МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ





ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

В РОССИИ

Первым, единственным на Руси до XVI в., самобытным славянским питейным заведением была корчма. Обслуживая всю Славянскую землю, корчма, в зависимости от времени и места ее нахождения, несла не только общественные, но и общегосударственные обязанности. Она выполняла роль официального правительственного пункта, где пристава объявляют указы правительства, судьи творят суд и разбирают дела между приезжими чужестранцами, фигурировала в виде центрального финансового учреждения и т.д. В начале своего существования и до наступления XII века, она повсеместно была вольной корчмой. Однако доходность корчемного промысла к началу XI столетия достигла столь грандиозных размеров, что сразу обратила на себя внимание не только владетельных князей, но и общин вольных городов. В летописях есть прямые указания на то, что корчма была обложена княжеской пошлиной (1150 г, грамота Смоленского князя Ростислава), в городах корчма перешла в полную собственность городских общин (Псковская грамота 1397 года). Обложения корчемного промысла податью вызвало появление так называемой тайной корчмы, что отражалось на доходности, так называемой, податной корчмы. А в первой половине XV века, корчмой заинтересовалось государство, так московский князь Иоанн III податную корчму сделал казенной.

Первый кабак появился в Москве в 1552 г. после взятия Казани. По указу Ивана Грозного на «Балчуге» был построен особый дом, который назвали по-татарски «кабаком». Однако кабак этот имел одно существенное отличие от татарских питейных заведений. У татар питейные дома являлись одновременно и съестными, в чем были схожи с русской корчмой. В русских же кабаках, было запрещено продавать горячие закуски. Со времен Опричнины началось широкое распространение кабаков по всей территории Руси. Кабаки с одно стороны стали источником распространения пьянства, а с другой основой установления государственной монополии на производство и продажу крепких спиртных напитков. Кабак дважды переименовывали: кружечные дворы (1651г.), питейное заведение (1746г.).

В XVI – XVII на Руси упоминаются и харчевни - закусочные с дешевыми и простыми кушаньями. Здесь можно было только поесть, а напитки подавались только безалкогольные. Причём кабак и харчевня не могли располагаться рядом. Харчевни находились в местах массового скопления людей, как правило, возле рынков, и их число возрастало с увеличением численности питавшихся. Наряду с харчевнями на городских рынках стояли выносные очаги. На них приготовлялись народные кушанья: блины, оладьи, пироги со снедью.

К концу XVI в. кабацкая система была уже полностью отлажена. Кабаки можно было сдавать на откуп, т.е. передавать предприимчивому и богатому человеку, который обязался уплатить казне (сразу или по частям) определенную сумму денег. Или другой вариант. Открывался в городе кабак, и жителям предлагали из­брать кабацкого голову — «человека добра и прожиточна, который был бы душею прям». Помимо честности, требовались и фи­нансовые гарантии, ведь своим «прожитком» неудачливый тор­говец возмещал казенный убыток.

«Государственное участие в развитии средств размещения на Руси выразилось в учреждении в конце XV — начале XVI в. «ямской службы». В небольших поселках («ямах»), расположенных на определен­ном расстоянии друг от друга у больших дорог, организовывались постоялые дворы, предназначенные для обслуживания проезжающих по государственным нуждам или просто желающих заплатить» [1].



В результате петровских реформ появляются трактиры (в столи­цах назывались «вольными домами»), где предлагались еда и питье, и прообразы современных гостиниц («герберги»). Трактирные заведения разделялись на различные виды, в зависимости от рода торговли, которую им предоставлялось производить. «К заведениям трактирного промысла без отдачи в наем покоев относились: трактиры, рестораны, харчевни и духаны; овощные и фруктовые лавки и ренсковые погреба с подачей закусок и кушаний; столовые, кухмейстерские, буфеты при театрах, на пароходах, пристанях, станциях железных дорог, на гуляньях и т.д.; пивные лавки с продажей горячей пищи; кондитерские и пирожные с продажей припасов на месте; кофейные, съестные и закусочные лавки. К заведениям трактирного промысла с отдачей в наем покоев относились: гостиницы, постоялые дворы, заезжие дома, корчмы, а также меблированные комнаты и подворья, отдаваемые со столом, если у одного хозяина отдается более шести комнат» [2]. Развитие питейной торговли сопровождалось усилением пьянства, что очень беспокоило общественность. Попытка Петра I провести в жизнь полную государственную монополию на производство водки не удалась. Указ 1716г. разрешил «всяких чинов людям вино курить по-прежнему про себя и на подряд свободно» при условии уплаты особого промыслового налога в зависимости от мощности аппарата.

