МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования эстетического вкуса у школьников подросткового возраста.





КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине Методика обучения и воспитания (по профилю подготовки)

 

на тему «Особенности формирования эстетического вкуса у подростков при создании иллюстраций на занятиях в системе дополнительного образования»

 

 

Выполнил студент группы
4ИЗОб-03-41зп
направления подготовки (специальности)
44.03.01 Педагогическое образование (Образование в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства)
шифр, наименование
Барболина Ольга Николаевна
фамилия, имя, отчество

 

Руководитель
Павлова Любовь Владимировна
фамилия, имя, отчество
К.п.н., доцент
должность

 

Дата представления работы
«______»__________________20 ___ г.
 
Заключение о допуске к защите
 
 
 
 
Оценка _______________, _______________
количество баллов
Подпись преподавателя_________________

 

 

Череповец, 2015/2016 уч. г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА У ШКОЛЬНИКОВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА.

1.1.ФОРМИРОВАИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА И ЕГО РОЛЬ В ВОСПИТАНИИ…………………………………………………………………5

1.2. ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА И ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКИХ ВКУСОВ………………………………………………………………………...8

1.3. КНИЖНАЯ ГРАФИКА, ЕЁ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ВКУСА………………………………………………………………………….13

1.4. РОЛЬ ИЛЛЮСТРАЦИЙ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА НАДИ РУШЕВОЙ……………………………..17

ГЛАВА II. АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ Б.М. НЕМЕНСКОГО, В. С. КУЗИНА, Е.Е. РОЖКОВОЙ, Е. В. ШОРОХОВА ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ И ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ПОДРОСТКОВ НА ПРИМЕРЕ РАБОТ С ГРАФИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ.

2.1. РАБОТА С ГРАФИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ, АНАЛИЗ ПРОГРАММ…………………………………………………………………….21

2.2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ ИЛЛЮСТРАЦИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ…………………………………………………………..24

2.3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА……………………………………………………..30

2.4. КОНСПЕКТ УРОКА…………………………………………………….33

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………37

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..40

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одним из важных проявлений культуры человечества считается искусство, как способ самовыражения, как результат творческого осмысления человеком окружающего мира. Эстетический вкус человека, а так же его способности не дается с рождения, он развивается с развитием человека.

Специальные художественные школы, студии созданы для того чтобы искусство развивалось, было не забыто, и передавалось из поколения в поколение. На сегодняшний день в системе дополнительного образования это одна из основных задач.

Важная цель всей системе воспитания школы научить человека жить в мире прекрасного, чтобы он не мог жить без красоты, чтобы красота мира творила красоту в нем самом. (В. Сухомлинский) [9.с87].

Как известно искусство воспитывает и развивает нравственные и духовные стороны личности человека, поэтому для нормального развития ребенка и взрослого - необходимо заниматься творчеством. Школа обладает возможностью активно развивать творческие способности детей средствами искусства.



Детям необходимо развивать свои таланты, творческое воображение, ведь именно творчество помогает самовыражаться, раскрываться человеку. Внеурочная деятельность на основе разработок ФГОС предполагает расширение содержания художественно - эстетического направления и предоставляет познакомить учащихся с разнообразными художественно-культурными явлениями.

В каждом ребенке заложены творческие способности, главная задача педагога - увидеть в ребенке своеобразные индивидуальные задатки к творчеству и постараться развить их.

Исследуем особенности формирования эстетического вкуса у подростков при создании иллюстрации на занятиях в системе дополнительного образования.

По мнению многих исследователей, педагогов, психологов (А.С. Макаренко, Б.М. Неменского, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского) формировать личность и эстетическую культуру нужно в наиболее благоприятном для этого возрасте.

Объектом исследования являются эстетические вкусы детей.

Предметомисследования является формирование эстетических вкусов у учащихся на занятиях по графике в системе дополнительного образования.

Самое важное условие раскрытия творческих способностей детей - это создание общей атмосферы комфортности, свободы и увлеченности, чтобы каждый ребенок сумел познать «радость успеха».

Формирование эстетического вкуса рассмотрим на примере изобразительной деятельности.

Цель и задачи

Основной целью моей работы является изучение роли художественной графики в развитие эстетического вкуса, анализ программы по освоению художественной графики в школе, в системе дополнительного образования, рассмотрение возрастных особенностей подростков и разработка конспекта урока по созданию иллюстрации.

Задача

- рассмотреть особенности становления эстетического вкуса у подростков.

- рассмотреть роль книжной графики, иллюстрации в формировании эстетического вкуса на примере Н. Рушевой.

- проанализировать особенности методики работы с графическими материалами в программе Неменского Б.М., Кузина В.С. и др.

- на основе изученного материала разработать методические рекомендации и конспект урока по созданию подростками иллюстрации к стихам Н. М. Рубцова.

Методы исследования: анализ литературы, наблюдение, беседа.

 

 

ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования эстетического вкуса у школьников подросткового возраста.

1.1. ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА И ЕГО РОЛЬ В ВОСПИТАНИИ.

Эстетический вкус является основой эстетической культуры личности.

Вкус эстетический - способность адекватного освоения эстетических качеств действительности, выражающаяся в системе непосредственных эмоциональных оценок. (Краткий словарь по эстетике)[13].

Сила искусства так велика, что в результате длительного и серьезного общения с искусством развиваются все стороны личности ребенка, которые питаются в первую очередь образно - эмоциональным содержанием произведений искусства. У ребенка формируются личные и общественные представления, мировоззрение, складывается нравственный и эстетический идеал. Эстетическое восприятие развивает мир чувств ребенка, формирует его эмоциональную сферу.

Что же такое эстетический вкус? Толковый словарь русского языка определяет это понятие так: «Вкус – чувство человека, его понимание изящного, красивого».

«Сущностные моменты в эстетическом освоении мира:

o красота представляет собой объект» всеобщего удовольствия»

o определяющим основанием в эстетическом восприятии мира «есть не понятное, а чувство»;

o восприятие прекрасного должно быть бескорыстно, поскольку «всякий интерес портит суждения вкуса и лишает его бескорыстности»;

o «красота – это форма целесообразности предмета»;

o восприятие красоты субъективно» (И. Кант) [8. c 60]

Эстетический вкус выступает, как способность личности оценить эстетические достоинства (или недостатки), он проявляется в любой творческой деятельности и в поведении людей, в быту.

