III. Расчет зубчатой передачи I. Кинематический расчет привода Выбор двигателя 1.Определим мощность на выходном валу: Рвых = Твых * вых вых = (π * nвых)/30 вых = (3,14 * 4000)/30 = 418,6 (рад/с) Рвых = 0,6 * 418,6 = 251,16 (Вт) 2.Определим мощность на выходном валу: Рдв = (Рвых / общ)*ξ, где ξ = 1,1 ÷ 1,2; общ = р.п. * з.п. * м * 3 пш , где р.п. = 0,9 ÷ 0,92; з.п. = 0,96 ÷ 0,98 м = 0,99; пш = 0,99 общ = 0,92 * 0,98 * 0,99 * 0,993 = 0,85 Рдв = (1,1 *251,16)*0,85=0,36кВт Из таблицы 2.1. (стр. 41) [1] выберем двигатель, который соответствует рассчитанной мощности. Это трехфазный асинхронный двигатель типа 4 А, где Рдв = 0,37 кВт; nдв = 1000 об/мин. 3.Определим угловую скорость и крутящий момент двигателя: дв = (π*nдв) / 30 дв = (3,14 * 1000) / 30 = 104 (рад/с) Тдв = Рдв / дв Тдв = 0,37 / 104 = 0,8 (Н*м) 4.Определим передаточное число привода и его ступеней Uобщ = nдв / nвых Uобщ = 1000 / 4000 = ¼ Iобщ =4(передаточное число) iобщ = iр.п.* iз.п. iз.п. = 2 iр.п. = iобщ ./ iз.п. iр.п.= 2 Uз.п. = ½ Uр.п. = ½ Р1= Рдв = 0,37кВт n1 = nдв = 1000 (об/мин) 1= n1* π/30 1=105 (с-1) T1 = Р1/ 1 T1 = 370 /105= 3,52 (Н*м) U12= 1/ 2 2=105/0,5=210 (с-1) n2 = nдв/ U12 n2=3000 / 1,5 = 2000(об/мин) T2 = T1 * U12 * 12 12= р.п. * пш 12= 0,93*0,99 = 0,92 T2 = 3,52 *0,5* 0,92=1,62 (Н*м) U23= n 2 n3= 2/ 3 3=210/0,5=4000(об/мин) T3 = T2 * U23 * 23 23= з.п. * пш 23= 0,97* (0,99)2 =0,95 T3 = 1,62 * 0,5*0,95=0,77 (Н*м) II. Расчет ременной передачи Все расчеты проводим по книге А.Е. Шейнблита «Курсовое проектирование деталей машин». [1] 1.Выберем толщину ремня по табл. 5.1. (стр. 80): δ = 2,8 мм Определим диаметр ведущего шкива и полученное значение округлим до ближайшего стандартного из табл. К40 (стр. 448): d1 = 180 мм. 2.Определим диаметр ведомого шкива и округлим полученное значение до ближайшего стандартного из табл. К40 (стр. 448): d2=u * d1*(1 - е) d2=2* 180 * (1 -0,02)= 352,8 (мм) где s = 0,01 ÷ 0,02 - коэффициент скольжения. 3.Определим передаточное число uф и его отклонение Δu от заданного u: uф = d2/d1 * (1 - е) uф = 352,8 / 180 * (1 -0,01) = 1,9404 Δu = |uф - u| * 100% / u < 3% Δu = |1,9404- 2| * 100% / 2= -2,38 < 3% 4.Определим ориентировочное межосевое расстояние: а≥2* (d1 + d2) а≥2* (180 + 352,8) а≥1065,6(мм) 5.Определим расчетную длину ремня: l = (2 * а) + [(π / 2) * (d1 + d2)] + [(d 2 – d1 / 4 * a] l = (2 * 1065,6) + [(3,14/2) * (180 + 352,8)] + [(180 - 352,8)/4 * 1065,6] = 2967, 5 (мм) 6.Определим угол обхвата ремня ведущего шкива: α1 = 180° - 57° * (d2-d1)/a α1 = 180°-57° * (353-180)/800 = 161,76° α1 > 150° - условие выполняется 7. Определим скорость ремня: υ = (π * d1 * n1) / (60 * 103 ) < [υ], где [υ] = 35 (м/с) υ = (3,14* 180 * 1000)/(60 * 103 )<[υ] υ = 9,42 < [d] - условие выполняется 8. Определим частоту пробегов ремня: U = l / υ ≤ [U] U = 3000 / 9,42 =0,31 (с-1) 0,32 ≤ [15] - условие выполняется 9.Определим окружную силу, передаваемую ремнем: Fl = Pном * 103 / υ Fl = 0,37 * 103 / 9,42 = 39,3 (H) 10.Определим допускаемую удельную окружную силу: [kn] = [ko]*Cθ*Cα*Cυ*Cp*Cd*CF [kn] =1,6 * 1 * 0,94 * 0,68 * 1 * 1,2 * 0,85 = 1,04 (Н/мм2) где допускаемая удельная окружная сила определяется с помощью табл. 5.1. (стр. 80) 11.Определим ширину ремня и округлим полученное значение до стандартного: b = F t / (5 * [кn]) b = 39,3/(5 *1,04 ) = 7,56 (мм) 12.Определим площадь поперечного сечения ремня: А = δ*b А = 5* 32 = 160 (мм 2) 13.Определим силу предварительного натяжения ремня: F 0= А * σ0 = 160*2 = 320 (Н/мм 2) 14.