Технологии социальной работы с пожилыми людьми Социальные технологии обычно можно трактовать с учетом двух точек зрения. Во-первых, как способы применения теоретических выводов той или иной науки в решении практических задач. Общественные науки прежде всего решают практические задачи, связанные с функциoниpoвaниeм и совершенствованием социальных объектов (в данном случае под социальными объектами понимаются не только группы, слои отдельных индивидов, но и социальные явления и процессы). Во-вторых, под социальными технологиями подразумевают также совокупность приемов, методов и воздействий, которые применяются для достижения поставленных целей в процессе социального развития, решения тех или иных социальных проблем. Это более конкретная характеристика социальных технологий, связанная, естественно, с первой точкой зрения.[23]Холостова технологии гл Социальные технологии весьма разнообразны, что обусловлено многообразием социального мира, социальной жизни, ее отношениями с природными явлениями. · Социальная диагностика Для успешного решения социальных проблем необходимо, чтобы своевременно и в полном объёме были замечены, осмыслены и осознаны как сами проблемы (их корни, содержание, перспективы и возможные последствия), так и возможные пути и способы их решения. Это возможно в том случае, если специалист (социальный работник) владеет навыками деятельности, которую можно определить как социальная диагностика. Социальная диагностика - это выявление, обозначение и изучение причинно-следственных связей и взаимоотношений, порождающих комплекс социальных проблем различного уровня организации.[21]Теория и практика соц Успех деятельности социального работника во многом зависит от того, насколько точно и своевременно будут вскрыты им социальные проблемы клиента. Последовательная реализация основных стадий социальной диагностики основывается на строго определённых принципах, соблюдение которых гарантирует получение достоверных результатов и формирование реалистичной программы дальнейшей деятельности, как клиента, так и социального работника.[27]Энцеклопед соц работы · Социальная терапия Социальная терапия - это комплекс решений, процедур, мероприятий и действий, направленных на решение социальных проблем различного уровня организации[20]. Из этого определения следует, что социальная терапия это явление, которое можно рассматривать и анализировать на различных уровнях организации общества. Уровни социальной организации будут определять цели, задачи, возможности и методы, используемые в процессе социально-терапевтического воздействия на конкретный социальный объект. Процесс социальной терапии направлен на решение самых разнообразных задач. Их характер и содержание определяются конкретной проблемой или группой проблем, стоящих перед субъектом и требующих своего решения. Тем не менее, можно говорить о существовании основных типов задач социальной терапии. Среди них: · исправление, коррекция поведения и деятельности субъекта; · предупреждение дисфункций; · обеспечение нормального развития субъекта; · самоутверждение личности субъекта.(Не знаю 32 с 90) Решение всех этих задач с необходимостью предполагает использование различных методов, основные из которых: 1. Административные. Характерными особенностями этих методов является, во-первых, жёсткое следование формальным нормам и правилам, существующим в обществе (законы, инструкции, положения и т.п.). 2. Экономические методы. Данная группа методов социальной терапии предполагает, что в процессе их использования могут быть учтены и проанализированы экономические интересы и экономическое положение того или иного социального субъекта. Примерами подобных методов являются экономические льготы, экономическая поддержка (пособия, пенсии и т.п.) и экономические санкции. 3. Психолого-педагогические методы. В отличие от административных и экономических методов социальной терапии, психолого-педагогические методы направлены, в первую очередь, на отдельного человека или на малые социальные группы. Использование этих методов на практике предполагает воздействие как на систему взаимоотношений в малых группах, так и на внутренний мир человека, его систему ценностных ориентаций и идеалов. В соответствии с объектом воздействия выделяются следующие виды социальной терапии. 1. Индивидуальная, которая применяется в отношении отдельного человека, разрешение проблем которого требует конфиденциальности (сексуальное насилие, семейные неурядицы и т.п.) к тем, кто не желает или по каким-либо причинам не может участвовать в групповой терапии. 2. Групповая, представляющая собой стратегию воздействия, направленную на оказание помощи людям в преодолении личностных нарушений или социального неустройства с использованием групп (при руководстве социального работника или иного специалиста - психолога, врача, педагога). Группы могут формироваться по многим принципам: возрастные, половые, профессиональные, учебные, для совместной деятельности и т.