Методы развития скоростно-силовых способностей бегунов на короткие дистанции Методика воспитания скоростно-силовых способностей характеризуется применением непредельных отягощений и установкой максимально возможной скорости или ускорение выполняемых действий. В скоростно-силовой подготовке необходимо руководствоваться следующими методическими рекомендациями: 1. При выполнении упражнений необходимо следить за техникой, рисунком движения и ритмом, обращать внимание на амплитуду, угловые значения и на время проявления максимальных мышечных усилий. 2. Наибольший эффект в развитии скоростно-силовых качеств достигается выполнением упражнений с концентрацией волевых усилий на взрывном характере их проявления. 3. Целесообразно в большинстве специальных упражнений направленно и избирательно воздействовать на определенные мышечные группы (обслуживающие стопу, голеностопный, коленный и тазобедренный суставы, мышцы спины и брюшного пресса). 4. В упражнениях необходимо использовать силу предварительно растянутых мышц, их эластичность, постоянно совершенствовать рефлекс на растягивание, выполнять упражнения в режимах упругих пружинистых покачиваний, в прыжковых упражнениях акцентировать проявление взрывных усилий в самом начале движения или при смене направления движения. Чем быстрее выполняется смена направления движения, переход от сгибания к разгибанию, тем больше проявляется воздействие упражнений на опорно-двигательный аппарат спортсмена. 5. Малые отягощения (пояс, жилет 0,25—1% от веса спортсмена) следует применять в беге, прыжках или специальных беговых и прыжковых упражнениях, чередуя с выполнением без отягощений. 6. Число повторений в одном подходе не должно превышать 20—25 в прыжковых упражнениях, 10—15 в упражнениях с применением малых отягощений, 3—5 в упражнениях со средними отягощениями, 1—2 в упражнениях с большими и максимальными отягощениями. 7. При многократном повторении упражнений темп должен увеличиваться постепенно (до максимально быстрых движений). Необходим контроль за проявлением усилий и свободой движений. Натуживание и напряжение недопустимы. 8. Нагрузка в силовой подготовке по неделям должна постепенно возрастать как по объему (большее число повторений), так и по интенсивности (увеличение веса отягощений или быстроты выполнения упражнений). Ведущим фактором является увеличение веса отягощения (на 2—3%) через 1—2 микроцикла. [5,13]. Для развития скоростно-силовых способностей применяют следующие методы: 1) методы строго регламентированного упражнения; 2) соревновательный метод; 3) игровой метод. Методы строго регламентированного упражнения включают в себя: а) методы повторного выполнения действий с установкой на максимальную скорость движения; б) методы вариативного (переменного) упражнения с варьированием скорости и ускорений по заданной программе в специально созданных условиях. Для развития скоростно-силовых качеств используется также равномерный метод (многоскоки, прыжки на скакалке) круговой, игровой и соревновательный. Работа в равномерном и повторном методах выполняется до утомления, но, не снижая скорости движений. Иначе речь будет идти не о скоростно-силовой выносливости, а о силовой выносливости. Наиболее распространёнными методами развития скоростно-силовых способностей являются методы повторного выполнения упражнения и круговой тренировки. Метод повторного выполнения упражнения позволяет избирательно развивать определённые мышечные группы (например, метание набивного мяча от груди развивает преимущественно мышцы плеча). Метод круговой тренировки обеспечивает комплексное воздействие на различные группы мышц. Упражнения подбирают таким образом, чтобы каждая последующая серия включала в работу новую мышечную группу, позволяла значительно повысить объём нагрузки при строгом чередовании