Количественный подход к анализу полезности (кардиналистский) Тема 6. Основы теории потребительского поведения 1 Потребительское поведение. Суверенитет потребителя. 2 Количественный подход к анализу полезности (кардиналистский) 3 Порядковый подход к анализу полезности (ординалистский) Потребительское поведение. Суверенитет потребителя Каждый потребитель решает для себя три вопроса: 1) что купить? 2) сколько стоит? 3) хватит ли денег на покупку? Чтобы ответить на первый вопрос, необходимо выяснить полезность блага для потребителя. Чтобы ответить на второй вопрос – исследовать цену. Чтобы решить третий – определить доход потребителя. Эти три проблемы – полезность, цена, доход – составляют содержание теории потребления. Потребительское поведение– процесс формирования спроса потребителей на разные товары и услуги с учетом их дохода и личных предпочтений. Значение анализа потребительского поведения: 1 потребительское поведение определяет развитие производства товаров и услуг и их предложение на рынке; 2 осуществляя выбор, потребитель определяет судьбу фирм. Рациональное потребительское поведение заключается в достижении получения максимальной полезности от приобретения товаров и услуг при ограниченных возможностях. Этапы изучения поведения потребителя: 1 изучение субъективных предпочтений; 2 изучение бюджетных возможностей потребителя; 3 соотнесение предпочтений потребителя с его бюджетными возможностями. Суверенитет потребителя– его право осуществлять выбор на рынке самостоятельно, тем самым, определяя судьбу фирмы. Если суверенитет потребителя ограничивается, то потребитель ведет себя не адекватно. Следовательно: 1) не реализуется цель – рациональное поведение потребителя; 2) происходит дезориентация производителя; 3) возникает неравновесное состояние рынка. Ограничение свободы потребителя возможно вследствие следующих факторов: 1 нормированное потребление; 2 запреты на производство и продажу товаров, потребительские свойства которых сопровождаются вредными для здоровья эффектами; 3 запреты на производство и продажу товаров, потребительские свойства которых наносят вред для потребителя с точки зрения общества; 4 эффект присоединения к большинству (спрос возрастает из-за того, что другие тоже потребляют этот товар, чтобы не выглядеть «белой вороной»); 5 эффект сноба – наблюдается уменьшение спроса индивида на товар вследствие того, что его покупают другие; 6 эффект Веблена, потребитель покупает данный товар, потому что он имеет более высокую цену по сравнению с остальными, чтобы произвести впечатление. Главным фактором поведения потребителя является полезность того или иного товара. Количественный подход к анализу полезности (кардиналистский) Полезность блага – способность экономического блага удовлетворять одну или несколько потребностей человека. Различают предельную и общую полезность. Предельная полезность (MU) – полезность от потребления дополнительной единицы продукта/услуги. Совокупная полезность (TU) равна сумме предельных полезностей всех единиц этого товара. Количественный подход предполагает: 1 полезности отдельных товаров можно измерить количественно (подобно измерению массы, расстояния и т.д.) в гипотетических единицах – ютиль; 2 полезности отдельных товаров не зависят друг от друга; 3 процесс потребления подвержен действию закона убывающей предельной полезности. 
С увеличением потребления общая полезность растет, однако наступает момент насыщения, т.е. прекращение потребления вообще. Это объясняется тем, что каждая дополнительная единица потребляемого блага приносит все меньшую и меньшую дополнительную полезность. В момент насыщения MU = 0  Предельная полезность – отношение изменения совокупной полезности к изменению потребляемого количества продукта. |