Грабарь И. Э. «Церковное зодчество Пскова» ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ПЕРВЫЙ МОСКОВСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС (1-й МОК) Специальность: 072601 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» КУРСОВАЯ РАБОТА По дисциплине «История искусств» Тема:__________________________________________________ Работу выполнил студент:_______________________________ Группы: ____________________________________________ Консультант:______________Бармина Н.А._____________ Москва, 2016 3. Оглавление Глава IИсторическая. Псковская школа в архитектуре. § 1 – История города. Его роль в Русской истории. § 2- Основные характерные особенности псковской архитектуры. Её яркие примеры. § 3- Характерные особенности храмовой архитектуры § 4- Ярчайшие представители церковного зодчества Плёса. Их особенности и характерные черты. Глава IIПсковская белокаменная резьба, архитектурные элементы § 1- Псковская белокаменная резьба и резьбы по дереву. История белокаменной резьбы Глава IIIПсковская живопись и её представители § 1 – Живопись Пскова, чем она характерна Заключение…………………….. 22 Список использованной литературы………23 Приложения………….1 Введение Городов и сёл на «Матушки России» превеликое множество, с их уникальными традициями, присущими только им. Почти каждый из городишь, населённых пунктов имеет большую, великую историческую ценность, как и свой вклад в историю искусств со своей тематикой и своим менталитетом.. Некоторые из городов славятся своей живописью, например как: Жостова, Палех, Мстёра, а некоторые своими поделками на все времена: село Богородцкое, Вятка. Большая часть запоминается своей храмовой, домашней архитектурой и поместьями, а так же звонницами: Москва, Великий Новгород, Псков, Владимир и многие другие. Но, к сожалению, поколение нынешнего, которых интересует всё заграничное, растёт в геометрической прогрессии, как своеобразная мода. Темой своей курсовой работы «Псковская школа в архитектуре, белокаменной резьбе и живописи», я выбрал не случайно! Ведь в наше время многие начинают меньше интересоваться и знать о городах России, которые достойны уважения и памяти на многие, многие века. Мало кто берёт доклады и рефераты, связанные с историческим и творческим прошлым Русских городишь. Это и стало моим первым и основным мотивом, по которому я взял именно эту тему, ведь одним из таких интересных и представительных примеров по русскому зодчеству является Псков, память о котором стирается в умах подростков и детей. Это твердыня один из древнейших городов России, впервые упоминается в Лаврентьевской летописи под 903 годом. В 1348—1510 годах. Псков расположен на северо-западе России, на реке Великая, при слиянии её с рекой Пскова. столица независимой Псковской республики. В 1510 году присоединён к Великому княжеству Московскому. До начала XVIII века Псков был одним из крупнейших городов России и Европы, важнейшим оборонительным и торговым центром страны. Псковская крепость, состоящая из пяти крепостных колец (три из которых сохранены по сей день), делала Псков практически неприступным, на протяжении всей своей многовековой истории Псков не раз становился центром ведения крупных боевых действий, но был взят лишь однажды, не считая оккупации во время обеих мировых войн. После основания Санкт-Петербурга Псков утратил своё главенствующее положение на западных рубежах страны, а после того, как по итогам Северной войны границы сместились далеко на запад и России отошли Рига и Ревель (ныне Таллин), значение Пскова как торгового и оборонительного пункта окончательно упало. Во время Великой Отечественной войны город три года был оккупирован Германией, за это время погибли 3,5 тысячи мирных граждан. Моим объектом исследований в этой курсовой работе будет систематизация строительных основ Пскова. Я буду разбираться в канонах и характерных отличиях от других городов, в белокаменной резьбы и живописи. Цель исследований: 1. Раскрыть и донести главные особенности Пскова и его архитектуры, белокаменной резьбы, живописи. 2. Доказать важность, представительность великого города и его историческую ценность. Задачи исследований: 1. Рассказать историю и характерные особенности Пскова 2. Изучить и разобрать самых важных и ярких представителей церковной архитектуры Пскова: «Шатровая церковь Михаила Архангела», « Петропавловский собор»; «Благовещенский собор» (1836 год) и другие. 3. Псковские звонницы и их особенности. 4..Белокаменная резьба Пскова. Её особенности. 5.. Живопись Пскова. Представители, которые творили в этой отрасли в этом городе. Всё о них. 6. Разобрать и найти отличия со всеми положительными, и отрицательными сторонами от других великих городов России, вроде Владимира и Москвы в архитектуре и белокаменной резьбе. Искусствоведческо-аналитический раздел Глава I: . § 1.1.- История города. Его роль в Русской истории. Город Псков является столицей Псковской области. Псковская область граничит с тремя государствами – Белоруссией, Латвией и Литвой. Город Псков расположен на северо-западе от Москвы, и удален от российской столицы на 689 километров. Стоит город Псков на трех реках – Мирожа, Псков и Великая. Псков - один из наиболее древних и наиболее замечательных своим прошлым русских городов. Город, который не раз спасал Русь от вражеских нашествий. Немало вражеских полчищ разбилось о его стены. Неизвестно, когда построен Псков и кем говорит псковская летопись. По рекам Эмбаху и Нарове озера сообщались с далекими морями и странами. На этой скале, у слияния рек Великой и Псковы, был построен Кремль, или как сами Псковичи его называли Детинец. Город быстро рос и развивался. Его географическое положение на границе Руси и на удобнейшем пути в чужие страны сделало его важнейшим торговым центром. Первое упоминание о Пскове относится к 903 году. Летопись повествует о женитьбе князя Игоря на псковитянке Ольге. С 9-10 вв. город - в составе Новгородской земли Киевской Руси. С начала 12 века – под властью Новгородской республики. С этого времени часто осаждался немецкими феодалами и рыцарями Ливонского ордена. В ходе Невской битвы 1240 года был взят ливонцами; после Ледового Побоища 1242 г. освобожден новгородцами и