Государственное регулирование коммерческой деятельности Методические материалы Для изучения курса «КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» Для бакалаврантов направления «Менеджмент» Программа дисциплины Раздел 1. Общие вопросы коммерческой деятельности 1.Концепция и исторические аспекты коммерческой деятельности Предмет, метод, структура курса «Коммерческая деятельность». Развитие коммерческой деятельности в России: прасол, офеня, купец. Понятие коммерческой деятельности как рыночной категории. Коммерческая деятельность как вид предпринимательской деятельности, её связь и отличие с другими видами предпринимательства. Коммерция - два семантических уровня в экономике: отрасль экономики и вид её деятельности (процесс). Основные виды коммерческой деятельности. Организационно-экономическая характеристика отрасли «Коммерция». Виды процессов, совершаемых в коммерческой деятельности: коммерческие (чисто торговые), технологические (производственные),дополнительные. 2.Содержание коммерческой деятельности Характеристика товара как объекта коммерческой деятельности. Оценка товаров в рыночных условиях (с точки зрения производителя и потребителя), обеспечивающая установление его равновесной цены. Порядок согласования товара как предмета договора: наименование, характеристика и ассортимент. Услуги как объект коммерческой деятельности. Виды услуг (транспортные, транспортно-экспедиторские, складские, консультационные, информационные и др.) Содержание услуг, их издержки в обращении товаров и влияние на уровень доходов. Оценка услуг в рыночных условиях. Субъекты коммерческой деятельности. Классификация, особенности функционирования. Функции, задачи, формы предприятий по видам коммерческой деятельности. Значение коммерческой деятельности для экономики страны. Роль коммерческой деятельности в различных субъектах коммерческой и иной деятельности. Сферы применения: рынок товаров и отрасли народного хозяйства. Понятие рынка в соответствии с нормативными документами. Понятие отрасли народного хозяйства. Точки соприкосновения сфер применения коммерческой деятельности. Понятия «нужда», «потребность», «спрос». Рыночный механизм взаимодействия производителя и потребителя. 3.Основы методологии коммерческой деятельности Понятие и составляющие методологии коммерческой деятельности. Миссия, цели, задачи коммерческой деятельности. Структура коммерческой деятельности. Основные принципы коммерческой деятельности: свободная продажа товаров и услуг, выбор хозяйственных партнеров, применение договорных цен. Факторы макро- и микросреды, определяющие развитие коммерческой деятельности. Влияние факторов на коммерческую деятельность. Факторы, определяющие развитие коммерческой деятельности и их классификация. Методы исследования, организации и моделирования коммерческой деятельности: общие и специальные. Системный подход к изучению коммерческой деятельности. Характеристика и свойства торгового предприятия как системы. 4.Организация хозяйственных связей в коммерции Хозяйственные связи, их экономическая сущность и место в системе взаимоотношений субъектов рынка. Организационные, правовые, экономические аспекты хозяйственных связей. Классификация связей по признакам отраслевого и территориального разделения труда, наличию посредника и форме товародвижения, вида деятельности и характера совершаемых операций. Этапы хозяйственных связей. Понятие «торговая (коммерческая) сделка» и торговая (коммерческая) операция»: сущность, сходства и различия. Объективный и субъективный характер сделок и операций. Этапы коммерческой сделки и способы их реализации. Документальное оформление отношений между сторонами в процессе коммерческой сделки. Понятие договоров в коммерческой деятельности, их функции и классификация. Хозяйственные договоры как форма регулирования прав, обязанностей, имущественных отношений в коммерческой деятельности. Виды договоров, используемых в коммерческой деятельности, и их краткая характеристика: договор купли-продажи, договор поставки. Государственное регулирование коммерческой деятельности Понятие государственного регулирования коммерческой деятельности и его методы. Ограничения и поддержка как основные элементы регулирования коммерческой деятельности. Принципы государственного регулирования коммерческой деятельности. Сочетание отраслевого и территориального аспекта в государственном регулировании коммерческой деятельности. Органы, регулирующие коммерческую деятельность на федеральном, региональном и местном уровне. Правительство Российской Федерации, его структура и функции в сфере регулирования коммерческой деятельности: Министерство экономического развития, Министерство промышленности и торговли, Федеральная налоговая служба, Федеральная антимонопольная служба и др. Законодательство в области регулирования коммерческой деятельности, его состав (акты различного правового уровня территориального и отраслевого порядка: кодексы, указы, постановления, распоряжения и т.п.) |