МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Условия и факторы качества решений





Свойства качественных решений

Под качеством управленческих решений понимается сово­купность свойств, обеспечивающих успешное их выполнение и получение определенного эффекта. В составе свойств управлен­ческих решений выделяются обоснованность, своевременность, эффективность, непротиворечивость, конкретность, простота, полномочность и др.

Обоснованность управленческого решения проявляется в необходимости учета всей совокупности факторов и условий, связанных с его разработкой. При этом важное место отводит­ся качеству используемой информации, ее достоверности и пол­ноте, своевременности поступления.

Эффективность управленческого решения подчеркивает обязательность соотношения ожидаемого и достигнутого эко­номического и социального эффекта с затратами на его разра­ботку и реализацию. Соблюдение данного требования является основной предпосылкой выживания и процветания предприя­тия в условиях рыночной экономики.

Управленческий труд как сумму решенных управленческих ситуаций, а качество ре­шений — как определяющий критерий эффективности этого труда [23]. В связи с этим в прак­тике деятельности предприятий применяется показатель, кос­венно оценивающий качество принятых управленческих решений через количество выполненных решений. Он рассчитыва­ется по формуле

Выраженный в процентах, данный показатель характери­зует, по существу, качество управления, хотя и не абсолютно, а с определенной долей неточности.

Решения должны приниматься в срок. В этом смысле зна­чение своевременного принятия решений подчеркивает утвер­дившееся мнение хозяйственников, предпочитающих недоста­точно обоснованное решение его отсутствию вообще.

Непротиворечивость управленческого решения выража­ет необходимость его предварительного согласования с ранее принятыми в данной фирме решениями, а также проверки со­ответствия нормативно-правовым документам органов управ­ления и контроля (федеральным, региональным, ведомствен­ным).

Чтобы решение было правомочным, оно должно прини­маться органом (лицом), имеющим на это соответствующие пол­номочия, законное основание, право.

Конкретность управленческого решения проявляется в четком указании: кто, что и когда должен выполнить.

Решение должно быть простъш по форме и ясным по со­держанию, чтобы быть понятным не только лицу, его принима­ющему, но и адресату исполнения.

С точки зрения делопроизводства, управленческое реше­ние (приказ, распоряжение, постановление и др.) должно вклю­чать констатирующую и постановляющую части. Первая отра­жает суть проблемы, ее характеристики и особенности; вто­рая — цели решения, средства их достижения. Здесь же называются лица, ответственные за своевременное выполнение ре­шения, определяются также формы и сроки контроля, поощ­рения и санкции за возможные нарушения.

Важной предпосылкой качественных управленческих решений является их профессиональная разработка с уче­том экономической и социальной целесообразности. Грамот­ный анализ проблемной ситуации, правильная постановка цели и задач, подготовка альтернатив и выбор оптимального варианта согласно установленным критериям — необходи­мые составляющие качества и эффективности управленчес­ких решений.

Условия и факторы качества решений

На предприятии сталкиваются, как правило, множество интересов, желаний, намерений. Даже сложными алгоритма­ми не выразить равнодействующую всех этих сил. Поэтому в каждом управленческом решении имеют место элементы субъективности, зависящие от знаний и способностей руково­дителя.

Одновременно в основу управленческих решений заклады­ваются определенные объективные положения, с которыми обя­зан считаться каждый руководитель. Степень их использова­ния зависит от умения руководителей исходить из объектив­ных позиций и разрабатывать решения с учетом научных ос­нов управления.

Объективными экономическими условиями разработки грамотных управленческих решений являются:

1) знание реальных тенденций развития управляемого объекта;

2) владение методами положительного использования скла­дывающихся тенденций на деятельность предприятия;

3) ориентация в общих целях развития экономики страны в целом;

4) определение задач, вытекающих из этих целей, для уп­равляемого объекта;

5) четкое представление о состоянии объекта, внешней сре­ды (ближайшего окружения), тенденциях их развития;

6) владение набором методов перевода управляемого объек­та из фактического состояния в желаемое и придания ему не­обходимых направлений развития;

7) умение своевременно реагировать на изменяющуюся об­становку и новые задачи, выдвигаемые рынком, экономической политикой государства.

Для соблюдения указанных условий руководитель должен располагать информацией, которая поступает от разных источ­ников — внутренних и внешних, приобретается в ходе обуче­ния и переподготовки, накопления опыта. Однако и при хорошо организованном информационном обеспечении принимаются как правильные, так и ошибочные решения.

Повышению их качества способствует предварительное продумывание следующих организационных вопросов:

1) где и кто принимает решение;

2) типы принимаемых решений на различных уровнях;

3) время, необходимое для принятия решений после полу­чения информации;

4) система оформления и передачи решения;

5) система контроля исполнения принятых решений и про­верка их фактической эффективности.

Для руководителей разного уровня характерен определен­ный тип принимаемых решений. Так, чем ближе руководитель к производству и меньше масштабы его работы, тем больше доля оперативных решений, конкретнее адресность. К таким руко­водителям относятся мастера цеха, участков. Генеральный ди­ректор корпорации занимается разработкой перспективных решений:

• определение путей развития;

• внедрение новой техники и технологии;

• освоение новой продукции;

• выявление емкости рынка;

• определение тенденции развития отраслей, потребляю­щих продукцию;

• возможность выхода на мировой рынок и т. д.

Руководитель должен принимать решение с учетом влия­ния внешних (меняющихся условий снабжения, сбыта) и внут­ренних факторов (перемены в личном составе, возникшие зат­руднения структурного характера).

Период времени решений отличается для мер различного масштаба. Оперативные решения должны приниматься в самые короткие сроки, иногда мгновенно (например, диспетчером элек­тросети). По перспективным вопросам торопливость принятия решений недопустима, так как необходимо:

• взвешивание всех обстоятельств в настоящее время и в дальнейшем;

• сбор дополнительной информации, проведение специаль­ных исследований;

• формулирование конечного решения и путей его дости­жения;

• определение содержания и графика работы, связанной с принятием решения.

В ходе реализации решения устанавливаются средства контроля за ходом его осуществления, продумывается частота контрольных операций и их содержание. Формами контроля могут быть отчеты, оперативная информация, автоматическая сигнализация, сводки, документы и др.

Факторов, влияющих на качественный уровень управлен­ческих решений, может быть множество. Условно их можно разделить на две группы:

а) факторы ситуационного характера, связанные с осозна­нием проблемы, альтернатив ее решения и их последствий. К данной группе относится изучение ситуации, анализ и прогно­зы, используемые методы, организация управления на пред­приятии и др.;

б) факторы поведенческого характера (в процессе разра­ботки решений): мотивы, ценностные ориентации, уровень тре­бований, готовность идти на риск лиц, разрабатывающих и при­нимающих решения.

Факторы первой группы действуют на этапе, предшеству­ющем принятию решений, и способствуют формулированию проблемы. Факторы второй группы проявляются в поведении руководителя, его сотрудников в ходе разработки управленчес­ких решений.

В практике принятия решений на отдельных стадиях эти группы факторов могут переплетаться. Схематично структуру факторов, оказывающих влияние в процессе принятия реше­ний, можно представить следующим образом (рис. 1).

Рис. 3,1.Факторы качества управленческих решений

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.