МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Технология управления предприятием на основе формирования корпоративной культуры





Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

Арзамасский филиал

 

Психолого-педагогический факультет

 

Кафедра социальной работы, сервиса и туризма

 

Выполнила:

Янаева М.К.,

студентка 3 курса,

направление «Сервис»

 

Курсовая работа

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ

 

 

Руководитель:

Ассистент

Столярова Е.В.

 

Арзамас, 2016


Содержание

Введение……………………………………………………………

Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы управления предприятием на основе формирования корпоративной культуры………..

1.1. Управление предприятием как объект изучения в трудах отечественных и зарубежных исследователей……………………………..

1.2. Технология управления предприятием на основе формирования корпоративной культуры……………………………………………….

1.3. Возможности совершенствования управления предприятием на основе формирования корпоративной культуры………………………….

Выводы по главе 1…………………………………………..

Глава 2. Совершенствование управления предприятием на основе формирования корпоративной культуры…………………….

2.1. Общая характеристика деятельности ПАО «Сбербанк России»…..

2.2. Анализ системы управления ПАО «Сбербанк России»…………

2.3. Рекомендации руководству ПАО «Сбербанк России» по улучшению управления предприятием на основе формирования корпоративной культуры……………………………………………………

Выводы по главе 2…………………………………..

Заключение……………………………

Литература………………………………………

 

 


Введение

Актуальность исследования. Рассмотрение организаций как сообществ, имеющих единообразное понимание своих целей, значения и места, ценностей и поведения, вызвало к жизни понятие корпоративной культуры. Организация формирует собственный облик, в основе которого лежат стратегия качества производимой продукции и оказываемых услуг, правила поведения и нравственные принципы работников, репутация в деловом мире и т.п. Это система общепринятых в организации представлений и подходов к делу, формам отношений и достижению результатов деятельности, которые отличают данную организацию от других.

Там, где отсутствуют ясные представления об организационных ценностях, где между членами организации не налажен «язык культуры», где люди не готовы решать конфликты, а ценности не способны объединять людей, культура не может являться ресурсом управления и потенциалом организации.

Сегодня сфера труда российских предприятий и учеными и практиками оценивается как кризисная. Прежде всего, речь идет о системе мотивов труда. Несмотря на достаточную устойчивость, она претерпевает структурные изменения в сторону усиления роли материальных стимулов. В этой связи вопросы роли корпоративной культуры в формировании трудовой мотивации приобретают особую актуальность и значимость.

Как западные, так и отечественные специалисты отметили значимость корпоративной культуры, убедившись в том, что сплоченный коллектив с отсутствием иерархических прослоек, единый в своих целях и действиях способен вывести предприятие на принципиально новый уровень развития и обеспечить быстрый рост и финансовый успех. Соответственно, компания с развитой корпоративной культурой развивается гораздо быстрее, чем предприятие с ее отсутствием.



Корпоративная культура создает ощущение идентичности всех членов организации, обеспечивает гармонизацию коллективных и индивидуальных интересов.

Поэтому так важно для современных менеджеров изучать основные признаки, функции, элементы, принципы формирования и методы поддержания корпоративной культуры, и применять эти знания в практической деятельности для достижения целей в своей организации (предприятии).

Таким образом, анализ научной литературы позволил выявить противоречие между необходимостью управления предприятием на основе формирования корпоративной культуры и недостаточной теоретической и практической разработанностью данного вопроса в теории и практике профессиональной деятельности специалистов сервиса.

Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каковы возможности совершенствования управления предприятием на основе формирования корпоративной культуры.

Решение сформулированной проблемы представляет собой цель исследования – изучить совершенствование управления предприятием на основе формирования корпоративной культуры.

Объект исследования – профессиональная деятельность специалиста по сервису.

Предмет исследования – совершенствование управления предприятием на основе формирования корпоративной культуры.

В соответствии с целью и предметом в исследовании ставились и решались следующие задачи:

1. Рассмотреть управление предприятием как объект изучения в трудах отечественных и зарубежных исследователей;

2. Изучить технологию управления предприятием на основе формирования корпоративной культуры, а также возможности совершенствования управления предприятием на основе формирования корпоративной культуры;

3. Дать общую характеристику деятельности ПАО «Сбербанк России»;

4. Проанализировать систему управления ПАО «Сбербанк России» и на основе полученных данных разработать рекомендации руководству ПАО «Сбербанк России» по улучшению управления предприятием на основе формирования корпоративной культуры.

Теоретико-методологическими основами исследования явились труды отечественных и зарубежных авторов об управлении предприятием Пригожий А.И, Филиппов А.В; работы о технологии управления предприятием на основе формирования корпоративной культуры Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф; исследования в области совершенствования управления предприятием на основе формирования корпоративной культуры Ф.Тейлор, А. Файоль, Э. Мэйо.

