МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Раздел № 2 Характеристика транспортной системы района тяготения железной дороги.





ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

(МИИТ)

 

Кафедра «Экономика и управление на транспорте»

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Экономическая география транспорта»

Тема: «Экономико-географическая характеристика района тяготения

Северо-Кавказской железной дороги и определение спроса на перевозки грузов»

 

 

Выполнил студент Митюков Максим группы ЭМУ-111

Преподаватель Емельянова Наталья Викторовна

 

Москва-2011

Оглавление

Введение. 3

Раздел №1 Экономико-географическая характеристика района тяготения железной дороги. 4

Раздел № 2 Характеристика транспортной системы района тяготения железной дороги. 18

Морской транспорт. 18

Речной транспорт. 21

Автомобильный транспорт. 22

Газопроводный транспорт. 23

Железнодорожный транспорт. 24

Раздел №3 Расчет густоты железнодорожной сети по областям, краям и республикам, входящим в район тяготения и по району дороги в целом. 25

Заключение. 27

Список используемой литературы. 28

Картосхема района тяготения северо-кавказской железной дороги. 29

 

 

 

Введение.

Транспорт – одна из важнейших отраслей хозяйства, выполняющая функцию своеобразной кровеносной системы в сложном организме страны. Он не только обеспечивает потребности хозяйства и населения в перевозках, но вместе с городами образует «каркас» территории, является крупнейшей составной частью инфраструктуры, служит материально-технической базой формирования и развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом.

Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит новой продукции, а только участвует в ее создании, обеспечивая сырьем, материалами, оборудованием производство и, доставляя готовую продукцию потребителю, увеличивая тем самым её стоимость на величину транспортных издержек, которые включаются в себестоимость продукции.

Значение транспорта, как важной составной части экономики Российской Федерации, определяется его ролью в территориальном разделении общественного труда: специализация районов, их комплексное развитие невозможны без системы транспорта. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства. Не принимая его во внимание, нельзя достичь рационального размещения производительных сил. Рационализация перевозок влияет на эффективность производства, как отдельных предприятий, так и районов, и страны в целом.

Большое значение транспорт имеет и в решении социально-экономических проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой является одним из факторов привлечения населения и производства, служит важным преимуществом для размещения производительных сил и дает интеграционный эффект.

Транспортная система Российской Федерации, включает такие виды транспорта как: железнодорожный, автомобильный, воздушный, морской, внутренний водный и трубопроводный.

Растущий спрос на качественные транспортные услуги удовлетворяется не полностью из-за недостаточного технического уровня транспортной системы и накопленного отставания в области транспортных технологий. На пассажирских перевозках различными видами транспорта отсутствуют эффективные механизмы финансовой компенсации перевозок льготных категорий пассажиров, что приводит к значительным убыткам транспортных организаций. Руководством страны поставлена задача повышения темпов экономического роста, удвоения за десять лет валового внутреннего продукта, значительного повышения жизненного уровня граждан России. Наиболее динамичные изменения в экономике произойдут в случае реализации «сценария ускоренной диверсификации», на который и ориентирована транспортная стратегия. Данный сценарий предполагает достижение среднегодовых темпов роста ВВП в размере 5-6% с последующим их повышением до 6-8% в период 2007-2015 годы при интенсификации инвестиционной деятельности и быстром росте реальных доходов населения. В структуре ВВП увеличится доля обрабатывающих отраслей, экспорт товаров вырастет в 1,3 раза, импорт - более чем в 2 раза. Объем инвестиций в основной капитал к 2020 году должен вырасти в 7 раз. Указанный сценарий характеризуется благоприятным развитием торгово-экономического и политического сотрудничества с зарубежными партнерами, включая позитивные тенденции в процессах международной интеграции, а также вступление в ВТО на благоприятных для России условиях. При реализации этого сценария транспорт должен не только обеспечить растущий спрос на транспортные услуги, но и стать одним из катализаторов экономического развития и повышения конкурентоспособности российской экономики.



Целью курсовой работы является на основе литературных, статистических и картографических источников составить экономико-географическую характеристику района тяготения железной дороги и определить структуру и направление основных грузопотоков.

 

Раздел №1 Экономико-географическая характеристика района тяготения железной дороги.

Северо-кавказская железная дорога пролегает по территории от Азовского до Черного моря на западе и Каспийского моря на востоке, от Восточно-Донской гряды на севере до Кавказского хребта на юге.

В состав дороги входит отделения: Ростовское, Краснодарское, Минераловодское, Махачкалинское, Лиховское. Эксплутационная длина 6427 км, или примерно 4 % сети. Около 48% протяженности дороги электрифицировано. Годовой объем отправления грузов по дороге составляет 143,5 млн. т, а грузооборот- 133,3 млрд. т км, или примерно по 3,5% общесетевого уровня этих показателей.

В состав дороги входит 9 отделений: Ростовское, Кавказское, Минераловодское, Ставропольское, Махачкалинское, Краснодарское, Сальское и Туапсинское. Обслуживает сельскохозяйственные районы (Краснодарский, Ставропольский края и др.), Районы нефтяной, газовой, каменноугольной (в восточном Донбассе), машиностроительной, цементной (заводы Новороссийска) промышленности, а также курорты союзного значения(Кавказские Минеральные Воды, Сочи и др.). Дорога взаимодействует с водным транспортом: по Черному морю(станции Новороссийск, Туапсе, Сочи); с Волгодонским речным пароходством (станции Ростов,Азов, Ейск, Усть-Донецкая, Волгодонская); с Азовским пароходством (Станция Таганрог); с Каспийским пароходством (станция Махачкала 2-й порт), Керченская паромная переправа связывает Северо- Кавказская железная дорога(станция Кавказ) с Крымом.

Наиболее крупные железнодорожные узлы: Ростов(Батайск), Тихорецкая, Кавказская, Армавир, Краснодар, Минеральные Воды, Гудермес. В 1974 общий грузооборот дороги составил 117,5 млрд. т км, или3,8% общесетевого.

По численности населения Северный Кавказ занимает третье место в России, уступая только Центральному и Уральскому экономическим районам. Здесь на территории, занимающей не многим более 2 % площади РФ, проживает более 11 % ее населения.

Средняя плотность населения района – около 49,8 чел. на км2, что более чем в 5 раз выше, чем в целом по России. Однако размещается население по территории неравномерно. Густо заселены предгорья Большого Кавказа. В Северной Осетии средняя плотность населения 79,2 чел./км2, в Краснодарском крае 61,2 чел./км2. Значительно меньше плотность населения в Дагестане- 35,6 чел./км2 и в Ставропольском крае – 35,4 чел./км2.

За 1991-1995 гг. численность населения Северного Кавказа увеличилась на 640 тыс. чел. Это связано с большим миграционным притоком населения, главным образом и государств Закавказья.

