Изыскание новых лекарственных средств растительного происхождения. ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА ОРГАНИЗАЦИИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ДЕЛА, КЛИНИЧЕСКОЙ ФАРМАЦИИ И ФАРМАКОГНОЗИИ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ По выполнению Контрольной работы № 2 По фармакогнозии для студентов 4 курса заочного отделения фармацевтического факультета Воронеж - 2015 УДК 615.45(07.07) ББК 52.82 Савостин В.С.Методические указания по выполнению контрольной работы по фармакогнозии для студентов 4 курса заочного отделения фармацевтического факультета / Воронеж. гос. мед. акад.; сост. : Савостин В.С. – Воронеж : Изд-во ВГМА, 2014. – 32 с. Методические указания по выполнению контрольной работы по фармакогнозии для студентов 4 курса заочного отделения фармацевтического факультета по специальности 060301 – фармация. Методические указания содержат набор заданий для самостоятельного выполнения студентами по разделам: лекарственное растительное сырьё, содержащее сердечные гликозиды, алкалоиды и сапонины. Печатается по решению цикловой методической комиссии по координации преподавания фармацевтического дела ВГМА им. Н.Н. Бурденко УДК 615.45(07.07) ББК 52.82 Савостин В.С., ВГМА, 2015 ВВЕДЕНИЕ Возрастающая потребность в средствах растительного происхождения и ухудшающаяся экологическая обстановка требуют подготовки компетентных специалистов в области рационального использования ресурсов лекарственных растений и получения высококачественных средств природного происхождения. Большой круг вопросов, связанных с изучением и использованием лекарственных растений решает фармакогнозия. Фармакогнозия вместе с другими фармацевтическими дисциплинами формирует профессиональные знания и умения провизора, как фармацевта высшей квалификации. Цель преподавания фармакогнозии заключается в формировании у студентов знаний, умений и практических навыков по вопросам общей и специальной части фармакогнозии, в основу которых положены вопросы рационального использования ресурсов лекарственных растений с учетом научно-обоснованных рекомендаций по заготовке, стандартизации, контролю качества, хранению и переработке лекарственного растительного сырья, а также путей использования сырья и применения лекарственных растительных средств в фармацевтической практике. В задачи фармакогнозии входит: Изучение лекарственных растений как источников лекарственного растительного сырья. Изучают сырьевую базу: распространение (ареал) и условия обитания лекарственных растений, районы возделывания (культуры); их внешний вид (морфологические признаки) и отличия от похожих видов и возможных примесей; сроки, приемы заготовки, первичной обработки, сушки и хранения сырья. Изучение лекарственных растений как источников биологически (фармакологически) активных веществ (БАВ). Изучают химический состав растения, биогенез БАВ, динамику их образования, влияние факторов окружающей среды, сроков заготовки, режима сушки и хранения на содержание БАВ в растительном сырье. Ресурсоведческое изучение лекарственных растений. Выявляют места массового произрастания отдельных видов (заросли). Устанавливают размеры зарослей и запас сырья, определяют мероприятия по охране зарослей. Нормирование и стандартизация лекарственного сырья. Разрабатывают нормативную документацию (НД) на лекарственное сырье (ГОСТы, ФС, ВФС, ФСП, Инструкции… и т. п.). Разрабатывают и совершенствуют методы определения подлинности, чистоты и качества сырья. Изыскание новых лекарственных средств растительного происхождения. Подготовку к контрольной работе следует начать с уяснения темы, ее временных рамок, знакомства с соответствующим разделом (главой) учебника. Второй этап – подбор и изучение имеющейся дополнительной литературы по вопросам задания и написание работы. Ответы должны быть изложены четко и ясно, и включать в себя все ключевые моменты по рассматриваемой теме. Следует избегать излишнего употребления мелких частных подробностей, фактического материала, дополнительных объяснений, переписанных из учебников, так как это может привести к потере основной мысли изложения. Ответы на теоретические вопросы можно сопровождать рисунками, схемами и таблицами. Это добавляет ответу наглядности и улучшает восприятие. Каждая контрольная работа включает теоретические вопросы и тестовые задания. Каждый тест состоит из вопроса и ряда ответов на выбор. При выполнении тестовых заданий в работе пишется номер вопроса и выбранные Вами один ответ: 5 – Г; 8 – А. При ответах на тестовые задания необходимо выбирать наиболее полные правильные ответы. Вариант контрольной работы определяется в зависимости от номера зачетной книжки и соответствует его последним двум цифрам. Текст должен быть набранным на компьютере и распечатанным (поля сверху и снизу – 2 см, слева 3 см, справа – 1. 5 см, размер шрифта № 14, выравнивание текста – по ширине листа) и прошитым в папке. Электронный вариант выполненной работы необходимо отправить на адрес электронной почты ofd-kf-f@yandex.ru. В конце работы приводится полный список использованной литературы в алфавитном порядке, оформленный по образцу (см. Приложение), ставится дата и подпись студента. На зачтенную работу студенту выдается рецензия преподавателя с указанием недочетов и ошибок, которые необходимо исправить. В случае если преподаватель не засчитывает контрольную работу, студент представляет работу заново, доработанную и исправленную. На титульном листе следует указать: ГБОУ ВПО ВГМА ИМ. Н.Н. БУРДЕНКО КАФЕДРА ОРГАНИЗАЦИИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ДЕЛА, КЛИНИЧЕСКОЙ ФАРМАЦИИ И ФАРМАКОГНОЗИИ Контрольная работа по фармакогнозии студента (ки) 4 курса фармацевтического факультета заочной формы обучения _______________________________________________________________________ Ф.И.О. полностью № зачетной книжки Домашний адрес Контактный телефон Подпись Дата Последние 2 цифры номера зачетной книжки | Номера задач | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |