Проблема соотношения разума и веры в философии и теологии Среденвековья. Основные произведения Августина Блаженного - "Исповедь", "О Граде Божьем".Он создал религиозно-философскую систему, в которой главное внимание сосредоточено на отношении Бога и мира, вера и разума, истины и знания, добра и зла, свободы воля и исторического прогресса. Находился под влиянием идей Платона. Августин Блаженный категорически отрицает наличие материала для сотворения мира, т.к. это ограничивает всемогущество Бога. Проблема времени рассматривается через творение. Бог пребывает вне времени (в вечности, в постоянном настоящем). Деление времени на прошлое, настоящее и будущее - свойственно человеку (т.е. это человеческое понятие). Августин Блаженный обратил внимание на субъективное время. Соотношение добра и зла Августин Блаженный рассматривал как градацию добра (зло не существует само по себе, зло - это отсутствие добра, также как тишина - это отсутствие звука). Абсолютность добра и относительность зла снимает с Бога ответственность за зло, которое существует в мире. Теодицея - оправдание Бога. Теодицея Августина Блаженного - это христианский оптимизм. В своей моральной доктрине Августин Блаженный исходил из признания зла, которым наполнен мир. В наличии зла повинен человек, т.к. он не смог распорядиться свободной волей, дарованной ему Богом. Высшая цель человека - жизнь по Богу. Учение Августина Блаженного о душе. Августин Блаженный определяет человеческую душу как созданную Богом, разумную и бесконечную. Главные свойства души - мысль, память и воля. Она хранит в себе все предшествующие события и управляет телом. Главные действия души определяются не разумом, а волей. Поэтому поиск истины возможен только при наличии твердой воли, основанной на вере - "верь, чтобы понимать".Социально - исторические взгляды Августина Блаженного. Имущественное неравенство людей - это необходимое явление, которое явилось следствием первородного греха. Бедность одних и богатство других - проявление божественной воли, а не личных качеств человека. Но в силу того, что род человека произошел от одного прародителя - перед Богом все равны. Историческое развитие по Августину - движение от "Града человеческого" к "Граду Божьему". Данными понятиями символически названы 2 сообщества людей, которые живут по разным моральным принципам. "Град земной" - это себялюбие, презрение к Богу, желание жить во плоти. "Град Божий" живет "по духу", т.е. следуя Божественным заповедям. В целом исторический процесс выражает волю Бога как заранее предусмотренного плана (провиденциализм). Человеческая история завершается вторым пришествием Христа и Страшным судом (отделение праведников от грешников). Взгляды Августина Блаженного на историю носит эсхатологический характер (эсхатология - наука о Конце света). 2 этапа христ. философии: n постристика (2—8 вв. н. э.) еще нет символа веры. христианство ищет обоснование себя. полемика, но и взаимовлияние языч. и христ. философии. n схоластика (11-14вв.) Фома Аквинский. все принципы христианства есть, обработка, экстенсивный путь. n Тертуллиан, Климент александрийский, Иоганн Богослов, Августин. Августин — первый современный человек. Разработка основных идей современной философии: серменевтики (?) (истолкование), теории личности, новой концепции времени, соц. доктрина хр-ва. проблема взаимоотношений Бога и мира. Человека уже не интересует природа — «я хочу знать только Бога и душу». Христианство вырывает человека из природной необходимости: ты не природен — другое отношение к природе. Франциск Акизский проповедовал животным — попытка просветить природу, но не это главное. Бог за пределами мира. Он не за все в мире отвечает. Бог — личность. не делает зла, только благо. в этом благе творит нас. основное благо — быть. теодецея (???)- оправдание бога за существующее в мире зло (термин введен Лейбницем). Бог либо не всемогущ. либо не всеблаг. Решение Августина (здесь он немного следует неоплатоникам): тварь не= творцу, она не Бог- влечется к небытию — путь саморазрушения. В мире нет дьявола (нет двух начал), все зло — от мира, высокомерие человеческого духа. У человека есть 2 выхода: 1) путь возвращения к Богу, Бог поможет 2) путь саморазрушения. Бог не присутствует в мире сам, но помогает своим творениям. Несколько принципов христианства: 1) теоцентризм (Бог- основа мира) 2) провиденционализм (Бог незримо присутствует) 3) дуализм (2 начала, но не в мире, а в душе человека. Проистекает из того, что ч-к дает слишком много воли телу, а помыслы тела выходят из-под контроля чел-а -> зло. может приобрести материальн. формы) АВГУСТИН: чел-к должен просветлять плоть. и если чел сумеет контролировать свое «я» — бессмертие. 4) тергонализм (понятие личности. ч-к — это память. ум и воля. Память- помнить себя, воля — любить себя, ум — знать себя. Помнить себя — помнить все свои поступки, даже плохие. ум — сопоставлять поступки, любить — любить в себе хорошее, то, чем я могу быть). ч-к уникален. душа бессмертна (вся), останется навсегда. тело на сущ-т само по себе. душа соед. с этим телом- навсегда. это совершенно новая идея, идея самосовершенствования личности. ч-к д. стремиться к Богу. мироощущение Августина оптимистично. по поводу познания: я ошибаюсь=я существую — формула христианского смирения. чел не боится природы — не сотвори себе кумира. Идеи Августина — заложили осн. каркас дух. жизни совр. чела: идея человека, идея познания. его называют первым современным челом- «я сомневаюсь, я ошибаюсь => я существую». чем разум должен сомневаться в своих основах: сомневаться во всем, кроме существования Бога. мое познание изначально несовершенно=>изнач. критическое отношение ко всему «я не познаю, чтобы верить, а верую, чтобы познавать»: я не могу с помощью разума прийти к вере, т. е. мол познав. спос-ть одухотворена верой заранее. 