Особенность эстетического вкуса в том, что он проявляется непосредственно, как эмоциональная реакция человека на то, с чем он взаимодействует. Эстетический вкус является главным новообразованием эстетического воспитания. «Развивать эстетическое восприятие нужно на подлинном искусстве» (К. Д. Ушинский) [8. с 60].

Основой в системе эстетического воспитания является искусство: музыка, архитектура, скульптура, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества. Именно через искусство и культуру происходит передача духовного опыта человечества, способствующая восстановлению связей между поколениями и развитию эстетического вкуса. Изобразительную деятельность можно назвать одним из самых массовых увлечений подростков. «В детстве фантазия есть преобладающая способность, и сила души, главный её деятель и первый посредник между духом ребенка и вне его находящимся миром действительности»

(В. Г. Белинский) [18. с 6]

Дети подросткового возраста проявляют не только склонности, но и способности к изобразительному искусству, при благоприятных условиях эти способности могут успешно развиваться и совершенствоваться. На занятиях в студиях и кружках основные задачи состоят в том, чтобы научить ребенка эстетически воспринимать окружающую жизнь и искусство. Основную роль в развитии творческих способностей детей играет, несомненно, взрослый – педагог или воспитатель, родитель, который знает возрастные особенности детей, их возможности и разбирается в эстетических категориях искусства.

На уроках изобразительной деятельности формировать эстетический вкус можно с помощью многих методов, таких как:

• объяснительно-иллюстративный

(объяснение, рассказ, сообщение учащимся определенных сведений по той или иной теме)

• репродуктивный метод

(применяется для закрепления усвоенного материала)

• метод проблемного изложения

(педагог формулирует проблему, показывая различные пути достижения цели)

• эвристический или частично поисковый

(постановку проблемы и частичное ее решение уже с помощью учащихся)

• исследовательский метод

(самостоятельное решение поставленных задач, поиск, обдумывание способов)

Процесс формирования эстетического вкуса включает в себя развитие у обучаемых системы эстетических знаний и впечатлений, повышающих учебную мотивацию школьников.

В развитии творческих способностей немаловажную роль играет урок, он должен быть интересным и эмоциональным. В процессе обучения изобразительной деятельности развивается психика, творческая активность, инициатива, воспитываются усидчивость, трудолюбие и многое другое, а использование музыкального сопровождения помогает преодолевать нарастающее утомление, разнообразить занятия. Музыка помогает поддерживать интерес к занятиям, способствует более чёткому и конкретному восприятию информации.

Эстетический вкус не остается неизменным на протяжении всей жизни человека, он развивается и совершенствуется в процессе общения с искусством. Возраст, жизненный путь, связанный с общением различных видов искусств, богатство творческого опыта личности не только оттачивают и шлифуют его вкус, но и делают его многогранным. [21. с 84;]

Выводы по параграфу: эстетический вкус является стержнем гармонично развитой личности, необходимо уделять особое внимание для формирования его на занятиях искусством. Необходимо правильно определить сенситивный период для формирования эстетического вкуса с целью последующего развития.

 

1.2.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА И ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХВКУСОВ.

Подростковый возраст это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, её второе рождение. Главной особенностью подросткового возраста являются обусловленные сущностью этапа – перехода от детства к взрослости – резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Поскольку любые качественные преобразования всегда нарушают стабильность объекта или явления, которое они затрагивают, подростковый возраст относится к так называемым критическим периодам жизни человека, или периодам возрастных кризисов.

В это время происходит не только физическое созревание человека, но и интенсивное формирование личности, энергичный рост моральных и интеллектуальных сил. Подросток — уже не ребенок, но еще и не взрослый человек. Это развитие завершается примерно к 15 годам. Этот период развития охватывает примерно возраст с 10—11 лет. Подростковый возраст, как правило, считается одним из самых сложных и важных жизненных этапов, «трудным возрастом», прежде всего, трудным для самого подростка.

Трудности обусловлены:

Биологическими особенностями возрастного этапа. Интенсивный и неравномерный рост и развитие организма - «пубертатный скачок» - оказывают существенное влияние на психофизиологические характеристики подростка: утрачивается существовавший в детстве баланс в деятельности эндокринной и нервной систем, а новый еще устанавливается. Это сказывается на внутренних состояниях, реакциях, настроении подростка и часто является основой его общей неуравновешенности, раздражительности, временной вялости, апатии, двигательной активности и т.п. При этом психическое развитие подростка осуществляется так же неравномерно, как развитие организма.

Результаты биологического развития организма, преобразуя внешность подростка, становятся основой для изменения отношения к самому себе и отношения окружающих к нему. В процессе физического созревания дети становятся все более похожими на взрослых, на них иначе начинают реагировать другие люди (родители, учителя, сверстники), они сами начинают иначе к себе относиться. Вследствие этого изменяются требования, предъявляемые окружающими к подростку и предъявляемые им к самому себе. Подростки, не являясь ни детьми, ни взрослыми, имеют социально-психологические трудности. В подростковом возрасте происходит смена принадлежности к группе, т.е. подростки находятся в состоянии социального передвижения из группы детей в группу взрослых, причем у них есть стремление перейти в группу взрослых и пользоваться некоторыми их привилегиями. Специфика положения подростка состоит в том, что он находится «между двумя социальными группами». Такое положение порождает стремление человека уйти из менее привилегированной группы в более привилегированную группу, которой он еще не принят. Положение неприкаянности является источником специфической картины поведения и эмоционального состояния, характеризующейся напряженностью, неустойчивостью, повышенной чувствительностью, робостью и неуверенностью, сменой контрастов поведения и настроения, эпизодической агрессивностью и другими особенностями. Эмоциональная неуравновешенность большинства подростков характеризуется выраженной эмоциональной неустойчивостью, резкими колебаниями настроения. В основном бурные реакции, часто возникают в ответ на замечание о «недостатках» внешности подростка или при попытке «ущемить» его самостоятельность.

Таким образом, переживаемые подростками сложности возрастного периода обусловлены объективными биологическими, социальными и психологическими факторами и их сочетаниями.

Подростковый возраст — это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст исканий, особенно если это имеет общественное значение, возраст кипучей деятельности, энергичных движений. Подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущим мотивом поведения подростка является стремление найти свое место среди сверстников.

Особую роль в этом играют современные виды концептуального творчества, например, «Граффити».

