МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Особенности участия публично-правовых образований в гражданском обороте





 

Являясь собственниками своего имущества, публичные образования могут приобретать имущество, передавать в пользование, отчуждать его, наследовать, т.е. вступать в различного рода вещныеправоотношения. Закон предоставляет им и особые возможности при осуществлении на­званных правомочий, например в отношении права на получение ча­сти обнаруженного клада или приобретение бесхозяйного имущества. Только государству присущи правомочия по реквизиции, конфискации или национализации частного имущества. Приобретая имущество в ка­честве наследника по завещанию, государство не может завещать свое имущество, отказаться от наследства и т.п. Но при условии, что субъек­том этих правоотношений является Российская Федерация, оно может выступить законным наследником выморочного имущества.

Как собственники публично-правовые образования могут создавать юридические лица на праве хозяйственного ведения или оперативно­го управления, выступать в роли учредителей хозяйственных обществ или товариществ, в том числе в рамках приватизации государственных предприятий и учреждений. Через своих представителей они участву­ют в управлении такими коммерческими организациями и иной дея­тельности, носящей характер корпоративныхотношений.

В рамках обязательственных правоотношений государство заклю­чает сделки по распоряжению своим имуществом (может его дарить, обменивать, продавать и т.д.). К исключительной компетенции госу­дарства относится заключение договоров подряда, поставки или про­ведения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и тех­нологических работ для государственных и муниципальных нужд, го­сударственного займа, соглашений о разделе продукции.

В сфере внедоговорныхотношений публично-правовые образования наделены возможностью быть участниками обязательств, вытекающих из неосновательного обогащения и причинения вреда. В последнем случае, в частности, они обязаны возместить вред, причиненный гра­жданам или юридическим лицам незаконными действиями государ­ственных органов (дознания, следствия, прокуратуры, суда), органов местного самоуправления или должностных лиц.

Участие государственных и муниципальных образований в отно­шениях, возникающих по поводу результатов интеллектуальной дея­тельности, незначительно. Они могут приобретать права патентооб­ладателя (если интеллектуальная собственность создана при выпол­нении государственного или муниципального заказа), а в некоторых случаях - права на товарные знаки, фирменные наименования. Рос­сийская Федерация может становиться наследником некоторых ав­торских прав, в этом случае она принимает на себя охрану этих прав.

Приведенный перечень не исчерпывает возможные варианты уча­стия публичных образований в гражданских правоотношениях, но сам по себе наглядно свидетельствует о признании их полноправными участниками гражданского оборота.

Вместе с тем специфика участия государства в гражданском оборо­те позволяет отметить такие виды его деятельности, которые не свой­ственны иным лицам. Так, например, только этот субъект может при­обрести право собственности по таким основаниям, как реквизиция, конфискация, национализация. Специальным способом прекращения права собственности выступает приватизация. Когда у наследодателя нет наследников ни по закону, ни по завещанию либо все наследники лишены права наследования, или не приняли наследства, или отказа­лись от него, наследственное имущество переходит к государству (вы­морочное имущество). Относящиеся к памятникам истории и культу­ры вещи, обнаруженные в кладе, подлежат передаче в государственную собственность. В рамках обязательственных правоотношений особо регламентируется статус публично-правового образования в догово­рах поставки для государственных нужд, государственного займа и др.



Государство в силу своего специального статуса не может быть участникомотдельных видов гражданских правоотношений. В частно­сти, в отличие от граждан и юридических лиц оно не вправе занимать­ся предпринимательской деятельностью, выступать в качестве довери­тельного управляющего по договорам доверительного управления цен­ными бумагами и другим имуществом, не может быть наследодателем[37].

