Глава 2. Построение системы психологической помощи как важнейший элемент психологического сопровождения спортивной карьеры. Дифференциация знаний в области психологического обеспечения спортивной деятельности достигла уже той меры, когда необходимо сделать интегрирующий шаг. Таким шагом может быть построение системы психологического сопровождения спортивной карьеры в целом с учётом всех возрастных особенностей, начиная с дошкольного возраста. Психологическое сопровождение спортивной карьеры – это система общих и частных технологий психологической помощи спортсмену, а также особенностей их применения на каждом из этапов спортивной карьеры, начиная от начала спортивной специализации и заканчивая уходом из спорта и переходом к другой карьере. Построение такой системы, должно учитывать, с одной стороны, психологические закономерности спортивной карьеры, а с другой - весь опыт практической психолого-педагогической работы со спортсменами, наработанные здесь приемы и технологии. Психологические закономерности начала спорной карьеры должны стать отправной точкой в постановке целей и конкретизации задач психологического сопровождения спортивной карьеры, в определении основных направлений психологической помощи спортсмену. Анализ же различных технологий психологической помощи необходим для выбора адекватных средств реализации поставленных целей и задач. Психологические модели спортивной карьеры (синтетическая, аналитическая и структурная), служили теоретической основой для эмпирических исследований СК и дали нам синтетическое, аналитическое и структурное описания последней. В каждом из них раскрывается ряд психологических закономерностей спортивной карьеры. Так, синтетическое описание позволило выяснить факторы удовлетворённости - неудовлетворенности спортивной карьерой; аналитическое - описать предсказуемые кризисы СК и те проблемы, которые спортсмену необходимо решить в каждом из них для успешного продолжения карьеры в целом; структурное описание - уточнить психологические детерминанты спортивных результатов и основные направления психического развития спортсмена. Отталкиваясь от этих закономерностей, можно сформулировать следующие цели психологического сопровождения СК: · помочь спортсмену в самореализации, т.е. достижении максимальных для него спортивных результатов при оптимальной "цене" СК; · помочь спортсмену успешно преодолевать кризисы СК, используя их на благо собственного развития в спорте; · помочь спортсмену найти оптимальные взаимосвязи спорта и других сфер жизни, максимально использовать СК и ее эффекты для успешной жизненной карьеры в целом. Для каждого этапа СК эти общие цели должны быть конкретизированы в виде комплекса задач, отражающих специфику его содержания. Психологические описания СК позволяют также выделить следующие основные направления психологической помощи спортсмену: а) в тренировочном процессе; б) в соревнованиях; в) в решении различных проблем спортивной карьеры; г) в решении важных жизненных проблем. В рассмотренных выше системах психологического обеспечения спорта обычно реализуются первые два направления, иногда - третье и крайне редко - четвертое. Это и понятно, потому что традиционно имеется в виду лишь какой-либо из этапов СК (чаще спорт высших достижений), а спортивная деятельность рассматривается сама по себе, вне связи с жизненной карьерой в целом. Существует ли потребность в создании системы психологической помощи спортсмену на протяжении всей СК? Первым выступлением в соревнованиях были разочарованы около одной трети юных спортсменов, а каждый пятый приобрел психологический барьер страха соревнований (и это из тех, чья СК после этого продолжалась еще в среднем 10 и более лет). На этапе углубленной тренировки в избранном виде спорта 70% опрошенных отметили отсутствие стабильности в соревнованиях. При переходе в спорт высших достижений каждый четвертый спортсмен сменил тренера (одна из основных причин - конфликты, отсутствие взаимопонимания). Несмотря на то, что 81% опрошенных высоко оценивали свои шансы достичь отличных результатов в спорте, реально лишь 35% удовлетворены своей спортивной карьерой. Более половины спортсменов считают, что ушли из спорта "немного рано" или "слишком рано" и только 4% - "немного поздно" или "слишком поздно". По значимости среди причин ухода из спорта на первом месте - отсутствие перспектив в спорте, на третьем психическая усталость, на четвертом отношения с тренером (физическая усталость и возраст - лишь на 8-9-м соответственно). И цифры, и конкретные судьбы спортсменов убеждают, что спорт нуждается в организации психологической службы на всех его уровнях. Кто же оказывает психологическую помощь спортсмену? Прежде всего, это тренер, психолог (если он есть), партнеры, друзья, члены семьи. Р.