Определение намагничивающего тока Магнитное напряжение на пару полюсов:  Коэффициент насыщения магнитной цепи:  Намагничивающий ток:  Относительное значение токов:  3. РАСЧЕТ ПАРАМЕТРОВ СХЕМЫ ЗАМЕЩЕНИЯ ФАЗЫ МАШИНЫ 3.1 Расчет активного сопротивления фазы обмотки статора: Схема замещения фазы асинхронной машины и уравнения, описывающие соотношения между токами и напряжениями в ней, отражают физические процессы, происходящие в фазе машины. Зная параметры схемы замещения, можно рассчитывать любые режимы работы двигателя. Двигатель с вращающимся ротором сведен к неподвижной схеме, где вращение учтено в приведенном активном сопротивлении фазы ротора. На рис.15 приведена схема замещения фазы. Параметры схемы замещения остаются неизменными при различных режимах работы машины: в пределах изменения скольжения от холостого хода до Sном их изменением можно пренебречь. При расчете пусковых характеристик происходит изменение параметров, из-за насыщения стали магнитопровода. Активное сопротивление фазы обмотки статора:  где: =1/57·106 (Ом·м) - удельное сопротивление материала провода обмотки; L1 - общая длина эффективных проводников в фазе обмотки статора:  L1ср - средняя длина одного витка;  L1ср - длина лобовой части секции;  3.2 Расчет индуктивного сопротивления фазы обмотки статора: Индуктивное сопротивление фазы обмотки статора:  Для пазовой магнитной проводимости:  Для лобовой магнитной проводимости:  Для дифференциальной проводимости:  3.3 Расчет активного сопротивления фазы обмотки ротора: К фазе обмотки ротора относится один стержень с сопротивлением Rс и две прилежащих к нему части короткозамыкающего кольца с сопротивлением Rк. Активное сопротивление фазы обмотки ротора:  Сопротивление стержня:  Сопротивление кольца:  где 1/ c =30·106 (Ом·м) – удельное сопротивление для литой обмотки ротора из алюминия. Приведенное активное сопротивление ротора:  3.4 Расчет индуктивного сопротивления обмотки ротора: Индуктивное сопротивление обмотки ротора:   Для пазовой магнитной проводимости:  Для лобовой магнитной проводимости:   Для дифференциальной проводимости:  Приведенное сопротивление рассеяния фазы ротора:  3.5 Определение индуктивного сопротивления взаимной индукции:  3.6 Относительные значения найденных параметров: Для удобства при составлении параметров и упрощения расчетов характеристик параметры асинхронной машины выражаем в относительных единицах. За базисные значения принимаем номинальное фазное напряжение U1ном и номинальный фазный ток обмотки статора I1ном. Относительные параметры приводим со звездочкой: X1* = (I1ном·X1)/U1ном = (19.7·4,74)/220 = 0.425; R1* = (I1ном ·R1)/U1ном = (19.7·0.48)/220 = 0.0,043; X2’* = (I1ном ·X21)/U1ном = (19.7·1)/220 = 0,09; R2’* = (I1ном ·R21)/U1ном = (19.7·0.26)/220 = 0.023; X12* = (I1ном ·X12)/U1ном = (19.7·19.3)/220 = 1.73; R12* = (I1ном ·R12)/U1ном = =(19.7·0.86)/220= 0.104. 4. РАСЧЕТ ПОТЕРЬ МОЩНОСТИ И КОЭФФИЦИЕНТА ПОЛЕЗНОГО ДЕЙСТВИЯ Потери мощности в асинхронном двигателе подразделяют на: потери в стали статора (основные и добавочные), электрические потери в обмотках статора и ротора, вентиляционные и механические потери, добавочные потери при нагрузке. Основные потери мощности в стали находят только для сердечника статора, так как частота перемагничивания стали ротора в номинальном режиме очень мала. В пусковых режимах потери в стали ротора возрастают, их учитывают при расчетах нагрева ротора за время пуска двигателя. Электрические потери мощности при пуске во много раз превышают потери номинального режима. 4.1 Электрические потери мощности в обмотках статора и ротора: Электрические потери мощности в проводниках обмотки статора:  Электрические потери мощности в проводниках обмотки ротора:  Коэффициенты приведения токов:   4.2 Основные потери мощности в стали сердечника статора: Основные потери мощности в стали сердечника статора:  где: P1/50- удельные потери мощности; Kя=1.6 и Kz=1.8 - учитывают влияние неравномерного распределения магнитного потока встали ярма и зубцах статора; mz и mя- масса стали в ярме и зубцах статора.       4.3 Расчет добавочных потерь мощности в стали машины: Добавочных потерь мощности в стали статора возникают на холостом ходу машины. Их можно разделить на поверхностные и пульсационные потери мощности. Поверхностные потери возникают в поверхностном слое коронок зубцов статора и ротора от пульсации индукции в воздушном зазоре. Пульсационные потери в стали зубцов статора и ротора возникают из-за пульсации индукции в самих зубцах. Амплитуда пульсаций индукции в воздушном зазоре над коронками зубцов статора и ротора: В12= Вб*Kc* 12 = 0.12*1.25*0.78=0.117 (Тл), где 12= f(вш/б). Для зубцов статора считаем 1=0 , так как пазы ротора выполнены закрытыми, вш/б=0. Для зубцов ротора: 2= f(вш1/б); вш1=1 (мм). По [1] из кривой рис.16 при вш1/б=2.25 находим, что 2=0.12. Потери мощности, приходящиеся на единицу площади поверхности головок зубцов ротора: Р2п=0.5*K2*(Z1*n1/10000)1.5*(В12*t1*103)2 =0.5*1.8*(72*750/10000) 1.5*(0.117*9) 2 =12.53 (Вт/м2), где K2=1.8; Полные поверхностные потери на роторе: Р2п=Р2п*bz2*l2*Z2=12.53*4.5*10-3*0.142*90=0,72 (Вт). Суммарные потери мощности: Рп= Р1п+ Р2п=0,72 (Вт), где Р1п=0. Удельные поверхностные потери зубцов статора: Р1п=0.5*K1*( Z2*n1/10000)1.5 *(В12* t2*103)2 = 0.5*1.8*(90*750/10000) 1.5*(0.117*6.77) 2 =9.9 (Вт/м2), где K1=1.7; В12=0.117 (Тл); Полные поверхностные потери на зубцах статора: Р1п=Р1п*вz1*l1*Z1=9.9*3*10-3*0.142*72= 0.3 (Вт). Суммарные поверхностные потери мощности в стали статора и ротора: Рп= Р1п+ Р2п=0.72+0.3=1.02 (Вт). Амплитуда пульсаций индукции в среднем сечении зубцов статора: Вп1= *Вz1* /2*t1 = 0.698*1.61*0.445/2*9=0.028 (Тл); Амплитуда пульсаций индукции в среднем сечении зубцов ротора: Вп2= *Вz2* /2*t2 = 0.698*1.81*0.445/2*6.77=0.042 (Тл). где: =(вш1/б)2/(5+вш1/б)=2.252/(5+2.25)=0.698; Пульсационные потери мощности в зубцах статора: P1уп=0.11*(Z2*n1*Вп1/1000)2*mz1=0.11*(90*750*0.028/1000)2*8.4 = =3.3(Вт). Пульсационные потери мощности в зубцах ротора: Р2уп=0.11*(Z1*n1*Вп2/1000)2*mz2=0.11*(72*750*0.042/1000)2*11.7 = =6.62 (Вт). Масса зубцов ротора: mz2= Kс*V2z* 1=0.98*1.53*10-3*7800=11.7 (кг); V2z=Sz2*l2*z2=120*10-6*0.142*90 = 1.53*10-3 (м3); Sz2=bz2*hz2=3*40=120 (мм2). Суммарные добавочные пульсационные потери мощности в статоре и роторе: Р2уп+ Р1уп=3.3+6.62 = 9.92 (Вт). Добавочные поверхностные и пульсационные потери мощности в стали машины: Рсg = Р2уп+ Р1уп+ Р2п + Р1п = 9.92+1.02=10.94 (Вт). Общие потери мощности в стали статора и ротора: Рс= Рс1+ Рсg=216.37+10.94=227.31 (Вт). 