ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Двухвыборочный t-критерий для независимых выборок Алгоритмы параметрических критериев. Параметрические критерии применяются для выборок с нормальным законом распределения. Формула расчета этих критериев содержат параметры выборки: среднее, дисперсии и др. Поэтому они называются параметрическими. Нормальность закона распределения должна быть статистически доказана с помощью одного из критериев согласия: критерий Пирсона, F-критерия Фишера, -критерия Колмогорова и др. В ряде случаев параметрические критерии мощнее непараметрических критериев. У последних выше вероятность возникновения ошибки второго рода – принятия ложной нулевой гипотезы. К параметрическим методам относятся следующие: – Критерий Стьюдента – Критерий Фишера – Методы однофакторного анализа – Методы двухфакторного анализа Критерий Стьюдента Назначение. Критерий позволяет оценивать различия средних значений выборок, имеющих нормальное распределение. Описание критерия. Критерий применим для сравнения средних значений двух выборок полученных до и после воздействия некоторого фактора. Данный критерий был разработан Уильямом Госсеттом для оценки качества пива в компании Гиннесс. В связи с обязательствами перед компанией по неразглашению коммерческой тайны (а руководство Гиннесса считало таковой использование статистического аппарата в своей работе), статья Госсетта вышла в журнале «Биометрика» под псевдонимом «Student» (Студент). Зависимые(связанные) и независимые (несвязанные) выборки При сравнении двух (и более) выборок важным параметром является их зависимость. Если можно установить гомоморфную пару (то есть, когда одному случаю из выборки X соответствует один и только один случай из выборки Y и наоборот) для каждого случая в двух выборках (и это основание взаимосвязи является важным для измеряемого на выборках признака), такие выборки называются зависимыми. Примеры зависимых выборок: - пары близнецов,
- два измерения какого-либо признака до и после экспериментального воздействия,
- мужья и жёны
- и т. п.
В случае, если такая взаимосвязь между выборками отсутствует, то эти выборки считаются независимыми, например: - мужчины и женщины,
- психологи и математики.
Соответственно, зависимые выборки всегда имеют одинаковый объём, а объём независимых может отличаться. | Двухвыборочный t-критерий для независимых выборок Для двух несвязанных выборок(наблюдения не относятся к одной и той же группе объектов ) возможны два варианта расчета: – когда дисперсии известны – когда дисперсии неизвестны, но равны друг другу. 1. Предварительно проверяется нормальность закона распределения по одному из критериев согласия. 2. Рассчитывается средне арифметические значения и для каждой выборки по формуле где – значение i-го результата наблюдения. 3. Рассчитывается - эмпирическое значение критерия Стьюдента:  Где  квадратичного отклонения. Здесь и – оценки дисперсий. Рассмотрим сначала равночисленные выборки . В этом случае   В случае наравночисленных выборок , выражение  В обоих случаев подсчет числа степеней свободы осуществляется по формулам  Понятно, что при численном равенстве выборок  4. Эмпирическое значение критерия Стьюдента сравнивается с критическим значением (по таблице 1 приложения) для данного числа степеней свободы. Нулевая гипотеза при заданном уровне значимости принимается, если эмпирическое значение . Пример. Психолог измерял время сложной сенсомоторной реакции выбора (в мс) в контрольной и экспериментальных группах. В экспериментальную группу (Х) входило 9 спортсменов высокой квалификации. Контрольной группой (Y) являлись 8 человек, активно не занимающиеся спортом. Психолог проверяет гипотезу о том , что средняя скорость сложной сенсомоторной реакции выбора у спортсменов выше, чем та же величина у людей, не занимающихся спортом. № | Группы | Отклонения от среднего | Квадраты отклонений | X | Y |  |  |  |  | | | | -22 | -58 | | | | | | | | | | | | | -106 | | | | | | | | -17 | | | | | | | -2 | | | | | | | -77 | | | | | | -36 | | | | | | | | -8 | | | | | - | -56 | - | | - | Сумма | | | | | | | Среднее | | | | | | | Cреднее арифметические значения X и У: , в контрольной группе .   Тогда  Число степеней свободы k=9+8-2=15 |