По Современному толковому словарю русского языка Т.Ф. Ефремовой Граффити (от итал. graffiti) – это различные надписи, рисунки и знаки, процарапываемые или наносимые краской на стены. Могут быть магическими заклинаниями, тайными символами религиозных сект, могут носить чисто бытовой характер, обозначая собственность или являясь своеобразной перепиской, обменом информации. Слово «граффити» звучит очень современно, но первичное его значение – наскальные надписи и рисунки, которые являются первыми рисунками созданными людьми, дошедшими до нас, их возраст достигает 30000 лет.
Такие рисунки обнаруживаются в пещерах по всему миру, созданные с помощью простейших материалов, таких как охра, мёд, мел, кровь, они дошли до нас и передали свои истории о жизни древних людей. Историческое название "граффити" перешедшее к современному искусству несёт в себе глубокий смысл. Даёт возможность реализовать и показать свои художественные способности, научится самовыражению, показать свои мысли на стене. Граффити - это движение, которое развивается потому, что людям это интересно, и они этим занимаются, не смотря на некоторые сложности (проблемы с законом, материальные трудности, отсутствие площадок для творчества, государственной поддержки и понимания со стороны общества). Это молодёжное движение нужно развивать дальше, придумывая новые стили, новые формы, открывая новые возможности.

Виды «граффити»

•Рисунки, обозначающие принадлежность к какой-то группе.

Речь идет об обозначении на окружающей недвижимости названий любимых музыкальных коллективов, спортивных команд, политических партий. Это могут быть лозунги, цитаты из песен, фамилии лидеров, певцов и так далее.

•Снятие напряженности.

Речь идет о каракулях на партах, линиях на стенах домов и т.д. Это – следы неразряженной внутренней реальности на границах внешнего мира. Ненормативные выражения и рисунки.

• Карикатуры - критические послания взрослому миру. В данном случае речь идет о различных угрозах в адрес нелюбимых учителей, лозунги, призванные испугать взрослых и т.д.

• Поэтическое и художественное творчество (стихи как собственного сочинения, так, что чаще, и цитаты из песен).

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, прекрасному, в самом высоком и широком смысле этого понятия. Коллектив детей этого возраста уже способен организованно и самостоятельно провести ряд общественных мероприятий. Дети подросткового возраста стремятся участвовать в групповых объединениях различного социального уровня, разной творческой направленности.

Недостаточное участие в общественной жизни, отсутствие общественных интересов делает жизнь подростка бесцветной, пустой, сугубо личные интересы, как правило, не могут принести ему удовлетворения.

Эстетический вкус обусловлен всем комплексом общественных условий, и в классовом обществе он всегда несет на себе отпечаток классовых предпочтений, целей и ценностей. Единых эстетических вкусов и норм, пригодных для всех времен и народов, для всех общественных групп, не существует. Важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, занимает эстетическое воспитание, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения. Особенность искусства заключается в эмоциональном воздействии на ребенка, постепенно у учащегося развивается комплекс представлений, характеризующих его личные предпочтения, симпатии. В подростковом возрасте встает новая задача развития - формирование целостной идентичности.[8,с 9]

Вывод по параграфу: Подросток, занимающийся искусством систематически, способен проявлять в своем поведении, суждениях сформированный эстетический вкус.

Возможно, выстраивать на занятиях изобразительной деятельности эстетическое воспитание подростков на творчестве, которое близко этому возрасту, таким видом творчества может быть художественная графика, поскольку она имеет ряд сходных характеристик с граффити (современным молодежным творчеством). [22]

 

 

1.3. КНИЖНАЯ ГРАФИКА, ИСТОРИЯ ИЛЛЮСТРАЦИИ, ЕЕ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ВКУСА.

Вырастить и воспитать гармонично развитого человека - желание и стремление многих родителей. На достижение этой цели направлены и усилия педагогов. Для того чтобы сформировать в ребенке художественно-изобразительные умения и навыки, прежде всего, необходимо дать ему возможность изучать основной вид изобразительного искусства - графику. Графике доступны разнообразные жанры (портрет, пейзаж, натюрморт, исторический жанр и др.), ее возможности изображения и образного истолкования мира практически неограниченны.

Графика (от греч. "grafo" — «пишу») — изобразительное искусство, в основе которого всегда лежит рисунок, в качестве дополнения используется цвет, но он не является главным, как в живописи, а играет вспомогательную роль. В основном в работах используется карандаш, тушь, перо, пастель, уголь, различные соусы, иногда в качестве дополнительных материалов используются акварель и гуашь, так же для произведений свойственна тщательность построения пространства и объема, мельчайшая разработка элементов фактуры, выявление структуры предмета.

По назначению различаются станковая, книжная и газетно-журнальная, прикладная графика и плакат.

Произведения станковой графики можно увидеть на выставках. Это, как правило, рисунки, имеющие самостоятельное значение, а также печатная графика. Графические листы легко переносимы, они могут быть предназначены не только для выставки, но и для украшения интерьеров жилых и общественных зданий. Специфическими видами являются в станковой графике - лубок, а в газетно-журнальной - карикатура. Художественное оформление газет и журналов строится на основе связи с текстом, так же как и в книжной графике, и выдерживается в едином стиле в рамках одного типа издания.

Важнейшей областью является книжная графика. В древних рукописных книгах рисунки выполнялись и раскрашивались вручную. Они назывались миниатюрами. Книжная графика не просто часть издательского дела или средство для передачи знаний, она является частью культуры.

Все элементы книжного оформления — и расположенные внутри книги, и внешние - создают целостное произведение искусства. Художник определяет размеры (формат) книги, особенности шрифта, размещение набора текста, разнообразного иллюстративного материала. Но особенно велика роль художников-иллюстраторов.

Главным художественным средством при оформлении книги является иллюстрация. «Иллюстрация (лат. illustratio - освещение) - изображение, рисунок в тексте книги, поясняющий ее содержание» (Д.Н. Ушаков Большой толковый словарь современного русского языка).

Существование иллюстрации началось давно, ещё в Древнем Египте заклинания и гимны, написанные на папирусах, сопровождались иллюстрациями. Они создавались для наглядности содержания текстов.

Важную роль в истории развития иллюстрации сыграл период с 14 по 15 век, характеризующийся изобретением книгопечатания в Европе. Процесс печати осуществлялся путем прижимания бумаги к доске, на которую уже была нанесена иллюстрация путем гравировки. Доски смазывались черной краской, поэтому оттиск иллюстрации, остававшийся на бумаге, был таким же черными, как и сам текст. В 18 веке книжная иллюстрация принимает несколько иные формы, и наибольшей популярностью начинает пользоваться виньетка (франц. vignette).