псковичами под предводительством Александра Невского. Уже со второй половины XIII века, со времени княжения в городе Довмонта, в крещении Тимофея (1266-1299 гг.), Псков фактически становится независимым от Господина Великого Новгорода. Бежавший от преследований из Литвы и принятый псковичами, Довмонт княжил в Пскове 33 года. Снискавший любовь и популярность псковичей прежде всего за мужество и воинскую доблесть (в многочисленных сражениях Довмонт не потерпел ни одного поражения), князь всю жизнь не только успешно воевал, но и обустраивал город, ставший ему родным. К 1348 году, когда Псков стал центром Псковской республики, он был хорошо укреплен и имел развитые торговлю, ремесла и культуру, свидетельством чему – летописи, берестяные грамоты, архитектура и живопись своеобразной псковской школы. Псковичи успешно торговали с Нарвой, Ригой, Дерптом, Полоцком, позднее — с городами Ганзейского союза. Псков не только интенсивно поставлял свои товары в Западную Европу, но и являлся крупным передаточным пунктом товаров в русские города и княжества, и в далекие восточные страны. На Запад из Пскова шли караваны с мехом, медом, воском, кожей, щетиной, салом, льном и многим другим. С Запада иноземные купцы везли в Псков золото, серебро, медь, олово, свинец,сукно, полотна, драгоценные камни, вина, пряности, пергамент. С 1510 года Псков – важный военно-оборонительный пункт в составе Русского централизованного государства. Во время Ливонской войны город в 1581-1582 г. выдержал длительную осаду польско-литовских войск Стефана Батория. Первая половина 17 века прошла в Пскове под знаком народных волнений; к концу века экономическое могущество города стало падать. Во время Северной войны город вновь становится важным оборонительным пунктом, из которого и начался поход русской армии под предводительством Петра 1 в Прибалтику. все же понадобилось еще почти сто лет, чтобы Новгород официально, подписанием Болотовского договора в 1348 году признал независимость Пскова: «…Чтобы новгородские посадники в Пскове не управляли и не судили, чтобы в церковных делах от имени новгородского епископа судил пскович, чтоб никого из Пскова не вывозили в Новгород для службы в войне…». Вот в эти-то полтора с лишним столетия, с 1348 по 1510 годы, и расцвел на Русской земле удивительный феномен — Псковская вечевая республика. Множество замечательных памятников русской духовности и материальной культуры оставил древний Псков. Среди богатейшего наследства русской культуры Псков, его искусство и особенно его архитектура занимают весьма почетное место и его памятники особенно дороги тем, кто любит русское искусство. Возникновение Пскова теряется в глубокой, туманной для нас древности. Неизвестно, когда построен Псков и кем говорит псковская летопись. По рекам Эмбаху и Нарове озера сообщались с далекими морями и странами. На этой скале, у слияния рек Великой и Псковы, был построен Кремль, или как сами Псковичи его называли Детинец. Город быстро рос и развивался. .Уже в тринадцатом веке автор немецкой хроники писал о Пскове Этот город так обширен, что его окружность обнимает пространство многих городов, и в Германии нет города равного Пскову. В пятнадцатом веке уже существовали деревянные стены вокруг Окольного города и каменные укрепления Запсковья, т. е. крайнее наружное кольцо укреплений. Псковичи неустанно укрепляли и украшали свой город, обносили его стенами, строили башни и церкви, заменяли деревянные постройки каменными, настилали мостовые, строили мосты и переходы через реки и топкие места, расширяли посады. Вражеские нашествия, пожары и повальные болезни не могли остановить рост города. Темнеющая масса деревянных хором и других построек, казалось специально существовала для того, чтобы еще больше блистали и светились высокие стены каменных построек. Особенно заботились Псковичи об уюте, удобстве и красоте внутренних жилых помещений и дворов. Деревянная резьба, каменные узоры и яркие цветные изразцы чаще встречались в более интимных и украшенных дворах, чем на улицах. § 1.2.- Основные характерные особенности псковской архитектуры. Её яркие примеры. Древний Псков разговаривает с нами на языке своего зодчества, не всегда понятном современному человеку. Но стоит лишь обратить внимание на создания наших предков, как они становятся ближе и вызывают воспоминания, дремлющие в генах каждого русского человека. Во Пскове в Средние века сложилась своя, самобытная и ни на что не похожая архитектурная школа.Псковская архитектура как таковая сформировалась к XIV веку. Отличить псковский храм просто: знающие люди шутят «московский храм – торт, псковский – сундук». Тут нет богатства внешней отделки, множества куполов, украшенных разноцветными изразцами, мозаик и росписей – всего того, чем славится столичная храмовая архитектура. Вместо этого – строгость и благородство форм, северная суровость и аскетизм. Х.О. Псковской Архитектуры: 1) Толстые стены. 2) Строгость и благородство форм 3) Северная суровость и аскетизм 4.) Скупой и сдержанный декор: пояски «бегунца» и «поребрика» на апсидах и вокруг барабана всегда единственной главы церкви. Стены выложены из местного известняка, который не полировался и даже не обтёсывался гладко; неровные поверхности фасадов, обмазанные штукатуркой и выбеленные, выглядят как живая прихотливая ткань, на которой в сумерки играют тени и в разное время суток и года отражаются закаты, рассветы, зимние снега и светлое северное небо.