Государственное бюджетное образовательное учреждение Государственное бюджетное образовательное учреждение Дополнительного образования детей Дом детского творчества Красносельского района Санкт-Петербурга Методические материалы для проведения внешней экспертизы по результативности освоения учащимися дополнительной общеобразовательной программы По сольфеджио (I полугодие, I год обучения) Автор-составитель: Березина Валентина Сергеевна педагог дополнительного образования Лебедева Лариса Антоновна методист Санкт-Петербург Год I. Ожидаемые результаты По итогам освоения программы первого полугодия 1-го года обучения учащиеся: Приобретут знания: ü о теоретических сведениях в объеме программы. Научатся: ü писать в нотной тетради и исполнять гаммы C-dur, D-dur, ладовые (ступеневые) и мелодические (основанных на поступенном движении вверх и вниз, скачках на тонику) модели, разрешение неустойчивых ступеней, опевание устойчивых ступеней, тоническое трезвучие; ü строить на фортепиано гамму, ступени; ü ощущать метрическую пульсацию в размерах 2/4, 3/4; ü воспроизводить длительности от целой до шестнадцатой, простейшие ритмические модели, половинную с точкой в размере 3/4; ü дирижировать (тактировать) в пройденных размерах одновременно с пением; ü читать с листа одноголосие, включающие пройденные ритмоформулы, затакт (одна и две восьмых, четвертная), с предварительным анализом музыкального текста; ü определять на слух выразительные свойства музыки, ладовые обороты, ступени (с гармонической поддержкой и без нее), звукоряды (мажор и минор), простейшие мелодические модели, несложные ритмические диктанты; ü досочинять ритмический аккомпанемент, окончание или недостающие такты мелодии. Контрольно-диагностические задания На проверку теоретических знаний и практических навыков учащихся по итогам 1 полугодия Инструкция Контрольно-диагностические задания предназначены для выявления знаний учащихся первого года обучения, по итогам занятий в I полугодии. Используется метод визуальной оценки результативности освоения образовательной программы Алгоритм проведения 1. Педагог (или проверяющий, имеющий достаточную квалификацию) дает учащимся задания и контролирует правильность выполнения. 2. После завершения учащимися работы, педагог (либо проверяющий) проводит оценку результата. За каждое правильно выполненное задание засчитывается максимально 5 баллов. Наибольшее количество баллов 45. По количеству правильных ответов оценивается работа обучающегося. Высокий уровень – 41-45 баллов, Средний уровень – 36-40 баллов, Низкий уровень – менее 36 баллов. Рекомендации Полугодовая контрольная работа по сольфеджио 1 год обучения Задание № 1: Учащиеся должны самостоятельно написать гамму до мажор, обвести в рамочку устойчивые ступени, обозначить разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые стрелочками и написать тоническое трезвучие. Задание №2: Учащиеся пишут ноты под диктовку педагога. Задание № 3: Учащимся даны ступени, их задача подписать ноты, соответствующие этим ступеням в До мажоре. Задание № 4: Написать ритмический диктант на слух. Задание № 5: Расставить тактовые черты в размере две четверти. Задание №6: Соединить стрелочками паузы и соответствующие им длительности. Задание № 7 (дополнительное): решить ритмические примеры. Задание № 8: Педагог играет музыкальные отрывки, дети должны определить лад – мажор или минор. Полугодовая контрольная работа по сольфеджио Год обучения Задание № 1 Написать гамму До мажор, разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, тоническое трезвучие  Задание № 2 Написать ноты  Задание № 3 Подписать ноты в До мажоре  Задание № 4 Написать ритмический диктант  Задание № 5 Расставить тактовые черты  Задание № 6  Задание № 7 Решить музыкально-математические примеры  Задание № 8 Определить на слух мажор (○) и минор (□)  Государственное бюджетное образовательное учреждение |