1) истины веры и истины разума — разные формы познания 2) процесс познания — очень сложное и тяжелое дело: наш разум постоянно отягощен сомн-м. но верить в то, что все равно придем к истине. необходим разум, одухотворенный эмоцией. при помощи Бога не может анализ. свои спос-ти.!! Бог все время рядом с челом, надо только поверить. Бог всегда помогает челу. «исповедь» — пример религиоз. обращения. не бойтесь тго, что вы грешны — достаточно одного истинного чувчтва и Бог поймет. Августин идет навстречу любому челу, он не требует от чела сверхъестественного. но искреннее чувство веры поможет совершить невозможное. более реалистичное понимание чела. чел может стать великим даже в своей ограниченности Авг. впервые выдвигает??? христианства. идея прогресса: проецирует идею соверш-о чела на историю. бесконечное совершенствование чела и природы. на чела возложена миссия прийти к Богу как к бесконечно совершенному существу и привести за собой природу. ч-к — единственный организующий фактор вселенной. воз-ть чела все привести к Богу, отношения чела с др. постепенно теряют животность — отн-я, пронизанные верой и любовью. 1) теоцентризм: Бог — источник чел. активности 2) креоционизм: мир сотворен Богом, идея творения мира 3) провиденционализм: мир сотворен Богом, но не пущен на самотек 4) персонализм: новый взгляд на личность: душа+тело, душа бессмертна и индивидуальна 5) ревеляционализм: ревеляцио- откровения; — истолкнование откровения- осн. задача чела на Земле. все судьбы зависят от степени правильности истолкования бож. провидения. Схоластика (IX-XII вв.) усматривала главную роль философии в обосновании теологических догматов методами рационалистического мышления. Основные представители: Фома Аквинский, Иоганн Скотт Эриугена, Петр Абеляр, Сигер Брабандский, Роджер Бекон (не путать с Френсисом Беконом!), Оккам. Фома Аквинский (1225-1274).Канонизирован, является святым. Его книга "Сумма теологий" в католицизме является священной наравне с Библией. В своем учении опирался на философию Аристотеля. Учение Фомы Аквинского - официальная доктрина Римско-католической церкви. Фома Аквинский различал следующие виды бытия: потенциальное, актуальное (реальное). Особенностью актуального бытия является ограниченность, определяемая его формой. Каждая вещь потенциально становиться другой. Все существующее неполно, т.к. оно может стать потенциально другим. В любой реальной вещи заложена потенция для ее изменения, следовательно, полнота бытия не может быть определена материальными вещами. Статусом предельного бытия обладает Бог, который является трансцендентной сущностью, бесконечной в пространстве и времени (трансцендентное - все то, что нельзя познать органами чувств). Познать сущность Бога человеку не дано, но углубляясь в существо мира, он приходит к постижению Высшего существа. Поэтому доказательства существования Бога не прямые, а косвенные. Косвенные доказательства существования Бога: 1. доказательство от движения - все движущееся так или иначе имеет причину движения. Источник движения, перводвигатель мира - нечто, лежащее за его пределами, т.е. Бог. 2. доказательство от конечной причины - любое явление имеет свою причину. Первопричина явления - Бог. 3. доказательство от необходимости - каждая вещь имеет возможность как своего потенциального, так и реального бытия. Если мы предположим, что все вещи находятся в потенции, то тогда бы ничего не возникло. Должно быть нечто, что способствовало переводу вещи из потенциального в актуальное состояние. Это нечто - Бог. 4. доказательство от совершенства - все вещи в этом мире обладают той или иной степенью совершенства. Поэтому должно быть абсолютное совершенство - Бог. 5. доказательство от цели - у каждого явления есть своя цель. Должна существовать высшая цель в создании Вселенной. Ее задает Бог. В период деятельности Фомы Аквинского обостряется проблема веры и знания (теологии и науки). Фома Аквинский: "...Наука и философия выводят свои истины, опираясь на опыт и разум, теология - на откровения и Священное Писание. Но это различие не исключает их связи. Религиозные догматы, обоснованные философией, укрепляют веру в них. Наш разум бессилен в доказательстве некоторых религиозных догматов (о Сотворении мира из ничего, о Страшном Суде). Эти истины сверхразумны, а не противоразумны. А противоречия возникают из-за неправильного использования научного знания. Гармония между наукой и теологией обеспечивается высшим авторитетом - верой. Научные изыскания в природе лишь тогда приобретают истинную ценность, когда признается зависимость всего сущего от Бога..." Этическая доктрина Фомы Аквинского главной своей целью, как и у Августина Блаженного, представляет собой созерцание Бога и подготовку к вечной жизни. Новым в доктрине у Фомы Аквинского является утверждение о промежуточном положении человека в мире (чувственное объединяет человека с животным миром, а разумное - с Богом). Морально-практические действия человека определяются волей через выбор между добром и злом, т.е. человек ответственен за свои поступки. |