МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Глава 1.Гендерная идентификация подростков в психологии





 

1.1. Понятие гендерной идентификации. Понятие мужской и женской идентичности.

Гендер в переводе с английского языка обозначает род (мужской, женский, средний). В американском словаре можно обнаружить ещё одно значение, где термин «гендер» понимается как представление отношений, показывающее принадлежность к классу, группе, категории (что соответствует одному из значений слова «род» в русском языке). Другими словами, гендер конструирует отношения принадлежности между одним объектом и другими ранее уже обозначенными (классом, группой), он приписывает или закрепляет за каким-либо объектом или индивидом позицию внутри класса, а следовательно, позицию относительно других, уже составленных классов. Гендер – социальное отношение; (не биологический пол), или представление (репрезентация) каждой индивидуальности в терминах специфических социальных отношений.

Гендер – есть социокультурный конструкт пола, представляющий собой комплекс заданных признаков и характеристик мужского и женского поведения, стиля жизни, образа мыслей, норм, предпочтений и т.д. В отличие от биологического пола, представляющего собой набор генетически заданных анатомо-физиологических признаков человека, гендер строится в конкретном социокультурном контексте в определённый исторический период и, следовательно, различен во времени и пространстве. Гендер – продукт социализации, в то время как пол – результат эволюции.

Согласно словарю иностранных слов, «идентификация» (от лат. identificare – отожествлять) – есть отожествление; установление совпадения чего-либо с чем-либо, а идентичный (от лат. identicus) – значит тождественный, одинаковый. [1]

 

Гендерную идентификацию личности мы рассматриваем через концепцию Веры Семёновны Мухиной о развитии структуры самосознания. Автор концепции понимает самосознание как универсальную, исторически сложившуюся и социально обусловленную, психологически значимую структуру, присущую каждому социализированному индивиду, состоящую из звеньев, которые составляют содержание ключевых переживаний личности и выступают внутренними факторами рефлексии, ее отношения к самой себе и окружающему миру. Согласно этой концепции, самосознание человека как личности содержит пять звеньев: 1 - идентификация с именем и заменяющем его местоимением «Я», индивидуальная духовная сущность человека; 2 - притязание на признание; 3 - половая идентификация; 4 - психологическое время личности (прошлое, настоящее, будущее); 5 - социальное пространство личности (права и обязанности).

Особое внимание нужно уделить о положении В.С. Мухиной о роли специфических знаковых систем, посредством которых происходит развитие каждого звена самосознания личности. Процесс половой идентификации, таким образом, протекает на основе присвоения знаков, представляющих дифференциацию пространства мужского и женского пола. Половая идентификация осуществляется через механизм «идентификации - обособления», позволяющий подростку через подражание ролевым образцам поведения и через знаковые системы, презентирующие полоролевые эталоны, формировать свою половую идентичность.

Гендерная идентичность – это аспект самосознания, описывающий переживание человеком себя как представителя определенного пола (И.С. Клёцина). Гендерная идентичность - осознание личностью своей связи с культурными определениями мужественности и женственности (О.А. Воронина); принадлежности к той или иной социальной группе на основе полового признака (Е.Ю. Терешенкова, Н.К. Радина). Иногда в понятие гендерной идентичности включают аспект, связанный с психосексуальным развитием и формированием сексуальных предпочтений (Дж. Гангнон, Б. Хендерсон). [2]



Следует особо подчеркнуть ошибочность сведения гендерной идентичности к половой, заключающейся в успешном вхождении индивида в роль мужчины или женщины. Такая идентичность как бы вторична по отношению к возрастной. Гендерная идентичность есть не что иное, как соотнесение своего поведения с нормами поведения, принятыми данной возрастной группой. Причем эти нормы и стереотипы относительно независимы от половой принадлежности индивидов, ибо являются, в значительной мере, общими как для мужчин, так и для женщин. Другое дело, что гендерная идентичность имеет два способа бытия – маскулинный и феминный. Иначе говоря, гендерная идентичность маскулинно и феминно ориентирована, т.е. имеет два специфических атрибута существования, которые взаимно дополняют друг друга. Содержание же самой гендерной идентичности в главном и существенном относительно автономно к мужским и женским императивам, представляя собой единый топос возрастного сознания и поведения. [3]

В основе формирования гендерной идентичности лежит биологически заданный пол, но формирование психологического пола является результатом воздействия на личность социальных условий и культурных традиций общества. Гендерная идентичность – это фенотип, сплав врожденного и приобретенного. Понятие «пол» включает в себя черты, непосредственно обусловленные биологическим полом, тогда как гендер подразумевает аспекты мужского и женского. Мальчики и девочки растут в мире, где очень важны категории «мужское» и «женское». Из всей окружающей информации мальчики выбирают то, что относится к «мужскому», а девочки – к «женскому», то есть используют гендерные схемы.

Мужская идентичность - категоризация себя как представителя мужской социальной группы и воспроизведение гендерно обусловленных ролей, диспозиций, самопрезентаций. Признание и использование категоризации себя по признаку пола зависит не столько от индивидуального выбора, сколько биологически обусловлено и социально принудительно (Уэст, Зиммерман).

В основе становления мужской идентичности лежит "идеология мужественности" (Плек), которая является составной частью традиционной патриархатной культуры. Структура ролевых норм "идеологии мужественности" определяется нормой статуса, нормой твердости (физической, умственной и эмоциональной), нормой антиженственности. Центральной характеристикой мужской идентичности является потребность доминирования, неразрывно связанная с мужской гендерной ролью.

Согласно теории мужской полоролевой идентичности (Плек), психологическое здоровье мужчин непосредственно связано с "правильной" в контексте традиционной патриархатной культуры мужской идентичностью. Исследования последних лет убедительно показывают, что помимо позитивных аспектов мужественности, традиционная мужская гендерная роль является причиной тревоги и напряжения, поскольку некоторые ее аспекты дисфункциональны и противоречивы. Предложенная О'Нилом модель гендерно-ролевого конфликта включает шесть паттернов (ограничение эмоциональности, гомофобия, потребность контролировать людей и ситуации, ограничения в проявлении сексуальности и привязанности, навязчивое стремление к соревнованию и успеху, проблемы с физическим здоровьем из-за неправильного образа жизни) (Берн).

Существенное влияние на ослабление жестких границ традиционной маскулинности и возможность более свободного развития мужской идентичности оказало развитие феминизма и как общественного движения, и как новой методологической парадигмы в социальных науках.

