Органы управления самолета и их работа РГП «Государственный авиационный центр» «Утверждаю» Генеральный директор РГП «Государственный авиационный центр» ______________Ж. Сандыбаев «_______»____________2011 г. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по проведению лекции по учебной дисциплине РУКОВОДСТВО ПО ЛЕТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТЕМА № 1.Общие данные самолета TL-2000 Разработал: БУТЕНБАЕВ Б.С. АСТАНА 2011 г. Тема № 1 Общие данные самолета TL-2000 Описание самолета 1.2.1 Планер самолета Легкомоторный самолет TЛ-2000 – двухместный самолет, с низкорасположенным крылом, из композиционных материалов, с рулем высоты. Фюзеляж выполнен из многослойного пластика, в некоторых местах из трехслойного пластика, имеет овальное сечение для достижения оптимального соотношения жесткости, массы и аэродинамического сопротивления. В состав фюзеляжа входит встроенный топливный бак, кресла и основание пульта. Шасси имеет три колеса и оборудовано гидравлическими дисковыми тормозами. На колесах главной опоры шасси тормоза установлены на пружине из многослойного пластика. Маневры выполняются с помощью колеса передней опоры шасси. Ножное управление тормозами осуществляется из кабины летчика, управление тормозом каждого колеса является раздельным. Колесо может быть оборудовано аэродинамическими кожухами. Кресла в кабине летчика установлены рядом друг с другом. Кабина закрыта колпаком, который может быть прозрачным или более темных тонов, что позволяет обеспечить превосходный обзор. Фиксация колпака кабины осуществляется в трех точках с помощью замков. Принудительная вентиляция в верхней части контролируется с места летчика, кроме этого, вентиляция может быть оборудована нагнетательными окнами или окнами с боковым обдувом. Пилотажное управление самолетом является спаренным и организовано по классической схеме. Управление рулем высоты осуществляется с помощью тяги, управление рулем направления тросовой проводкой. Управление элеронами и закрылками осуществляется с помощью тяг. Используется крыло прямоугольной формы. Крыло полностью выполнено из композиционных материалов, основной и вспомогательные лонжероны выполнены из стеклопластика. Пылезащитный чехол имеет трехслойную структуру. Закрылки предусматривают установку в два положения. Руль высоты также сделан из композиционных материалов. В состав руля высоты входит триммер, с помощью которого обеспечивается балансировка самолета в продольном направлении. Концепция руля высоты обеспечивает низкое аэродинамическое сопротивление самолета. Производителем фюзеляжа является компания TL Ultralight. Топливная система Топливная система представлена встроенным топливным баком из композиционных материалов в составе фюзеляжа. Топливная система оборудована топливомером, системой распределения, запорным краном, фильтром и механическим топливным насосом. Все элементы используются на двигателях типа 912 и 921S. Двигатель типа 914 Turbo оборудован электрической системой подачи топлива. Топливный бак оборудован запираемой крышкой, установленной справа, в передней части фюзеляжа. Производителем топливной системы также является компания TL Ultralight. Воздушный винт Предусмотрена возможность использования воздушного винта фиксированного или изменяемого шага. Описание воздушного винта входит в состав поставки самолета и указано в инструкции по сборке и техническому обслуживанию воздушного винта. Двигатель Чаще всего используются двигатели типа Rotax 912, 912S и 914, которые обеспечивают превосходные динамические и полетные характеристики самолета. Двигатели типа Rotax 912, 912S и 914 представляют собой четырехтактные, четырехцилиндровые двигатели. Охлаждение головки цилиндров производится с помощью охлаждающей жидкости, охлаждение цилиндров – воздушное. Двигатель оборудован редуктором с двумя карбюраторами. Подробная информация указана в инструкции по использованию двигателя. Органы управления самолета и их работа Ножное управление: При нажатии на левую ножную педаль, самолет разворачивается влево при нахождении на земле или в воздухе; при нажатии на правую ножную педаль самолет разворачивается вправо при нахождении на земле или в воздухе. Ручное управление: При переводе летчиком ручки управления на себя самолет набирает высоту, при переводе ручки управления от себя самолет снижается. Торможение: Колеса главной опоры шасси оборудованы тормозами. При нажатии на верхнюю часть левой педали – производится торможение левого колеса; при нажатии на верхнюю часть правой педали – производится торможение правого колеса. При одновременном нажатии на обе верхние части педалей – производится торможение обоих колес главной опоры шасси. Закрылки: При нажатии на кнопку на ручном рычаге, установленном между креслами. и подъеме этого рычага вверх закрылки переводятся во второе выдвинутое положение. При нажатии на этот рычаг с одновременным нажатием на кнопку производится уборка закрылков. Балансировка: Рычаг балансировки в переднем положении соответствует балансировке «сильно вперед», заднее положение соответствует положению «сильно назад». Среднее положение соответствует балансировке для полета по маршруту. Сектор газа: Сектор газа в переднем положении соответствует положению полного газа. Сектор газа в заднем положении соответствует работе на малом газу. 1.4 Определение центра тяжести, допустимые и измеренные значения |  | 1.3 Компоновка самолета На рисунках указаны все размеры. Комментарии к компоновке указаны в пункте 1.4 | | | Материал | Индекс | | Изменение | | Дата | | Подпись | | Полуфабрикат | | | | | Допуск ISO 8015 | Да | | | | | Точность ISO 2768 | м | к | | | | | Проектирование |  | | | | Масштаб | | | Кол-во шт. | | Вес | кг | | | За чертеж отв. | Инж. М. Иванов | Утвердил | | Комплект | Спецификация | Контроль | Т. Свобода | Дата | 21.3.2001 | Предыдущий чертеж | | | | Название ТЛ-2000 STING | Номер чертежа STING-D-1 | | ЛИСТОВ | Лист | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |