СИНГАПУРСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТУ ГАБИДУЛЛИНА ГУЛЬНАЗ ИЛЬДАРОВНА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» Курсовая работа по дисциплине «Физкультурные образовательные технологии» | | | Подпись студента:_________________ | | Руководитель курсовой работы: к.п.н., доцент__________Е.В. Бурцева Оценка: «__________________________» «___»_________________2016 г. | КАЗАНЬ – 2016 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение | Глава I. Состояние проблемы исследования Сингапурской системы обучения по предмету физическая культура | 1.1. Традиционные подходы к физическому воспитанию | 1.2. Основные тенденции развития методических подходов к совершенствованию физического воспитания 1.2.1. Личностно ориентированный подход в физическом воспитании 1.2.2. Дифференцированный подход в физическом воспитании | 1.3. Особенности применения сингапурской системы обучения в современной российской школе | Заключение по I главе | Глава II. Методы организация исследования | 2.1. Методы исследования | 2.2. Организация исследования Глава III.Результаты исследован и их обсуждение 3.1. Анализ применения элементов обучающих структур сингапурской системы на уроках физической культуры в школах Республики Татарстан 3.2. Содержание урока физической культуры 3.3. Результаты педагогического эксперимента | Выводы | Список литературы | Приложения | Введение Актуальность исследования.Актуальность сингапурской методики обучения заключается в возможности решать ряд образовательно-педагогических задач, способствующих формированию активности подростков на уроках в общеобразовательной школе.Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной и самостоятельной. При этом надо сохранить индивидуальность ребенка, развить его интерес к окружающему его миру и готовность сотрудничать с людьми. Значит, современный урок на сегодняшний день представляется не простым классическим преподаванием, а постоянным взаимодействием, которое позволяет ученикам чувствовать себя не пассивными, а активными участниками образовательного процесса, соавторами. Для того чтобы ученики действительно стали успешными и внесли вклад в развитие общества, педагогу необходимо обучить их навыкам эффективной коммуникации, сотрудничества и работы в команде. Новый Федеральный Государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения ставит главной целью образовательного процесса формирование у учащихся универсальных учебных действий, таких как: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Согласно этому в основу построения содержания, способов и форм образовательного процесса должен лечь системно - деятельный подход. Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые: - формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении; - развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные; - формировали бы не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности; - были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся; - реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью. Несомненно, одна из перспективных технологий – обучение в сотрудничестве, где главная идея – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе. На технологии сотрудничества основан и сингапурский метод обучения – страны, признанной по международным рейтингам, лидером в развитии школьного образования. Современная система физического воспитания переживает период поиска стратегических решений своего развития и преодоления кризиса, который начался в конце 80-х годов резкой и во многом справедливой критикой советской системы физического воспитания, в частности ее технократической направленности. Было положено начало периоду методического осмысления и реформирования школьного и вузовского физического воспитания, разработки новой педагогической технологии (М.Я.Виленский, В.И.Лях и др.). Для реализации реформаторских идей предлагались новые учебные программы, методические пособия. К концу 90-х годов было защищено около 50 кандидатских и докторских диссертаций, посвященных проблеме обновления содержания и организации физического воспитания. Этот поток теоретических и методических исследований стал возможен благодаря разработке новых методологических подходов к изучению феномена физической культуры. Наиболее значимым подходом, позволяющим осознать феномен физической культуры как часть общей культуры человека, явился культурологический. В основе этого подхода лежит понимание физической культуры как общественной и личностной ценности. На основе данного подхода нами была разработана и обоснована классификация ценностей физической культуры, которые условно были представлены в виде нескольких составляющих содержания ценностного потенциала физической культуры, а именно интеллектуальные, двигательного характера, мобилизационные, технологические, интенционные, валеологические. Даже краткий анализ содержания ценностного потенциала позволил доказать и методологически обосновать культурологическую составляющую этого феномена. Процесс освоения всего многообразия ценностного потенциала физической культуры требовал развития новых педагогических технологий. Таким образом, наш двадцать первый век информационных технологий диктует преобразование нынешних методик обучения в более прогрессивные. Проблема исследования:каковы особенности применения элементов сингапурской методики обучения на уроках физической культуры? Цель исследования -выявить особенности применения элементов сингапурской системы обучения. Объект исследования – учебно – воспитательный процесс на уроках физической культуры. Предмет исследования – применение элементов сингапурской методики обучения на уроках по предмету физическая культура. Задачи исследования: 1. Проанализировать научно – методическую литературу по проблеме исследования. 2. Изучить опыт применение сингапурской структуры обучения в школах Республики Татарстан. 3. Разработать и экспериментально обосновать содержание урока физической культуры с применением обучающих структур сингапурской системы обучения. Методы исследования: анализ научно – методической литературы по проблеме исследования, анкетирование.