В ходе исследования использовались следующие методы:

- теоретические (анализ научной литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение);

- эмпирические (контент-анализ документов).

Опытно-экспериментальная база исследования – ПАО «Сбербанк России», отделение (Дополнительный Офис 9042/0375), ул. Пр-т Ленина , г.Арзамас, Нижегородская область.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем систематизирован материал по проблеме исследования: рассмотрено управление предприятием как объект изучения в трудах отечественных и зарубежных исследователей; изучена технология управления предприятием на основе формирования корпоративной культуры, а также возможности совершенствования управления предприятием на основе формирования корпоративной культуры.

Практическая значимость исследования состоит в том, что дана общая характеристика деятельности ПАО «Сбербанк России»; проанализирована система управления ПАО «Сбербанк России» и на основе полученных данных разработаны рекомендации руководству ПАО «Сбербанк России» по улучшению управления предприятием на основе формирования корпоративной культуры

Материалы исследования могут быть использованы… (подумайте, кем?)

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка использованной литературы.

 

 

1.1. Управление предприятием как объект изучения в трудах отечественных и зарубежных исследователей

Проведенные в начале 80-х гг. исследования показали, что процветающие компании отличаются высоким уровнем культуры, которая формируется в результате продуманных усилий, направленных на развитие духа организации .

В развитии, утверждении и осуществлении идей стратегического управления наиболее существенна роль корпоративной культуры. Зачастую успех стратегического управления обусловливается не столько методами управления, сколько культурой среды, в которой оно осуществляется. Корпоративная культура управления, поддерживающая стратегию организации, является предпосылкой успешной реализации этой стратегии посредством формирования обстановки и корпоративного духа, благоприятствующих трудовой деятельности сотрудников организации и их психологического здоровья.

Культура производственной организации уникальна и формирует ее облик, поведенческие реакции на внешние стимулы и обстоятельства. В этом смысле употребляются выражения «культура взаимоотношений», «культура планирования» и т.п. Практика свидетельствует, что содержание психологии управления и перспективы развития организации находятся во все возрастающей зависимости от качества ее корпоративной культуры управления.

Корпоративная культура нашего времени - это адаптивная система, предполагающая умение и навыки сотрудников работать в составе единой команды, способность исчерпывающе понимать свои должностные обязанности, ориентироваться в экстремальных ситуациях, постоянно приспосабливаясь к изменяющейся среде функционирования.

В широком смысле слова корпоративная культура является частью общей культуры общества, охватывающей совокупность идеалов, ценностей и норм поведения, распространяющихся на весь уклад и сферу жизни народа. При этом культура как уклад жизни включает историю народа и территории проживания, народное видение своего образа мышления и бытия, а культура как сфера человеческой жизни (материальной, духовной, интеллектуальной) соединяет в нем его природные и социальные качества и включает его духовные и психологические качества, а также их проявления в способах и результатах деятельности.

Рассматривая данную категорию более развернуто, необходимо отметить, что культура общества охватывает характерные для него способы производства и взаимодействия с природой, социальные институты различного назначения, религиозные верования, нравы, обычаи и традиции, стили мышления и стереотипы межличностного общения, особенности самовыражения и др. Из сказанного явствует, что культура общества есть то, что люди делают с природой и собой, как ведут по отношению к себе, окружающим и природе, их мировоззренческие ценности.

Во всякой организации целенаправленное развитие корпоративной культуры управления, соединяющей ее стратегию и культуру, носит долговременный характер. Уже отсюда следует неповторимое психологическое своеобразие культуры каждой организации. Более того, это своеобразие отделяет одну организацию от другой, в каждой находят свои подходы к обеспечению доброй воли и преданности организации сотрудников, разделяющих ценности своих культур. В результате вырастают руководители, легко узнаваемые по отличительным признакам культур соответствующих организаций. Прежде всего, именно руководители и создают признаваемый всеми имидж организации и ее облик. Как выразился американский психолог Л. Джуэлл «появляется легко узнаваемый управляющий «Шелл» или управляющий «ИБМ», который похож на своих коллег и отличается от управляющих других фирм» .

Руководитель, озабоченный развитием корпоративной культуры управления, должен быть готов к тому, что какой бы привлекательной не казалась наблюдаемая в иной организации культура, перенести ее в готовом виде в свою организацию невозможно. В особенности это утверждение справедливо, когда речь идет о корпоративной культуре какой-либо зарубежной организации. Для познания причин подобной невосприимчивости понадобится глубокое понимание истоков зарождения и особенностей среды функционирования организации, менталитет и образ мышления ее сотрудников и многое другое 1.

Исследования зарубежных психологов показали, что всегда требуется изрядно времени пока организация и все уровни ее иерархии проникнутся единым корпоративным духом, будут интегрированы ее ценности и этические стандарты, управленческие и практика . Необходимо достаточно времени, чтобы формируемые убеждения овладели умами сотрудников. Причем замечено, что сложившуюся корпоративную культуру управления изменить много сложнее, чем осознание убеждений в наново создаваемой организации. Практика свидетельствует, что в крупной организации для этого требуется не менее трех-пяти лет .

Наиболее четкое выражение корпоративная культура управления получила в начале XX века в концепциях «психологии управления» Ф.Тейлора. В своих трудах «Управление фабрикой» и «Принципы научного управления» ученый разработал ряд принципов научной организации труда и управления, что в свою очередь должно сформировать высокий уровень корпоративной культуры управления производственной организацией. Среди таких принципов следует выделить те, которые связаны с профподбором и профподготовкой работников . Он обосновал разделение функций в деятельности руководителей (на примере производственных мастеров), с актуализацией роли материального стимулирования как мощного фактора повышения производительности труда.

Широкое освещение в научной литературе получили социально-психологические аспекты формирования корпоративной культуры управления персоналом на производстве в работах французского ученого Файоль Анри .

Автор научной теории управления, будучи руководителем крупной горнодобывающей и металлургической компании, которая в момент его назначения на пост генерального управляющего находилась на грани банкротства, а ко времени его отставки стала одним из самых мощных концернов. Файоль Анри первый выделил в качестве особого объекта исследования управленческую корпоративную культуру, разработал основополагающие принципы своей «административной теории» 2.

Успехи множества развивающихся организаций объясняются, прежде всего, благодаря высокой корпоративной культуре управления. Корпоративный дух мотивирует стремление к совершенству и идентификации сотрудников с организаций, тогда как в случае его отсутствия мощный ресурс остается не востребованным. По мнению американского ученого Р. Ватермана японским корпорациям помогла завоевать японский автомобильный рынок не только проводимая стратегия. Именно сложившаяся культура вдохновляет рабочих на совершенствование процесса сборки автомобиля, создание конструкционных материалов, наиболее подходящих потребителю \ Однако что же такое корпоративная культура управления? Разовьем мысль, ранее высказанную нами в слишком общей форме. Наиболее общий термин корпоративной культуры управления является - «культура корпорации». Этот термин был упомянут впервые в журнале «Business Week» в 1980 г. Ныне существует множество определений этого понятия. Так, Нъюстром Дж. и Дэвис К. понимают под культурой организации систему ценностей предприятия \ Для М. Баера и Дж. Орбана корпоративная культура есть сумма убеждений, правил и ценностей, которые делают предприятие типичным и единственным в своем роде .

Корпоративная культура есть совокупность убеждений, ценностей и норм поведения, наиболее полно выражающих философию (комплекс фундаментальных идей) и дух организации, присущие ей межличностные отношения, общеобязательный кодекс ценностей (этических норм поведения) и методы решения проблем.

Корпоративная культура управления это комплекс социально-психологических мер направленных на создание атмосферы в организации и стиля ее работы, ориентирующих и мотивирующих сотрудников на успешное выполнение стратегии (стратегий) организации. Идеи корпоративной культуры управления могут и не иметь четкого выражения, но они определяют, особенно при отсутствии прямых инструкций, способ действия и взаимодействия людей, регламентируют их поведение и возможность прогнозировать его в практических ситуациях.

Корпоративная культура управления современным предприятием в обыденном сознании воспринимается, при всех обстоятельствах, в большем или меньшем, но в положительном контексте. Однако она способна служить как на пользу организации, так и против нее, затрудняя выработку эффективной стратегии. Вся суть в качестве соответствующей культуры.

Иными словами, корпоративные культуры управления бывают сильные и слабые, по-разному влияющие на нормы поведения и деятельность сотрудников организаций. Сильная культура основывается на общепринятых ценностях и этических принципах. При отсутствии подобных качеств сотрудников мало заботит благополучие организации, будучи лишены четких установок в атмосфере неопределенности ее интересы и цели могут оказаться разобщенными. Подчас слабость корпоративной культуры управления оказывается следствием существования в ее составе множества субкультур. Задача руководства здесь очевидна: должны быть приложены все усилия к тому, чтобы сделать управленческую культуру неотъемлемой частью организации адаптивной к стратегии, целям и задачам ее развития .

Реальная связь между корпоративной культурой управления и стратегией много теснее, чем это принято считать (когда структуру рассматривают не более как один из множества факторов, воздействующих на стратегию). Как можно судить по опыту организаций, основные принципы корпоративной культуры управления, чувство духовной общности, присущее сотрудникам организации, оказывают гораздо большее влияние на результаты деятельности, чем технологические или экономические ресурсы, инновации и пр. Несомненно, все это также необходимо для успеха, но основным фактором успешной деятельности организации является приверженность ее сотрудников основным принципам корпоративной культуры.

