МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Определение намагничивающего тока





 

 

Магнитное напряжение на пару полюсов:

 

Коэффициент насыщения магнитной цепи:

Намагничивающий ток:

Относительное значение токов:

 

3. РАСЧЕТ ПАРАМЕТРОВ СХЕМЫ ЗАМЕЩЕНИЯ ФАЗЫ МАШИНЫ

 

3.1 Расчет активного сопротивления фазы обмотки статора:

Схема замещения фазы асинхронной машины и уравнения, описывающие соотношения между токами и напряжениями в ней, отражают физические процессы, происходящие в фазе машины. Зная параметры схемы замещения, можно рассчитывать любые режимы работы двигателя. Двигатель с вращающимся ротором сведен к неподвижной схеме, где вращение учтено в приведенном активном сопротивлении фазы ротора. На рис.15 приведена схема замещения фазы.

Параметры схемы замещения остаются неизменными при различных режимах работы машины: в пределах изменения скольжения от холостого хода до Sном их изменением можно пренебречь. При расчете пусковых характеристик происходит изменение параметров, из-за насыщения стали магнитопровода.

Активное сопротивление фазы обмотки статора:

 

 

где: =1/57·106 (Ом·м) - удельное сопротивление материала провода

обмотки;

L1 - общая длина эффективных проводников в фазе обмотки статора:

L1ср - средняя длина одного витка;

L1ср - длина лобовой части секции;

3.2 Расчет индуктивного сопротивления фазы обмотки статора:

Индуктивное сопротивление фазы обмотки статора:

 

Для пазовой магнитной проводимости:

Для лобовой магнитной проводимости:

Для дифференциальной проводимости:

 

3.3 Расчет активного сопротивления фазы обмотки ротора:

К фазе обмотки ротора относится один стержень с сопротивлением Rс и две прилежащих к нему части короткозамыкающего кольца с сопротивлением Rк.

Активное сопротивление фазы обмотки ротора:

 

Сопротивление стержня:

Сопротивление кольца:

 

где 1/ c =30·106 (Ом·м) – удельное сопротивление для литой обмотки

ротора из алюминия.

Приведенное активное сопротивление ротора:

 

 

3.4 Расчет индуктивного сопротивления обмотки ротора:

 

Индуктивное сопротивление обмотки ротора:

 

Для пазовой магнитной проводимости:

Для лобовой магнитной проводимости:

 

 

Для дифференциальной проводимости:

Приведенное сопротивление рассеяния фазы ротора:

 

3.5 Определение индуктивного сопротивления взаимной индукции:

 

 

3.6 Относительные значения найденных параметров:

Для удобства при составлении параметров и упрощения расчетов характеристик параметры асинхронной машины выражаем в относительных единицах. За базисные значения принимаем номинальное фазное напряжение U1ном и номинальный фазный ток обмотки статора I1ном. Относительные параметры приводим со звездочкой:

X1* = (I1ном·X1)/U1ном = (19.7·4,74)/220 = 0.425;

R1* = (I1ном ·R1)/U1ном = (19.7·0.48)/220 = 0.0,043;

X2’* = (I1ном ·X21)/U1ном = (19.7·1)/220 = 0,09;

R2’* = (I1ном ·R21)/U1ном = (19.7·0.26)/220 = 0.023;

X12* = (I1ном ·X12)/U1ном = (19.7·19.3)/220 = 1.73;

R12* = (I1ном ·R12)/U1ном = =(19.7·0.86)/220= 0.104.

 

 

4. РАСЧЕТ ПОТЕРЬ МОЩНОСТИ И КОЭФФИЦИЕНТА ПОЛЕЗНОГО ДЕЙСТВИЯ

Потери мощности в асинхронном двигателе подразделяют на: потери в стали статора (основные и добавочные), электрические потери в обмотках статора и ротора, вентиляционные и механические потери, добавочные потери при нагрузке. Основные потери мощности в стали находят только для сердечника статора, так как частота перемагничивания стали ротора в номинальном режиме очень мала. В пусковых режимах потери в стали ротора возрастают, их учитывают при расчетах нагрева ротора за время пуска двигателя. Электрические потери мощности при пуске во много раз превышают потери номинального режима.