Глава I. Состояние проблемы исследования Сингапурской системы обучения по предмету физическая культура | 1.1. Традиционные подходы к физическому воспитанию | Физическая культура в жизни общества выполняет ряд важнейших функций. Развивающая функция состоит в совершенствовании всех физических сущностных сил людей, включая мышечную и нервную системы, психические процессы; руки и ноги; гибкость и стройность тела, глаз и ухо, способность ориентироваться в пространстве в экстремальных ситуациях, адаптироваться к изменяющимся условиям. Воспитательная функция физической культуры направлена на укрепление выносливости и закалку морального духа человека. Занятия физической культурой должны быть органично связаны с высокими нравственными целями и благородными стремлениями. Образовательная функция заключается в том, чтобы ознакомить людей с теорией и историей физической культуры, ее значением в жизни личности; с разнообразными видами физкультуры, созерцание спортивной борьбы, проявления мастерства, силы духа, красоты человеческого тела пробуждает в людях сильные чувства, доставляет эстетическое наслаждение. Оздоровительно-гигиеническая функция обусловлена тем, что в современных условиях жизни у многих людей, в связи с дефицитом активного действия, развивается гиподинамия, снижается сопротивляемость организма. Это делает необходимой для каждого человека ежедневную зарядку, ритмическую гимнастику, проведение физкультурных пауз на работе. Выполняя общие задачи всестороннего развития личности, физическое воспитание имеет и свое особое назначение. Его задачи сложны и многообразны. 1. Укрепление здоровья и закаливания организма школьников, содействие их правильному физическому развитию и повышению работоспособности. Сохранение здоровья белорусской нации является государственной задачей. 2. Формирование и совершенствование двигательных навыков и умений и сообщение связанных с этим знаний. Двигательные навыки и умения играют значительную роль в жизни человека. Они лежат в основе многих видов практической деятельности. Формирование этих навыков – основное назначение физического воспитания в школе. 3. Развитие основных двигательных качеств. Осуществление человеком многих практических действий связано с проявлением физических способностей. К качествам двигательным относятся такие, как сила, быстрота, выносливость, гибкость и ловкость. 4. Формирование привычки и устойчивого интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями. Значение этой задачи определяется тем, что положительное воздействие физических упражнений достигается только тогда, когда они выполняются регулярно. 5. Воспитание гигиенических навыков, сообщение знаний в области физических упражнений и закаливания. 6. Формирование организаторских навыков, подготовка общественного физкультурного актива, т.е. включение в активную физкультурную и спортивную деятельность. Необходимо привлекать учащихся к общественной работе по физической культуре: к организации соревнований, игр, походов. Сущность и система физического воспитания школьников. Физическое воспитание есть целенаправленная, четко организованная и планомерно осуществляемая система физкультурной и спортивной деятельности детей. Она включает подрастающее поколение в разнообразные формы занятий физической культурой, спортом, военно-прикладной деятельностью, гармонично развивает тело ребенка в единстве с его интеллектом, чувствами, волей и нравственностью. Цель физического воспитания состоит в гармоничном развитии тела каждого ребенка в тесном, органичном единстве с умственным, трудовым, эмоционально-нравственным, эстетическим воспитанием. В комплексной программе физического воспитания учащихся I — XI классов общеобразовательной школы к основным задачам, вытекающим из основной цели, отнесены: укрепление здоровья, закаливание, повышение работоспособности; воспитание высоких нравственных качеств, потребности в систематических физкультурных упражнениях; понимание необходимости физической культуры и заботы о здоровье; стремление к физическому совершенствованию; готовность к труду и защите Отечества; приобретение минимума знаний в области гигиены, медицины, физической культуры, спорта, военно-прикладной деятельности; обучение двигательным навыкам и умениям, их применению в сложных ситуациях; развитие двигательных качеств. Задачей физического воспитания является также эстетическое развитие детей красотой человеческого тела, особенно в процессе гимнастических и атлетических упражнений, в игровых и состязательных ситуациях.
1.2. Основные тенденции развития методических подходов к совершенствованию физического воспитания Один из основных — метод объяснения (словесный). Он применяется на всех этапах обучения. Объяснение должно быть понятным ученикам во всех деталях. Излагать материал надо четко и кратко, останавливаясь главным образом на ключевых вопросах, связывая их между собой. Идеомоторный метод (продумывание, проговаривание) применяют в фазе овладения схемой движения, а также при отработке ритма (мысленный подсчет). На этапе углубленного разучивания движений стараются посредством проговаривания сосредоточить внимание на наиболее важных моментах выполнения движений, произнося вслух или про себя: «Плечи!», «Вход!», «И раз!» и т. п. Важное стимулирующее значение в физическом воспитании имеют методы одобрения и осуждения, а также контроль за выполнением санитарно-гигиенического режима, участием в спортивно-массовой работе и разнообразных оздоровительных мероприятиях. Традиционные формы организации физического воспитания. Формы организации физического воспитания представляют собой воспитательно-образовательный комплекс разнообразной деятельности школьников, основу которой составляет двигательная активность ребенка. Совокупность этих форм создает определенный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей. К формам организации физического воспитания школьников относятся: 1) физкультурные занятия; 2) физкультурно-оздоровительные (утренняя гимнастика, физкультминутки, закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями) 3) повседневная работа по физическому воспитанию детей (подвижные игры, прогулки, индивидуальная работа с отдельными детьми и с небольшими группами, самостоятельные занятия учащихся различными видами физических упражнений, праздники). Все эти формы, отвечая общим задачам физического воспитания и всестороннего развития ребенка, находятся во взаимосвязи; каждая из них имеет свои специальные задачи, определяющие ее место в режиме дня школьного учреждения. Существенным элементом физического воспитания является проведение с учащимися гигиенической гимнастики. Действенным средством физического воспитания являются уроки физкультуры. При их проведении нужно помнить, что физическая нагрузка на организм ученика должна нарастать постепенно, достигая максимума во второй половине урока, а затем снова постепенно снижаться до того уровня, который был в начале занятия. В соответствии с этим наиболее типичной схемой урока физкультуры является следующая. Вводная часть (3 –5 минут). Цель: организовать учащихся к занятиям, повысить их внимание и создать в классе бодрое настроение. Следующий этап урока – подготовительная часть (8 –15 минут). В этой части урока выполняется подготовка к основным