МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ИГРЫ С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ





Игры с природными материалами — это в определенном смысле труд, труд кропотливый, труд познавательный, труд, воспитывающий ручную умелость и смекалку. Этому утверж­дению созвучна мысль М. Монтессори, которая отмечала, что с помощью рук ребенок обрабатывает, вводит в свое созна­ние то, что его разум неосознанно уже успел впитать в себя прежде. «В процессе этого труда он [ребенок] делает себя сознательным, он творит из себя Человека. Таинственная, могучая сила ведет ребенка, и постепенно он сам овладевает ею. С помощью собственных рук и собственного опыта он становится разумным человеком» (М. Монтессори, 1997: 37). Именно в играх-упражнениях с природным материалом пол­ностью задействованы руки ребенка, идет активное познание им окружающего мира, формируются его математические представления.

Игры с природным материалом (водой, снегом, песком, плодами и т. п.) включаются в общий комплекс образова­тельной работы с детьми, в том числе и математической. Кроме того, они направлены на профилактику практически всех видов дискалькулии.

Среди множества игр и упражнений с природным мате­риалом мы выделяем игры с водой и песком, требующих системных знаний, которые ребенок получает в процессе формирования математических представлений. В то же время эти игры-упражнения сами являются источником знаний. Суть обучения дошкольников играм с водой и песком состоит в организации такой предметно-игровой математической деятельности, которая помогает ребенку овладевать средствами и способами познания математических свойств и отношений, проявить самостоятельность в этой деятельности, реализовывать позицию субъекта в освоении математической культуры. Приобретение дошкольниками игрового опыта, как правило, идет двумя путями: под руководством педагогов (родителей) и самостоятельно, по собственной инициативе ребенка. Эта деятельность протекает в специально созданных условиях для игр с песком и водой. Такие уело вия предполагают наличие детской площадки, где есть песочница с чистым песком, ванночек с водой, которые можно выносить на улицу, разнообразного сопутствующего матери ала. Зимой в играх на улице вместо песка можно использовать снег (если позволяет погода). Игры со снегом организуются при участии и под контролем взрослых.

Чтобы возможность играть с природными материалами не зависела от погодных условий и наличия специальной, соответствующей определенным санитарным нормам игровой площадки, эти игры можно, и даже нужно, проводить и комнатных условиях. Особое значение в этом случае при обретает организация соответствующей предметно-развивающей среды. Прежде всего, при ее организации необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования: песок еле дует прокалить, воду очистить или прокипятить, дополни­тельные материалы (мелкие игрушки, плоды, формочки, совочки и т. д.) промыть и просушить.

Несколько слов о предметно-развивающей среде. Мы понимаем предметно-развивающую среду для игровой деятельности дошкольников как совокупность природных и социально-кулътурных предметных средств, удовлетворяющую потребности актуального, ближайшего и перспективного развития ребенка, учитывающую его индивидуально-типологические особенности, способствующую формированию у него «картины мира».



Если исходить из данного понимания, при построении предметно-развивающей среды для игр с природным материалом необходимо учитывать интересы всех участников об­разовательного процесса: детей, педагогов, воспитателей и других специалистов.

Пространство игровой комнаты (и кабинетов специалис­тов) следует организовать таким образом, чтобы дети могли достаточно свободно перемещаться, располагаться для игр с природным материалом, направленных на формирование их математических представлений. Игровое пространство долж­но быть пригодным для совместной деятельности детей и взрослых, для проведения специальных и комплексных за­нятий, в которых важное место занимают игры.

В игровом уголке устанавливается специальный стол с уг­лублениями для поддонов, в которые по мере необходимос­ти и в соответствии с целями и задачами занятия наливает­ся вода, насыпается песок, фасоль, ракушки, камешки и другие сыпучие материалы. Здесь же находятся пластмассо­вые стеллажи-этажерки с двумя-тремя полками, на которых стоят емкости или емкости с доступной пониманию детей маркировкой. В этих емкостях хранятся сопутствующие ма­териалы (ракушки, камешки, орехи, плоды шиповника, шиш­ки, мелкие игрушки и т. п.). На стеллажах располагаются формочки для песка в виде цифр, овощей, фруктов, геомет­рических фигур. В качестве сопутствующего оборудования могут использоваться и натуральные предметы домашнего обихода: разноцветные пластмассовые, деревянные, метал­лические кувшины, миски, ложки, кастрюли разных раз­меров и т. п.