Всё это производит впечатление необыкновенной содержательности, внутреннего сосредоточения и подлинно духовной мощи, создающиеся сознательно ограниченными средствами. Из горожан и окрестных крестьян создавались артели строителей, из их среды выходили выдающиеся зодчие, знающие местные природные ресурсы, климатические условия, рельеф местностей - все, что нужно для строительства храмов, жилищ и их защиты. Все древние сооружения Пскова, независимо от их назначения, построены из местного известнякового камня, добываемого в карьерах на берегах реки Великой, в пригородах Изборске и Порхове. Эти слоистые плиты разных размеров слегка обтесывались и составляли основной массив каменной кладки, скрепленной известковым раствором. Там, где толщина стен превышала 2 метра, между слоями лицевой кладки засыпалась плита с булыжными камнями, пролитая раствором и таким образом создавалось монолитное тело стены. Все здания и сооружения обязательно обмазывались известковым раствором и белились. Особенностью обмазки было то, что она подчеркивала неровности кладки, так как псковичи никогда не стремились к имитации геометрически ровных стен. Экономия труда, средств и скорость работ создали специфический эффект, свойственный псковскому зодчеству - живую, трепетную поверхность стен, ее каменную плоть, и необыкновенную способность отражать природный цвет, свет и тени. Особенно это ощутимо в церковных зданиях Пскова, где гармоническое единство с природой изначально заложено в архитектурный образ. Другая особенность древней архитектуры Пскова - ее видимая сила и мощь. Впечатление устойчивости и долговечности зданий создается за счет большого запаса прочности, толщины стен, несущих груз сводов и арок. Псковским зодчим были известны системы различных сводчатых конструкций, но их исполнение в местном материале, без расчетов, требовало большой наблюдательности, опыта и таланта. Трудом зодчих возведены свободные, как дыхание, своды жилых палат, ими очерчены точные линии ступенчатых арок и светлых окон в храмах, они расставляли боевые башни, направляя бойницы в сторону вражеского приступа. И здесь мастерство становилось высоким искусством, сочетающим мысль, материал и форму в бессмертные произведения архитектуры древнего Пскова. В эпоху создания русского государства мастерство псковичей было признано правительством московского великокняжеского двора. Псковских зодчих призывали на строительство храмов в Кремле, на возведение крепостей на юго-восточных рубежах - в Казани и Свияжске. В Пскове сохранилась линия каменных крепостных стен и башен Большого Окольного города длиной в 9 км.(XVI в.), восстановлены стены и башни Кремля и Довмонтова Города (XIV-XVII вв.). Больше всего в Пскове сохранилось остатков купеческих жилых зданий XVII в. Наиболее старые из них ярко отразили резкий контраст между уровнем благосостояния среднего посадского населения и богачей. Обычные жилища купцов, даже весьма зажиточных, отличались от массы изб остальных посадских людей лишь тем, что их нижний, складской этаж был построен из камня, а не из дерева. Палаты же и хоромы псковских богатейших купцов — «великих гостей» — поражали огромными по тем временам размерами, превосходившими размеры монастырских палат, имели по три каменных этажа и господствовали не только над окрестными жилыми зданиями, но даже и над самыми крупными церквами. Жилище псковского богача того времени представляло собой объединенные в одном объеме каменное хранилище, помещения с каменными стенами для приема гостей, оборудованные всем необходимым (большим количеством окон, печами, вытяжными отверстиями для вентиляции, обширными деревянными навесами над крыльцами — «гульбищами») и, наконец, деревянные этажи, заключавшие в себе собственно жилище, устроенное в соответствии со всеми требованиями комфорта и гигиены того времени. Дворы огораживались каменными оградами с каменными воротами и занимали по нескольку дворовых мест. Наличие двух этажей, предназначенных для хранения ценностей, с толстыми стенами, сводами, редкими небольшими окошками, защищенными железными ставнями и решетками, придавало этим зданиям суровый вид. Однако такая поверхностная характеристика в корне ошибочна. В этих зданиях не было решительно никаких приспособлений для обороны. Псковичи, еще живо помнившие бурные события 1607—1609 гг., очень хорошо понимали, сколь пагубными оказались бы попытки отбиваться от вооруженной толпы в любом здании, пусть даже имеющем специальные приспособления для обороны. В настоящее время в каменной постройке 70-80-х гг. XVII века, принадлежавшей псковскому купцу Сергею Поганкину, располагаются основные экспозиции Псковского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. К сожалению, до сих нор нет единой точки зрения на время их постройки. Судя по строительным приемам, использованным зодчими при возведении палат, компоновке помещений, деталям архитектуры, дату постройки палат следовало бы отнести к первой трети XVII века, однако, как полагают некоторые исследователи, они были сооружены в 70—80-х годах XVII века. Заказчик и первый владелец палат был купец Сергей Поганкин. В 1711 году умер последний представитель рода Григорий Юрьевич Поганкин, и палаты и все имущество его согласно завещанию были переданы церкви. В 1747 году здание было приобретено казной. В палатах был устроен провиантский склад, позже — пороховой. В 1900 году они были переданы Псковскому археологическому обществу, а спустя два года, после первой реставрации, в них открыли Исторический музей. Сохранившаяся каменная часть палат дошла до нашего времени с очень незначительными изменениями; утерянными, по сути дела, оказались только два крыльца палат, выходившие во двор, и верхние оконечности лестниц, связывавших каменные помещения с деревянными хоромами, которые возвышались над плитяным корпусом по всей длине здания Палаты сооружались с известным расчетом: "Г"-образная компоновка состроенных воедино трех его зданий определялась назначением их. Самая большая, трехэтажная каменная часть была жильем хозяина; двухэтажная, меньшей высоты, принадлежала какому-то другому самостоятельному члену семьи; и, наконец, в одноэтажной, вытянутой дальше по Музейному переулку, находились поварни. Сейчас в Поганкиных палатах размещены экспонаты Псковского историко-художественного и архитектурного музея-заповедника, так что свободный доступ в них дает возможность ознакомиться с внутренним устройством памятника архитектуры позднего псковского средневековья. Размещенная в палатах экспозиция исторического отдела музея раскрывает жизнь Псковского края от периода неолита до наших дней. Среди экспонатов — много предметов производства, быта и культуры псковичей XI—XII веков, изделия местных мастеров кожевенного, гончарного, литейного дела. Псковская архитектура сохранила свой самобытный характер, несмотря на все влияния, и после присоединения Пскова к Москве (1510 год § 1.3- Характерные особенности храмовой архитектуры Все храмы Пскова имеют имена – не просто по святому или церковному празднику, которому они посвящены, но исторические названия, связанные с окружающей местностью средневекового города или происшедшим в его богатой истории событием. Эти имена звучат как музыка, немного напоминая знаменитые на весь мир названия знаменитых итальянских храмов. Псковщина славится своими своеобразными храмами, подобных которым нет нигде.