В настоящее время механический прирост населения на Северном Кавказе имеет тенденцию к снижению. Нестабильность межнациональной обстановки и война в Чечне отразились на естественном движении населения. Неблагоприятная демографическая ситуация отмечалась в Краснодарском и Ставропольском краях, в Ростовской область и в Республике Адыгея.

Важной особенностью населения Северо-Кавказского района являются высокий удельный вес сельского населения (44,4 %) и его высокая плотность, составляющая почти 50 чел./км2. В некоторых районах интенсивного земледелия она превышает 80 чел./км2. В отличие от Российской Федерации в целом процесс урбанизации на Северном Кавказе идет значительно медленнее, что свидетельствует о высоком уровне развития хозяйства.

В последние годы углубились диспропорции в половом составе населения, связанные с преобладанием женского населения. Мужчины составляют 49,6 %, женщины – 53,1%. Возрастная структура населения Северного Кавказа характеризуется повышенной в сравнении с Россией в целом долей детей и подростков (24,9 %) и более низкой долей лиц трудоспособного возраста (55,0 %). В 1995 г. численность экономически активного населения в Северо-Кавказском районе составила 207,9 ,тыс.чел., в том числе занятых в народном хозяйстве -187,3 тыс.чел. С переходом на новые условия хозяйствования на Северном Кавказе обострились проблемы занятости. Общая численность безработных по отношению к экономически активному населению достигла 9,9 %. Средний возраст безработных на Северном Кавказе – 32 года. Усиление напряженности в сфере занятости населения, его криминализация в значительной мере являются следствием недостаточного развития социальной инфраструктуры, подготовки кадров, низких темпов индустриализации национальных республик.

Северный Кавказ относится к многонациональным районам Российской Федерации. Только в Дагестане насчитывается свыше 30 различных народностей: аварцы, лезгины, даргинцы, кумыки и др. На степных равнинах Предкавказья и Нижнего Дона живут русские, на Кубани – преимущественно украинцы. Русское население составляет большинство во всех промышленных центрах района. Важнейшее условие экономического и культурного процветания всех народов, населяющих Северный Кавказ – укрепление дружбы, хозяйственных связей и сотрудничества между ними. Именно этот фактор обеспечит экономическую стабильность и качественное преобразование хозяйственного комплекса региона.

 

Административно-территориальная единица Территория, тыс. км2 Численность населения, тыс. чел В том числе % ко всему населению Плотность населения, чел/км2
Городское население Сельское население Городское Сельское
Республика Адыгея 7,6 449,9 242,5 207,4 53,9 46,1 59,2
Республика Дагестан 50,3 2094,2 862,5 1231,7 41,2 58,8 41,7
Республика Ингушетия 19,3 312,6 130,6 182,0 41,8 58,2 86,1
Чеченская республика 8,5 792,5 264,3 528,2 33,4 66,6 9,4
Кабардино-Балкарская республика 12,5 785,8 450,7 335,1 57,4 42,6 63,2
Карачаево-Черкесская республика 14,1 433,7 191,1 242,6 44,1 55,9 31,2
Яреспублика Северная Осетия-Алания 8,0 661,6 454,3 207,3 68,7 31,3 82,5
Краснодарский край 76,0 5015,1 2677,1 2338,0 53,4 46,6 66,7
Ставропольский край 66,5 2652,9 1419,9 1233,0 53,5 46,5 40,6
Ростовская область 100,8 4387,6 2969,3 1418,3 67,7 32,3 43,8
Итого: 355,1 17585,9 9662,3 7923,6 54,9 45,7 49,5

 

Северо-Кавказский экономический район имеет выгодное экономико-географическое положение. Это проявляется в следующем.

Во-первых, он имеет выход к трем морским бассейнам — Каспий­скому, Азовскому и Черному, по которым осуществляются межрайон­ные хозяйственные связи. Выход территории Северного Кавказа к морям не только влияет на размещение и специализацию хозяйства самого района, но и обеспечивает внешнеэкономические связи Российской Федерации со странами Закавказья, Ближнего и Среднего Востока и Южной Европы. Морские перевозки осуществляются через порты Новороссийск, Туапсе, Таганрог, Махачкала.

Во-вторых, Северо-Кавказский экономический район непосредственно граничит с бывшими республиками СССР – странами СНГ - Грузией, Азербайджаном и мощным Донецко-Приднепровским районом Украины. Тесные хозяйственные, этнические и инфраструктурные связи с этими странами усиливают стратегическое и экономическое значение данного района для всей России. Минусом в приграничном положении района с Грузией и Азербайджаном является то, что там в последние годы не прекращаются острые межнациональные конфликты, является дополнительным фактором дестабилизации национально-политической обстановки на Северном Кавказе. В составе России район граничит с развитыми Поволжским и Центрально-Черноземным районами.

В-третьих, выгодность положения Северного Кавказа проявляется в том, что на территории района проходят важнейшие железнодорожные, автомобильные и трубопроводные магистрали, связывающие Россию со странами Закавказья.

Благодаря своему выгодному положению Северо-Кавказский экономический район имеет стабильные рынки сбыта. В межрайонном обмене Северный Кавказ выступает поставщиком продукции сельскохозяйственного, энергетического и транспортного машиностроения, нефтехимии, пищевой и легкой промышленности, агропромышленного комплекса. Вывозятся также цемент и уголь. Основные продукты ввоза - прокат черных металлов, некоторые виды минеральных удобрений, деловая древесина и пиломатериалы, автомобили, тракторы, а в последнее время нефть.

Пополнение рабочей силы связано с большим миграционным притоком населения, главным образом из государств Закавказья, а также Украины. В основном это нелегальные эмигранты, являющиеся источником дешевой рабочей силы.

Отличительная черта природных ресурсов района - их разнообразие.

Запасы минерального сырья в районе разнообразны, но невелики. Есть месторождения природного газа, (суммарные начальные запасы 2 трлн. м3, или 0,9% общероссийских). Основная часть запасов природного газа приходится на Ставропольский край. Небольшое коли­чество попутного газа добывают вместе с нефтью. Общие запасы нефти невелики (0,8% общероссийских запасов нефти промышленных катего­рий и 0,9% общероссийских перспективных и прогнозных ресурсов), но она лучшая в стране по качеству: малосернистая, малосмолистая, высокопарафинистая, с большим выходом при переработке светлых продуктов. Наиболее значимы месторождения Майкопской и Кубано-Причерноморской площадей. Намечается рост добычи нефти в Чечне. Освоение дагестанской нефти сдерживается сложными горно-геологи­ческими условиями и отсутствием средств. Имеется каменный уголь (4% промышленных запасов угля России). Почти все его запасы (98 %) сосредоточены в восточном крыле Донецкого бассейна в Ростовской области (более 16% общих геологических запасов всего Донбасса). Преобладают энергетические угли — антрациты.