Женская идентичность - категоризация себя как представительницы женской социальной группы и воспроизведение гендерно обусловленных ролей, диспозиций, самопрезентаций. Признание и использование категоризации себя по признаку пола зависит не столько от индивидуального выбора, сколько биологически обусловлено и социально принудительно (Уэст, Зиммерман).

Конструирование женской идентичности непосредственно связывают со специфичным для женщины "женским опытом". Он начинает создаваться благодаря особенностям социализации девочек с младенческого возраста, т. к. родители создают гендерно-нормированный образ новорожденного ребенка (бантики, длинные волосы, нарядные платья и т. п.), а также поощряют гендерно-нормированное поведение (нерешительность, эмпатийность, пассивность и т. п.). В дальнейшем "быть девочкой" "помогают" институты социализации, важнейшими агентами которых являются ровесники, а также СМИ, наиболее жестко отстаивающие гендерные ролевые стереотипы (Алешина, Волович; Клецина).

Особая роль в конструировании женской идентичности отводится периоду полового созревания и менархе (первая менструация, главный признак полового созревания женского организма). Нормативное и информационное давление относительно гендерных норм к данному периоду настолько велико, что большинство девочек, обладающих "отклоняющимися признаками", корректируют свои личностные особенности в сторону "традиционной женской роли" (Берн). Следующие важнейшие шаги на пути создания женской идентичности во многом описываются через телесный опыт - это развитие сексуальности, беременность и рождение детей. Скудость сведений о женских инициациях М. Мид объясняет восприятием "женского" в культуре как феномена скорее биологического, нежели социального, а также связывает с социальной зависимостью женщин (Кон).

 

Женская идентичность имеет историю анализа и исследований, уходящую своими корнями в ортодоксальный психоанализ. С точки зрения этого направления, мужская и женская модели диаметрально противоположны по своим качествам и для женской модели характерна пассивность, нерешительность, зависимое поведение, конформность, отсутствие логического мышления и стремления к достижениям, а также большая эмоциональность и социальная уравновешенность. Сохраняя неизменными базисные психоаналитические парадигмы, К. Хорни стремилась расширить представления о женщине. Она была одной из первых, кто стал искать "позитивное" описание психологии женщины. Однако наиболее существенное влияние на изучение и развитие позитивной женской идентичности оказали теоретики феминизма Дж. Батлер, Дж. Митчелл, Ж. Роуз и другие (Жеребкина).

В современном обществе женская идентичность сопряжена с понятиями "двойная занятость", "экономическая зависимость", "ролевой конфликт работающей женщины" и т. д. Несмотря на то, что даже в больших промышленных городах в настоящее время по-прежнему доминирует традиционно-патриархатный идеал женщины (Нечаева), и следовательно, возможности для более свободного развития позитивной женской идентичности ограничены, - опросы общественного мнения показывают, что ситуация в России очень медленно, но изменяется в направлении гендерного равенства: экономическая самостоятельность женщины, как и прежде, подвергается сомнению, однако для нее считается возможным самостоятельно выбирать партнера по паре, образ жизни, одежду и т. п. (Дубов).

Важную роль при построении своего «Я» как принадлежность к своему определенному полу, играет образ близкого взрослого уже на ранних стадиях онтогенеза [4].

Гендерная идентификация подростка – это сложный процесс отождествления себя с определённой группой людей, объединенных по принципу гендерной общности; это особый механизм распознавания представителей разных гендерных групп. В результате подросток формирует собственную гендерную идентичность.

 

Подросток, выстраивая собственную картину мира, свой новый образ–Я, не ограничивается пассивным усвоением гендерных норм и ролей, а стремится самостоятельно и активно осмысливать и формировать свою гендерную идентичность (И. Гофман, Е.А. Здравомыслова, К. Зиммерман, А.В. Кирилина, Дж. Лорбер, А.А. Темкина, Д. Уэст, С. Фаррел).

Половая идентичность очень актуальна в подростковом возрасте, так как усложняются критерии «маскулинности – фемининности», в которых все большую роль приобретают собственно сексуальные моменты (появление вторичных половых признаков, сексуальных интересов и т.д.). Соответствие идеализированному стереотипу «маскулинности – фемининности» служит главным критерием, по которому подросток оценивает свое тело и внешность.

Из теории С. Бэм о «гендерной схеме» следует, что это когнитивная структура, сеть ассоциаций, которая организует восприятие индивида и руководит им. Дети кодируют и организуют информацию, в том числе и информацию о себе, по дихотомической схеме «маскулинность-фемининность». Сюда включаются данные об анатомии мужчин и женщин, их участии в рождении детей, их профессиях и разделении занятий, их личностных характеристиках и поведении. Эта дихотомия «мужское – женское» – самая важная из всех классификаций людей, которые существуют в человеческом обществе. Гендерная идентификация должна осуществятся по гендерной схеме, так как ребенок будет жить в обществе, которое организованно по принципу гендерной дихотомии

Дихотомия гендера – это представление о том, что существуют всего два и четко однозначно определяемый пол/гендер. [3]

Гендерный тип - степень выраженности психологических качеств и характеристик, присущих мужскому и женскому полу. В связи с этим понятием мужского (маскулинности) и женского (феминности) употребляются, как правило, в двух смыслах:

- как система стереотипов, закрепленных в культуре представлений о мужчинах и женщинах;

- как характеристика личности, которая показывает, в какой степени человек соответствует представлениям о том, какими должны быть мужчина и женщина.

Содержание данных понятий отражает целый комплекс социально-психологических качеств личности, по которым различаются мужчины и женщины.

Дифференциация симптомокомплекса маскулинности/феминности может происходить как на эмоциональном, так и на когнитивном уровне. При этом процессы могут протекать гетерохронно и независимо. В.Е. Каган считает, что для современной культуры типично сочетание маскулинной когнитивной ориентации с эмоциональным предпочтением женского пола. На индивидуальном уровне это приводит к эмоционально-когнитивному диссонансу, разрешение которого способствует формированию ребенка, как представителя соответствующего пола [6]. Особенно это ярко проявляется на наиболее значимых для становления гендерной идентичности возрастных этапах, а именно в дошкольном и подростковом возрастах.

Пути разрешения этого диссонанса у мальчиков и девочек демонстративно различны.

У девочек когнитивная ориентация на мужской пол, выявляемая на 4-ом году жизни, уравновешивается эмоциональной ориентацией на женский пол, которая с возрастом становится сильнее.