Виньетка - композиционно завершенное графическое изображение небольшого размера, носящее орнаментальный, предметный или сюжетно-тематический характер, в качестве визуальной метафоры или аллегории и размещались на титульных листах, на начальных и последних страницах. В этот же период времени широкое распространение получает процесс создания цветных гравюр, путем раскрашивания красками от руки. Когда в 1837 году была изобретена фотография, характер исполнения иллюстраций кардинально изменился: теперь он был непосредственно связан с фотомеханическими процессами. На основе этих процессов были найдены новые способы получения книжных иллюстраций: цинкография (штриховой рисунок на цинковой доске), автотипия (воспроизведение рисунков полутонами) и трехцветная печать (воспроизведение цветных иллюстраций).

XIX век был окрещен современниками «эпохой иллюстрированной книги», потому как именно в этот временной отрезок в оформлении литературных произведений начали использоваться декоративные элементы, а сама иллюстрация была не просто неразрывно связана с текстом, но и представляла собой вполне реалистичную картинку. Ощутимый вклад в создание и развитие книжной иллюстрации начала ХХ века внесли художники объединения «Мир искусства» А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, Е. Е. Лансере, И. Я. Билибин, М. В. Добужинский и другие. Благодаря этим выдающимся художникам книжная иллюстрация стала не просто неотъемлемой составляющей литературного произведения, но и выделилась как самостоятельный вид изобразительного искусства.

На сегодняшний день книжные иллюстрации крайне разнообразны как в плане изображаемых объектов, так и в плане использования техник и материалов. Современная иллюстрация отличается оригинальностью, однако всегда является единым целым с текстом и несет определенную смысловую нагрузку.

Иллюстрации помогают лучше понять и представить содержание книги, дополняют слуховое восприятие литературного произведения яркими зрительными образами. Следовательно, иллюстрация не просто добавление к тексту, она формирует эстетический вкус ребенка, учит ассоциативному мышлению, восприятию образа цвета, пропорций фактуры.

Процесс рассматривания книги можно определить как интеллектуальную игру с образами, созданными с помощью специфических средств книжной графики. Художник формирует в детях любовь к прекрасному, высокие эстетические чувства, художественный вкус, любовь к родине. Образы, созданные хорошим художником - иллюстратором - прекрасные образы самобытного творчества.[6, 7]

Вывод по параграфу: Книжная графика играет важную роль в воспитании эстетического вкуса, ребенок получает истинную радость и удовольствие от творческих открытий художника, от внутреннего созвучия литературных и художественных образов, дающих простор воображению и собственному творчеству. Знание свойств, присущих каждому материалу из направления - книжная графика значительно обогатит технические и творческие возможности учащихся.

 

 

1.4. РОЛЬ ИЛЛЮСТРАЦИИ В ВОСПИТАНИИ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ВКУСОВ НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА НАДИ РУШЕВОЙ.

 

Роль иллюстрации в воспитании эстетического вкуса играет огромную роль. Иллюстрация в книге, где содержание передает текст, выполняет познавательную, воспитательную и эстетическую функции. Познавательная функция – отражение в иллюстрациях реалий окружающего мира, которые способствуют узнаваемости предметов и явлений.

Художественно-образные иллюстрации создаются в основном к литературным художественным изданиям, в целях усиления общего впечатления от литературного произведения с помощью зрительных образов. Здесь не пассивное повторение сюжета, а творческая переработка и интерпретация его книжным графиком. Достоверность и ценность подобных иллюстраций заключаются не столько в точном отражении эпохи, во время которой происходят описываемые в произведении события, сколько в верной передаче сути раскрываемого автором конфликта.

Рассмотрим на примере рисунков Нади Рушевой - одаренного подростка из 60-х годов.

Увлечение рисованием у девочки появилось в пять лет и стало любимым занятием. В самом начале это была игра ребенка, сопровождаемая рассуждениями. В 6 лет Надя в своих рисунках могла выразить динамику движения, образы персонажей, форму и даже цвет костюмов героев сказок и мифов, которые ей читали или рассказывали родители. Ее отец, опытный художник и педагог, рассматривая рисунки дочери, вынужден был признаться: "Я так рисовать просто не умею".

Вскоре родители заметили, что она буквально синхронно услышанное в слове сопровождает изображением. "И делала это, как дышала, – легко и естественно. В семь лет, к "Сказке о царе Салтане", за раз выдала сорок иллюстраций к ней, так, по существу, началась её Пушкиниана. В восемь лет создала цикл из 100 графических этюдов к "Подвигу Геракла".

Древняя Греция как прекрасное детство человечества отозвалась в этой девочке так гармонично, как будто это были её времена, её среда. Вот уж действительно возрасты человека как бы повторяют вехи развития всей истории. Она могла рисовать где угодно, свободно и непринужденно, будь это лист бумаги или песок. Постоянно носила при себе блокнот, перьевую авторучку, как-то сам собой выработался свой стиль – рисовала быстро, сразу набело, никогда не правила. Её линия была легкой, свободной, музыкальной, а композиция всегда безупречной.

Для более полного понимания природы её дара очень важно учитывать тот факт, что она не любила рисовать с натуры.

К семнадцати годам Надя создала серии иллюстраций к роману Пушкина «Евгений Онегин», к роману Л. Н Толстого «Война и мир», к сказке Экзюпери «Маленький принц», к роману М. А Булгакова «Мастер и Маргарита». Её рисунки поражают детской непосредственностью и недетской глубиной, очевидна глубина проникновения в самую суть литературного произведения, которую, по словам Экзюпери, «можно увидеть только сердцем».

В.А. Ватагин писал: «Её рисунки далеко выходят за пределы детского творчества, но и среди взрослых художников едва ли многие могут поспорить с лёгкостью её техники, чувством композиции, с остротой её образов, с её творческим восприятием мира»

У современных школьников сознание и восприятие мира другое, они привыкли получать информацию фрагментами, из которых у них складывается общая картина. Несмотря на то, что место книги в жизни ребенка стало другим, нельзя полностью отказаться от чтения книг. Книжные иллюстрации всегда будут главным помощником для писателя в передаче детям опыта предшествующих поколений.

Иллюстрация входит в программу Б. М. Неменского и В. С. Кузина.

В своей программе основное внимание уделяется отдельным темам.

Темы: «Портрета», «Изображение и фантазия», «Художник и музей», «Выражение характера человека в изображении», «Тема материнства».