Гидроэнергетические ресурсы по сравнению с другими источниками энергии невелики. И хотя среди европейских районов России Северный Кавказ по их запасам занимает видное место, их экономический потен­циал невелик — 25 млрд. кВт-ч. Наиболее значительной долей потенциальных запасов гидроэнергии выделяются Дагестан и Кубань.

В недрах Северного Кавказа обнаружены огромные запасы горячей воды и пара, вовлечение которых в хозяйственный оборот дало бы ежегодно дополнительно более 1,5 млн. т условного топлива.

В районе издавна добывают свинец и цинк. Однако многочисленные мелкие месторождения этих полезных ископаемых расположены в сложных горно-геологических условиях, а их руды содержат мало основных металлов. Поэтому себестоимость их добычи высокая. Ценно то, что руды комплексные. Промышленные запасы полиметаллических руд сосредоточены в Садонском и других месторождениях Северной Осетии. Известно также Эльбрусское месторождение (Карачаево-Черкесия). Залежи свинцовых руд есть в Кабардино-Балкарии. Вольфрамовые руды распространены значительно шире, но основным разрабатываемым месторождением остается Тырныаузское. Месторождения медных руд есть в Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Дагестане и др.

На территории района имеются запасы ртутного сырья. Месторож­дения киновари, из которой возможно извлечение ртути в промышлен­ных количествах, известны в Дагестане, Краснодарском крае (бассейн: р. Большой Лабы), Кабардино-Балкарии (бассейн р. Терека) в рудопроявлениях, которые тянутся от Туапсе до Новороссийска. Имеются про­мышленные запасы никеля (Садонский рудоносный район).

Значительны ресурсы неметаллического сырья. Особенно широко распространен барит, много гипса, известняков, очень велики залежи каменной соли (бассейн р. Лабы), серы (Дагестан и др.).

Водные ресурсы района значительны — 69,3 км3. Однако по водообеспеченности и на душу населения, и на единицу территории Северный Кавказ занимает одно из последних мест в стране. Осложняет использо­вание водных ресурсов их крайне неравномерное распределение по тер­ритории и сезонам года. Во многих местностях, где воду активно используют для орошения (в бассейнах рек Дона, Кубани, Терека), положение с водой напряженное. Здесь нет значительных озер, а самое крупное водохранилище — Цимлянское, площадь которого составляет 2702 км5, а объем 23,68 км3 (полезный — 11,54 км3).

Потенциальные запасы подземных вод на Северном Кавказе состав­ляют 34 876 тыс. м3/сутки (4% их запасов по России в целом), но здесь самая высокая в стране степень их использования (наравне с Централь­но-Черноземным районом) — 13,6%. Особенно велико потребление воды из подземных источников в Краснодарском крае (второе место в России после Московской области).

Для района в целом характерна небольшая лесистость — около 10% , Общие запасы древесины составляют 0,7% от запасов России. Но лесные ресурсы Северного Кавказа резко выделяются значимостью породного состава. Здесь сосредоточено 100% буковой и 23% дубовой древесины в России, распространены граб, явор и другие ценные породы деревьев. Легкодоступные для разработки массивы (около 25% всей лесной пло­щади) практически уже вырублены. Освоение леса не должно снижать его защитных функций по отношению к другим компонентам природ­ных комплексов. В этих условиях чрезвычайно важно не только восстанавливать и повышать продуктивность лесов, но и рационально использовать и сохранять имеющиеся экологические ареалы.

Особенно ценны рекреационные ресурсы района. Важнейший среди них — климат. Широко известны и используются в бальнеологических целях различные минеральные воды: азотные, азотно-метановые (минерализация до 25 г/л) Нальчика, Майкопа, Махачкалы, Каякенте, Рычал-Су; азотные и метановые сульфидные термальные, хлоридные или хлоридно-гидрокарбонатного натриевого состава (минерализация до 35 г/л) Сочи, Дагестана и др. Особенно богаты минеральными источ­никами северные предгорья Большого Кавказа, черноморский склон Кавказа. Много их в предгорьях Ставропольского края, Кабардино-Бал­карии, Северной Осетии.

Уникален и наиболее освоен старейший рекреационный район России — Кавказские Минеральные Воды (бальнеологические курорты Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки, Железноводск). Разнообразие минеральных вод, высокая эффективность лечения позволили реги­ону Кавказских Минеральных Вод на протяжении многих десятилетий оставаться ведущим курортным районом России. Велико бальнеологиче­ское значение целебного ила озера Тамбукан (около Пятигорска), грязи Чембургского озера (в окрестностях Анапы) и некоторых лиманов Азов­ского моря. Несравненны эстетические рекреационные ресурсы Северно­го Кавказа, играющие важную роль в его хозяйственной специализации. Это и заснеженные высочайшие горы, и ландшафты яркой южной приро­ды Причерноморья, исторические памятники и др. Все это создает особую привлекательность Северного Кавказа для туризма и альпинизма, лечения и отдыха. Нефтяная и газовая промышленность представлены в Краснодаре (НПЗ) , Майкопе, Грозном (НПЗ) , Туапсе (НПЗ) .

Химическая промышленность В 60-х годах XX в. были построены Невинномысский азотно-туковый (ПО «Азот») и Волгодонский химический комбинаты, Прикумский завод пластмасс, в Белореченске — завод по производству сложных удобрений. В районе может быть налажено производство карбонатных и сульфатных удобрений на базе местного сырья (залежи каменной соли, месторождения известняков и гипсов).

Промышленность строительных материалов ориентируется на местное сырье. Представлена цементными заводами Новороссийска и Карачаево-Черкесии, Ростовским заводом минераловатных плит, Шпаковским заводом крупнопанельного домостроения и другими пред­приятиями. В Северной Осетии и Дагестане развита стекольная про­мышленность.

Пищевая промышленность полностью обеспечивает сырьем развитое сельское хозяйство района. Работают предприятия по производству муки, круп, мясной продукции, плодоовощных консервов, вин.

Животноводство, как и земледелие, многоотраслевое. На равнинных территориях занимаются разведением крупного рогатого скота и свиноводством. Тонкорунное овцеводство распространено в засушливых районах Ростовской области, Ставропольского края и Дагестана, а грубошерстное овцеводство – в предгорьях и горных республиках Кавказа.

Телекоммуникация.

