Тема 5. Химические свойства углеводов. Предисловие. Будучи огорчен качеством преподавания химии в РНИИМУ, и тем более, способом последующего контроля качества образования – тестами, я решил оказать посильную помощь студентам в сдаче оных. Пособие представляет собой краткую, насколько возможно, инструкцию, как минимально загрузив голову таки сдать этот окаянный тест. Я исследовал большое их количество, обобщил результаты. Дорогой любитель химии, не теряй знаний по прошлой теме, тут они сильно пригодятся. Вопросы были мной разделены на разновидности, в соотвествии моими представлениями о типах вопросов. На каждый вид вопросов я постарался дать ответ, в меру научный, чтобы все-таки не слишком уйти от своих химических корней, но и достаточно ясный, чтобы он мог быть воспринят среднестатистическим студентом. Теперь я представляю свой труд для использования широкой общественностью, надеюсь, моё творение сможет послужить к чьей-нибудь пользе. Заранее благодарен за адекватные комментарии, дополнения и исправления к тексту. Текст создан исключительно из гуманных соображений и распространяется безвозмездно. Удачи, ни пуха, ни пера, дорогие любители химии. Алексей «Леша-химик» Федоров, 08.03.2016. Тема 5. Химические свойства углеводов. Введение: Несмотря на обилие труднопроизносимых слов типа «О-метил-альфа-Д-фруктофуранозид» тема очень легкая. Причин две: 1) Вопросы идеально поддаются классификации 2) Нет формул, только текст. На текст проще реагировать. Учитывая эти два нюанса, мы вообще не будем давать вводных знаний, а разберем весь материал уже внутри типовых вопросов. Однако, зная о ждущей вас контрольной, сопроводим каждый тип формулой. Хуже не будет. Типичные вопросы: 1. Синтез гликозида. Пример  Ну как то так… Как с этим бороться: При реакции любого углевода в циклической форме (галактоза, хотя имеют в виду галактопиранозу) с любым спиртом (метанол, этанол, пропанол) в присутствии газообразного хлороводорода (это ритуальная фраза) образуются «смесь аномерных гликозидов» - это и будет правильный ответ. Собственные названия гликозидов тоже могут встречаться. Они устроены по принципу О-радикал-альфа/бета-Д-название углевода-название цикла-озид. Например, О-метил-β-D-глюкопиранозид. Там тоже должна быть смесь альфа и бета форм. · Однако вам, мои юнные друзья, предстоит еще и контрольная по этой теме. Там нужно писать эти же реакции формулами. Это делается так:  На первый ОН (гликозидный) навешивается радикал от спирта. Все, получился гликозид. Важно! Надо обязательно писать альфа и бета версии, а то препод не поймет. 2. Гидролиз гликозида. Пример:  Ой... Как с этим бороться: В тесте это несложно. Эта реакция – обратная к первой, тут надо снести радикал, навешанный по п. 1, и получить обратно. Так же, как и в первой, должны получаться смесь альфа и бета форм. Здесь нетривиальный случай в примере – нет слова «смесь…». Тогда нужно исключить варианты «только альфа» и «только бета», неправильно же! И рибозу, потому что исходное – фруктоза. · Отдельно отметим, как это может быть в КР. Тут все упирается в то, что нарисовать формулу «О-хуй пойми чего-откуда-куда-и-как-озида» довольно затруднительно. Обычно эту задачу решают постепенно. Сначала рисуют углевод, как если бы он не был гликозидом. (цикл 5 или 6 углов, ОН, учесть, альфа или бета) Затем навешивают радикал на первый ОН. Все эти предварительные ласки делают где нибудь в уголке. А затем в торжественной обстановке, для любимого препода сносят радикал нахрен. При гидролизе. И не забываем альфа и бета версии углевода.  Внезапная реакция. 3. Алкилирование метилиодидом. Пример:  МетилИдиот. Как с этим бороться: Для начала неплохо прочитать правильно название реагента. Часто встречается версия «метил идиот». Забавно, но неправильно. МетилЙодид все таки. В этой реакции любой углевод в циклической форме реагирует с метилиодидом в щелочной среде (ритуал) обмазывается по всем своим ОН метильными группами. Получается ОСН3 везде. Количество прицепленных метилов равно количеству ОН в исходном углеводе. Если в глюкопиранозе их 5, то получится пентаметил. (если кто не знает, ди-2, три-3, тетра-4, пента-5). Так же, как и в двух предыдущих реакциях, реакция связана с образованием смеси альфа и бета версии. По этим двум признакам и ориентируемся. *для КР версия:  Просто везде в ОН вместо Н вставить СН3 Бонус. Иногда дают уже готовую много-метильную хрень и просят её гидролиз. В этом случае с нее сносится только один метил, как в п.2.  В тесте это будет проявляться, например, так: было пентаметил-хрень, получили тетраметил-хрень. 