Корпоративная культура управления вполне может быть охарактеризована как важнейший фактор поддержки стратегии предприятия. Поэтому как, в общем, так и в каждой конкретной ситуации, ее следует приводить в строгое соответствие с выбранной стратегией, но и последняя, в свою очередь, не должна быть противоречащей основным составляющим корпоративной культуры управления. Расхождения между ними, способные провоцировать конфликтные ситуации, должны устраняться быстрее, глубокий и долгий конфликт может оказать на организацию разрушительное влияние . Поэтому для эффективного развития предприятия в равной мере необходимы как выбор стратегии, опирающейся на особенности корпоративной культуры управления, так и разработка культуры, способной достаточно оперативно адаптироваться к изменениям внешней среды, не пугаясь и стараясь избежать этих изменений, тем самым постоянно поддерживать баланс между культурой и стратегией.

Таким образом, корпоративная культура управления тем совершеннее, чем устойчивее ее связь со стратегией. Для гарантирования успеха стратегии корпоративная культура должна развиваться с нее параллельно и в тесной связи. При этом создаются наилучшие условия для целенаправленного и эффективного руководства персоналом. Условия работы, формируемые исходя из необходимости стабильного сохранения соответствия между культурой управления и стратегией организации, позволяют:

во-первых, обеспечить сотрудников едиными правилами деятельности в различных ситуациях, добиваясь, чтобы их поведение определялось общими убеждениями и ценностями;

во-вторых, воспитывать персонал в духе приверженности идеалам организации, стремления к идентификации с нею;

в-третьих, трансформировать условия деятельности сотрудников в образ жизни и средство их мотивации.

Акции подобного рода для того, чтобы создать с их помощью компетентную команду, психологически готовую наилучшим образом реализовать стратегию организации. Создание такой команды предполагает, вслед за ориентацией сотрудников на стратегические приоритеты организации, формирование для них среды комфортных взаимоотношений .

В этой связи необходимо считаться с тем, что каждая корпоративная культура управления производственной организацией отличается, одновременно «жесткими» и «мягкими», стабильными и динамичными способами управления, сложными моделями информационных связей, автономией индивидов, подвижными сетями социальных отношений и отношений субординации, многими иными противоречивыми параметрами.

Все они могут быть интегрированы в единую систему корпоративной культуры управления производством и использоваться рационально только при условии, если организация имеет развитую корпоративную культуру управления, способную предоставить среду и средства для «этих амебообразных колоний, чтобы они могли расти и изменяться, ведя к обществу с органической структурой» \ Каждая организация ориентирована в одно и то же время вовне и вовнутрь, а потому и в разрешении противоречия между внутренним и внешним усматривается важнейший признак качества и силы корпоративной культуры управления.

 

Технология управления предприятием на основе формирования корпоративной культуры

Во все времена изучению культуры отводилось достаточно много научных трудов и всегда отмечалось ее огромное значение в развитии цивилизованного общества, сплочении людей и создании материальных и духовных ценностей. В настоящее время культура проникла практически во все сферы жизни общества и теперь определению и понимаю культуры организации, корпоративной культуры, как залогу эффективной деятельности, уделяется много времени.

Ведь коллектив в несколько десяток или сотен человек не может сплотиться, держаться на основе взаимных симпатий и любви всех членов. Для этого они слишком различны по характерам, а чувства симпатии неустойчивы и изменчивы. Чтобы спаять людей, нужны более ясные и крепкие основы, как-то идеи, правила, нормативы, табу. Все это и составляет корпоративную культуру. Цель формирования культуры состоит в том, чтобы обеспечить приверженность людей к фирме и способствовать проявлению их потенциала.

Корпоративная культура — это не только имидж компании, но и эффективный инструмент стратегического развития бизнеса. Ее формирование всегда связано с инновациями, направленными на достижение бизнес-целей и, следовательно, повышение конкурентоспособности.

Отсюда однозначного определения корпоративной культуры нет, каждый из авторов дает свою интерпретацию и видение этого понятия. Существует много трактовок, но из всех можно выделить одно, которое, на наш взгляд, наиболее раскрывает понятие корпоративной культуры (Приложение 1).

Корпоративная культура - это система материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной корпорации, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющаяся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды. [17, с. 33]

Носителями корпоративной культуры являются люди. Однако в организациях с устоявшейся культурой она как бы отделяется от людей и становится атрибутом организации, ее частью, оказывающей активное воздействие на работников, модифицирующей их поведение в соответствии с теми нормами и ценностями, которые составляют ее основу. Руководство использует эту культуру для привлечения работников определенных типов и для стимулирования определенных типов поведения. Культура, образ фирмы подкрепляются или ослабляются репутацией компании.

В настоящее время стало уже традиционным выделять три уровня корпоративной культуры





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.