У мальчиков, в этом же возрасте, когнитивная ориентация на мужской пол сочетается с отсутствием эмоциональной дифференциации мальчиков и девочек. Такая дифференциация формируется у мальчиков только к 6 годам, после того как в 5 лет происходит эмоциональная негативизация образа «Я».

Подверждением этому может служить то, что более двух третей четерлетних мальчиков, отвечая на вопрос о различиях мальчиков и девочек, вообще не используют слова «девочки» и «мальчики». К шести годам такие ответы характерны только для пятой части. В 4 года мальчики практически не начинают свои высказывания со слов «Девочки…», а для трети шестилетних мальчиков это наиболее характерный ответ (известно, что в начале высказывания представлена наиболее эмоционально значимая информация) увеличивается количество мальчиков, демонстрирующих приверженность к своему полу.

Аналогичная картина характерна и для девочек, у них с возрастом постепенно уменьшается количество ответов, в которых не используются гендерные наименования. (см. Таблица № 1)

 

Таблица 1. Распределение ответов на вопрос «Как ты думаешь, чем отличаются мальчики и девочки?» в зависимости от начала высказывания (в % с учетом пола и возраста)

 

 

Возраст 4 года 5 лет 6 лет
Высказывание начинается дев. мал. дев. мал. дев. мал.
с указания своего пола 27% 22% 25% 38% 50% 44%
с указания другого пола 18% 0% 25% 8% 30% 32%
нет указания на пол 55% 78% 33% 38% 20% 20%
не дали ответа 12% 16% 4%

 

При этом необходимо отметить, что сходные эмоциональные установки в восприятии пола («девочки лучше мальчиков») имеют разное значение для личностного развития мальчиков и девочек: для мальчиков – «мальчики хуже девочек, и я плохой» для девочек – «девочки лучше мальчиков, и я хорошая». [3]

Гендерные различия в структуре эмоционального и когнитивного компонента гендерной идентичности сохраняются и в дальнейшем.

В исследованиях И.В. Романова было установлено, что в возрасте 11-14 лет по структуре одного компонемента нельзя сделать вывод о структуре другого. В рамках эмоционального компонемента у большинства подростков значимые другие разделяются на две группы, прежде всего, по признаку пола (возраст при этом роли не играет). Когнитивный же компонемент гендерной идентичости позволяет дифференцировать значимых других не только по признаку пола, но и по признаку возраста.

У мальчиков в рамках эмоционального компонемента идентификация с образами свеого пола возникает только при сближении образов девочек и женщин, то есть «мальчик начинает чувствовать свою мужественность тогда, когда он чувствует в окружающих его девочках и женщинах.

У девочек аналогичной взаимосвязи установлено не было, то есть женственность девочки является более независимым образованием.

В рамках когнитивный сферы было выявлено, что содержание взрослости у мальчиков связано с идентификацией с половозрастным эталоном взрослого мужчины, а у девочек – с присоединением к миру взрослых в целом .

А. С. Кочарян считает, что в период половой (гендерной) сегрегации (11-12 лет) у девочек начинается подготовка к расщеплению образов маскулинности/феминности, источником которого является стремление нравиться мальчикам, приводящее к подавлению маскулинных форм поведения. В 15-16 лет данный процесс завершается – маскулинность/феминность становятся независимыми переменами [7].

 

Вывод: Существуют множество подходов о развитии гендерной идентичности у подростков, множество понятий (с разных точек зрения) о мужской и женской идентичности, но, не смотря на все это, проблема остается все одной и той же: ребенок осознает свой пол, однако не имеет понятия о том, как себя вести в окружающей его среде. Ведь основным источником для своего поведения в окружающей среде, ребенок воспринимает идеальный образ матери либо отца. Но следует учитывать также, что ребенок может скопировать то или иное поведение находясь у родственников, у друзей, а также непосредственное влияние производит активно интернет и СМИ.

То есть основа закладывается, еще в семье. Если семья является идеальным источником для подражания, то и ребенок вырастет в какой-то степени нормальным и адекватным человеком. Если же в семье наблюдаются такие феномены как «ребенок по желанию», «нежелательный ребенок», либо просто ребенок вырос в неполной или же в неблагополучной семье.

«Ребенок по желанию» - стереотипность поведения и ожидания пополнения в семье у отцов, характеризуется тем, что отцы ждут мальчиков, дабы сходить с ним на рыбалку, на охоту. Но чаще всего бывает, что вместо мальчика рождается девочка. Отец позже, когда свыкся с этой мыслью, он пытается привить у девочек мужское поведение, и это в какой-то степени в этом преуспевают. Все было бы замечательно, если не одно но – в дальнейшем может произойти доминирование мускулинных над феминными чертами.

«Нежелательный ребенок» чаще всего бывает в неблагополучных семьях, отчего ребенок либо заброшен, либо его воспитывают в условиях гестапо, отчего у ребенка может сформироваться неправильная модель поведния.

И опять-таки мы приходим с вами к тому, что семья – базис для основания мужской и женской идентичности и как она будет развиваться будет зависеть от нас.

 

1.2. Проблемы гендерной социализации в современных социально-психологических исследованиях.

 

Теоритическая и эмпирическая разработка проблемы идентичности началась сравнительно недавно, в 60-е годы нашего столетия, хотя само понятие идентичности довольно длительную историю и использовалось многими теориями. Во-первых, близким по смыслу к нему было понятие «базовая личность», введенное А.Кардинером (1963) и определяемое культурантропологическими теориями как манера вести себя, вступать во взаимодействие с другими людьми. Во-вторых, понятие идентичности широко использовали раздичные ролевые теории личности, в рамках которых она понималась как структурная совокупность различных ролей, интериоризируемых в процессе социального обучения. В-третьих, введение в научный обиход данного понятия подготавливалось также целым рядом эмпирических социально-психологических исследований, основным предметом которых было изучение взаимовлияния личности и группы.

Начиная с 70-х годов нашего столетия понятие идентичности становится столь популярным в психологии, дополняя, уточняя, а нередко и заменяя собой более традиционное понятие «Я-концепции, образа «Я», самости и так далее. [4]

Впервые детально понятие идентичности было представлено в известной работе Э.Эриксона «Детство и общество», а уже к началу 70-х крупнейший представитель культурантропологической школы К. Леви-Стросс (1985) утверждал, что кризис идентичности станет новой бедой века и прогнозировал изменение статуса данной проблемы из социально-филосовского и психологического в междисциплинарный. Число работ, посвященных проблематике идентичности, неуклонно росло, и в 1980 году состоялся мировой конгресс, на котором было представлено около двухсот междисциплинарных исследований персональной и социальной идентичности.