Все эти темы в последующем помогают раскрывать полный художественный образ в иллюстрациях. Тема «Портрета» учит детей вглядываться в окружающих людей, изучать их, интересоваться. Начиная со второго класса, дети начинают рисовать украшения для персонажей сказок так, так чтобы они рассказали о своем хозяине и помогли узнать его. Как украшает себя человек. Задача педагога состоит в том, чтобы не испугать малыша обилием информации, а воспитать благородного зрителя, интересующегося изобразительным искусством.

Такие темы как: «Выражение характера человека в изображении», «Художник и музей», призван показать ребятам то, что художник может изображать не только то, что видит в жизни, но и то, что создано воображением человека. Педагог, раскрывая тему детям, дает возможность не только посмотреть на окружающих его людей, но и задуматься о том, «Какой я?». Еще одной главной темой, и наверно самой основной, по моему мнению, Б.М. Неменский выделяет «Тему материнства» - все народы воспевают мудрость старости, помогает понять, что такое духовная красота человека и что может быть одинаково ценно для разных народов, живущих на нашей планете.

В программе Кузина иллюстрация является формированием духовной культуры личности, приобщает к общечеловеческим ценностям, помогает овладение национальным культурным наследием. В его программе Основную роль уделяется рисование композиции на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Большое значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки. Уделяется должное внимание развитию воображения и творчества учащихся при выполнении сюжетных рисунков.

От учащихся требуется: самостоятельно выбрать сюжет из предложенной темы, передать художественно-выразительными средствами свое отношение к нему. Совершенствование умений выделять композиционный центр с целью повышения выразительности сюжетного рисунка. Учащиеся знакомятся с особенностями симметричной и асимметричной композиции.

На каждом уроке проводится беседа по произведениям художников, иллюстрациям или фотографиям, настраивающая учащихся на выполнение практического задания. Кроме этого, рекомендуются целенаправленные наблюдения натурных объектов и явлений действительности с целью эстетического воспитания детей. Более подробный анализ программ рассмотрим и проанализируем в следующей главе.[20, 10]

Вывод по параграфу:Иллюстрации является одним из важных источников формирования у подростка художественного образа, которой потенциально способствует развитию эстетического вкуса.

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ Б. М. НЕМЕНСКОГО, В.С. КУЗИНА, Е.Е. РОЖКОВОЙ, Е.В. ШОРОХОВА ПО ХУДОЖЕСТВЕННО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ПОДРОСТКОВ НА ПРИМЕРЕ РАБОТ С ГРАФИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ.

2.1. РАБОТА С ГРАФИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ, АНАЛИЗ ПРОГРАММ.

Работу с графическими материалами рассмотрим на примере школьной программы В.С. Кузина.

Программой предусмотрены различные виды занятий на различные темы, а так же проводиться работа с различными художественными материалами.

Рисование на темы — это создание сюжетных композиций, иллюстраций к литературным произведениям. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения предметов, передачи пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета.

В 1—4 классах тематическое рисование включает в себя рисование на темы окружающей жизни на основе наблюдений или по воображению, иллюстрирование различных литературных произведений.

Мягкому графическому материалу уделяется в программе В.С.Кузина достаточно много места, он присутствует во всех видах художественной деятельности. Тушь, перо так же используются, но только для декоративных заданий. Карандаш чаще всех других материалов встречается в программе В.С. Кузина - это, безусловно, положительная тенденция. Это позволяет систематически совершенствовать представление детей о художественных средствах линии, пятна, о композиционных правилах контраст, фактура, силуэт. При работе в технике графики обычно используют не больше одного цвета (кроме основного черного), в редких случаях — два, кроме контурной линии, в графическом искусстве широко используются штрих и пятно

В работе с графикой можно использовать и цвет, но незначительно. В графике (например, в гравюрах), может использоваться большое число цветов (при создании некоторых гравюр может использоваться более десятка печатных форм, каждая из которых "добавляет" изображению свой цвет).

В методику преподавания графики большой вклад внесли такие специалисты, как А.Д. Алехин, Г. В. Беда, Т. С Комарова, Б. М. Неменский, Е.Е. Рожкова, Н.Н. Ростовцев, Е. В. Шорохов, Т.Я. Шпикалова и другие. В программе для общеобразовательной школы Б.М. Неменского художественной графике уделяется больше внимания. Много уделяется внимания широкому спектру графических материалов.

Вывод:Проанализировав программы, мы убеждаемся в том, что работа с графическим материалом способствует быстрому усвоению других видов изобразительной деятельности. Дополнительное образование играет важную роль в развитии учащихся: помогает проявить и реализовать себя, как личность; открывает и развивает новые способности ребят; заполняет их свободное время. Это позволяет не только обучить основам художественного мастерства, но и способствовать формированию индивидуальности.

Графика больше, чем живопись, схематизирует, рационализирует и конструирует предмет, поэтому она чаще предлагается для учебного процесса. Она в большей мере условна, чем остальные виды изобразительного искусства и это свойство ярче выражает художественный образ. Материал легкий для освоения потому, что рисунок может быть выполнен почти на любой плоскости, любом фоне. Его можно представить себе даже в отрыве от фона, в мыслимой плоскости или пространстве.

Иллюстрация не только украшает страницы книги, но и помогает еще до чтения сориентироваться в содержании, и этим привлекает читателей. Подростков можно знакомить с особенностями этого искусства, они могут различать виды иллюстраций: фронтиспис, заставка, полосная иллюстрация, полуполосная иллюстрация, иллюстрация на разворот, иллюстрации на полях, иллюстрации концовки.

Фронтиспис - элемент художественного оформления издания, представляющий собой иллюстрацию, помещенную на левой странице в развороте с титульным листом.

Иллюстрации полосные, полуполосные, на развороте, оборонные и рисунки на полях располагаются внутри текста. В зависимости от важности иллюстрируемого события, образа и т. д. для иллюстраций выбирается формата бумаги. Содержание таких иллюстраций обычно имеет прямое отношение к предшествующему или последующему за ними тексту.

Важные события произведения выбирают для больших разворотных или полосных иллюстраций, а менее значимые — изображают на маленьких оборочных иллюстрациях или рисуют на полях. В конце частей, глав или всей книг размещают иллюстрации-концовки они так же, как и заставки, могут быть сюжетно-тематическими, орнаментально-декоративными или символическими. Заставки и концовки должны быть выполнены в одном стиле, так как они взаимосвязаны и часто находятся рядом на книжном развороте. Подростки в свободном творчестве используют эти знания, оформляя личные дневники и арт - буки. [12]

Вывод по параграфу: В рассмотренных программах для общеобразовательных школ уделяется много внимания художественной графике, имеются различные методические рекомендации для работы с учащимися начальной школы, но для подростков вопросы, связанные иллюстраций недостаточно рассмотрены.

