МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Основные подходы к оценке конкурентных позиций предприятия





 

В настоящее время используются следующие подходы к оценке конкурентных позиций предприятия.

Изучение конкурентоспособности с позиций сравнительных преимуществ на базе теории равновесия. Данный подход основан на классической теории международного разделения труда, учитыва­ющей закон сравнительных преимуществ. Согласно этому закону каж­дая страна специализируется на производстве и экспорте тех товаров, по которым ее издержки более низкие, хотя в отдельных случаях по абсолютной величине они могут быть выше, чем у конкурентов.

На практике определить сравнительные преимущества крайне затруднительно. Чаще всего используется подход, основанный на пред­положении о том, что чем ниже издержки производства в отрасли, тем большие преимущества имеет предприятие (отрасль) по сравнению с конкурентами. В конечном счете сравнительные преимущества оп­ределяются по конечному результату взаимодействия предприятия с рынком с точки зрения достижения поставленных целей по следу­ющим показателям: объем прибыли, норма прибыли, уровень продаж, доля рынка.

Теория равновесия по Маршаллу предполагает такое состояние предприятия, когда у него нет стимулов для кардинального измене­ния своего положения на рынке. В условиях равновесия все факторы производства используются с одинаковой эффективностью. Поэтому у конкурентов отсутствуют стимулы для вхождения в отрасль. Крите­рием конкурентоспособности в данной ситуации является наличие у предприятия факторов производства, которые могут быть использо­ваны с большей, чем у конкурентов, эффективностью. Данный подход начал применяться в ОЭСР Комитетом по изучению экономического положения и проблем развития и предполагает использование таких показателей, как процентные ставки по банковским кредитам, относи­тельная стоимость закупаемого оборудования и относительные став­ки заработной платы.

Методологию, основанную на теории равновесия, можно исполь­зовать для оценки конкурентоспособности потенциала конкретного предприятия лишь ограниченно. Это объясняется тем, что теория была разработана для системы несовершенной конкуренции и базируется на утверждении о том, что отрасль должна придти в состояние равно­весия, что в реальности крайне редко наблюдается на длительный пе­риод времени.

Изучение конкурентоспособности на основе теории эффек­тивной конкуренции. Этот подход предполагает определение крите­рия эффективной конкуренции структурным и функциональным ме­тодами.

Согласно структурному методу оценка конкурентоспособности предприятия определяется по уровню монополизации отрасли, а имен­но: по степени концентрации производства и капитала и учету «вход­ных барьеров». В международном маркетинге выделяются следующие базовые факторы, определяющие интенсивность конкуренции и уро­вень конкурентоспособности предприятия: потенциал рынка, легкость доступа, вид товара, «входные барьеры», однородность рынка, струк­тура отрасли (конкурентные позиции предприятия), степень вовлече­ния предприятий в отрасль, возможность технологических нововве­дений, экономия на масштабе, диверсификация предприятий.

Функциональный метод основан на использовании экономиче­ских показателей деятельности предприятий. В рамках этого метода американская консалтинговая фирма «Dan and Bradstrit» предлагает использовать три группы показателей:



1) показатели эффективности производственно-сбытовой деятель­ности, которые включают в себя:

· соотношение чистой прибыли и чистых продаж,

· соотношение чистой прибыли и чистой стоимости материаль­ных активов,

· соотношение чистой прибыли и чистого оборотного капитала;

2) показатели эффективности использования основного и оборот­ного капитала, которые включают в себя:

· отношение чистых продаж к чистой стоимости материальных активов,

· отношение чистых продаж к чистому оборотному капиталу,

· отношение чистых продаж к стоимости материально-производ- ственных запасов,

· отношение основного капитала к стоимости материальных ак­тивов,

· отношение материально-производственных запасов к чистому оборотному капиталу;

3) показатели эффективности финансовой деятельности, которые включают в себя:

· отношение оборотного капитала к текущему долгу, погашенно­му в течение одного года,

· период оплаты текущих счетов,

· отношение текущего долга к стоимости текущих активов,

· отношение общего долга к стоимости материальных активов,

· отношение текущего долга к стоимости материально-производ­ственных запасов,

· отношение долгосрочных обязательств к чистому оборотному капиталу.