Наибольшая заслуга в разработке данного понятия с точки зрения его структурно-динамических характеристик по праву принадлежит Э.Эриксону, все дальнейшие исследования данной проблематики так или иначе соотносились с его концепцией.

Эриксон понимал идентичность в целом как процесс «организации жизненного опыта в индивидуальное Я» (Эриксон Э., 1996 – С.8), что естественно предполагало его динамику на протяжении всей жизни человека. Основной функцией данной личностной структуры является адаптация в самом широком смысле этого слова: согласно Эриксону, процесс становления и развития идентичности «оберегает целостность и идивиндуальность опыта человека….дает ему возможность предвидеть внутренние, так и внешние опасности и соразмерять свои способности с социальными возможностями, предоставляемыми обществом» (Эриксон Э., 1996 – С.8) [3]

Понятие идентичности соотносимо для Эриксона прежде всего с понятием постоянного, непрекращающегося развития «Я».

Эриксон задает идентичность как сложное личностное образование, имеющее многоуровневую структуру. Это связано с тремя основными анализа человеческой природы: индивидным, личностным и социальным.

Так, на первом, индивидном, уровне анализа идентичность опредялется им как результат осознания человеком собственной протяженности. Это есть представление о себе как о некоторой относительно неизменной данности, человек того или иного физического облика, темперамента, задатков, имеющем принадлежащее ему прошлое и устремленного в будущее. Со второй, личностной, точки зрения идентичность определяется как ощущение человеком собственной неповторимости, уникальности своего жизненного опыта, задающее некоторую тождественность самому себе. Эриксон определяет эту структуру идентичности как результат скрытой работы Эго-синтеза, как форму интеграции «Я», которое всегда есть нечто большее, чем простая сумма детских идентификаций.

Данный элемент идентичности есть «осознанный личность опыт собственной способности интегрировать все идентификации с влечениями libido, с умственными способностями, приобретенными в деятельности, и с благоприятными возможностями, предлагаемыми социальными ролями» (Э.Эриксон, 1996. – С.31).

Наконец, в-третьих, идентичность определяется Эриксоном как тот личностный конструкт, который отражает внутреннюю солидарность человека с социальными, групповыми идеалами и стандартами и тем самым помогает процессу «Я»-категоризации: это те наши характеристики, благодаря которым мы делим мир на похожих и не похожих на себя. Последней структуре Эриксон дал название социальной идентичности.

Американский исследователь Марсиа (1960) выделяет в подростковом возрасте, во-первых, «реализованную идентичность», характеризующуюся тем, что подросток перешел критический период, отошел от родительских установок и оценивает свои будущие выборы и решения, исходя из собственных представлений. Он эмоционально включен в процессы профессионального, идеалогического и сексуального самоопределения, которые Марсиа считает основными «линиями» формирования идентичности.

Во-вторых, на основании ряда эмпирических исследований Марсиа выделил, что в подростковый возраст наиболее критический период в формировании подростковой идентичности. Основным его содержанием является активная конфронтация взрослеющего человека с предлагаемым ему обществом спектром возможностей. Требования к жизни у такого подростка смутны и противоречивы, его, как говориться, бросает из крайности в крайность, и это характерно не только для его социального поведения, но и для его «Я» представлений.

В качестве третьего вида подростковой идентичности Марсиа выделяет «диффузию», характеризующуюся практическим отсутствием у подростка предпочтения каких-либо половых, идеологических и профессиональных моделей поведения. Проблемы выбора его еще не волнуют, он еще не осознал себя в качестве автора собственной судьбы.

Наконец, в-четвертых, Марсиа описывает такой вариант подростковой идентичности как «предрешение». В этом случае подросток хотя и ориентирован на выбор в указанных трех сферах социального взаимоопределения, однако руководствуется в нем исключительно родительскими установками, становясь тем, кем хотят видеть его окружающие.

Иногда за те или иные структурные единицы идентичности принимаются различные «Я»-представления, выделяемые по самым разным основаниям. Характерной иллюстрацией могут служить работы известного исследователей особенностей «Я»-концепции подростка Г.Родригеса-Томэ (1980). Так, он выделяет в структуре подростковой идентичности три основных дихотомически организованных измерения. Это, во-первых, определение себя через «состояние» или через «активность»: « Я такой-то или принадлежу к такой-то группе» противопостовляется при этом позиции «Я люблю делать то-то». Во-вторых, в «Я»-характеристиках, отражающих подростковую идентичность, выделяется «официальный социальный статус – личностные черты». Третье измерение идентичности отражает представленность в «Я»-концепции того или иного полюса дихотомии «социально одобряемые» и «социально неодобряемые» «Я»-характеристики.

Эриксон отмечает, что на каждой стадии развития у ребенка должно быть чувство, что его личная, персональная идентичность, отражающая индивидуальный путь в обобщении жизненного опыта, имеет и социальное значение, значима для данной культуры, является достаточно эффективным вариантом и групповой идентичности. Таким образом, для Эриксона персональная и социальная идентичность выступают как некоторое единство, как две неразрывные грани одного процесса – процесса психосоциального развития ребенка. К сожалению, эта мысль практически не получила своего эмпирического воплощения в дальнейших исследованиях идентичности. [3]

Гендерная социализация - это процесс усвоения личностью социальной роли, определенной для нее обществом от рождения, в зависимости от того, мужчиной или женщиной она родилась. Гендерная идентичность – осознание себя связанным с культурными определениями мужественности и женственности. Гендерная идентичность связана с нашим представлением о своем поле - чувствуем ли мы себя в действительности мужчиной или женщиной».

 

Поскольку весь процесс гендерной социализации детей направлен на формирование гетеросексуальности, которая считается необходимым аспектом гендерной идентичности, обычные мальчики и девочки не задумываются о своей сексуальной идентичности, они принимают, усваивают ее в готовом виде, как нечто само собой разумеющееся, данное природой.

Рассмотрим статью, раскрывающую суть исследований гендерных установок детей от 3 до 7 лет. В.Е. Каган «Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет».

В статье были обследованы две группы детей, посещающих детский сад. Обследование проводилось индивидуально. После установления контакта с каждым ребенком проводилось интервью.

Кроме того, каждый ребенок был обследован с помощью специально упрощенного варианта цветового теста отношений (ЦТО). Обследование в целом давало возможность оценить и сопоставить когнитивные и эмоциональные аспекты восприятия полов и себя как представителя пола.