Самые ранние сохранившиеся в Пскове архитектурные церковные памятники относятся к XII веку. Это Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря и собор Иоанна Предтечи бывшего Ивановского монастыря. Х.О. Псковской храмовой архитектуры: 1) Пластичность простых геометрических объёмов. 2) Скромный декор. Минимум украшений 3) Притворы (пристройка перед входом в храм (то же, что прона́ос у греков, передняя проходная часть античного храма) перед западным (главным) входом, а нередко и перед боковыми 4) Живописные ансамбли церквей с многочисленными приделами. галереями и многопролётными звонницами Вторую половину XV — XVI век можно назвать эпохой зрелости в искусстве Древнего Пскова. «Разнообразие строившихся каменных зданий, объем строительства, технический его уровень, изощренность архитектурного мастерства псковских зодчих достигли вершины. Основным типом псковского храма того времени был четырехстолпный трехапсидный храм с закругленными боковыми апсидами и с восьмискатной крышей. Небольшие храмы устраивались без столпов, с главой на перекрещивающихся арках и с одной апсидой. Обязательной принадлежностью любой, даже самой миниатюрной церквушки были притворы перед западным (главным) входом, а нередко и перед боковыми… Звонницы в это время строили как можно выше, устанавливая их либо на особое здание, служащее им пьедесталом, либо на самый четверик. Иногда под храмом устраивали подцерковье с входом в него через особую небольшую пристройку» (Ю. Спегальский). В XV веке на новгородской земле начинается резкое разграничение церкви для низших слоев населения и князей. Одновременно Псков окончательно отделяется от Новгорода, возводятся свои церкви. На обеих территориях упор делается на человека, его мировосприятие. Теперь храмы для высшего сословия отличаются наличием узоров, похожи на терема и дворцы. Церкви же для народа были похожи на дома и молельни. Строили чаще всего небольшие, четырехстолпные одноглавые храмы. Их форма уже более напоминала кубическую. Делали специальные ниши на стенах и украшали их кирпичами в виде креста или волн. Но уже на данном этапе мы можем выделить существенные отличия архитектуры Пскова . Под влиянием греческих образцов складывается образ псковских церквей. Основа всегда была квадратной или вытянутой. Места сопряжения стен заваливались внутрь. Восточная стена всегда выделялась выступами с узорами. Апсиды были разной высоты, асимметричной расстановки. § 1.4- Ярчайшие представители церковного зодчества Плёса. Их особенности и характерные черты. В Пскове и ближайших пригородах как прежде возвышаются 38 храмов (XV-XVI вв.), во многих отправляются службы. Возрождены два древнейших монастыря - Мирожский и Снетогорский. 14 крупных комплексов гражданских зданий XVII века расположены во всех районах исторического центра Пскова. Многие из них еще не изучены в должной мере, но уже более ста лет оцениваются как великое достояние русского народа. По общепринятому мнению, псковское искусство весьма немногим отличается от новгородского и в большей своей части является лишь сколком с последнего. В подтверждение такому взгляду обыкновенно ссылаются на знаменитое положение веча: "На чем старшие задумают, на том и пригороды станут". Этими словами определяется будто бы "главная черта новгородской общинной жизни, в силу которой искусство, а, следовательно, и все памятники зодчества Псковской области могут идти подсказом о характеристике целого стиля новгородско-псковской архитектуры. Однако чем больше углубляешься в изучение псковского искусства, тем больше проникаешься убеждением, что оно, при всем своем родстве с новгородским, обнаруживает совершенно определенные, одному ему присущие особенности, и если Псков немало получил от Новгорода, то и в свою очередь псковитяне многому поучили новгородцев. И действительно, сравнивая даже древнейшие из сохранившихся памятников Пскова с новгородскими, мы уже ясно различаем некоторые особенности, ставшие позже типичными для псковского зодчества. Первые воздвигнутые здесь храмы были, как и в Новгороде, несомненно, деревянными, самым же ранним из уцелевших до нас каменных является Спасо-Преображенский собор в Мирожском монастыре на Завеличье. Храм этот является первым памятником Новгородско-Псковской области, в котором заметны очень значительные отступления от полученного из Киева византийского типа. Прежде всего, бросается в глаза очевидное стремление строителей ограничиться по возможности более тесным пространством. Тесниться заставили зимние стужи и сложность конструкции, неизбежная при громадных сооружениях. исследователей, - 4 столба занимали почти половину места; но зато множество церквей искупало этот недостаток". Эта теснота является с тех пор типичной особенностью псковских храмов. "Псковичи мало заботились о поместительности своих храмов, - замечает один из Теснота вызвала новые пропорции и породила характерную для Пскова приземистость. Основной объем - крестообразная в плане постройка, пространство между концами которой с востока застроено низкими боковыми апсидами, а с запада - небольшими древними помещениями в один свет, с более поздними надстройками, (высота концов креста равнялась 10 м, а высота боковых пристроек 5 м). Здание не имеет внутренних столбов, поэтому барабан покоится на стенах внутренних концов креста (на пониженных подпружных арках). Концы креста различны по длине, хотя все имеют почти одинаковую ширину. Диаметр апсиды шире основания восточного конца креста. Возможно, что это сознательный прием, связанный с задачей усиления впечатления от фресок на стенах алтарной части и показ их в более сложном ракурсе для подчеркивания значения центральной композиции "Деисуса". (икона или группа икон, имеющая в центре изображение Христа (чаще всего в иконографии Пантократора), а справа и слева от него соответственно— Богоматери и Иоанна Крестителя.) Западные помещения между концами креста имели позакомарные покрытия, дающие симметричное завершение этим объемам. Восточные помещения, т.