Данный метод позволяет оценить конкурентоспособность отдель­ных предприятий, входящих в более крупные объединения. В этом случае добавляется расчет показателя производительности труда (от­ношение величины добавленной стоимости к общему числу занятых на предприятии). Разрыв производительности труда подразделений крупных предприятий в 10% и более несет в себе серьезную угрозу конкурентоспособности. Кроме названного показателя в качестве кри­териев конкурентоспособности используют показатель рентабельно­сти инвестиций и норму прибыли.

Изучение конкурентоспособности на базе теории качества товара. В особую группу выделяются методы, основанные на теории качества товара. Объективный подход к оценке качества предполагает сравнение товаров предприятия с аналогичными товарами конкурен­тов. Сравнение чаще всего осуществляется сопоставлением ряда по­требительных параметров продуктов. Оценка конкурентоспособности предприятия по параметрам качества ее продукции проводится мето­дом профилей, который основан на теории маркетинга и используется консалтинговыми фирмами Западной Европы.

Данный метод осуществляется в три этапа:

1) устанавливают тип рынка, его требования к товару и степень удовлетворения запросов потребителей. Информацию собирают пу­тем опроса достаточно представительных групп потребителей;

2) определяют потребительские требования к продукту предпри­ятия с целью обеспечения его максимальной рентабельности;

3) проводят сравнительное исследование деятельности сбытово­го подразделения предприятия и всей сбытовой сети по товару. Сопо­ставляют параметры предлагаемого рынку продукта с параметрами товара-конкурента.

Первичным критерием эффективности системы сбыта предприятия является время прохождения товара от продавца к потребителю, которое предприятие всегда стремится минимизировать. В качестве еще одного метода оценки конкурентоспособности предприятия на базе теории ка­чества товара выступает экспертно-диалоговая система оценки качества.

Матричные методы изучения конкурентоспособности. Эти методы применяются при изучении процессов конкуренции в дина­мике и в большинстве случаев основаны на концепции жизненного цикла товара и технологии. На каждой стадии жизненного цикла то­вара данные методы позволяют решать проблему эффективной реали­зации и формирования высокого конкурентного статуса предприятия. Примером использования данных методов является матричная мето­дика оценки конкурентоспособности, разработанная американской маркетинговой организацией «Бостонская консалтинговая группа» (БКГ). Матрица конкурентоспособности по методике БКГ строится по двум показателям, один из которых отражает временной период исследования конкуренции. На графике по вертикали отмечаются тем­пы роста емкости рынка в линейном масштабе, а по горизонтали — относительные доли рынка в логарифмическом масштабе. Сильные конкурентные позиции будут у предприятий, занимающих значитель­ную долю на быстрорастущем рынке. Другим примером использова­ния матричных методов является подход Портера. Основная идея, поло­женная в основу данного подхода, звучит следующим образом: не обя­зательно иметь высокую долю рынка — необходимо осуществлять эффек­тивную стратегию, используя небольшую долю рынка при меньших затратах и высоком доходе от инвестиций.

Экспертные методы изучения конкурентоспособности. Интег­ральную оценку конкурентоспособности предприятия можно осуще­ствить с помощью методики, разработанной в Волгограде и успешно используемой в российской экономической практике.

Эта методика предполагает оценку конкурентоспособности в раз­резе четырех групп базовых показателей:

1) эффективность управления производственным процессом (ЭП);

2) эффективность управления оборотными средствами (ФП);

3) эффективность управления сбытом (ЭС);

4) эффективность управления конкурентоспособностью товара (КТ).

Для обеспечения репрезентативности оценки конкурентоспособ­ности критерии и показатели, входящие в первые три группы, имеют коэффициенты весомости, которые определяются экспертным методом, способом последовательных сравнений. Значение коэффициентов вари­ации, по которым определяли согласие экспертов по выставленным ко­эффициентам весомости, не превышает 17%, что свидетельствует об объективности мнений. Данный метод реализуется в три этапа:

1) рассчитываются показатели конкурентоспособности предпри­ятия и переводятся в относительные величины (баллы). Использует­ся 15-балльная шкала оценки;

2) вычисляются критерии конкурентоспособности предприятия как средневзвешенные арифметические величины по выведенным формулам;

3) рассчитывается интегральный коэффициент конкурентоспо­собности предприятия (Ккп) по формуле

 

 

На основе полученного значения ККП делаются выводы об уровне конкурентоспособности потенциала предприятия и намечаются меро­приятия по его укреплению.

 

13.3 Методы оценки конкурентоспособности товара

 

При разработке товара определяют основные характеристики по качеству и конкурентоспособности товара, реализуемого в процессе производства и эксплуатации.