Первый русский ресторан («ресторасьон») открылся в Петербурге в 1805 г. при «Отеле дю Норд». Чуть позже, появляются кафе и чайные, в которых можно было быстро и недорого поесть, почитать свежую газету, сыграть в шахматы и домино.

8 ноября (27 октября) 1917 года В.И. Ленин подписал декрет об организации общественных столовых, контроле за их деятельностью и распределению продовольственных фондов. Первые столовые возникли на Путиловском заводе в Петрограде, а за тем в Москве и других городах. Как результат рестораны были национализированы, в их помещениях открылись столовые. Одновременно были организованы заводские столовые. В это время идея общественного питания была очень популярна, т.к. его форма позволяла более экономно расходовать продукты, что было немаловажным в условиях жестокого продовольственного кризиса. В период "военного коммунизма" организация общественного питания решалась местными органами государственного управления самостоятельно. Питание в столовых было бесплатным. С периодом нэпа связана утрата масштабов деятельности системы общественного питания и введение платы за питание. Развитие системы общепита проходило под лозунгом перестройки быта на социалистических началах, освобождения женщин от тягот домашнего хозяйства и вовлечения их в общественное производство и в общественную жизнь. Создавались единые по всей стране образовательные программы, были изданы учебники, сборники рецептур блюд и кулинарных изделий и т.д. В то же время меню зачастую сводилось к одинаковому в большинстве заведений набору из десятка «проверенных» блюд. Другой тенденцией было упрощение технологий изготовления и композиции блюд, однако все это не мешало росту популярности общепита.

Советские точки общепита условно можно было подразделить на предприятия социальной направленности (располагались на заводах, в учреждениях, больницах, школах, институтах и т. д.) и общедоступные (пирожковые, блинные, чебуречные, кафе-молочные и т. д.). В целом советский период услуги общественного питания были рассчитаны на среднестатистического потребителя. Как государственная система она могла бы считаться эффективной, если бы не несовершенный механизм распределения услуг, их низкое качество и отсутствие ориентации на индивидуальное обслуживание.

В 1986-1987 годах вышли постановления правительства, разрешавшие заниматься четырьмя видами кооперативной деятельности: переработкой вторичного сырья, организацией общественного питания, производством товаров народного потребления и бытовым обслуживанием населения. Дальнейшее развитие общественного питания в России напрямую связано с принятием Закона РСФСР от 03.07.1991 N 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» и Указа от 25 ноября 1991 г. №232 «О коммерциализации деятельности предприятий торговли в РСФСР».

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

В целом историю развития отрасли в дальнейшем можно разделить на четыре этапа:

Первый этап (1990-1998гг.). Общественное питание начала 1990-х гг. характеризовалось высокой степенью износа основных фондов, как физического, так и морального. Развитие отрасли сопровождалось, либерализацией цен, резким падением оборотов в связи со снижением платежеспособного спроса (табл. 1). Среди положительных тен­денций этого периода можно отметить изменение организационно-правового статуса собственности (табл. 2).

Таблица 1

Оборот общественного питания Российской Федерации [4]

Годы Млн. руб. (1990,1995 гг. - млрд. руб.; в фактически действовавших ценах) В процентах (в сопоставимых ценах) к На душу населения
Предыдущему году руб. (1990, 1995 гг. – тыс. руб.; в фактически действовав-ших ценах) в процентах к предыдущему году (в сопоставимых ценах)
20,2     106,4 0,1 106,2
35,0   78,7 78,7
32,1 91,8 109,1 109,5
39,4 112,7 122,7 106,3 106,8
43,8 125,2 136,4 111,1 110,8
48,9 139,8 152,2 111,7 112,2
54,7 156,3 170,2 111,8 112,3