В настоящее время во многих детских дошкольных обра­зовательных учреждениях выделяются специальные поме­щения для игр с водой и песком. Они получили название комнат для аква- и пескотерапии. В такой комнате устанав­ливаются ванночки со сливом для игр с водой и песочницы, регулируемые по высоте. На этажерках размещаются пласт­массовые и резиновые формочки, игрушки, ведерки, совоч­ки, мельницы, сита и т. п. На стене устанавливается боль­шое зеркало, к которому прикрепляются детали мягкого конструктора, буквы, цифры, геометрические фигуры, смо­ченные водой. Здесь же на специальных подносах хранятся морские камушки различной величины, ракушки, шарики, мелкие игрушки.

В настоящее время ООО «ПКФ "АЛЬМА"» выпускает специальный набор «Аквапескотерапия». В него входят стол со сливом для игр с водой (1 шт.), стол-песочница (1 шт.), лейка цветочек с распрыскивателем (1 hit.), лейка детская (1 шт.), набор «Рыболов» (2 шт.), сачок (3 шт.), набор губок для ванны (1 шт.), губки для ванны (3 шт.), набор наполните лей для ванны (цветные камешки) (3 шт.), растения декоративные для ванны (4 шт.), наборы для ванны из мягкого полимера: «Космос», «Замок», «Морские животные» (3 шт.), русский алфавит из мягкого полимера (1 шт.), рамка с цифрами из мягкого полимера (1 шт.), рамка с геометрическими фигурами из мягкого полимера (1 шт.), набор формочек для песка «Ладошки, пяточки, лица» (1 шт.), набор для песка «Ладошки, пяточки, грабельки, совочек, ведерко» (1 шт.), набор формочек для песка «Животные» (1 шт.), набор фор мочек для песка «Морской микс» (1 шт.), набор формочек для песка «Транспорт» (1 шт.), формочка «Куличик» (1 шт.), набор из пластмассы для ванны «Уточка, китенок, черепашка» (1 шт.), набор игрушек «Красная шапочка» (1 шт.), набор игрушек «Три медведя» (1 шт.), машина-экскаватор «Крот» (1 шт.), машина-грузовик «Фермер» (1 шт.), парохо­дик (2 шт.), совочек (2 шт.), грабельки (1 шт.), ведерко (2 шт.), игрушки заводные для ванны (6 шт.), игрушки пастиэолевые для ванны (6 шт.), звуковые игрушки (3 шт.), подносы цветные (4 шт.), стаканчики цветные (3 шт.), чашечки цвет­ные (3 шт.), кувшинчик малый (2 шт.), кувшинчик боль­шой (1 шт.), мельница (1 шт.), сито (3 шт.).

Данный набор включает в себя полный комплект обору­дования, необходимого для игр-упражнений с водой и пес­ком, направленных на общее развитие детей дошкольного возраста, в том числе и математического развития.

В комнате аква- и пескотерапии организуются подгрупповые и индивидуальные занятия по ознакомлению детей со свойствами воды и песка как элементами природного мира, по развитию их математических представлений, фо­нематического восприятия, автоматизации звуков и рече­вому развитию. Здесь же проходят релаксационные заня­тия.

Таким образом, демонстрационный и раздаточный мате­риал, используемый в процессе обучения играм с природным материалом, должен быть разнообразным и отвечать следующим требованиям:

—природные материалы, предметы бытового назначения, плоскостные и объемные модели должны быть знакомы детям, понятны, привлекательны, вызывать интерес и желание играть с ними;

—образные игрушки, различные модели и изображения должны быть реалистичными, то есть соответствовать реальным объектам;

—все предлагаемые игрушки и пособия должны быть эстетичными, аккуратными и безопасными для детей.

Если соблюдать все эти условия, то можно проводить игры-занятия в условиях детского учреждения, в домашних условиях, передавая детям неоценимый по своему значению опыт взаимодействия с природными материалами. Такие игры с использованием различных формочек, пластиковых фигурок (цифры, буквы, геометрические фигуры, картинки и т. п.) позволяют развивать представления детей о непре­рывном количестве, об объеме, форме и пространственных отношениях.

Игры с водой и песком проводятся с помощью различ­ных приемов и игровых действий в зависимости от особен­ностей развития детей. Это могут быть совместные действия детей и взрослых, действия по подражанию взрослым и по образцу, предложенному взрослым, самостоятельные дей­ствия детей в соответствии с собственным замыслом.

Основная цель игр-упражнений с песком — формирование у детей представлений об особенностях сухого и мокрого песка, об изменчивости его формы в зависимости от емкос­ти, в которую он насыпается или накладывается. Взрослые учат детей понимать, что сухой песок не сохраняет форму, распадается; песка может быть мало или много; его количе­ство (объем) можно измерить с помощью какого-либо сосуда (стакана, чашки и т. п.); его можно пересыпать совком, ложкой, ладошками и т.п.

