ГЛАВА 2: МЕТОДЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ НА ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (10-11 ЛЕТ). Авторский взгляд на проблему развития выносливости Младших классов. Педагогический эксперимент. Определение степени воспитания выносливости должно проводиться в начале и конце учебного года во всех классах. Занятия во всех классах проводится согласно учебному плану. Отличительной чертой является то, что в экспериментальном классе на уроках физической культуры до 20% времени отводится специальным упражнениям, направленным на воспитание выносливости. (Ю. Хартманн, 1988) В начале основной части урока (10 мин) применяются упражнения с отягощением весом 40-60% от максимального с продолжительностью отдыха между упражнениями до полного восстановления (до пульса 100 уд/мин), потом проводится обучение различным двигательным действиям, предусмотренным Гос. программой общеобразовательной школы и в конце основной части урока (5-8 мин) проводятся подвижные игры и игровые задания с проявлением выносливости. Приём контрольных нормативов планируется проводить следующим образом: I. Тест: бег на 1000 метров. 1. Цель применения теста: определить уровень развития выносливости. 2. Возраст детей: 10-11 лет. 3. Пол: упражнения выполняют юноши и девушки. 4. Оборудование и материалы: секундомер, помощник, который следит за пробеганием дистанции. 5. Порядок выполнения теста: ученики плотной группой становятся на линию старта (сначала мальчики, затем девочки). По команде «На старт! Марш!» начинают бег со средней скоростью, в это время учитель включает секундомер и фиксирует время пробега дистанции. 6. Дополнительные указания: а) учитель должен стоять на линии старта во время начала забега и на линии финиша после ухода всех учащихся на дистанцию; б) помощник следит за правильным прохождением учеников по дистанции. 7. Оценка результатов: фиксируется время пробега по дистанции и выставляется оценка по результатам. Мальчики «3» - 4,15 мин. «4» - 4,30 мин. «5» - 4,45 мин. Девочки «3» - 4, 25 мин. «4» - 4,40 мин. «5» - 4,55 мин. II. Тест: «прыжки на скакалке» 1. Цель применения теста: определить уровень развития выносливости. 2. Возраст детей: 7-10 лет. 3. Пол: упражнения выполняют юноши и девушки. 4. Оборудование и материалы: секундомер, скакалки, помощник, который считает количество оборотов на скакалке. 5. Порядок выполнения теста: 2 ученика со скакалками становятся напротив преподавателя и его помощника соответственно. По команде «На старт! Марш!» ученики начинают прыгать на скакалке, стараясь набрать как можно больше оборотов за отведенный промежуток времени. В это время учитель включает секундомер и начинает считать количество оборотов на скакалке (помощник делает то же самое у второго ученика). 6. Дополнительные указания: а) учитель и помощник должны стоять на безопасном расстоянии от учеников, выполняющих упражнение, что бы избежать удара скакалки; б) необходимо внимание при подсчете количества оборотов, так как различия между ними могут быть значительными. 7. Оценка результатов: фиксируется количество оборотов за 1 минуту. Мальчики «3» - 105 оборотов «4» - 115 оборотов «5» - 125 оборотов Девочки «3» - 110 оборотов «4» - 120 оборотов «5» - 130 оборотов III. Тест: «смена ног в упоре» 1. Цель применения теста: определить уровень развития выносливости. 2. Возраст детей: 10-11 лет. 3. Пол: упражнения выполняют юноши и девушки. 4. Оборудование и материалы: секундомер. 5. Порядок выполнения теста: И.П. – упор лежа. По команде преподавателя «На старт! Марш!» учащийся должен начать поочередно сгибать ноги в коленных суставах, касаясь коленями груди. Подсчитывается количество повторений за 1 минуту. 6. Дополнительные указания: а) учителю необходимо стоять сбоку и контролировать выполнение упражнения; б) необходимо внимание при подсчете количества повторений, так как различия между ними могут быть значительными. 