ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ Государственное бюджетное образование Образовательное учреждение «Оренбургский областной колледж культуры и искусств» ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Специальность51.02.01 «Народное художественное творчество» По виду «Хореографическое творчество» «Показ и защита творческой работы» Выполнила студентка: ХТ группы 4 курса Мостовая Анна Андреевна Руководитель: Щвец Светлана Мироновна Срок сдачи- Подпись студента- Подпись руководителя- Выпускная квалификационная работа защищена ОРЕНБРГ СОДЕРЖАНИЕ Актуальность и мотивировка выбранной темы. Название номера. Теоретическое обоснование темы. Либретто. Тема, идея номера. Драматургическое построение. Композиционные рисунки. Эскизы костюмов и декораций. Реквизит, бутафория, атрибуты, аксессуары. Список используемой литературы, интернет-ресурсы. Либретто Летним теплым вечером казачки вышли со своих подворий и высматривают казаков, отсутствующих долгое время. Казаки чувствуют, что казачки не духи и идут им навстречу. Одна казачка рада своему мужу-казаку. Вторая- обиженна на него, а третья- совсем не в духе на своего казака, ведь без ее присмотра он отбивается от рук. Во время выяснения отношений два казака пытаются показать свое превосходство, а хитрые казачки поддаются им .Третий же казак такой тюфяк, что его казачка показывает в их паре своё превосходство. Наконец, казаки понимают свою ошибку и пытаются помириться. Один-дарит казачкецветок,и она рада этому, второй -оказывает знаки внимания, а в третий паре казачка боится оставить своего казака без присмотра и , спотыкаясь, ведет его. В итоге ей это надоедает, она толкает его, и в конце начинает его бить. Все разошлись по своим подворьям. Драматургическое построение. Экспозиция: Летним теплым вечером казачки вышли со своих подворий и высматривают казаков, отсутствующих долгое время. Завязка:Казаки чувствуют, что казачки не духи и идут им навстречу. Развитие действия:Одна казачка рада своему мужу-казаку. Вторая- обиженна на него, а третья- совсем не в духе на своего казака, ведь без ее присмотра он отбивается от рук. Кульминация:Во время выяснения отношений два казака пытаются показать свое превосходство, а хитрые казачки поддаются им .Третий же казак такой тюфяк, что его казачка показывает в их паре своё превосходство. Развязка:Наконец, казаки понимают свою ошибку и пытаются помириться. Один-дарит казачкецветок,и она рада этому, второй -оказывает знаки внимания, а в третий паре казачка боится оставить своего казака без присмотра и , спотыкаясь, ведет его. В итоге ей это надоедает, она толкает его, и в конце начинает его бить. Все разошлись по своим подворьям. Тема и идея номера. Тема: Казачий быт, семейные взаимоотношения. Идея: Показать в танце взаимоотношения в казачьей семье и необходимость сохранения семейных традиций. Актуальность и мотивировка Выбора темы В последние годы в России происходят позитивные изменения, охватывающие все сферы жизни общества. Это требует заново переосмыслить многие из устоявшихся положений об общественных отношениях. В полной мере это относится к Казачеству. Активное возрождение казачьего движения диктует настоятельную необходимость иметь полную и объективную картину его эволюции. В настоящее время развивающееся движение казачьего возрождения является неотъемлемой частью становления структуры современного общества и российской государственности, в связи с чем чрезвычайно важно обладать знанием механизма его специфической эволюции и исторической судьбы. Казачество является хранителем самых высоких духовных и нравственных ценностей. Оно имеет высокую идею в форме Святая Русь или Мать – Сыра Земля и необходимо сохранять эту константу трансформировать через века в наше время. На танец меня вдохновил роман Шолохова « Тихий Дон», в нем показываются все аспекты жизни казаков. Так же мне нравится нравственные и моральные устои в казачьих семьях, как женщины- казачки ждали своих мужей , как они были им верны. А казаки всегда для меня олицетворяли воинов и «мужей Отечества». Работая над композицией танца, я хотела, чтобы люди задумались над тем, как сейчас изменяются в худшую сторону морально-нравственные отношения между людьми современного общества. По статистике в России сейчас 80% разводов. Мне бы хотелось, чтобы люди обдуманно подходили к такому значимому делу как брак. ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ «КАК КАЗАЧКИ ПОШЛИ СВОИХ НЕНАГЛЯДНЫХ ИСКАТЬ» Композиционные рисунки. 1- 32 такт На сцену выходят казачки на поиски своих мужей. |  | 1. 2. 1-16 такт Казачки делают комбинацию, показывающую, что они выглядываю и ищут казаков |  | 3. 1-8 такт На сцену выходят казаки, навстречу своим казачкам. |  | 4. 1-8 такт Казачки направляются к казакам. |  | 5. 1-16 такт Казаки обходят казачек и встают впереди них. |  | 6. 1-8 такт Казачки ошарашены поведением казаков, перебегают их и становятся спереди. |  | 7. 1-16 такт Казачки , а казаки отступают , чтобы не произошло дальнейшей ссоры. |  | 8. 