упражнениям, усиливается воздействие на мышцы, проводятся упражнения на ловкость, координацию движений и выработку чувства ритма. Затем идет основная часть урока (20 – 30 минут). В этой части урока проводятся основные физические упражнения. Особое внимание преподавателю следует обращать на развитие ловкости, силы, выносливости, умения действовать в коллективе. В целях поддержания внимания и интереса к занятиям нужно разнообразить упражнения, разъяснять их значение и влияние на организм. Последний этап урока – заключительная часть. В это время урока следует привести учащихся в спокойное состояние и подвести итог занятий. Формы организации физического воспитания во внеурочное время. Внеклассная работа по физическому воспитанию должна находиться в тесной связи с той работой, которая проводится в процессе учебных занятий. В общепедагогическом плане во внеклассной работе по физическому воспитанию можно выделить рад направлений. Одно из этих направлений включает в себя расширение и углубление санитарно-гигиенического просвещения учащихся и формирование соответствующих навыков. Необходимо, чтобы в плановом порядке проводились беседы о гигиене тела, о способах закаливания и укрепления физических сил и здоровья человека. В средних и старших классах беседы по половому воспитанию и нравственных основах интимных чувств. Нужно организовывать встречи со спортсменами, проведение лекций о развитии массового физкультурного движения, важнейших событиях спортивно жизни.
1.2.1. Личностно ориентированный подход в физическом воспитании В личностно-ориентированной системе основными образовательными процессами являются образование личностных смыслов учения и жизни, развивающее обучение, педагогическая поддержка становления детской индивидуальности, воспитание как забота о духовно-нравственном развитии ребенка. Эти процессы характеризуют ценностное отношение к ученику как субъекту жизни и требуют соответствующего содержательного наполнения и методического оснащения. Из ценностного отношения к ребенку вырастает понимание цели личностно-ориентированного образования – найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в него механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления самобытного личностного образа и достойной человеческой жизни, для диалогического взаимодействия с людьми, культурой, цивилизацией. Наиболее гуманным средством становления субъектности является самоорганизация. Но используемые в физическом воспитании способы деятельности направлены на формирование физических качеств без учета ценностных основ сознания учащихся. Такое обстоятельство снимает возможность смысловой самоорганизации личности в процессе физического воспитания, как одну из наиболее значимых гуманистических характеристик. Необходимо обращение к личностным структурам сознания. Как считает С.В. Кульневич, основным показателем физической культуры сознания является цивилизованность. Физическая культура сознания, как одно из проявлений цивилизованности, самоорганизует гуманные отношения к своему здоровью и к использованию своих физических преимуществ не во вред, а во благо другим. Некоторые уровни самоорганизации личности могут быть достигнуты благодаря использованию новых средств физического воспитания. К ним относятся педагогические условия, способствующие переводу ценностного потенциала сознания учащихся на более высокий, цивилизованный уровень. Процесс этого перевода и есть процесс самоорганизации физической культуры сознания, осуществляемый при педагогической поддержке со стороны учителя. Смысл педагогической деятельности состоит не только в том, чтобы помочь учащемуся устранить имеющиеся препятствия, но и в том, чтобы помочь осознать причины трудностей и найти способ решения своих проблем. Таким образом, педагогическая поддержка саморазвития личности младших школьников в учебной деятельности способствует развитию творческой самостоятельности, самоопределения в коллективе, ответственности, инициативности. Поддержка выражает существо гуманистической позиции учителя по отношению к детям. Это ответ на естественное доверие детей, которые ищут у учителя помощи и защиты. Гуманистическая ценность педагогической поддержки состоит в ориентации учителя на развитие мотивационно-смысловой ориентации ученика, ищущего свое место в жизни. Наличие большого числа научных и практических работ по данной проблеме свидетельствует о ее актуальности, но в то же время специфика личностно-ориентированного обучения в физическом воспитании в начальной школе практически не раскрыта. Это объясняется сложностью и возрастным своеобразием объекта исследования, ограниченностью выбора содержательного материала и методических приемов. Но именно младшая школа, как начальное звено обучения, является основной базой для осознания школьниками своей личности, определения собственной позиции в учебном процессе как субъекта, деятельностного участника, способного определенным образом влиять на процесс обучения. «Личностно-ориентированное образование» стало альтернативой сложившейся в прежние годы традиционной образовательной системе, подразумевающей, что «хороший ученик» – это тот ученик, который точно исполняет требования учителя. В личностно-ориентированном образовании напротив, учитель управляет учеником не непосредственно, а через создание соответствующей образовательной среды, через построение целостной системы условий, позволяющих каждому ребенку в классе учиться самостоятельно, самому принимать осознанные решения, делать ответственный выбор. Ведущие ученые (В.К. Бальсевич, Л.Б. Кофман, Л.И. Лубышева, В.И. Лях, А.П. Матвеев, Г.Б. Мейксон и др.) разрабатывают современные направления теории и методики физического воспитания детей и молодежи. Разнообразные по сущности, все эти направления имеют единую цель - ориентацию на личность ученика, учет его индивидуальных типологических, физиологических, психологических особенностей, его потребностей, возможностей, интересов. По нашему мнению, основным инструментом для удовлетворения физкультурно-спортивных потребностей и мотивов служит комплексное использование инновационных технологий (базового и профильного физического воспитания, оздоровительной и адаптивной физической культуры, спортивной тренировки в различных видах физической активности). Следовательно, использование личностно-ориентированного подхода является важным условием эффективного решения образовательных, оздоровительных и развивающих задач физического воспитания. Это становится возможным на основе применения личностно-ориентированной педагогической технологии в сфере физического воспитания. Ключевым понятием, при котором обучение строится на основе индивидуальной избирательности и личной активности