МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Источники информации и их использование в научной работе





Понятие о научной информации и ее роль в проведении научных исследований

Научная информация – это информация, наиболее полно отражающая объективные закономерности природы, общества и мышления. Научная информация подразделяется по областям получения или использования: политическая; экономическая; техническая; биологическая; физическая и т.д.

Научная информация - это логическая информация, получаемая в процессе познания, адекватно отражает закономерности объективного мира и используется в общественно-исторической практике. Основные признаки научной информации:

- она приобретается в процессе познания закономерностей объективной действительности, основой которой является практика, и подается в соответствующей форме;

- это документированные или публично раскрытые сведения об отечественных и зарубежных достижениях науки, техники, производства, полученные в процессе научно-исследовательской, опытно-конструкторской, производственной и общественной деятельности.

По назначению научная информация подразделяется на – массовую и специальную.

Особым видом и формой представления информации как результата отражения окружающей действительности (результата мышления) выступают знания. Знание – проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека (Энцикл. словарь стр. 465)

При системном подходе научные исследования начинаются со сбора и предварительной обработки научной информации по теме исследования. Эта информация может включать сведения о достижениях в исследуемой области, об оригинальных идеях, об открытых эффектах, научных разработках, технических решениях и т.д.

Значение и роль информации в том, что, во-первых, без нее не может быть проведено то или иное научное исследование, во-вторых, информация довольно быстро стареет, и требуется постоянное обновление материалов. По данным зарубежных источников интенсивность старения информации составляет более 10% в день для газет, 10% в месяц для журналов, 10% в год для книг и монографий. Кроме этого, информация для исследователя является предметом и результатом его труда. Осмысливая и прорабатывая нужную информацию, исследователь издает специфический продукт: - качественно новую информацию. При этом подсчитано, что около 50% своего времени исследователь тратит на поиск информации. Поэтому достаточно ответственным этапом научного исследования является умение оперативно находить и обрабатывать нужную информацию по теме исследования.

Законом Украины «Об информации» определены главные принципы информационных отношений:

- гарантированность права на информацию;

- доступность информации и свобода обмена ею;

- объективность, достоверность информации;

- полнота и точность информации;

- законность получения, использования, распространения и хранения информации.

Право на информацию имеют все граждане Украины, юридические лица и государственные органы. С целью удовлетворения информационных потребностей, органы государственной власти и местного самоуправления создают информационные службы, системы, сети, базы и банки данных. Для ускорения отбора нужной информации и повышения эффективности труда в Украине создана общегосударственная служба научно-технической информации (НТИ). Она включает отраслевые информационные центры - Республиканский институт, НТИ в НИИ, информационные центры, отделы НТИ в НИИ, конструкторских бюро на предприятиях.



 

Источники информации и их использование в научной работе

Основные источники научно-технической информации можно сгруппировать в таком виде:

1. Монография - это научная работа, посвященная глубоком изложения материала в конкретной, обычно узкой области науки. Это научная работа одного или нескольких авторов. Она имеет достаточно большой объем: не менее 50 страниц машинописного текста. Это научное издание, содержащее полное и исчерпывающее исследование одной проблемы или темы.

2. Сборник - это издание, которое состоит из отдельных работ разных авторов, посвященных одному направлению, но с разных его отраслей. В сборнике публикуются закончены работы с рекомендацией их использования.

3. Периодические издания - журналы, бюллетени и другие издания по различным отраслям науки и техники. В периодических изданиях могут печататься труда и их результаты. Изложение материала проводится в популярной, доступной форме.

4. Специальные выпуски технических изданий - это документы информационного, рекламного плана, аналитические, статистические данные по проблеме.

5. Патентно-лицензионные издания (патентные бюллетени).

6. Стандарты - это нормативно-технические документы по единых требований к продукции, ее разработке, производству и применению.

7. Учебная литература - это учебники, учебные пособия, учебно-методическая литература.

8. Напечатанные документы - это диссертации, отчеты о научно-исследовательскую работу, отдельные труда. Это документы для студентов, аспирантов, занимающихся научно-исследовательской работой: плановые, отчетные документы, статистические и опубликованы доклады, методические и інструкційні материалы.

9. Научно-информационная деятельность - совокупность действий, направленная на удовлетворение потребностей граждан, юридических лиц и государства, которая заключается в ее сборе, аналітико-синтетической обработке, фиксации, хранении, поиске и распространении.

10. Информационные ресурсы научно-технической информации - это систематизированные собрание научно-технической литературы и документации, зафиксированных на бумажных и иных носителях.

11. Справочно-информационный фонд - это совокупность упорядоченных первичных документов и справочно-поискового аппарата, предназначенных для удовлетворения информационных потребностей.