1 -16 такт Казачки подают руку казакам – казаки берут ее , пара делает в это время приподание вокруг себя. Происходит временное перемирие. |  | 9. 1 -16 такт Все пары идут вперед , подавая друг другу руки. |  | 10. 1 -16 такт Все вместе пары делают , двигаясь влево и вправо. |  | 11. 1-8 такт Пары разворачиваются , центральная пара идет в глубь сцену, две другие идут в противоположенные стороны. |  | 12. 1- 16 такт Центральная пара идет обратно, на место центральной пары идет пара, стоящая в левой стороне. |  | 13. 1-8 такт Центральная пара идет вперед, левая пара идет вглубь сцены. |  | 14. 1- 16 такт Делая комбинацию пара двигается вправо и влево . |  | 15. 1- 32 такт С 1-4 такт пара меняется, и потом делает комбинацию, показывающие взаимоотношения этой пары. |  | 16. 1- 16 такт Центральная пара отходит в левую сторону, правая пара идет в центр сцены, а левая пара идет в правую сторону. |  | 17. 1-32 такт Пара делает комбинацию . С 16-32 такт казак делает комбинацию вокруг казачки, казачка в это время делает абертасы |  | 18. 1-16 такт Пара поворачивается спиной к зрителю и идет прямо. |  | 19. 1-16 такт Центральная пара идет прямо, а правая пара идет в центр. |  | 20. 1-8 такт Казак продолжает идти дальше не замечая, что его жена остановилась и начала делать движение( дробь). С 4-8 такт казачка, увидев , что ее казак не остановился бежит за ним и тянет его обратно в центр |  | 21. 1- 16 такт Пара делает комбинацию. Они меняются друг с другом местами. |  | 22. 1-32 такт С 1-8 такт пара , поворачиваясь спиной к зрителям, идет в разные стороны дуг от друг. С 8-16 они бегут в центр. С 16-24 такт они делают также, как с 1-8 такт, а 24-32 такт они делают также, как с 8-16 такт. |  | 23. 1-16 такт Пара делает комбинацию, казачка идет вперед, казак идет за ней, оттягивая ее назад в цент. |  | 24. 1-16 такт Казак и казачка, взявшись за руки, делают дробь. |  | 25. 1-16 такт Казачка разворачивает казака, казак, боясь свою жену, пытается убежать от нее, но казачка не позволяет это сделать. В это время другие пары бегают, казачка охают , от напора своей подруги –казачки, а казаки пытаются усмирить( успокоить) своих жен. В итоги все успокаиваются. |  | 26. 1-16 такт Пары начинают сходиться в линию. Левая пара идет в центр, центральная за ней, а правая идет параллельно левой с другой стороны. |  | 27. 1-32 такт Все пары сходятся в линию, делают совместную дробь и кланяются . Здесь один казак дарит цветок казачки, второй- целует казачку свою, третий встает впереди своей казачки и красуется, не замечая , что все уходят. Заметив, он подбегает к своей казачки. |  | 28. 1-16 такт Заметив, он подбегает к своей казачки. Все также продолжают движение. |  | 29. 1-24 такт Казачка ведет своего казака, начинает спотыкаться. В итоге ей это надоедает и она толкает его. Он улетает за кулисы. |  | 30. 1-8 такт Казачка начинает идти в другую сторону. В недоумение казак выбегает и падает . |  | 31. 1-8 такт Казачка подбегает к казаку и начинает колотить его за его безалаберность «казака-тюфяка» |  | Теоретическое обоснование Традиции казачества   Как мы должны понимать«традиции» и, в частности, «казачьи традиции»? Как что-то общепринятое, привычное, достойное, уважаемое, как нравственные неписанные законы. Традиции тогда становятся действующими (т.е.-законом), когда становятся образом жизни и передаются из поколения в поколение. Безусловно, в настоящее время нужно не только возрождать прежни традиции, но и формировать новые. Однако в этом деле нужен, как говорится, хирургический подход. Для этого необходим трезвый взгляд на свое прошлое и настоящее. Создать новые казачьи традиции, которые были бы приняты всеми, чрезвычайно трудно. Единомыслия в обществе не бывает – это утопия. Взаимное непонимание бывает искренним, а заблуждение – не всегда злонамеренным. Поэтому нужно вдумываться в значение затёртых до банальности слов и терминов. Иначе разговор о казачьих традициях превращается в пустопорожнюю болтовню, где идёт сплошная подмена понятий и их подтасовка, а пафосность и истеричность произносимых слов не прибавляет убедительности. Поэтому не надо стесняться по несколько раз объяснять и повторять очевидное. Истины всегда банальны, оттого они и зовутся «истинами». О казачестве можно говорить только в контексте времени и истории. Одно дело, вольный казак времён Степана Разина, совсем другое – служилый казак романовской империи. «Советский казак», чудомуцелевший после большевистского геноцида, уже точно другой казак. А нашего современника – того «россиянского казака», который напрочь забыл и свою казачью родословную, и казачьи песни, и дорогу в православный храм, назвать казакомможно лишь с явной натяжкой.