е. диаконник и жертвенник, были перекрыты полусферами. Над ними возвышались повышенные объемы креста, имевшего также позакомарное покрытие. Барабан с восемью окнами был увенчан в ХII в. шлемовидной главой покрытой свинцом; в ХVI в. она была крыта желтой черепицей. Окна в соборе располагались в два света. В настоящий момент храм имеет четырехскатное покрытие с железной кровлей. Современная глава сделана в форме луковицы, покрытой деревянным лемехом. Часть оконных проемов растесано, некоторые превращены в двери, ведущие в угловые палатки хор. Окна барабана широкие и высокие. Из всех псковских памятников культового зодчества только Ивановский собор имел такие окна. Материалом стен собора является псковская известняковая плита чередующаяся с рядами плинфы. В качестве связующего употребляется известковый раствор с добавлением кирпичной крошки - цемянка. Первоначально здание было обмазано бледнорозовым цемяночным раствором. В настоящее время оно побелено. Весь собор кажется несколько приземистым за счет того, что он врос в землю (мощность культурного слоя около 1.5 м). Основные габариты храма по оси зап.-вост.- 23 м, по оси север-юг - 16.5 м. Фресковая живопись собора. Ещё одним наглядным примером специфики Пскова послужит «Церковь Николы на Усохе». Ее построили в 1536 г., но и в наше время, она является классическим примером псковского мастерства. Материалом для нее послужил камень, стесанный по краям для лучшего прилегания. В основе архитектуры одноглавая композиция из трех апсид. Имелись притворы, их соединяла галерея. Существует версия, что до реставрации в XVIII веке, южный придел был теплым с крыльцом. Так же с южной стороны находится небольшая часовня «Неугасимая свеча». Под куполом разместились подпружные арки. В люнетах помещали специальные керамические сосуды, которые несли акустическую функцию. Поэтому их называли: «голосники». В основе декора использованы валики и валиковые разводы на апсидах. Псковиче славились своим орнаментом «псковское ожерелье», которое потом войдет в основу псковско-новгородского стиля. Выстраивался арочный ряд, по нему кирпичи ставили ребром наружу — поребрики. За ним следует пояс, который образует ряд углублений в виде треугольников. Их вершины поочередно обращают вверх или вниз. Пояс словно бежит по волнам — бегунец. Рисунок закрывает поребрик. Такое пристальное внимание к деталям было неспроста, храм находился на главной улице, людей в приходе было много, там совершались таинства и особые молебны для всех желающих. В следующем по древности псковском памятнике, церкви Иоанна Предтечи в находящемся на Завеличье Иоанновском женском монастыре, мы встречаем новые особенности, опять чисто псковского характера, которые с этого времени становятся в высшей степени типичными для зодчества Пскова. Построенная вместе с основанием монастыря около 1240 года, церковь эта снаружи напоминает своими простыми формами и приземистыми пропорциями церкви Мирожскую и Снетогорскую, только в фасаде ее видно уже стремление к симметрии. Фасады эти неодинаковы, и в то же время как восточная и западная стороны имеют трехдольное деление, северная и южная имеют четырехдольное, причем над крайним к западу делением последнего фасада возведена небольшая звонничка. Двухуступчатые ниши, образуемые лопатками, завершаются наверху дугами, выведенными очень грубо и примитивно. Местами в этих нишах сохранились декоративные небольшие нишки в виде окон. Покрытие было некогда, очевидно, поарочным.\ Различие этого памятника от предыдущих заметно главным образом внутри церкви, где мы впервые встречаемся уже не с обычными для Новгорода четырехгранными столбами, а с круглыми. Правда, два из них еще остаются четырехгранными, но они спрятаны в алтаре за иконостасом, так что в самом храме видны четыре западных столба, которые все закруглены. На эти столбы насажены еще короткие четырехгранники, вышиной несколько больше одной трети круглых столбов, и уже на них возведены арки и своды. Кроме главного купола, опирающегося на два четырехугольных и два ближайших к ним круглых столба, церковь имеет еще два полых барабана с главками. В.В.Суслов дает очень остроумное объяснение их происхождение, предполагая, что они были исключительно световыми и служили для того, чтобы освещать хоры, совершенно лишенные света, между тем как на них пели монахини и читались священные книги. Это предположение тем более правдоподобно, что благодаря присутствию двух глав в западной части храма получается нечто вроде такой же симуляции симметрии, какую мы видели в Благовещении на Мячине. Как и там, зодчий здесь играл на впечатление, и не будь этих западных глав, храм со своим куполом, сдвинутым к востоку, получил бы неизбежно кривобокий вид, так как, ставши посередине его южного фасада, имеешь слева два деления, тогда как справа только одно9. Введя эти главки, зодчий как бы передвинул для глаз центр, выраженный в куполе, с востока ближе к западу, ибо создал вместо него новую купольную концепцию, неожиданно прекрасную и с некоторых точек прямо пленительную. Стефановская церковь. Конец XVII — нач. XVIII в. Монастырская трапезная церковь на подклете, к которому примыкают Святые ворота. Храм построен в конце XVII в. на месте более ранней одноименной церкви. Фасады декорированы белеными кирпичными карнизами, орнаментальными поясами, лопатками. Окна и двери обрамлены колонками с перехватами. Это надвратный одноглавый храм с трапезной и колокольней, установленный на высоком подклете у Святых ворот. Церковь выстроена в архитектурном стиле того времени с добавлением украшений фасада здания и его окон, заимствованных из московской архитектуры в виде фасадной декорации белеными кирпичами, карнизами, орнаментальными поясами и каменными лопатками. Окна и двери храма обрамлены колонками с перехватами и фронтонами. Надо сказать, что церквей псковского типа немало еще сохранилось по берегам Чудского озера и по реке Нарове. Их зодчие, видимо, применяли все практические нововведения псковичей и кое в чем пошли еще дальше. Так, они не ограничиваются закруглением восточной стороны алтарных столбов, но округляют и выступы среднего полукружия, занимающие много лишнего места как раз за самым престолом. В XV веке появляются, наконец, и такие церкви, которые совершенно лишены столбов. К ним относятся только совсем маленькие, примером которых может служить церковь Николы Чудотворца, Спаса Преображения Надолбина монастыря и в особенности исследованная П.