п. 3. Семейная терапия - работа социального работника или другого специалиста с семьёй, которая рассматривается как целостная единица. Стремясь оказать необходимую помощь в гармонизации внутрисемейных отношений, в преодолении семейных проблем и разрешении внутрисемейных конфликтов, специалист стремится раскрыть внутригрупповые роли членов семьи, их взаимные обязанности, побудить их к более гибкому поведению и т.п. · Социальная профилактика Социальная профилактика - это сознательная, целенаправленная, социально организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических, правовых и других проблем и достижению желаемого результата. [15](24 с 221)ХЗ Приведённое выше определение понятия "социальная профилактика" позволяет выделить основные цели, на достижение которых направлен этот процесс: · выявление причин и условий, способствующих возникновению какой-либо проблемы или комплекса проблем; · уменьшение вероятности или предупреждение возникновения недопустимых отклонений от системы социальных стандартов и норм в деятельности и поведении человека или группы; · предотвращение возможных психологических, социокультурных и других коллизий у человека или группы; · сохранение, поддержание и защита оптимального уровня и образа жизни людей; · содействие человеку или группе в достижении поставленных целей, раскрытие их внутренних потенциалов и творческих способностей.( энциклопедия социальной работы в 2х томах) Реализация социальной профилактики предполагает использование самых разнообразных приёмов и методов деятельности. На сегодняшний день можно говорить о существовании следующих методов социальной профилактики. 1. Медико-социальные - направлены на создание необходимых условий для сохранения приемлемого уровня физического и социального здоровья человека. К их числу относятся медико-социальное просвещение, пропаганда здорового образа жизни, медико-социальный патронаж и т.п. 2. Организационно-административные - создание системы социального контроля, разработка соответствующей правовой и законодательной базу, формирование системы органов и учреждений для осуществления деятельности по социальной профилактике. К этой группе методов относятся социальный контроль и социальный надзор, социальное управление и социальное планирование и ряд других. 3. Правовые - разработка и создание соответствующей системы правовых норм и правил поведения и деятельности людей во всех областях социальной жизни и создание эффективной и действующей системы контроля за исполнением этих норм и правил. К этой группе методов относятся правовое просвещение, правовой контроль, правовые санкции и т.п. 4. Педагогические - формирование у различных социальных субъектов социально приемлемой системы ценностей, норм, стереотипов и идеалов, повышение уровня знаний и расширения кругозора. К их числу относятся давно и хорошо всем известные методы образования, воспитания и просвещения. 5. Экономические - направлены на поддержание приемлемого и достойного уровня жизни человека и создание необходимых условий для удовлетворения его материальных потребностей. Наиболее часто для решения таких задач используются экономическое стимулирование, экономическое поощрение, экономические льготы и экономическая поддержка и т.п. 6. Политические - создание в обществе эффективной системы политических прав, свобод, ценностей и ориентиров, позволяющих всем социальным субъектам отстаивать свои интересы в социально приемлемых и допустимых рамках. · Социальная адаптация В самом общем виде понятие "социальная адаптация" можно определить следующим образом: это процесс взаимодействия субъекта социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников. . (Социальная работа энциклопедический словарь)24,с 47. Участвуя в процессе социальной адаптации клиента, социальный работник должен помнить о том, что рассматриваемый процесс представляет собой единство следующих стадий. 1. Адаптационный шок, под которым понимается общее расстройство функций социального субъекта или системы, вследствие какого-либо потрясения социогенного характера, вызванного резким нарушением привычного взаимодействия с внешней средой[6].(14 с 124…Корель А В Социальная адаптация этапы 2. Мобилизация адаптационных ресурсов. Здесь для субъектов, сумевших пережить стадию адаптационного шока, наступает этап глубокого осмысления ситуации и концентрации усилий на сознательном поиске выхода из неё. ].(14 с 124…Корель А В Социальная адаптация этапы Эта стадия связана с активным, сознательным поиском, выбором и освоением на поведенческом уровне новых моделей жизнедеятельности. 3. Ответ на "вызов среды". Это завершающая стадия процесса социальной адаптации. Её содержание представляет собой реализацию конкретной модели поведения и деятельности, которые выбираются субъектом с учётом собственных адаптивных ресурсов и возможностей, представлений о происходящем, а также основных характеристик социальной среды, в которой протекает процесс социальной адаптации. ].