В современных условиях связь является одной из наиболее перспективных, быстроразвивающихся базовых инфраструктурных отраслей, обладающих потенциалом долгосрочного экономического роста. Это одна из наиболее стабильно развивающихся в технологическом и финансовом плане отраслей экономики Ростовской области. В Ростовской области 226 операторов связи предоставляют различные услуги связи, имея на это соответствующие лицензии. Из них 129 операторов предоставляют услуги местной, междугородной и документальной электросвязи, 22 оператора – услуги радиосвязи, 62 оператора – услуги ТВ и РВ и 4 оператора – услуги почтовой связи. В Ростовской области информатизация и телефонизация села значительно отстают от города. Не телефонизирован 521 населенный пункт в сельской местности и более 50 процентов объектов непроизводственного назначения. Исходящий годовой междугородный телефонный обмен составляет 51,38 млн. разговоров, что соответствует 11,8 разговоров на 1 жителя в год (средняя величина по России - 9,9), в том числе международный обмен составляет 4,16 млн. разговоров, что составляет 0,96 разговоров на 1 жителя в год. Следует отметить, что доля обмена областного центра (г. Ростова-на-Дону) составляет 40,2 процента от общего исходящего обмена Ростовской области и имеет тенденцию постоянного роста.

В соответствии с Концепцией развития связи Российской Федерации цифровая сеть общего пользования в Ростовской области создается по принципу наложенной сети на существующую телефонную сеть общего пользования. Отсутствие цифровой сети, охватывающей все райцентры и города областного подчинения (уровень создания цифровой внутризоновой сети составлял на 1 января 2002 года 6,5 процента), сдерживает внедрение и развитие новых услуг электросвязи и интеграцию Ростовской области в создающуюся цифровую сеть России и мира.

Развитие отрасли в последние годы связано прежде всего с внедрением новых прогрессивных технологий и средств связи с сохранением традиционных услуг связи. В последние годы интенсивно растет спрос на услуги документальной электросвязи и информационные услуги, предоставляемые с использованием сетей передачи данных и телематических служб.

Наиболее весомый вклад в экономику России вносит агропромышленный комплекс. Более 1/3 продукции АПК вывозится за пределы района. В отраслях АПК производится свыше 1/2 валового продукта СКЭР. На базе сельскохозяйственного сырья создана крупная пищевая промышленность, представленная многочисленными отраслями: мясной, маслобойно-жировой, молочной, сахарной, винодельческой, плодо- и овощеконсервной, мукомольно-крупяной, табачной, чайной, рыбной и др. Пищевая промышленность наиболее развита в степной зоне Северного Кавказа, где расположены сотни мельниц, более 150 молочных и маслосыродельных заводов. Предприятия пищевой промышленности, перерабатывающие малотранспортабельное и скоропортящееся сельскохозяйственное сырье, размещаются в районах его производства и определяют индустриальный облик средних и малых городов, крупных сел и казачьих станиц района. Перспективными направ­лениями развития пищевой промышленности Северного Кавказа являются усиление комплексности переработки сырья, создание комбинированных высокобелковых продуктов, полуфабрикатов, диетического и детского питания, организация промышленной переработки плодов и овощей в местах их выращивания, совер­шенствование технологии хранения плодов и овощей в заморо­женном виде.

Основой экономики Северного Кавказа является электроэнергетика. Во многих районах Северного Кавказа построены тепловые и гидравлические электростанции. Наиболее крупные тепловые электростанции созданы в Краснодаре, Грозном, Новочеркасске, Невинномыске, а среди гидроэлектростанций выделяются: Цимлянская – на Дону, Гизельдонская и Баксанская – на притоках Терека, Белореченская на р. Белой, Чирюртовская – на р. Сулак. Построен каскад гидроэлектростанций на р. Сулак, в числе которыех крупная Чиркейская ГЭС, а также каскад ГЭС на Кубань-Калаусском канале. Построена также Ирганайская ГЭС на р. Аварское Койсу – приток Сулакак в Дагестане. Энергосистема района соединена с Донбассом, Поволжьем. Богатые гидроэнергетические ресурсы района оцениваются в 127 млрд. кВт. ч. Современный кризис в "топливной промышленности Северного Кавказа вызвал снижение более чем на 1/3 выработки электроэнергии по сравнению с 1990 г. Это диктует необходимость отказа от размеще­ния на территории района энергоемких производств и проведения политики энергосбережения на производстве и в быту.

Видное место среди отраслей промышленного Северного Кавказа занимают нефтяная и газовая. Природный газ добывается в основном в Ставропольском и Краснодарском краях, а попутный – в Чечне и Дагестане. Промышленные скопления природного газа выявлены в Азово-Кубанской, Ставропольской и Терско-Кумской нефтегазоносных областях. Основная часть балансовых запасов природного газа (85%) концентрируется в Ставропольском и Краснодарском краях. Сеть газопроводов связывает места добычи с газоперерабатывающими заводами и поставляет газ за пределы района: Ставрополь - Москва, Кубань - Ростов-на-Дону - Санкт-Петербург, Ставрополь – Грозный – Владикавказ - Тбилиси.

Добывается также газовый конденсат – ценнейшее сырье для химической промышленности.

Новые нефтепромыслы сосредоточены в Кубано-Черноморском бассейне, Ставрополье, на Каспийском побережье Дагестана.

Нефтяная промыленность в отличие от газовой – старейшая отрасль района. Грозненское и Малогобекское месторождения – одни из наиболее значительных. Есть ряд месторождений в Дагестане. Центры нефтеперерабатывающей промышленности — Грозный, Туапсе, Краснодар. Большой урон нефтяной про­мышленности нанесен Чеченской войной.

В Ростовской области расположены главные центры добычи угля: город Шахты, Гуково, Белая Калитва, Новошахтинск. Выра­ботка богатых месторождений, забастовки шахтеров, вызванные задержкой выплаты заработной платы и нерешением социальных проблем, обусловили резкое сокращение добычи угля с 28,9 млн. т в 1990 г. до 18,0 млн. т в 1996 г. В небольших размерах добывается уголь в Ставропольском крае в районе Карачаевска и в Кабардино-Балкарии в поселке Угольный.

В районе представлена цветная и черная металлургия. В Тырныаузе расположен вольфрамомолибденовый комбинат, Урупский горнообогатительный комбинат — в Карачаево-Черкесской Республике. Он дает медный концентрат. Металлургические заводы (Таганрогский и Красносулинский) специализируются на производстве стали, труб, а также стального литья. В Северной Осетии распо­ложен владикавказскийзавод «Электроцинк»,использующий руды Садонского и Эльбрусского месторождений, содержащих более 20 элементов, представляющих промышленную ценность. Для укрепления сырьевой базы завода необходимо промышленное освоение новых месторождений полиметаллических руд и внедрение высокоэффективных методов, повышающих коэффициент использования рудного сырья.