 

В этот период появились первые сетевые зарубежные предприятия общественного питания: «Макдоналдс» 31 января 1990 года на Пушкинской площади в г. Москве (соглашение об открытие подписано в 1988г.) [5], «Баскин Роббинс Совьет Интернэшнл» 1990 г. в гостинице «Россия» г. Москве [6]. В период 1994-1997 гг. выпускается несколько ГОСТов регулирующих деятельность предприятий общественного питания, действующие в добровольном порядке по настоящее время, за исключением обязательных требований, обеспечивающих достижение целей законодательства Российской Федерации о техническом регулировании. Закладываются основы отрасли общественного питания в России. Преимущественно предприятия открываются в г. Москве и развиваются два направления: элитные рестораны и сети мобильных киосков (ресторан «Sbarro» -1997г., ресторан «Царская охота» - 1996г., сеть киосков «Крошка-картошка» -1998г. и «Теремок» -1998г., трактир «Елки-палки» и др.).

Таблица 2

Оборот общественного питания Российской Федерации [4]

(в фактически действовавших ценах)

Годы Оборот общественного питания - всего в том числе по формам собственности
государственная и муниципальная частная другие формы собственности
  Миллионов рублей (1990, 1995 гг. – млрд. руб.)
-
  В процентах к итогу
85,9 14,1 -
33,6 39,2 27,2
20,3 46,4 33,3
11,0 61,8 27,2
9,4 64,0 26,6

 

Второй этап (1999-2003гг.). Относительно быстрое восстановление после кризиса 1998г. и начало подъема экономики Российской Федерации способствовало вначале постепенному и далее все более ощутимому росту благосостояния населения, а, следовательно, и росту оборота общественного питания (табл. 1). Развитие отрасли связано с повышением требований к предприятиям, в том числе и со стороны государственных органов, усилением конкуренции в отрасли. В 2001г. выпускаются санитарные требования к предприятиям общественного питания. В 2002г. издается закон «О техническом регулировании» положивший начало изменениям в лицензировании и стандартизации. Из всего рынка предприятий быстрого обслуживания России наиболее мощным сегментом является Москва. Высокая доля столицы объясняется более ранним, примерно на 3-4 года по сравнению с регионами, ростом рынка общественного питания. Выделяются крупнейшие игроки ОАО «Росинтер ресторантс холдинг» («Ростик'с», «IL Патио», «Планета Суши», «Friday's» и др.), Группа компаний Аркадия Новикова («Елки-палки», «Маленькая Япония», «Галерея» и др.),. Размещаются первые облигационные выпуски. Вводятся в действие программы лояльности «почетный гость». Возрождаются предприятия советского периода. Повсеместно происходит переход на европейские стандарты обслуживания и модернизация фондов. Все активнее предприятия общественного питания занимают места на фуд-кортах, ресторанных площадках больших торговых центров. Начинается экспансия сетей в регионы. В обиходе становятся привычными понятия «кофейня», «пиццерия», «фаст-фуд».

 

Третий этап (2004-2008гг.).

Рынок общественного питания активно развивается, на фоне роста платежеспособности населения. Сегмент «элитных ресторанов» сформировался, основной рост оборота приходится на сегмент "быстрого питания" и различные демократичные форматы в среднем ценовом сегменте. В регионах тенденция к увеличению доли заведений среднеценового сегмента еще более заметна. Многие предприятия открываются на основе франчайзинга. Появляются кулинарии. Увеличение видового разнообразия предприятий общественного питания и предлагаемой ими продукции находит отражение в новом ГОСТ Р 50762-2007 «Услуги общественного предприятия. Классификация предприятий общественного питания» и других ГОСТах. Происходят и другие изменения в законодательстве напрямую затрагивающие деятельность предприятий общественного питания: упрощение процедур регистрации, введение ЕНВД. С 2008г. акции предприятий общественного питания торгуются на фондовых биржах РТС и ММВБ (ОАО «Росинтер ресторантс холдинг»). Сети выходят на рынки стран СНГ.

