ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОРГАНИЗАЦИИ ТУШЕНИЯ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ Кузина Мария Алексеевна студентка группы ЗЧС-31 Организация тушения пожаров в лесах Курсовая работа по тактике тушения пожаров Код специальности 20.02.02. Научный руководитель: Защита в чрезвычайных ситуациях Земцова Юлия Александровна СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3 ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОРГАНИЗАЦИИ ТУШЕНИЯ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ...........5 1.1 Законодательные основы................................................................................5 1.2 Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в лесах.........................................................................................................................8 1.3 Противопожарная профилактика.....................................................................9 ГЛАВА 2. ВИДЫ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ..........................................................13 2.1 Основные причины лесных пожаров...........................................................15 2.2 Основные приемы тушения...........................................................................16 ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ТУШЕНИЯ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ....................18 3.1 Порядок организации тушения............. ......................................................18 3.2 Руководства работами по тушению пожаров..............................................21 3.3 Разведка пожара и составление плана тушения.........................................24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................28 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.............................................30 ВВЕДЕНИЕ Общая площадь лесов разных ведомств в Тамбовской области по состоянию на 1 января 2016 года составляет 402,6 тыс. га. Площадь лесов, расположенных на землях обороны и безопасности и землях особо охраняемых природных территорий, составляет 27,6 тыс.га. Леса государственного лесного фонда находятся в основном в трех лесных массивах - Цнинском, Иловайском и Воронинском, остальная площадь лесов рассредоточена в южной и юго-западной частях области и представлена мелкими лесными урочищами, лиственными колками, а также хвойными лесами искусственного происхождения, в основном молодняками и средневозрастными насаждениями, созданными в 60-70 годы прошлого века на неудобных землях сельскохозяйственного назначения. По территории области леса расположены крайне неравномерно. Основная масса лесов сосредоточена в бассейнах рек. Лесистость Тамбовской области в среднем составляет 10,5%. Лесным Кодексом Российской Федерации установлено, что все леса подлежат охране от пожаров. Охрана лесов осуществляется с учётом их биоэкологических и региональных особенностей и включает комплекс организационных, правовых и других мер, направленных на сохранение лесного фонда от уничтожения, проведения, ослабления и других вредных воздействий. Организация разработки и выполнения противопожарных мероприятий по охране лесов возложена на органы государственной власти в субъектах Российской Федерации, которые обеспечивают их выполнение через органы управления лесным хозяйством. На местах мероприятия по охране лесов от пожаров находятся в компетенции районных (городских) администраций, а их выполнение возложено на владельцев лесного фонда и другие структуры, осуществляющие владение лесного хозяйства. Практическое осуществление мероприятий по предупреждению, обнаружению и тушению пожаров в лесах лесхозов возложено на государственную лесную охрану, а в лесах, закреплённых за другими владельцами, на ведомственную охрану. Важнейшим звеном в охране лесов от пожаров является лесопожарная профилактика, которая предусматривает проведение комплекса мероприятий, направленных на предупреждение возникновения лесных пожаров, ограничение их распространения и создание условий для обеспечения успешной борьбы с ними. Наряду с выполнением работ по лесопожарной профилактике важнейшей задачей лесохозяйственных органов является также обеспечение современного обнаружения лесных пожаров и ликвидация их в начальной стадии развития. Объект исследования: тушение пожаров. Предмет исследования: особенности организации тушения пожаров в лесах. Цель: изучить особенности тушения пожаров в лесах. Задачи: 1. Выявить виды лесных пожаров. 2. Изучить методы предупреждения лесных пожаров. 3. Рассмотреть организацию и подготовку сил и средств пожаротушения. 4. Рассмотреть организацию тушения лесных пожаров. Указания по обнаружению и тушению лесных пожаров являются руководством для органов управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации и других владельцев лесного фонда в проведении мероприятий по обнаружению и тушению лесных пожаров с применением современных способов и средств. ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОРГАНИЗАЦИИ ТУШЕНИЯ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ 1.1. Законодательные основы Лесным кодексом Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. №200-ФЗ (статья 1) предусматривается, что все леса подлежат охране от пожаров на основе проведения комплекса организационных, правовых и других мер. А порядок осуществления мероприятий по охране лесов от пожаров (статья 19) обеспечивается руководством всех уровней через органы управления лесным хозяйством. Основным законодательным актом по предупреждению лесных пожаров и организации борьбы с ними являются Правила пожарной безопасности в лесах Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 30 июня 2007 г. N417 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах"). В соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности в лесах в пожароопасный сезон, т.