Тема 3. Источники коммерческой прибыли Материалы для самостоятельной подготовки Тема 1. Концепция коммерческой деятельности Коммерция – это слово латинского происхождения – торговля. Однако надо иметь в виду, что термин «торговля» имеет двоякое значение: в одном случае он означает самостоятельную отрасль народного хозяйства, а в другом – торговые процессы, направленные на осуществление актов купли- продажи товаров. Коммерческая деятельность связана со вторым понятием торговли – торговыми процессами по осуществлению актов купли-продажи с целью получения прибыли. Коммерческая деятельность – понятие более узкое, чем предпринимательство. Предпринимательство – это организация экономической, производственной и иной деятельности, приносящей предпринимателю доход. Предпринимательство может означать организацию промышленного предприятия, сельской фермы, торгового предприятия, предприятий обслуживания, банка, адвокатской конторы, издательства и т.д. Из всех этих видов предпринимательской деятельности только торговое дело является в чистом виде коммерческой деятельностью. Таким образом, коммерцию следует рассматривать как одну из форм предпринимательской деятельности. В то же время и в предпринимательской деятельности могут осуществляться операции по купле-продаже товаров, сырья и т.д., то есть элементы коммерческой деятельности могут осуществляться во всех видах предпринимательской деятельности, но не являются для них определяющими. Следовательно, коммерческая работа в торговле представляет собой обширную сферу оперативно-организационной деятельности торговых организаций и предприятий, направленной на совершение процессов купли- продажи товаров для удовлетворения спроса населения и получения прибыли. По характеру выполняемых функций процессы, совершаемые в торговле, можно подразделить на два основных вида: - Коммерческие (или чисто торговые); - Производственные (или технологические). Коммерческие процессы– процессы, связанные со сменой форм стоимости, то есть с куплей продажей товаров. К ним относятся и организационно-хозяйственные процессы, непосредственно не связанные с актами купли-продажи, но обеспечивающие беспрерывность их осуществления и не имеющие производственного характера (изучение потребностей, заключение договоров купли-продажи, реклама и др.) Технологические процессы– процессы, связанные с движением товара как потребительной стоимости и являющиеся продолжением процесса производства в сфере товарного обращения (транспортирование, хранение, упаковка, фасовка и т.д.) Они представляют собой единство трех элементов – живого труда, средств труда и предметов труда. Помимо коммерческих и производственных процессов в торговле выполняются так называемые дополнительные торговые услуги, поскольку осуществление актов купли-продажи товаров обрастает разнообразными операциями по обслуживанию покупателей. В цивилизованной торговле именно эти дополнительные услуги по своей сущности становятся все более доминирующими по массе затрачиваемого на них труда (доставка товаров на дом, установка купленных технически сложных товаров на дому у покупателей и т. д). - Основными принципами коммерческой деятельности являются: - Неразрывная связь коммерции с маркетингом; - Умение предвидеть коммерческие риски; - Гибкость коммерции; - Выделение приоритетов; - Ответственность за выполнение принятых обязательств; - Проявление личной инициативы; - Нацеленность на достижение конечного результата – прибыли. Вопросы для самопроверки: 1. Сформулируйте основные принципы коммерческой деятельности. 2. Какие существуют виды процессов и операций, составляющих содержание коммерческой деятельности и осуществляемых с сфере товарного обращения? 3. В чем заключается связь коммерции с маркетингом? 4. Что такое коммерческий риск? 5. В чем заключается сущность коммерческой деятельности на промышленном предприятии? Тема 2. Содержание коммерческой деятельности Объектами коммерческой деятельности является все, что подлежит купле-продаже. Это товары и услуги, деньги и ценные бумаги, иное имущество, информация, результаты интеллектуальной деятельности (патенты, лицензии, произведения науки, литературы, «ноу-хау») и т.д. Объекты коммерческой деятельности, как правило, могут продаваться и покупаться свободно. В виде исключения купля-продажа отдельных объектов может быть запрещена, либо ограничена законом (например, торговля оружием, наркотиками, ядами, природными ресурсами территориальных вод и континентального шельфа). Объектами коммерческой работы являются также предприятия – имущественные комплексы, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Предприятие или его часть являются недвижимым имуществом и могут покупаться и продаваться. Участниками (субъектами) коммерческой деятельности, то есть теми, кто осуществляет куплю-продажу, являются физические и юридические лица. Физическое лицо – это гражданин, который обладает правоспособностью и дееспособностью. Юридическое лицо – это организация (группа людей, деятельность которых координируется для достижения общих целей), которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает этим имуществом по своим обязательствам. Юридическое лицо может от своего имени приобретать имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и смету. Ведение коммерческой деятельности является реализацией важнейшего права ее участников – физических и юридических лиц – права собственности. Право собственности это право обладания имуществом, которое дает возможность обладателю собственности – собственнику определять содержание и направления использования принадлежащего ему имущества, в том числе и права на его продажу. Право собственности предполагает владение, пользование и распоряжение своим имуществом. В коммерческой деятельности различают ряд форм собственности. Форма собственности – понятие не правовое, а экономическое: с точки зрения закона эти формы неразличимы – все они обладают равными правами. В нашей стране признается частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Вопросы для самопроверки: 1. Что является объектом коммерческой деятельности? 