В целом полученные данные соответствуют представлениям о расширяющемся круге когнитивных возможностей как одном из механизмов формирования гендерных представлений. Отметим лишь одну принципиально важную особенность. В своих объяснениях и мальчики, и девочки обнаруживали достаточно явное когнитивное предпочтение маскулинных ролей. Однако от четвертого к седьмому годам жизни резко учащаются проявления полового субъективизма. У мальчиков возраст 4-6 лет является потенциально кризисным периодом гендерной идентификации, который тесно связан с формированием образа Я, -эмоциональнокогнитивный диссонанс в это время достигает конфликтного уровня.

В образовании выявленного эмоциональнокогнитивного диссонанса участвуют, с одной стороны, филогенетические половые различия: предметноинструментальный мужской и эмоциональноэкспрессивный женский стили жизнедеятельности, а с другой - неоднократно отмечавшееся неблагополучие гендерной культуры и гендерного воспитания в России[5].

Н.К. Радина, Е.Ю. Терешенкова, исследуя возрастные и социокультурные аспекты гендерной социализации подростков,пришли к выводу, что гендерная идентичность подростков обоего пола соответствует социальным нормам (ориентация на эмоционально-экспрессивный стиль жизни, на межличностные взаимоотношения).[5]

В промышленном центре наблюдаются различные формы гендерных сценариев и нежесткие гендерные стереотипы, что можно рассматривать как потенциал для разрушения патриархатной картины мира. В малом городе более жесткая гендерная социализация обусловливает патриархатные представления о гендерном порядке и более традиционное формирование гендерной идентичности подростков. Более индивидуализированные представления о себе, выраженные в отсутствии явных гендерных различий в Я-концепции, наблюдались в проведенном исследовании у сельских подростков. Однако, поскольку некоторые исследования свидетельствуют в пользу более жесткой патриархатной картины мира у сельских жителей, авторы считают, что развитие гендерной идентичности сельских школьников нуждается в самостоятельном и более детальном исследовании. Социальная среда интерната характеризуется, с одной стороны, воспроизводством наиболее консервативных гендерных стереотипов подростков, с другой — формированием несколько «стертой», но в целом стандартной гендерной идентичностью (для мальчика — физическая сила, эмоциональная твердость, профессиональная успешность, компетентность и пр., для девочки — чувствительность, пассивность, высокая эмпатичность, направленность на межличностные отношения и т.д.) [4]

Социализация ребенка представляет собой многогранный процесс активного освоения им социальной среды, который практически невозможно разделить на отдельные составляющие, однако, при теоретическом рассмотрении того или иного аспекта данного процесса это необходимо сделать, заведомо принимая ограниченность такого подхода.

Учитывая вышесказанное, рассмотрим процесс усвоения гендерных ролей, обеспечивающий формирование гендерной идентичности , как один из аспектов социализации ребенка.

Сама по себе роль еще не определяет полностью поведение человека, все зависит от степени принятия. Процесс усвоения гендерной роли – составная часть гендерной социализации, условие и результат вхождения индивида в систему социальных связей, занятий в ней определенной гендерной позиции. Этот процесс, как известно, включает в себя не только усвоение индивидом социального опыта, но и активное его воспроизводство, преобразование в собественные установки, ценности, ориентации. Это означает, что человек не только подчиняет свое поведение социальным нормам и требованиям, но и принимает роль, как составлящуюю своего «Я» [7].

На оснавании анализа имеющихся описаний процесса гендерной социализации в процессе усвоения гендерных ролей можно выделить три линии (или зоны развития), характеризующие появление и формирование определенных структурных элементов системы гендерной роли/идентичности:

· формирование гендерной идентичности

· выработка стереотипа полоролевого поведения

· выбор объекта полового влечения.

По времени возникновения эти линии не совпадают, их содержание в ходе гендерной социализации не остается неизменным, оно постоянно обогащается и трансформируется.

Существует ряд теорий, объясняющих психологические механизмы формирования гендерной роли/идентичности:

· Теория идентификации, которая развивалась в рамках психоанализа. Согласно этой теории, принятие роли - это внутренний, глубинный процесс, осуществляющийся путем идентичности с родителями. Сначала дети обоих полов берут пример с матери, так как мать – фигура, в наибольшей степени наделенная силой и любовью из всего окружения ребенка. У девочек эта идентификация в дальнейшем сохраняется, а мальчики вынуждены менять объект подражания. Отец воспринимается мальчиком как обладающий большим статусом и силой, и это служит противовесом привлекательным женским чертам.

· Теория половой типизации, опирается на теорию социального научения. Эта теория разработана в рамках психологии поведения и базируется на концепции развития личности А. Бандуры. Она представляет собой комбинацию традиционной теории научения (поведение, соответствующее гендерной роли поощряется, а не соответствующее – наказывается и теории научения через наблюдения. Наблюдая, дети могут подражать, игнорировать или контрподражать модели. Подражание, происходит при четырех условий: другой воспринимается как схожий; другой воспринимается как сильный; другой воспринимается как дружелюбный и заботливый; если другого вознаграждают за это поведение.

Список образцов для подражания бесконечен, в нем представлены модели обоего пола, поэтому дети не вырабатывают исключительно маскулинный или феминный репертуар поведения. Но баланс обычно склоняется в одну из сторон и в огромном числе случаев соответствует биологическому полу ребенка.

· Третья концепция, объясняющая механизмы гендерной идентичности – теория самокатегоризации, опирается на когнитивно-генетическую теорию. Она подчеркивает познавательную сторону данного процесса и, особенно, значение самосознания: ребенок сначала усваивает представление о гендерной идентичности, о том, что значит быть мужчиной или женщиной, затем определяет себя как мальчика или девочку, а после этого старается сообразовывать свое поведение с тем, что ему кажется соответствующим такому определению.

· Согласно языковой теории, обращенная к ребенку и воспринимаемая им информация, является индикатором его половой принадлежности влияет на выбор им моделей для идентификации.

· Теория гендерной схемы, разработанная S.Bem, представляет собой некоторый синтез языковой и когнитивной теории. В основе гендерной типизации лежат процессы гендерной схематизации – некоторая общая готовность ребенка кодировать и организовывать информацию ( в том числе и о себе) в соответствии с существующими в культуре определениями маскулинности и феминности. [8]

 

Вывод: Данные теории, рассмотренные сверху, являются взаимодополняющими, а не конкурирующими, поскольку они рассматривают процесс гендерной идентичности с разных сторон и описывают разные аспекты этого процесса.

