в первоначальных плейлистах постепенно начали вытеснять другую музыку. Публика, приходившая туда, отвечала всем канонам готического стиля.

Бэткейв стал оплотом развивающейся сцены, и начал привлекать внимание масс-медиа, кои, узрев свежий лайфстайл, недвусмысленно провозглашали в пресс-обзорах начало новой субкультуры. Ответная реакция была — по стране открылись клубы-прототипы «Бэткейв». В 1983 году тусовка музыкантов из «Бэткейва», поехала в мини-тур по стране чтоб дать готам за переделами Лондона почувствовать силу объединения.

Диджей клуба «Бэткейв», Хэмиш Макдональд, февраль 1984: «Да, когда мы ездили в тур в прошлом году было очевидно что молодёжь хочет танцевать, а не уныло сидеть при свечах в „альтернативном“ и „неформатном“ клубе. В маленьких городах народ тоже отрывался, но в основном под новомодные группы типа „Cocteau Twins“. Когда я ставил глэм-рок, они были какие-то более вялые. Теперь вечеринки „Бэткейва“ проводятся в клубе „Planets“, Ливерпуля, в клубе „Belfry“ Лестера и в клубе „Hacienda“ Манчестера… Это пати которая даёт молодёжи возможность устроить своеобразное панк-диско.»

Тем временем, в Америке была своя аналогичная сцена, но с другим названием — «Deathrock».

Розз Уиллиамс из «Christian Death».

Дэзрок сконцентрировался в Америке в конце 70-х, начале 80-х, как более тёмная часть традиционного панк-рока, и предвещал возникновение хардкора. Самые активные и знаменитые дэзрок-группы тогда принадлежали к сцене города Лос-Анджелеса — «The Flesh Eaters», «Kommunity FK», «45 Grave», «Christian Death», «Gun Club», «Voodoo Church», «Burning Image».

Интересно то, что в Лос-Анджелесе и Лондоне, формируется примерно одинаковая сцена, уходящая корнями в панк, но имеющая разные названия. На каждую сцену, соответственно, влияла окружающая культура — в Америке, предположим, не было «новоромантической» моды, и более влиятельными были свои музыканты — Элис Купер, «Kiss», в противовес англичанину Дэвиду Боуи.

У термина «дэзрок» тоже невнятная история, как и у термина «готика».

Впервые он был употреблён в 1950-х чтоб описать субжанр рок-н-ролла, начатый Джоди Рейнолдом (альбом «Endless Sleep») и законченный Фрэнком Уилсоном в 1964 году (альбом «Last Kiss»). Эти песни о смерти романтизировали её образ. Музыка была разбавлена художественными декламациями и эффектами.

15 лет спустя, на западном побережье США, появились панк-группы, которых впоследствии стали обзывать этим термином. Есть три версии его появления — Розз Уильямс так описывал саунд своей группы «Christian Death», после чего все подхватили это именование. Вариант что пресса начала использовать старый термин из 50-х для описания ответвления панка. И ещё одна теория возникла благодаря Нику Зедду и его фильму «Они Пожирают Отходы» 1979 года выпуска, в котором присутствовала вымышленная «дэзрок»-панк группа каннибалов, под названием «Suzy Putrid and the Mental Deficients».

Вообще, пугать в рок-музыке всеразличными ужасами, начали с начала 70-х — появились такие персонажи как Элис Купер и «Kiss». До них были отдельные представители рок-н-ролл хоррора, например Скримин Джей Хоукинс, но в 70-х это явление, так называемого, рока с хоррор-эстетикой, стало более массовым. Все эти ужасы отложили свой отпечаток на дэзрок командах, и некоторые из дэзрокеров, впоследствии, отмечали о влиянии этих групп и делали на любимые песни каверы. Американский кинематограф, славящийся своими многочисленными ужастиками, оставил свой отпечаток на эстетике дэзрока. А также, телесериалы на тему ужасов — «Семейка Аддамсов», «The Munsters», «The Twilight Zone» и «Dark Shadows». Вдохновение черпалось так же из фильмов нуар, сюрреализма и кабаре.

От британской готики, американский дэзрок, изначально отличался более грубым и грязным, почти панковским звучанием, панковским имиджем и атрибутикой музыкантов, а также, активным использованием кладбищенской и Halloween тематики (иногда даже упоминается слоган дэзрок-групп «Every day is Halloween»). В дэзроке должна присутствовать «страшная» и «бросающая в дрожь» атмосфера. Немаловажной деталью является тематика наблюдения душевных явлений в самом себе, самонаблюдение.