К отраслям рыночной специализации относятся сельскохо­зяйственное машиностроение и производство технологического и бурового оборудования для газовой и нефтяной промышленности. Предприятия сельскохозяйственного машиностроения выпуска­ют самоходные зерновые комбайны, тракторные культиваторы и различный сельскохозяйственный инвентарь. Крупнейшие заво­ды — «Россельмаш», Таганрогский комбайновый, завод культи­ваторов «Красный Аксай» в Ростове-на-Дону. Сельскохозяйст­венное машиностроение имеется также в Краснодаре. Произ­водство газового и нефтяного оборудования сконцентрировано в районах добычи и переработки газа и нефти — в Грозном и Краснодаре. Отраслью рыночного значения является производ­ство электровозов — Новочеркасск. В Северо-Кавказском рай­оне также производятся речные и морские суда (Таганрог, Но­вороссийск, Ростов-на-Дону). Появились новые трудоемкие от­расли машиностроения — приборостроение, электротехника и др. Новой отраслью является атомное машиностроение. Построен завод «Атоммаш» в Ростовской области. В городе Шахты действует завод электротранспортного машиностроения.

Энергетическое машиностроение на Северном Кавказе пред­ставлено производством атомных реакторов в Волгодонске и паро­вых котлов в Таганроге.

На базе производства сельскохозяйственной продукции сло­жилась пищевая индустрия Северного Кавказа, которая перера­батывает разнообразное сельскохозяйственное сырье. Главные ее отрасли: мясная, маслобойная, консервная, винодельческая, крахмало-паточная. Всероссийской известностью пользуются вино­дельческие комбинаты «Абрау-Дюрсо» (Краснодарский край), Кизлярский (Дагестан) и Прасковейский (Ставропольский край). В Ростове-на-Дону работает завод шампанских вин. В Беслане (Северная Осетия) находится маисовый комбинат, производя­щий крахмал, патоку, глюкозу, масло из кукурузы. Северный Кавказ занимает первое место в России по производству овощных и плодовых консервов. Действует ряд мясо- и птицекомбинатов. Первое место в России занимает район по производству растительного масла; развиты также табачная и чайная промышленность и переработка эфирно-масличных культур.

На базе ресурсов газа и нефти создана химическая промышленность.Онаориентируется на местное сырье и про­изводит разнообразную продукцию. Фосфорные удобрения выра­батывает Белореченский комбинат, азотные — Невинномысское ПО «АЗОТ». Северный Кавказ обладает неограниченными возможностями для производства карбонатных и сульфатных удобре­ний на базе использования богатейших залежей каменной соли с прогнозными запасами 250 млрд. т и многочисленных месторож­дений известняков и гипсов. Каменское ПО «Химволокно» выпус­кает искусственные волокна, технический углерод производят в Ставрополе, цинковые белила — в Ростове-на-Дону, синтетичес­кие жирозаменители — в Армавире, пластмассы — в Буденновске.

К отраслям специализации Северного Кавказа относится ку­рортное хозяйство. Район обладает не только минеральными ис­точниками и лечебными грязями, но и прекрасным климатом предгорий, живописной природой. Особенно выделяются две группы курортов — Минеральных вод и Причерноморская. Мировой известностью пользуются источники Ессентуков, нарзаны Кисловодска и сероводородные источники Мацесты. В Дагестане вблизи Кизляра на побережье Каспийского моря создается круп­ный бальнеологический курорт. Построен ряд пансионатов, гостиниц. В перспективе будут созданы новые курортные районы.

В районе исключительно благоприятные условия для разви­тия туризма и альпинизма. Сооружена канатная дорога на Эль­брус. У подножия Эльбруса создан комплекс сооружений для туристов и альпинистов. Заслуженной славой пользуются у ту­ристов Баксанское ущелье, Теберда, Домбай, Архыз и другие места с уникальными ландшафтами.

Отрасли, дополняющие территориальный комплекс.

Из отраслей промышленности строительных материалов ведущую роль играет цементная, представленная Новороссийским комбинатом, заводами в Ингушетии и Карачаево-Черкессии, Ростовским заводом минераловатных плит, Шпаковским заводом крупнопанельного домостроения и др. Северный Кавказ считается в числе ведущих по производству цемента и по вывозу его в другие регионы. В Северной Осетии и Дагестане получила развитие стекольная промышленность. Остальные отрасли промышленности строительных мате­риалов (производство шифера, асбоцементных изделий, кирпича и т.д.) имеют местное значение.

Легкая промышленность Северного Кавказа в последние годы переживает спад производства из-за проблем с сырьем, большой текучести кадров и недостаточных инвестиций в реконструкцию действующих предприятий. В составе легкой промышленности насчитывается около 600 предприятий, из них наиболее крупные: Краснодарский камвольно-суконный комбинат, Невинномысская шерстомойная фабрика, Ростовская и Шахтинская обувные фаб­рики, Шахтинский хлопчатобумажный комбинат. Производство обуви налажено в Нальчике и Владикавказе, ковров — в Красно­даре и Махачкале. Развита трикотажная и швейная промышленность. Из других отраслей промышленности следует отметить деревообрабатывающую

Топливно-энергетический комплекс. Значительное уменьшение обеспеченности горючими источниками энергии превратило район из топливоизбыточного в топливодефицитный. В связи с новым: этапом освоения Каспия Северный Кавказ относится к потенциально перспективным районам но добыче нефти и газа, однако разведка и освоение новых мес­торождений потребуют значительных капиталовложений.

Нефтяная промышленность — старейшая отрасль специализации района. Сейчас добыча нефти резко сократилась из-за сложной обстанов­ки в Чечне. Основными в добыче нефти остаются Кубано-Черноморский район, новые нефтеносные площади Ставрополья и Каспийское побе­режье Дагестана. Центры переработки нефти — Краснодар, Туапсе и Грозный. Около 85% балансовых запасов природного газа концентри­руется в Ставропольском и Краснодарском краях. Они же и основные районы его добычи. Главный район угольной промышленности — вос­точное крыло Донбасса в Ростовской обл. (Шахты, Новошахтинск и др.). Добыча угля сократилась с 28,9 млн. т в 1990 г. до 10,9 млн. т в 1998 г. Дальнейшее падение добычи вряд ли можно будет остановить, так как условия добычи сложны, а богатые залежи уже выработаны. Роль гидро­энергоресурсов в топливно-энергетическом балансе невелика, хотя рай­он обладает их богатыми запасами (127 млрд кВт -ч). Кризис в топлив­ной промышленности вызвал снижение выработки электроэнергии. Производство ее на душу населения здесь ниже среднероссийского пока­зателя. Для самого района определяющими, являются местные источни­ки энергии.

В производстве электроэнергии основная роль отводится тепловым электростанциям. На природном газе и нефтепродуктах работают Крас­нодарская, Ставропольская и Грозненская ГРЭС. Наиболее крупные Невинномысская и Новочеркасская ГРЭС работают на природ­ном газе. Имеются гидравлические электростанции: Цимлянская на Дону, Кубанские, Чиркейская — самая крупная в районе из гидравличе­ских (1 млн кВт) — на Судаке и др.