М. Загайнов отмечает наличие у спортсменов высокого класса "групп психологической поддержки" - довольно узкого круга близких людей, которым спортсмен доверяет и с которыми советуется, принимая решения в спорте и жизни. Однако, очевидно, что спортсмен и сам может оказывать психологическую помощь - и себе (самопомощь), и другим людям (тренеру, партнерам и т.д.). Но этому нужно научиться. И обучают спортсмена здесь, в первую очередь, тренер и психолог. С этой точки зрения, психологическое сопровождение СК можно представить как деятельность тренера и психолога по оказанию психологической помощи спортсмену и обучению его самопомощи и помощи окружающим - Выше были сформулированы цели этой деятельности и ее основные направления. Теперь необходимо решить вопрос о средствах достижения целей. В понятие "средства деятельности" включаются ее способы и условия. Словами психологического сопровождения спортивной карьеры будут различные виды психологической помощи понимаемой и как помощь в преодолении конкретных трудностей, и более широко - как помощь спортсмену в развитии, "построении" успешной спортивной и жизненной карьеры. При таком понимании психологической помощи ее основными видами будут: · обучение - помощь спортсмену в овладении знаниями, умениями навыками, · воспитание - помощь спортсмену в формировании личности и индивидуальности; · психодиагностика – помощь спортсмену в самопознании и индивидуализации всей спортивной подготовки на основе изучения его психологических особенностей и процесса развития; · психопрофилактика - помощь в предупреждении возникновения развития деструктивных психических явлений (психического пресыщения психологических барьеров, хронического психического перенапряжения, мотивации избежания неудачи, нежелательной деавтоматизации двигательных навыков, конфликтов и т.п.), прямо или косвенно "разрушают спортивную деятельность или даже карьеру в целом; · психокоррекция - помощь в исправлении, снятии, перевоспитании уже возникших негативных психических явлений; · психологическое просвещение - помощь спортсмену в овладении психологическими знаниями, необходимыми для самосовершенствования в спорте и жизни; · психологическое консультирование - помощь спортсмену в анализе решения; · психологические тренинги - специально разработанные комплексы психотехнических упражнений и игр, помогающие спортсмену в развитии необходимых психологических качеств и умений; · психологическая подготовка - использование всех видов психологической помощи для обеспечения психической готовности спортсмена к тренировочному процессу, соревнованиям, решению различных проблем в спорте и жизни. Несмотря на то, что все эти виды психологической помощи тесно взаимосвязаны, каждый из них имеет свою специфику, свои общие и частные технологии, знание которых существенно повышает психологическую компетентность педагога. Однако их эффективное практическое применение требует учета как минимум следующих условий: вида спорта; особенностей спортивной группы; возраста, пола, индивидуально-психологических особенностей спортсменов; этапа спортивной карьеры. На каждом из этапов СК в соответствии с его задачами будет обнаруживаться определенная специфика как в использовании отдельных видов психологической помощи, так и в их сочетании. В чем проявятся общие эффекты системы психологического сопровождения СК? Их можно ожидать как на уровне динамики спортивных результатов (т.е. результатов спортивной деятельности в узком смысле), так и на уровне общего развития спортсменов (т.е. результатов спортивной деятельности в широком смысле). Общую модель системы психологического сопровождения спортивной карьеры наиболее интересно, на наш взгляд, представлена у крупного специалиста в этой области Н.Б. Стамбуловой (рис. №1). ЦЕЛИ · Помочь спортсменам в самореализации, т.