каждого ученика, становится понятие свободного самостоятельного выбора. Самостоятельность – это всегда, в какой-то мере, творчество. Следовательно, ребенку предоставляется право на свободный и самостоятельный выбор из целого ряда возможных альтернатив деятельности (поведения), и он осуществляет свой выбор, исходя из своих индивидуальных интересов и потребностей. Из этого следует, что в личностно-ориентированной системе образования индивидуальный подход к каждому ребенку является не просто декларацией, благим пожеланием, а реально действующим принципом построения всей образовательной среды, практическая реализация которого обусловлена целями и методами обучения и воспитания. В этой связи был сделан вывод, что сущность личностно-ориентированного подхода в физическом воспитании состоит в следующем: -в индивидуальном подходе педагога к каждому ученику, помогающем ему в осознании себя личностью, своих возможностей, стимулирующих самостановление, самоутверждение и самореализацию; -в использовании и активизации внутренних саморегулирующих механизмов развития личности; -в создании педагогических условий для формирования своего собственного отношения к окружающему миру, к самому себе, к своей деятельности у учащихся; -в создании педагогических условий для самовоспитания, самосовершенствования и саморазвития личности в плане обучения, формирования здоровья и физической активности; -условиями успешной организации учебно-воспитательного процесса является организация уроков физического воспитания с задействованием единства эмоционально-волевой и мотивационной сферы личности, действенно-практической и интеллектуально-мировоззренческой на паритетных началах. Из всего многообразия существующих средств физического воспитания учащихся начальной школы включение упражнений из раздела плавания является предпочтительным. Это объясняется следующими причинами: во-первых, такие упражнения позволяют в полной мере использовать игровой метод при развитии двигательных способностей; во-вторых, плавание – эффективное средство развития скорости двигательной реакции, частоты движений, скоростно-силовых способностей, гибкости и общей выносливости, которые в 6-8 лет отличаются высокими темпами естественного развития. Кроме того, этот вид спорта позволяет использовать метод сопряженного воздействия, когда значительный объем упражнений одновременно развивает физические качества и формирует двигательные умения и навыки. В условиях уроков физической культуры такой подход наиболее целесообразен для повышения моторной плотности учебных занятий. Развивающий характер обучения плаванию в отличие от традиционных форм в большей степени отвечает требованиям физического воспитания младших школьников. Исходя из вышесказанного, была разработана «Адаптационная программа по физической культуре (раздел «плавание») для учащихся 1-4 классов». Целью данной программы является создание оптимальных условий для укрепления и сохранения здоровья, а именно психологических и физических показателей учащихся младшего школьного возраста через организацию и проведение занятий по плаванию. Своеобразие данной программы заключается в следующем: -в ней отсутствуют традиционные нормативы. При оценке достижения учеников мы ориентировались на индивидуальные темпы развития их двигательных и познавательных способностей, а не на среднеклассовые показатели. Следовательно, оценка каждого элемента плавания выставлялась по мере усвоения учеником учебного материала, так как оценка учителем того или иного упражнения или поступка учащегося могла восприниматься им как неприятие или критика, что, в свою очередь, могло привести к замкнутости школьника. -в содержание программы были включены как специально подобранные, так и разработанные упражнения и подвижные игры, побуждающие ученика задействовать свои психомоторные и познавательные способности. В качестве средств, способствующих развитию этих способностей при обучении детей плаванию, применялись следующие упражнения: - на определение различий пространственных параметров; - на совершенствование «чувства времени»; - на развитие темпа движений; - упражнения, выполняемые с различной амплитудой; - игры на развитие пространственно- временных характеристик движений; - релаксационные упражнения с использованием функциональной музыки и нестандартного оборудования. В содержание занятий были введены упражнения и игры, направленные на развитие внимания, памяти и психомоторных способностей. Игры на развитие познавательных способностей применялись в начале урока для повторения пройденного, в заключительной части – для закрепления изученного материала проводились 2-3 игры в течение 5-7 минут. Для развития психомоторных способностей проводились психотехнические игры и упражнения в течение всего урока, 4-5 упражнений в каждом занятии. Данные упражнения повышали эмоциональный фон, развивали соревновательный интерес, снижали утомляемость. На личностно-ориентированном уроке по физическому воспитанию оправдано использование вариативных карточек. Эти карточки подготавливаются и используются таким образом, что не учитель, а сам ученик принимает решение, что делать. Он осуществляет персональный, свободный и ответственный выбор из всех предлагаемых ему учителем вариантов. Вариативные карточки представляли собой специально продуманный ассортимент разнообразных по содержанию, степени сложности и форме выполнения учебных заданий в парах, подгруппах или индивидуально. Карточки дают возможность учащемуся самому выбрать необходимые ему средства и материалы из предложенных вариантов, а также добавить к ним другие по своему усмотрению. По степени сложности также было предложено три варианта: красный цвет – задание сложное, синий – соответствует возрасту, зеленый – простое задание. Карточки были помещены в водонепроницаемую оболочку, так, чтобы школьники могли их брать с собой в воду. Так ученик проявляет свою индивидуальность, делая самостоятельный, осознанный, свободный выбор. Таким образом, индивидуальные различия детей не только не являются препятствием, но, напротив, выступают необходимым условием достижения поставленной цели. Следовательно, личностно-ориентированное образование исходит из принципа, что все дети в классе равноценны, но каждый ребенок уникален и неповторим, и индивидуальный подход в данном случае осуществляется по отношению к каждому ребенку. Индивидуальный подход строится на основе индивидуальной избирательности и личной активности ученика. На личностно-ориентированном уроке по физическому воспитанию каждый ученик в классе оказывается в ситуации выбора задания для себя. Каждый ребенок, исходя из своих индивидуальных интересов и предпочтений, сам выбирает себе соответствующую вариативную