4.4 Механические и вентиляционные потери мощности: Механические потери мощности имеют место в подшипниках двигателя. Вентиляционные включают потери мощности на трение вентилирующего воздуха о поверхность деталей конструкции и на вращение вентилятора при самовентиляции машины. Суммарные потери мощности в подшипниках и вентиляционные находим из выражения: Рмех=Кт*(n1/1000)2*(10*D2)3=6*(750/1000) 2*(10*0.194) 3= 24.64 ( Вт). Для двигателя с D2=0.194 (м) при 2р=8 можно считать Кт=6. 4.5 Добавочные потери мощности при номинальной нагрузке: Добавочные потери мощности в двигателе при номинальной механической нагрузкой на валу включают в себя: потери от действия потоков рассеяния, ступенчатости кривой магнитодвижущей силы обмоток статора и ротора, от поперечных потоков между стержнями короткозамкнутого ротора через листы сердечника ротора. Эти потери можно принять равными 0.5 % от подводимой из сети мощности Р1ном: Рgном=0.005*Р1ном=0.005*10.4*103 =52 (Вт). При измерении нагрузки на валу считаем добавочные потери мощности пропорциональными отношению токов статора в квадрате: Рg= Рgном*(I1ф/I1фном)2= 52*(9.15/19.7)2 = 11.22(Вт). 4.6 Определение коэффициента полезного действия, тока холостого хода двигателя: Коэффициент полезного действия спроектированного двигателя при номинальной механической нагрузке на валу: ном=Р2ном/Р1ном=9500/10.4*103 =0.913; где Р2ном=9500 (Вт); DРΣ =DРэ1+DРэ2+DРс1+DРп1+DРп2+DРпу1+DРпу2.+DРмех.+DРдном= =558.85+218.84+216.37+0.3+0.72+3.3+6.62+24.64+52=1081.65 (Вт); ном=(1- ΣDР/ Р1ном)*100=(1-1081.65/9500)*100% = 88.6 %. Ток в обмотке статора на холостом ходу двигателя найдем через его активную Iоа и реактивную Iор составляющие: Iо= (Iоа2+Iор2) = Активная составляющая тока: Iоа=(DРс1+DРмех+DРсg+DРэо)/m1*U1фном=(216.37+52+10.94+120.56)/3*220= =0.61 (А). Электрические потери холостого хода: DРэо=m1*Iм2*R1=3*9.152*0.48=120.56 (Вт). Реактивную составляющая тока: Iор= Iм=9.15 (А). Коэффициент мощности двигателя на холостом ходу: Cos о= Iоa/Iо=0.61/9.15=0.067. 5. РАСЧЕТ И ПОСТРОЕНИЕ РАБОЧИХ ХАРАКТЕРИСТИК ДВИГАТЕЛЯ Эксплутационные свойства проектируемого двигателя оценивают по его рабочим характеристикам. Они включают в себя зависимости от полезной механической мощности на валу Р2 при U1ном=const и f1ном= const следующих параметров: потребляемой из сети мощности Р1; тока в фазе обмотки статора I1ф; вращающего момента на валу М; частоты вращения ротора n2; скольжения S; коэффициента мощности в обмотке статора Cosj1; коэффициент полезного действия h. 5.1 Исходные параметры для расчета характеристик: Расчет рабочих характеристик проведем с использованием Г-образной схемы замещения фазы машины, представленной на рис. 17. Расчет параметров проводим для практического диапазона работы двигателя: от S=0 до 1.4 Sном. Расчет процесса пуска от S=1 до Sном требует учета изменения некоторых параметров схемы замещения и проводится отдельно в конце раздела. Исходные данные, необходимые для проведения расчета рабочих характеристик: Р2ном=9500 (Вт); U1фном=220 (В); 2р=8; I1фном=19.7 (А); (DРс1+DРмех+DРсg)=216.37+24.64+10.94=251.95 (Вт); С1=1+X1/X12=1+4.75/19.3=1.25; DРgном =52 (Вт); Iоа=0.61 (А); Iор=9.15 (А)= Im; R1=0.48 (Ом); R12=0.26 (Ом); а=С1*R1=1.25*0.48=0.6 (Ом); а1=С12=1.56; в=С1*(X1+С1*X12)=1.25*(4.75+1.25*1)=7.5 (Ом); в1=0. Предварительно принимаем Sном=R12*=0.023. Для проведения расчета в заданном диапазоне задаем конкретную величину скольжения S=0.005, 0.01, 0.015, 0.022, 0.025, 0.03. После проведения расчетов уточним величину Sном, соответствующую P2ном по кривой S=f(P2). 