е. достижении максимальных для него спортивных результатов при оптимальной «цене» карьеры; · Помочь спортсмену успешно преодолевать кризисы СК, используя их на благо развития в спорте; · Помочь спортсмену найти оптимальные взаимосвязи спорта и других сфер жизни, максимально использовать СК и её эффекты для жизненной карьеры в целом | v Помочь спортсмену Специфические задачи на каждом из этапов СК | ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ · В тренировочном процессе; · В соревнованиях; · В решении проблем СК в целом; · В решении жизненных проблем. | v Специфические особенности реализации на каждом из этапов СК. | СПОСОБЫ · Обучение · Воспитание · Психодиагностика · Психопрофилактика · Психокоррекция · Психологическое просвещение · Психологическое консультирование · Психологический тренинг · Психологическая подготовка | | УСЛОВИЯ · Учёт вида спорта · Учёт особенностей спортивной группы · Учёт возраста, пола и индивидуальных психологических особенностей спортсмена · Учёт этапа СК | ЭФФЕКТЫ · На уровне динамики спортивных результатов · На уровне общего развития спортсмена | v Промежуточные эффекты на каждом из этапов СК | Рис. №1. Общая модель системы психологического сопровождения спортивной карьеры Н.Б. Стамбуловой. На основании этой общей модели могут быть построены не только частные модели, например, модели психологического сопровождения СК в различных видах спорта, но и парциальные модели психологического сопровождения конкретных этапов СК. В принципе, можно создавать и индивидуальные модели. Использование синергетического подхода в организации психологической помощи спортсменам позволит более грамотно организовать спортивным психологам и педагогам свою профессиональную деятельность, обеспечить высокий уровень самореализации юных спортсменов. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В результате деятельности связанной с подготовкой и написанием курсовой работы нам удалось достигнуть поставленной цели. Осуществлён не только обзор и всесторонний анализ опыта психолого-педагогического сопровождения и особенностей селекционного отбора по видам спорта старших дошкольников в ДОУ, но и следуя логике работы, рассмотрено психолого-педагогическое сопровождение карьеры юного спортсмена в целом, с учётом философско-педагогических идей гуманизации, общенаучных и психолого-педагогических приёмов, основ психологического моделирования, положений системного и аксиологического подходов. В ходе достижения поставленной цели мы ознакомились с опытом спортивной селекции и психолого-педагогического сопровождения отображенным в трудах современных учёных, изучили современные представления о психолого-педагогическом сопровождении в ДОУ спортивной деятельности, рассмотрели особенности построения системы психолого-педагогической помощи юным спортсменам. Мы успешно подтвердили гипотезу, согласно которой психолого-педагогическое сопровождение и селекционный отбор по видам спорта является важным условием качественного профессионального становления спортсмена. Это доказывается не только трудами множества современных учёных, но и многолетним опытом работы психологов и педагогов, начиная с защиты диссертации Авксентием Цезаревичем Пуни и заканчивая нынешним временем. Мы присоединяемся к их точке зрения, согласно которой спортивная карьера юного спортсмена немыслима без грамотного психолого-педагогического сопровождения. ЛИТЕРАТУРА 1. Богданова Д.Я., Бранц Е.М. Занимательная психология спорта. – Т.2. – СПб, 1994. 2. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. - М.,1986. 3. Горская Г.Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсмена. – Краснодар, 1995. 4. Гусинский Э.Н. Образование личности. – М.: Интерпракс, 1994. 5. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – М.: Лантерна, Вита,1995. 6. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. – М.,1987. 7. Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методики психодиагностики в спорте. – 2-е изд. – М.: Просвещение 1990. 8. Марищук В.Л., Серова Л.К., Информационные аспекты управления спортсменом. – М.: ФиС,1983. 9. Матвеев Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. - Киев: Олимпийская литература, 1999 10. Пуни А.Ц. Проблема личности в психологии спорта. – М.,1980. 11. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. Для техн. Физ. Культ. / Под ред. А. А. Гужаловского. - М.: Физкультура и спорт, 1986. 12. Стамбулова Н.Б. Психология спортивной карьеры. – СПб.: Издательство «Центр карьеры», 1999. 13. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. 14. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта. – М.,1987. 15. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотехнические игры в спорте. – М., 1985. |