В дэзроке — простые аккорды, гитары с обилием эхо, громкая басовая линия и ударные, оставшиеся по наследству от панка со стандартным размером такта 4/4. Часто, вместо живых ударных, использовалась драм-машина. Для создания атмосферы, помимо шумной гитары, призрачных звуков, извлекаемых из синтезатора, музыканты экспериментировали с другими инструментами. Наполнение текстов песен различно — интроспективность, сюрреализм, тёмные стороны изоляции, потеря, депрессия, жизнь и смерть. Музыка от жесткой и меланхоличной до шутливой.

Огромную роль в дэзроке играли вокалисты — чтоб выразить весь этот страшный эмоциональный поток, чаще всего они были очень голосисты и умели отлично держать себя на сцене. Вспоминая об обособленных корнях этой музыки, в противовес английской пост-панк сцене, такая характеристика дэзрока приводится не просто так. Ранее, я писал о том, что дэзрок является предшественником хардкор-панка, часть которого позже станет называться «эмо хардкор» — тоже чисто американское направление. И эта связка, тоже очень часто игнорируется. Поэтому закономерно предположить, что корни эмо-хардкора, лежат в дэзроке. Некоторые группы, так же, как и в случае с готически-индустриальными формациями начала 80-х в Англии — балансировали между дэзроком и хардкор-панком. Поэтому, как бы это ни было странно, но корни у «эмо» и у американской готики — фактически одни и те же.

Строго говоря, термин «дэзрок», является почти синонимом к «тёмным пост-панкам первой волны», просто он возник в Америке, в то время как в Европе такого термина не существовало, был просто пост-панк. И описание дэзрока можно смело крепить к описанию того самого пост-панка, который впоследствии перерос в готик-рок. Готическая субкультура формировалась, в основном, только в Англии и Америке. Тем не менее, тёмные группы всё же создавались в других странах, среди них немецкие «Geisterfahrer», «Xmal Deutschland», «Leningrad Sandwich», «Malaria!», «Belfegore», «Girls Under Glass» и «Pink Turns Blue». В Бельгии — «Siglo XX». В Нидерландах — «Clan of Xymox» и «The Essence». Германия, кстати, отличилась впоследствии — была организована огромная инфраструктура с легендарным фестивалем «Wave-Gotik-Treffen». Первая готик-группа в Финляндии — «Musta Paraati». А первая финская группа, выпустившая готик-альбом была «Russian Love». Австралийская группа — «The Birthday Party» и так далее. Многие заметили, что новая волна затронула и Россию. Группы «Кино», «Центр», «Телевизор», «Алиса» вдохновлялись зарубежными новыми течениями и в том числе новой волной, куда входила, ко всему прочему — тёмная волна. Так, например, Виктора Цоя обвиняют в том, что он своровал свой стиль у «Joy Division». Однако, никакого «тёмного» движения в России в те годы не образовалось, и только спустя 10 лет, «готика» уже завоевав весь мир, пробилась в Россию.

Вторая и третья волна
Вторая волна готик-рока длилась 10 лет — с 1985 по 1995 год. После чего, последовала третья волна, существующая до сих пор.
В Англии, готик-группы, становились всё более популярными, и субкультура расширялась. В восьмидесятых было параллельное становление европейских готов, дэзрокеров из америки, и всего движения новой волны. Альтернативная рок-музыка популяризировалась совершенно так же, как и готик-рок, развитию которого сильно способствовали группы «The Sisters of Mercy» и «Fields of the Nephilim».

The Sisters of Mercy

К 1985 году, эра пост-панка уступала новым музыкальным стилям, и многие готик-группы первого поколения распались или сменили стиль. Первый альбом «The Sisters of Mercy» «First and Last and Always» 1985 года, ворвался в британский топ, и это было показателем того, что новое поколение заменяет старое. Голос вокалиста Эндрю Элдрича, создал определённый эталон исполнения готик-рока, и его стали впоследствии называть «Крёстным отцом готов». Группа использовала драм машину, что являлось инновационным для тёмной сцены.