По общему правилу публично-правовые образования несут ответ­ственность по своим обязательствам принадлежащим им на праве соб­ственности имуществом. Изъятие установлено законом в отношении: - имущества, которое закреплено за созданными ими юридиче­скими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления; имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

В первом случае действует общее правило: юридические лица, со­зданные Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальны­ми образованиями, не отвечают по их обязательствам, а Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования не отвеча­ют по обязательствам созданных ими юридических лиц. Исключение составляют случаи, предусмотренные законом. Так, государственные и муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам созданного ими: казенного предприятия при недостаточности его имущества (аб­зац третий п. 6 ст. 113 ГК РФ); казенного учреждения при недостаточности у него денежных средств (п. 4 ст. 123.22 ГК РФ); автономного или бюджетного учреждения в случае причинения ими вреда гражданам, при недостаточности их имущества, на которое может быть обращено взыскание (абзац второй п. 5 и абзац второй п. 6 ст. 123.22 ГК РФ соответственно).

Второе изъятие включает правило о том, что на имущество, нахо­дящееся в исключительной собственности государства, не может быть обращено взыскание. В частности, п. 1 ст. 126 ГК РФ устанавливает, что обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, на­ходящиеся в государственной или муниципальной собственности, до­пускается лишь в случаях, предусмотренных законом.

Выступая в гражданских правоотношениях в качестве самостоя­тельных участников с обособленным имуществом, публичные обра­зования несут раздельную ответственность по своим обязательствам. Субъекты РФ, муниципальные образования не отвечают по обязатель­ствам друг друга, а также по обязательствам Российской Федерации. Российская Федерация не отвечает по обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований.

Принцип раздельной ответственности не действует в случае, ко­гда Российская Федерация приняла на себя гарантию (поручитель­ство) по обязательствам субъекта РФ, муниципального образования или юридического лица либо указанные субъекты приняли на себя га­рантию (поручительство) по обязательствам Российской Федерации.

Имущество, являющееся средством обеспечения обязательств го­сударственных и муниципальных образований, - это принадлежащее соответствующим публичным образованиям на праве собственности и не закрепленное за государственными и муниципальными пред­приятиями и учреждениями имущество, составляющее государствен­ную или муниципальную казну.

 

 

Заключение

Участие государства в гражданском обороте всегда вызывало споры. В разные исторические периоды развития нашей страны возникали различные ракурсы рассмотрения проблем, связанных с определением гражданско-правового статуса государства и его органов.

В современном Российском обществе, пережившем смену представлений о взаимоотношениях личности и государства, продиктованную новыми экономическими условиями и развитием демократии, в последние годы все настойчивее возникают потребности в изменении многих положений, определяющих статус государства в гражданских правоотношениях: от первоначальной идеи определения места государства как участника гражданского оборота, выступающего на равных началах с гражданами и юридическими лицами.

Исходя из признания государства особым субъектом гражданского права, обладающим возможностью иметь гражданские права и обязанности, определяемые его социальными функциями, необходимо четкое определение гражданско-правового статуса органов, реализующих эту возможность, но с учетом специфики в отдельных отношениях, обусловленной его положением как инструмента реализации публичного интереса.

Рассмотрение особенностей участия государства в гражданском обороте осуществлялось через существующие три модели: по первой модели действия органа государства отождествляются с действиями самого государства, и гражданско-правовая ответственность возлагается непосредственно на него; по второй модели орган государства выступает от своего имени, государство участвует опосредованно и лишь в некоторых случаях может наступить его субсидиарная ответственность; по третьей модели орган государства выступает в гражданском обороте в силу гражданско-правового представительства.

Сами органы государства предлагается определить как лица, обладающие статусом юридического лица или без такового, а также физические лица, которые в рамках установленного публичными правовыми актами правового статуса осуществляют реализацию гражданской правосубъектности государства.

К их общим чертам можно отнести: определяющее влияние специальной правоспособности; возможность и необходимость точного определения сферы деятельности, в рамках которой они управомочены представлять государство; отсутствие цели извлечения прибыли и (или) особая регламентация занятия ими деятельностью, приносящей доход; дифференциация ответственности; особенности правового регулирования некоторых видов договоров.