 

 

2.2.ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ ИЛЛЮСТРАЦИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ.

 

Графическими материалами принято называть материалы, которыми рисуют, и на которых рисуют - сангина, уголь, простой и прессованный карандаш, акварель, тушь, бумага разных сортов, картон, калька).

Материалы принято разделять на «сухие» и «мокрые» (материалы, которые разводятся водой). Существует много разных технических приемов для нанесения материалов на поверхность бумаги.

Применяются разные специальные приспособления (мягкие и жесткие карандаши, кисти, замшевые и бумажные растушёвки, стальные перья), которыми проводятся линии, наносятся штрихи, создается тональное пятно и т. д. [3.с 256].

Выбор того или иного материала для наброска или зарисовки обусловливается прежде всего их содержанием. Так, твердый графитный карандаш мало подходит для изображения бурного моря. Очень мягким графитным или угольным карандашом можно правдиво передать движение водной стихии, тяжелые тучи на небе, но твердый графитный карандаш окажется незаменимым, если надо зарисовать тонкий орнамент чеканки по металлу или передать легкий рисунок кружева. Для передачи резкого освещения или силуэта предмета трудно найти более выразительные по контрасту материалы, чем угольный карандаш, прессованный уголь, черная тушь и белая бума. Для показа глубокого затененного пространства в интерьере более пригодным и выразительным материалом могут оказаться одноцветная акварель, нанесенная на бумагу мягкой кистью, «мокрый соус» и так называемая «сухая кисть. Качество бумаги, ее фактура также оказывают влияние не только на техническую, но и на художественную сторону рисунка.

При выборе материала для учебного наброска надо учитывать как содержание наброска, так и способ его исполнения (с натуры, по памяти и т. п.). Для наброска по представлению, поскольку его исполнение не связано с непосредственным обращением к натуре и поэтому время исполнения не ограничено, могут быть использованы почти все графические материалы, так как занятия учащихся такими набросками происходят либо в классе, либо дома.

В работе над набросками - эскизами по воображению, очевидно, окажутся менее пригодными те материалы, которые не снимаются резинкой и не смываются водой, задерживая этим возможность продолжения работы на том же листе бумаги.

В других типах набросков, в той или иной мере связанных с состоянием натуры и требующих особо быстрой работы, пользование графическими материалами более ограничено. Работа над ними обычно происходит в условиях крайне сжатого времени. Поэтому графический материал своими свойствами должен содействовать их исполнению. Он должен быть настолько гибким и податливым, чтобы при нанесении на поверхность бумаги подчиняться движению руки и самым легким нажимам, оставляя при этом разнообразный по характеру и четкий графический след. Желательно, чтобы красящее вещество этого материала было интенсивным и достаточно контрастным по отношению к белой или тонированной бумаге и обладало вместе с тем широким тональным диапазоном.

Кроме того, при выборе материала для учебных набросков приходится особенно учитывать его универсальность, то есть широкую возможность пользования им в любых условиях (классных и внеклассных) без предварительной подготовки, связанной с потерей времени, от чего иногда вообще зависит, быть или не быть наброску.

На первой стадии обучения наброскам с натуры особое значение получает простота и удобство применения графического материала. Прежде всего, графический материал не должен мешать аналитической работе учащихся, так как все же важнейшей стороной в это время следует считать освоение метода анализа и обобщения.

Поэтому желательно, чтобы учащиеся, вначале исполняли наброски тем материалом, в использовании которого они имеют некоторый опыт. Обычно это графитные карандаши «ТМ». Более мягкими графитными карандашами первое время не рекомендуется пользоваться, так как рисунок, сделанный ими, размазывается во время работы.

Что касается бумаги, то для первых занятий набросками наиболее пригодна такая бумага, по которой карандаш движется, не встречая сопротивления, то есть гладкая или чуть шероховатая, достаточно проклеенная (но не «меловая»), лучше всего хорошего сорта писчая бумага или несколько более плотная, так называемая картографическая.

Рисуя на такой бумаге, учащиеся с самого сначала приучаются ее беречь, работать обдуманно и внимательно, не допуская ошибок, тем более, что применять резинку при исполнении набросков вообще не рекомендуется. Это делается с определенной целью: заставить учащихся перед началом работы представлять себе набросок как бы уже сделанным в формате рабочего листа, чтобы этим дисциплинировать всю работу и не (проводить лишних штрихов и линий). Когда метод освоен, умелое использование графических материалов — вопрос только практики и времени. После этого станет не только возможной, но и просто необходимой большая свобода в применении графических материалов. Тогда задача использования их особых свойств и качеств будет связываться и с содержанием наброска, и с его художественной выразительностью, и с его практическим назначением.

Знание свойств, присущих каждому материалу, значительно обогатит технические и творческие возможности учащихся. Умелое использование в одном рисунке нескольких разных материалов и графических средств позволяет не только экономить время (что всегда нужно), но облегчить и упростить работу, придать наброску свое особое графическое звучание. Следует иметь в виду возможность использования способности некоторых графических материалов растушевываться или размываться.

Техник выполнения иллюстраций большое множество. Их можно использовать как самостоятельно, так и сочетать друг с другом. Рассмотрим некоторые из них…

o Аппликация (от лат. applicatio — прикладывание) — способ получения изображения, вырезание и наклеивание (нашивание) фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал-основу (фон). Как правило, материалом-основой служат картон, плотная бумага, дерево и другие материалы.

o Линогравюра (от фр. graver — вырезать) гравюра, то есть отпечаток с рисунка, вырезанного на линолеуме или на сходном с ним пластическом материале, выполняется с помощью специальных резцов (штихелей) различного профиля и размера, позволяющих добиваться тонких и толстых линий разной конфигурации и длины. Рисунок вырезается на линолеуме, затем наносится валиком тонкий слой краски и производится печать. В результате на листе получаются темными те части, которые на линолеуме были выпуклыми, а рисунок остается белым, потому что в углубления краска не попадает.

o Гравюра на дереве или ксилография - вид печатной графики, гравюра на дереве, или оттиск на бумаге, сделанный с такой гравюры. Ксилография — самая ранняя по своему происхождению техника печатной графикиотносится к технике высокой печати, поскольку на печатной доске рельефом выделяется само изображение, а фон удаляется, для этого используются специальные резцы.

Для создания иллюстраций использовать можно всё что угодно: карандаши, фломастеры, акварель, гуашь, цветную бумагу, конечно же различные компьютерные программы с использованием графического планшета.

Художник над книгой начинает работать с подробного прочтения литературного произведения, изучает эпоху его создания, стиль искусства того времени, типы персонажей, обстановку, одежду, орнаменты, шрифты и т. д., чтобы глубже понять автора и его произведение, тоньше почувствовать его подтекст, ощутить скрытые, внутренние мотивы, особенности стиля.

Далее средствами изобразительного искусства. Происходит процесс перевоплощения, творческого воссоздания литературного текста. Определив самые характерные и важные фрагменты произведения, на которых следует сделать акцент, художник обдумывает художественные средства, разрабатывает композицию иллюстраций.

«Говорят, что нет законов композиции, путая их с правилами. Правил, конечно, нет, и не может быть, а законы, конечно есть. Каким образом творение, основой которого является мысль, воплощенная в материале, может не обнаружить законов, по которым она создается и живет? Раз есть цель и есть условия, то есть и законы. И, открывая эти законы в классическом наследии прошлого, можно учиться, только нельзя превращать эти законы в правила. Законы живут, правила, неподвижны»

В. А. Фаворский.[1. с 109].

Нередко в иллюстрациях и в элементах оформления книги, художник отражает сюжеты, которые буквально не содержатся в литературном тексте. Привлечение художником новых мотивов не противоречит содержанию книги, а дополняет и обогащает его, являясь проявлением его индивидуальности, особенности прочтения и самобытности творческого почерка.

Умелое использование в одном рисунке нескольких разных материалов и графических средств позволяет придать наброску свое особое звучание.

«Рисовать – значит соображать. Никогда не рисуйте, молча, а всегда задавайте себе задачу. Велико ли слово: «отсюда – сюда» а как оно держит художника, не позволяет ему рисовать от себя, наобум» П. П. Чистяков. [11. с.43]

Иллюстрация к художественному произведению развивает самостоятельное мышление ребенка, дает ему новый толчок к развитию воображения.

Всякий ребенок (да и взрослый) гораздо больше выводов может сделать, если не только прочтет какое-нибудь произведение, но и увидит, как другой человек – в данном случае художник иллюстратор – представлял себе мысль автора.

Для подростков темы книг остаются разнообразными, наибольший интерес вызывают приключения, путешествия, история, события сегодняшнего дня. Успех книг у детей, согласно оценкам самих детей, возрастает в зависимости от сложности ее основной проблемы. Подросток любит движение, любит события, детям этого возраста свойственна склонность к абстрактному мышлению, чего не наблюдалось в младшем возрасте. Мышление в этом возрасте более логичное, ребята способны самостоятельно анализировать и воспринимать отвлеченные проблемы. У них возрастают требования к доказательности, обоснованности того, о чем говорится и что изображено в книге, наряду со стремлением к конкретизации, к непосредственному восприятию того, о чем идет речь.

«Важнейшим фактором существования художественного образа является обобщение, т.е. умение отыскивать общие, типические черты, представляющие как бы сгусток характеризующих свойств многих подобных людей или предметов, жизненных явлений. Художественное обобщение выражается в стремлении раскрыть закономерные связи не только между явлениями жизни, но и между личностью и воспринимаемой действительностью». (В. А. Разумный) [15. с 27]

Показ лучших примеров отечественной и зарубежной иллюстрации помогут детямрасширить знания в развитии эстетического воспитания. В истории иллюстрации, речь идёт о её постоянном изменении, в соответствии с развитием культуры и искусства в целом.[3, 11]

Вывод: Для занятий художественной графикой наиболее приемлемыми является Линогравюра. Необходимо разработать подходы методические к преподаванию линогравюры.

 

2.3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

 

Художественное образование, вовлекая ребенка в процесс общения с подлинным искусством, способствует воспитанию лучших эстетических и нравственных качеств, как основы формирующейся личности. Особое место в этом процессе принадлежит искусству графики. Графика не всегда воспринимается адекватно, главным образом, из-за недостаточного знакомства с этим видом искусства.

Основным художественным средством искусства иллюстрации для детей является образное реалистическое раскрытие идей литературы и явлений жизни, смысла всего, что нас окружает. Оно опирается на образность детского мышления.

Иллюстрации, по определению Курочкиной Н.А, - это рисунки, образно раскрывающие текст, подчиненные содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающие книгу и обогащающие ее декоративный строй. С помощью графических средств они выявляют и передают социальную и художественную суть иллюстрируемого произведения

Принципы отбора иллюстрации для детей

1. Учет возраста детей, особенностей их восприятия, жизненного опыта и интересов.

2. Высокая художественность произведения, как по содержанию, так и по средствам художественной выразительности, доступность их детям.

3. Соответствие книжной графики жанру и стилю литературного произведения. Все средства выразительности графики (рисунок, цвет, композиция каждой страницы и макет книги в целом) должны быть использованы художником для передачи жанра и стиля литературного произведения и обогащать его.

Рассматривание иллюстраций – косвенный метод обучения детей изобразительной деятельности, который позволяет обогатить изобразительный опыт детей новыми графическими образами и способами изображения, помогает преодолеть стереотипность в рисовании.

Значение иллюстрации в эстетическом развитии читателя-ребенка основано на том, что иллюстрация одновременно является произведением графического искусства, имеющим самостоятельную художественную ценность, и ключом к раскрытию и пониманию идейно-художественного своеобразия самого литературного произведения.

Система художественно-эстетического воспитания школьников реализуется, прежде всего, в учебно-воспитательном процессе, осуществляемом на уроках и внеурочное время.

Все учебные предметы, наряду с передачей детям основ наук, своими специфическими средствами решают задачи эстетического воспитания. В этом процессе своеобразна и ничем не заменима роль географии, математики, обществоведения, истории, биологии, труда, физкультуры. Среди них предметы художественного цикла: литература, музыка, изобразительное искусство. Они имеют своей главной целью всестороннее развитие и нравственно-эстетическое воспитание школьников, объединяют в себе элементы искусства, науки и навыки практической деятельности.

В основе организации современной системы эстетического воспитания лежит ряд принципов. Всеобщность эстетического воспитания и художественного образования обусловлена тем, что взрослые и дети постоянно взаимодействуют с эстетическими явлениями в духовной жизни, повседневном труде, общении с искусством и природой, в быту и межличностном общении.