Во время второй волны, термин и стиль, были замечены крупными английскими журналами — «The Face» и «NME». Готы создавали фанзины, многие новые клубы делались по образу и подобию Бэткейва. В 1983 году, вышел вампирский фильм «Голод» с Дэвидом Боуи и Катрин Денёв в главных ролях. Во время начальных титров, на сцене играют «Bauhaus», исполняя «Bela Lugosi’s Dead». Это была квинтэссенция глэма, ужаса, готики и мэйнстрима. В фильме главные герои убивают своих жертв крошечными ножами в форме анка — именно оттуда пошёл этот символ у готов.

Тем временем, в готической музыке меняются приоритеты. Ранние журналы, говоря о готах, делали это с позиции панка и его корней, так же, ассоциируя готическую музыку с нигилизмом индастриала. Готик-журналы второй волны стали рассматривать готическую музыку, повествуя о поэтичности и романтичности их звучания. Панк-корни и нигилизм начали уходить, на поверхности оставалась тематика самонаблюдения и самокопания, всё более вдохновляющаяся романтизмом.

Постепенно исходная жесткость готики ослабевает, она становится более задушевной, фокусируясь на лирическом герое с его чувствами, переживаниями. Внешний облик музыкантов, тексты песен, оформление альбомов также меняются: наряду с традиционными дарк-панковыми образами, современная готика обращается к традициям литературного и художественного символизма, с его культом красоты как самодовлеющей ценности, в то же время — чувством разочарования, ощущением бессмысленности земного существования, бегства от реальности в мир грез. Часто встречаются темы дуальности любви и смерти, красоты и жестокости, святости и греха, надежды и отчаяния.

Новая волна, пост-панк и готик-рок, набирали обороты, укрепляя позиции в качестве обособленных жанров музыки. Были и те, кто находились на границе стилей. «Skinny Puppy», например, можно охарактеризовать, как смесь готик и индастриала, а «Depeche Mode», как смесь синтипопа, готики и индастриала. Синтипоп проекты «Camouflage», «Secession», «Celebrate the Nun», «Red Flag», продолжали дело «Depeche Mode», готическая музыка скрестилась с клубной — синтипоп стал появляться в готик-роке.

Вместе с таким плавным и однокоренным развитием тёмной сцены, начал возникать жанр, который ныне является исключительно и крайне противоречивым — готик-метал.

 

 

Жанр хэви метал музыки, вокруг которого разрослось огромное количество споров и склок.

Глядя с позиции нашего времени, нюансы чаще всего теряются, и сейчас для многих, готическая музыка начинается именно с готик-метала, благодаря его огромной популярности. Парадокс состоит в том, что метал-культура — это самобытная и отдельная культура, никак не соприкасающаяся с глэмом, панком и пост-панком. В истории возникновения готической музыки — в предыдущих разделах, я писал о музыкальных корнях — и у готики в музыкальных корнях есть всё что угодно — психоделик, арт рок, авангард, но только не метал. Поэтому, согласно музыкальной истории — «Depeche Mode» более «готичны» чем любая метал-группа того же времени.

Впервые термин «gothic metal», был использован для описания музыки группы «Creaming Jesus», исполнявшей в середине 80-х тяжелый готический пост-панк. Существенно опередив свое время, группа не внесла заметного вклада в развитие жанра. Заметный прорыв в данной области произошел в середине 90-х, когда резко сменившая звучание команда «Lacrimosa», под предводительством небезызвестного Тило Вольфа, создала исключительно примечательную и эталонную для готик-метала запись — альбом «Inferno». Удачно сочетая тяжелое готик роковое звучание с оркестровыми аранжировками, Вольфу удалось достичь самобытного, аутентичного звучания, которое стало архетипом словосочетания «gothic metal». Параллельно в этой области работали и работают такие группы как «Dreadful Shadows», «Into the Abyss», «Mantus» и другие. Также хотелось бы заметить, что крайне неверно называть готик рок команды с утяжеленным звучанием («Nosferatu», «Shadow Project»), готическим металом, ибо у метала существуют совершенно чёткие, почти канонизированные рамки — как в общей композиционной характеристике, так в риффах, подаче и имидже.