П.Покрышкиным и относимая им к 1431 году в высшей степени изящная Успенская церковь в Гдове. Покрытие ее совершено при помощи оригинальной системы "взаимно перпендикулярных арок, восходящих кверху в виде ступеней и поддерживающих световой грациозный куполок". Современные школы храмовой архитектуры идут по двум путям. Первый — это подражание известным стилям, смешение их. Второй — выдвижение новых проектов выпускниками школ. Церковные заказы получают и те, и другие группы зодчих, но не всегда им дается одобрение. Следовать уже по натоптанному пути всегда легче и надежнее, поэтому в храмах нашего времени отчетливо видны отсылки к псковско-новгородскому стилю. 15 Пример храмовой архитектуры в Пскове нашего времени: Церковь Веры, Надежды, Любови и матери их Софии c приделами во имя Собора Московских святых и Собора Псковских святых — православный храм на восточной окраине Пскова — в Крестах Это один из примеров, в котором отчётливо можно увидеть сохранившиеся черты древней Псковской архитектуры. Хранитель древних традиций. Трехапсидный одноглавый четверик с пощипцовыми завершениями фасадов, с асимметричными боковыми приделами, трапезной и многопролетной звонницей псковского типа. В основе архитектуры одноглавая композиция из трех апсид. Под куполом разместились подпружные арки. На храме установлены три купола из нержавеющей стали с титановым покрытием под цвет золота и семь бронзовых колоколов. Самый большой колокол весит 150 килограммов, самый маленький – 10 килограммов.. Купола шлемовидные. К этой церкви, как во многих древних храмах Пскова, есть пристройка звонницы. Ннешних митрополита и настоятеля храма, а внешняя поверхность четырех украшена иконами святых мучениц. Диаметр главного купола составляет 4900 миллиметров, а высота креста 3400 миллиметров. Купола произведены из нержавеющей стали с титановым покрытием под цвет золота.). Главное украшение внутреннего убранства храма – резной дубовый иконостас – изготовлен вручную. Он украшен разнообразными растительными формами и многочисленными декоративными элементами. В Псковской храмовой архитектуре, как в древней, так и от малой части, в нынешней останутся свои уникальные традиции,и примеры - прекрасного и неповторимого. Они ещё долго будут вдохновлять русских архитекторов. Псков, находившийся долгое время в подчинении Новгорода, смог выработать отличительные черты своего искусства. «Стилизации Тона существенно отличаются академической холодностью, математической жесткостью пропорций…эклектичностью деталей. Педантизм Тона умертвил живое чувство, ощущение скульптурности, пластичности, присущие русской (добавим - особенно псковской –) архитектуре». Понятно, что, отталкиваясь от этих образов, мы обречены на псевдоновизну, принципиально контрастную древнепсковской школе, это далеко от переосмысления традиций, но близко к концептуальной ошибке. Любопытно и показательно, что наши архитекторы вдохновляются Ле Корбюзье(французский архитектор швейцарского происхождения, пионер архитектурного модернизма и функционализма, представитель архитектуры интернационального стиля, художник и дизайнер), а он вдохновлялся Псковом…Опять «копия копий»! Не лучше ли прямо обратиться к Пскову и найти достойный образ современного храма на этой земле с «уважением к минувшему», которое, по определению А.С.Пушкина, отличает «образованность от дикости Глава II § 2.1- Псковская белокаменная резьба и резьбы по дереву. История белокаменной резьбы Резьба по камню – это процесс формирования нужной формы, который осуществляется посредством сверления, полировки, шлифовки, распиловки, гравировки и т.д. Резьба по камню появилась еще в глубокой древности, и широко использовалась в скульптуре, архитектуре и в ювелирном деле, где такой обработке поддавалось множество поделочных, ювелирных и облицовочных камней, а именно яшма, малахит, изумруд, горный хрусталь, мрамор, оникс и многие другие. Постепенно появлялись все новые и новые приемы и техники обработки камня. Это связано с ростом потребности людей в таких изделиях. Первоначально, в период палеолита и мезолита, имело место скалывание, далее в неолите появилась распиловка камня, шлифовка, в энеолите уже научились делать из твердых камней полые кувшины. В период бронзового века возникло искусство глиптики, с помощью которого создавались геммы, которые выполняли функцию амулетов, печатей, а также использовались как украшения. К четвертому веку до нашей эры появились камеи, которые выполнялись уже на цветном камне. На них были изображены лица людей и богов, а также полные сюжеты из древней мифологии. Существует точка зрения, согласно которой камея в дословном переводе означает «морская раковина». Это объясняется тем, что первоначально для создания гемм применяли раковины моллюсков. Камея «Гонзага» является одной из самых известных, и свое название она получила в честь герцога Людвига Гонзага, семья которого владела ее в течение очень длительного времени. Далее уже в железном веке появились железные орудия, который использовали при обработке камня. Это существенно облегчило работу мастеров. В период средневековья резаные камни стали украшать здания, то есть становятся предметом интерьера. Например, в то время большой популярностью пользовалась "карлштейнская" мозаика, с помощью которой стены здания украшались пластинками яшмы большого размера. Особого развития резьба по камню получила в период позднего средневековья, который датируется 16 - началом 17 века. В это время обработанный камень стали использовать в дорогих изделиях и украшениях. В Пскове, белокаменная резьба мало, где использовалась и не внесла большого вклада в истории, поскольку одной из главной характерной особенности Псковской архитектуры было