5.2 Последовательность расчета необходимых параметров: Используя исходные данные и текущие значение заданной величины скольжения: - вычисляем меняющееся активное сопротивление обмотки ротора, а1* R21/S, оно меняется в зависимости от изменения S; - находим активное сопротивление ветви обмотки ротора в схеме замещения: R=а+а1*R12/S(Ом); - определяем индуктивное сопротивление ветви обмотки ротора, X=в=С1*(X1+С1*X12)( Ом); - полное сопротивление указанной ветви находим по выражению: Z=ÖR2+X2= (Ом); - находим текущее значение тока в фазе обмотки ротора по схеме: I211=U1фном/Z (А); - вычисляем коэффициент мощности для рассматриваемой ветви ротора: Cosj12= R/Z. - находим: Sinj12= X/Z; - определяем активную составляющую тока в фазе обмотки статора: I1а= I0а+I211*Cosj12 (А); - определяем реактивную составляющую тока в фазе обмотки статора: I1р= I0р + I211* Sinj12 (А); - находим текущее значение тока в фазе обмотки статора: I1=ÖI1а2+I1р2(A); - ток в фазе обмотки ротора приведен к обмотке статора: I21=С1*I211 (А); - активную мощность, потребляемую двигателем из сети: Р1=3*U1фном*I1а (кВт); - электрические потери мощности в проводниках обмотки статора, DРэ1 =3 I1ф2* R1(Вт); - электрические потери мощности в проводниках обмотки ротора, DРэ2 =3 I22* R21(Вт); - находим добавочные потери мощности в машине для режима, отличающегося от номинального: DРg=DРgном(I1ф/I1фном)2 (Вт); - суммарные потери мощности при данной механической нагрузке на валу двигателя: DР=DРэ1+DРэ2+DРс1+DРмех+ DРg (Вт); - вычисляем полезную механическую мощность на валу двигателя, Р2.=Р1- åDР (Вт); - находим текущий коэффициент полезного действия при преобразовании электрической энергии в механическую: h=1- åDР/ Р1; - вычисляем текущую частоту вращения ротора, n2=n1(1-S); - находим вращающий момент на валу машины, М=9.55Р2./n2 (Н*м); - текущее значение коэффициента мощности в обмотке статора, Cosj1 =I1а/I1; - заносим рассчитываемые параметры в таблицу 1 для соответствующего текущего скольжения; - по данным, приведенным в таблицу 1 строим рабочие характеристики проектируемого двигателя. Расчет параметров для номинальной нагрузки на валу: Расчет ведем в указанной выше последовательности и вносим данные в табл.8 при Sном=0.023 [Ом]; R=а+а1*R12/S=0.6+1.56*0.26/0.023=18.24 (Ом); X=в=С1*(X1+С1*X12)=7.5 ( Ом); Z=ÖR2+X2=Ö18.242+7.52=19.72 (Ом); I211=U1фном/Z=220/19.72=11.16 (А); Cosj12= R/Z=18.24/19.72=0.93. Sinj12= X/Z=7.5/19.72=0.38; I1а= I0а+I211*Cosj12=0.61+11.16*0.93=11 (А); I1р= I0р + I211* Sinj12 = 9.15+11.16*0.38=13.4 (А); I1=ÖI1а2+I1р2= ; I21=С1*I211=1.25*11.16 =13.95 (А); Р1=3*U1фном*I1а=3*220*11=7.26 (кВт); DРэ1 =3 I12* R1= ; DРэ2 =3 I22* R21= ; DРg=DРgном(I1ф/I1фном)2 ==52(17.34/19.7)2 = 40.3(Вт); åDР=DРэ1+DРэ2+DРс1+DРмех+DРg=432.97+151.8+216.37+24.64+11.22=837(Вт) Р2.=Р1- åDР=7260-837=6423 (Вт); h=1- åDР/ Р1=1-837/7260 =0.885; n2=n1(1-S)=750(1-0.023)=732.75; М=9.55Р2./n2=9.55*6423/750=81.8 (Н*м); Cosj1 =I1а/I1=11/17.34=0.634; После построения рабочих характеристик двигателя уточняем параметры двигателя при номинальной нагрузке на валу: Р2ном =10.4 (кВт); U1фном=220 (В); I1фном=19.7 (А); Cosj1ном=0.634; h=88.5 %; Sном=0.023; Мном=81.8 (Нм); n2 =732.75 (мин-1). Таблица 1 – Данные для построения рабочих характеристик: Параметр | Единицы измерения | Скольжение | 0,005 | 0,01 | 0,015 | 0,022 | 0,025 | 0,03 | a′*R′2/S | Ом | 81.12 | 40.56 | 27.04 | 18.44 | 16.22 | 13.52 | R | Ом | 81.72 | 41.16 | 27.64 | 19.04 | 16.82 | 14.12 | X | Ом | 7.5 | 7.5 | 7.5 | 7.5 | 7.5 | 7.5 | Z | Ом | 82.06 | 41.84 | 28.64 | 20.46 | 18.42 | 15.99 | ′′2 | А | 2.68 | 5.26 | 7.68 | 10.75 | 11.94 | 13.76 | osφ′2 | - | 0.996 | 0.984 | 0.965 | 0.931 | 0.913 | 0.883 | sinφ′2 | - | 0.0914 | 0.179 | 0.262 | 0.367 | 0.407 | 0.469 | I1a | А | 3.28 | 5.77 | 8.02 | 10.62 | 11.51 | 12.76 | I1p | А | 9.4 | 10.1 | 11.16 | 13.1 | | 15.6 | I1 | А | 9.96 | 11.63 | 13.74 | 16.86 | 18.12 | 20.15 | I′2 | А | 3.35 | 6.58 | 9.6 | 13.44 | 14.93 | 17.2 | P1 | Вт | 2164.8 | 3808.2 | 5293.2 | 7009.2 | 7596.6 | 8421.6 | ∆Pэ1 | Вт | 142.85 | 194.77 | 271.85 | 409.33 | 472.8 | 584.67 | ∆Pэ2 | Вт | 8.75 | 33.77 | 71.88 | 140.9 | 173.87 | 230.76 | ∆Pд | Вт | 13.3 | 18.12 | 25.3 | 38.1 | | 54.4 | ∑∆P | Вт | 416.85 | 498.61 | 620.98 | 840.28 | 942.62 | 1121.78 | P2 | Вт | 1747.95 | 3309.6 | 4672.22 | 6168.92 | 6653.98 | 7299.82 | ŋ | - | 0.807 | 0.869 | 0.883 | 0.88 | 0.876 | 0.867 | n2 | Мин-1 | 746.25 | 742.5 | 738.75 | 733.5 | 731.25 | 727.5 | M | Н*м | 22.37 | 42.57 | 60.4 | 80.32 | 86.9 | 95.83 | Cosφ1 | - | 0.33 | 0.496 | 0.584 | 0.63 | 0.635 | 0.633 | Строим рабочие характеристики двигателя: График зависимости  График зависимости  График зависимости  График зависимости  График зависимости  График зависимости  График зависимости  5.4 Расчет и построение пусковых характеристик двигателя: Пусковые свойства двигателя характеризуются начальным пусковым моментом и начальным пусковым током, которые зависят от соотношения параметров машины в момент пуска. На некотором интервале времени начальный пусковой момент снижается, важно знать минимум пускового момента. Пусковые характеристики – М=f(S) и I1= f(S) строят при изменении скольжения от S=1 до Sном, указывая на них характерные точки при Sкр. Максимальный вращающий момент на валу двигателя: Ммакс  где w1 = 78.5 (c-1); c1=1.25; m1=3; R1=0.48 (Ом); X1=4.75 (Ом); X12=1 (Oм); Ммакс  Кратность максимального момента: l= Ммакс/Мном = 491.68/123.81 = 3.97; Начальный пусковой момент найдем из выражения:  Кратность пускового момента: . Критическое скольжение: Sк . Вычислим величину текущего момента при S=0.5: М  Можно строить кривую М=f(S), имея координаты точек: S= 1; Мп=52.5; S=0,5; М=105; Sк=0.054; Ммакс=491.88; Sном = 0.023; Мном = 123.81; S=0, М=0. Для тех же значений скольжения находим величину тока в фазе обмотки статора. Приведенный пусковой ток в обмотке ротора найдем из выражения: При Sп=1;   При Sк=0,17;   При S=0 ток I1ф=I0=19.7 (А). При S=0,5:  Можно строить кривую I1= f(S), имея координаты: S=1; I1п=45.5(A); S=0,5; I1=45.15(A); Sном=0.023;I1фном=19.7(A); S=0, I0=9.15(A). График зависимости М=f(S); График зависимости I=f(S); 6. ВЕНТИЛЯЦИОННЫЙ РАСЧЕТ 6.1 Выбор системы вентиляции: Для проектируемого двигателя принимаем искусственную вентиляцию, самовентиляцию. При этом охлаждение активных и конструктивных деталей машины производится потоком охлаждающего воздуха, всасываемым вентилятором, размещенным на роторе. Вытяжная