Готический метал, конечно же, не был обойден вниманием и со стороны самих металистов, в «честь» которых он был назван. Готик-металлические, а точнее будет сказать, метало-готические альбомы полезли, как грибы после дождя, и, надо признать, некоторые из них можно смело ставить на полку рядом с шедеврами готической сцены. Так, одну из наиболее признанных команд этого жанра, можно выделить «Crematory», игравшую в начале 90-х смесь дума с дэтом, и сменившую свое звучание на модный и только начавший входить в обиход среди металлических групп, готик-метал саунд. Также, на этом поприще, засветилась еще одна дум звезда «Theatre of Tragedy», выпустившая крайне странный альбом «Aegis» — занудный для готов, и слишком «легкий» для металистов. Тем не менее, этот альбом вспоминается в первую очередь, когда речь идет о готическом метале от музыкантов, в прошлом играющих метал-музыку. Сказать по правде, примеров, когда симфонические фьюжены дума, называют готик металом, наберется несметное множество и перечислять их все просто не имеет смысла, но, если вам случится услышать на каком-либо альбоме атмосферное интро, за которым следует облегченный гитарный перебор с заторможенной ритм-секцией, на фоне которых что-то заунывно поет какая-нибудь барышня, а ей время от времени подпевает «грубый» мужской вокал — будьте почти уверены — это «готик метал».

Вопрос состоит в том, какие у него характеристики на самом деле — как отличить его от стоящих буквально рядом субжанров метала? Всеразличные дискурсы не приводят совершенно ни к какой конкретизации — приводятся даже такие глупые тезисы как «особое настроение», которое «можно только почувствовать». Но я привык говорить о музыкальных жанрах конкретно, поэтому предполагаю, что у готик-метала по сути — вообще нет никаких характеристик.

Готик-метал сейчас, это довольно узкий сборник метал-приёмов и фишек — этот жанр не изобрёл совершенно ничего своего. Часто отмечается наличие в готик-метала мужского рыка и женского сопрано — но это не может быть признаком или характеристикой. Ярлычок готик-метал обычно лепят на симфонические-дум или пауэр группы. Это именование подхвачено лейблами и прессой, все верят в его существование и даже спорят на тему — но предмета спора нет, есть лишь металлические группы, играющие грустную и пафосную музыку на грани симфоник-метала, пауэра и дума, и условно считающихся готик-металом.

 

Единственный альбом, который можно по праву считать настоящим готик-металом, это вышеупомянутый «Aegis» от «Theatre of Tragedy». В целях самообразования: если читатель знает ещё подобные примеры — просьба писать мне на электропочту.

Отличительными знаками готик-метала считаются — темы отчаяния, депрессии, трагедии, любви и смерти в лирике. Иногда — религии. Бывает что повествование идёт о временах средневековья, нового времени, викторианской эпохе или прочих эпохах нового времени. Романтические или фентезийные тексты готик-метала, сильно контрастируют с нигилизмом первоначальной готической музыки. По моему мнению, метал по большей части пафосный. Я не знаю, почему так получилось, но это так. И отчаяние, депрессия, самокопания, уныние или средневековый мрак — преподносятся металистами на полном серьёзе, в противовес изначальной готической музыке и хоррор-эстетике — панк отложил свой отпечаток — готик-рок не покидал определённый процент стёба и юмора, но в готик-метале, его нет совсем.

Позже стали появляться довольно странные группы, в какой-то степени создающие облегчённую версию готик-метала — это «HIM», «The 69 Eyes», «Lacuna Coil». Их трудно отнести куда-либо, скорее всего это обычный, унылый мейнстрим для аудитории канала «MTV».

В девяностых, развитие субкультуры имело грандиозные темпы. Под термином «готы» стали подразумевать не только «бэткейверов», и прочих приверженцев старой школы. Новые субкультурные веяния, течения и стили музыки, имели большой успех, и готом стали называть даже того, кто не слушал ни оригинальную готическую музыку, ни того, кто одевался в стиле дэзрок.

Это дало основу для развития слэнга внутри субкультуры, например, новоиспечённых готиков, стали называть «baby bats».

В девяностых укрепился жанр, появившийся ещё в 80-х — этэриал.

