ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | ИГРЫ С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ Игры с природными материалами — это в определенном смысле труд, труд кропотливый, труд познавательный, труд, воспитывающий ручную умелость и смекалку. Этому утверждению созвучна мысль М. Монтессори, которая отмечала, что с помощью рук ребенок обрабатывает, вводит в свое сознание то, что его разум неосознанно уже успел впитать в себя прежде. «В процессе этого труда он [ребенок] делает себя сознательным, он творит из себя Человека. Таинственная, могучая сила ведет ребенка, и постепенно он сам овладевает ею. С помощью собственных рук и собственного опыта он становится разумным человеком» (М. Монтессори, 1997: 37). Именно в играх-упражнениях с природным материалом полностью задействованы руки ребенка, идет активное познание им окружающего мира, формируются его математические представления. Игры с природным материалом (водой, снегом, песком, плодами и т. п.) включаются в общий комплекс образовательной работы с детьми, в том числе и математической. Кроме того, они направлены на профилактику практически всех видов дискалькулии. Среди множества игр и упражнений с природным материалом мы выделяем игры с водой и песком, требующих системных знаний, которые ребенок получает в процессе формирования математических представлений. В то же время эти игры-упражнения сами являются источником знаний. Суть обучения дошкольников играм с водой и песком состоит в организации такой предметно-игровой математической деятельности, которая помогает ребенку овладевать средствами и способами познания математических свойств и отношений, проявить самостоятельность в этой деятельности, реализовывать позицию субъекта в освоении математической культуры. Приобретение дошкольниками игрового опыта, как правило, идет двумя путями: под руководством педагогов (родителей) и самостоятельно, по собственной инициативе ребенка. Эта деятельность протекает в специально созданных условиях для игр с песком и водой. Такие уело вия предполагают наличие детской площадки, где есть песочница с чистым песком, ванночек с водой, которые можно выносить на улицу, разнообразного сопутствующего матери ала. Зимой в играх на улице вместо песка можно использовать снег (если позволяет погода). Игры со снегом организуются при участии и под контролем взрослых. Чтобы возможность играть с природными материалами не зависела от погодных условий и наличия специальной, соответствующей определенным санитарным нормам игровой площадки, эти игры можно, и даже нужно, проводить и комнатных условиях. Особое значение в этом случае при обретает организация соответствующей предметно-развивающей среды. Прежде всего, при ее организации необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования: песок еле дует прокалить, воду очистить или прокипятить, дополнительные материалы (мелкие игрушки, плоды, формочки, совочки и т. д.) промыть и просушить. Несколько слов о предметно-развивающей среде. Мы понимаем предметно-развивающую среду для игровой деятельности дошкольников как совокупность природных и социально-кулътурных предметных средств, удовлетворяющую потребности актуального, ближайшего и перспективного развития ребенка, учитывающую его индивидуально-типологические особенности, способствующую формированию у него «картины мира». Если исходить из данного понимания, при построении предметно-развивающей среды для игр с природным материалом необходимо учитывать интересы всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, воспитателей и других специалистов. Пространство игровой комнаты (и кабинетов специалистов) следует организовать таким образом, чтобы дети могли достаточно свободно перемещаться, располагаться для игр с природным материалом, направленных на формирование их математических представлений. Игровое пространство должно быть пригодным для совместной деятельности детей и взрослых, для проведения специальных и комплексных занятий, в которых важное место занимают игры. В игровом уголке устанавливается специальный стол с углублениями для поддонов, в которые по мере необходимости и в соответствии с целями и задачами занятия наливается вода, насыпается песок, фасоль, ракушки, камешки и другие сыпучие материалы. Здесь же находятся пластмассовые стеллажи-этажерки с двумя-тремя полками, на которых стоят емкости или емкости с доступной пониманию детей маркировкой. В этих емкостях хранятся сопутствующие материалы (ракушки, камешки, орехи, плоды шиповника, шишки, мелкие игрушки и т. п.). На стеллажах располагаются формочки для песка в виде цифр, овощей, фруктов, геометрических фигур. В