Источники информации и их использование в научной работе Понятие о научной информации и ее роль в проведении научных исследований Научная информация – это информация, наиболее полно отражающая объективные закономерности природы, общества и мышления. Научная информация подразделяется по областям получения или использования: политическая; экономическая; техническая; биологическая; физическая и т.д. Научная информация - это логическая информация, получаемая в процессе познания, адекватно отражает закономерности объективного мира и используется в общественно-исторической практике. Основные признаки научной информации: - она приобретается в процессе познания закономерностей объективной действительности, основой которой является практика, и подается в соответствующей форме; - это документированные или публично раскрытые сведения об отечественных и зарубежных достижениях науки, техники, производства, полученные в процессе научно-исследовательской, опытно-конструкторской, производственной и общественной деятельности. По назначению научная информация подразделяется на – массовую и специальную. Особым видом и формой представления информации как результата отражения окружающей действительности (результата мышления) выступают знания. Знание – проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека (Энцикл. словарь стр. 465) При системном подходе научные исследования начинаются со сбора и предварительной обработки научной информации по теме исследования. Эта информация может включать сведения о достижениях в исследуемой области, об оригинальных идеях, об открытых эффектах, научных разработках, технических решениях и т.д. Значение и роль информации в том, что, во-первых, без нее не может быть проведено то или иное научное исследование, во-вторых, информация довольно быстро стареет, и требуется постоянное обновление материалов. По данным зарубежных источников интенсивность старения информации составляет более 10% в день для газет, 10% в месяц для журналов, 10% в год для книг и монографий. Кроме этого, информация для исследователя является предметом и результатом его труда. Осмысливая и прорабатывая нужную информацию, исследователь издает специфический продукт: - качественно новую информацию. При этом подсчитано, что около 50% своего времени исследователь тратит на поиск информации. Поэтому достаточно ответственным этапом научного исследования является умение оперативно находить и обрабатывать нужную информацию по теме исследования. Законом Украины «Об информации» определены главные принципы информационных отношений: - гарантированность права на информацию; - доступность информации и свобода обмена ею; - объективность, достоверность информации; - полнота и точность информации; - законность получения, использования, распространения и хранения информации. Право на информацию имеют все граждане Украины, юридические лица и государственные органы. С целью удовлетворения информационных потребностей, органы государственной власти и местного самоуправления создают информационные службы, системы, сети, базы и банки данных. Для ускорения отбора нужной информации и повышения эффективности труда в Украине создана общегосударственная служба научно-технической информации (НТИ). Она включает отраслевые информационные центры - Республиканский институт, НТИ в НИИ, информационные центры, отделы НТИ в НИИ, конструкторских бюро на предприятиях. Источники информации и их использование в научной работе Основные источники научно-технической информации можно сгруппировать в таком виде: 1. Монография - это научная работа, посвященная глубоком изложения материала в конкретной, обычно узкой области науки. Это научная работа одного или нескольких авторов. Она имеет достаточно большой объем: не менее 50 страниц машинописного текста. Это научное издание, содержащее полное и исчерпывающее исследование одной проблемы или темы. 2. Сборник - это издание, которое состоит из отдельных работ разных авторов, посвященных одному направлению, но с разных его отраслей. В сборнике публикуются закончены работы с рекомендацией их использования. 3. Периодические издания - журналы, бюллетени и другие издания по различным отраслям науки и техники. В периодических изданиях могут печататься труда и их результаты. Изложение материала проводится в популярной, доступной форме. 4. Специальные выпуски технических изданий - это документы информационного, рекламного плана, аналитические, статистические данные по проблеме. 5. Патентно-лицензионные издания (патентные бюллетени). 6. Стандарты - это нормативно-технические документы по единых требований к продукции, ее разработке, производству и применению. 7. Учебная литература - это учебники, учебные пособия, учебно-методическая литература. 8. Напечатанные документы - это диссертации, отчеты о научно-исследовательскую работу, отдельные труда. Это документы для студентов, аспирантов, занимающихся научно-исследовательской работой: плановые, отчетные документы, статистические и опубликованы доклады, методические и інструкційні материалы. 9. Научно-информационная деятельность - совокупность действий, направленная на удовлетворение потребностей граждан, юридических лиц и государства, которая заключается в ее сборе, аналітико-синтетической обработке, фиксации, хранении, поиске и распространении. 10. Информационные ресурсы научно-технической информации - это систематизированные собрание научно-технической литературы и документации, зафиксированных на бумажных и иных носителях. 