7. Оценка результатов: фиксируется количество повторений за 1 минуту. Мальчики «3» - 65 раз «4» - 70 раз «5» - 75 раз Девочки «3» - 60 раз «4» - 65 раз «5» - 70 раз Комплексы упражнений, применение которых возможно для развития выносливости школьников младших классов. Комплекс № 1. Нагрузка ЧСС 160 уд/мин Отдых до пульса 100 уд/мин Упражнения и игровые задания: 1. И.п.- стоя лицом к партнеру, руки на плечах партнера. Бег, вперёд поднимая бедро с сопротивлением партнёра. (Интенсивность 70% от max); 2. И.п.- стоя, гимнастическая скамейка между ног. Прыжки на скамейку. (Интенсивность 80% от max); 3. И.п.- набивной мяч внизу, ноги шире плеч. Метание мяча вперёд-вверх. (Интенсивность 70% от max); 4. И.п. – присед. Выпрыгивание вперёд вверх, с продвижением вперед. (Интенсивность 80% от max). Игровое упражнение: «Перетягивание через линию». Широкую ленту связать кольцом. Двое игроков становятся спиной друг к другу вовнутрь кольца и кладут его на поле. Между ними чертится линия. Выигрывает тот, кто перетянет соперника через линию. (Интенсивность 100% от max). Комплекс № 2. Нагрузка ЧСС 160 уд/мин Отдых до пульса 100 уд/мин Упражнения и игровые задания: 1. Прыжки толчком двух ног с продвижением вперед через гимнастическую скамейку. (Интенсивность 70% от max); 2. И.п. – мяч на уровне пояса. Бег на месте, касаясь коленями мяча. (Интенсивность 80% от max); 3. Прыжки на двух ногах на месте через скакалку. (Интенсивность 75% от max); 4. Метание набивного мяча двумя руками от груди на расстояние 4-5 метров. (Интенсивность 70% от max). Подвижная игра: «Вперед на руках». Играют две команды. Один игрок принимает положение тела в упоре лёжа и разводит ноги на ширину плеч. Партнер держит его за ноги. Игрок каждой команды катает «тачку». Т.е те, кто находится в упоре лежа, перебирают руками. Когда водитель тачки пересечет условную линию, игроки меняются ролями и возвращаются обратно, передавая эстафету следующей паре. (Интенсивность 100% от max). Комплекс № 3. Нагрузка ЧСС 160 уд/мин. Отдых до пульса 100 уд/мин Упражнения и игровые задания: 1. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа. (Интенсивность 80% от max); 2. Прыжки через набивные мячи на двух ногах (8 мячей). (Интенсивность 70% от max); 3. Ускорение на 100 метров (Интенсивность 70% от max); 4. Прыжки в глубину. (Интенсивность 70% от max). Игровое упражнение: «Чья пара быстрее?». Стоя спиной друг к другу и держась за руки (под локти) – присесть. По команде как можно быстрее пропрыгать 10 м в приседе боком вперед. (Интенсивность 100% от max). Комплекс № 4. Нагрузка ЧСС 160 уд/мин Отдых до пульса 100 уд. Упражнения и игровые задания: 1. Поочередное продолжительное отталкивание левой и правой ногой за счет сгибания бедра и стопы, а также активной работы рук (прыжко образный бег) (Интенсивность 75% от max); 2. Прыжки через набивные мячи на одной ноге (8 мячей) (Интенсивность 75% от max); 3. Пробегание 500 метров в легком темпе (Интенсивность 60% от max); 4. Прыжки на двух ногах через скакалку (Интенсивность 75% от max). Подвижная игра: «Пустое место». Водящий бежит по внешней стороне круга, дотрагивается до одного из игроков, после чего бежит в обратную сторону. Вызванный игрок устремляется в противоположную сторону. Встретившись, играющие останавливаются, подают друг другу обе руки, после чего приседают, а поднявшись продолжают бег в ту же сторону. Каждый стремится занять свободное место в кругу. Прибежавший вторым продолжает водить. Комплекс № 5. Нагрузка ЧСС 160 уд/мин Отдых до пульса 100 уд/мин Упражнения и игровые задания: 1 Бег 200 метров (Интенсивность 70% от max); 2. Выпрыгивания из положения седа на полу (Интенсивность 70% от max); 3. Прыжки в глубину (Интенсивность 75% от max); 4. Отжимания от пола (Интенсивность 80% от max). Игровое упражнение: «Перетягивание каната». Две команды с одинаковым количеством игроков становятся по обе стороны разделительной линии. По сигналу каждая команда старается перетянуть соперника на свою сторону, за разделительную линию (Интенсивность 100% от max). Выводы по второй главе. Как не хотелось бы нам это признавать но на сегодняшний день около 86 процентов детей нуждаются в развитии выносливости, они страдают нарушением сердечно-сосудистого аппарата в той или иной степени. А это - предпосылка к развитию многих хронических болезней». Физическое воспитание - это учебный процесс, направленный на формирование физической культуры личности. Т.