 

 

4.1 Электрические потери мощности в обмотках статора и ротора:

Электрические потери мощности в проводниках обмотки статора:

Электрические потери мощности в проводниках обмотки ротора:

Коэффициенты приведения токов:

 

4.2 Основные потери мощности в стали сердечника статора:

Основные потери мощности в стали сердечника статора:

где: P1/50- удельные потери мощности;

Kя=1.6 и Kz=1.8 - учитывают влияние неравномерного распределения

магнитного потока встали ярма и зубцах статора;

mz и mя- масса стали в ярме и зубцах статора.

 

 

 

4.3 Расчет добавочных потерь мощности в стали машины:

Добавочных потерь мощности в стали статора возникают на холостом

ходу машины. Их можно разделить на поверхностные и пульсационные потери мощности. Поверхностные потери возникают в поверхностном слое коронок зубцов статора и ротора от пульсации индукции в воздушном зазоре. Пульсационные потери в стали зубцов статора и ротора возникают из-за пульсации индукции в самих зубцах.

Амплитуда пульсаций индукции в воздушном зазоре над коронками зубцов статора и ротора:

В12= Вб*Kc* 12 = 0.12*1.25*0.78=0.117 (Тл),

где 12= f(вш/б).

Для зубцов статора считаем 1=0 , так как пазы ротора выполнены закрытыми, вш/б=0. Для зубцов ротора: 2= f(вш1/б); вш1=1 (мм).

По [1] из кривой рис.16 при вш1/б=2.25 находим, что 2=0.12.

Потери мощности, приходящиеся на единицу площади поверхности головок зубцов ротора:

Р2п=0.5*K2*(Z1*n1/10000)1.5*(В12*t1*103)2 =0.5*1.8*(72*750/10000) 1.5*(0.117*9) 2 =12.53 (Вт/м2),

где K2=1.8;

Полные поверхностные потери на роторе:

Р2п2п*bz2*l2*Z2=12.53*4.5*10-3*0.142*90=0,72 (Вт).

 

Суммарные потери мощности:

Рп= Р1п+ Р2п=0,72 (Вт), где Р1п=0.

Удельные поверхностные потери зубцов статора:

Р1п=0.5*K1*( Z2*n1/10000)1.5 *(В12* t2*103)2 = 0.5*1.8*(90*750/10000) 1.5*(0.117*6.77) 2 =9.9 (Вт/м2),

где K1=1.7; В12=0.117 (Тл);

 

Полные поверхностные потери на зубцах статора:

Р1п1пz1*l1*Z1=9.9*3*10-3*0.142*72= 0.3 (Вт).

Суммарные поверхностные потери мощности в стали статора и ротора:

Рп= Р1п+ Р2п=0.72+0.3=1.02 (Вт).

Амплитуда пульсаций индукции в среднем сечении зубцов статора:

Вп1= z1* /2*t1 = 0.698*1.61*0.445/2*9=0.028 (Тл);

Амплитуда пульсаций индукции в среднем сечении зубцов ротора:

Вп2= z2* /2*t2 = 0.698*1.81*0.445/2*6.77=0.042 (Тл).

где: =(вш1/б)2/(5+вш1/б)=2.252/(5+2.25)=0.698;

Пульсационные потери мощности в зубцах статора:

P1уп=0.11*(Z2*n1п1/1000)2*mz1=0.11*(90*750*0.028/1000)2*8.4 = =3.3(Вт).

Пульсационные потери мощности в зубцах ротора:

Р2уп=0.11*(Z1*n1п2/1000)2*mz2=0.11*(72*750*0.042/1000)2*11.7 =

=6.62 (Вт).

Масса зубцов ротора:

mz2= Kс*V2z* 1=0.98*1.53*10-3*7800=11.7 (кг);

V2z=Sz2*l2*z2=120*10-6*0.142*90 = 1.53*10-33);

Sz2=bz2*hz2=3*40=120 (мм2).

 

Суммарные добавочные пульсационные потери мощности в статоре и роторе:

Р2уп+ Р1уп=3.3+6.62 = 9.92 (Вт).

Добавочные поверхностные и пульсационные потери мощности в стали машины:

Рсg = Р2уп+ Р1уп+ Р2п + Р1п = 9.92+1.02=10.94 (Вт).