Такие игры с пересыпанием песка из одной емкости в дру­гую с помощью вспомогательного предмета или руками по­зволяют детям на основе собственного опыта выявлять свой­ства и особенности песка. Они узнают, что в отличие от сухого, мокрый песок может сохранять форму того предмета, в который он был положен, и после того как он будет освобожден от него. Например, мокрым песком дети на­полняют некоторое количество емкостей (формочек). Затем, перевернув их и освободив песок, получают такое же коли­чество «куличиков», сохранивших форму емкостей. Дети пересчитывают их. Затем в эти же емкости (формочки) на­сыпается сухой песок, его также выкладывают на поднос. Песок рассыпается. Дети пересчитывают получившиеся кучки песка и выясняют, что их количество соответству­ет количеству емкостей, но форма этих кучек отличается от формы емкостей, в которых находился песок. Педагог поясняет, что сухой песок форму не сохраняет. Игры с песком позволяют детям не только понять свойства пес­ка: мокрый песок лепится, а сухой распадается на пес­чинки, — но и соотносить непрерывные множества (мно­го — мало), устанавливать пространственные отношения (вверху, внизу, справа, слева, внутри), определять вес оди­наковых объемов песка, находящихся в разном физичес­ком состоянии (сухой и мокрый). Например, педагог бе­рет две одинаковые по объему емкости и помещает в одну сухой, а в другую мокрый песок. Дети с помощью бари­ческого чувства определяют, какой песок тяжелее (лег­че) — сухой или мокрый.

Таким образом, в играх с песком у детей формируется операционально-техническая составляющая деятельности, развивается зрительно-двигательная координация. Они учатся прослеживать взглядом за движением рук в процес­се игры, располагать формочки с песком, выполнять движе­ния пальцами, ладонями на песке и т. п. У них формирует­ся определенный математический опыт, навыки и умения взаимодействия с песком и другими сыпучими материала­ми. В этом случае ребенок осваивает систему правил взаимодействия с сыпучими веществами, что является основой формирования представлений о непрерывном и дискретном множестве, о принципе сохранения количества, о возмож­ности использования условных мерок и т.п.

Участвуя в играх с песком, дети получают представления о непрерывности, величине и форме. Благодаря этим пред­ставлениям у них формируется способность сравнивать ко­личества, объемы, формы и т.п.

В ходе игр с песком дети выполняют упражнения на срав­нение групп множеств, выкладывая заданное количество предметов, например камешков, в ряд и располагают под ним такое же количество (большее или меньшее) других предметов, например ракушек. Песок является прекрасным материалом для игр, проводимых на основе тактильного восприятия, когда дети производят различные счетные дей­ствия с закрытыми глазами.

Включение в игры с песком мелких игрушек и природ­ного материала (камешков, ракушек, желудей, каштанов и т. п.) расширяет возможности математического развития детей, позволяет им осваивать как трехмерное, так и двух­мерное пространство. Например, предметы и игрушки в про­цессе занятий погружаются в песок (закапываются в него) или располагаются на его поверхности. Для развития коли­чественных представлений, в зависимости от игровых ситуа­ций, детям предлагается прятать (закапывать) в песок или, наоборот, выкапывать из песка определенное количество игрушек (предметов).

Играя с песком, дети по просьбе взрослого производят счетные действия с множествами предметов на основе слу­хового, тактильного и зрительного восприятия. Например, ребенку предлагается прослушать определенное количество хлопков и закопать в песок столько игрушек, сколько хлоп­ков он услышит, или, наоборот, выкопать из песка столько игрушек, сколько хлопков он услышит.

Поверхность песка, находящегося в замкнутом простран­стве (например, стола-ванной для игр с песком и водой), можно использовать для организации игр на пространствен­ную ориентировку, а также для изображения различных геометрических фигур и цифр. Например, дети рисуют на песке пальцем или палочкой цифры, геометрические фигу­ры, создают на плоскости песка, то есть в двухмерном про­странстве, различные изображения, ориентируются в замк­нутом пространстве стола-ванной. Затем они учатся модели­ровать пространственные отношения с помощью сказочных сюжетов, располагая игрушки относительно себя (в середи­не стола-ванной, вверху от середины, с правой стороны от середины, с левой стороны, в правом верхнем углу и т. п.). Особенно важно учить детей использовать всю плоскость стола-ванной для создания игровой ситуации с математическим содержанием.