Cocteau Twins

Точно неизвестно, в каком году и при каких обстоятельствах, название этэриал утвердилось в виде названия музыкального стиля, однако общепринято, родоначальниками жанра считать три коллектива — «Cocteau Twins», «Dead Can Dance» и «This Mortal Coil». «Cocteau Twins» и «Dead Can Dance» вышли из пост-панк среды, однако их дальнейшее развитие пошло различными путями — сформировав две различных ветки внутри этэриала. «Cocteau Twins» начиная с первого альбома «Garlands» ориентировались на мягкий, меланхоличный рок, с медленными гитарными переборами — делая основной акцент на харизматичном вокале Элизабет Фрэйзер, дальнейшее развитие их музыкальные идеи, получили на альбоме «Treasure». «Dead Can Dance» дебютировали одноименным альбомом, на котором были отчётливо слышны пост-панковые влияния группы, однако, уже начиная с сингла «Garden of the Arcane Delight» и второго альбома «Spleen and Ideal» их музыка приобретает более эзотерический оттенок — сочетая элементы неоклассики и этнической музыки. Третий коллектив, оказавший явное влияние на развитие стиля — «This Mortal Coil», по сути является сборной группой лейбла «4AD». В записи альбомов «It’ll End in Tears», «Filigree & Shadow» и «Blood», принимали участие музыканты «Cocteau Twins», «Siouxsie and the Banshees», «Dead Can Dance», «X-mal Deutschland», «Colourbox», «The Wolfgang Press», «Dif Juz», «Pixies», «Throwing Muses». Общим у этих трех групп, было наличие доминирующего женского вокала — именно этот элемент и является основным признаком стиля.

О немецкой тёмной сцене, можно писать отдельную длинную статью, потому что в 90-х она стала фактически европейским центром готики. В Германии создаются свои каноны и огромная инфраструктура, немецкая тёмная школа очень сильно способствовала развитию тёмной сцены в окрестных странах.

На рубеже 80-х и 90-х годов, готика переживает новые драматические перемены. Интерес британской и американской публики к готик-року спадает. В то же время, готика обретает второе рождение в континентальной Европе, но уже в иной, нежели традиционный готик-рок, индустриально-электронной форме. Ключевую роль здесь играет немецкий дарквэйв — обособленное и, пожалуй, самое синкретическое направление современной готической музыки («Goethes Erben», «Deine Lakaien», «Diary of Dreams»).

Как я уже говорил, «дарквэйв», он же «тёмная волна» — это обобщающий термин, но благодаря ассоциациям с немецкими готическими группами тёмной волны, которые так называли — мы сейчас имеем какие-то вполне конкретные каноны, когда «дарквэйв» это не просто «тёмная музыка», но вполне конкретная электронная музыка — и электронная благодаря немецким традициям оной («Tangerine Dream», «Kraftwerk», «Can»).

Почву для этого немецкого направления, подготовили еще в конце 70-х французы «Die Form», а позднее британцы «Alien Sex Fiend» и «Killing Joke». Но подлинный расцвет немецкого дарквэйва, наступает в конце 80-х. В рамках дарквэйва сливаются воедино элементы пост-панка, индастриала и техно, академического авангарда, арт-рока и даже классической музыки. Не меньшую склонность к эклектике проявляет немецкий проект «Qntal», соединяющий средневековые мотивы с электронным битом.

Смерть пост-панка и новой волны, так же, освежили группы «Love Is Colder Than Death», «The Frozen Autumn», ранние «Love Like Blood». Эти группы вдохновлялись непосредственно олдскулом, и своими корнями уходят в первую волну. К ним примыкают «Das Ich», «Relatives Menschsein», делающие упор на театрализованность, и продолжающие славные начинания немецкой тёмной волны.

Группы «Silke Bischoff», «In My Rosary», «Engelsstaub», «Annabelle’s Garden» и «Canticum Funebris» смешали тёмный синтипоп и готик-рок с элементами нео-фолка и неоклассики. В то же время, появилась весьма интересная формация, под названием «Sopor Aeternus & The Ensemble Of Shadows», соединившая элементы готик-рока с фольклором и средневековой музыкой. «Sopor Aeternus» довольно трудно классифицировать, но этнические мотивы у Анны Варни звучат довольно часто.


Анна Варни, «Sopor Aeternus & The Ensemble Of Shadows».

Этно-готика, этно-этэриал — такие термины возникли, когда стало необходимо дать название тому новому стилю, который создали «Dead Can Dance», экспериментируя со средневековой музыкой Европы и Востока. Начало этим экспериментам положил альбом «Serpent`s Egg», а своего апогея они достигли в работе «Aion» . По своей сути, ethno-gothic является, как попыткой европейцев понять «загадочный Восток», так и через призму времени по-новому осмыслить и взглянуть на свое и чужое культурное наследие. Отсюда и настроения: загадочность, таинственность, погруженность, мечтательность (доставшиеся в наследство от dream-pop эстетики), характерные для этэриала вокалы и эмбиентные фоны и, конечно же, использование различных этнических музыкальных инструментов и песенных традиций.

