Классификация пограничных станций Лекция 1 Железнодорожные переходы через государственную границу Российской Федерации. Общие сведения. Слайд 2 Российская Федерация граничит с 19 странами (самый большой показатель в мире), из них по суше со следующими государствами: Норвегией, Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей, Белоруссией, Украиной, Абхазией, Грузией, Южной Осетией, Азербайджаном, Казахстаном, КНР, КНДР, Монголией, по морю с Турцией, Японией и США.  В настоящее время российскими железными дорогами перевозится около 40% экспортных и 70% импортных грузов, а также практически весь объем международного транзитного грузопотока, проходящего через территорию РФ. Это обусловливает необходимость: - постоянного совершенствования организации экспортно-импортных и транзитных перевозок, выполняемых железными дорогами с перевалкой грузов в морских портах и передачей их через сухопутные пограничные переходы, - оптимизации взаимодействия железных дорог с таможенными, пограничными и другими государственными органами и с иностранными железными дорогами. Слайд 3 В 2013 году импорт товаров в Россию составил $343 млрд, по этому показателю Россия заняла 15-е место среди стран мира. Ввозится 44 вида товаров. Рейтинг импортируемых товаров по объему ввоза: 1 - машины и производственное оборудование для различных предприятий. 2 - легковые автомобили. На сегодняшний день каждый месяц в Россию из-за границы ввозят 73 тысячи авто, и только 1,3% из них – подержанные. 3 - медикаменты. 4 - одежда. 5 и 6 место - Черные металлы всех видов и их сплавы Далее следуют свежемороженое мясо, мебель, напитки, свежемороженая рыба, цитрусовые, молоко сухое и сгущенное, мясо птицы, чай, шоколад, сливочное масло, кофе, сахар, мясные консервы, подсолнечное масло. Слайд 4 На железных дорогах Российской Федерации осуществляют взаимодействие с железными дорогами других стран 38 пограничных станций. Железнодорожная станция, находящая на границе двух и более стран, и выполняющая операции связанные с контролем экспорта, импорта грузов, а так же транзитных перевозок называется пограничной. На данных станциях осуществляется таможенный досмотр перевозимых через нее грузов, ветеринарный и экологический контроль, грузовые работы, ряд технических операций и т.д. В работе пограничных станций особенно важное значение имеет четкое взаимодействие в работе пограничной, таможенной и железнодорожной служб. Слайд 5 2. Назначение и классификация пограничных железнодорожных станций. Особенности их технического оснащения. Слайд 6 "...пограничнаяжелезнодорожная станция - железнодорожная станция, имеющая необходимое путевое развитие, техническое оснащение и персонал, которые обеспечивают пропуск физических лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных между сопредельными государствами в техническом и коммерческом отношениях с выполнением пограничного, таможенного, иммиграционного, санитарно-карантинного, ветеринарного и фитосанитарного контроля, с оформлением натурного листа поезда и поездной передаточной ведомости и формированием сообщений для информационно-вычислительного центра соответствующей железной дороги Российской Федерации для ведения учета передачи и номерного наличия вагонного и контейнерного парков;..." - Типовые схемы организации пропуска через Государственную границу Российской Федерации физических лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в международном железнодорожном сообщении" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14.08.2002 N 3691). Слайд 7 Пограничные станции предназначены для передачи пассажирских и грузовых поездов, вагонов, и контейнеров на железные дороги сопредельных государств. В процессе передачи осуществляют специальные операции, характерные только для работы пограничной станции: - пограничный досмотр, - таможенный контроль груза, багажа, товаробагажа, - фитосанитарный контроль, - карантинный контроль - при необходимости товарная экспертиза с целью защиты прав государства ж/д и грузовладельцев для выявления контробанд, определения правильности заполнения перевозочных документов СМГС/ЦИМ - расчет тарифов по перевозки. На пограничных станциях ведется учет вагонов, контейнеров, грузов и других материальных ценностей для натурной передачи вагонов и грузов на сопредельные железные дороги и оформления соответствующих передаточных документов. На этих станциях выполняются также основные ж/д операции: 1. Прием и отправление поездов 2. Формирования и расформирования состава 3. Обработка поездных и перевозочных документов 4. Подача и уборка вагона по пограничным фронтам 5. Подача и уборка вагона на пункта колесных пар 6. Перестановка колесных пар 7. Прием, сдача и перегрузка грузов из одной колеи в другую Для выполнения выше перечисленных операций станция имеет места для выполнения технического и коммерческого осмотра, служебные помещения, средства связи, вычислительную технику, каналы передачи данных. Слайд 8 Пограничные станции могут располагаться непосредственно у границ или с удалением вглубь страны на 10-15 км. В своем путевом развитии они имеют разную или одинаковую с отечественной ширину колеи. Ролик про ширину колеи Передача грузов с железных дорог одной страны на железную дорогу другой страны не представляет больших трудностей (за исключением таможенного оформления грузов и подвижного состава), если на обеих этих железных дорогах одинаковая ширина колеи - 1520 мм в России, на Украине, в Беларуси, Прибалтийских государствах и в Финляндии. Слайд 9 На стыке железных дорог разной ширины колеи (1520 и 1435 мм ) часто устраивают перегрузочные станции, где производится перегрузка (перевалка) товара между составами. Такие станции расположены на западной границе СНГ - с Польшей , Румынией и Венгрией и на восточной - С КНДР , с Китаем . Одной из важных функций данных станций является переоформление сопровождающих груз документов. На перегрузочных станциях перевалка грузов из подвижного состава одной колеи может не производиться, если : - осуществляется перестановка вагонов на тележки другой колеи ( при этом необходимо, чтобы передаваемые вагоны соответствовали техническим требованиям сопредельных железных дорог к подвижному составу ( по габаритам, нагрузкам на оси , на рельсы и т.