Под качеством товара понимают совокупность свойств и харак­теристик, которые придают товару способность удовлетворять потреб­ности покупателя. Важными свойствами для оценки качества товара являются:

· технический уровень, который отражает материализацию в то­варе научно-технических достижений;

· эстетический уровень, который определяется комплексом свойств, связанных с эстетическими ощущениями и взглядами;

· техническое качество — гармоничная увязка предполагаемых и фактических потребительных свойств в эксплуатации товара (функ­циональная точность, надежность, длительность срока эксплуатации);

· эксплуатационный уровень, связанный с технической стороной использования товара (уход за изделием, ремонт).

Следует отметить, что на достижение качества товара должны быть направлены усилия всех служб предприятия. Ключевую роль в повы­шении качества играют требования покупателей, информация о неис­правностях, просчетах и ошибках, оценки покупателей.

Основными группами факторов, влияющих на качество товаров, являются:

1) факторы, формирующие качество товаров, которые включают в себя качество исходного сырья, материалов и комплектующих изде­лий, конструкцию изделия, качество технологического процесса;

2) факторы, обеспечивающие сохранность товаров, которые вклю­чают в себя соответствующую маркировку, упаковку, рациональные условия доставки и хранения, профилактику и уход в процессе экс­плуатации;

3) факторы, стимулирующие производство продукции, которые включают в себя улучшение социально-экономических условий тру­да, отдыха и быта, медицинского обслуживания, предоставление льгот, привилегий персоналу;

4) функциональные факторы, которые включают в себя факторы, учитываемые при решении задач службы управления качеством;

5) системные факторы, которые включают в себя ряд функций управления качеством, увязанных в единую систему;

6) объективные факторы, которые включают в себя внедрение на­учно-технического прогресса, качество проектной документации, без­отказность и бесперебойность оборудования и инструмента, уровень стандартизации, унификации и типизации, дизайн;

7) субъективные факторы, которые включают в себя квалифика­цию, мастерство и опыт персонала, культуру производства, санитар­но-гигиенические и психофизические условия труда, материальное и моральное стимулирование и мотивацию труда, соблюдение трудо­вой и технологической дисциплины;

8) внутренние факторы, которые включают в себя следующие груп­пы факторов: технические, организационные, экономические, социально-психологические;

9) внешние факторы, которые включают в себя требования рын­ка, нормативную документацию, конкуренцию, имидж предприятия среди потребителей товаров.

Основным условием совершенствования товара является посто­янное улучшение его качества. Под улучшением качества понимается постоянная деятельность маркетинговой службы, направленная на повышение технического уровня товара, качества его изготовления, совершенствование элементов производства и системы качества.

Большую роль в обеспечении качества товара играют статисти­ческие методы контроля качества, которые подразделяются следу­ющим образом:

· статистический приемочный контроль по альтернативному при­знаку;

· выборочный приемочный контроль по варьирующим характе­ристикам качества;

· стандарты статистического приемочного контроля;

· система экономических планов;

· планы непрерывного выборочного контроля;

· методы статистического регулирования технологических про­цессов.

Под конкурентоспособностью товара понимается совокупность потребительных свойств данного товара (продукции), характеризу­ющая его отличие от товара-конкурента по степени соответствия кон­кретным общественным потребностям с учетом затрат на их удовлет­ворение и установленных цен потребления.

Важнейшими факторами конкурентоспособности товара являют­ся его технический уровень, качество, ориентированность на опреде­ленного потребителя.

Обязательные компоненты конкурентоспособности товара вклю­чают в себя: группу экономических показателей, цену, затраты на экс­плуатацию и утилизацию, условия платежа и сервиса, уровень снабженческо-сбытовой сети, рекламу, имидж.

Следует отметить, что конкурентоспособность товара во взаимо­связи с ценой создает благоприятные условия для реализации товара. Таким образом, конкурентоспособность товара означает возможность его продажи на конкретном рынке аналогичных и соответствующих по удовлетворяемой потребности товаров-конкурентов.

Действие механизма товарной конкурентоспособности приводит к формированию пропорций распределения объемов продажи товаров и предприятий-изготовителей, а также поставщиков на этом рынке.

Для предварительной оценки уровня конкурентоспособности то­вара применяется система показателей, включающая в себя:

· единичные показатели — процентное соотношение какого-либо технического или экономического параметра данного товара и соот­ветствующего параметра товара-конкурента;

· групповой показатель — сводный показатель, объединяющий единичные показатели и отражающий уровень конкурентоспособно­сти товаров по одинаковым группам параметров (технические, эконо­мические, нормативные);

· интегральный показатель — количественная характеристика конкурентоспособности товара в виде соотношения суммы группово­го показателя по техническим и неценовым параметрам к групповому показателю по экономическим параметрам.

Конкурентоспособность связана не с отличительными характери­стиками товара как такового, а с его привлекательностью для делающих реальную покупку клиентов. Нельзя отождествлять массовость про­даж и конкурентоспособность товара.

Во-первых, такая ситуация может сложиться при дефиците или при отсутствии выбора товаров на рынке.

Во-вторых, подобное положение может объясняться ориентацией конкурентоспособных товаров на узкие слои потребителей. В связи с этим вводится дополнительная экономическая категория — потре­бительная ценность товара.

Потребительная ценность товара — максимальная цена, кото­рую покупатель считает выгодным заплатить за данный товар. Оценка конкурентоспособности товара осуществляется несколькими мето­дами.

Традиционный метод. В основе этого метода лежит расчет еди­ничных и групповых показателей, на базе которых определяется ин­тегральный показатель конкурентоспособности. Алгоритм расчета представлен на схеме (рисунок 13.1).

Алгоритм расчета уровня конкурентоспособности товара предпо­лагает следующие базовые этапы:

1) выбор изделия, сопровождающийся анализом рынка;

2) определение перечня и расчет технических, экономических и нормативных параметров изделия;

3) выбор товара-конкурента;

4) органолептическая и квалиметрическая экспертиза;

5) анализ цены потребления и оценка экономического ресурса;

6) определение коэффициента торможения;

7) разработка мер по укреплению конкурентоспособности товара.

На практике различают потенциальную и реальную конкуренто­способность товара. Разрыв между ними характеризуется коэффици­ентом торможения (например, формула Верим, описывающая установление цены в зависимости от размеров или единиц мощности). В особенности это важно для оценки конкурен­тоспособности товаров, идущих на экспорт.

 

,

 

где P1 и Р2 - цены сравниваемых изделий,

X1 и Х2 - значения основного параметра сравниваемых изделий,

n - коэффициент торможения, указывает зависимость изменения цены от основного параметра.

 

 

Рисунок 13.1 – Алгоритм расчета конкурентоспособности традиционным методом.

 

Порядок расчета конкурентоспособности традиционным методом.

1. Выбирают базу сравнения. В качестве базы для сравнения мо­жет служить лучший из уже существующих на целевом рынке или в ми­ре товаров-конкурентов, или более совершенный образец, появление которого ожидается в ближайшем будущем, или некоторый абстракт­ный эталон.

2. Выделяют наиболее значимые для потребителя критерии, кото­рые делятся на потребительские (производительность, габариты, безопасность, надежность) и экономические (цена потребления товара). Значе­ние критерия у базисной модели — РБ, у сравниваемого образца — Р.

3. По каждому критерию рассчитывается единичный показатель конкурентоспособности (qi). Если увеличение значения критерия вле­чет за собой повышение качества, то , а если снижение, то

4. Внутри каждой группы критериев проводят ранжирование по­казателей по степени их значимости для потребителя и в соответствии с этим присваивают им вес: аni — для потребительских, аэi — для эконо­мических показателей.

5. Рассчитывают групповой показатель как сводный параметри­ческий индекс конкурентоспособности:

 

где Qn, и Qэ сводные параметрические индексы конкурентоспособности по потреби­тельным и экономическим свойствам соответственно.

6. Рассчитывают интегральный показатель конкурентоспособно­сти (К):

 

 

Если К > 1, то товар конкурентоспособен; если К < 1, то товар является неконкурентоспособным на данном рынке.

Данный метод имеет ряд недостатков:

1) во всех случаях предполагается линейная зависимость конкурентоспособности от значения критерия, то есть по всем параметрам эластичность спроса равна 1;

2) не учитывается то, что для некоторых критериев существуют ограничения, объективные или субъективные, при нарушении которых конкурентоспособность товара стремится к нулю;

3) при сравнении нескольких товаров необходимо проведение расчетов для каждой пары в отдельности;

4) сложно устанавливать весовые значения, особенно для большого количества критериев;

5) невозможно оценить степень влияния на конкурентоспособность товара факторов, не поддающихся количественной оценке;

6) данным методом рассчитывается конкурентоспособность одного объекта относительно другого, а не уровень конкурентоспособности объекта вообще;

7) существует определенная сложность выбора базы сравнения, особенно в случаях, когда в качестве таковой необходимо принять лучший из существующих образцов. Возникает вопрос: как определить, какой товар является лучшим? Поэтому либо необходимо предварительно сравнивать образцы между собой, либо имеет место интуитивный выбор. Можно брать в качестве базы сравнения лидера по продажам, но эта информация часто закрыта, субъективна и трудно собираема, особенно когда речь идет о товарах широкого потребления, которые распространяются по многим каналам сбыта, имеющим несколько уровней.

