Платежный баланс, его структура. Методы регулирования платежного баланса. Баланс — это установление равновесия или количественное выражение отношений между сторонами какой-либо деятельности, которые должны уравновешивать друг друга. Все имеющие взаимоотношения страны с другими странами мирового хозяйства отражаются в различных балансах международных расчетов. Такие балансы являются устоявшимися формами статистической отчетности об экономическом развитии государства и его финансовом положении. Балансы международных расчетов — это отчетность, отражающая соотношение денежных требований и обязательств, поступлений и платежей одной страны по отношению к другим странам. Общими требованиями при составлении данных балансов являются: • агрегатный (сборный из экономических показателей) характер; • учет чистого сальдо международных требований и обязательств; • сбор данных за определенный период. В международной практике выделяют три вида балансов международных расчетов: 1) расчетный баланс; 2) баланс международной задолженности; 3) платежный баланс. В расчетном балансе отражается отчетность о соотношении требований и обязательств данной страны к другим странам независимо от сроков поступлений платежей, т. е. включаются как погашенные, так и непогашенные платежи. Различают расчетный баланс за определенный период (соотношение тех требований и обязательств, которые возникают за этот период) и на определенную дату (например, на начало 1997 г. показывает, является ли страна нетто-должником или нетто-кредитором на эту дату и из каких основных статей состоят ее требования и обязательства). Расчетные балансы учитывают экспорт и импорт товаров и услуг, предоставленные и полученные займы и инвестиции. Сальдо данного баланса отражает международную расчетную позицию страны: • если сальдо активное, то страна является нетто-кредитором и в будущем она должна получить валютные поступления; • если сальдо пассивное, то страна является нетто-должником и в будущем она должна будет осуществлять валютные платежи. Баланс международной задолженности широко используется в международной практике и отличается от расчетного баланса набором статей. Так, он включает золотовалютные резервы страны, частные активы, расположенные за рубежом. В платежном балансе отражаются качественно и количественно масштабы, структура и характер внешнеэкономических связей страны. Платежный и расчетный балансы имеют существенные различия: 1) платежный баланс включает только фактически произведенные поступления и платежи, тогда как в расчетном учитываются и непогашенные; 2) платежный баланс включает только реально произведенные (полученные или выданные) кредиты и инвестиции, а расчетный — и неосуществленные еще фактически; 3) платежный баланс включает только оплаченный экспорт и импорт товаров и услуг, а расчетный баланс — и неоплаченную часть внешнеторговой сделки. Таким образом, сальдо платежного и расчетного балансов не совпадают. Платежный баланс, по определению МВФ, — это «статистический отчет за определенный период, показывающий: а) операции с товарами, услугами и доходами, совершенные какой-либо страной с остальным миром; б) смену собственности и другие изменения в принадлежащих данной стране монетарном золоте, специальных правах заимствования (СДР), а также финансовых требованиях и обязательствах по отношению к остальному миру; в) односторонние переводы и компенсирующие записи, которые необходимы для балансирования в бухгалтерском смысле тех операций и изменений, которые взаимно не покрываются». В основе составления платежного баланса лежат два принципа: 1) охват всех внешнеэкономических операций страны за определенный период (месяц, квартал, год); 2) двойная бухгалтерская запись операций (кредит в конечном счете должен совпадать с дебетом), в результате чего дисбаланс по одним статьям балансируется другими статьями. В качестве образца составления платежного баланса действует схема, опубликованная МВФ в 1977 г. Полная подробная схема составления платежного баланса, рекомендуемая. МВФ, содержит 112статей. Укрупненная схема сводит эти статьив 7 блоков. Блоки укрупненной схемы можно объединить в три группы: 1. текущие операции (блок А). По ним рассчитывается баланс, показывающий, есть ли прибыль от движения товаров, услуг, капиталов и денежных переводов; 2. движение капиталов (блоки В+С), по которому также можно подсчитать сальдо; 3. балансирующие операции (блоки E+F+G), отражающие в основном операции государственных органов по уравновешиванию платежного баланса. В результате образуется сальдо платежного баланса, которое финансируется, т. е. погашается (если оно отрицательно) или распределяется (если оно положительно) преимущественно за счет итогового изменения золотовалютных и других официальных резервов страны (блок Н). При анализе платежного баланса страны, в первую очередь, рассматривается баланс по текущим расчетам, т. е. блок А. Этот блок охватывает внешнюю торговлю товарами и услугами, а также крупномасштабные операции, такие, как