карточку, а карточка выполняет три основных функции: -вариативные карточки являются материалом учебных задач по овладению школьниками программными знаниями, умениями и навыками; -вариативные карточки и методика их использования на уроке позволяет достигать развивающих целей, а также дети учатся принимать самостоятельные и взвешенные решения, делать осознанный и ответственный выбор, сотрудничать со сверстниками в процессе решения общих задач; -использование на уроке вариативных карточек позволяет учителю на уроке не только обучать, но и изучать детей, выявлять их индивидуальные способности: побудительные мотивы и познавательные интересы, характерные способы учебной работы и предпочтения к содержанию и форме учебного материала, социальный статус. Однако использование на уроке вариативных карточек требует от учителя перехода от привычной роли воспитателя и контролера к позиции наблюдательного помощника, который меньше учит и воспитывает, а больше помогает детям учиться самостоятельно. При этом он наблюдает за действиями детей, пытается выявить побудительные мотивы их выбора, фиксировать и анализировать. Наблюдая за выбором детей, варьируя условия выбора, педагог может многое узнать о побудительных мотивах, образе мыслей и чувств каждого ученика. Например, один ребенок часто избегает совместных форм работы со своими одноклассниками, потому что неуверенно чувствует себя в новом коллективе или потому что не любит согласовывать свои действия с другими детьми, хочет все сделать сам. Следовательно, используя на уроке вариативные карточки, педагог может отследить: -изменения в индивидуальном выборе учащихся; -устойчивое предпочтение в выборе задания каждого вида; -устойчивое предпочтение в выборе задания каждого уровня сложности; -временное изменение состава партнеров ребенка; -социальный статус ребенка в группе сверстников и его активность в учебном процессе; -как успешно ребенок справляется со своей ролью в подгруппе; -использование учащимися на уроке учебных средств и вспомогательных материалов. Все эти сведения делают урок по-настоящему эффективным, то есть отвечающим меняющимся индивидуальным интересам и возможностям учеников. Вариативные карточки являются важным источником информации об индивидуальной избирательности и возможностях учащихся. На основе карточки учитель подбирает подходящий материал, выбирает средства и методы, планирует количество подгрупп и т.д. Следовательно, материал должен постоянно изменяться, по мере прохождения учебной программы, использования учителем различных форм и методов обучения, а также в соответствии с изменением интересов и растущих возможностей учащихся. Мы отдаем себе отчет в том, что состояние здоровья обучающихся и уровень их физической подготовленности определяется многими факторами, при этом практическим занятиям отводится ведущая роль в сохранении здоровья детей при условии их педагогически обоснованной организации. Уже сегодня, по результатам целенаправленного педагогического наблюдения и анализа, можно отметить позитивные результаты и сделать определенные выводы: увеличился уровень интереса к занятиям физической культурой обучающихся начальной школы, повысился уровень организованности детей, возрос процент школьников, умеющих свободно держаться на воде, снизилось количество пропусков занятий без уважительной причины. Уровень эмоционального благополучия младших школьников на занятиях в плавательном бассейне имеет положительную динамику. В результате индивидуализации и реализации личностно-ориентированного подхода у обучающихся формируется уверенность в своих силах, достоинство, самоуважение, а это является фундаментом воспитания и самовоспитания морально-волевых, нравственных, интеллектуальных качеств личности обучающегося как субъекта образования.
1.2.2. Дифференцированный подход в физическом воспитании Теоретические основы дифференцированного подхода на уроках физической культуры. В современных условиях необходимо осуществлять не просто индивидуальный подход к отдельным ученикам, а создавать оптимальные условия для плодотворного труда целых групп учащихся, класса, располагающих равными возможностями. В связи с этим возникает потребность в классификации школьников по группам в зависимости от их данных для эффективной работы на уроке. Физическое развитие и физическая подготовленность являются закономерным итогом морфологических и функциональных изменений организма, отражением его физических качеств и способностей, которые претерпевают изменения в зависимости от генетических причин и условий жизни человека. Под дифференцированным подходом на уроках физической культуры понимается специфический подход к каждой из выявленных групп учащихся в зависимости от их возможностей, который позволяет достигать оптимального уровня физического развития, физической подготовленности, а также соответствующего объёма знаний, умений и навыков. В теории и методике физического воспитания проблема организации дифференцированного подхода признана важной и актуальной. Имеются научные разработки этого вопроса в разных аспектах, благодаря чему стали очевидными признаки, лежащие в основе дифференцированного подхода: состояние здоровья и уровень физического развития, уровень физической подготовленности, степень биологической зрелости и пол детей, свойства нервной системы и темперамента. Расширен раздел в группе упражнений на воспитание правильной осанки и упражнений на укрепление мышц спины и живота. Полностью исключены лазание по канату, подтягивание и акробатические упражнения. Учебный материал программы разработан таким образом, чтобы обеспечить последовательную подготовку учащихся и тем самым создать лучшие условия для перевода в подготовительную или основную группу. 2. Организация дифференцированного обучения на уроках физической культуры. Работа по организации дифференцированного подхода осуществляется много по системе, разработанной доктором педагогических наук Ишмухаметовым Мансуром Гумеровичем. Дифференцированный подход условно подразделяю на внутриклассный и внутришкольный (рис 1).  