то, что мастера этого города использовали минимум украшений- скромный декор. Особенно это касалось храмом и соборов Пскова. И сейчас очень сложно найти здание в этом городе где бы использовался этот по истине интересный и древний вид резьбы. Одной из главных храмовых урашений Пскова был «бегунец» и «поребрика». В XV веке установились типичные приемы каменной псковской орнаментики. Каноническим стало украшение барабанов церквей «бровками» над окнами, над ними — поясом орнамента из трех рядов впадин, а еще выше — рядом «кокошников»; украшение абсид тем же неизменным поясом из впадин, а средней абсиды, кроме того, так называемыми «валиковьши разводами»; обработка входных дверей храмов наличниками из ровных поставленных на ребро плит, украшение фасадов кишками с фресковыми изображениями в них. Формы псковской каменной орнаментики были связаны с наиболее удобными приемами кладки и с особенностями материала. Среди пород псковской плиты есть известняки, выламывающиеся ровными слоями определенной для каждой породы толщины. Некоторые из таких известняков очень мягки. Псковские каменщики пользовались этим для создания орнаментации своих построек. Перекрывая отверстие окна в барабане церкви двумя наклонными плитками, каменщик укладывал над ними еще такие же ровные плитки, но выдвигая их на несколько сантиметров за лицо стенки, и таким образом получалась «бровка». Если наружная часть окна была расширена и расширение перекрывалось арочкой, то и бровка получалась закругленной. Таково же происхождение дверных наличников, также складывавшихся из ровных плит, обрамлявших дверной проем, из которых один выдвигались из стены, а другие углублялись. Классический псковский орнаментальный пояс, состоящий из двух рядов прямоугольных и между ними одного ряда треугольных впадин, складывался из небольших, совершенно необработанных, а лишь обколотых до нужного размера плиток. Окончательная форма придавалась орнаменту обмазкой. Характерно, что псковская архитектура XV и XVI веков из так называемых «архитектурных обломов», то есть профилей, вытесывавшихся в камне, употребляла только два — валик и полувалик (последний — значительно реже). Иногда они почти совсем не обтесывались, а просто подбиралась плита с очень ровным краем и лишь слегка подрубались ее углы, а иногда и этого каменщик не делал, рассчитывая на последующую обмазку, посредством которой валик слегка скруглялся. . 18. Глава III Псковская живопись и её представители § 1 – Живопись Пскова, чем она характерна С открытием древнерусской живописи внимание историков искусства почти не привлекала иконопись древнего Пскова, тогда как на долю его соседа — Великого Новгорода выпали десятки интересных монографий и отдельных статей, посвященных иконе. Между тем, собранные воедино памятники псковской иконописи могли бы существенно изменить наши представления о древнерусской живописи. Кроме Пскова, на всей Древней Руси не было еще такого княжества и такой земли, где на протяжении более чем четырехсот лет в искусстве был сохранен характер духа, свойственный суровой и страстной натуре древних псковичей. Летописи не сохранили ни одного имени псковского живописца, жившего до XVI столетия, также они ничего не рассказывают об особенностях развития псковской живописи. И тем не менее, несомненно, что в XIV-XV веках псковская земля знала великий расцвет живописного искусства Своеобразие псковского искусства находится в определенной зависимости от истории псковской земли. Существенным моментом здесь является изолированное положение города от остальных русских земель. Псковская земля — это форпост Древней Руси, выдвинутый далеко на Запад и окруженный иноземными народами. В силу этого положения Псков приобретает особое самосознание, особую общественную структуру и представляет собой феодально-вечевую республику. Провинциальная зависимость Пскова от Новгорода обязывала его принимать образцы новгородского искусства, находившегося под влиянием романского Запада. В силу этого древнейшие памятники псковской живописи были сравнительно далеки от византийских канонов. «Богоматерь Одигитрия» XIII века напоминает искусство, возникшее в бурной атмосфере варяжских набегов. Суровый образ Богоматери в огненном озарении киноварного фона пронизан мощным дыханием эпохи, когда молились, не снимая кольчуги. Романские влияния чувствуются не только в трактовке образа, но и в художественных приемах: ромбический узор по лузге (Лузга — бортик, образованный в доске ковчегом и полем), обрамляющий фон, звезды на одеждах, мелкая жемчужная обнизь выполнены в духе западного орнамента с его механической, непочерпнутой из природы связью элементов. Мелкие, сухие и бессистемно написанные складки одежд, живопись ликов и рук свидетельствуют о слабом знакомстве не только с византийскими, но даже и с западными традициями. Однако уже в этой иконе явно намечаются основные принципы псковской живописи. 19. Напротив, икона «Никола» конца XIII-начала XIV века из церкви Николы от Кож свидетельствует о влиянии Новгорода на искусство Пскова. Крупный золотой ассист (Ассист (корень слова «ас» — страна солнца) — разделка листовым золотом в виде лучей. В древней живописи имела символический смысл. Ассистом отмечали «силы небесные», например, одежды Христа покрыты ассистом, одежды Богоматери и апостолов не покрывались. Позднее, начиная с XV века ассист приобретает значение декоративное: ассистом равномерно покрывается почти каждое цветовое пятно, даже архитектура и деревья), наглухо закрывающий поверхность одежды, манера писать лик и руки, используя черный рисунок, просвечивающий сквозь жидкий, очень светлый санкирь (Сапкирь — первоначальный заготовительный тон, которым покрываются лики и другие части тела; при последующей работе санкирь остается как теневой тон), охрение (Охренне — охряные и белильные высветления ликов и других частей тела, наложенные поверх санкиря. В более древней живописи санкирь и охренне налагались рядом, соприкасаясь только стушеванными между собой краями) на ликах и отсутствие его на руках — все это полностью повторяет приемы новгородских художников XIII века. Фигуры Христа и Богоматери написаны свободнее, в более живописной псковской манере. По-псковски