Организация системы эстетического воспитания основывается также на принципе комплексного подхода ко всему делу воспитания.

Система эстетического воспитания опирается на принцип органической связи всей художественно-эстетической деятельности детей с жизнью, практикой обновления общества, с процессом формирования мировоззрения и нравственности.

Принципом системы эстетического воспитания подростков является идея сочетания классных, внеклассных, внешкольных занятий, различных форм воздействия искусством через средства массовой информации.

Органическая взаимосвязь эстетического и общего становления личности ребенка обусловливает необходимость принципа единства художественного и общего психического развития детей. Действенность эстетического воспитания прямо зависит от соблюдения принципа художественно-творческой деятельности и самодеятельности детей. [24]

Вывод: Необходимо развивать эстетический вкус, как важный шаг эстетического воспитания, органически соединяется с общим процессам формирования гармонически развитого, творчески потенциального подрастающего поколения.

Формирование эстетического вкуса – это, прежде всего утверждение принципов и критериев красоты, эстетических интересов и потребностей. Его формирование, особенно в подростковом возрасте, легко поддающемся различному влиянию, нуждается в педагогическом руководстве и контроле.

 

2.4. КОНСПЕКТ УРОКА в 5 классе

Возрастная группа 10 лет.

Тема урока: « Иллюстрации к стихотворениям Н. М. Рубцова»

Тип урока: Комбинированный.

Цель урока: Усовершенствовать навыки умения выражать свои мысли, передавать их в рисунке используя технику графики. Закрепить умение работать штрихом, линией, пятном.

Задачи урока:

Познавательные: познакомить учащихся с понятием иллюстрация.

Обучающие: формировать умение и навык работы в графике, учиться создавать образ на бумаге на основе литературного произведения.

Развивающие: развитие творческих способностей.

Воспитывать: творческое отношение к различным способам творческой работы.

Методы, использованные на уроке:

• Объяснительно - иллюстративный: показ иллюстраций известных художников.

• Исследовательский метод: поиск композиции, характера персонажей.

Оборудование урока:

Для педагога: презентация, включающая в себя произведения книжной графики известных художников.

Для учащихся: Ватман формат А3, простые карандаши, цветные карандаши ластик, гелиевые ручки (на выбор детей).

Организация занятия:

Заранее давалось домашнее задание, прочесть стихи Н. М Рубцова, выбрать понравившееся.

Вопросы обобщенного характера.

· Любите ли вы читать книги? Что такое книга? (Размышления детей). Книга – источник знаний, духовная пища человека.

· Из каких составных частей состоит книга? (Текст и иллюстрация).

· Иллюстрация сопровождает текст и привязана к его содержанию. Почему?

· Какое значение имеет иллюстрация? (Иллюстрация помогает создать образ героев, портрет, костюмы, место действия, пейзаж, интерьер помещения, приметы исторической эпохи).

· Какие вам нравятся стихи? Кто нам раскрывает образ в книге?

· Зависит ли то, что изображено на иллюстрации от текста в книге?

· К какому виду изобразительной деятельности относится иллюстрация? (К книжной графике).

· Может ли иллюстрация существовать сама по себе без книги? (Иллюстрация и текст должны работать вместе, а не существовать сами по себе).

Ход занятия.

- Здравствуйте ребята. Сегодня на занятии мне мы с вами поговорим о том, что такое иллюстрация, и когда она возникла, что из себя представляет. Вам было задано домашнее задание, прочитать стихи Николая Рубцова. Прочитали ли вы стихотворения, что вам больше всего понравилось в его стихотворениях? (ответы детей). Ребята, а вы знаете, что на его стихотворения создано много иллюстраций, например, рассмотрим иллюстрации Н. и Г. Бурмагиных, И. Я. Билибина. (Показ презентации).

Книжная иллюстрация — это жанр графического искусства, который определяется не свободным выбором художника, а литературным произведением, в данном случае Стихи Николая Рубцова. В основном в работах используется карандаш, тушь, перо, пастель, уголь, различные соусы, иногда в качестве дополнительных материалов можно использовать акварель и гуашь, так же для произведений свойственна тщательность построения пространства и объема, мельчайшая разработка элементов фактуры, выявление структуры предмета.

Создание иллюстрации это процесс перевоплощения. Иллюстрации и элементы оформления книжной страницы неразрывно связаны между собой и неотделимы от содержания книги.

Сегодня я вам предлагаю возможность создать самим иллюстрацию на стихи Николая Рубцова. Какие темы в основном встречаются в его поэзии? (Ответы детей).

Главная задача нам предстоит изобразить в своей иллюстрации тему, характер стихотворения, то о чем хотел автор рассказать зрителю. Но, для начала давайте ещё раз с вами вспомним, как строить композицию.

Вы уже знаете правила построения композиции.

Кто из вас хочет их назвать?

- (ответ) Основные линии стягиваются к центру.

- (ответ) Нельзя разделять композицию пополам каким-то предметом или персонажем.

- (ответ) нельзя хаотично размещать предметы на листе бумаги

- (ответ) композиционное пятно состоит из нескольких планов.

- Сегодня я вам подскажу еще одно правило:

В композиции важно всё – масса предметов, их зрительный «вес», размещение их на плоскости, выразительность силуэтов, ритмическое чередование линий и пятен, распределение светотени, позы и жесты героев. Главная задача передать суть того, о чем пишет автор.

Сейчас предлагаю вам выбрать материал, которым вы будите рисовать, это у вас будет (карандаш, пастель, гелиевая ручка, и.т. д.), предлагаю вам на выбор. Далее приступаем к следующему этапу. Вспомним,что сначала нужно выбрать любимое стихотворение, а затем выбирать тот момент, который вам понравился больше всего. Мысленно представьте себе, что ваш герой будет делать. Затем постарайтесь расположить его на листе по правилам композиции, которые вы уже знаете. Нарисуйте окружающий мир вашего героя.

Дети приступают к работе.

После завершения работы, дети наводят порядок, убирают за собой. Рассматривание работ.

Закрепление понятий иллюстрация.

Вопросы конкретного характера, направленные на формирование эмоционально-личностного отношения к картине.

Нравятся ли вам рисовать иллюстрации?

Нравиться ли вам то, что иллюстрация тесно связанна с текстом?

Все ли у вас получилось?

К каким ещё произведениям вы бы хотели нарисовать иллюстрации?

Ребята, молодцы! Все справились с заданием.

Выставка работ.

ПРИЛОЖЕНИЕ





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.