| Силы в зацеплении прямозубой зубчатой передачи
 
 
 
 ПЕРЕДАЧИ Передачей называется устройство для передачи энергии на расстояние. В зависимости от способа осуществления передачи энергии различают механические, электрические, пневматические и гидравлические передачи. Из механических передач самые распространенные передачи вращательного движения, так как вращательное легко сделать непрерывным , проще и легче осуществить в виде компактной конструкции, легче достигнуть равномерности хода, уменьшить потери на трение.   КРИТЕРИИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ДЕТАЛЕЙ МАШИН Конструкция детали должна отвечать двум основным требованиям:                    Деталь должна выполнять заданные функции в течении заданного срока службы.Иметь минимально необходимую стоимость изготовления и эксплуатации.   Критериями работоспособности деталей машин является: - прочность - жесткость - износостойкость - теплостойкость -виброустойчивость Прочность- способность детали сопротивляться разрушению или возникновению пластических деформаций под действием приложенных к ней нагрузок. Нагрузки, действующие н6а детали, и напряжения в них могут быть как постоянными , так и переменными. Жесткостью называется способность деталей сопротивляться изменению их формы под действием приложенных к ним нагрузок. Износостойкость- выход из строя из-за износа. Изнашивание представляет собой процесс постепенного уменьшения размеров и изменения формы поверхности деталей в результате трения. Теплостойкость – при работе машины происходит тепловыделение, приводящее к вредным последствиям. - снижение прочности материала - потеря смазочных свойств смазоки, как следствие этого, увеличение интенсивности изнашивания - уменьшение зазоров в сопряжениях, которое может привести к заклиниванию - снижение точности работы машины или механизма. Для предотвращения проводят тепловой расчет. Виброустойчивость- это способность конструкции работать в полном диапазоне режимов без недопустимых колебаний. Лекция 1 ЗАЦЕПЛЕНИЯ ЗУБЧАТЫЕ   ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Зацепления зубчатые относятся к передачам (подвижным соединениям) и передают движение от двигателя к исполнительным механизмам. К составным частям зубчатых передач относятся зубчатые колеса (цилиндрические, конические), червяки, рейки.     
   Зубчатое зацепление характеризуется следующими основными параметрами: da — диаметр вершин зубьев; dr — диаметр впадин зубьев; d — делительный диаметр; рt — окружной шаг; h — высота зуба; b — ширина венца (длина зуба);  — межосевое расстояние;
 Zс — число зубьев; Z1 – число зубьев шестерни; Z2 --число зубьев колеса;   Передаточным отношениемназывается отношение угловых скоростей (или частоты вращения): Если механизм  состоит из одной передаточной пары, он называется простым. Механизм, состоящий более чем из одной передаточной пары, называется сложным.   Силы в зацеплении прямозубой зубчатой передачи В зацеплении прямозубой зубчатой передачи действуют окружная Ft , радиальная силы. Fr.   ЗАЦЕПЛЕНИЕ ЗУБЧАТЫМИ ЦИЛИНДРИЧЕСКИМИ КОЛЕСАМИ (ВНЕШНЕЕ)   Служит для передачи вращения при параллельных осях валов.   
   
     
 Достоинства и недостатки зубчатой передачи : 
 
 Достоинства: • большая передаваемая мощность • высокая надежность работы; долговечность; • простота обслуживания; • высокий КПД; • возможность преобразования вращательного движения в поступательное. Недостатки: • сложность изготовления; (практически неограниченная); • изменение при работе. • постоянство передаточного отношения;   •  Виды разрушений зубьев:                    Поломка зубьев. Этот вид разрушения зубьев полностью выводит передачу из строя. Чаще поломка наблюдается у основания зуба( Рис.а)Выкрашивание рабочих поверхностей зубьев. Этот вид повреждения зубьев является наиболее серьёзным и распространённым дефектом поверхности зубьев даже для закрытых хорошо смазываемых и защищённых от загрязнения передач и нарушает нормальную работу всей передачи, но не выводит ее из строя полностью (Рис.б) .                    Изнашивание зубьев чаще наблюдается в открытых передачах, чем в закрытых, заключается в истирании рабочих поверхностей вследствие попадания в зону зацепления металлических частиц, пыли, грязи (абразивное изнашивание). (Рис.в)Заедание зубьев. Наблюдается как в открытых, так и в закрытых высокоскоростных, тяжело нагруженных передачах. (Рис.г)   
     Цилиндрические косозубые зубчатые передачи. Косозубые зубчатые передачи, как и прямозубые, предназначены для передачи вращательного момента между параллельными валамя. У косозубых колес оси зубьев располагаются не по образующей делительного цилиндра, а по винтовой линии, составляющей с образующей угол  .Угол наклона зубьев р принимают равным  , он одинаков для обоих колес, но на одном из сопряженных колес зубья наклонены вправо, а на другом влево. 
 Достоинства косозубых передач по сравнению с прямозубыми: уменьшение шума при работе; меньшие габаритные размеры; высокая плавность зацепления; большая нагрузочная способность; значительно меньшие дополнительные динамические нагрузки. 
 
 
 
 |