Машиностроительный комплекс. Наличие собственной металлурги­ческой базы (производство черных и цветных металлов), благоприятные транспортные условия для сбыта продукции, обеспеченность квалифи­цированными кадрами, потребность самого района в различных маши­нах и оборудовании способствовали развитию машиностроения.

Северный Кавказ — один из крупных в стране районов сельскохозяйственного - машиностроения. Здесь производят 1/4 зерноуборочных комбайнов (построенный еще в годы первых пятилеток «Ростсельмаш» выпускает зерноуборочные, кормоуборочные и рисоуборочные комбайны) и примерно половину тракторных культиваторов, выпускаемых в стране (Краснодарский завод сельскохозяйственного машиностроения). За последние годы в результате нарушения экономических связей и неплатежеспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей производство сельскохозяйственной техники резко сократилось. Производ­ственные мощности заводов сельскохозяйственного машиностроения района используют лишь на 10—15%, хотя обеспеченность зерноубороч­ными комбайнами составляет лишь половину от технологически раци­ональных норм.

Ведущие позиции в стране Северный Кавказ занимает по производству электровозов (Новочеркасск). В г. Шахты действует завод электротранспортного машиностроения. Район специализируется также на развитии энергетического машиностроения: завод «Атоммаш» в Волгодонске произ­водит оборудование для АЭС, в Таганроге производят паровые котлы и на­мечают выпускать теплообменное оборудование для атомных электростанций. В районе продолжает развиваться авиастроение (Таганрогский науч­но-технический комплекс выпускает гидросамолеты, самолеты-амфибии и др.). С 1995 г. на Северном Кавказе появилось собственное автомобиле­строение (Ростов-на-Дону и Таганрог): здесь было налажено производство корейской «Дэу Нексия». В настоящее время сборка этих автомобилей прекращена, и ФПГ «Донинвест» готовится к запуску в производство но­вых моделей легковых автомобилей, в частности класса «Нива».

В Ростовской области сосредоточено ташке производство кузнечнопрессового и горно-шахтного оборудования, а в Краснодарском крае раз­виты производство оборудования для лесной промышленности, приборостроение, транспортное машиностроение. Ставропольский край выделя­ется производством промышленной арматуры, Чечня и Ингушетия — оборудования для нефтегазовой промышленности. В Кабардино-Балка­рии налажен выпуск продукции инструментальной промышленности и приборостроения. В промышленных центрах Северного Кавказа выпус­кают также технологическое оборудование для пищевой промышленнос­ти, измерительные приборы, бытовую технику, изделия радио- и элек­тротехнической промышленности. Предприятия используют сталь и про­кат, поступающий с металлургических заводов Сулина и Таганрога.

В настоящее время машиностроение неполно обеспечивает своей про­дукцией отрасли специализации района. Старение производственных фондов снижает эффективность производства и сказывается на качестве выпускаемой продукции, делает ее менее конкурентоспособной

Раздел № 2 Характеристика транспортной системы района тяготения железной дороги.

Транспортный комплекс Северо-Кавказского экономического района представляет собой сложную систему железнодорожных путей, авто­мобильных дорог, водных магистралей, морских и речных портов, сети трубопроводов.

Морской транспорт.

Три моря омывают территорию Северного Кавказа: с запада — Азов­ское и Черное, с востока — Каспийское. Азовское море более других соприкасается с территорией рассматриваемого района, ему принадле­жит почти половина всей береговой линии моря. Черное море на протя­жении 350 км — от Керченского пролива до западной границы с Грузи­ей омывает берега Северного Кавказа, а Каспийское море — на протя­жении 360 км — от устья реки Кумы до южных границ Дагестана.

Морские порты, расположенные на территории Северо-Кавказского района, хорошо оборудованы. Одни из них имеют широкую специализацию, другие связаны с преобладанием переработки какого-нибудь одного груза. На Черноморском побережье Краснодарского края расположены глубоководные российские порты: Новороссийск с портопунктом Ге­ленджик, Туапсе, а также Сочи с портопунктом Адлер и Анапа, спе­циализированные на пассажирских перевозках. Порт Новороссийск располагается в Цемесской Бухте, в его состав входят: Новороссийский морской торговый порт (НМТП), Новорос­сийский лесной порт, рыбный порт. НМТП является крупнейшим глу­боководным портом и транспортным узлом на юге России и специали­зируется на перегрузке внешнеторговых грузов: сырой (добытой) нефти и нефтепродуктов, зерна, цемента, различных генеральных гру­зов. Пропускная способность причального фронта порта составляет 44,5 млн.т в год, в том числе 34 млн.т (78%) сырой нефти и нефтепро­дуктов. В последние годы порт значительно увеличил объемы перевал­ки контейнеров (в 1997 г. порт переработал 9 тыс. 20-футовых контей­неров) и обработку судов типа РО-РО. Новороссийский лесной порт отправляет на экспорт круглый лес и лесоматериалы. Новороссийск имеет развитые железнодорожные и автомобильные подходы, 95% грузов в порт приходит по железной дороге. В настоящее время идет большая работа по реконструкции порта. Кроме того, для освоения намечаемо­го на перспективу роста его грузооборота ставится вопрос о расшире­нии грузового фронта от района Шесхарис до мыса Пенай.

С 1991 г. в Новороссийске ведутся разработки собственного проек­та по созданию свободной экономической зоны. Но вопрос на государ­ственном уровне до сих пор не решен. Туапсинский морской торговый порт, глубоководный и незамерзаю­щий, является вторым после Новороссийска портом России на Черном море по объему грузооборота. В его составе два грузовых специализиро­ванных района: наливной — с пропускной способностью 16 млн.т и сухо­грузный — 3 млн.т. В 1997 г. впервые в истории порта (был построен в 1898 г.) объем переработки сухих грузов превысил пропускную способ­ность и составил 3,13 млн.т, нефтеналив — 9,73 млн.т. Порт универсален тем, что перерабатывает всю гамму нефтепродуктов: бензин, керосин, мазут (собственный завод), атмосферный газол и сырую нефть. В 1993 г. вышло Распоряжение Правительства Российской Феде­рации №1151-Р "О необходимости реконструкции Туапсинского порта и железнодорожных подходов к нему с целью доведения его мощности до 32 млн.т в год с использованием иностранного кредита и привлече­нием для строительства зарубежных фирм". Однако в 1996 г. все про­ектные разработки (на государственной основе) по реконструкции порта были прекращены. Потом возникла идея о строительстве нового порта (рядом со старым) в селе Агой. Однако на строительство нового пор­та уйдет 15-20 лет, а первое судно сможет выйти в море только через 10 лет. Проект дорогостоящий.

Сегодня акционеры порта совместно с администрацией с привлече­нием проектных и научно-исследовательских институтов разработали оптимальную схему реконструкции порта Туапсе с целью:

- повысить привлекательность и конкурентоспособность порта;

- нарастить портовые мощности;

- увеличить объемы грузопереработки. Порты Азовского моря:

- в Краснодарском крае: Ейск, Темрюк и Кавказ;

- в Ростовской области: Таганрог и Азов.