Большевики-интернационалисты, захватив власть в России, во многом преуспели: произошло перепрограммирование людей в совершенно новую нацию (общность) – в «советский народ». Почти на целые сто лет Россию захватила другая «религия» — марксистско-ленинский материализм. Свой неистовый воинствующий атеизм советские люди стали считать признаком учености. Постепенно русские люди втянулись в этот коммунистический мрак и стали уже «советскими людьми», слепо верящими, что «материя первична, а сознание вторично». В наши дни казачество формируется не только в регионах исторически существовавших до 1917 года казачьих войск, но и в тех российских регионах, где раньше казачьих объединений не было. Причем три четверти населения России сейчас живет в городах и поселках городского типа, и они уже заняты не в сельском хозяйстве, а в различных отраслях промышленности. К нам приходит понимание, что для возрождения казачества нужно не только красиво рассуждать о его славном прошлом и «наведении порядка» с использованием нагаек, но и четко представлять себе будущее казаков как этноса и нации. Современные казаки активно берут на себя роль защитников Православной Веры и Отечества, они возвращают себе славное имя – рыцарей православной церкви, правды и чести и с этим именем снова выходят на страницы казачьей истории. Казачьи символы и знаки Знамя– символ войскового (и полкового) объединения. Хранилось в Войсковом храме и выносилось в особо важных случаях (праздник, поход, присяга и похороны атамана); Бунчук– знак ставки, символ атамана в походе, принадлежал войсковому соединению. В мирное время хранился в храме. Войсковой бунчук был сделан из конского хвоста. Полковые имели форму опушенных раздвоенных флажков с навершием; Булава(пернач) – символ военной власти, которой наделён атаман. Похожи на боевые палицы и шестопёры; Насека– посох с металлическимнавершием, на котором первоначально насекались имена атаманов. Символ гражданской власти атаманов всех степеней; Лампас– цветная нашивка (полоса) на боковом шве казачьих шаровар (брюк). Символизирует принадлежность к войсковому сословию, а цвет указывает принадлежность к войску. Совпадает по цвету с околышем фуражки. Символ казачьей независимости(вроде личного флага). Интересно, что лампасы в виде кожаной полосы носили скифы ибродники на своих шароварах. У разных казачьих Войск цвет лампасов отличался ( у донцов – красный, у уральцев – голубой, у забайкальцев – желтый); Медаль– личный знак атамана. Носилась на шее, на ленте или цепи. На лицевой стороне надпись – «Атаман станицы (Войска)» и государственный герб или портрет государя. На обороте – имя атамана. По окончанию срока оставалась атаману на память; Печать– на рукояти или перстне, вручалась атаману при выборах. Ею скреплялись все документы; Атаманская сабля – обычно украшенная, старинная, тоже один из символов атаманства. Лично ему не принадлежала, а была у него на хранении на время правления. Могла храниться в церкви и надеваться на Круге по праздникам. Герб – в его изображении, символически отображена история Войска, местные войсковые особенности; Шашка– холодное оружие, символ всех прав у казака. Вручалась казаку в 17 лет стариками (без темляка). В 21 год, при отправке на службу казак получал погоны, кокарду и темляк. Шашка хранилась дома на видном месте (на ковре), передавалась от деда к внуку. Если в роду не оставалось наследников, — мужчин,- шашка ломалась и укладывалась в гроб последнему умершему. Нагайка– короткая конская плеть – оружие. Знак есаульца и пристава на Кругу. В повседневной жизни – знак власти у полноправного женатого казака. Дарилась зятю тетем на свадьбе и висела в доме на левом косяке к двери в спальню. Нагайка использовалась как оружие в схватке, для телесных наказаний провинившихся казаков по решению Круга и совета стариков. Казачьизаповеди ü Казаком нужно родиться! ü Казаком нужно стать! ü Казаком нужно быть! ü Никогда не гордись казачеством! ü Никогда не считай сына другого народа ниже или глупее себя. ü Будь равно добр и открыт со всеми. Помни, по тебе судят о казачестве! ü Храни достоинство, но не гордись! ü Служи Господу через служение народу своему! ü Помни: Душа твоя принадлежит только Богу, Жизнь — народу, Честь — никому! ü Пуще всех благ и самой жизни ставь казачью волю! ü Помни: воля — не своеволие, лихость — не разбой, а доблесть — не жестокость! ü Храбрые — всегда добрые, потому как они сильные! ü Не мсти! Оставляй врага своего на суд Божий, и станет он скор и справедлив! ü Будь свободен душою, но страсти держи в оковах, да не овладеют они сердцем твоим, да не ввергнут в пучину беззакония! ü Никогда не воюй со слабейшим! Сразив врага, будь милостив! ü Слава тебе — Господи, что мы — казаки! Терминология казачества КазачийПрисуд – Богом данная Казакам земля, историческое право владеть землями Старого Поля, власть Казачья на землях Казачьих. Казачий Присуд —как земля наших предков. Земля, завоеванная Казаками, земля, которую отстаивали Казаки, политая Казачьей кровью, где находились наши родные дома и могилы наших предков. Земля, на которой рождались и жили наши предки, земля за которую они умирали. КазачийПрисуд — как власть. Главенство власти Казачьей, власти избранной Казаками, власти кругов и рад на землях Казачьего Присуда, не старшины Казачьей, не власти от начальства присланного инородцами, и