Общие потери мощности в стали статора и ротора:

 

Рс= Рс1+ Рсg=216.37+10.94=227.31 (Вт).

4.4 Механические и вентиляционные потери мощности:

Механические потери мощности имеют место в подшипниках двигателя. Вентиляционные включают потери мощности на трение вентилирующего воздуха о поверхность деталей конструкции и на вращение вентилятора при самовентиляции машины.

Суммарные потери мощности в подшипниках и вентиляционные находим из выражения:

Рмехт*(n1/1000)2*(10*D2)3=6*(750/1000) 2*(10*0.194) 3= 24.64 ( Вт).

Для двигателя с D2=0.194 (м) при 2р=8 можно считать Кт=6.

4.5 Добавочные потери мощности при номинальной нагрузке:

Добавочные потери мощности в двигателе при номинальной механической нагрузкой на валу включают в себя: потери от действия потоков рассеяния, ступенчатости кривой магнитодвижущей силы обмоток статора и ротора, от поперечных потоков между стержнями короткозамкнутого ротора через листы сердечника ротора. Эти потери можно принять равными 0.5 % от подводимой из сети мощности Р1ном:

Рgном=0.005*Р1ном=0.005*10.4*103 =52 (Вт).

При измерении нагрузки на валу считаем добавочные потери мощности пропорциональными отношению токов статора в квадрате:

Рg= Рgном*(I1ф/I1фном)2= 52*(9.15/19.7)2 = 11.22(Вт).

 

4.6 Определение коэффициента полезного действия, тока холостого хода двигателя:

Коэффициент полезного действия спроектированного двигателя при номинальной механической нагрузке на валу:

ном2ном1ном=9500/10.4*103 =0.913;

где Р2ном=9500 (Вт);

 

Σ =DРэ1+DРэ2+DРс1+DРп1+DРп2+DРпу1+DРпу2.+DРмех.+DРдном=

=558.85+218.84+216.37+0.3+0.72+3.3+6.62+24.64+52=1081.65 (Вт);

ном=(1- ΣDР/ Р1ном)*100=(1-1081.65/9500)*100% = 88.6 %.

Ток в обмотке статора на холостом ходу двигателя найдем через его активную Iоа и реактивную Iор составляющие:

Iо= (Iоа2+Iор2) =

Активная составляющая тока:

Iоа=(DРс1+DРмех+DРсg+DРэо)/m1*U1фном=(216.37+52+10.94+120.56)/3*220=

=0.61 (А).

Электрические потери холостого хода:

эо=m1*Iм2*R1=3*9.152*0.48=120.56 (Вт).

Реактивную составляющая тока: Iор= Iм=9.15 (А).

Коэффициент мощности двигателя на холостом ходу:

Cos о= Iоa/Iо=0.61/9.15=0.067.

 

5. РАСЧЕТ И ПОСТРОЕНИЕ РАБОЧИХ ХАРАКТЕРИСТИК ДВИГАТЕЛЯ

Эксплутационные свойства проектируемого двигателя оценивают по его рабочим характеристикам. Они включают в себя зависимости от полезной механической мощности на валу Р2 при U1ном=const и f1ном= const следующих параметров: потребляемой из сети мощности Р1; тока в фазе обмотки статора I; вращающего момента на валу М; частоты вращения ротора n2; скольжения S; коэффициента мощности в обмотке статора Cosj1; коэффициент полезного действия h.

 

 

5.1 Исходные параметры для расчета характеристик:

Расчет рабочих характеристик проведем с использованием Г-образной схемы замещения фазы машины, представленной на рис. 17. Расчет параметров проводим для практического диапазона работы двигателя: от S=0 до 1.4 Sном. Расчет процесса пуска от S=1 до Sном требует учета изменения некоторых параметров схемы замещения и проводится отдельно в конце раздела.

Исходные данные, необходимые для проведения расчета рабочих характеристик:

Р2ном=9500 (Вт); U1фном=220 (В); 2р=8; I1фном=19.7 (А);

(DРс1+DРмех+DРсg)=216.37+24.64+10.94=251.95 (Вт);

С1=1+X1/X12=1+4.75/19.3=1.25; DРgном =52 (Вт);

Iоа=0.61 (А); Iор=9.15 (А)= Im; R1=0.48 (Ом); R12=0.26 (Ом);

а=С1*R1=1.25*0.48=0.6 (Ом); а112=1.56;

в=С1*(X11*X1)=1.25*(4.75+1.25*1)=7.5 (Ом); в1=0.