2. Назовите субъектов коммерческой деятельности. 3. Какие виды юридических лиц вы знаете? 4. Что такое право собственности? 5. Какие формы собственности вы знаете? Тема 3. Источники коммерческой прибыли Основным источником прибыли является непосредственно товар. Любой товар необходимо рассматривать на трех уровнях. Первый – замысел товара. На этом уровне речь идет еще не столько о реальном предмете или услуге, сколько о той нужде или потребности, которые будущий товар должен будет удовлетворить. Следующий уровень – предмет или услуга в реальном исполнении. При этом товар должен обрести следующие черты: набор необходимых свойств, качество, внешнее оформление, название (марка), упаковка и т.д. Последний уровень собственно товар с прилагающимися к нему дополнительными услугами (сервисом) и выгодами (так называемое подкрепление товара). С появлением товара на рынке начинается его жизненный цикл, складывающийся из этапов: выведение на рынок, рост, зрелость, упадок. Для каждого из этапов будет иметь место своя величина сбыта. На каждом этапе необходима своя стратегия поведения, чтобы максимизировать прибыль. Дальнейшим направлением коммерческой деятельности, одним из главных источников увеличения прибыли является улучшение качества продукции. В наши дни появилась научная дисциплина, занимающаяся оценкой качества различных видов продукции – квалиметрия. В разработанном стандарте существует следующее понятие качества: «Качество продукции – это совокупность свойств продукции, обуславливающих их пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением». Для всесторонней оценки качества продукции научно-исследовательским институтом стандартизации разработана целая система показателей. Прежде всего, это – показатели назначения (определяют, в какой мере данный продукт отвечает своему назначению). Следующим показателем является надежность продукции. Также очень важный показатель качества – безопасность человека в работе с данным видом продукции. Все эти характеристики существовали всегда. А некоторые показатели качества появились совсем недавно. Современное высококачественное изделие должно быть технологичным. Также важнейшей характеристикой качества современного изделия является степень вредности его воздействия на окружающую среду при использовании и хранении. Качество ряда изделий наших дней во многом определяется тем, в какой мере данный механизм или прибор вписывается в систему человек – изделие – среда. Это означает необходимость при оценке продукции учитывать удобство и эффективность работы с данной техникой. Далеко не последнюю роль играют и эстетические показатели качества – показатели красоты. В качестве экономических показателей выступает себестоимость изделия, его цена, величина получаемого от него экономического эффекта, затраты на эксплуатацию и тому подобное. То есть повышение любого показателя качества должно иметь экономическую целесообразность, и только в этом случае, повышение качества продукции будет являться дополнительным источником получения коммерческой прибыли. Следующим источником получения прибыли является цена продукции. Ценообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена должна отражать общественно необходимые затраты на производство и реализацию продукции, соответствовать ее потребительским свойствам и качеству, учитывать спрос и предложение на товары и услуги. В рыночной экономике различают следующие виды цен: Производственная цена – цена, по которой производитель поставляет товар крупными партиями оптовым торговцам. Оптовая цена – цена, по которой оптовые торговые фирмы продают товар крупными партиями компаниям, занимающимся розничной торговлей. Розничная цена – цена, по которой ведется продажа в магазинах в розницу. Рыночная цена – цена, по которой идет купля-продажа на данном рынке в данное время. Базисная цена – согласуется путем переговоров между продавцом и покупателем крупных партий товара. Монопольная цена – цена, устанавливаемая монополиями выше или ниже цены производства. Выше для сбыта своих товаров и ниже – для товаров, приобретаемых у других фирм. Номинальная цена – та, которая публикуется в прейскурантах, справочниках, биржевых котировках Скользящая цена – устанавливаемая договором в зависимости от условий конъюнктуры на определенную дату. Твердая цена – фиксируемая в договоре купли-продажи, которая не может быть изменена. Цена «падающий лидер» - используемая торговцами для привлечения покупателей. Обычно снижается цена лишь на один какой-нибудь товар, но покупатель, привлеченный этим фактом в магазин, может купить и другие товары, цена на которые не снижалась. Цена спроса – складываемая на рынке в результате свободных рыночных соотношений конкуренции, спроса и предложения. Цена купли-продажи (фактурная цена) – определяемая условиями поставки, оговоренными в контракте. Контролирование цены отдельным производителем достигается крайне редко. Рыночная цена формируется в результате совокупного влияния многих производителей товара, конкуренции между ними и состояния спроса. Вопросы для самопроверки: 1. Какие источники коммерческой прибыли вы знаете? 2. Поясните, каким образом товар является источником получения прибыли? 3. Какие показатели качества вы знаете? 4. Как формируется цена товара? 5. Какие виды цен вы знаете? |