система вентиляции обладает преимуществом перед нагнетательной системой в том, что в машину попадает холодный воздух; нет подогрева воздуха при прохождении его через вентилятор. Воздух поступает в машину через патрубок, движется вдоль оси машины, охлаждая поверхность статора и ротора. В двигателе с литой алюминиевой беличьей клеткой вентиляционные лопатки составляют одно целое с коротко замыкающими кольцами клеток. Вентиляционный расчет определяет количество воздуха, которое необходимо прогонять через машину для поддерживания необходимой температуры деталей, и давление этого воздуха (его напор), обеспечивающее прохождение требуемого количества воздуха через воздуховоды. Подаваемый воздух должен отводить все потери мощности, выделяющиеся при работе двигателя и греющие детали конструкции. 6.2 Определение основных параметров вентиляционной системы: Количество охлаждающего воздуха, необходимое для отвода потерь мощности, находим из выражения:  где: åDРном – потери мощности при номинальной нагрузке на валу; Св=1100 (Дж/м3) – удельная объемная теплоемкость охлаждающего машину воздуха; Qв– превышение температуры воздуха за время пребывания в машине; Qв=Qвых-Qвх = 30 - для машин с изоляцией класса F. Напор (давление) подаваемого вентилятором воздуха: H=Z*Vв2 = 850*0.0332 =0.926 (Па), где Z – эквивалентное аэродинамическое сопротивление вентиляционной системы машины, H*с2/м2. По кривой, приведенной в [1] на рис. 20, находим при: К=Р2ном/nном = 9500/750=12.67 Z=850 (Па*с2/м6). Проверяем возможности конструктивных деталей двигателя по созданию требуемого расхода охлаждающего воздуха. Вентиляционные лопатки ротора могут создать расход воздуха, определяемый по выражению: где m=1,25-3 - для двигателей с 2р=8.  Так как полученный расход воздуха превышает необходимый, то конструктивные элементы вентиляции смогут обеспечить достаточное охлаждение двигателя. Окружная скорость на внешнем диаметре ротора при номинальной частоте вращения:  Такой же будет и скорость вентилирующего машину воздуха, отводящего тепло от внутренней поверхности статора и внешней поверхности ротора. Для уменьшения вентиляционного шума выбираем нечетное число лопаток на роторе: nл= 5. 7. ТЕПЛОВОЙ РАСЧЕТ МАШИНЫ В тепловом расчете рассматривают превышение температуры деталей конструкции QI над температурой окружающего воздуха, которая меняется за время суток и сезонов. Температуру детали можно найти как сумму превышения QI и температуры окружающего воздуха t0: Qi + t0=ti. Номинальные данные машины должны соответствовать заданному режиму работы при температуре t0=115. Предельно допустимые превышения температуры отдельных деталей Qi установлены ГОСТ. Для асинхронного двигателя проводим расчет температуры проводников обмотки статора и ротора, сердечников статора и ротора. 7.1 Перепад температуры по толщине изоляции обмотки статора: Принимаем линейный закон изменения температуры по толщине изоляции обмотки статора: Qи=С1*X+С2[°С]. В этом случае тепловой поток от обмотки статора через пазовую изоляцию толщиной бн соответствует закону Фурье: Qп=lп*(Q1-Qс1)Sп/бн [Вт], где lп – коэффициент теплопроводности материала пазовой изоляции; Sп = (b1+b2+h1)*l1 - площадь поверхности паза статора, через которую тепловой поток Qп переходит к более холодному сердечнику статора; бн - толщина изоляции в пазу; DQ1=(Q1-Qс1) - разница температур обмотки и сердечника статора. Для рассматриваемого двигателя: Qп = DР/Z1 = 1081.65/72 = 15 (Вт); Sп = (b1+b2+h1)*l1= (3.58+1.02+2*36.7)*142*10-6= 0.011 (м2); DQ1=DРэ1*бн/lп*Sп*Z1=558.85*0.445*10-3/0.16*0.011*72=1.95 ; где: в1=3.58 (мм); в2=1.02 (мм); h1=36.7 (мм); бн=0.445(мм); lп = 0.16. 