Детям старшего дошкольного возраста предлагаются проблемные игры, требующие определенного уровня сформированности представлений о форме, величине, пространстве и количестве.

Кроме игр с песком, в процессе формирования математических представлений детей можно активно использовать игры с различными сыпучими веществами, например со все возможной крупой, применяя при этом разные емкости (ба­ночки, сосуды, миски и т. п.). В таких играх формируются представления об объеме сыпучего материала, о сохранении его количества независимо от формы и объема сосуда и т. д. В этом случае дети не только выполняют игровые действия, но и осваивают способы сравнения непрерывного количества. Они учатся использовать мерные стаканы, мерки, в том числе палочки с делениями (по типу градусников), собственные пальцы и т. п. Эти игровые упражнения с математическим содержанием включаются в сюжетно-дидактические игры, и занятия на основе экспериментирования, в хозяйственно-бытовой труд и другие виды детской деятельности.

Игры с песком и сыпучими материалами являются пре­красным средством формирования у детей представлений о системе координат (о горизонтали) и способности использовать поверхность стола в качестве системы отсчета. Для этого прозрачные банки с крышками, бутылки с закрывающими­ся горлышками и т.д. на четверть наполняются сыпучим материалом. Ребенок должен определить, как будет распо­лагаться песок (крупа) при различных наклонах банки (бу­тылки), и обозначить угол наклона песка (крупы) на рисун­ках таких же по форме емкостей, изображенных в различ­ных наклонных положениях относительно стола. Взрослый объясняет ребенку, что происходит с песком (крупой), нахо­дящимся в банке, выполняет с ней различные действия, перемещая ее относительно плоскости стола, пола. Он на­клоняет, поворачивает, переворачивает банку, ставит ее на крышку, комментируя при этом свои действия.

В играх-упражнениях с песком или другими сыпучими материалами у детей развивается барическое чувство. Де­тям предлагаются миски с песком (крупой) и разные по объему непрозрачные банки с крышками. Количество песка в мисках должно значительно различаться по весу. Ребенок пересыпает песок (крупу) из мисок в банки. Педагог закры­вает их крышками, переставляет банки местами и просит ребенка расставить их по порядку — от самой тяжелой к самой легкой (и наоборот) только на основе барического чувства. Затем ребенку предоставляется возможность прове­рить свои действия: песок (крупа) из банок пересыпается обратно в миски, и зрительно определяется его количество.

На поверхности песка (крупы), насыпанного в прямоу­гольные подносы, палочкой или указательным пальцем веду­щей руки, используя зрительное, слуховое или тактильное восприятие дети могут рисовать разное количество фигур, прорисовывать различные линии, отличающиеся по длине, ширине, форме (извилистые, прямые и т.п.).

Для математического развития детей дошкольного воз­раста большое значение имеют игры-упражнения с водой. Однако при их организации следует учитывать специфичес­кие требования. Вода должна быть достаточно теплой, ем­кости для воды — достаточно удобными. Обычно использу­ются специальные столы-ванные, тазики разной формы и др. Следует обратить внимание на одежду детей, учитывая, что их руки по локоть могут быть погружены в воду. Необ­ходимо предусмотреть специальные непромокаемые фартуки, головные уборы: шапочки, косынки и т. д. В помещении, где проводятся игры с водой, стены обычно облицовываются кафелем или рядом со столом-ванной устанавливается зер­кальное панно, так как в процессе игр широко применяют­ся пластиковые игрушки (геометрические фигуры, цифры, картинки и т. п.), которые, если их намочить, легко при­крепляются к гладкой поверхности (кафелю, зеркалу). Боль­шой интерес у детей вызывают заводные игрушки, которые движутся по поверхности воды (дельфин, лягушка, кораблик) или в воде (рыбки). В играх с водой может найти примене­ние различное игровое оборудование (водяная мельница, кув­шины, мерные емкости и т. д.), а также приспособления для аквариумов: сачки, пластмассовые водоросли, фигуры, гроты, камни и т. п.

На разных этапах обучения в зависимости от решаемых задач детям предлагаются следующие варианты игр с водой:

♦игры в объемном пространстве емкости (ванночка, таз, игрушечный бассейн и т. п.);

♦игры в двух емкостях (ванночки, тазы) одинакового или разного размера (большой и маленький, глубокий и мелкий тазы и т. п.);

♦игры с водой и различными пластиковыми фигурами, которые прикрепляются к кафельной или зеркальной стене для создания плоскостных композиций: цифр, предметных картинок, объединенных единым сюжетом, одной лексической темой и т. п.;

♦игры с разными сосудами, которые наполняются водой (пластмассовые бутылки, миски, стаканы, кувшины и т. п.).