В наше время технизации человеческого труда, потери истиной связи с природой, разрушении системности физического воспитания, возникновения многих иных факторов возникла острая необходимость пересмотра, или усовершенствования физического воспитания в учебных заведениях, возвращения много необоснованно забытого. А ведь всем известно: если живой организм не получает хотя бы околопороговых нагрузок, он не развивается, не совершенствуется. Если учащийся на уроке физической культуры не вспотел, не устал, урок для него был пустым. С введением в практику дифференцированного подхода в обучении физической культуры при соответствующей технической спортивной базе ученик может получить необходимую нагрузку, может совершенствоваться. И притом только на таких уроках учитель может дать учащимся и медицинские, и гигиенические, и многие иные знания и навыки, связанные со здоровьем. Словом, только на таких уроках можно получить вторую часть предмета – культуру. Проблема повышения эффективности уроков физической культуры как одной из основных форм организации физического воспитания в школе, требует решения многих вопросов, связанных с совершенствованием учебного процесса. Одним из актуальных вопросов является исследование особенностей организации дифференцированного подхода, как важного условия оптимизации учебного процесса на уроках физической культуры в школе. Дифференцированный подход условно подразделяю на два типа: внутриклассный и внутришкольный. Внутриклассная дифференциация: по состоянию здоровья, по возрастно-половым особенностям, по типу нервной системы, по уровню физической подготовленности. Применение мною методов дифференцированного подхода на уроках физической культуры привело к следующим результатам: – на протяжении многих лет успеваемость составляет 100% – неуклонно растёт качество знаний, средний балл по предмету – прививается устойчивый интерес у учащихся к занятиям физической культурой – совершенствуются двигательные умения и навыки – увеличивается качество знаний по результатам итоговой аттестации за курс основной школы – увеличивается число участников, призёров и победителей олимпиад по физической культуре на муниципальном и краевом уровне Внутришкольная дифференциация: работа с одарёнными детьми (объединения дополнительного образования) и работа с детьми, отнесёнными по состоянию здоровья в специальную группу. Внутришкольная дифференциация приводит к следующим результатам: – неуклонно растёт число победителей и призёров соревнований различного уровня; – растёт количество детей, посещающих объединения дополнительного образования спортивной направленности увеличивается число детей, выполнивших разрядные нормативы; – выпускники выбирают профессии, связанные с физической культурой – уменьшается число детей специальной группы в связи с переходом в подготовительную или основную. Физическое развитие и физическая подготовленность являются закономерным итогом функциональных изменений организма, отражением его физических качеств и способностей, которые претерпевают изменения в зависимости от генетических причин и условий жизни человека. Физическая подготовка для формирования специальных умений и навыков – это постоянная и напряженная работа учителя по обучению и воспитанию детей. Потому что многое зависит от физической подготовленности ребенка, и если он справится со своей нагрузкой, то получит наивысшую степень удовлетворения от урока и приобретет дальнейшую уверенность в себе и в жизни, что немаловажно в нынешних условиях. Моя работа – попытка систематизировано изложить вопросы организации дифференцированного подхода на уроках физической культуры в общеобразовательной школе, и тем самым оказать помощь начинающему учителю в оптимизации учебно-воспитательного процесса.
1.3. Особенности применения сингапурской системы обучения в современной российской школе В условиях современной педагогической действительности необходимы методы, способствующие решению прикладных задач. Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно-деятельностного подхода, который положен в основу Федерального государственного образовательного стандарта. Системно-деятельностный подход определяет необходимость представления нового материала через развертывание последовательности учебных задач, моделирования изучаемых процессов, использования различных источников информации, в том числе информационного пространства сети Интернет, предполагает организацию учебного сотрудничества различных уровней (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – группа). Модернизировать методический потенциал школьного образования нашей республики призван проект «Совершенствование качества образования в Республике Татарстан». Данный проект стартовал в рамках реализации Стратегии Развития Образования в РТ 2010-2015 гг. «Килэчэк» при поддержке Министерства образования и науки РТ, Института развития образования РТ совместно с сингапурской компанией Educare Cooperative Limited. Образовательные структуры (такая формулировка предложена сингапурской компанией Educare Cooperative Limited), отработанные и систематизированные сингапурскими педагогами, дают возможность для реализации эффективных методов взаимодействия учителя и обучающихся. Сингапурское видение основывается на исследованиях Л.С.Выготского, теории деятельности А.Н.Леонтьева, коллективистского воспитания А.Макаренко, гуманистической педагогике В.А.Сухомлинского и опыта педагогов-новаторов 60−80-х гг. XX в. Имеющийся педагогический опыт является безупречным вкладом в мировую науку и сохраняет свое значение для современной российской школы. Основная инновационная идея программы «Преобразование обучения в 21 веке» (Сингапурская компания Educare Cooperative Limited в реализации проекта «Совершенствование Качества Преподавания в Республике Татарстан») – проектирование в учебном и социальном пространстве урока условий для формирования учебной самостоятельности учащихся, умений эффективно сотрудничать в процессе обучения со сверстниками и учителем. И через освоение активных форм учебного сотрудничества формировать и развивать необходимые универсальные учебные действия, определенные в Федеральном государственном образовательном стандарте для всех возрастных ступеней обучения. Современная постановка задачи внедрения новой технологии в педагогическую практику предполагает анализ дидактических возможностей данной технологии, необходимости ее социально-прикладной конкретизации и продуманного методического сопровождения. Поэтому основной задачей сегодня является методическая помощь учителю при подготовке урока с использованием обучающих структур. Какие структуры нужно использовать в соответствии с поставленными целями и задачами, решаемыми на каждом этапе урока? В первую очередь, подбор обучающих структур должен осуществляться с учетом возрастных психологических особенностей учащихся, т.к. интеллектуальные, эмоциональные, психические возможности и темп умственной деятельности детей на каждой возрастной ступени различны. Включение обучающих структур должно помочь учащимся не только организовать учебную деятельность на уроке, но и отработать учебные действия, т.