Методика нумерации чисел в пределах «Тысячи» Методика изучения нумерации чисел в пределах «Сотни» Образование двузначных чисел является вторым этапом изучения нумерации чисел. В 1 классе учащиеся знакомятся с понятием «Полные десятки. Сто». Дается понятие о натуральных числах 1 2 3 4 5 6 7 8 9–это однозначные натуральные числа. Их используют при счете- это счет единицами. Образование десяткаиллюстрируется с помощью счетных палочек (к 9 палочкам прибавить одну и стало 10 палочек). Их связываю в пучок (связку).10 единиц это 1 десяток. В числе 10 1-показывает количество десятков, 0- количество (отсутствие свободных единиц , кроме тех, которые не образуют десяток). Десяток-это новая счетная единица.Учащиеся учатся считать десятками и знакомятся с названием каждого десятка(М-1 с.174). 1 десяток-это 10, 2 десятка это 20 и т.д. Составляется ряд полных десятков по аналогии с рядом однозначных чисел (М-1 с.176): 10 20 30 40 50 60 70 80 90 (увеличиваются на 10) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 (увеличиваются на 1) Учащиеся знакомятся с числом «Сто»:10 десятков –это 100 единиц: первый нуль справа обозначает отсутствие свободных единиц, а второй отсутствие свободных десятков, цифра 1-количество сотен. Сравнивают двузначные числа по аналогии с однозначными числами с помощью системы УДЕ 50<80 т.к. 5<8. Во втором классе учащиеся знакомятся с образованием двузначных чисел ( М-2 с.4). в качестве иллюстрации используются квадраты и полоски: □-эквивалент единицы, □□□□□□□□□□-эквивалент десятка. Сначала рассматривается образование, запись и чтение двузначных чисел в пределах 20 (м-2 с. 6). □□□□ 1 дес. 4 ед. –это число записывается так 14 □□□□□□□□□□ И читается так «четыре на десять»- четырнадцать. Для иллюстрации числа «Сто» используется большой квадрат, разделенный на сто маленьких квадратов-это эквивалент сотни: одна сотня. Образование чтение и запись двузначных чисел осуществляется с помощью «таблицы разрядов»(м-2 С. 7) Десятки | единицы | Чтение числа | Запись числа | | | Двадцать четыре | | Таблица свидетельствует, что устная и письменная нумерацияизучается одновременно. Для закрепления знаний состава двузначных чисел предлагаются задания (м-2 с.6 с.9) 1 дес. 2 ед. = □ед. 18 ед.=□дес.□ед. и т.д. Для иллюстрации разрядного состава двузначных чисел используются карточки подвижных разрядов + накладываем 5 на 0=> 72 раздвигаем => 70+2. Продолжается работа по формированию представлений о числовом ряде (назвать последующее, предыдущее, наибольшее и наименьшее двузначное число, определить места числа в числовом ряду. Дается представление о поместном принципе записи числа: значение цифры зависит от места, которое она занимает в записи числа. -цифра 3 в первом числе обозначает кол-во десятков, т.к. стоит на втором месте справа в записи числа; -цифра 3 во втором числе обозначает количество единиц, т.к. стоит на первом месте справа в записи числа; -двузначное число можно записать с помощью одной цифры 33, 66. -Предлагается задание, что означает цифра 3 в записи чисел 35, 13, 3 и 33. №5 Методика нумерации чисел в пределах «Тысячи» При изучении нумерации трехзначных чисел продолжается расширение области чисел.Методика изучения аналогична изучению нумерации двузначных чисел. Данную тему изучают во 2 классе (м-2 с.153) . в качестве наглядности используют пуговицы: 1 пуговица –единица, 10 пуговиц на карточке- десяток, десять карточек –сотня, 10 стопок карточек –тысяча. Таким образом иллюстрируется образование тысячи и происходит знакомство с числом 1000 и его записью Далее учащиеся знакомятся с понятием «полные сотни» ,ведут счет сотнями, т.к. сотня- новая счетная единица. 1 сотня-это число что, 2 сотни -200, 3 сотни- 300 и т.д. в результате составляют ряд полных сотен 100 200 300 400 500 600 700 800 900- увеличивается на 100. «Таблица разрядов» сотни | десятки | единицы | Чтение числа | запись | | | | Триста три | | Изучение разрядного состава двузначных чисел происходит в двух направлениях с использованием карточек подвижных разрядов: 1. Образованиетрехзначных чисел из сотен, десятков и единиц 9 сот. 9 дес. 1 ед. = 911 ед. 900+90+1=991 2. Представление числа в видесотен, десятков и единиц: 215 ед.=2 сот. 1 дес. 5 ед. 215=200+10+5 – представление числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение трехзначных чисел происходит по аналогии со сравнением двузначных чисел: поразрядно начина с высшего разряда -разряда сотен. Необходимо обучить учащихся новому для них умению- находить общее число всех единиц, всех десятков и всех сотен с помощью след. Приема: -подчеркиваем все цифры числа-это кол-во единиц -подчеркиваем все цифры кроме единиц это кол-во десятков -подчеркиваем все цифры, кроме единиц и десятков –это кол-во сотен. В данный период изучения нуменации формируется представление о десятичной системе счисления, т.е системе с основанием 10. |