качестве сопутствующего оборудования могут использоваться и натуральные предметы домашнего обихода: разноцветные пластмассовые, деревянные, металлические кувшины, миски, ложки, кастрюли разных размеров и т. п. В настоящее время во многих детских дошкольных образовательных учреждениях выделяются специальные помещения для игр с водой и песком. Они получили название комнат для аква- и пескотерапии. В такой комнате устанавливаются ванночки со сливом для игр с водой и песочницы, регулируемые по высоте. На этажерках размещаются пластмассовые и резиновые формочки, игрушки, ведерки, совочки, мельницы, сита и т. п. На стене устанавливается большое зеркало, к которому прикрепляются детали мягкого конструктора, буквы, цифры, геометрические фигуры, смоченные водой. Здесь же на специальных подносах хранятся морские камушки различной величины, ракушки, шарики, мелкие игрушки. В настоящее время ООО «ПКФ "АЛЬМА"» выпускает специальный набор «Аквапескотерапия». В него входят стол со сливом для игр с водой (1 шт.), стол-песочница (1 шт.), лейка цветочек с распрыскивателем (1 hit.), лейка детская (1 шт.), набор «Рыболов» (2 шт.), сачок (3 шт.), набор губок для ванны (1 шт.), губки для ванны (3 шт.), набор наполните лей для ванны (цветные камешки) (3 шт.), растения декоративные для ванны (4 шт.), наборы для ванны из мягкого полимера: «Космос», «Замок», «Морские животные» (3 шт.), русский алфавит из мягкого полимера (1 шт.), рамка с цифрами из мягкого полимера (1 шт.), рамка с геометрическими фигурами из мягкого полимера (1 шт.), набор формочек для песка «Ладошки, пяточки, лица» (1 шт.), набор для песка «Ладошки, пяточки, грабельки, совочек, ведерко» (1 шт.), набор формочек для песка «Животные» (1 шт.), набор фор мочек для песка «Морской микс» (1 шт.), набор формочек для песка «Транспорт» (1 шт.), формочка «Куличик» (1 шт.), набор из пластмассы для ванны «Уточка, китенок, черепашка» (1 шт.), набор игрушек «Красная шапочка» (1 шт.), набор игрушек «Три медведя» (1 шт.), машина-экскаватор «Крот» (1 шт.), машина-грузовик «Фермер» (1 шт.), пароходик (2 шт.), совочек (2 шт.), грабельки (1 шт.), ведерко (2 шт.), игрушки заводные для ванны (6 шт.), игрушки пастиэолевые для ванны (6 шт.), звуковые игрушки (3 шт.), подносы цветные (4 шт.), стаканчики цветные (3 шт.), чашечки цветные (3 шт.), кувшинчик малый (2 шт.), кувшинчик большой (1 шт.), мельница (1 шт.), сито (3 шт.). Данный набор включает в себя полный комплект оборудования, необходимого для игр-упражнений с водой и песком, направленных на общее развитие детей дошкольного возраста, в том числе и математического развития. В комнате аква- и пескотерапии организуются подгрупповые и индивидуальные занятия по ознакомлению детей со свойствами воды и песка как элементами природного мира, по развитию их математических представлений, фонематического восприятия, автоматизации звуков и речевому развитию. Здесь же проходят релаксационные занятия. Таким образом, демонстрационный и раздаточный материал, используемый в процессе обучения играм с природным материалом, должен быть разнообразным и отвечать следующим требованиям: —природные материалы, предметы бытового назначения, плоскостные и объемные модели должны быть знакомы детям, понятны, привлекательны, вызывать интерес и желание играть с ними; —образные игрушки, различные модели и изображения должны быть реалистичными, то есть соответствовать реальным объектам; —все предлагаемые игрушки и пособия должны быть эстетичными, аккуратными и безопасными для детей. Если соблюдать все эти условия, то можно проводить игры-занятия в условиях детского учреждения, в домашних условиях, передавая детям неоценимый по своему значению опыт взаимодействия с природными материалами. Такие игры с использованием различных формочек, пластиковых фигурок (цифры, буквы, геометрические фигуры, картинки и т. п.) позволяют развивать представления детей о непрерывном количестве, об объеме, форме и пространственных отношениях. Игры с водой и песком проводятся с помощью различных приемов и игровых действий в зависимости от особенностей развития детей. Это могут быть совместные действия детей и взрослых, действия по подражанию взрослым и по образцу, предложенному взрослым, самостоятельные действия детей в соответствии с собственным замыслом. Основная цель игр-упражнений с песком — формирование у детей представлений об особенностях сухого и мокрого песка, об изменчивости его формы в зависимости от емкости, в которую он насыпается или накладывается. Взрослые учат детей понимать, что сухой песок не сохраняет форму, распадается; песка может быть мало или много; его количество (объем) можно измерить с помощью какого-либо сосуда (стакана, чашки и т. п.); его можно пересыпать совком, ложкой, ладошками и т.