написаны и поля иконы насыщенным сине-зеленым цветом, резко контрастным яркому золоту фона. Но официальная живопись Новгорода довольно скоро выходит из обихода псковских живописцев. Гораздо больший интерес представляет группа икон, объединенных общим признаком — применением олова для покрытия фона. В них еще отчетливее обозначилось стремление псковских живописцев к поискам художественных приемов, делающих икону световым фокусом интерьера. Такие тенденции ясно видны в иконе XIII века из села Выбуты «Илья с житием». Если представить, что ее свинцово-серый фон некогда имитировал серебро, то нетрудно определить и общий колорит произведения. Сочетая в одинаковом тональном напряжении голубой цвет одежды пророка и светящийся розовый фон пейзажа, усиленный контрастным узором темных трав и белых цветов, обрамляя поле средника массивным квадратом житийных клейм, художник достигает сильнейшего светового эффекта. Но главным в иконе является характер образов, свойственный только этой иконе. Библейские образы, словно пришедшие сюда из каменистых пустынь Палестины, патриархальная, чисто библейская значительность композиций, отличают это произведение как от риторического искусства Запада, так и от магической символики Византии. Как и предыдущая икона, «Успение Богоматери» XIII века тяготеет к образцам романской живописи, возникшим на почве, лишенной воздействия классической культуры. Упрощенные художественные средства вместе со стремлением к реалистическому раскрытию образа исключали всякую возможность идеализировать внутренний мир персонажей 20. Как и предыдущая икона, «Успение Богоматери» XIII века тяготеет к образцам романской живописи, возникшим на почве, лишенной воздействия классической культуры. Упрощенные художественные средства вместе со стремлением к реалистическому раскрытию образа исключали всякую возможность идеализировать внутренний мир персонажей. Такое отношение к образу определило и художественные принципы мастера-складки одежды, прорисованные грубо и внятно, маленькие бескостные руки, не связанные с фигурой; нелепо огромные ноги, наспех очерченные темным контуром, при всей простоте написания сохраняют ощущение «телесности» и грузности. Эти черты искусства еще далеки от идеального и гармонического восприятия мира. Монументальная композиция иконы «Богоявление» конца XIII-начала XIV века иногда связывается с особенностями росписей Снетогорского монастыря. Ее иконография следует некоторым редким древнейшим византийским канонам, но живописный стиль иконы, по сравнению с первоначальным стилем псковской живописи, свидетельствует о решительном сдвиге псковского искусства в сторону восточно-христианской византийской традиции. Черты католического западно-европейского искусства здесь исчезают. Меняется и сама техника живописи. Навсегда пропадает черный рисующий контур. Гармонию между цветовыми пятнами мастер находит как внутри самого цвета, так и в определенном ритмическом размещении его по всей плоскости. XVI веке под властью Москвы завершается объединение крупнейших древнерусских городов. Возникший в пределах Москвы художественный стиль, который складывался под влиянием искусства «залесских городов» (Владимир, Ростов, Суздаль и др.), становится общим для всех других местных школ, в том числе и Пскова, но упорное стремление сохранить древние традиции приводило иногда к сознательной архаизации образов. Это ярко отразилось в ответе псковских иконописцев новгородскому архиепископу Геннадию и посадникам: «…и став иконник большой Переплав, с прочими иконники, и рек: мы, господине, те образы пишем с мастерских образцов старых, у коих есмя училися, а сниманы с греческих. А писанья, господине, о том не предложили никотораго. И псковичи тогды паче послушали иконников, а не архиепископа…»(Горский. Максим Грек святогорец. «Прибавления к творениям святых отцов в русском переводе». М., 1859 г., ч. 18, стр. 192). Примером такой «консервативной» живописи является икона «Рождество Христово» XVI века из Опочки. Чтобы придать иконе древнейший характер, художник обращается к каким-то старым источникам, очевидно, к фреске, заимствуя у стенной живописи приемы и принципы композиции. . Заключение Проделав большую работу по истории города Плёса, по его характерным особенностям, как историческим, так и архитектурным, так и по живописи и белокаменной резьбе. Я смог раскрыть всю важность и значимость во всех названных выше аспектах этого города, как для России, так и в како-то мере для Европы. Но было бы неверно объяснять неповторимость псковского искусства только историческими обстоятельствами и приверженностью к художественным традициям. Оценивая силу и самобытность живописи Пскова, нельзя не ощутить той великой любви к своему городу, с которой жили и умирали псковичи. Нельзя не заметить этой любви ко всему укладу их суровой и мужественной жизни, к вечевому колоколу, к дому святой Троицы, бывшей эмблемой древнего Пскова. Вот как однажды проявилась эта любовь в плаче псковского летописца, оплакивающего потерю городом своей самостоятельности: «О славный граде Пскове великий во градех, почто бо сетуеши и плачеши. И отвеща прекрасный град Псков: како ми не сетовати или како ми не плакати и не скорбети своего опустения…». Именно эта любовь донесла до наших дней мощное и страстное искусство безвестных мастеров. Мы проследили, как изменялся псковско-новгородский стиль. Являясь самобытной архитектурной школой, он остается единственным памятником многовековой истории, не поддавшимся влиянию западных нововведений. Искусство сочетать строгость форм Пскова и фантазийные барабаны Новгорода продолжают восхищать современных зодчих. Данный стиль внес несоизмеримый вклад в развитие русской архитектуры. Храмы Пскова подарили истории колокола, висящие в звонницах — отдельных сооружениях в стенах. Техника применения глиняных сосудов, обращённых горлом внутрь помещения, решила многие акустические проблемы и в других храмах. Псковско-новгородский стиль выступает образцом храмовой архитектуры, имея отклики и в современном искусстве, став бессмертной памятью псковичей и новгородцев. 22
Список использованной литературы Основные источники: Грабарь И. Э. «Церковное зодчество Пскова» |