работы и отдыха. Во время выполнения упражнений отягощение может быть либо постоянным, либо меняющимся. Примером постоянного отягощения является всё тело школьника в упражнениях с приседаниями или подтягиваниями [18,22]. В последнее время большую популярность получил так называемый ударный метод развития скоростно-силовых способностей. Примером его является прыжок вниз с возвышения с дальнейшим выпрыгиванием (прыжок в глубину). Максимальный эффект при этом достигается в результате феномена миостатического эффекта, то есть предварительное растяжение мышц, создающего условия для более мощного последующего их сокращения. Очень эффективным в подростковом возрасте является игровой метод развития скоростно-силовых способностей. Известно, что в подростковом возрасте дети стремятся к настоящему соревнованию, поэтому применять на тренировочных занятиях различные игровые упражнения с проявлением скоростно-силовых способностей очень целесообразно. При этом упражнения выполняются очень эмоционально, без излишних напряжений. Кроме того, данный метод обеспечивает широкую вариативность действий, препятствующую образованию «скоростного барьера». Соревновательный метод применяется в форме различных тренировочных состязаний (прикидки, эстафета) и финальных соревнований. Эффективность данного метода очень высокая, поскольку спортсменам различной подготовленности предоставляется возможность бороться друг с другом на равных основаниях, с эмоциональным подъемом, проявляя волевые максимальные усилия.[4,18] Специфические закономерности воспитания скоростно-силовых способностей обязывают особенно тщательно сочетать указанные выше методы в целесообразных соотношениях. В методике воспитания скоростно-силовых способностей центральное место занимает проблема оптимального сочетания методов, включающих относительно стандартные и варьируемые формы упражнений. Выводы 1.Под скоростно-силовой подготовкой понимается эффективное сочетание средств и методов комплексного воспитания быстроты и силы. Скоростно-силовые способности – это не просто соединение быстроты и силы. Максимальные параметры напряжения мышц достижимы при относительно медленном их сокращении, а максимальная скорость движения в условиях минимального отягощения. Между тем и другим максимумом находится область проявления скоростно-силовых способностей. 2.Подготовительный период тренировки (ноябрь — апрель) принято делить на три взаимосвязанных этапа: осенне-зимний подготовительный (ноябрь — январь), зимний соревновательный (февраль— март) и весенний подготовительный (март — апрель). В соответствии со сложившейся периодизацией годичного цикла, в подготовке спринтеров выделяются два полугодичных цикла: первый и второй. В связи с этим планирование тренировочных нагрузок проводится по мезоциклам и периодам подготовки. 3.Для решения задач скоростно-силовой подготовки применяются разнообразные упражнения: а) с преодолением веса собственного тела: быстрый бег, прыжки на одной и двух ногах с места и с разбега (различного по длине и скорости), в глубину, в высоту, на дальность и в различных их сочетаниях, а также силовые упражнения и на гимнастических снарядах; б) с различными дополнительными отягощениями (пояс, жилет) в беге, прыжковых упражнениях, прыжках в высоту и в длину; в) с использованием воздействий внешней среды: бег и прыжки в гору и с горы, по ступенькам и вниз, по различному грунту (газон, песок, отмель, опилки, тропинки в лесу, против ветра и по ветру); г) с преодолением внешних сопротивлений в максимально быстрых движениях, в упражнениях с партнером, в упражнениях с отягощениями различного веса и вида (манжета весом 0,5 кг, утяжеленный пояс, набивные мячи весом 2—5 кг, гантели и гири весом 16—32 кг, мешки с песком весом 5—15 кг), в упражнениях с использованием блоковых