 

1.3 Возрастные особенности становления гендерной идентичности у подростков.

 

 

В процессе гендерной социализации ребенка, когда происходит усвоение социальных ролей, разделение деятельности, статусов, прав и обязанностей в зависимости от половой принадлежности, развивается его гендерная идентичность.

 

На каждом возрастном этапе складывается своеобразная специфическая социальная ситуация развития, определяющая становление гендерной идентичности ребенка, ее компонентов под влиянием разнообразных микро – и макросредовых факторов.

 

Опыт, приобретенный ребенком в процессе первичной социализации (ранний и дошкольный возраст) и в начале школьного обучения, оказывает непосредственное влияние на дальнейшее развитие гендерной идентичности. Сложность задачи, стоящей перед подростком, заключается, с одной стороны, в том, чтобы прояснить свою роль как члена общества, с другой, понять свои собственные уникальные интересы, способности, придающие смысл и направленность жизни.

 

Именно в этом возрасте, по мнению Э. Эриксона, происходит переструктурирование совокупности детских идентификаций в новую конфигурацию посредством отказа от некоторых из них и принятия других. Изменяются интересы, привязанности, идентификационные образцы, тематика проблемных ситуаций, значимость различных сфер жизни (выбора профессии и профессионального пути, религиозных и моральных убеждений, политических взглядов, межличностного общения, семейных ролей), способы преодоления трудностей.

Гендерная идентичность подростка развивается на фоне формирования одного из главных психологических новообразований этого возраста – самосознания, И. С. Кон пишет, что «…периодом возникновения сознательного «Я», как бы как бы постепенно ни формировались его отдельные компоненты, издавна считается подростковый возраст». Проявление сознательного «Я», возникновение рефлексии, осознание своих мотивов, моральные конфликты и нравственная самооценка – вот некоторые феноменальные проявления самосознания в этом возрасте. Этот период исследователи (Божович Л. И., Выготский Л. С., Кон И.С., Мухина В. С., Ремшмидт Х., Чеснокова И. И., Дубровина И. В.) считают переломным, критическим и даже периодом собственно возникновения самосознания во всей его целостности. Таким образом, через накопление представлений о самом себе, их обобщение, интеграцию, интериоризацию, подросток приходит к осознанию себя в единстве всех проявлений.

 

Новые переживания относительно гендерной идентичности и гендерных ролей в подростковом возрасте связываются с изменениями в строении тела, появлением вторичных половых признаков и эротических переживаний. Переосмысливать и переоценивать свою гендерную идентичность подростка побуждает неравномерность физического, гормонального и психосоциального развития. В этот период велико нормативное и информационное давление относительно гендерных норм, что влияет на осознание себя юношами и девушками. Например, большинство девочек, обладающих «отклоняющимися признаками», корректируют свои личностные особенности в сторону «традиционной женской роли». В структуре женской идентичности более значимо тело, так как в традиционной культуре женщина репрезентируется через ее тело. Поэтому у девушек наблюдается страстное желание соответствовать современному образцу фемининности – «совершенной стройности», что часто приобретает гипертрофированные формы и приводит к заболеваниям. Юноши, стремясь идентифицироваться с маскулинным идеалом, часто демонстрируют такие формы поведения, как агрессивные действия, употребление алкоголя и наркотиков, необоснованно рискованные поступки, что также связывается с более ранним возрастом сексуального дебюта.

Половое созревание обуславливает следующий шаг на пути становления гендерной идентичности – осознание своей психосексуальной индивидуальности, то есть своей сексуальной идентичности. Один из ее аспектов – сексуальная ориентация – возникает в результате взаимодействия между развитием полового влечения и социальным развитием: половое созревание вызывает эротические переживания, а социальная среда и преобладание в ней гетеро – или гомосоциальных моментов (круг общения подростков, источники сексуальной информации, объекты эмоциональных привязанностей и т. д.) определяют их направленность. Раннее созревание способствует развитию гомоэротических склонностей, так как в кругу общения подростка преобладают сверстники одного с ним пола, а более позднее созревание, соответственно, благоприятствует гетеросексуальности. Как отмечает И. С. Кон, «чем продолжительнее период преобладания гомосоциальных отношений, тем сильнее будет гомоэротическая ориентация; уменьшение половой сегрегации способствует формированию гетеросексуальной ориентации»

Итак, подростковый возраст является важным в плане развития сексуальной идентичности, которая обусловлена особенностями взаимодействия людей и способами интерпретации поведения на основе существующих образцов действий, адекватных культуре. В традиционном обществе нормальным и желательным способом выражения сексуальной идентичности являются гетеросексуальные отношения. Таким образом, социальные институты через сексуальную идентичность контролируют гендерную идентичность, задавая определенные направления развития личности [9].

Несмотря на то, что пол человека является биологическим фактором, принятие или отвержение своей мужественности или женственности зависит от психологических факторов – от чувств, сформировавшихся в детстве. С момента рождения ребенок, родители которого хотели ребенка другого пола, может пойти по неверному пути ( не о’кей женский или мужской пол). Хотя большинство родителей любят ребенка вне зависимости от его пола, некоторые из них так и не могут примириться с разочарованием, и тогда ребенок чувствует себя ненужным, лишним, отодвинутым в семье на второй план….

Дети, родители которых отвергают их пол, тоже, вероятно, будут отвергать свой пол. Они могут стремиться отвечать ожиданиями родителей, часто теряя собственную реалистическую половую идентичность…

Большое влияние на половую идентичность оказывают родитель противоположного пола: отец – на дочь, мать – на сына….

Родитель, того же пола, что и ребенок, является для него важным образцом поведения. Мальчики стараются отождествлять себя с лицами мужского пола, подражая их поведению, принимая их положительные и отрицательные установки по отношению к различным полам и на основании этого делая заключения о том, каким должен быть мужчина. Аналогично и девочки, подражая своим женским моделям, перенимают их поведение и установки…

Дети, которые не имеют достоверной модели поведения своего пола, часто обижаются на людей или не доверяют людям одинакового с ним пола. [8]

Вывод: Подростковый и юношеский возраста характеризуются, тем, что гендерная идентичность развивается уже на другом уровне – в данном возрасте формируются сексуальные предпочтения, т.е. выбор объекта полового влечения и его индивидуальных особенностей (половой принадлежности, типа внешности, телосложения, индивидуального «рисунка» поведения и т.п.)