к. помимо формирования умений коллективного учебного сотрудничества учащиеся должны приобрести конкретные учебные умения, сформировать умения ретроспективной самооценки умственной деятельности. Внедрение новой технологии программы «Преобразование обучения в 21 веке» должно не только активизировать деятельность детей на уроке при помощи структур, но и научить их оценивать собственную учебную деятельность на уроке в целом, подводить итоги на основе соотнесения целей и результатов своей интеллектуальной работы на уроке: что поняли на уроке?, что научились делать?, в чем испытывали затруднения? и др. Многолетний опыт отечественной педагогической практики показывает, что не бывает идеальных программ обучения и технологий развития, каждая программа, развивая что-то одно, рискует затормозить какой-либо другой психический компонент. Поэтому, в данных ситуациях, необходим ответственный подход к анализу содержания образовательных технологий на предмет того, какие способности они развивают, а какие останутся «без внимания». И взрослый выступает здесь либо как человек, открывающий широкие возможности для развития ребенка и максимально создающий для этого все условия, либо, как человек, ограничивающий перспективу его развития. Образовательные структуры построены на знакомых нашим учителям методах – кооперативный метод обучения, работа в малых группах, парное обучение, проектная деятельность. Они основаны на командных формах работы, создании психологически комфортной, безопасной среды для обучающихся, использовании разнообразных структур как для академических целей, так и для классбилдинга (объединение класса), тимбилдинга (объединение команды) и т.д. Кооперативный метод имеет продуманную систему командной работы, процесс обучения основан на поэтапности и четкости выполнения инструкций. Это приводит к дисциплинированности, внимательности и доведению до автоматизма выполняемых действий. Также появляется возможность продуктивного освоения активных форм учебного сотрудничества, формирования необходимых универсальных учебных действий, определенных Федеральным государственным образовательным стандартом. Образовательные структуры, как один из вариантов организации деятельности обучающихся, призваны обеспечить реализацию технологии деятельностного обучения. Системно-деятельностный подход, в свою очередь, обеспечивается следующей системой дидактических принципов: 1) Принцип деятельности заключается в том, что ученик, добывая знания, осознает содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании. 2) Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей. 3) Принцип целостности предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук). 4) Принцип минимакса заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний). 5) Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения. 6) Принцип вариативности предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. 7) Принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности. Образовательные структуры, предложенные сингапурскими коллегами, являются одним из инструментов реализации этих принципов. Преимущество используемых образовательных структур в том, что продумано время, место и способ действия обучающегося, который нацелен на результат, отмеченный в Федеральных образовательных стандартах. При этом учебные задачи по предмету, направленные на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (ООПООО), прописанные в новом стандарте, необходимо конкретизировать и дифференцировать в зависимости от содержания и целей урока на предметные, метапредметные и личностные. Инновационность использования образовательных структур заключается, прежде всего, в четко организованных действиях обучающихся на уроке. Проектирование урока с применением современных образовательных технологий, в том числе образовательных структур, предполагает соблюдение следующих требований.
Заключение по I главе Таким образом, используя обучающие структуры Сингапурской методики обучения на уроках, повышается мотивация обучающихся к изучаемому предмету. Что ведёт к более эффективному освоению школьниками образовательной программы. Применение Сингапурской системы обучения помогает раскрыться учащимся с новой стороны, так как главный на уроке сам ученик и его деятельность, а учитель - помощник, наставник. Новые методы развивают личность каждого ученика, заставляют его думать, проявляться, позволяют изменять видение материала, повышают его эмоциональный уровень, а значит, и благотворно влияют на здоровье организма. Обстановка на уроках способствует более успешному усвоению материала детьми. Работа в группах помогает ребятам мыслить творчески и реактивно, в общении они совместно решают поставленные задачи, находят и объясняют ошибки друг друга, выслушивают каждого участника в группе, с уважением относятся к его выбору и мнению. Создается такая рабочая обстановка, выйти из которой уже невозможно, да и не хочется, так она захватывает. Скучающих на таком уроке не будет никогда, потому что ученикам не придется только сидеть и писать. Практика показывает, что новый метод развивает в ученике жизненно необходимые в наше время качества, такие как: коммуникативность, сотрудничество, критическое мышление, креативность. Использование Сингапурской методики: • не предполагает полный отказ от традиционного подхода. Можно использовать одну из обучающих структур на любом этапе урока. • обеспечивает полную вовлеченность всех обучаемых в учебную деятельность; • обеспечивает социализацию; • дает возможность создать комфортную, дружелюбную атмосферу; • позволяет провести урок в соответствии с требованиями ФГОС; • отвечает требованиям всех стилей обучения. Также уроки каждый раз проходят в новой интересной форме, используются так называемые «чиры» - специальные действия, движения и слова, с помощью которых ученики благодарят друг друга, поднимают друг другу настроение и заряжают позитивом на весь день. Но все новые структуры нужно использовать умеючи, чему нам еще и предстоит научиться. Глава II. Методы организация исследования 2.1. Методы исследования В нашем исследовании мы использовали такие методы исследования, как: · традиционные подходы к физическому воспитанию; · основные тенденции развития методических подходов к совершенствованию физического воспитания; · личностно ориентированные подход в физическом воспитании; · дифференцированный подход в физическом воспитании; · особенности применения сингапурской системы обучения в современной российской школе. Анализ научно-методической литературы - это наиболее доступный и в то же время трудоемкий метод исследования, так как он требует от исполнителя высокой работоспособности и умения критически оценивать прочитанное с учетом избранной темы исследования. Этот метод требует также и определенных навыков работы с литературой: умения делать выписки, конспектировать, группировать материал в соответствии с планом работы. Главная цель