Как субъект гражданского права государство наделено правоспо­собностью и дееспособностью. Несмотря на достаточно широкие воз­можности участия в различных видах гражданских правоотношений, правоспособность этого лица носит целевой, или специальный, харак­тер: оно действует в рамках строго очерченной компетенции и не мо­жет выходить за ее пределы.

Участвуя в гражданских правоотношениях, публично-правовые образования обладают гражданской правосубъектностью, носящей универсально-функциональный характер, что предопределяется различиями в видовых характеристиках их правоспособности и дееспособности. Показано, что гражданская правосубъектность публично-правовых образований представляет собой часть их общеотраслевого правового статуса. При этом гражданская правоспособность публично-правовых образований носит универсальный характер, а их гражданская дееспособность - функциональный характер.

Исследуя вопросы соотношения гражданской правоспособности и гражданской дееспособности публично-правовых образований, установлено, что публично-правовые образования приобретают гражданскую правоспособность с момента их создания как субъектов публичного права. Однако гражданская дееспособность публично-правового образования может быть реализована лишь с момента установления компетенции его органов в области совершения в гражданском обороте конкретных действий от имени публично-правового образования, которая определяется вступившим в силу нормативным правовым актом.

Реализация дееспособности государственных и муниципальных образований происходит с помощью соответствующих органов. Это качество указывает на сходство правовой конструкции государства и юридического лица.

Будучи субъектом отношений, регулируемых гражданским законодательством, публично-правовое образование обладает юридическим качеством деликтоспособности, то есть способностью совершать неправомерные действия (бездействие) и нести юридическую ответственность при условиях и в порядке, определяемых гражданским законодательством.

Двойственный правовой статус публично-правового образования как субъекта публично-и частно-правовых отношений предопределяет также его двоякого рода деликтоспособность. В качестве субъекта конституционного права публично-правовое образование обладает конституционной деликтоспособностью, и на него может быть возложена конституционно-правовая ответственность, тогда как в качестве субъекта отношений, регулируемых гражданским правом, оно обладает гражданской деликтоспособностью, то есть способностью к совершению гражданского правонарушения и соответственно способно нести гражданско-правовую ответственность. Делинквентом по ст. 1069 ГК являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальное образование, а не их органы или должностные лица этих органов. Деликтоспособность публично-правового образования при непосредственном участии последнего в гражданско-правовых отношениях, равно как его дееспособность, является опосредованной.

Содержание (объем) деликтоспособности публично-правовых образований различно, оно определяется видом публично-правового образования и кругом полномочий, которыми обладает тот или иной орган либо должностное лицо, посредством незаконного действия (бездействия) которых причиняется вред, подлежащий возмещению по ст. 1069 ГК.

В силу ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. В ст. 1069 Гражданского кодекса говорится не только о государственных, но также об органах местного самоуправления. Доктринальное толкование ст. 53 Конституции РФ и ст. 1069 ГК РФ приводит к обоснованному и разделяемому автором выводу, что ст. 53 Конституции РФ предполагает наступление имущественной ответственности за вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) также органов местного самоуправления.

При этом идет речь именно о доктринальном, а не расширительном (распространительном) толковании.

На основе вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.

1. На сегодняшний день, к сожалению, четко понять применяемое законодателем в Гражданском кодексе РФ определение понятия казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования при взыскании имущественного (в том числе компенсации морального) вреда, причиненного физическому лицу государственными органами, органами местного самоуправления, для большинства граждан не представляется возможным, т. к. оно носит абстрактный (аморфный) характер.

2. Публичные образования возникают на основе «властно-распорядительного» (чаще всего адми­нистративного) акта. Поэтому, двойственный характер участия государственных и муниципальных образований в имущественном обороте: юридиче­ское равенство в вопросах взаимодействия с контрагентами, с одной стороны, и особый порядок создания, характер реализации полномо­чий, обладание публичной властью - с другой, - позволяет охаракте­ризовать их в качестве особого субъекта гражданских правоотношений.