даже не атаманов, а именно и только Кругов и Рад, как представляющих интересы всего Казачества. КазачийПрисуд — как территория. Первыми привязали к конкретной территории этот термин Донцы. Вообще же, право на владение землями подвластными Кругам и Радам. Земли от Днепра до Яика, от Черного моря до Оренбуржья и от Воронежа до Кавказа – Дикое Поле. Ди́коепо́ле —историческое название не разграниченных и слабозаселённых причерноморских и приазовских южнорусских степей между средним и нижним течением Днестра на западе, нижним течением Дона и Северским Донцом на востоке, от левого притока Днепра — Самары и верховьев притоков Южного Буга — Синюхи и Ингула на севере, до Чёрного и Азовского морей и Крыма на юге. Казачество проживало вне пределов России, на достаточном удалении от её рубежей, на свободной земле, — на просторах Дикого Поля — в лесостепной и степной частях Восточно Европейской равнины, на берегах Дона, Днепра, Волги, в причерноморских и приазовских степях, когда и как появились казаки как организованная сила на этих землях, сказать определённо трудно.Но «Гребенская летопись» упоминает «Там, в верховьях Дона, народ христианский воинского чина, зовамиказацки, иже имеху у себя чудотворные иконы в церквах своих».Речь идёт о значительных казачьих поселениях, где «казаци» уже имели церкви, то есть образованных много лет ранее. Кроме того достоверно, что низовые казаки основывали свои поселения южнее «за Полем» и значително ранее, о которых говорит летопись. Просто до нас не дошли о ранней истории казачества, а первые упоминания о казаках появились в государственных документах, когда с казаками устанавливались сношения на уровне посольств, как иностранными государствами, что говорит о многом — в том числе и о полной автономии казачества. В отличии от других стран, где огнём и мечём насаждалась чуждая религия и чуждый уклад жизни, казаки, защищая свою свободу, земли и веру, никому не навязывали её насильно, даже при завоевании чужих территорий. Захват и освоение новых земель казаками сопровождались не только военным подавлением, часто даже жестоким, коренного населения, но и привнесением культурного влияния, веротерпимостью и уважительным отношением к обычаям подчинившихся народов. Здесь корни казачьего феномена во всемирной истории. В границах Дикого поля сейчас располагаются Луганская, Донецкая, Днепропетровская, Запорожская, Кировоградская, Полтавская, Николаевская, Одесская, Харьковская и Херсонская области Украины, а также Тульская, Липецкая,Воронежская, Орловская, Курская, Белгородская и Ростовская области России. Казачество — Отдельный этнос, самостоятельная народность, четвертая ветвь восточного славянства или даже особая нация смешанного тюрко-славянского происхождения.От глубокой древности и до нашихдней, как указывают погребения, жизнь казаков связана с северо-западной частьюСкифии Азиатской. Эти погребения указывают первоначальное переселение в III–II вв. до Р.Х. из Закавказья на Северный Кавказ, где их племена начали постепенный переход к оседлости, внедряясь в жизнь славян-меотидов в результате процессов, которые и археологии принято называть «внедрением сарматов в среду меотов»: «на Сев. Кавказе и на Дону появился смешанный славяно-туранский тип особой народности, известный истории под именами Торетов, Торпетов, Торков, Удзов, Беренджеров, Сираков, Брадас-Бродников. Оседлая часть этих племен, оставаясь на Кавказе, подчинялась Казарам и Асам Аланам, и царстве которых Приазовье и Тамань назывались Землей Касак (Персидская география Гудуд ал Алэм, составленная 989 г. Обнаружена среди древностей города Бухара, как рукописная копия, сделанная русским капитаном А.Г. Туманским в 1892 году). В академических комментариях к Константину Порфирогениту (С. Петербург, 1744 г.) Сигфрид Байер говорит о Казахии: «Сие есть всех древнейшее казацкого народа поселения упомянутие». Основываясь на письменных и археологических памятниках казачьей древности, можно считать Дон, Меотиду(Приазовье) и примыкающие к ним северо-кавказкие равнины той страной, которую когда то называли уже Касакией, Землей Касак, иначе говоря, — колыбелью казачьего рода. Казачьи историки, и объективные иностранцы на основании изучения исторических данных приходят к одному и тому же выводу: казаки – особый народ, с сильной примесью тюркской крови, они являются коренными обитателями Казакии. Со времен Хозарскойимперии (вторая половина VII в.) и вплоть до самого конца XIV века (распад Золотой Орды), то есть на протяжении почти 600 лет, постоянно жили на своей земле, сохраняя свое национальное лицо, народный быт, хозяйственную структуру, христианскую религию. С присоединением Земли Донских Казаков к России, там установлены общеимперские права гражданского состояния. В 1798 г. император Павел I ввел у Казаков армейские чины с присвоением офицерам дворянского звания. Казак получал личное дворянство после производства в первый офицерский чин, илипродвинувшись в статской службе до чина IX класса (титулярный советник), или будучи награжден орденом, учрежденным для чиновников и офицеров. Потомственное дворянство казак приобретал дослужившись до чина действительного статского советника в гражданской или до чина полковника в военной службе. Наша древняя история пока восстановлена только в схеме и потому не раз представляется в искаженном виде, иногда по неведению, а чаще по национальным соображениям чуждых нам историков. Вместе с тем, непоколебимой остается старая точка зрения, изложенная в этнографическом труде профессора Московского университета Зябловского (Всеобщая география Российской империи.