п. Такие игры с пересыпанием песка из одной емкости в другую с помощью вспомогательного предмета или руками позволяют детям на основе собственного опыта выявлять свойства и особенности песка. Они узнают, что в отличие от сухого, мокрый песок может сохранять форму того предмета, в который он был положен, и после того как он будет освобожден от него. Например, мокрым песком дети наполняют некоторое количество емкостей (формочек). Затем, перевернув их и освободив песок, получают такое же количество «куличиков», сохранивших форму емкостей. Дети пересчитывают их. Затем в эти же емкости (формочки) насыпается сухой песок, его также выкладывают на поднос. Песок рассыпается. Дети пересчитывают получившиеся кучки песка и выясняют, что их количество соответствует количеству емкостей, но форма этих кучек отличается от формы емкостей, в которых находился песок. Педагог поясняет, что сухой песок форму не сохраняет. Игры с песком позволяют детям не только понять свойства песка: мокрый песок лепится, а сухой распадается на песчинки, — но и соотносить непрерывные множества (много — мало), устанавливать пространственные отношения (вверху, внизу, справа, слева, внутри), определять вес одинаковых объемов песка, находящихся в разном физическом состоянии (сухой и мокрый). Например, педагог берет две одинаковые по объему емкости и помещает в одну сухой, а в другую мокрый песок. Дети с помощью барического чувства определяют, какой песок тяжелее (легче) — сухой или мокрый. Таким образом, в играх с песком у детей формируется операционально-техническая составляющая деятельности, развивается зрительно-двигательная координация. Они учатся прослеживать взглядом за движением рук в процессе игры, располагать формочки с песком, выполнять движения пальцами, ладонями на песке и т. п. У них формируется определенный математический опыт, навыки и умения взаимодействия с песком и другими сыпучими материалами. В этом случае ребенок осваивает систему правил взаимодействия с сыпучими веществами, что является основой формирования представлений о непрерывном и дискретном множестве, о принципе сохранения количества, о возможности использования условных мерок и т.п. Участвуя в играх с песком, дети получают представления о непрерывности, величине и форме. Благодаря этим представлениям у них формируется способность сравнивать количества, объемы, формы и т.п. В ходе игр с песком дети выполняют упражнения на сравнение групп множеств, выкладывая заданное количество предметов, например камешков, в ряд и располагают под ним такое же количество (большее или меньшее) других предметов, например ракушек. Песок является прекрасным материалом для игр, проводимых на основе тактильного восприятия, когда дети производят различные счетные действия с закрытыми глазами. Включение в игры с песком мелких игрушек и природного материала (камешков, ракушек, желудей, каштанов и т. п.) расширяет возможности математического развития детей, позволяет им осваивать как трехмерное, так и двухмерное пространство. Например, предметы и игрушки в процессе занятий погружаются в песок (закапываются в него) или располагаются на его поверхности. Для развития количественных представлений, в зависимости от игровых ситуаций, детям предлагается прятать (закапывать) в песок или, наоборот, выкапывать из песка определенное количество игрушек (предметов). Играя с песком, дети по просьбе взрослого производят счетные действия с множествами предметов на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия. Например, ребенку предлагается прослушать определенное количество хлопков и закопать в песок столько игрушек, сколько хлопков он услышит, или, наоборот, выкопать из песка столько игрушек, сколько хлопков он услышит. Поверхность песка, находящегося в замкнутом пространстве (например, стола-ванной для игр с песком и водой), можно использовать для организации игр на пространственную ориентировку, а также для изображения различных геометрических фигур и цифр. Например, дети рисуют на песке пальцем или палочкой цифры, геометрические фигуры, создают на плоскости песка, то есть в двухмерном пространстве, различные изображения, ориентируются в замкнутом пространстве стола-ванной. Затем они учатся моделировать пространственные отношения с помощью сказочных сюжетов, располагая игрушки относительно себя (в середине стола-ванной, вверху от середины, с правой стороны от середины, с левой стороны, в правом верхнем углу и т. п.). Особенно важно учить детей использовать всю плоскость стола-ванной для создания