Собственно, указанные недостатки являются и ограничениями применения традиционного метода конкурентоспособности товара.

Определение конкурентоспособности с использованием функ­ции желательности. Эта функция имеет следующий вид:

 

 

где е — основание натурального логарифма;

x — приведенное значение исследуемого параметра.

 

Функция определена в интервале от 0 до 1 и используется в каче­стве безразмерной шкалы для оценки уровней параметров сравнивае­мых объектов (таблица 13.1).

 

Таблица 13.1 - Шкала желательности

 

Значение функции желательности Характеристика качества товара
1,00 Соответствует лучшему уровню качества, улучшение которо­го не имеет смысла
1,00—0,80 Отличное качество, соответствующее лучшим мировым образцам
0,80-0,63 Хорошее качество, уровень которого выше, чем среднемиро­вой
0,63 Средний уровень качества товаров-аналогов, представлен­ных на данном товарном рынке
0,63-0,37 Удовлетворительное качество товара, превышающее мини­мально допустимый уровень, но нуждающееся в улучшении
0,37 Минимально допустимый уровень качества (соответствует предельному уровню рентабельности товара)
0,37-0,20 Плохое качество товара, не соответствующее поставленным целям (убыточное производство)
0,00 Абсолютно неприемлемое качество

 

Имея оценки уровней отдельных параметров товара, можно рас­считать уровень его конкурентоспособности с помощью обобщенной функции желательности F:

 

где f — значение функции желательности для i-го параметра товара; п — количество анализируемых параметров товара.

Сравнивая значение F разных товаров, выделяют товар, облада­ющий наилучшей совокупностью потребительных качеств. Этому то­вару будет соответствовать наибольшее значение обобщенной функ­ции желательности.

 

Определение конкурентоспособности товара методом многокри­териальной оптимизации. Применение этого метода в определенной степени аналогично применению предыдущей методологии и основа­но на использовании функции принадлежности, которая, как и функ­ция желательности, ограничена интервалом от 0 до 1.

Все характеристики разбивают на потребительные и экономиче­ские и для каждой группы находят агрегирующие функции, которые рассчитывают как среднее геометрическое значение функции принад­лежности по отдельным признакам.

Показатель конкурентоспособности будет равен произведению этих функций.

Определение конкурентоспособности с помощью экспертных методов.Оценку конкурентоспособности товара на основе эксперт­ных методов можно провести двумя путями.

1. Критерием конкурентоспособности выступает относительная доля продаж BОi оцениваемого товара по сравнению с товаром-конкурентом:

 

где МO и Мi — объемы продаж оцениваемого товара и его i-го аналога.

2. Конкурентоспособность определяется как предпочтительность продукции или способность противостоять конкурентам. При этом используются экспертные методики, основанные на правильной по­становке для экспертов разных вариантов вопросов.

В итоге с помощью статистических методов обрабатывают резуль­таты ответов экспертов и получают согласованные экспертные оцен­ки величины показателя предпочтительности оцениваемого товара (продукции или услуги) относительно каждого i-го его аналога.

Найденные тем или иным способом значения предпочтительно­сти B0i товаров позволяют вычислить априорные оценки ожидаемой доли продаж на рассматриваемом рынке оцениваемой продукции и ее аналогов:

 

;

 

где ВO и Вj — ожидаемые объемы продаж оцениваемого товара и его i-го аналога;

N — число аналогов-конкурентов;

BOi - предпочтительность оцениваемого товара относительно его i-го аналога;

Bji — предпочтительность j-го товара относительно i-ro аналога.