В играх-упражнениях с водой и разными игрушками, бы­товыми предметами, природным материалом у детей фор­мируются представления об окружающем природном мире, пространственные представления. Эти предметы по подра­жанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инст­рукции дети опускают в воду. При этом они называют и показывают их пространственное расположение (на дне, на поверхности воды, по всей поверхности воды, у одного края таза или ванночки и т. п.).

Помещая в воду заданное количество игрушек, природ­ного материала, соотнося одно количество с другим, педагог формирует у детей количественные представления. Напри­мер, педагог предлагает детям бросить в воду камешки в определенном количестве, разложить их на дне емкости в ряд, в круг и т. п., а затем опустить в воду заданное коли­чество листьев (их собирают осенью, засушивают и исполь­зуют в разные сезоны). Потом взрослый просит детей на­звать количество листьев и камешков в воде, сосчитать их и сказать чего больше, а чего меньше.

Пользоваться приемами проверки (приложения или на­ложения) при сравнении количеств в трехмерном простран­стве емкости, наполненной водой, крайне затруднительно. Это усложняет игровую задачу, способствует развитию на­глядно-действенного мышления ребенка. Поэтому педагог помогает детям решить эту проблему, показав, как можно поместить листик под камешек (камешек удерживает лис­тик на дне). Таким образом, дети сравнивают две группы множеств, определяя их равенство или различие.

Играя с цифрами-рыбками, дети учатся ориентироваться на словесную инструкцию взрослого. Например, педагог просит детей бросать в воду пластиковые цифры, которые он называет, а затем также по инструкции взрослого доста­вать цифры из воды.

Кроме словесной инструкции, используются звуковые сиг­налы. Например, в воду нужно бросать или доставать из воды столько цифр, сколько звуков услышит ребенок (ис­пользуются детские музыкальные инструменты). В процес­се игр с водой развиваются тактильные ощущения детей. Они учатся с закрытыми глазами находить на поверхности стола, на краю ванночки соответствующие цифры или за­данное количество одноименных игрушек и опускать их в воду, а также вылавливать из воды нужное количество иг­рушек, геометрических фигур или соответствующую циф­ру. В определенной игровой ситуации цифры прикрепляют­ся к кафельной стене или к зеркальному панно. Например, педагог просит ребенка поймать сачком цифру 2 и прикре­пить ее к кафельной стене, а затем поймать цифру 3 и тоже прикрепить ее к стене, далее — цифру 1 и найти ей место в ряду. Игровое упражнение усложняется, когда цифры нахо­дятся в воде в прямом и в перевернутом виде. Ребенок дол­жен достать из воды сначала те цифры, которые переверну­лись, и расположить их на кафельной стене, а затем все остальные и найти им место в ряду.

В ходе игр с водой у детей формируются представления о величине. Например, пуская кораблики по воде, дети назы­вают их величину: большой кораблик, кораблик поменьше, маленький кораблик. Величинные представления дети усва­ивают в процессе сравнения. Например, камешек тяжелее листочка, поэтому он тонет, а листок легкий, поэтому он плавает на воде и т. п. С помощью сачка или удочки с магнитом на конце лески дети вылавливают различных по размеру рыбок. При этом для разных по величине рыбок выбираются и разные сачки.

Игры на развитие величинных представлений проводят­ся и на основе тактильного восприятия. Например, детям предлагается с закрытыми (завязанными) глазами найти со­ответствующие геометрические фигуры, бросить их в воду, а затем выловить из воды.

Геометрические представления детей формируются в играх с пластиковыми геометрическими фигурами. Дети учатся составлять из этих фигур картины, которые располагаются на кафельной стене (зеркальном панно): орнамент, дом, дорожку, поезд, машину и т. п. При этом они ориентируются на словесную инструкцию взрослого: «Брось в воду... фигуры, достань из воды... прикрепи... к стене».

При проведении игр с песком (сыпучими материалами) и водой обращается внимание на развитие речи детей, в том числе на обогащение антонимического словаря, обознача­ющего:

—явления природы (намочить песок - подсушить песок);

—физические качества и свойства предметов (легкий - тяжелый, большой - маленький комок песка и т.п.);

—количество, порядок, последовательность их расположения (много - мало, первый - последний и т.п.);

—движение, перемещение, изменение положения в пространстве (подходить - отходить, подсыпать - отсыпать и т.п.).





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.