д.) - применяются вагоны с раздвижными колесными парами. Слайд 10 схема перегрузочной станции Слайд 11 ролик про смену колесных пар Слайд 12 На стыках железных дорог с одинаковой шириной колеи, создаются пограничные передаточные станции. На всех станциях предусматривается место для таможенного контроля транспортных средств, оборудованное для проведения погрузочно-разгрузочных работ и проверки груза. В зону таможенного контроля включаются также склады, на которых временно хранится груз, находящийся или предназначенный для досмотра. На границе так же находятся контрольные пункты, которые производят досмотр въезжающих в страну или отъезжающих из страны грузовых составов. Для досмотра состав подается на смотровые ямы, где проверяется внешнее состояние вагонов, низа вагонов, запорных устройств, наличие пломб на запорах. Помимо этого в комнатах личного досмотра проверяется ручная кладь сотрудников грузовых поездов. Железнодорожный пункт пропуска через государственную границу РФ – территория в пределах железнодорожного станции или вокзала, а также другое специально оборудованное место, где осуществляются все виды государственного контроля и пропуск через государственную границу РФ физических лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в международном железнодорожном сообщении. Слайд 13 Железная дорога, передающая груз на пограничной станции, составляет передаточную ведомость в количестве шести экземпляров. По одной копии передается в таможенные службы передающей и принимающей груз стороны. Вторая копия передается в пограничные службы станций, отвечающих за передачу товара. Третья копия направляется в управление железной дороги каждой из стран. Информации в ведомость заполняется в соответствии с запрашиваемыми бланком данными. К ведомости прилагаются сопроводительные документы на груз. Вагоны передаются по вагонной ведомости, оформляемой в четырех экземплярах: две передающей стороне и две принимающей. При передаче груза сопровождающие груз документы (ведомости, накладные) проверяются пограничными станциями, заверяются при помощи календарного штемпеля и заносятся в передаточную ведомость. После того как передаточная ведомость заверяется подписью представителя принимающей стороны, ответственность за дальнейшую транспортировку и целостность груза переносится на данную принимающую груз сторону. Слайд 14 Классификация пограничных станций 1- по способу передачи грузов - перегрузочные, передаточные дополнительно квалифицируются как перегрузочные с учетом применения раздвижных колесных пар; 2 - по составу перерабатываемого вагонопотока - пассажирские, грузовые и грузопассажирские; 3 - в зависимости от топографических условий т.е. застройки ближайшей территории и выбранных классических схем компоновки ж/д станции- поперечные, продольные, полупродольные. 4 - по объему и характеру работыпограничные станции могут выполнять функции промежуточных, участковых и сортировочных станций. Слайд 15 Возможны 2 варианта расположения пограничных станций. 1 вариант : создается одна пограничная станция общего пользования для двух соседних государств, на которой производятся операции таможенными пограничными службами обоих государств. 2 вариант : устраиваются 2 пограничные станции, при этом каждое из соседних государств имеет свою пограничную станцию (в этом случае пассажиры , их багаж и грузы проходят таможенный и пограничный досмотр на обеих станциях). Слайд 16 Преимущества общей пограничной станции - сокращение общего количества необходимых устройств и численности штата работников станции; - устранение непроизводительного пробега порожнего состава, - сокращение простоя подвижного состава, - обеспечение удобств для пассажиров, когда их багаж забирается для досмотра. К недостаткам таких станций следует отнести: - сложность взаиморасчетов между государствами, - увеличение времени простоя вагонов из-за повторной их обработки таможенниками сопредельных государств. - в некоторых случаях появление дополнительных расходов, связанных с неприемом вагонов другой железной дорогой. Скопления вагонов на станции из-за слишком большого времени занятия пути можно избежать, если оба государства производят совместную таможенную обработку или если таможенники сопредельных государств в процессе досмотра следуют друг за другом. Слайд 17 Создание пограничных станций на территории каждого из соседних государств. Недостатком его является двойная переработка вагона, двойная проверка документов и багажа пассажиров. Слайд 18 В крупных пограничных узлах при наличии нескольких железнодорожных переходов и большого грузопотока пограничные станции могут специализироваться по роду перерабатываемых грузов |