приспособлений и упругих предметов на тренажерах, в метаниях различных снарядов (набивные мячи, камни и ядра различного веса—2—10 кг, гири весом 16—32 кг). Подбирая средства скоростно-силовой направленности, нужно постоянно помнить, что такие упражнения должны приближать специфику работы мышц к условиям соревновательной деятельности. Для воспитания скоростно-силовых способностей применяют следующие методы: методы строго регламентированного упражнения; соревновательный метод; игровой метод, а также равномерный и (многоскоки, прыжки на скакалке) круговой методы. Список используемой литературы 1. Алабин В.Г. Многолетняя тренировка юных спортсменов / В.Г. Алабин, А.В. Алабин, В.П. Бизин - Харьков: Основа, 1993, 243с. 2. Аракелян Е.Е. СФП бегуний на короткие дистанции: Метод. рекомендации / Е.Е. Аракелян, С.И. Вовк; М.: Б.и., 2000.- С. 20. 3. Возрастные особенности подготовки бегунов на короткие дистанции: Сб. науч. трудов / Ред. В.П. Филин и В.С. Топчиян. - М.: «ФиС», 2000. - 65 с. 4. Гагуа Е.Д. Тренировка спринтера / Е.Д. Гагуа. - М.: Олимпия Пресс: Терра-Спорт, 2001. - 72 с. 5. Городецкий А.Я. Лёгкая атлетика. Секреты мастера: учебник / А.Я. Городецкий. — М., 1997. 6. Губа В.П. Индивидуальные особенности юных спортсменов / В.П. Губа, В.Г. Никитушкин, П.В. Квашук. - Смоленск: СГИФК, 1997, 220с. 7. Губа В.П. Методика определения и развития скоростно-силовых способностей у детей младшего школьного возраста / В.П. Губа, И.В. Строева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка: детский тренер: журнал в журнале. – 2003. - № 3. 8. Губа В.П. Морфобиомеханический подход как основа возрастного физического воспитания и спорта / В.П. Губа // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1999. - № 3-4. 9. Губа В.П. Современные проблемы ранней спортивной ориентации / В.П. Губа, М. Вольф, В.Г. Никитушкин - М.: ТО информационно-коммерческое агентство, 1998, 72с. 10.Дьяченко Г.Б. Индивидуализация силовой и скоростно-силовой подготовки женщин-спринтеров высокой квалификации: Метод. рекомендации / Г.Б. Дьяченко, С.Е. Войнова. - СПб., 2000. - 24с. 11.Колесников Н.В. Организационно-методическое содержание обучения легкоатлетическому спринту: Учеб.пособие для студ.вузов физич. культуры / Н.В. Колесников - СПб., 2000. - 86с. 12.Карягин В.М. Подготовка высококвалифицированных лёгкоатлетов: учебник для вузов физ. воспитания / В.М Карягин. — Львов, 1998. 13.Кошин В. В. Лёгкая атлетика. Начальный этап обучения: учебник / В.В. Кошин, С.А. Полиевский. - М.: 1999. 14.Лёгкая атлетика: учебник для вузов физ. культуры / Г.М. Алиев. — М., 1999. 15.Луничкин В. Лёгкая атлетика: метод, пособие для тренеров ДЮСШ / В. Луничкин, С. Чернов, С. Чернышев. - М.: 2002. 16.Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры / Л. П. Матвеев. — М.: Физкультура и Спорт, СпортАкадемПресс, 2008, 544 с. 17.Мехрикадзе В.В. Тренировка юного спринтера / В.В. Мехрикадзе; - М.: «ФиС», 1999. - 150 с. 18.Никитушкин В. Г. Бег на короткие дистанции. Этапы спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства: программа / В. Г. Никитушкин, Б. Б. Зеличенок, Н.Н. Чесноков. - М.: Советский спорт, 2005. 19.Озолин Э. С. Спринтерский бег / Э. С. Озолин. - М.: Физкультура и спорт, 1986, 180 с. 20.Попов В.Б. Легкая атлетика для юношества / В.Б.Попов, Ф.П. Суслов, Г.Н. Германов. - М.: Воронеж, 1999, 220с. 21.Скоростно-силовая подготовка юных спортсменов / В.П. Филин; - М.: «ФиС», 2000. - 247 с. 22.Соринов Н. Лёгкая атлетика: первые шаги: учебник./ Пер. с англ. / Н. Соринов— М.: 2002. 23.Суслов Ф.П. Теория и методика спорта / Ф.П. Суслов, Ж.К. Холодов. — М.: Воениздат, 1997, 416 с. 24.Хоменков Л.С. Бег на 100 и 200 м (техника и тренировка) / Л.С. Хоменков; - М.: «ФиС», 1999.- 90 с. 25.Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Академия, 2004, 480 с. |