е. той стороны общей культуры человека, которая помогает реализовать биологический и духовный потенциал. Понимаем мы это или нет - начинается физическое воспитание с момента рождения нового человека. Физическое воспитание как наука исследует содержание, структуру, функции физического развития, ее цель, принципы, задачи и средства, особенности деятельности занимающихся и специалистов в этой области. Предмет «ФК» носит прикладной характер. Он базируется на данных анатомии, физиологии, общей патологии, медико-биологических основах физической культуры, теории и методики физического воспитания, теории и методики рекреации и оздоровительной физической культуры и др., использует их для решения своих практических задач. Развитие выносливости- это проблема не только эстетического характера. При его развитии могут возникнуть проблемы с мышцами и других органов, если вовремя не обратиться к врачу. Залогом хорошей нашей Физической подготовки у детей на будущее будут воспитание собранности и подтянутости. Приучать ребёнка правильно развивать в себе Физические качества, важно, как для здоровья, так и с эстетической стороны. Выводы В ходе проведения данной работы была изучена научно-методическая литература по теме исследования. Многие авторы занимались изучением данного вопроса, каждый из них давал свое определение этому физическому качеству, но все авторы сходились на том, что выносливость – это способность человека длительное время выполнять работу, преодолевая утомление. Также были раскрыты основные понятия такие как: «физические качества», «двигательные способности», «выносливость» и рассмотрены виды выносливости. Были определены средства и методы развития как общей, так и специальной выносливости. Исходя из изученных средств и методов, можно сделать следующий вывод. Приступая к развитию выносливости необходимо придерживаться определённой логики построения тренировочного процесса, т.к. нерациональное сочетание в занятиях нагрузки различной функциональной направленности может привести не к улучшению, а наоборот, к снижению уровня тренированности. Необходимо отметить, что на начальном этапе развития выносливости необходимо сосредотачивать внимание на развитие аэробных возможностей с одновременным совершенствованием функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укреплением опорно-двигательного аппарата, т.е. на развитии общей выносливости. На втором этапе необходимо увеличивать объём нагрузки в смешанном аэробно-анаэробном режиме энергообеспечения, применяя непрерывную равномерную работу в форме темпового бега, кросса, плавания и т.д. На третьем этапе необходимо увеличение объёмов тренировочных нагрузок за счёт применения более интенсивных упражнений, выполняемых методом интервальной и повторной работ в смешанном аэробно-анаэробном и анаэробном режимах. Нагрузку следует повышать постепенно. Итак, на основе вышесказанного мы видим, что основная цель физического воспитания как педагогического процесса — всестороннее развитие и формирование высокой физической культуры каждого учащегося. Значительную роль в этом играет воспитание выносливости учащихся. В современном образовании система физического воспитания направлена на создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития физических и духовных возможностей и способностей учащегося. Мотивация на всестороннее развитие школьника , предполагает овладение основами личной физической культуры, под которой понимается единство знаний, умений, навыков, высокий индекс здоровья и физического развития . На развитие