Dead Can Dance

Во времена расцвета этэриала, в девяностых, эксперименты с этнической музыкой были подхвачены многими группами и исполнителями.

Так же, в девяностых, многие индустриальные проекты, стали ассоциироваться с готической субкультурой, благодаря её популярности. Взаимопроникновение, существовавшее в готике и индастриале почти всегда, отлично подчёркивает популярный музыкальный жанр — Electronic Body Music.

Как и любой другой жанр музыки, EBM возник не на пустом месте, и потребовался не один год для его окончательной кристаллизации. Корни жанра лежат в раннем электро-попе и, в принципе, EBM можно охарактеризовать как электро-поп без человеческого лица.

В начале 80-х искали новые пути самовыражения «Clock DVA», «Click Click» и «Portion Control» в Англии, «Skinny Puppy» в Канаде, «Front 242», «The Neon Judgement» и «Absolute Body Control» в Бельгии. Все они, в той или иной мере, считаются родоначальниками стиля, однако подлинными его отцами стали «Front 242», кои в 1984 году дали этой новой танцевальной музыке имя — «Electronic Body Music». Вместе с тем, по другую сторону Атлантики, 1984 год отмечен выпуском дебютного альбома «Skinny Puppy» «Remission», своим депрессивным звучанием, проторившим дорожку будущему дарк-электро. Однако, записав еще одну EBM-пластинку «Bites» (1985), группа серьезно углубилась в эксперименты со звучанием и ее последующие работы можно назвать EBM лишь с большой натяжкой.

Во второй половине 80-х, EBM вступил в зрелую фазу. Окончательно выпестовались основные его элементы: тяжелая танцевальная ритм-секция, тоталитарно-милитарная эстетика, плакатная лирика, нередкое использование речевых сэмплов, порой встречающиеся отрывистые клавишные проигрыши. Новые ритмы буквально захватили Европу. К этому периоду относятся лучшие работы родоначальников жанра. Сегодня такие группы, как «Nitzer Ebb», «The Klinik», «Bigod 20», «Vomito Negro», «A Split-Second», «Front Line Assembly» или «Leaether Strip» — признанные классики жанра, а их пластинки — наглядное пособие для новичков.

Пик EBM приходится на конец 80-х — начало 90-х годов, и, фактически к середине 90-х EBM вымирает, мутировав в новый жанр «дарк электро». По сути, это тот же старый добрый EBM, нацеленный, однако, не в ноги, а в голову. В этом стиле доминирующим является мрачное, депрессивное настроение, часты псевдоклассические оркестровки и совсем не обязателен, штурмующий тело, «bestialic beat». Лидеры направления — такие проекты, как «Wumpscut», «Suicide Commando», «In Strict Confidence» и «Velvet Acid Christ». Дарк электро живет и по сей день, однако развитие его уже давным-давно застопорилось и нынешние молодые группы, в основном, занимаются неприкрытым копированием вышеозначенных кумиров.

В 1992 году, после объединения Германии, отгремел первый фестиваль «Wave-Gotik-Treffen». «Treffen» означает «встреча». Мероприятие прошло в клубе «Eiskeller», в Лейпциге. С тех пор, количество групп росло и сейчас, там можно лицезреть, более ста пятидесяти формаций всеразличных жанров тёмной волны — экспериментальная музыка, EBM, нойз, дэзрок, неоклассика, неофолк, готик-рок, средневековая музыка и так далее.

Середина 90-х годов обозначила третью волну готического рока, когда он стал ещё более жестким и электронным — влияние на него оказала пост-индустриальная музыка и EBM. Некоторые клубы полностью убрали из сетлистов дэзрок или готик-рок первого поколения, оставив лишь новомодные группы. Такие тенденции, многих готов просто взбесили, они оставались верны живому и припанкованному звуку старого-доброго дэзрока.

С сайта одного американского гот-клуба:

«Нас уже задолбало ходить в гот-клубы и слушать всякий транс, техно и синтипоп. Это не клуб латексных фетишистов, это прибежище готов и дэс панков!»