исследования при анализе литературных источников заключается в сборе научных данных по теме, определении достижений в изучаемой области знаний, существующих точек зрения на проблему, что позволяет наметить перспективы исследования и сформулировать рабочую гипотезу. Нами проанализировано 25 источников литературы. Анкетирование. Нами была разработана анкета, позволяющая изучить отношение учителей республики Татарстан по физической культуре 2.2. Организация исследования Первый этап (март 2016 года) - аналитический обзор литературных источников по теме исследования, выявление актуальности по теме исследования, определение предмета и объекта исследования. Второй этап (апрель 2016 года) – проведение анкетирования среди преподавателей республики Татарстан по физической культуре, анализ научно-методической литературы по теме исследования. Третий этап (май 2016 года) – подсчет данных анкетирования, оформление курсовой работы, подготовка доклада, презентации и научной статьи. Литература 1. Мокрополова, И. Ю. Использование обучающих структур сингапурской методики для повышения качества обучения младших школьников / И. Ю. Макропалова. Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. — Казань: Бук, 2014. — С. 186-188. 2. Российское образование федеральный портал [Электронный ресурс] / Федеральный государственный образовательный стандарт. – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2661. 3. Школьный гид [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL:http://www.schoolguide.ru/index.php/progs/school-russia.html. 4. Логинова, О. Б. Планируемые результаты начального общего образования / О. Б. Логинова. Методическое пособие — М.: Просвещение, 2010. – С. 21 – 25. 5 .Uroki.net [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL:http://www.uroki.net/docpage/doc2.htm. 5. Издательство Просвещение [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL:http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077. 7. Скаткин, М. Н. Совершенствование процесса обучения / М. Н. Скаткин. Научно-практический журнал № 7, М — Центр “Педагогический поиск”, 1999, – С. 51-57. 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 2. Преобразование обучения для XXI века. – Программный офис реализации проекта «Совершенствование Качества Преподавания в Республике Татарстан».-108 с. 3. David L. DeVries, Keith J. Edwards. Teams-Games-Tournament in the social studies classrooms: effects on academic achievement, student attitudes, cognitive believes and classroom climate/ - Center for Social Organization of Schools, The Johns Hopkins University, Baltimore, Maryland.- 55c., 1974, http://files.eric.ed.gov/fulltext/ED093884.pdf 4. Shlomo and Yael Sharan. Group Investigation Expands Cooperative Learning. – The Association for Supervision and Curriculum Development, 1989, http://www.ascd.org/ASCD/pdf/journals/ed_lead/el_198912_sharan.pdf 5. Robert E. Slavin. Research on Cooperative Learning: an International Perspective. – Scandinavian Journal of Educational Research, Vol.33, No.4, 1989, http://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/0031383890330401#preview 6. Elliot Aronson. Jigsaw in 10 Easy Steps. - http://www.jigsaw.org/steps.htm 7. Джонсон, Д. В. Кооперативное обучения возвращается в колледж. - edc.bsu.by http://charko.narod.ru/tekst/sb_ref_2001/05_cooperl2.pdf Роджер Т.Джонсон, Карл А.Смит. 8. Крузе-Брукс О.А. Историко-педагогические предпосылки становления учебной кооперации в образовательном процессе. - Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, http://www.rusnauka.com/13.DNI_2007/Istoria/21261.doc.htm 10. Зайчиков, А. А.«Почетный работник общего образования РФ», «Отличник физической культуры и спорта», Победитель VII Всероссийского конкурса «Мастер педагогического труда», учитель физической культуры МОУ Гимназия №3 г. Иркутска, кандидат педагогических наук 1. Аристов, Ю. М. Акселерация полового созревания и двигательная деятельность подростков / Ю. М. Аристов.Теория и практика физической культуры. № 8. - М: 2001, - С. 44–47. 2. Бабанский Ю.К.Требования к современному уроку / Физическая культура в школе. 1994. №6. с.7–10. 3. Бандаков М.П. Дифференцированный подход к учащимся в процессе физического воспитания / Теория и практика физической культуры. 2000. № 5. с. 31–32. 4. Вяткин Б.А. Обучая, помните о типе нервной системы / Физическая культура в школе. 2005. № 1. с. 3–7. 5. Гужаловский А. А. Физическая подготовка школьника / Физкультура и спорт. 2003. № 6. с. 31. 6. Ишмухаметов, М. Г. Дифференцированный подход на уроках физической культуры / М. Г. Ишмухаметов. Учебное пособие для ВУЗов. Пермь, 1995. С. 72 – 81. 7. Качашкин В.М. Физическое воспитание в школе / Пособие для учителей физической культуры. 2-е издание, М., Просвещение. 1998. с.28. 1. Асмолов, А. Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования / А. Г. Асмолов. [Электронный ресурс]. – 56 с. http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2011/06/Стратегия-и-методология-социокультурной-модернизации-образования-с-приложениями.doc (дата обращения 25.03.12) 2. Калуненко А.М. О преимуществах системно-деятельностного подхода к педагогическому дискурсу // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. Иркутск: Сер.: Филология.-Б.м.: Б.и., 2012. – №4. 3. Живокоренцева Т.В. Вариативность образования: проблемное поле современных интерпретаций // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. Иркутск: Сер.: Филология.-Б.м.: Б.и., №4. – 2012. 4. Жданко Т.А. Образовательно-профессиональное пространство вуза как педагогическое условие формирования конкурентоспособности личности студента. — Magister Dixit: электронный научно-педагогический журнал Восточной Сибири. – 2012. – №2. –http://md.islu.ru/sites/md.islu.ru/files/rar/zhdanko_v_razdel_sobytiya.pdf (дата обращения 25.09.12) 5. Петрова М.А. Отличительные особенности компетентностного и системно-деятельностного подходов в образовании // Системно-деятельностный подход в разноуровневом вариативном образовании: проблемы, идеи, опыт реализации: материалы научно-практической Интернет-конференции (2-8 мая 2012 г., г. Иркутск) / под ред. Л.А. Выговского, Т.В. Живокоренцевой, Т.А. Жданко. – Иркутск: ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», 2012. – С. 6-12 Алия ЗАКИЕВА, заведующая кафедрой современных образовательных технологий ГАОУ ДПО ИРО РТ, доцент, кандидат педагогических наук Ирина ЛУШПАЕВА, доцент кафедры педагогики и психологии ГАОУ ДПО ИРО РТ, кандидат педагогических наук Лубышева, Л. И. Методология обновления содержания физического воспитания учащейся молодежи / Л. И. Лубышева. Материалы совместной научно-практической конференции РГАФК, МГАФК и ВНИИФК. - М, 2001. - С. 162 - 166. |