7.2 Превышение температуры сердечника и обмотки статора: Тепловой поток отводится от сердечника статора охлаждающим машину воздухом со стороны воздушного зазора. Некоторая часть тепла отводится с наружной поверхности корпуса за счет естественной конвекции. Тепловое влияние статора на ротор и наоборот считаем не существенным. Теплоотдача с внутренней поверхности статора к охлаждающему воздуху в воздушном зазоре машины происходит в соответствии с законом Ньтона-Рихмана: Q1= 1(Qс1-Q0)* S1, где: Q1- потери мощности в обмотке и сердечнике статора; Q1=(DРс1+DРп1+DРпу1+DРэ1)=216.37+0.3+3.3+558.85=778.82 (Вт); a1 - коэффициент теплоотдачи от внутренней поверхности статора к охлаждающему воздуху; Qс1 - превышение температуры сердечника статора; Q0 - среднее превышение температуры охлаждающего машину воздуха над окружающей средой; S1 - площадь теплоотдающей поверхности статора . Для проектирования машины Q1=778.82 (Вт) среднее превышение температуры охлаждающего воздуха принято в вентиляционном расчете: Q0=0; a1= 53 (Вт/м); u2=7.62 (м/с); Площадь теплоотдающей поверхности статора:   где Kn - коэффициент увеличения поверхности за счет оребрения; Коэффициент теплоотдачи с наружной поверхности корпуса в окружающую неподвижную среду – aн=20 (Вт/м), площадь наружной поверхности – S1=0.143 (мм2). При 1=53 (Вт/м) теплоотдача идет с поверхности SK=0.12 (м2). Тогда: (Qс1-Q0)=Q1/(aн*Sн+a1*S1)=  Превышение температуры сердечника статора: Qс1=(Qс1-Q0)=78. Превышение температуры обмотки статора Q1 находим, учитывая перепад температуры DQ1 между проводниками обмотки и сердечником статора: Q1=Qс1+DQ1=78+1.95=79.95. Учет оребрения наружной поверхности несколько снизит превышения температуры обмотки и сердечника статора, полученные расчетом. 7.3 Превышение температуры сердечника и обмотки ротора: В конструкции короткозамкнутого ротора литая обмотка уложена в пазах ротора без пазовой изоляции. Перепада температуры в пазовой изоляции нет, поэтому проводим расчет средней температуры сердечника ротора вместе с его обмоткой, учитывая потери мощности на роторе. Отвод тепла от сердечника ротора происходит с внешней поверхности цилиндра и его торцевых поверхностей к охлаждающему машину воздуху. Превышение температуры сердечника с обмоткой найдем из выражения: Q2=a2*(Q2-Q0)*S2, где Q2 - превышение температуры ротора; Q0 - среднее превышение температуры охлаждающего воздуха в машине (его подогрев); a2-коэффициент теплоотдачи с вращающихся поверхностей ротора; S2-теплоотдающая поверхность ротора. Для проектируемого двигателя: Q2=(DРмех+DРп2+DРпу2+DРgном+DРэ2)=24.64+0.72+6.62+52+218.84=302.82 (Вт); a2=53 [Вт/м];   (Q2-Q0)= Q2/a2* S2=302.82/53*0.082=69.68. Расчетное превышение температуры частей конструкции двигателя составили: обмотки статора – 78; сердечника статора – 79.95; сердечника ротора – 69.68. Превышения температуры деталей конструкции не превышает допустимых по классу нагревостойкости примененной изоляции (класс F). |