3. Российским законодательством предусмотрены две формы уча­стия государства в гражданских правоотношениях: непосредственная — через свои органы (п. 1, 2 ст. 125 ГК РФ); опосредованная - через представителей (п. 3 ст. 125 ГК РФ).

Системное толкование п. 1-2 ст. 125 ГК РФ «Порядок участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством» позволяет утверждать, что органы публично-правового образования не нуждаются в наличии самостоятельной гражданской правосубъектности и функционируют по аналогии с органами юридического лица. В случае же применения п. 3 указанной статьи необходимо, чтобы публично-правовое образование было представлено органом, который является юридическим лицом.

4. Специфика участия публично-правовых образований в граждан­ских правоотношениях обусловлена тем, что характер выполняемых ими функций исключает возможность осуществления тех или иных видов деятельности, характерных для граждан или юридических лиц, или, наоборот, позволяет им обладать такими правомочиями, кото­рые не свойственны иным субъектам. В таком качестве государство становится участником достаточно обширного круга видов правоот­ношений частноправового характера.

5. Публично-правовые образования выражают публичные интересы, которые проявляются не только в публичном праве, но имеют место и в частном праве, в том числе в гражданском. Публичные интересы представляют собой единство государственных и общественных интересов. Они тесным образом взаимосвязаны: общественные интересы получают правовую защиту, только будучи признанными государством и обеспеченными правом, в свою очередь государственные интересы определяются в соответствии с общественными интересами.

Исходя из анализа действующего законодательства, можно выделить три уровня интересов публично-правовых образований: интересы Российской Федерации, интересы субъектов РФ и интересы муниципальных образований.

При реализации публичных интересов государства не так однозначно определяет вопрос о назначении государственного имущества. Необходимо законодательное закрепление такой категории государственного имущества, которая предназначена для выполнения государством публичных функций и для общественных нужд. Такое имущество должно быть либо изъято из гражданского оборота, либо ограничено в гражданском обороте.

6. Действующее законодательство предусматривает, что участником правоотношения по реализации гражданско-правовой ответственности публично-правового образования признается непосредственно само публично- правовое образование. Указание в законе на то, что оно выступает в лице соответствующего уполномоченного органа (к примеру, финансового), не касается материально-правовой стороны вопроса. Обоснованы редакционные изменения ст. 1069, 1070, 1071 ГК РФ, которые требуют дополнений, что вред возмещается соответствующим публично-правовым образованием за счет соответствующей казны.

Как положительное можно отметить стремление в проекте нового Гражданского кодекса РФ установить субсидиарную ответственность собственника по обязательствам бюджетных и автономных учреждений, связанным с причинением ими вреда гражданам, при недостаточности имущества

7. Исходя из принципа равенства участников отношений, регулируемых гражданским законодательством, а также из правила о генеральном деликте, публично-правовые образования в случае причинения им имущественного вреда вправе участвовать в деликтных правоотношениях на стороне потерпевшего и требовать судебной защиты нарушенных абсолютных прав. Возможное участие публично-правовых образований на стороне кредитора в деликтных отношениях должно быть предусмотрено в ст. 16, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Так, относительно субъектов, имеющих право на возмещение вреда, ст. 1069 ГК должна быть изложена следующим образом: «Вред, причиненный гражданину, юридическому лицу, Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию в результате незаконных действий (бездействия)…»[38].

8. Для устранения споров относительно вида гражданской правоспособности публичных образований необходимо закрепить ее законодательно, внеся изменения в ч. 1 ст. 124 Гражданского кодекса РФ: «Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования - для осуществления возложенных на них полномочий согласно Конституции РФ, конституционным законам, федеральным законам, законам субъектов РФ, конституциям и уставам субъектов РФ, уставам муниципальных образований выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами»[39].

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.