Предварительно принимаем Sном=R12*=0.023. Для проведения расчета в заданном диапазоне задаем конкретную величину скольжения S=0.005, 0.01, 0.015, 0.022, 0.025, 0.03. После проведения расчетов уточним величину Sном, соответствующую P2ном по кривой S=f(P2).

 

5.2 Последовательность расчета необходимых параметров:

Используя исходные данные и текущие значение заданной величины скольжения:

- вычисляем меняющееся активное сопротивление обмотки ротора,

а1* R21/S, оно меняется в зависимости от изменения S;

- находим активное сопротивление ветви обмотки ротора в схеме замещения: R=а+а1*R12/S(Ом);

- определяем индуктивное сопротивление ветви обмотки ротора,

X=в=С1*(X11*X1)( Ом);

 

- полное сопротивление указанной ветви находим по выражению:

Z=ÖR2+X2= (Ом);

- находим текущее значение тока в фазе обмотки ротора по схеме: I211=U1фном/Z (А);

- вычисляем коэффициент мощности для рассматриваемой ветви ротора: Cosj12= R/Z.

- находим: Sinj12= X/Z;

- определяем активную составляющую тока в фазе обмотки статора:

I= I+I211*Cosj12 (А);

- определяем реактивную составляющую тока в фазе обмотки статора:

I= I + I211* Sinj12 (А);

- находим текущее значение тока в фазе обмотки статора:

I1=ÖI2+I2(A);

- ток в фазе обмотки ротора приведен к обмотке статора:

I211*I211 (А);

- активную мощность, потребляемую двигателем из сети:

Р1=3*U1фном*I (кВт);

- электрические потери мощности в проводниках обмотки статора,

э1 =3 I2* R1(Вт)

 

 

- электрические потери мощности в проводниках обмотки ротора,

э2 =3 I22* R21(Вт);

- находим добавочные потери мощности в машине для режима, отличающегося от номинального:

g=DРgном(I1ф/I1фном)2 (Вт);

- суммарные потери мощности при данной механической нагрузке на валу двигателя:

DР=DРэ1+DРэ2+DРс1+DРмех+ DРg (Вт);

 

- вычисляем полезную механическую мощность на валу двигателя,

Р2.1- åDР (Вт);

- находим текущий коэффициент полезного действия при преобразовании электрической энергии в механическую:

h=1- åDР/ Р1;

- вычисляем текущую частоту вращения ротора,

n2=n1(1-S);

- находим вращающий момент на валу машины,

М=9.55Р2./n2 (Н*м);

- текущее значение коэффициента мощности в обмотке статора,

Cosj1 =I/I1;

- заносим рассчитываемые параметры в таблицу 1 для соответствующего текущего скольжения;

- по данным, приведенным в таблицу 1 строим рабочие характеристики проектируемого двигателя.


Расчет параметров для номинальной нагрузки на валу:

Расчет ведем в указанной выше последовательности и вносим данные в табл.8 при Sном=0.023 [Ом];

R=а+а1*R12/S=0.6+1.56*0.26/0.023=18.24 (Ом);

X=в=С1*(X11*X1)=7.5 ( Ом);

Z=ÖR2+X2=Ö18.242+7.52=19.72 (Ом);

I211=U1фном/Z=220/19.72=11.16 (А);

Cosj12= R/Z=18.24/19.72=0.93.

Sinj12= X/Z=7.5/19.72=0.38;

I1а= I0а+I211*Cosj12=0.61+11.16*0.93=11 (А);

I1р= I0р + I211* Sinj12 = 9.15+11.16*0.38=13.4 (А);

I1=ÖI1а2+I1р2= ;

I211*I211=1.25*11.16 =13.95 (А);

Р1=3*U1фном*I1а=3*220*11=7.26 (кВт);

э1 =3 I12* R1=

э2 =3 I22* R21= ;

g=DРgном(I1ф/I1фном)2 ==52(17.34/19.7)2 = 40.3(Вт);