выносливости учащихся учебными программами предусмотрен довольно большой объём времени. В основном оно определено подготовкой к выполнению учебных требований . Однако очень часто это время используется неэффективно. Причин несколько: во-первых, слабые знания и недооценка занимающимися эффективных методов развития выносливости; во-вторых, неумение преодолевать психологический барьер, неуверенность в своих силах и связанную с ней стеснительность перед одноклассниками (особенно девочками) из-за слабой физической подготовки, которая нередко связана с индивидуальными способностями занимающихся (высокий рост, избыточный вес); в-третьих, несформированность целевой установки на осознанную необходимость развития выносливости; в-четвёртых, вариативности нагрузок, разнообразие нестандартных приспособлений, используемых при развитии выносливости . Список литературы 1. Барков В.А. Педагогические исследования в физическом воспитании 1995. 2. Белякова Р.Н. Некоторые аспекты совершенствования физического воспитания учащихся . - №5 – 2000. 3. Вопросы теории и практики физической культуры и спорта. – Мн.: – 1973. 4. Городилин С.К. Основы общей теории физической культуры. –– 1996. 5. Гужаловский К.С., Ворсин Е.Н. Физическое воспитание в школе. – Мн. – 1988. 6. Коробейников Н.К. Физическое воспитание. – М.: Высшая школа – 1989. 7. Кряж В.Н. Введение в гуманизацию физического воспитания. – Мн. – 1996. 8. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Учеб. для ин-тов физкультуры - М.: Физкультура и спорт – 1991. 9. Матвеев Л.П., Мельников С.Б. Методика физического воспитания с основами теории. - М.: Физкультура и спорт – 1991. 10. Межуев В.Б. Скоростно-силовая подготовка на уроках и дома // Физическая культура в школе. - №4 – 2001. 11. Минаев Б.Н., Шиян Б.М. Основы методики физического воспитания школьников. – М.: Просвещение - 1989. 12. Пензулаева Л.И. Физическое воспитание в школе. – М.: Просвещение – 1990. 13. Решетников Н.В., Кислицин Ю.Л. Физическая культура. – М.: Физкультура и спорт – 1998. 14. Семеренский В.И. Развивая выносливость как качества // Физическая культура в школе. - №5 – 1995. 15. Теория и методики физического воспитания / Под ред. Ашмарина Б.А. – М.: Просвещение – 1990. 16. Физическое воспитание в младших классах общеобразовательной школы / Под ред. Ворсина Е.Н. – Мн.: ПКИП «Асар» - 1995. 17. Физическое воспитание студентов и учащихся: Учеб. пособие / Под ред. Петрова Н.Я., Соколова В.А. – Мн.: Полымя – 1988. 18. Белоцерковский З.Б., Любина Б.Г., Богданова Е.В. Гемодинамика, внутренние структуры сердца и сосудистые сопротивления артериальной системы во время изометрической нагрузки //Вестник спортивной медицины России. 1999, № 2 (23), с. 5-8. 19. Киселев Л.В. Системный подход к оценке адаптации в спорте. Красноярск. - 1986. - 176 с. 20. Меерсон Ф.З., Пшенникова М.Г. Адаптация к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам. М.: Медицина. - 1988. - 254 с. 21. Платонов В.Н. Адаптация в спорте. Киев. - Здоровья.-1988.- 216 с. 22. Солодков А.С. Адаптивные возможности человека // Физиология человека. - 1982. - №3. - Т.8. - С. 445 - 449. 23. Солодков А.С. Физиологические основы адаптации к физическим нагрузкам // Л., ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта. - 1988. - 38 с. 24. Солодков А.С. Адаптация в спорте: теоретические и прикладные аспекты // ТиПФК. - 1990. - №5. - С.3-6. 25. Солодков А.С. Адаптация к мышечной деятельности - механизмы и закономерности // Физиология в высших учебных заведениях России и СНГ/ СПб., ГМУ им. Павлова. - 1998. - С.75-77. 26. Карпман В.Л., Белоцерковский З.Б., Любина Б.Г. PWC170 - проба для определения физической работоспособности //Теор. и практ. физ. культ., 1969, № 10, с. 37-40. 27. Карпман В.Л., Белоцерковский З.Б., Гудков И.А. Тестирование в спортивной медицине. - М.: ФиС, 1988. - 208 с. 28. Лубышева Л.И. К концепции физкультурного воспитания студентов.//Теор. и практ. физ. культ. 1991, № 12, с.15. |