перевод доходов от ранее вывезенных и ввезенных капиталов, денежные переводы частных лиц и безвозмездная помощь и др. Основу текущего платежного баланса составляют статьи «Товары: экспорт ФОБ» и «Товары: импорт ФОБ». Разница между ними образует торговый баланс. Не следует забывать, что экспорт и импорт в платежном балансе оцениваются на условиях ФОБ (т. е. не включая в цену товара стоимость страхования и перевозки) в отличие от статистики внешней торговли, где импорт традиционно оценивается на условиях СИФ (т. е. включая стоимость страхования и транспортировки). Статьи «Прочие товары, услуги и доходы» включают: а) поставки товаров, которые трудно отделить от поставок услуг; б) самые различные услуги: грузовые, пассажирские и прочие перевозки; международный туризм; телекоммуникационные услуги; финансовые, образовательные, деловые, технические и др. услуги; в) доходы и расходы по использованию прав собственности; г) доходы от частных и государственных инвестиций за рубежом и аналогичные доходы по иностранным инвестициям в стране; д) операции, связанные с политическими и административными функциями государства за рубежом (военные базы, участие в международных организациях и т. п.). Статьи «Частные односторонние переводы» и «Государственные односторонние переводы» охватывают так называемые трансферты: а) денежные переводы переселенцев, иностранных работников и др.; 6} безвозмездную государственную помощь (дары). Баланс движения капиталов охватывает блоки В и С. 1. «Прямые инвестиции и прочий долгосрочный капитал» (блок В) включают: а) прямые и портфельные инвестиции; б) прочий долгосрочный капитал: • долгосрочные государственные и частные банковские займы; • выплату (получение) основной части долга по ранее полученным (предоставленным) займам; • подписку на облигации международных банков и финансовых организаций. 2. «Краткосрочный капитал» (блок С) отражает движение инвестиций со сроком до 1 года включительно и характеризует преимущественно движение краткосрочных ценных бумаг и обязательств, банковских депозитов и межбанковской задолженности, краткосрочных займов. 3. К балансу движения капиталов примыкает блок D, «Ошибки и пропуски», который охватывает не столько ошибки, сколько пропуски, особенно частые при подсчете движения краткосрочного капитала, а также включает контрабанду и нелегальную утечку капитала. При анализе итогового баланса рассматриваются все блоки, кроме Н. «Компенсирующие статьи» (блок Е) включают изменения в объемах: а) золотого запаса страны за счет монетизации/демонсти-зации золота и изменения мировых цен на золото; б) СДР на счету страны и ее резервной позиции в МВФ в силу изменения их обменного курса; в) валютных резервов страны, ее внешних требований и полученных ею от МВФ кредитов за счет изменения обменных курсов. «Чрезвычайное финансирование» (блок F) охватывает преимущественно операции по смягчению дефицита платежного баланса — безвозмездные займы (дары) МВФ, займы для структурной перестройки от МБРР, а также просрочки в выплате, перенос и списание этих долгов раньше срока. «Обязательства в составе золотовалютных резервов иностранных государственных органов» (блок G) охватывают государственные депозиты в иностранных банках и покупку (продажу) иностранных ценных бумаг государственными органами. Таким образом, отношения определенной страны с внешним миром фиксируются в рамках платежного баланса страны. В свою очередь, анализ содержащихся в нем данных позволяет судить о положительном или отрицательном воздействии внешних факторов на внутреннее развитие страны и регулировать деятельность государственных финансовых органов в проведении тех или иных стабилизирующих мероприятий. Международная статистика свидетельствует, что платежные балансы стран мира постоянно находятся в неравновесии, т. с. сальдо по текущим операциям и сальдо итогового баланса обычно не равны нулю и поэтому балансируются движением капиталов, государственными балансирующими операциями и изменениями в резервах, чтобы уравновесить платежный баланс. Стабильно положительное сальдо по текущим операциям укрепляет позиции национальной валюты и одновременно позволяет иметь прочную финансовую базу для вывоза капитала из страны, в отличие от стабильно отрицательного сальдо, ослабляющего позиции национальной валюты и подталкивающего страну ко все большему привлечению иностранного капитала. Если подобный приток капитала осуществляется не через долгосрочные предпринимательские инвестиции (прямые и портфельные), а через долгосрочные государственные и частные банковские займы и особенно посредством чрезвычайного финансирования и роста внешних обязательств то это ведет к быстрому увеличению внешнего долга страны и выплат но нему. Страна начинает жить в кредит. Сильные колебания сальдо по текущим операциям (в ту или другую сторону) вызывают неблагоприятные дня страны последствия. Так, резкое увеличение положительного сальдо создает базу для быстрого роста денежной массы и тем самым стимулирует инфляцию, а резкое увеличение отрицательного сальдо вызывает «обвальное» падение обменного курса, что вносит хаос во внешнеэкономические операции страны. Поэтому, когда речь идет о равновесии платежного баланса, то в центре внимания оказывается прежде всего дефицит текущего платежного баланса (если он образовался) и сильные колебания его сальдо. Государство регулирует платежный баланс страны. Здесь существует несколько методов государственного воздействия. 