åDР=DРэ1+DРэ2+DРс1+DРмех+DРg=432.97+151.8+216.37+24.64+11.22=837(Вт)

Р2.1- åDР=7260-837=6423 (Вт);

h=1- åDР/ Р1=1-837/7260 =0.885;

n2=n1(1-S)=750(1-0.023)=732.75;

М=9.55Р2./n2=9.55*6423/750=81.8 (Н*м);

Cosj1 =I/I1=11/17.34=0.634;

 

После построения рабочих характеристик двигателя уточняем параметры двигателя при номинальной нагрузке на валу:

Р2ном =10.4 (кВт); U1фном=220 (В); I1фном=19.7 (А); Cosj1ном=0.634;

h=88.5 %; Sном=0.023; Мном=81.8 (Нм); n2 =732.75 (мин-1).

 

Таблица 1 – Данные для построения рабочих характеристик:

Параметр Единицы измерения Скольжение
0,005 0,01 0,015 0,022 0,025 0,03
a*R2/S Ом 81.12 40.56 27.04 18.44 16.22 13.52
R Ом 81.72 41.16 27.64 19.04 16.82 14.12
X Ом 7.5 7.5 7.5 7.5 7.5 7.5
Z Ом 82.06 41.84 28.64 20.46 18.42 15.99
′′2 А 2.68 5.26 7.68 10.75 11.94 13.76
osφ2 - 0.996 0.984 0.965 0.931 0.913 0.883
sinφ2 - 0.0914 0.179 0.262 0.367 0.407 0.469
I1a А 3.28 5.77 8.02 10.62 11.51 12.76
I1p А 9.4 10.1 11.16 13.1 15.6
I1 А 9.96 11.63 13.74 16.86 18.12 20.15
I2 А 3.35 6.58 9.6 13.44 14.93 17.2
P1 Вт 2164.8 3808.2 5293.2 7009.2 7596.6 8421.6
∆Pэ1 Вт 142.85 194.77 271.85 409.33 472.8 584.67
∆Pэ2 Вт 8.75 33.77 71.88 140.9 173.87 230.76
∆Pд Вт 13.3 18.12 25.3 38.1 54.4
∑∆P Вт 416.85 498.61 620.98 840.28 942.62 1121.78
P2 Вт 1747.95 3309.6 4672.22 6168.92 6653.98 7299.82
ŋ - 0.807 0.869 0.883 0.88 0.876 0.867
n2 Мин-1 746.25 742.5 738.75 733.5 731.25 727.5
M Н*м 22.37 42.57 60.4 80.32 86.9 95.83
Cosφ1 - 0.33 0.496 0.584 0.63 0.635 0.633

Строим рабочие характеристики двигателя:

 

 
 


График зависимости

 

 

График зависимости

 
 


График зависимости

 

График зависимости

 
 


График зависимости

 

График зависимости

 
 


График зависимости
5.4 Расчет и построение пусковых характеристик двигателя:

Пусковые свойства двигателя характеризуются начальным пусковым моментом и начальным пусковым током, которые зависят от соотношения параметров машины в момент пуска. На некотором интервале времени начальный пусковой момент снижается, важно знать минимум пускового момента. Пусковые характеристики – М=f(S) и I1= f(S) строят при изменении скольжения от S=1 до Sном, указывая на них характерные точки при Sкр.

Максимальный вращающий момент на валу двигателя:

Ммакс

где w1 = 78.5 (c-1); c1=1.25; m1=3; R1=0.48 (Ом); X1=4.75 (Ом); X12=1 (Oм);

Ммакс

Кратность максимального момента:

l= Ммаксном = 491.68/123.81 = 3.97;

Начальный пусковой момент найдем из выражения:

Кратность пускового момента: .

Критическое скольжение:

Sк .

Вычислим величину текущего момента при S=0.5:

М

 

Можно строить кривую М=f(S), имея координаты точек:

S= 1; Мп=52.5; S=0,5; М=105; Sк=0.054; Ммакс=491.88;

Sном = 0.023; Мном = 123.81; S=0, М=0.

 

Для тех же значений скольжения находим величину тока в фазе обмотки статора. Приведенный пусковой ток в обмотке ротора найдем из выражения:

При Sп=1;

При Sк=0,17;

При S=0 ток I1ф=I0=19.7 (А).