Четвертый этап (с 2009г. – по настоящее время)

Бурный рост предыдущих лет (10-15% в год) сменяется «шоком» кризиса 2008 - 2009гг. (рис. 1). Кризис, сопровождающийся падением покупательской способности населения, снижением инвестиционной активности владельцев капитала, замедляет темпы роста рынка, меняет планы большинства игроков. Предприятия общественного питания, оптимизируют издержки, снижают цены, изменяют ассортимент в сторону менее дорогих блюд.

Рис. 1. Индекс физического объема оборота общественного питания Российской Федерации [7]

 

Несмотря на сокращение рынка, владельцы предприятий общественного питания ожидают возобновления роста рынка в после кризисный период. Статистические данные первой половины 2010г. подтверждают данные ожидания. Кроме того, рынок общественного питания не достиг уровня насыщения большинства развитых стран. Этому мешают и низкое качество услуг и кулинарной продукции, и завышенные цены, и факты отравлений, вызванные нарушением санитарных норм и правил, отпугивающие от перехода на внедомашнее питание приверженцев питания дома.

Таким образом, в истории развития общественного питания частное владение не раз сменялось государственной монополией, изменения претерпевало видовое разнообразие предприятий общественного питания, изменялось отношение к нему. Предприятия общественного питания обвинялись и в распространении пьянства и были основным звеном в перестройки быта на социалистических началах, освобождения женщин от тягот домашнего хозяйства в эпоху коммунизма. Несмотря на все это общественное питание, было всегда востребовано населением и приносило прибыль ее владельцам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Общественное питание — одна из основных отраслей хозяйственной деятельности потребительской кооперации. В его производственные торговые и организационные функции входит: приготовление обеденной и прочей продукции; реализации продукции собственного производства и так называемых покупных товаров (т.е. не подвергнутых кулинарной обработке); организация потребления.

Питание является необходимой жизненной потребностью большинства рабочих, служащих, учащихся и значительного количества других групп населения страны.

В настоящее время деятельность в сфере массового питания начинает, правда медленно, набирать обороты. Первый всплеск уже прошел: многие рестораны и кафе, открывшиеся в начале перестроечного процесса, в связи с нерентабельностью и неконкурентоспособностью закрылись. Однако постепенно процесс пошел. В настоящий момент крупные города России переживают настоящий ресторанный бум: стремительно растет число гостиниц, ресторанов, кафе, баров, различных клубов. Индустрия массового питания находится в процессе развития - растет как число заведений, так и качество обслуживания. С каждым годом массовое питание все больше проникает в быт широких масс населения, способствует решению многих социально-экономических проблем; помогает лучше использовать продовольственные ресурсы страны, своевременно предоставляет населению качественное питание, имеющего решающее значение для сохранения здоровья, роста производительности труда, повышению качества учебы; позволяет более эффективно использовать свободное время, что в наши дни является не мало важным фактором для населения; высвобождает из домашнего хозяйства дополнительную численность рабочих и служащих и др.

Сеть предприятий питания, которой пользуется население, представлена различными типами: столовыми, ресторанами, кафе, закусочными, барами и др. необходимость различных типов определяется: разнохарактерностью спроса населения на различные виды питания (завтраки, обеды, ужины, промежуточные приемы пищи, бизнес-ланчи); спецификой обслуживания людей и во время коротких обеденных перерывов, и во время отдыха; необходимостью обслуживания взрослого населения и детей, здоровых и нуждающихся в лечебном питании.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Саак, А.Э.Менеджмент в индустрии гостеприимства: Учебное пособие [Текст]/А.Э.Саак, М.В.Якименко-СПб.: Питер,2008.-432с.

2.Общественное питание. Советский период. Официальный сайт Мосархива [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://mosarchiv.mos.ru

3.Брокгауз, Ф.А. Энциклопедический словарь в 82тт. и доп.тт. [Текст]/Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон-М.: Терра,2001.-40726с.

4.Торговля в России 2007[Текст]: Стат.сб.-М.,2007.-565с.

5.Официальный сайт Макдоналдс [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.mcdonalds.ru

6.Официальный сайт Баскин Робинс в России [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://baskinrobbins.ru

7.Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru

 

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.