игровой ситуации с математическим содержанием. Детям старшего дошкольного возраста предлагаются проблемные игры, требующие определенного уровня сформированности представлений о форме, величине, пространстве и количестве. Кроме игр с песком, в процессе формирования математических представлений детей можно активно использовать игры с различными сыпучими веществами, например со все возможной крупой, применяя при этом разные емкости (баночки, сосуды, миски и т. п.). В таких играх формируются представления об объеме сыпучего материала, о сохранении его количества независимо от формы и объема сосуда и т. д. В этом случае дети не только выполняют игровые действия, но и осваивают способы сравнения непрерывного количества. Они учатся использовать мерные стаканы, мерки, в том числе палочки с делениями (по типу градусников), собственные пальцы и т. п. Эти игровые упражнения с математическим содержанием включаются в сюжетно-дидактические игры, и занятия на основе экспериментирования, в хозяйственно-бытовой труд и другие виды детской деятельности. Игры с песком и сыпучими материалами являются прекрасным средством формирования у детей представлений о системе координат (о горизонтали) и способности использовать поверхность стола в качестве системы отсчета. Для этого прозрачные банки с крышками, бутылки с закрывающимися горлышками и т.д. на четверть наполняются сыпучим материалом. Ребенок должен определить, как будет располагаться песок (крупа) при различных наклонах банки (бутылки), и обозначить угол наклона песка (крупы) на рисунках таких же по форме емкостей, изображенных в различных наклонных положениях относительно стола. Взрослый объясняет ребенку, что происходит с песком (крупой), находящимся в банке, выполняет с ней различные действия, перемещая ее относительно плоскости стола, пола. Он наклоняет, поворачивает, переворачивает банку, ставит ее на крышку, комментируя при этом свои действия. В играх-упражнениях с песком или другими сыпучими материалами у детей развивается барическое чувство. Детям предлагаются миски с песком (крупой) и разные по объему непрозрачные банки с крышками. Количество песка в мисках должно значительно различаться по весу. Ребенок пересыпает песок (крупу) из мисок в банки. Педагог закрывает их крышками, переставляет банки местами и просит ребенка расставить их по порядку — от самой тяжелой к самой легкой (и наоборот) только на основе барического чувства. Затем ребенку предоставляется возможность проверить свои действия: песок (крупа) из банок пересыпается обратно в миски, и зрительно определяется его количество. На поверхности песка (крупы), насыпанного в прямоугольные подносы, палочкой или указательным пальцем ведущей руки, используя зрительное, слуховое или тактильное восприятие дети могут рисовать разное количество фигур, прорисовывать различные линии, отличающиеся по длине, ширине, форме (извилистые, прямые и т.п.). Для математического развития детей дошкольного возраста большое значение имеют игры-упражнения с водой. Однако при их организации следует учитывать специфические требования. Вода должна быть достаточно теплой, емкости для воды — достаточно удобными. Обычно используются специальные столы-ванные, тазики разной формы и др. Следует обратить внимание на одежду детей, учитывая, что их руки по локоть могут быть погружены в воду. Необходимо предусмотреть специальные непромокаемые фартуки, головные уборы: шапочки, косынки и т. д. В помещении, где проводятся игры с водой, стены обычно облицовываются кафелем или рядом со столом-ванной устанавливается зеркальное панно, так как в процессе игр широко применяются пластиковые игрушки (геометрические фигуры, цифры, картинки и т. п.), которые, если их намочить, легко прикрепляются к гладкой поверхности (кафелю, зеркалу). Большой интерес у детей вызывают заводные игрушки, которые движутся по поверхности воды (дельфин, лягушка, кораблик) или в воде (рыбки). В играх с водой может найти применение различное игровое оборудование (водяная мельница, кувшины, мерные емкости и т. д.), а также приспособления для аквариумов: сачки, пластмассовые водоросли, фигуры, гроты, камни и т. п. На разных этапах обучения в зависимости от решаемых задач детям предлагаются следующие варианты игр с водой: ♦игры в объемном пространстве емкости (ванночка, таз, игрушечный бассейн и т. п.); ♦игры в двух емкостях (ванночки, тазы) одинакового или разного размера (большой и маленький, глубокий и мелкий тазы и т. п.); ♦игры с водой и различными пластиковыми фигурами, которые прикрепляются к кафельной или зеркальной стене для создания плоскостных композиций: цифр, предметных картинок, объединенных