При S=0,5:

 

Можно строить кривую I1= f(S), имея координаты:

S=1; I1п=45.5(A); S=0,5; I1=45.15(A);

Sном=0.023;I1фном=19.7(A); S=0, I0=9.15(A).

 

 

График зависимости М=f(S);

 

 

График зависимости I=f(S);


6. ВЕНТИЛЯЦИОННЫЙ РАСЧЕТ

6.1 Выбор системы вентиляции:

Для проектируемого двигателя принимаем искусственную вентиляцию, самовентиляцию. При этом охлаждение активных и конструктивных деталей машины производится потоком охлаждающего воздуха, всасываемым вентилятором, размещенным на роторе. Вытяжная система вентиляции обладает преимуществом перед нагнетательной системой в том, что в машину попадает холодный воздух; нет подогрева воздуха при прохождении его через вентилятор. Воздух поступает в машину через патрубок, движется вдоль оси машины, охлаждая поверхность статора и ротора. В двигателе с литой алюминиевой беличьей клеткой вентиляционные лопатки составляют одно целое с коротко замыкающими кольцами клеток.

Вентиляционный расчет определяет количество воздуха, которое необходимо прогонять через машину для поддерживания необходимой температуры деталей, и давление этого воздуха (его напор), обеспечивающее прохождение требуемого количества воздуха через воздуховоды. Подаваемый воздух должен отводить все потери мощности, выделяющиеся при работе двигателя и греющие детали конструкции.

6.2 Определение основных параметров вентиляционной системы:

Количество охлаждающего воздуха, необходимое для отвода потерь мощности, находим из выражения:

где: åDРном – потери мощности при номинальной нагрузке на валу;

Св=1100 (Дж/м3) – удельная объемная теплоемкость охлаждающего

машину воздуха;

Qв– превышение температуры воздуха за время пребывания в машине; Qв=Qвых-Qвх = 30 - для машин с изоляцией класса F.

 

Напор (давление) подаваемого вентилятором воздуха:

H=Z*Vв2 = 850*0.0332 =0.926 (Па),

где Z – эквивалентное аэродинамическое сопротивление

вентиляционной системы машины, H*с22.

По кривой, приведенной в [1] на рис. 20, находим при:

К=Р2ном/nном = 9500/750=12.67

Z=850 (Па*с26).

Проверяем возможности конструктивных деталей двигателя по созданию требуемого расхода охлаждающего воздуха. Вентиляционные лопатки ротора могут создать расход воздуха, определяемый по выражению:

где m=1,25-3 - для двигателей с 2р=8.

Так как полученный расход воздуха превышает необходимый, то конструктивные элементы вентиляции смогут обеспечить достаточное охлаждение двигателя.

Окружная скорость на внешнем диаметре ротора при номинальной частоте вращения:

Такой же будет и скорость вентилирующего машину воздуха, отводящего тепло от внутренней поверхности статора и внешней поверхности ротора. Для уменьшения вентиляционного шума выбираем нечетное число лопаток на роторе: nл= 5.

 

7. ТЕПЛОВОЙ РАСЧЕТ МАШИНЫ

В тепловом расчете рассматривают превышение температуры деталей конструкции QI над температурой окружающего воздуха, которая меняется за время суток и сезонов. Температуру детали можно найти как сумму превышения QI и температуры окружающего воздуха t0: Qi + t0=ti. Номинальные данные машины должны соответствовать заданному режиму работы при температуре t0=115. Предельно допустимые превышения температуры отдельных деталей Qi установлены ГОСТ. Для асинхронного двигателя проводим расчет температуры проводников обмотки статора и ротора, сердечников статора и ротора.

7.1 Перепад температуры по толщине изоляции обмотки статора:

Принимаем линейный закон изменения температуры по толщине изоляции обмотки статора: Qи1*X+С2[°С]. В этом случае тепловой поток от обмотки статора через пазовую изоляцию толщиной бн соответствует закону Фурье:

Qп=lп*(Q1-Qс1)Sпн [Вт],

где lп – коэффициент теплопроводности материала пазовой изоляции;

Sп = (b1+b2+h1)*l1 - площадь поверхности паза статора, через которую тепловой поток Qп переходит к более холодному сердечнику статора;

бн - толщина изоляции в пазу;

DQ1=(Q1-Qс1) - разница температур обмотки и сердечника статора.