М. 1807, ч. 3 стр. 16) и в учебнике русской геогфии К. И. Арсеньева, где казаки указываются в качестве особого славянского народа, занимающего часть России. Казак — взрослый представитель особого многоплеменного этноса – казачьего этноса (казачьего народа); Казак родовой (природный) – знающий не менее трех поколений предков-казаков по мужской линии (отца, деда и прадеда). Казак, знающий четыре и более поколений, является казаком старинного рода. Казак потомственный – взрослый казак, имеющий (знающий) хотя бы одного из своих родителей (включая крестного отца) из родовых казаков. Казак приписной (повёрстанный) – Взрослый мужчина неказачьего происхождения, принятый в казачью станицу (в общину, в реестровое казачество) и берущий на себя, соответствующие Уставу обязанности. • до 1917 г. представитель одного из многочисленных племен, населяющих Российскую империю, наряду с великороссами, малороссами, татарами, алеутами, тунгусами и пр. В настоящее время обозначение особой национальности в общем перечне национальностей при проведении переписи в РФ; • представитель особого казачьего сословия, существовавшего в Российской империи до 1917 года; • рядовой казачьих войск; •член казачьей общественной организации (общины, станицы, объединения); • вольный, свободный, никому неподвластный человек (в фольклоре и литературе); • в малороссийском (украинском) языке (диалекте) – «козак». Казачка – взрослая (с 18 лет) представительница казачьего этноса женского пола; до 18 лет – девица, до 7 лет – «мала»; • девица, выросшая или воспитанная в казачьей семье, после 18 лет; • жена казака вне зависимости от племенного и этнического происхождения. В малороссийском (украинском) языке (диалекте) – «жинка» ; Казачонок– подросток до 18 лет, родившийся и воспитанный в казачьей семье, до 7 лет – «малец». После 18 лет казачонок верстается (принимается) в родовые или потомственные казаки на общем (валовом) станичном Круге Казаки (казачий этнос, казачий народ) – исторически сформировавшаяся общность различных племен, объединенных: • Казачьим Присудом (территорией, войсковым Кругом, Радой); •общей культурой – религией, языком (фольклором), музыкой. Корни казачьих племен (казачьего этноса) – скифские (алано-готские) . Скифские племена издавна (до новой эры) существовали на благодатных землях Приазовья и северного Причерноморья. Со времен Киевской Руси (с ХI века) земли Приазовья и Причерноморья начали мощно усиливаться славянством. Азовская Русь (княжество Тмутаракань) стала одной из провинций Киевской Руси, то есть входила в состав «Всея Русь». В годы владычества Золотой Орды (XIII – XV века) к казачьим племенам стала активно подмешиваться татарская кровь (булгарская, огузско-печенегская, горская, ногайская и пр.). Начиная с XVI века, то есть со времен царя Ивана Грозного и даже немного ранее, казачьи племена существенно «ославянились» по численности. В казачество пошел славянский поток великоросской, поморской, малоросской и польской крови. Славяне, которые устремились на земли Казачьего Присуда, стали интенсивно «оказачиваться», то есть приобретали и укрепляли в себе дух вольнолюбия и свободы. Слияние природных казаков со славянской и татарской и «прививкой» дало тот чрезвычайно крепкий сплав, который называют «русскими казаками». Термин «этнос» в России долгое время вообще не существовал и никакого смысла не нёс. В ходу были такие понятии как «племена» и «народности». По современному смыслу «этнос» – это группа однородных племен, этническое сообщество. Казачьесословие. Начиная с петровских времен 18-го века вплоть до революции 1917 г. казаки образовали в Российской империи основу отдельного сословия (совместно с другими племенами – осетинами, калмыками, бурятами, якутами и др.) Казаки охраняли государственные и внутренние границы, в качестве иррегулярных войск участвовали во множестве войн — с Турцией, на Кавказе, с Наполеоном, с японцами, в Первой мировой войне, служили как личный конвой царя. В ответ они имели значительную социальную автономию, выборность атаманов низшего и среднего звена, плодородные земли в общинной собственности. Казачье сословие освобождалось от государственных налогов, однако с казаков взимали станичные сборы. С 1909 года было отменено обязательное православие для казачества. Революция 1917 года уничтожила бывшее сословное деление Российской империи. Попытки возродить казачью сословность в РФ после 1991 г. на основе привлечения казаков к государственной службе не состоялись. Казачьи войска: С 18 века территориальное обозначение 11-ти казачьих Областей (Войск) — Донское, Кубанское, Терское, Уральское, Астраханское, Оренбургское, Сибирское, Семиреченское, Забайкальское, Амурское, Уссурийское. В настоящее время дань традициям в обозначении этнических и общественных казачьих объединений; до 1917 г. составная часть Российских вооруженных сил. Подразделялись на иррегулярные (резервные) и действующие(срочные) части. Состояли из кавалерийских частей (80% всех казачьих войск), основная структурная единица – полк, артиллерийских – основная структурная единица батарея, пехотных (пластунских) — основная структурная единица сотня, батальон. Комплектовались исключительно из представителей казачьего этноса, с 1909 года также представителями других народностей (калмыки,буряты и пр.). Офицерский состав – исключительно казачий. Казачьи войска принимали активное участие в освоении Кавказа, Сибири (экспедиция Ермака) и Дальнего Востока. В 1645 русский казак Василий Поярков проплыл по Амуру, вышел в Охотское море, открыл Северный Сахалин и вернулся в Якутск. В 1648 русский казак Семён Иванович Дежнёв проплыл из Ледовитого океана (устье Колымы) в Тихий (устье Анадыря) и открыл пролив между Азией и Америкой. В 1697—1699 русский казак Владимир Васильевич Атласов (1661—1711) исследовал Камчатку. Казакидонские, а также кубанские, уральские, терские, сунженские, кизлярские,волжсие, азовские, черноморские, запорожские, приднепровские, уфимские,касимовские и пр.:территориальный признак проживания казачьего этноса, территориальное расположение казачьих станиц, хуторов и юртов.Принадлежность к казачьему сословию, состоявшему к 1917 г. из 11 казачьих Войск (Донское, Кубанское, Терское, Уральское, Астраханское, Оренбургское, Сибирское, Семиреченское, Забайкальское, Амурское, Уссурийское). Казакиордынские – казаки, служившие в 13-16 вв. Золотой Орде под началом ханских ставленников в качестве воинов, а также работники, обслуживающие транспортную сеть Орды. До принятия Ордой ислама (14 век) могли быть православными, то есть «русскими». Казаки реестровые:в 14-17 вв. приднепровские (черкасские) казаки на службе Польско-литовскому государству под началом шляхетских офицеров. Позже (17-18 вв.) на службе московскому царю (слободские казаки); в настоящее время граждане РФ, принявшие на себя обязательства по тому или иному виду государственной службы и вступившие в соответствующую общественную организацию. Казачий говор (язык)– за две тысячи лет язык казачьих племен менялся неоднократно. В самом истоке это был «скифский язык», на котором общались готские и сарматские (кавказские) племена общего индоевропейского корня. По Овидию («Понтийские летописи») скифы (сарматы и готы) говорили одним языком, но на разных наречиях. Письменность этого периода была руническая, все священные храмовые книги раннего периода апостольского христианства были выполнены особым скифским алфавитом, позже названным «антикумом». После того, как на территории бывшей Скифии с X века образовалось княжество Тмутаракань (Азовская Русь, как провинция Киевской Руси), племена, его населяющие, стали ускорено переходить на древнеславянский язык. Священные книги со скифского «антикума» переписывались «кириллицей» на церковнославянский язык русского (русьского) православия. При нашествии татаро-монгольской Орды на Русь казаки, находясь в составе ордынских войск на основе «тамги» (то есть «дани по людям»), вынуждены были использовать государственный язык Орды – татарский. Низовые донские и запорожские казакивплоть до начала XIX века говорили и по-русски (по-славянски), и по-татарски (по-тюрски). Многие тюркские слова и выражения остались в казачьем диалекте до настоящего времени. Л.Н. Толстой служил на Кавказе и писал в повести «Казаки»: «Молодец-казак щеголяет знанием татарского языка и, разгулявшись, даже со своим братом говорит по-татарски». Язык является основной опорой этнического самосознания. Именно язык связывает все области расселения любого этноса и четко обозначает этнические границы, которые не всегда совпадают с границами административными. Казаки нашего времени пользуются русским языком. Общая территория проживания и, конечно же, язык общения племен сформировал устойчивый русскоязычный казачий этнос. В настоящее время в литературной и канцелярской формах мало отличается от языка русского (великорусского). Казачья народная речь делится на несколько диалектов, из которых одни больше, а другие меньше отличаются от того же русского языка. Диалекты великорусского (русского) и малоросского (украинского) языков. На Дону – гутор, на Кубани – балачка. Наши диалекты принадлежат нам по праву совместного владения с русскими диалектами и исправно выполняют назначенную им роль в общении между людьми и в деле создания, нашей художественной литературы. Они служат нашим национальным интересам, интересам нашей национальной культуры так же, как французские диалекты служат бельгийцам или или швейцарцам, английские – ирландцам и американцам, а тюркские языки кроме Турции – целому сонму азиатских народов. Помимо родного языка другой составляющей особого этнического чувства является крепкая приверженность «своей» музыке. Музыка – неотъемлемая и важнейшая часть этнических признаков. Послушай, как поют люди , и поймешь, как и чем они живут. Казаки свои песни не поют, они их играют. Казаки так и говорят: «Я тебе сыграю песню, и ты сразу всё поймешь, что к чему». Редко где найдешь такую музыкальную красоту многоголосого мужского хорового пения как у казаков. Чистые голоса улетают из вольной степи прямо в поднебесье, к Богу. Казачья песня способна сплачивать, объединять, песня направляет людей в одно русло. Казачья семья: • Одинокие казаки иказачки: неженатые казаки, незамужние казачки, вдовые, а также казаки и казачки, живущие отдельно от своих детей • Казачья семья –малая: бездетная семья или казак-муж и казачка-жена, живущие отдельно отдетей; • Казачья семья — полная:казак-отец, казачка-мать,их родные и приемные казачата-сыновья и девчата-дочери. • Казачьясемья – курень: совместно проживающие и ведущие общее хозяйство казак-отец, казак-дед, казачки – их жены, женатые сыновья и дочери, их невестки и зятья (примаки), взрослые и малолетние сыновья и дочери. Казачьяобщина: — территориальное объединение казаков, образуемое в местах их проживания с целью организации казачьего самоуправления, сохранения и развитиятрадиционных быта, хозяйствования, культуры, землевладения и землепользования. Община образуется вокруг конкретной церкви (храма) и составляет ее приход; Казачий курень – Жилище казаков – это курень. Есть различные толкования этого слова. Одни исследователи считают, что название казачьему дому дали «курные избы», в которых первоначально жили казаки. Другие уверены, что слово «курень» связано с казачьим Кругом, который собирался на майдане или в становой избе. А поскольку «круг» по-монгольски – «курень», то и избу, где собирался Круг, казаки тоже называли куренем. Основная (первичная) ячейка этнического объединения –казачьей станицы . Объединяет около 10 казачьих семей и одиноких казаков (казачек). Минимальный состав – 3 семьи, максимальное – 15-20 семей; Общее собрание куреня – собор, так как все решения относительно общей жизни куреня должны приниматься согласовано и единогласно, то есть соборно. Куренной собор собирается не реже 1-го раза в месяц. Собор выбирает из своих рядов куренного атамана (руководителя), гласного (старейшину), уставщика (связного с храмом) и мамуку (матрону – старейшину из казачек куреня). Куренной атаман представляет собору на утверждение кандидатурутоварища атамана (куренного есаула), он же казначей и писарь куреня. Собор устанавливает минимальный размер ежемесячного взноса от каждой семьи, кроме этого принимаются добровольные пожертвования в казну куреня и станицы.Воинский отряд (полк) у запорожских казаков. Казачий хутор – казачье поселение на отдаленных окраинах станичного земельного юрта. Население хутора выделялось из станицы, но сохраняло с нею хозяйственные и административные связи, подчиняясь станичному атаману. Его представители«десятидворные» и хуторской атаман участвовали в станичных сборах с правом решающего голоса. В отличие от казачьей станицы (или славянского села) не имеет на своей территории храма; Казачья станица– административная казачья сельская единица, состоит из одного или нескольких казачьих поселений (хутора, посёлки). Округ каждой станицы в Российской империи составлял её станичный юрт; лица войскового сословия, живущие в юрте — станичное общество. На станичном сборе выбиралось станичное правление: станичный атаман, его помощник и казначей. Атаман распределял земли между семьями казаков. Казачья станица, как правило, создается вокруг православного храма и образует его приход. Станичный атаман выбирается на общем станичном Круге исключительно из числа хуторных (или куренных) атаманов, входящих в данную станицу. Станичный атаман представляет на Круг для утверждения кандидатуры товарища атамана (станичного есаула), казначея и писаря. На станичном Круге председательствует председатель станичного Совета старейшин, деятельность станичного Круга благословляет настоятель станичного храма, там заслушивается и обсуждается отчет станичного атамана, выступают председатель станичного Совета старейшин и Суда чести, руководители (атаманы) казачьих артелей и предприятий (кошей). Казачата, достигшие 18-ти лет, в этот день принимают казачью присягу. На станичные (хуторные) Круги казакам, казачкам и казачатам рекомендуется приходить в национальной казачьей одежде,а казакам действующего реестра – в установленной законом форме, также надевать государственные и общественные награды и почетные знаки. В казачьей станице ежемесячно проводятся: атаманское правление, заседание станичного Совета старейшин, собрание хуторных (куреных) уставщиков при станичном храме. Ежеквартально проводятся Малые станичные Круги под председательством станичного атамана, в них участвуют хуторные (куренные) атаманы и их товарищи, хуторные (куренные) старейшины (гласные), уставщики. Казачий Круг — традиционно у казаков казачий Круг служит обозначением любого всенародного собрания. Круги подразделяются на валовые, войсковые, отдельские (окружные), станичные и хуторские. Круги решают все общественные дела и при полной независимости и демократизме казачьих обществ являются собранием полноправных представителей. Низшим Кругом (Сходом) является станичный и хуторской. Их решения может пересмотреть или приостановить Круг более высокого порядка —отдельскийили Войсковой.