единым сюжетом, одной лексической темой и т. п.; ♦игры с разными сосудами, которые наполняются водой (пластмассовые бутылки, миски, стаканы, кувшины и т. п.). В играх-упражнениях с водой и разными игрушками, бытовыми предметами, природным материалом у детей формируются представления об окружающем природном мире, пространственные представления. Эти предметы по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции дети опускают в воду. При этом они называют и показывают их пространственное расположение (на дне, на поверхности воды, по всей поверхности воды, у одного края таза или ванночки и т. п.). Помещая в воду заданное количество игрушек, природного материала, соотнося одно количество с другим, педагог формирует у детей количественные представления. Например, педагог предлагает детям бросить в воду камешки в определенном количестве, разложить их на дне емкости в ряд, в круг и т. п., а затем опустить в воду заданное количество листьев (их собирают осенью, засушивают и используют в разные сезоны). Потом взрослый просит детей назвать количество листьев и камешков в воде, сосчитать их и сказать чего больше, а чего меньше. Пользоваться приемами проверки (приложения или наложения) при сравнении количеств в трехмерном пространстве емкости, наполненной водой, крайне затруднительно. Это усложняет игровую задачу, способствует развитию наглядно-действенного мышления ребенка. Поэтому педагог помогает детям решить эту проблему, показав, как можно поместить листик под камешек (камешек удерживает листик на дне). Таким образом, дети сравнивают две группы множеств, определяя их равенство или различие. Играя с цифрами-рыбками, дети учатся ориентироваться на словесную инструкцию взрослого. Например, педагог просит детей бросать в воду пластиковые цифры, которые он называет, а затем также по инструкции взрослого доставать цифры из воды. Кроме словесной инструкции, используются звуковые сигналы. Например, в воду нужно бросать или доставать из воды столько цифр, сколько звуков услышит ребенок (используются детские музыкальные инструменты). В процессе игр с водой развиваются тактильные ощущения детей. Они учатся с закрытыми глазами находить на поверхности стола, на краю ванночки соответствующие цифры или заданное количество одноименных игрушек и опускать их в воду, а также вылавливать из воды нужное количество игрушек, геометрических фигур или соответствующую цифру. В определенной игровой ситуации цифры прикрепляются к кафельной стене или к зеркальному панно. Например, педагог просит ребенка поймать сачком цифру 2 и прикрепить ее к кафельной стене, а затем поймать цифру 3 и тоже прикрепить ее к стене, далее — цифру 1 и найти ей место в ряду. Игровое упражнение усложняется, когда цифры находятся в воде в прямом и в перевернутом виде. Ребенок должен достать из воды сначала те цифры, которые перевернулись, и расположить их на кафельной стене, а затем все остальные и найти им место в ряду. В ходе игр с водой у детей формируются представления о величине. Например, пуская кораблики по воде, дети называют их величину: большой кораблик, кораблик поменьше, маленький кораблик. Величинные представления дети усваивают в процессе сравнения. Например, камешек тяжелее листочка, поэтому он тонет, а листок легкий, поэтому он плавает на воде и т. п. С помощью сачка или удочки с магнитом на конце лески дети вылавливают различных по размеру рыбок. При этом для разных по величине рыбок выбираются и разные сачки. Игры на развитие величинных представлений проводятся и на основе тактильного восприятия. Например, детям предлагается с закрытыми (завязанными) глазами найти соответствующие геометрические фигуры, бросить их в воду, а затем выловить из воды. Геометрические представления детей формируются в играх с пластиковыми геометрическими фигурами. Дети учатся составлять из этих фигур картины, которые располагаются на кафельной стене (зеркальном панно): орнамент, дом, дорожку, поезд, машину и т. п. При этом они ориентируются на словесную инструкцию взрослого: «Брось в воду... фигуры, достань из воды... прикрепи... к стене». При проведении игр с песком (сыпучими материалами) и водой обращается внимание на развитие речи детей, в том числе на обогащение антонимического словаря, обозначающего: —явления природы (намочить песок - подсушить песок); —физические качества и свойства предметов (легкий - тяжелый, большой - маленький комок песка и т.п.); —количество, порядок, последовательность их расположения (много - мало, первый - последний и т.п.); —движение, перемещение, изменение положения в пространстве (подходить - отходить, подсыпать - отсыпать и т.п.). |