12. Справочно-поисковый аппарат - это совокупность упорядоченных вторичных документов, создаваемых для поиска первоисточников;

13. Информационные ресурсы общего пользования - это совокупность информационных ресурсов государственных органов научно-технической информации (библиотека, фирмы, организации);

14. Аналітико-статистическая обработка научно-технической и практической информации;

15. Информационный рынок - это система экономических, организационных и правовых отношений по продаже и покупке информационных ресурсов, технологий, продукции и услуг.

Сбор и обработка научной информации может быть выполнена следующими способами: анкетирование, собеседование, экспертный опрос и т.д., но основой является работа с научно-техническими документами, которая включает поиск, ознакомление, проработку документов и систематизацию информации.

Под обработкой данных (информации) будем понимать:

- классификация данных (группировка);

- сортировка данных (упорядочение);

- вычисления и получение новых данных;

- укрупнение данных (агрегирование).

Поиск информации выполняется по каталогам, в том числе и по электронным, реферативным и библиографическим изданиям. Автоматизация этой процедуры обеспечивается использованием специализированных информационно-поисковых систем (ИПС) библиотек и научно-исследовательских институтов (НИИ), электронных каталогов, поиском в машиночитаемых базах данных (БД), а также с помощью программ поиска в сетях Интернет.

В проработке и автоматизации научной информации преобладают операции:

формирование выписок; - создание картотеки, что можно реализовать, с использованием WS-приложения Cardfile; - извлечение фрагментов документов с помощью средств текстовых редакторов; - создание гипертекстовых документов (структурированных). Здесь могут быть использованы интегрированные системы Works, Framework, M/Office, а также средства языков разметки гипертекста;

- создание локальных (по проблеме) баз данных и баз знаний.

Для создания небольших баз данных (БД) могут быть использованы электронные таблицы (ЭТ). Системы управления БД (СУБД) обеспечивают сортировку, фильтрацию данных и формирование выходных документов. Наиболее распространенными СУБД являются Paradox, dBASE, Fox-Base, FoxPro, Clipper, Informix, Oracle, Access и др.

Исследовательские умения - это умение вести наблюдения, работать с первоисточниками, использовать достижения смежных наук, анализировать явления и на этой основе решать поставленную задачу, выдвигать гипотезу, разрабатывать и проводить эксперимент, обрабатывать и обобщать результаты эксперимента, обобщать материал в виде курсовой или дипломной работы.

Общая схема научного исследования:

Выбор общего направления самостоятельного исследования.

Систематизация информации по теме (стадия информационного поиска и обобщения).

Вычленение конкретной проблемы исследования, обладающей достаточной научной новизной.

Обоснование актуальности выбранной темы.

Постановки цели и конкретных задач исследования.

Определение объекта и предмета исследования.

Выбор методов (методики) проведения исследования.

Описание процесса исследования.

Обсуждение результатов исследования.

Научное творчество предполагает создание новых теорий и концепций. Теории система-тизируют идеи и результаты исследования, объясняют факты.

Теории не только интегрируют факты, они также дают возможность выдавать прогнозы (называемые гипотезами), которые можно проверить.

Хорошая теория соответствует следующим требованиям:

Логически суммирует широкий спектр наблюдений.

Делает конкретные прогнозы, которые можно использовать для того, чтобы:

подтвердить или модифицировать теорию;

генерировать новое исследование;

предложить практическое применение.

В ходе научного исследования исследователь стремится проникнуть в сущность изучаемых явлений и процессов. Это возможно при условии целостного подхода к объекту изучения, рассмотрения этого объекта в возникновении и развитии, т. е. применения исторического под-хода к его изучению.

Предварительное изучение исследователем методов научного познания поможет более квалифицированно решать любые проблемы. Существуют общие и специальные методы познания. Большинство специальных проблем конкретных наук требуют применения специальных методов решения. Общие методы используются в различных науках на любом этапе.

Общие методы научного познания обычно делятся на три большие группы:

1) методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент);

2) методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагиро-вание, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.);

3) методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.).

Овладение исследователем логическими законами - законом тождества, законом проти-воречия, законом исключенного третьего и законом достаточного основания - поможет подготовить логически обоснованную работу.

Как мы уже отметили, основными видами письменного оформления учебного и научного творчества в системе высшей школы являются контрольная, реферативная, курсовая и диплом-ная работы. Подготовка и защита названных работ имеет ряд организационных и методических особенностей. Ознакомление с данными рекомендациями поможет студентам рациональнее организовать свою учебную и научно-исследовательскую работу.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.