Освоение гендерной роли в подростковом возрасте является более сложным для девочек, чем для мальчиков. Например, у мальчиков переломный момент происходит в социализации, когда он понимает, что в дальнейшем он больше не может брать пример с матери, они перестают быть зависимыми и пассивными, чтобы достичь независимости и стать способными к самоутверждению в социальной жизни со сверстниками. И это происходит за долго до школы, в то время как у девочек данный перелом происходит в отрочестве: в детстве они часто живут по двойному стандарту – в школе они индивидуальны, в то время, как в доме от них ожидается покорность и зависимость. В отрочестве наступает тот момент, когда девочка понимает ее женская «привлекательность» зависит от того откажется ли она от своих амбиций или нет.

 

1.4. Определить социально гендерные стереотипы как фактор развития гендерной идентичности

 

Схема 1. Факторы влияющие на развитие гендерной идентичности у подростоков.

 

 

 

Процесс гендерной идентификации основан на особой знаковой системе – совокупности вербальных, невербальных, графических знаков, символов предметов, видов деятельности, обращений, используемых для обозначения мужчин и женщин.

В каждом возрасте существует свое социально обусловленное знаковое пространство для половой идентификации, включающее специфические формы обращения, предметы, виды деятельности, ролевые образцы поведения. Подросток воспринимает себя самого и сверстников как представителей определенного пола посредством знаков и знаковых систем, сформированных в подростковой субкультуре. [5]

 

Предметное окружение в подростковом возрасте играет важную роль в утверждении половой идентичности. Подросток стремится использовать вещи, которые служат повышению его статуса как представителя пола в среде сверстников, т.е. носят знаковый характер. Выбор вещей и видов деятельности происходит в зависимости от пола подростка и специфики референтной для него группы.

Знаки, в состав значения которых входят элементы образа пола, выполняют четыре основные функции:

1. дифференцируют пространство мужского и женского пола;

2. с их помощью происходит измерение мужественности - женственности;

3. посредством знаков происходит половая самопрезентация;

4. знаки способствуют формированию полового самосознания, являясь ориентирами для усвоения и закрепления различных аспектов образа своего и противоположного пола. [6]

В целом подростки находятся на той стадии психосоциального развития, когда, по теории Э. Эриксона, в сознании идет довольно сложная работа по определению социальных ролей, которые они могли бы играть в жизни. По мере взросления возникает задача самостоятельного выбора и интерпретации ролевого поведения. Результаты исследований подросткового периода описывают снижение влияния родителей и повышение влияния сверстников как референтной группы и источника самооценки. Поэтому взаимоотношения со сверстниками, в ходе которых происходит идентификация ребенка со сверстниками того же пола, рассматривается как важнейший фактор формирования гендерной идентичности в подростковом возрасте. Достигая этого возрастного этапа, мальчики и девочки имеют разные межличностные ориентации и различный социальный опыт. Несоответствующее гендерной роли поведение особенно сильно вредит популярности среди мальчиков. Данные ряда исследований (A. Steriker, L. Kurdek, 1982) показали тот факт, что мальчики, которые играют с девочками, больше подвергаются насмешкам со стороны сверстников и менее популярны в их среде, чем те, кто подчиняется полоролевым стереотипам. Фемининные мальчики легко общаются с девочками, но отвергаются мальчиками, а маскулинных девочек легче принимают мальчики, чем девочки. И хотя девочки предпочитают дружить с фемининными сверстницами, их отношение к маскулинным девочкам остается положительным, в то время как мальчики резко отрицательно оценивают фемининных ровесников.

Начало подросткового возраста, когда формируются мальчишеские компании, считается важным этапом, так как влияние сверстников проявляется в большей степени. Этот процесс, «мужской протест», характеризуется ярким негативным отношением к девочкам и формированием особого «мужского» с некоторой грубостью и резкостью стиля общения. Затем начинается переход детей из однополых групп, характерных для младших подростков, к разнополым, которые обычно состоят из старших подростков.

Многие исследователи считают, что для мальчиков сверстники имеют большее значение, так как мальчики меньше стремятся к взрослым, к семье, они более чувствительны к социальному давлению со стороны сверстников при неприемлемом для их пола поведении.

Одной из функций группы сверстников для мальчика является возможность приобретения в ней мужских черт и необходимой независимости от матери через солидарность со сверстниками и путем соревнования с ними. В среде сверстников ребенок испытывает себя в качестве представителя пола, «обкатывает» полученные в семье полоролевые стереотипы и корректирует их в самостоятельном, не регламентируемом взрослыми общении. Оценивая телосложение и поведение ребенка в свете своих критериев маскулинности – фемининности, гораздо более жестких, чем в семье, сверстники тем самым подтверждают, укрепляют или, наоборот, ставят под вопрос его гендерную идентичность. Но, предпочитая все же манеры поведения, формы общения, черты внешнего облика, характерные для представителей одного с ним пола, подросток, благодаря развитости абстрактного мышления, не воспринимает эти характеристики как нечто данное от природы и неизменное.

Несмотря на характерную для подросткового возраста проблему отношений с взрослыми, нельзя сказать, что у подростков происходит отчуждение от родителей. Они чувствуют себя защищенными как среди друзей, так и в семье. Родители в некоторой степени задают подросткам представления об их будущих супружеских ролях.

В исследовании В. Е. Каган было обнаружено, что образ будущей жены у юношей по всем показателям ярко фемининен, а свой портрет как будущего мужа – так же ярко маскулинен. Описывая себя, как будущих жен, девушки утверждают преобладание фемининных черт над маскулинными. Образ же будущего мужа в восприятии девушек более фемининен, чем маскулинен, что расходится с идеалом будущего мужа как «мужественного мужчины». Портреты будущих супругов в целом подобны образам отца и матери подростка, что еще раз подтверждает влияние родителей, которые подкрепляют данные детям представления о мужском и женском предназначении.

Формированию определенных ценностей и образцов поведения способствует символическое содержание, представленное в средствах массовой информации. Школьные учебники для старшеклассников продолжают транслировать целый набор стереотипов. В обзорной статье Т. В. Виноградовой и В. В. Семенова отмечается тот факт, что даже те женщины – ученые, которые получили мировую известность и признание, в учебниках практически не представлены. Конкретные примеры и иллюстрации приводятся в основном из области интересов мальчиков. Объяснение этому можно найти в следующем: в современной культуре глубоко укоренился взгляд на науку как на мужское занятие; наука создавалась мужчинами, поэтому в ней отражены мужские нормы и система ценностей мужчин.