11. Справочно-информационный фонд - это совокупность упорядоченных первичных документов и справочно-поискового аппарата, предназначенных для удовлетворения информационных потребностей. 12. Справочно-поисковый аппарат - это совокупность упорядоченных вторичных документов, создаваемых для поиска первоисточников; 13. Информационные ресурсы общего пользования - это совокупность информационных ресурсов государственных органов научно-технической информации (библиотека, фирмы, организации); 14. Аналітико-статистическая обработка научно-технической и практической информации; 15. Информационный рынок - это система экономических, организационных и правовых отношений по продаже и покупке информационных ресурсов, технологий, продукции и услуг. Сбор и обработка научной информации может быть выполнена следующими способами: анкетирование, собеседование, экспертный опрос и т.д., но основой является работа с научно-техническими документами, которая включает поиск, ознакомление, проработку документов и систематизацию информации. Под обработкой данных (информации) будем понимать: - классификация данных (группировка); - сортировка данных (упорядочение); - вычисления и получение новых данных; - укрупнение данных (агрегирование). Поиск информации выполняется по каталогам, в том числе и по электронным, реферативным и библиографическим изданиям. Автоматизация этой процедуры обеспечивается использованием специализированных информационно-поисковых систем (ИПС) библиотек и научно-исследовательских институтов (НИИ), электронных каталогов, поиском в машиночитаемых базах данных (БД), а также с помощью программ поиска в сетях Интернет. В проработке и автоматизации научной информации преобладают операции: формирование выписок; - создание картотеки, что можно реализовать, с использованием WS-приложения Cardfile; - извлечение фрагментов документов с помощью средств текстовых редакторов; - создание гипертекстовых документов (структурированных). Здесь могут быть использованы интегрированные системы Works, Framework, M/Office, а также средства языков разметки гипертекста; - создание локальных (по проблеме) баз данных и баз знаний. Для создания небольших баз данных (БД) могут быть использованы электронные таблицы (ЭТ). Системы управления БД (СУБД) обеспечивают сортировку, фильтрацию данных и формирование выходных документов. Наиболее распространенными СУБД являются Paradox, dBASE, Fox-Base, FoxPro, Clipper, Informix, Oracle, Access и др. Исследовательские умения - это умение вести наблюдения, работать с первоисточниками, использовать достижения смежных наук, анализировать явления и на этой основе решать поставленную задачу, выдвигать гипотезу, разрабатывать и проводить эксперимент, обрабатывать и обобщать результаты эксперимента, обобщать материал в виде курсовой или дипломной работы. Общая схема научного исследования: Выбор общего направления самостоятельного исследования. Систематизация информации по теме (стадия информационного поиска и обобщения). Вычленение конкретной проблемы исследования, обладающей достаточной научной новизной. Обоснование актуальности выбранной темы. Постановки цели и конкретных задач исследования. Определение объекта и предмета исследования. Выбор методов (методики) проведения исследования. Описание процесса исследования. Обсуждение результатов исследования. Научное творчество предполагает создание новых теорий и концепций. Теории система-тизируют идеи и результаты исследования, объясняют факты. Теории не только интегрируют факты, они также дают возможность выдавать прогнозы (называемые гипотезами), которые можно проверить. Хорошая теория соответствует следующим требованиям: Логически суммирует широкий спектр наблюдений. Делает конкретные прогнозы, которые можно использовать для того, чтобы: подтвердить или модифицировать теорию; генерировать новое исследование; предложить практическое применение. В ходе научного исследования исследователь стремится проникнуть в сущность изучаемых явлений и процессов. Это возможно при условии целостного подхода к объекту изучения, рассмотрения этого объекта в возникновении и развитии, т. е. применения исторического под-хода к его изучению. Предварительное изучение исследователем методов научного познания поможет более квалифицированно решать любые проблемы. Существуют общие и специальные методы познания. Большинство специальных проблем конкретных наук требуют применения специальных методов решения. Общие методы используются в различных науках на любом этапе. Общие методы научного познания обычно делятся на три большие группы: 1) методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); 2) методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагиро-вание, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); 3) методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.). Овладение исследователем логическими законами - законом тождества, законом проти-воречия, законом исключенного третьего и законом достаточного основания - поможет подготовить логически обоснованную работу. Как мы уже отметили, основными видами письменного оформления учебного и научного творчества в системе высшей школы являются контрольная, реферативная, курсовая и диплом-ная работы. Подготовка и защита названных работ имеет ряд организационных и методических особенностей. Ознакомление с данными рекомендациями поможет студентам рациональнее организовать свою учебную и научно-исследовательскую работу. |