4. Ацилирование. Пример:  Люблю обмазаться ацетилом... Как с этим бороться: Как и в прошлой реакции, но тут по ОН цепляют не СН3, а ацетил. Так же получается ацетил-производное по количеству ОН в исходном веществе. Например, в дезоксиксилозе их 3, значит три-О-ацетил. Обращайте внимание на корни. Ежу понятно, что из ксилозы получится не рибоза. Заморочек альфа-бета тут нет. *КР-эдишн. Берете свой углевод, добавляете уксусный ангидрид (см. пример, как пишется), обвешиваете все ОН ацетилами. Называете 1,2… и далее по номерам ОН-количество ацетилов-углевод.  СН3-СО- это и есть ацетил. Точнее, он вот такой:  5. Фосфорилирование. Пример: Нет. нет. Как с этим бороться: Вопрос удален из пула вопросов, не нужно это учить. 6. Восстановление. Пример:  Да! Как с этим бороться: Углеводы восстанавливают или НАДН или водородом на разных металлах. При восстановлении получаются вещества, собирательно называемые альдитами. Персональные названия образованы добавлением суффикса ит: глюкоза-глюцит (другое название сорбит), ксилоза-ксилит, и так далее. Подводные грабли: при восстановлении фруктозы получается смесь глюцита и маннита, а не фруктит, как можно было бы ожидать. Заранее узнайте, как выглядят эти два вещества. Любопытные могут сами подумать, почему. · И снова КР-эдишн. Берете свой углевод в линейной форме, и заменяете верхушку СОН на СН2ОН. Все, готов альдит.  7. Окисление мягкими окислителями. Пример:  Снова НАД. Как с этим бороться: При окислении мягкими окислителями (НАД или бром) получаются альдоновые кислоты (глюконовая, рибоновая). Всё. КР-версия. Заменить верхний СОН на СООН. Все, альдоновая кислота.  8. Окисление сильным окислителем. Пример:  Ня! Азотная кислота. Как с этим бороться: При окислении сильным окислителем (НNO3) получается альдаровая кислота (глюкаровая, маннаровая, галактаровая). Всё. *КР-версия. Заменить верхний СОН и нижний СН2ОН в линейной форме углевода – оба — на СООН  9. Синтез уроновой кислоты. Пример раз:  Пример два:  Пример три:  ... Как с этим бороться: Уроновая кислота – производное углевода, у которого сверху осталась СОН, а снизу СООН. Она может быть линейной, или можно циклить как обычный углевод, но будет не СН2ОН на последнем углу, а СООН. Я нашел три варианта, что спрашивают. 1) Начинают гнать про «первичную спиртовую группу». Это как раз СН2ОН. См пример раз. Отвечаем – такого-то углевода уроновая кислота. 2) Начинают гнать про последовательность реакций. См. пример два. Отвечаем – реакция со спиртом (метанол, этанол), окисление, гидролиз. Это может быть и в КР, поэтому приведем формулы, вдруг это кого-то спасет.  Вместо глюкозы можно подставить другой углевод, получится другого углевода уроновая кислота. 3) Самое опасное – когда начинают гнать про декарбоксилирование. Вот это жесть. Декарбоксилирование – реакция из второй темы, убрать СО2 из СООН. Из глюкозы получится ксилоза, вообще из гексоз – пентзы, а из рибозы (пример) – альдотетроза. Потому что минус один С. Еще не знаю, что может быть. 10. Эпимеризация (м.б., изомеризация, таутомеризация). В щелочной среде. Через ендиольную форму. Пример:  Мда... Как с этим бороться: Если не засирать мозг. Правильный ответ – там где написано три вещества, такой как правило единственный, в остальных по два. Это может выглядеть по-разному. Было и «две альдозы и одна кетоза», было и «глюкоза, манноза, галактоза», было и «рибоза, рибулоза и эпимер рибозы по С2». Ну, для самых одаренных – где больше всего написано – там и верно. Не нужно смущаться буквой L. Тут она не влияет ни на что. · КР-версия. Это довольно сложная реакция. Общая схема имеет вид:  Приведенное на схеме следует подставлять к любому углеводу, с которым это надо сотворить. Например, для глюкозы:  Берешь такой глюкозу. Ага, ее верхушка до первого креста как раз точно совпадает с первой штукой из схемы. Атлична. Хуяришь еще три раза низ одинаковый, а сверху дописываешь разные шапки, но такие, как на схеме. Готово? Малацца. Назвать? Да, это непросто. Ну, тут есть, а вот в общем случая можно затупить. Спасибо за внимание!  Не фотошоп. Легкая тема, меньше полутора минут Приложение 1.  Поскольку у вас контрольная, а у меня завалялись билеты многолетней, правда, давности, имеет смысл его разобрать. 1.Цикло-оксо-таутомерия. Все строго по описанию. Можно использовать Приложение к методичке по Строению углеводов, там почти все есть. 2. Восстановление фруктозы. Я же знал! Почитайте про восстановление, там легко. Могут быть и другие реакции по п. 1-8. 3. Ацилирование. Тут тоже почти все легко, но есть небольшой нюанс. При ацилировании аминов ацилируется, собственно, только амин. Короче, надо вот такую шляпу получить:  Могут быть тоже реакции по п. 1-8 4. Дисахарид. См. методу по строению, все есть там. Бывают ди- или полисахариды или сложные реакции по п. 9-10. |