Двойной контрапункт октавы. Лекция 9 Вертикально-подвижной контрапункт Сложение и вычитание интервалов При способе обозначения интервалов, предложенном С.И. Танеевым, над ними можно производить действия сложения и вычитания. 1. Прибавить один интервал к другому можно сверху (к верхнему голосу) или снизу (к нижнему голосу). При этом при сложении интервалов голоса удаляются друг от друга. Прибавлять интервалы можно как к одному голосу, так и сразу к двум голосам, при этом все интервалы первоначального соединения увеличатся на одинаковый интервал (сумму интервалов) в производном. Таким образом, движение относительно первоначального соединения вверх для верхнего голоса и вниз для нижнего голоса рассматривается как действие положительное. 2. Вычитание интервалов производится сближением голосов путем передвижения вверх нижнего голоса, вниз верхнего или одновременного передвижения обоих голосов в указанных направлениях. Если вычитаемый интервал больше уменьшаемого, то мелодии меняются местами. Таким образом, движение относительно первоначального соединения вниз для верхнего голоса и вверх для нижнего голоса рассматривается как действие отрицательное, и интервалы, полученные в производном соединении будут также отрицательными. Формулы первоначального и производного соединений Компонентами формулы являются сами голоса и интервалы их перемещений. Верхний голос обозначается римской цифрой I, нижний – II. Буква «v» рядом с обозначениями голосов будет указывать на вертикальное перемещение голоса в производном соединении. Направления передвижения голосов: + – ↑ ↑ I II ↓ ↓ – + I + II – формула первоначального соединения Iv=-2 + II v=-7 – формула производного соединения Интервал обращения и index verticalis Условия употребления интервала в П.с. можно вывести только из сравнения его ограничений с ограничениями его производного интервала. Могут получится следующие варианты: 1) из консонанса консонанс; 2) из диссонанса диссонанс; 3) из консонанса диссонанс; 4) из диссонанса консонанс. Для вариантов 1 и 2 первоначальные интервалы будут называться устойчивыми. Для 3 и 4 – неустойчивыми. Таблица октавного обращения интервалов: П.с. | | | | | | | | | Пр.с. | | | | | | | | | | у | у | у | н | н | у | у | у | Таблица обращения интервалов в дециму: П.с. | | | | | | | | | | | Пр.с. | | | | | | | | | | | | у | у | у | у | у | у | у | у | у | у | Невозможно только параллельное движение несовершенными консонансами. Таблица обращения интервалов в кварту: Поскольку интервал обращения в производном соединении может быть как результатом перестановки одного из голосов, так и результатом перестановки обоих голосов. Т.е. интервалом вертикальной перестановки будет алгебраическая сумма интервалов перемещения обоих голосов. Такая алгебраическая сумма называется Index verticalis и обозначается Iv. При октавном обращении получаем Iv=-7. Формула перестановки голосов обретает следующий вид: Iv = Iv + II v Перестановки (см. Мюллер. Полифония. с.63) В производном соединении могут получаться следующие соотношения мелодии: 1. Мелодии сохранили свою высоту. Такое возможно либо при положительной перестановке, либо при Iv меньше, чем первоначальные интервалы. 2. Мелодии сменили взаимное положение (нижняя переместилась в верхний голос, верхняя в нижний). Возможно только при отрицательном Iv. Двойной контрапункт октавы. Противоположная перестановка двух голосов на интервалы, в сумме составляющие октаву, называется двойным контрапунктом октавы (Iv=-7, -14, -21). Этот вид контрапункта наиболее широко используется в обоих полифонических стилях, поскольку в производном соединении почти все диссонансы и консонансы остаются на своих местах и сохраняют характер первоначального соединения. После составления таблицы обращений (см. §2) требуется составить таблицу задержаний с учетом выявленных ограничений. Таблица задержаний октавного контрапункта: | (–) | | – | –× | | – | | | | | | | | | – | | – | – | | (–) | | (–) | | –× | –× | | – | | | | | | | | | – | | –× | – | | (–) | – на сильной доле интервал употребляется только в условиях задержания; (–) задержание в данном голосе невозможно; –× звук, в который разрешается диссонирующий голос, должен быть проходящим или вспомогательным. По сравнению с таблицей задержаний простого контрапункта при Iv=-7 появились дополнительные ограничения: необходимо задержание квинты, поскольку при ее обращении получается диссонанс, и невозможно задержание верхнего звука в ноне. Ограничивается применение кварты (требует проходящего движения разрешения). Если в П.с. появляются интервалы, выходящие за пределы данного Iv, то для противоположной перестановки голосов необходим Iv, представляющий более крупный показатель той же группы (-14, -21). |