Ейский морской порт расположен в юго-восточной части Таганрог­ского залива. Порт специализируется на перевалке лесных грузов, строительных материалов и прочих генеральных грузов. Пропускная способность порта около 2 млн.т грузов, однако причальные сооруже­ния требуют реконструкции.

Порт Темрюк расположен в Темрюкском заливе на расстоянии 52 км от Керченского пролива. Пропускная способность причально­го фронта составляет около 500 тыс.т. генеральных грузов.

Порт Кавказ располагает причалом для паромной переправы и мощ­ностями для перевалки нефтепродуктов. Пропускная способность су­ществующих причальных сооружений около 1,6 млн.т в год, в том числе 0,6 млн.т наливных грузов. В настоящее время идут переговоры между администрацией Краснодарского края и Правительством Авто­номной Республики Крым о восстановлении железнодорожно-автомобильного паромного сообщения Кавказ — Крым. Таганрогский морской торговый порт находится на берегу Таганрогс­кого залива, располагает шестью грузовыми причалами и специализируется на перевалке в основном экспортно-импортных генеральных и навалочных грузов (90% от общего объема). Пропускная способность существующих причалов обеспечивает годовой грузооборот — 1,5 млн.т сухих грузов. Азовский морской порт расположен в устьевой части р.Дон в 14 км от впадения в Таганрогский залив, располагает шестью грузовыми при­чалами и имеет пропускную способность 1,8 млн.т грузов в год. Ос­новная специализация порта — переработка экспортно-импортных грузов (95% от общего объема), в том числе металла и металлолома, леса и других навалочных грузов. В 1994 г. порт получил статус международ­ного. На побережье Каспийского моря расположен морской торговый порт Махачкала. Порт имеет достаточно развитую инфраструктуру и специа­лизирован на обработке генеральных и навалочных грузов. Пропускная способность порта 5-6 млн.т в год. Сегодня Махачкала с ее нефтеналив­ными базами активно используется для перевалки каспийской нефти. Кроме того. Махачкалинский порт и его причалы: целлюлозно-бумаж­ного комбината, судоремонтного и железобетонного заводов отправля­ют российский экспорт. В 1997г. грузооборот порта составил 80 тыс.т, в том числе около 50 тыс.т сухих (преобладают руда, металлы, круп­нотоннажные контейнеры) и 30 тыс.т наливных грузов.

С привлечением итальянских фирм ведется реконструкция порта Махачкала на расчетный грузооборот 9,7 млн.т, в том числе налив­ные — 6,1 млн.т и сухогрузы — 3,6 млн.т.

 

Речной транспорт.

Реки Северного Кавказа многочисленны и разделяются на горные и равнинные. Крупнейшие горные реки: Кубань, текущая с западного склона Эльбруса на запад к Азовскому морю, и Терек, берущий нача­ло в горах, течет на восток к Каспийскому морю.

Крупные равнинные реки Дон и Северный Донец используются для грузового судоходства местного значения, а также для международно­го сообщения.

В пределах Ростовской области располагаются базовые речные пор­ты: Ростовский и Усть-Донецкий. Ростовский порт относится к числу наиболее крупных и технически оснащенных речных портов в евро­пейской части России.

Порт располагает 19-ю грузовыми причала­ми, развитой сетью подъездных путей. Его пропускная способность 7,8 млн.т грузов, специализация порта — навалочные, лесные и кон­тейнерные грузы. С 1997г. Ростовский порт открыт для международ­ного грузового сообщения.

Усть-Донецкий порт расположен в устье реки Северный Донец. Порт ориентирован на обслуживание лесных грузопотоков в системе внутренних водных путей России. Порт располагает углепогрузочным комплексом с пропускной способностью 5,8 млн.т.

Важную роль в обеспечении транзитных перевозок на юге России играет Волго-Донской транспортный коридор, который связывает стра­ны Средиземноморского и Черноморского бассейнов с регионами Рос­сии, а также с Прикаспийскими государствами. Этот водный путь про­ходит по Черному морю, Керчь — Еникальскому каналу (с включением в его структуру портов Темрюк, Кавказ, Ейск, Таганрог, Азов), далее следует по Азово-Донскому каналу, реке Дон (порты Ростов-на-Дону, Усть-Донецк, Волгодонск, Калач), Цимлянскому водохранилищу, затем по Волго-Донскому судоходному каналу до Волгограда, вниз по Волге до Астрахани и Волго-Каспийскому каналу в Каспийское море. По данным журнала регистрации Волго-Донского канала в 1997 г. общий объем грузоперевозок по Волго-Донской системе составил 3,2 млн.т, из них 2,3 млн.т (75%) приходится на экспорт (1,25 млн.т мазут из Самары в Турцию и страны Западной Европы ; 0,3 млн.т удобрений из Самары и 0,3 млн.т зерна из Ростовской области); 0,6 млн.т (20%) на внутренние перевозки; 0,1 млн.т (3%) на импорт и 0,6 млн.т (20%) на транзитные перевозки. Основное направление грузопотока с запада на восток — 85% всего объема грузопотока.

Автомобильный транспорт.

По территории Северного Кавказа проходят благоустроенные авто­мобильные магистрали, по которым осуществляются межрайонные и межобластные перевозки, есть автодороги местного значения, обеспе­чивающие подвоз грузов к железнодорожным станциям и водным при­станям, в горах — это единственное быстрое и надежное средство передвижения грузов. Среди федеральных автомобильных дорог, имеющих международ­ное значение и включенных в европейскую сеть международных дорог, такие как (Киев — Харьков) — Ростов-на-Дону — Волгоград — Астрахань и далее в Центральную Азию до границы с Китаем, (...Днеп­ропетровск — Донецк) — Ростов-на-Дону — Минеральные Воды — Махачкала, Москва — Воронеж — Ростов-на-Дону — Краснодар — Новороссийск, Минеральные Воды — Нальчик — Владикавказ и далее в направлении на Тбилиси и Ереван, Москва — Волгоград — Астра­хань — Махачкала — Баку и (Херсон — Феодосия — Керчь) — Кавказ — Новороссийск — Сочи — (Сенат) с учетом восстановления паромного сообщения Крым — Кавказ. Сеть автодорог с твердым покрытием составляет 13% от их про­тяженности по России в целом. В 1997 г. всеми владельцами грузово­го транспорта во всех отраслях народного хозяйства было перевезе­но 77 млн.т. Ежегодно по территории Краснодарского края проходит до 60 тыс. автомобилей иностранных перевозчиков, в основном турецких боль­шегрузных трейлеров. Однако состояние автодорог не позволяет обеспечить безопасный пропуск нарастающего транспортного потока. Пра­вительство Российской Федерации, в основном одобрило Программу совершенствования и развития автомобильных дорог Северного Кавка­за на период до 2005 г. Программа предусматривает продолжение ре­конструкции магистрали Москва — Воронеж — Ростов-на-Дону — Краснодар — Новороссийск, дороги Краснодар — Нальчик -Махачка­ла, участков автодороги по маршруту от Новороссийска до Сочи вдоль Черноморского побережья. Также планируется на конечном участке магистрали "Дон" строительство дороги по маршруту Краснодар — Абинск — Кабардинка с обходом Краснодара и Новороссийска и выхо­дом в портовую зону последнего, минуя центральную часть города.

Изменившаяся геополитическая обстановка на Северном Кавказе и нестабильное положение в регионе привели к закрытию сквозного дви­жения автотранспорта по главной магистрали юга России "Кавказ", что обусловило необходимость пересмотра сети автомобильных дорог. Уже завершено строительство отдельных участков автодороги Ми­неральные Воды — Буденновск — Нефтекумск — Кочубей в обход Чечни, обходы городов Краснодар и Новочеркасск.

Газопроводный транспорт.

Широкое развитие получил на Северном Кавказе трубопроводный транспорт — нефте- и продуктопроводов: от Махачкалы до Грозного, от Грозного через Армавир на Украину; по магистральным нефтепро­водам АО "Черномортранснефть" нефть перекачивается от Тихорецка до Туапсе и Новороссийска. Из Предкавказья по системе магистраль­ных газопроводов газ идет в Москву и Санкт-Петербург, обслуживая по пути предприятия и население Ростова, Воронежа и многих других населенных пунктов.

Важнейшим для Краснодарского края и России в целом является проект, реализация которого уже началась, Каспийского трубопровод­ного консорциума (КТК), который даст существенные экономические выгоды краю, другим субъектам Федерации, а также укрепит геополи­тические связи России и Казахстана. Новороссийск станет конечной точкой КТК. Нефтепровод соединит Тенгизское месторождение в За­падном Казахстане с нефтеналивным терминалом в Новороссийске. Строительство 1500-километрового трубопровода предполагается за­вершить в 2000 г. Прокачка ранней нефти Азербайджана предусматри­вается частично по действующему нефтепроводу Баку — Новорос­сийск. В современных рыночных условиях возникает конкуренция между различными видами транспорта, функционирующими в регионе, в част­ности, между железнодорожным и автомобильным транспортом. В 1997 г. всеми станциями Северо-Кавказской железной дороги, обслуживающими потребности субъектов Российской Федерации, вхо­дящих в состав Северо-Кавказского района, было отправлено 47,5 млн.т грузов.

 

Железнодорожный транспорт.

Территория Северо-Кавказского экономического района обслуживается Северо-Кавказской железной дорогой, которая обес­печивает как внутрирайонную связь, так и связь с другими регионами страны. Главными железнодорожными магистралями являются Северо-Кавказская: Миллерово - Ростов - Армавир - Гудермес - Махачкала - Баку, испытывающая в последние годы в связи с Чеченской войной большие трудности (и нередко по ней прекращалось движение) и Волгоград - Сальск - Краснодар - Новороссийск, пересекающиеся в Тихорецке. От них отходят линии в центральное Поволжье, Закавказье, на Украину. Надо заметить, однако, что развитие железнодорожного транспорта отстает от потребностей хозяйства района. На многих участках наблюдается чрезмерная концентрация перевозок и перенасыщение поездами (например, Ростов - Армавир; Армавир - Туапсе; Кропоткин - Краснодар - Новороссийск и др.). Остро стоит проблема улучшения связей Северного Кавказа с западными и особенно с восточными районами России. Следует также отметить дорогу Астрахань - Кизляр, роль которой неуклонно возрастает. Наиболее разветвленную сеть железнодорожных линий имеет северо-западная часть дороги (в Ростовской обл. и Краснодарском крае). Она обслуживает восточное крыло Донбасса с развитой угольной промышленностью, химией и машиностроением, а также обеспечивает взаимодействие с морским и речным транспортом. Она имеет выходы к портам Новороссийск, Туапсе, Ростов-на-Дону, Ейск, Темрюк, Азов, Таганрог и Усть-Донецк. В Керченском проливе действует морская железнодорожная паромная переправа Крым-Кавказ. На дороге имеется ряд ответвлений и разветвляющих линий для обслуживания хозяйства различных районов региона и обеспечения пассажирских перевозок (Кавказская – Ставрополь – Светлоград – Дивная - Элиста, Георгиевск - Буденовск, Благодарное - Светлоград, Мин. воды – Кисловодск, Прохладная Владикавказ и др.). Большой поток грузов идёт по северной части дороги Лихая – Морозовская – Волгоград, которая также связана с участком Морозовская – Усть-Донецк – Волгодонск – Куберле. Важнейшими грузообразующими пунктами на дороге являются: углепогрузочные станции Зверево, Горная, Несветай, Юбилейная; станции налива нефтегрузов Грозный, Краснодар, Новороссийск, Тихорецкая, Махачкала, Туапсе; зерноперегрузочный Ростов-на-Дону, Расшеватка, Сальск, Ставрополь; станции погрузки минеральный стройматериалов Гирей, Беслан, Краснодар, Тимашевская, Каменоломни, а также речные и морские порты. Наиболее крупными железнодорожными узлами на дороге являются Ростов-на-Дону (Батайск), Тихорецкая, Кавказская, Армавир, Краснодар. Северо-кавказская дорога широко взаимодействует с другими видами транспорта, особенно с речным и морским, здесь протекает судоходная река Дон с притоками, проложен Волго-Донской канал. В портах перевалки Усть-Донецк, Волгодонск, Ростов-на-Дону, Махачкала, Дербент, Таганрог и Ейск осуществляется перегрузка лесных грузов, строительных материалов, угля и других грузов с воды на железную дорогу и обратно. С Краснодарского и Туапсинского нефтеперерабатывающих заводов светлые нефтепродукты перевозят в основном по железной дороге, в том числе и на перевалку в смешанном железнодорожно-водном сообщении. Часть светлых нефтепродуктов с промышленных заводов идёт по старейшему продуктопроводу Грозный - Трудовая (В Донбассе), для последующего налива в железнодорожные цистерны и следования по железным дорогам в другие районы страны. Большое количество газа подается в Центральный, Центрально-Чернозёмный районы страны, а также в Донбасс и Закавказье по газопроводам. Вывоз из Северного Кавказа преобладает над ввозом. Вывозятся уголь, нефть, газ, хлеб, строительные материалы, овощи, фрукты, консервы, вино, продукция машиностроения. Ввозят на Северный Кавказ лес и пиломатериалы, прокат черных металлов, машины и оборудование, автомобили, тракторы, калийные и фосфорные удобрения, продукцию легкой промышленности.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.