е. в период с момента схода снежного покрова в лесу до наступления устойчивой осенней, дождливой погоды или образования снежного покрова, в целях предупреждения возникновения лесных пожаров необходимо соблюдать следующие условия: - Не разводить костры в хвойных молодняках; в местах с наличием сухой травы; под пологом леса; на старых горельниках; на участках леса, подвергшихся ветровалу, бурелому; на торфяных почвах; на не очищенных от порубочных остатков и заготовленной древесины лесосеках; - разводить костер, в случае необходимости, можно на открытых местах, окружив его минерализованной полосой не менее 0,5 м. По истечении необходимости костер должен быть залит водой или засыпан землей; - не бросать горящие спички, окурки и золу из курительных трубок; - не употреблять на охоте пыжи из легковоспламеняющихся и тлеющих материалов; - не заправлять топливом баки двигателей внутреннего сгорания при работающих двигателях; - не эксплуатировать машины с неисправной системой питания; - не курить и не пользоваться открытым огнем вблизи заправляемых топливом машин; - не проводить выжигание сухой травы на лесных полянах и лугах, стерни на полях и примыкающих к лесам земельных участках и в защитно-озеленительных лесонасаждениях. Исключение составляет по разрешению местной администрации ранней весной и осенью контролируемое выжигание сухой травы. Сжигание мусора может проводиться на площадках (котлованах) на расстоянии 100 м от стен хвойного леса и не менее 50 м от стен лиственного леса. Территория вокруг площадок (котлованов) в радиусе 25-30 м должна быть очищена от сухостоя, валежника, порубочных остатков и окружена двумя минполосами шириной 2,6 м на расстоянии 5м между ними. Сжигание порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок проводится в кучах шириной не более 3 м на расстоянии не менее 10 м от стен леса и заканчивается, как правило, до начала пожароопасного сезона. В отдельных районах сжигание порубочных остатков, в виде исключения, может допускаться в пожароопасный сезон в дни с I и II классом пожарной опасности по условиям погоды. Кроме того все организации и граждане, ведущие работы в лесу, обязаны: - Разрабатывать и по согласованию с лесхозом (владельцем леса) утверждать для каждого объекта, расположенного в лесу, планы противопожарных мероприятий и обеспечивать их выполнение; - при ведении строительных работ (дороги, газо- и нефтепроводы, линии связи и электропередач и др.) заготовленная древесина, порубочные остатки и легковоспламеняющиеся материалы складывают в местах и в сроки, установленные лесхозом; - иметь в местах работ пункты сосредоточения пожарного инвентаря для организации тушения возникающих пожаров; - создавать на пожароопасный сезон в местах работ и лесных поселках пожарные дружины; - при корчевке пней взрывчатыми веществами прекращать эти работы при IV-V классах пожарной опасности по условиям погоды. Кроме общих требований, Правилами пожарной безопасности в лесах Российской Федерации установлены специальные требования к предприятиям, организациям, учреждениям, другим юридическим лицам и гражданам, ведущим рубки леса; к предприятиям и организациям, в ведении которых находятся железные и автомобильные дороги; к торфодобывающим предприятиям; к занимающимся лесными промыслами; к нефтегазоразведочным и нефтегазодобывающим предприятиям и организациям; к имеющим в своем ведении линии электропередач, связи, радиофикации и трубопроводы; к ведущим изыскательские работы; к проводящим культурно-массовые мероприятия в лесах; к лесхозам; к базам авиационной охраны лесов; к лесхозам, на территории которых имеются участки лесного фонда, загрязненные радионуклидами. 1.2. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в лесах В соответствии с действующим законодательством: нарушение требовании Правил пожарной безопасности в лесах влечет наложение штрафа на граждан в размере до 0,1 минимального месячного размера оплаты труда и на должностных лиц - до 0,5 минимального месячного размера оплаты труда; уничтожение или повреждение леса в результате поджога или небрежного обращения с огнем, а также нарушение требований пожарной безопасности в лесах, повлекшее возникновение лесного пожара либо распространение его на значительной площади, влечет наложение штрафа на граждан в размере до 0,5 минимального месячного размера оплаты труда и на должностных лиц - до 1 минимального месячного размера оплаты труда. Граждане и должностные лица, виновные в совершении указанных нарушений, несут административную ответственность, если эти нарушения не влекут за собой уголовной ответственности по действующему законодательству. Наложение штрафа или применение других мер административного воздействия за нарушение требований Правил пожарной безопасности в лесах не освобождает должностных лиц и граждан от обязанности устранить допущенное нарушение в срок, установленный государственным органом управления лесным хозяйством. Государственные органы управления лесным хозяйством республик в составе Российской Федерации, краев, областей и автономных образований вправе вносить представления руководителям министерств, ведомств, предприятий, организаций и учреждений об устранении нарушений Правил пожарной безопасности в лесах, а в необходимых случаях направлять материалы в прокуратуру или органы внутренних дел для решения вопроса о привлечении виновных к установленной законом ответственности. Предприятия, организации, учреждения, другие юридические лица и граждане, виновные в возникновении пожаров, несут в установленном порядке материальную ответственность за ущерб, причиненный лесному фонду. 