Для рассматриваемого двигателя:

Qп = DР/Z1 = 1081.65/72 = 15 (Вт);

Sп = (b1+b2+h1)*l1= (3.58+1.02+2*36.7)*142*10-6= 0.011 (м2);

DQ1=DРэ1н/lп*Sп*Z1=558.85*0.445*10-3/0.16*0.011*72=1.95 ;

где: в1=3.58 (мм); в2=1.02 (мм); h1=36.7 (мм); бн=0.445(мм); lп = 0.16.

 

7.2 Превышение температуры сердечника и обмотки статора:

Тепловой поток отводится от сердечника статора охлаждающим машину воздухом со стороны воздушного зазора. Некоторая часть тепла отводится с наружной поверхности корпуса за счет естественной конвекции. Тепловое влияние статора на ротор и наоборот считаем не существенным. Теплоотдача с внутренней поверхности статора к охлаждающему воздуху в воздушном зазоре машины происходит в соответствии с законом Ньтона-Рихмана:

Q1= 1(Qс1-Q0)* S1,

где: Q1- потери мощности в обмотке и сердечнике статора;

Q1=(DРс1+DРп1+DРпу1+DРэ1)=216.37+0.3+3.3+558.85=778.82 (Вт);

a1 - коэффициент теплоотдачи от внутренней поверхности статора к

охлаждающему воздуху;

Qс1 - превышение температуры сердечника статора;

Q0 - среднее превышение температуры охлаждающего машину воздуха

над окружающей средой;

S1 - площадь теплоотдающей поверхности статора .

Для проектирования машины Q1=778.82 (Вт) среднее превышение температуры охлаждающего воздуха принято в вентиляционном расчете: Q0=0; a1= 53 (Вт/м); u2=7.62 (м/с);

Площадь теплоотдающей поверхности статора:

 

где Kn - коэффициент увеличения поверхности за счет оребрения;

 

Коэффициент теплоотдачи с наружной поверхности корпуса в окружающую неподвижную среду – aн=20 (Вт/м), площадь наружной поверхности – S1=0.143 (мм2). При 1=53 (Вт/м) теплоотдача идет с поверхности SK=0.12 (м2). Тогда:

(Qс1-Q0)=Q1/(aн*Sн+a1*S1)=

Превышение температуры сердечника статора:

Qс1=(Qс1-Q0)=78.

Превышение температуры обмотки статора Q1 находим, учитывая перепад температуры DQ1 между проводниками обмотки и сердечником статора:

Q=Qс1+DQ1=78+1.95=79.95.

Учет оребрения наружной поверхности несколько снизит превышения температуры обмотки и сердечника статора, полученные расчетом.

 

7.3 Превышение температуры сердечника и обмотки ротора:

В конструкции короткозамкнутого ротора литая обмотка уложена в пазах ротора без пазовой изоляции. Перепада температуры в пазовой изоляции нет, поэтому проводим расчет средней температуры сердечника ротора вместе с его обмоткой, учитывая потери мощности на роторе. Отвод тепла от сердечника ротора происходит с внешней поверхности цилиндра и его торцевых поверхностей к охлаждающему машину воздуху. Превышение температуры сердечника с обмоткой найдем из выражения:

Q2=a2*(Q2-Q0)*S2,

где Q2 - превышение температуры ротора;

Q0 - среднее превышение температуры охлаждающего воздуха в

машине (его подогрев);

 

a2-коэффициент теплоотдачи с вращающихся поверхностей ротора;

S2-теплоотдающая поверхность ротора.

 

Для проектируемого двигателя:

Q2=(DРмех+DРп2+DРпу2+DРgном+DРэ2)=24.64+0.72+6.62+52+218.84=302.82 (Вт);

a2=53 [Вт/м];

(Q2-Q0)= Q2/a2* S2=302.82/53*0.082=69.68.

Расчетное превышение температуры частей конструкции двигателя составили: обмотки статора – 78; сердечника статора – 79.95; сердечника ротора – 69.68. Превышения температуры деталей конструкции не превышает допустимых по классу нагревостойкости примененной изоляции (класс F).

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.