1. Прямой контроль, включая регламентацию импорта (например, через количественные ограничения), и таможенные и другие сборы, запрет или ограничения на перевод за рубеж доходов по иностранным инвестициям и денежным трансфертам частных лиц, резкое сокращение безвозмездной помощи, вывоза краткосрочного и долгосрочного капитала и др. Подобные меры прямого контроля обычно вызывают затруднения для многих фирм страны и соответственно воспринимаются враждебно. В краткосрочном плане прямой контроль дает положительный эффект. В долгосрочном плане эффект от этих мер противоречив, так как создает «тепличный режим» для местных производителей, снижает интерес иностранных инвесторов к стране из-за запрета на перевод их доходов, возникают трудности с привлечением иностранных специалистов, создаются препятствия для расширения за рубежом товаро- и услугопроводящей сети для отечественных экспортеров. 2. Дефляция (т.е. борьба с инфляцией), которая нацелена на решение внутриэкономических задач, но в качестве побочного эффекта улучшается и состояние платежного баланса. Считается, что традиционные для дефляционной политики последствия — снижение объема производства, инвестиций и доходов — ведут к сокращению импорта и росту резервных мощностей для наращивания экспорта. Обычное для дефляции повышение учетной ставки влечет в страну краткосрочный капитал. Однако, есть и другой аспект дефляции: она уменьшает экспорт и увеличивает импорт, т. к. при дефляции повышается обменный курс национальной валюты, что увеличивает возможности импортеров. Для экспортеров же высокий курс их национальной валюты означает, что при обмене экспортной выручки они получают меньше национальной валюты, а это отнюдь не стимулирует к налаживанию экспорта. 3. Изменения обменного курса, которые помогают государству регулировать равновесие платежного баланса, но при этом надо учитывать, что эффект от ревальвации/девальвации ослабляется эластичностью экспорта и импорта, а также инерцией внешнеторговых потоков. Поэтому различают кратко-, средне- и долгосрочное воздействие изменений в обменном курсе на платежный баланс. Так, инерция внешнеторговых потоков часто приводит к тому, что в первые месяцы после сильного па-дения курса национальной валюты торговый баланс не меняется и даже может происходить его ухудшение. Ведь экспортерам нужно время, чтобы нарастить экспорт, а импортерам — время, чтобы сократить количество новых контрактов. Спустя некоторое время ситуация с торговым балансом обычно меняется: экспорт возрастает, а импорт сокращается. Эластичность импорта в современных условиях имеет тенденцию к снижению, т. к. из-за растущего участия стран в международном разделении труда постоянно увеличивается в национальном импорте доля тех товаров, ввоз которых объективно необходим. Поэтому в средне- и долгосрочном плане девальвация слабо сокращает импорт, а ревальвация его заметно увеличивает. Экспорт обычно более эластичен и поэтому в средне- и долгосрочном плане более чуток к курсу национальной валюты. Воздействие изменений в обменном курсе на движение капиталов различно. Ввоз долгосрочного капитала в страну определяется перспективными целями, и поэтому на нем слабо отражаются изменения обменного курса. Для ввоза краткосрочного капитала в страну со свободно конвертируемой валютой, наоборот, это имеет большое значение, т. к. здесь имеется возможность играть на изменениях курса. Ввоз увеличивается перед возможной ревальвацией, а после нее увеличивается вывоз капитала. 4. Изменение учетной ставки ЦБ, направленное на регулирование валютного курса и платежного баланса путем воздействия на международное движение капитала, с одной стороны, и динамику внутренних кредитов, денежной массы, цен, совокупного спроса — с другой. Например, при пассивном сальдо платежного баланса повышение учетной ставки может стимулировать приток капиталов из стран, где более низкая ставка % и сдерживать отлив национальных капиталов, что способствует улучшению состояния платежного баланса и повышению валютного курса. 5. Диверсификация валютных резервов — политика государства, банков, ТНК, направленная на регулирование структуры валютных резервов путем включения в их состав разных валют с целью обеспечить международные расчеты, проведение валютной интервенции и защиту от валютных потерь. Эта политика обычно осуществляется путем продажи нестабильных валют и покупки более устойчивых. Таким образом государство вырабатывает разнообразные способы воздействия на определенные статьи платежного баланса и на его состояние в целом. |