(14 с 126…Корель А В Социальная адаптация этапы Последовательная смена основных этапов социальной адаптации предполагает использование на каждом из них различных механизмов, каждый из которых отличается своеобразием и адаптивными возможностями, появляющимися у человека или группы и решающих с их помощью проблему адаптации кновым условиям своей жизнедеятельности. Успешная адаптация пожилого человека и складывающееся из следующих составляющих: удовлетворение образовательных потребностей в рамках концепции непрерывного образования личности, направленное на самопознание и познание мира; преодоление жизненных и личностных проблем; мобилизацию внутренних ресурсов; формирование активной жизненной позиции и позитивной временной перспективы.[19](соц обслуж 2-2014) · Социальное консультирование В настоящее время в теории и практике социальной работы существуют два основных взаимодополняющих друг друга подхода к определению сущности консультирования[2]Гулина 1. Функциональный, при нём консультирование понимается как метод, обеспечивающий клиента практическими советами и помощью, как любая форма оказания клиенту помощи в отношении содержания, процесса или структуры решаемой задачи, когда сам консультант не отвечает за её решение, но помогает тем, кто несёт такую ответственность. При таком подходе консультант выступает как помощник в решении какой-либо задачи или проблемы. 2. Профессиональный, при нём консультирование рассматривается как особая профессиональная служба, оказывающая услуги гражданам и организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, помогающим выявить социальные проблемы клиента, проанализировать их, дать рекомендации по их решению и содействовать, при необходимости, выполнению принятых решений и полученных рекомендаций. На сегодняшний день в практике социальной работы в целом и социального консультирования в частности применяются следующие формы и методы работы: · монолог клиента и его последующий анализ совместно с консультантом; · диалог, свободная беседа клиента и консультанта; · ответы консультанта на прямые вопросы клиента; · разнообразные тестирования; · различные тренинги и обучения и т.п. Какую бы форму работы с клиентом не избрал консультант в каждом конкретном случае, нужно не забывать, что каждая из них требует от специалиста, во-первых, неподдельного стремления помочь человеку, во-вторых, деликатности при контакте с ним, и, в-третьих, тщательности, осторожности и постепенности в работе. Много пожилых людей по собственной воле оказывают помощь соседям, друзьям, членам семьи, большая часть пожилых людей привлекаются к такому роду работы, с помощью, различных проектов поддержки, которые разрабатываются государством, учебными заведениями и иными организациями. Ключевые цели подобных проектов: - предоставление возможности принести пользу обществу, имеющим необходимость в поддержке, больным людям, инвалидам, одиноким и, оказывая поддержку другим, добиться признания, получить удовлетворённость от осознания собственной полезности и способности сделать кого-то счастливым; - организация дополнительных служб из числа пожилых людей, которые по собственной воле оказывают помощь ровесникам; - поддержка пожилых людей с не высокими доходами, не обладающие силами полноценно обслуживать себя, с целью продлить их проживание в своём жилье, отдалить переезд в дом-интернат; - создание в социуме почтительного отношения к стареющим людям как к равноправным членам социума; - использование опыта и знаний пожилых людей с целью оказания помощи, школам, административным структурам посредством консультаций; - помощь улучшению взаимосвязей среди поколений, сближению пожилых людей и молодого поколения, передаче знаний, навыков молодым, сохранению связей пожилых людей со своими еще работающими коллегами, организациями, в которых они работали. · Социальное обслуживание Социальное обслуживание мы разберём более подробно. Социальная защита включает и социальное обслуживание, которое является весьма важным для России, т.к. в учреждениях социальной защиты у нас проживает более 2 млн. человек, а из 53 млн. домохозяйств 12 млн. - это домохозяйства одиноких пенсионеров в возрасте 70 лет и старше. [4 с 353]Кадомцева Пожилые люди и инвалиды в РФ обладают всей полнотой социально-экономических и личных прав и свобод, закрепленных Конституцией РФ, конституциями республик, входящих в ее состав, другими законодательными актами. Однако изменение социального статуса человека в старости и инвалида, связанное с прекращением или ограничением трудовой и общественной деятельности; трансформацией ценностных ориентиров, образа жизни и общения; испытанием затруднений в социально-бытовой и психологической адаптации к новым условиям, порождает серьезные социальные проблемы [.14]Соц герантология Наиболее острой проблемой является ограничение жизнедеятельности пожилых людей и инвалидов. Под ограничением жизнедеятельности понимается полное или частичное отсутствие у человека способности или возможности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью. [3] Дементьева Основной задачей деятельности таких отделений является помощь пожилым людям в преодолении