 

Замещение одного явления другим в области техники, экономи­ки и живой природы в самом общем виде может быть описано S-образ­ной кривой, называемой логистической кривой. Именно такая форма зависимости в двухмерной системе координат характеризует конку­рентоспособность товара. Характер расположения кривой на плос­кости в координатах конкурентоспособности товара по отношению к товару-конкуренту и доли изделия на рынке показывает интенсивность конкуренции на рынке и позволяет прогнозировать распределение спроса между конкурентами с помощью экономико-математических ме­тодов. Функциональная зависимость доли рынка от уровня конкурен­тоспособности товара выражается следующей формулой:

 

 

где N — число видов продукции — конкурентов продукции А;

bA — показатель престижа предприятия, представляющего на рынок продук­цию A;

bi — показатель престижа предприятия-конкурента;

т — соотношение «спрос — предложение»;

КA — уровень конкурентоспособности продукции А.

 

Анализируя уровень конкурентоспособности товара на рынке по приведенной формуле, можно определить степени превосходства над конкурентом при разных условиях деятельности, например, степень захвата рынка, улучшение качества и снижение цены потребления.

 

13.4 Государственное регулирование конкуренции

 

Государственное регулирование конкуренции выполняет две глав­ные задачи: недопущение монополизации рынка и устранение недобро­совестной конкуренции. Практика государственного регулирования кон­куренции осуществляется путем административной (законодательной) регламентации и нормативно-ориентирующего (корректирующего) воз­действия. Сегодня можно говорить о существовании двух типов антимо­нопольного законодательства: американского и западноевропейского. Американский тип законодательства является наиболее бескомпромисс­ным и отвергает практически любую практику монополистического сго­вора или союза, западноевропейский тип более либеральный.

Во многих странах применяются специальные законы, направлен­ные на противодействие недобросовестной конкуренции, в том числе мошенничеству в торговле и производстве.

В соответствии с российским законодательством к методам недо­бросовестной конкуренции относятся:

· самовольное использование чужого товарного знака, фирмен­ного наименования или маркировки товаров, а также самовольное ко­пирование формы, упаковки, внешнего оформления товаров других предприятий;

· распространение ложных сведений или представление точных сведений в искаженном виде, способном нанести ущерб репутации и кредитоспособности конкурентов;

· оказание влияния на решение конкурента с целью приобрете­ния преимущества над ним;

· приобретение коммерческой тайны конкурента без его согласия, а также самовольное использование или разглашение конфиденциаль­ной информации;

· введение в заблуждение потребителей относительно качества, потребительских свойств, способа и места изготовления товаров;

· обман потребителей и заказчиков.

К методам монополистической практики предприятий относятся:

· навязывание партнерам дискриминационных условий договоров;

· изъятие товаров из обращения, а также ограничение или пре­кращение производства товаров для создания искусственного дефи­цита;

· предварительный сговор об искусственном повышении, сниже­нии или поддержании цен;

· навязывание покупателям принудительного ассортимента в ка­честве условия реализации товара;

· предварительный сговор об отказе вести дела с потенциальны­ми партнерами;

· совмещение руководящих постов одними и теми же лицами на двух и более предприятиях, производящих и продающих аналогич­ные товары.

В мировой практике для диагностирования монопольной власти предприятий используется ряд показателей (Ud): индекс концентрации, коэффициент относительной концентрации, индекс Герфинделя — Гиршмана, индекс Лернера, коэффициент энтропии, индекс Холла — Тайдмана. Расчет этих индексов целесообразно дополнять:

· оценкой интенсивности конкуренции по темпам роста рынка — UTр (70% и 140% — минимальные и максимальные предельные значе­ния годовых темпов роста объемов реализации);

· оценкой интенсивности конкуренции с учетом рентабельности рынка (Up), с вычислением в итоге обобщенного показателя интенсив­ности конкуренции (UK) по формуле, учитывающей мультипликатив­ный характер трех предыдущих частных показателей:

 

 

Приведенный показатель определяет оценку активности конку­рентной среды предприятия.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Каким образом связаны между собой цена и потребительная цен­ность товара?

2. В чем заключается суть креативного типа конкурентного поведения?

3. Какие предприятия относятся к виолентам, патиентам, эксплерен- там и коммутантам?

4. Какие три группы показателей использует компания «Dan and Bradstrit» для оценки конкурентоспособности?

5. Назовите этапы управления конкурентоспособностью предприятия по методу профилей.

6. Какова формула расчета интегрального коэффициента конкурен­тоспособности по волгоградской методике?

7. Перечислите показатели, которые используются для оценки интен­сивности конкуренции.

8. Какова функциональная зависимость доли рынка от уровня конку­рентоспособности товара?

9. Приведите алгоритм расчета конкурентоспособности товара.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.