Определим силы натяжения ведущей и ведомой ветвей ремня: F1 =Fо + Ft/2 F1 =(320+39,3)/2 = 339,65 (Н) F2 = Fo- Ft/2 F2 = 320 - 339,65 / 2= 300,35 (Н) 15.Определим силу давления ремня на вал : Fо.п=2* F 0*sin (α1/ 2) Fо.п=2 *230 * sin (167,7/ 2) =636,31 (Н) Проверочный расчет: Проверим прочность ремня по максимальным напряжениям в сечении ведущей ветви: σmax = σ1+ σи + σ υ ≤ [σ]р а) σ1-напряжение растяжения в плоском ремне, Н / мм 2: σ1=F0/A+Fl/2*A σ1=320/160+39,3/2*160=2,12(Н /мм 2) б) σи - напряжения изгиба в плоском ремне Н / мм 2: σи = Eи * δ / d1 , где Eи = 80…100 (мм 2) σи = 80 * (5/180)=2,22 (Н /мм 2) в) σ υ - напряжения от центра сил в плоском ремне Н / мм 2: σ υ = ρ * υ 2 * 10 -6 , где ρ = 1000…1200 кг / м 3 σ υ = 1010 * 9,422 * 10 -6 = 0,0896 (Н /мм 2) г) Допускаемое напряжение растяжения в плоском ремне Н / мм 2: [σ]р = 8 (Н /мм 2) 4,43 ≤ 8 (Н /мм 2) Вывод: передача обеспечивается необходимой прочностью. III. Расчет зубчатой передачи 1.Пусть z1=20 2. z2 = u1* z2= 2*20=40 3. Принимаем m = 2 (мм 2) 4. .Определим фактическое межосевое расстояние прямозубой передачи: αw=( d1+ d2)/2 αw=(40+80 )/2=60 мм 5. Определим фактические основные геометрические параметры передачи, мм : а) Делительный диаметр: d1 = m * z1 d1 = 2* 20 =40 (мм) d2 = m * z2 d2 = 2840=80 (мм) б) Диаметр вершин зубьев: da1 = d1 + 2 * m da1 = 40+2*2=44 (мм) da2 = d2 + 2 * m da2 = 80=2*2=84 (мм) в) Диаметр впадин зубьев: df1 = d1 – 2,4 * m df1 = 40-2,4*2 =35,2 (мм) df2 = d2 – 2,4 * m df2 = 80-2,4*2 =75,2 (мм) г) Ширина венца: b2 = * αw b2 = 0,25 * 60=15 (мм) b1 = b2 + (2…4) мм b1 = 15+3 =18 (мм) Проверочный расчет: 1.Проверим межосевое расстояние: αw = (d1 + d2) / 2 αw = (40+80)/2=60 (мм) 2.Проверим контактные напряжения σH , H / мм 2 : σн = K * ≤ [σ]н σн = 436 * ≤ (H / мм 2) а) K – вспомогательный коэффициент K = 436 б) окружная сила в зацеплении, Н: = 2 * T2 * 103 / d2 = 2 * 1,62 * 103 / 80=40,5 (Н) σ =К  в) K -коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями. K =1. г) К — коэффициент динамической нагрузки, зависящий от окружной скорости колес и степени точности передачи (табл. 4.3); 3. Проверим натяжения изгиба зубьев шестерни σF1 и колеса σF2 ,Н/мм2: σF2 = YF2 * Yβ * * / b2 * m ≤ [σ]F2 σF2 = (Н/мм2) σF1 = σF2 * YF1 / YF2 ≤ [σ]F1 σF1 = (Н/мм2) а) - коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями: = 1 б) - коэффициент неравномерности нагрузки по длине зуба: = 1 в) - коэффициент динамической нагрузки: = 1,8 г) YF1 и YF2 - коэффициенты формы зуба шестерни и колеса: YF1 = 4,27 YF2 = 3,75 д) Yβ - коэффициент, учитывающий наклон зуба: Yβ = 1 Заключение При выполнении проекта механизма я провела кинематические расчеты, определила расчёт привода ротационного челнока полуавтомата 25-1 кл,выполнила расчеты конструкции на прочность и долговечность, решила вопросы с выбором материала для отдельных звеньев механизма. В ходе работы я ознакомилась с справочной литературой на данную тематику; действующими стандартами и нормами. Этими знаниями я воспользовалась при выборе конструкций, материалов и размеров деталей и при выполнении конструкторской документации: пояснительной записки, сборочных и рабочих чертежей, включающих составление технических требований. Выполнение курсового проекта по дисциплине «Детали машин» - работа по решению комплексной инженерной задачи. Знания и опыт, приобретенные при выполнении этого проекта, являются базой для выполнения в дальнейшем более сложных проектов по специальным дисциплинам и решения задач общетехнического характера. |