Итак, в 90-х продолжали играть некоторые оставшиеся группы старой школы, но появлялись и новые — американцы «Switchblade Symphony» и «London After Midnight», англичане «Children on Stun», «All Living Fear», «Vendemmian» и «Rosetta Stone». Прочие популярные готик-рок формации 90-х — «The Cruxshadows», «The Last Dance», «Sunshine Blind» и «The Shroud».

В Германии выпускались многочисленные сборники готик-групп, включающие в себя музыку «Love Like Blood», «Mephisto Walz», «The Merry Thoughts», и «Two Witches».

Во Франции появились «Corpus Delicti» и «Dead Souls Rising».

Благодаря интернету и активной дистрибьюции компакт-дисков, музыка стала распространяться по миру, и популяризация тёмной музыки двигалась с огромной скоростью.

 

 

В середине 90-х годов, основные рэкорд-лейблы стали рекламировать хард-рок и метал-группы, приклеивая к ним красивые названия «gothic» и «industrial». Это разрушило первоначальную эстетику элитизма и тотального андеграунда, искусства ради искусства. Готическую музыку стали ассоциировать с группами на слуху — «HIM», «Marilyn Manson», и, чуть позже, «Evanescence», хотя они и не играли готик-рок. Общество стало называть готикой мэйнстримовые группы, а готов называть сатанистами или просто чокнутыми, припоминая им стрельбу в школах. Стрельба в Колорадо (Колумбина) повлекла бурные протесты общественности Америки против готов.

Во всём мире, клубная субкультура превратилась в танцевальную, под большим влиянием EBM. Во время третьей волны, эклектика стилей и жанров ещё более усилилась, и готической музыкой сейчас называют даже то что совершенно не похоже на готик-рок, как, к примеру фьюче-поп.

К середине 90-х годов популярность синтипопа, индастриала и EBM заметно ослабла: имевшие большой успех в 80-х годах, эти направления стали изживать себя, а термин «электронная музыка», стал ассоциироваться с клубными танцевальными направлениями. Тогда, на стыке веков, и возник фьюче-поп — как новый виток эволюции альтернативной электронной сцены. И, несмотря на молодость стиля, представители фьюче-поп занимают сейчас ведущие места в европейских альтернативных чартах.

Фьюче-поп синтезировал в себе лучшие традиции индустриальной музыки, синти-попа и клубной музыки: от индастриала и EBM он взял энергетику и многослойность семплирования, что делает эту музыку жесткой, но интересной и насыщенной разнообразными звуковыми эффектами; ритм, танцевальность и современное звучание — от клубной музыки, благодаря чему фьюче-поп с успехом гремит на европейских танц-полах; романтику и лирику — от синти-попа, что делает эту музыку более душевной. Благодаря такому смешению стилей музыка фьюче-поп интересна как для домашнего прослушивания, так и для танц-пола. Этот симбиоз оказался очень удачным, и вывел этот жанр на лидирующие позиции в Европе. Основными представителями и идеологами фьюче-попа являются «VNV Nation» (Великобритания), «Covenant» (Швеция) и «Apoptygma Berzerk» (Норвегия).

VNV Nation

Во время третьей волны, готическая субкультура пришла в Россию. Стали появляться готические сайты, и непосредственные адепты субкультуры, на улицах городов нашей необъятной родины, пополняя ряды «неформалов».

Поскольку, в Россию готическая субкультура пришла уже, будучи разрозненной — панки, кислотники, металисты, вполне закономерно гласит украинский готик-фак — «готика у каждого своя!» Конкретнее говорить о готике в России пока нечего. Россия лишь потребляет готовый продукт и перенимает то что уже создано за рубежом. Ничего принципиально нового в готике у нас нет.

2000-х годах произошло возвращение к музыке восьмидесятых, и старые жанры возымели свою новую жизнь. Прежде всего, восстановление дэзрока. Появилась мода на старую школу, на одежду в стиле тёмных панков, появились новые дэзрок группы «Cinema Strange», «Quidam», «Black Ice», «Bloody Dead And Sexy», «Chants of Maldoror», «Tragic Black». Выступления «The Cure» и восстановившихся «Bauhaus», так же, популяризировали старый саунд готик-музыки. Интернет здесь имеет самое важное и основное значение, как главенствующий информационный источник. Существует куча сайтов, посвящённых олдскул группам. Новый виток старой музыки имеет место быть, так же, в Лондоне. И, с позволения сказать, в России. Хоть и чудовищно маленький, по сравнению с Европой и Америкой.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.