Укреплению гендерных стереотипов способствует литература и журналистика для взрослых, которой начинают интересоваться подростки. А. Клецина провела анализ описаний мужчин в обычных «женских» журналах и феминистки ориентированных. Оказалось, что образы мужчин в этих изданиях различны. В массовых «женских» журналах часто мужчины выполняют семейные и родственные роли, проявляют зависимость и неспособность управлять ситуацией, оказываются в роли жертвы событий, ассоциируются с детьми и детскими проблемами. В феминистских изданиях мужчины или откровенно негативно оцениваются, или предстают как представители расплывчатой, недифференцированной группы, выделенной по принципу «мы – они», либо как обидчики, то, как находящиеся у власти, не реагирующие на проблемы женщин. Автор делает заключение, что вопреки ожиданиям феминистские издания транслируют все тот же стереотипный традиционный мужской образ, против которого сами и выступают.

Анализ поступающей к нам по телевизионным каналам информации, демонстрирует, что телевидение так же создает традиционные образы мужчин и женщин. А. Бандура отмечал, что телевидение может соперничать с родителями и учителями в качестве источника ролевых моделей для подражания. Н. Синьорелли провел анализ телевизионных программ, занимавших в течение 16 лет лучшее время в эфире, и обнаружил, что 71% появлявшихся на экранах людей и 69% главных героев – были мужчинами. За весь это период тенденция к выравниванию появления мужчин и женщин проявилась незначительно. Женщины были моложе мужчин, обладали привлекательной внешностью и мягким характером; основные сцены с их участием были дом, семья. И даже если женщины работали, то выполняли традиционно женские занятия. Мужчины на экране имели уважаемую профессию или занимались мужской работой. Вандеберг и Штрекфусс (1992), изучив 116 телевизионных программ, выявили, что мужчин гораздо чаще показывают сильными личностями по сравнению с женщинами, но их образы не всегда положительны: часто мужчин изображают жестокими, эгоцентричными, агрессивными. И отрицательными персонажами предпочитают делать мужчин, а женщин стремятся показать чуткими и добрыми.

В рекламных роликах американского телевидения наблюдается та же тенденция. Например, в исследовании Д. Бретл и Дж. Кантор (1988) было выявлено, что большее количество роликов с участием женщин рекламировали товары для дома, а сфера занятий мужчин была значительно шире. Британское телевидение использует рекламные ролики, подтверждающие этот факт. А. Менстэд и К. Мак-Каллоч (1981) выявили, что женщины чаще всего изображаются как движимые субъективными причинами в приобретении товара (желаниями, эмоциями), занимающие дополнительные роли жены, подруги; а мужчины – как рассуждающие и оценивающие товар, покупающие его по объективным причинам, чтобы практически использовать, и занимающие автономные роли.

Анализ отечественной рекламной продукции, проведенный А. Юрчак, позволил выделить два основных типа рекламных историй: романтические (отношения мужчины и женщины или только намечаются, или уже начались) и семейные (мужчина и женщина живут вместе и обычно имеют дом и детей). В первых историях мужчина всегда профессионал, занятый спортом, политикой или бизнесом. Это напряженное дело, напоминающее борьбу, из которой он всегда выходит победителем, благодаря своему уму, ловкости, смелости. «Настоящая женщина» в это время занята самоукрашением, чтобы быть оцененной мужчиной. Даже деловые женщины помнят о своей внешности, чтобы быть привлекательной, достойной восхищения. В семейных историях женщина занята семьей. Она стирает, чистит раковину и газовую плиту, готовит и ждет мужа, который пользуется ее трудом. Практически в любом рекламном ролике образ женщины подается как зависимый от мужчины, слабый, самореализующийся лишь в домашних делах или в обеспечении своей привлекательности. Мужчина же, как в отечественной, так и зарубежной рекламе, предстает как сильный, агрессивный лидер, подчиняющий других ради утверждения своего «Я». Таким образом, на простом языке передается старый патриархальный миф о том, каким должны быть мужчины и женщины.

Представленные в рекламе образы мужчины и женщины некоторые авторы рассматривают как давление на сознание общества, навязывание стереотипа поведения мужчины и женщины.

По мнению А. Юрчак, «повторяя эти примитивные патриархальные образы бесчисленное множество раз в разных вариантах, сегодняшняя российская реклама работает на усиление гендерных стереотипов, которые в нашей культуре и без того достаточно консервативны. И в этом ее крайне негативная роль».

Несколько иной вывод делает И. С. Клецина: средства массовой информации лишь отражают (хотя и в иной «упаковке») те роли мужчин и женщин, что веками упрочивались в сознании общества. И если средства массовой информации, в частности реклама, и влияют на формирование гендерных стереотипов, то это происходит непреднамеренно, как бы вторично.

 

Итак, начиная с рождения, девочкам и мальчикам задают разные направления развития. В раннем возрасте основную заботу о детях осуществляет мать, что обуславливает различную личностную динамику формирования гендерной идентичности мальчиков и девочек. В дошкольном возрасте дети продолжают знакомиться и усваивать те эталоны, к которым общество приближает девочек и мальчиков (особенности поведения, речи, внешнего вида, игр, социальных ролей и пр.). Гендерную информацию в этом возрасте ребенок получает в первую очередь от родителей, а так же из детской литературы и мультфильмов. В школе педагоги через характер общения и содержание школьных учебников поддерживают начатое родителями формирование разного типа поведения у мальчиков и девочек, соответствующего нормативным представлениям о мужском и женском в современном обществе. В подростковом возрасте гендерная идентичность развивается на фоне формирования одного из главных психологических новообразований – самосознания, проявлениями которого становятся возникновение рефлексии, сознательного «Я», осознание своих мотивов, моральные конфликты и нравственная самооценка. Половое созревание обуславливает следующий шаг на пути становления гендерной идентичности – осознание своей сексуальной идентичности, которая обусловлена особенностями взаимодействия людей и способами интерпретации поведения на основе существующих в данной культуре образцов действий. Весь информационный поток, поступающий к подростку по многочисленным каналам, воспринимается, анализируется и сопоставляется с представлениям о мужском и женском, господствующим в современном обществе. Те образы, которые транслируются различными институтами социализации, направлены на то, чтобы вызвать стремление главным образом соответствовать социальным ожиданиям, связанным с выполнением различных ролей мужчинами и женщинами, с различной степенью значимости для них профессиональной деятельности и карьеры.

 

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.