МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Текст-повествование и его виды





Текст-описание и его виды

Упражнение 128. Сравните описания растений в книге «Растения в медицине» (а) и в повести Л.Н. Толстого «Хаджи Мурат» (б). Определите, к какому типу описаний (фактографическому, творческому) можно их отнести. Обоснуйте ответ.

а) Репешок обыкновенный (репейничек аптечный) встречается во всех областях средней полосы России, на Кавказе. Растёт по сухим склонам, лугам, кустарникам, опушкам леса, вдоль дорог, полей, заборов.
Репешок обыкновенный – многолетнее растение. Стебель прямостойкий, до 90 см высоты, шершавоволосистый. Листья очередные, прерывистоперистые, с прилистниками. Цветы мелкие, золотисто-жёлтые, правильные, пятичленные, чашечки с подчашеем. Соцветие длинное, верхушечное, простой колос. Плоды – мелкие цепкие семянки. Цветёт в июне–июле.
Лекарственным сырьем служит трава.

б) Впереди меня, вправо от дороги, виднелся какой-то кустик. Когда я подошёл поближе, я узнал в кустике такого же «татарина», которого цветок я напрасно сорвал и бросил.
Куст «татарина» состоял из трёх отростков. Один был оторван, и, как отрубленная рука, торчал остаток ветки. На других двух было на каждом по цветку. Цветки эти когда-то были красные, теперь же были чёр- ные. Один стебель был сломан, и половина его, с грязным цветком на конце, висела книзу; другой, хотя и вымазанный чернозёмной грязью, всё ещё торчал кверху. Видно было, что весь кустик был переехан колесом и уже после поднялся и потому стоял боком, но все-таки стоял. Точно вырвали у него кусок тела, вывернули внутренности, оторвали руку, выкололи глаз. Но он всё стоит и не сдаётся человеку, уничтожившему всех его братий кругом его.

Упражнение 129. Прочитайте тексты и докажите, что все они могут быть отнесены к текстам-описаниям. Определите, к какому типу описаний (фактографическому, творческому) можно их отнести. Обоснуйте ответ.

а) Марш (франц. marche – ходьба, движение вперёд) – музыкальное произведение чаще всего энергичного, бодрого характера. Предназначено для сопровождения коллективного шествия. Марши бывают торжественные, походные, строевые, похоронные и т.д. (Словарь музыкальных терминов)

б) – Они играли Крейцерову сонату Бетховена. Знаете ли вы первое место? Знаете?! – воскликнул он. – У!.. Страшная вещь эта соната. Именно эта часть. И вообще страшная вещь музыка. Что это такое? Что она делает? И зачем она делает то, что она делает? Говорят, музыка действует возвышающим душу образом, – вздор, неправда! Она действует ни возвышающим, ни принижающим душу образом, а раздражающим душу образом. Как вам сказать? Музыка заставляет меня забывать себя, моё истинное положение, она переносит меня в какое-то другое, не своё положение: мне под влиянием музыки кажется, что я чувствую то, чего не понимаю, что могу то, чего не могу. Я объясняю это тем, что музыка действует, как зевота, как смех: мне спать не хочется, но я зеваю, глядя на зевающего, смеяться не о чём, но я смеюсь, слыша смеющегося.
Она, музыка, сразу, непосредственно переносит меня в то душевное состояние, в котором находился тот, кто писал музыку. Я сливаюсь с ним душою и вместе с ним переношусь из одного состояния в другое, но зачем я это делаю, я не знаю. Ведь тот, кто писал хоть бы Крейцерову сонату, – Бетховен, ведь он знал, почему он находился в таком состоянии, – это состояние привело его к известным поступкам, и потому для него это состояние имело смысл, для меня же никакого. И потому музыка только раздражает, не кончает. Ну, марш воинственный сыграют, солдаты пройдут под марш, и музыка дошла; сыграли плясовую, я проплясал, музыка дошла; ну, пропели мессу, я причастился, тоже музыка дошла, а то только раздражение, а того, что надо делать в этом раздражении, – нет. И оттого музыка так страшно, так ужасно иногда действует. В Китае музыка государственное дело. И это так и должно быть. Разве можно допустить, чтобы всякий, кто хочет, гипнотизировал бы один другого или многих и потом бы делал с ними что хочет. И главное, чтобы этим гипнотизёром был первый попавшийся безнравственный человек. (Л.Н. Толстой)

в) Объектив фотографический «Юпитер-21М» – длиннофокусный объектив с прыгающей диафрагмой, предназначен в качестве сменного объектива для фотоаппаратов типа «Зенит» и «Практика», имеющих устройство для автоматического закрывания диафрагмы при съёмке.
Объективом «Юпитер-21М» можно фотографировать с дальних расстояний, использовать его для фотоохоты и съёмок архитектурных деталей. Съемку можно производить на чёрно-белую и цветную пленку.
Объектив имеет нажимную автоматическую диафрагму, управляемую механизмом фотоаппарата. Может применяться и с другими зеркальными фотокамерами с форматом кадра 24×36 мм, присоединительной резьбой М42×1, рабочим отрезком 45 мм, имеющими и не имеющими устройства автоматического управления нажимной диафрагмой.
Высокая разрешающая сила объектива позволяет получить на снимке крупным планом мелкие детали удалённых предметов. Сравнительно большая светосила дает возможность съёмки спортивных сюжетов с руки при выдержке 1/250–1/500 секунды. (Руководство по эксплуатации фотографического объектива «Юпитер-21М»)

г) Так и уехал с одним чемоданом. Чемодан был фанерный, обтянутый тканью, с никелированными креплениями по углам. Замок бездействовал. Пришлось обвязывать мой чемодан бельевой верёвкой.
Когда-то я ездил с ним в пионерский лагерь. На крышке было чернилами выведено: «Младшая группа. Серёжа Довлатов». Рядом кто-то дружелюбно нацарапал «говночист». Ткань в нескольких местах прорвалась.
Изнутри крышка была заклеена фотографиями. Рокки Марчиано, Армстронг, Иосиф Бродский, Лоллобриджида в прозрачной одежде. Таможенник пытался оторвать Лоллобриджиду ногтями. В результате только поцарапал. А Бродского не тронул. Всего лишь спросил – кто это? Я ответил, что дальний родственник... (Довлатов)

Упражнение 130. Составьте два текста-описания (фактографический и творческий) одной из комнат вашего дома, письменного стола или вида из окна.

Текст-повествование и его виды

Упражнение 131. Прочитайте тексты и докажите, что все они могут быть определены как тексты-повествования. Определите, к какому типу (объективированных, субъективных) рассказов их можно отнести. Обоснуйте ответ.

а) В минувший вторник из Вышневолоцкого изолятора временного содержания (ИВС) Тверской области сбежали 5 заключённых. Сделать им это удалось из-за халатности милиционеров. В 4.20 двое сержантов – постовых ИВС – решили проверить камеру. Когда они открыли дверь, преступники набросились на охранников, избили их и связали.
Один из злоумышленников забрал у милиционера ключи и освободил из соседней камеры свою знакомую. А потом дерзкая пятёрка беспрепятственно покинула тюрьму через внутренний двор. Кстати, все они неоднократно судимы: кто за кражи, кто за грабежи.
Через местные СМИ правоохранительные органы обратились за помощью к населению – приметы и фотографии беглецов показали по телевидению. Это дало свои результаты: уже удалось задержать одного преступника. («Комсомольская правда»)

б) ...Рассказ молодого чиновника сильно меня тронул. Мне было жаль бедного Кирджали. Долго не знал я ничего об его участи. Несколько лет спустя, встретился я с молодым чиновником. Мы разговорились о прошедшем.
– А что ваш приятель Кирджали? – спросил я, – знаете ли, что с ним сделалось?
– Как не знать, – отвечал он и рассказал мне следующее:
Кирджали, привезённый в Яссы, представлен был паше, который присудил ему быть посажену на кол. Казнь отсрочили до какого-то праздника. Покамест заключили его в тюрьму.
Невольника стерегли семеро турок (люди простые и в душе такие же разбойники, как и Кирджали): они уважали его и с жадностию, общею всему Востоку, слушали его чудные рассказы.
Между стражами и невольником завязалась тесная связь. Однажды Кирджали сказал им: «Братья! час мой близок. Никто своей судьбы не избежит. Скоро я с вами расстанусь. Мне хотелось бы вам оставить что-нибудь на память».
Турки развесили уши.
– Братья, – продолжал Кирджали, – три года тому назад, как я разбойничал с покойным Михайлаки, мы зарыли в степи недалече от Ясс котёл с гальбинами. Видно, ни мне, ни ему не владеть этим кладом. Так и быть: возьмите его себе и разделите полюбовно.
Турки чуть с ума не сошли. Пошли толки, как им будет найти заветное место? Думали, думали и положили, чтобы Кирджали сам их повёл.
Настала ночь. Турки сняли оковы с ног невольника, связали ему руки верёвкою и с ним отправились из города в степь.
Кирджали их повёл, держась одного направления, от одного кургана к другому. Они шли долго. Наконец Кирджали остановился близ широкого камня, отмерил двенадцать шагов на полдень, топнул и сказал: «Здесь».
Турки распорядились. Четверо вынули свои ятаганы и начали копать землю. Трое остались на страже. Кирджали сел на камень и стал смотреть на их работу.
– Ну что? скоро ли? – спрашивал он, – дорылись ли?
– Нет ещё, – отвечали турки и работали так, что пот лил с них градом.
Кирджали стал оказывать нетерпение.
– Экой народ, – говорил он. – И землю-то копать порядочно не умеют. Да у меня дело было бы кончено в две минуты. Дети! развяжите руки, дайте ятаган.
Турки призадумались и стали советоваться.
– Что же? (решили они) развяжем ему руки, дадим ятаган. Что за беда? Он один, нас семеро. – И турки развязали ему руки и дали ему ятаган.
Наконец Кирджали был свободен и вооружён. Что-то должен он был почувствовать!.. Он стал проворно копать, сторожа ему помогали... Вдруг он в одного из них вонзил свой ятаган и, оставя булат в его груди, выхватил из-за его пояса два пистолета.
Остальные шесть, увидя Кирджали вооружённого двумя пистолетами, разбежались.
Кирджали нынче разбойничает около Ясс. Недавно писал он господарю, требуя от него пяти тысяч левов и грозясь, в случае неисправности в платеже, зажечь Яссы и добраться до самого господаря. Пять тысяч левов были ему доставлены.
Каков Кирджали? (Пушкин)

Упражнение 132. Напишите два повествования с рассказом об одном и том же событии. Первый рассказ оформите в виде сообщения в газету, второй – как письмо в газету очевидца такого события, которое вас поразило, показалось вам замечательным и т.д

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.