1.3. Противопожарная профилактика Основой для предупреждения возникновения лесных пожаров являются профилактические противопожарные мероприятия в лесном фонде. Выполнение противопожарных мероприятий обеспечивается всеми владельцами лесного фонда, а предприятия, учреждения и организации, деятельность которых влияет на состояние и воспроизводство лесов, также обязаны проводить мероприятия, направленные на охрану лесов. В лесах предусматривается проведение комплекса профилактических мероприятии, направленных на предупреждение возникновения лесных пожаров, ограничение их распространения и создание условий для обеспечения успешной борьбы с ними, на основе планов противопожарного устройства лесной территории региона. Такие планы содержат виды противопожарных мероприятий и объемы выполняемых работ по каждому лесхозу исходя из уровня развития экономики района, степени хозяйственного освоения лесного фонда, интенсивности лесного хозяйства, фактической загораемости лесов. На их основе лесхозы разрабатывают годовые оперативные планы текущих противопожарных мероприятий. При этом учитываются изменения в лесном фонде, причины возникновения лесных пожаров, социально-демографический состав виновников их возникновения. Работу по выполнению противопожарных мероприятий необходимо корректировать в соответствии с динамикой погодных условий. Наибольший эффект от профилактических мероприятий может быть достигнут, если они проводятся по определенной системе, комплексно, целенаправленно и последовательно во времени. Учитывая, что в подавляющем большинстве случаев лесные пожары возникают из-за неосторожного обращения людей с огнем во время отдыха или выполнения работ, государственные органы управления лесным хозяйством обязаны обеспечить: – Широкое проведение пропаганды по соблюдению правил пожарной безопасности среди населения в населенных пунктах, общественном транспорте, местах выполнения работ и массового отдыха; – организацию лесной рекреации в целях сокращения неорганизованного притока людей, обеспечения пожарной безопасности в местах отдыха; - контроль за соблюдением требований пожарной безопасности в лесах, установление причин возникновения лесных пожаров, выявление нарушителей и виновников возникновения лесных пожаров. Организационно-технические мероприятия предусматривают: - Разработку и представление на утверждение органам власти мероприятий по пожарной профилактике, противопожарному обустройству и подготовке предприятий, учреждений и организаций, на которые возложена охрана лесов, к пожароопасному сезону; - разработку и представление на утверждение органам власти оперативных планов борьбы с лесными пожарами. В планах предусматривается организация пожарных формирований из работников предприятий, организаций, учреждений и населения со средствами транспорта, противопожарным оборудованием, их подготовка, порядок приведения в готовность и другие положения; - проведение совещаний-семинаров (февраль, март) государственной и ведомственной лесной охраны с участием представителей органов власти, предприятий, организаций, учреждений по вопросам состояния охраны лесов и мерах по ее улучшению; - организацию подготовки (индивидуальной, курсовой) руководителей тушения лесных пожаров из числа работников наземной и авиационной охраны лесов, обладающих умением работать с людьми, имеющим профессиональную подготовку и опыт борьбы с лесными пожарами; - устройство временных посадочных площадок для вертолетов и учет естественных площадок, пригодных для посадки вертолетов. Такие площадки создаются возле контор лесхозов, лесничеств, мест жительства лесной охраны, расположения резервных команд, а также в лесных массивах с высокой пожарной опасностью; - устройство пунктов приема донесений от авиации, пунктов сосредоточения пожарного инвентаря. Такие пункты организуются там, где создаются резервные пожарные формирования или возможно привлечение на тушение лесных пожаров местного населения. Перечень пунктов приема донесений согласуется лесхозом с авиаотделением, пункты и количество пожарного инвентаря определяются лесхозом в соответствии с нормативами сосредоточения пожарного инвентаря; - внесение предложений органам власти о дополнительных, не предусмотренных Правилами пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, противопожарных требованиях исходя из местных условий или складывающейся пожарной обстановки; - согласование с органами власти разрешений на проведение ранней весной и поздней осенью контролируемого выжигания напочвенного покрова в целях предупреждения возникновения и распространения лесных пожаров в районах, подверженных возникновению ранневесенних лесных и других пожаров; - проведение за одну-две недели до установления класса пожар- ной опасности по условиям погоды облетов территории с целью контроля подготовки лесного фонда к пожароопасному сезону и соблюдения организациями, предприятиями, лесопользователями и другими работающими или имеющими в лесу свои объекты требований пожарной безопасности; - организация смотров готовности государственной лесной охраны, ведомственной охраны, ее специальных пожарных подразделений, других пожарных формирований к борьбе с лесными пожарами. |