одиночества, замкнутого образа жизни, наполнение существования новым смыслом, формирование активного образа жизни, частично утраченного в связи с выходом на пенсию. Цель социального обслуживания - обеспечение населения доступными социальными услугами надлежащего качества, создающими благоприятные условия для развития "человеческого капитала", сохраняющими и изменяющими социальное положение личности, всех групп и слоев населения, социальных общностей, коллективов. Социальное обслуживание населения является социальным институтом. Ему присущи общие функции: организационная, интегративная, нормативная, коммуникативная, адаптационная и функция социального контроля. Для института социального обслуживания из числа общих наиболее приоритетными являются адаптационная и интегративная функции. Кроме того, он обладает особыми функциями: интернализационной, социозащитной и стратификационной. В основе создания института социального обслуживания лежит ряд ключевых потребностей: потребность в перераспределении общественных благ; в получении различных видов социальных услуг: в защите от нестабильности социально-экономического положения; в контроле задевиантным поведением определенной группы населения; в индивидуальном подходе к оказанию социальных услуг; в реализации модели сотрудничества в социальной сфере при проведении социальной работы; в воспитании квалифицированных кадров социального обслуживания; в управлении социальными процессами расслоения общества и т. д. Принципы социального обслуживания: принцип равных возможностей граждан независимо от национальности, пола и возраста; доступности; добровольности; содействия социальной адаптации с опорой на собственные силы; адресности; приоритета содействия гражданам, находящимся в социально опасном или беспомощном состоянии; гуманности; доброжелательности; соблюдения конфиденциальности; профилактической направленности; законности и учета международных стандартов. Виды социального обслуживания: - материальная помощь: денежные средства, продукты питания, медикаменты, средства санитарии и гигиены, предметы ухода за детьми, одежда, обувь, предметы первой необходимости; специальные транспортные и технические средства профилактики инвалидности и реабилитации для инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе; - социальный патронаж граждан и семей, нуждающихся в постоянном нестационарном обслуживании: помощь в виде социально-бытовых услуг, содействие в получении медицинской помощи, услуги по уходу за детьми; - стационарное обслуживание граждан, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе: создание необходимых условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, обеспечение питанием, уходом, организация посильной трудовой деятельности, отдыха, досуга; - предоставление временного приюта гражданам без определенного места жительства и занятий, безнадзорным детям и подросткам, нуждающимся в такой помощи; - организация дневного пребывания гражданам пожилого возраста и инвалидам, сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению; людям, находящимся в трудной жизненной ситуации; -консультативная помощь гражданам и семьям в области социально-экономического и медико-социального обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, правовой защиты; - реабилитационные услуги: помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации граждан, являющихся инвалидами; реабилитационная работа с несовершеннолетними и другими гражданами с общественно опасным поведением. Социальное обслуживание как система учреждений, предназначенных для оказания социальных услуг, относится к организационной системе, которая в силу специфики целей и задач состоит из собственных структурных элементов, имеет специфические функции в обществе и отличительные особенности. Благодаря своей открытости и направленности на внешнее взаимодействие система социального обслуживания как институт обладает способностью к динамике и саморазвитию. Правильное направление развития социального обслуживания пожилых людей: широкое информирование, оказание реабилитационных, социально-правовых, консультационных, социокультурных услуг — это основные зоны роста, которые принесут наибольший результат в отношении повышения качества жизни пожилых людей[18] соц обслуж 4-2013 Таким образом, социальное обслуживание выступает в трех методологических аспектах: как высокоэффективная технология социальной работы, как социальный институт, как принципиально важный сектор социальной сферы.Услуги, оказываемые пожилому человеку учреждениями социального обслуживания облегчают его быт, снижают тревогу за здоровье и материальной положение, способствуют разрешению его семейных и духовных проблем. [17]соц обсл 7-2013 Таким образом, социальные технологии следует трактовать как совокупность методов определения, диагностирования и преобразования социального объекта с целью достижения заданного результата. Особенностью социальных технологии является возможность ее многократного использования для решения сходных задач. |