По своему предназначению и решаемым вопросам. Круги могут быть очередными, внеочередными и учредительскими. Круг казачьего общества ведет дежурный Есаулец. Это должность, на которую назначается или предлагается авторитетный казак, лучше других знающий казачьи обычаи по ведению Кругов и умеющий наводить порядок и тишину. Символом власти Есаульца является нагайка в правой руке, которую он, в случае необходимости, может применить. Есаульцуподчиняются Приставы, выбранные казаками (тоже с нагайками), находящиеся среди казаков Круга, которые обязаны следить за порядком, очередностью выступающих, устанавливать тишину, а при голосовании вести подсчет голосов. Число приставов предлагается дежурным Есаульцем и утверждается Кругом. Приставы не допускают на круг посторонних. Совет стариков — членами Совета стариков могут быть наиболее заслуженные и авторитетные этнические казаки в возрасте 50 и более лет, знающие и соблюдающие традиции, и обычаи Российского Казачества. Совет стариков проводит работу по восстановлению, развитию и сохранению традиций, культуры и образа жизни казаков, воспитывает казачью молодёжь. Совет стариков сохраняется как самостоятельная часть общины, сам устанавливает свою внутреннюю организацию и распределяет обязанности между членами Совета стариков, но вне Круга обязан подчиняться всем распоряжениям Атамана и Атаманского правления наравне со всеми казаками. Состав Совета стариков, их число определяется каждой общиной в соответствии со своим уставом. Порядокверстания в казаки – принятие в казаки является правовым актом казачьего Схода (Круга) общины (хутора, станицы, землячества), наделяющим принимаемого казака правами и обязанностями. Человек не казачьего происхождения, изъявивший желание стать казаком, жить по казачьим законам, придерживаться казачьего быта, традиций, обычаев и культуры, исповедующий православную веру, принимается в казачью общину с испытательным сроком на три месяца. За изъявившим желание верстаться в казаки закрепляются решением Атаманского правления три казака поручителя – наставника, которые обязаны изучить с ним за время испытательного срока: · обычаи и традиции казачества; · особенности культуры и быта казаков; · основы православного вероисповедания; · Кодекс чести казака; · права и обязанности члена казачьей общины. После испытательного срока с ним проводят собеседование Совет стариков и члены Атаманского правления. После положительного заключения Совета стариков и членов Атаманского правления, поручители – наставники представляют его Сходу (Кругу) казачьей общины. Затем поверстанный в казаки в торжественной обстановке, в присутствии Православного священника принимает присягу на верность Отечеству, Казачеству и Вере Православной, целует Животворящий Крест с распятием и Евангелие*, опускается перед знаменем на левое колено и целует его. Далее Атаман обнажает шашку, а поверстанный в казаки целует лезвие шашки и Атаман объявляет ему, что с этой минуты он является казаком и обладает всеми правами и обязанностями казака, что эти обязанности и права вместе с почетным и достойным званием казака передаются по наследству. Казачьи этническиеассоциации: В международных пактах о правах человека под терминами «народ» или «нация» в процессах, связанных с реализацией права на национальное самоопределение, подразумеваются этнические общности в составе суверенных государств, обладающие общим языком и культурой, территорией и хозяйственными ресурсами, а также стремлением к образованию своих национально-культурных, национально-территориальных образований в составе единого государства. Право на национальное самоопределение – один из общепризнанных принципов международного права. Коллективное право этнической общности, возникает только из совокупности персонального (индивидуального) добровольного волеизъявления отдельных граждан, осознавших свою принадлежность к данной этнической общности и необходимость объединения с другими ее представителями. Казачий юрт— В старину у Татар косное владение одного улуса; участок земли или целая область вместе с принадлежащими к ним водами, состоявшие в наследственном и безраздельном владении улусного общества. У Казаков КЗ. — земельное владение станичного общества. Границы Ю. с древних времен утверждались Войсковыми Кругами. После того, как группа казачьих семей или станица решала основать новый городок, ониобращались в Главную Войску за разрешением «обысканный юрт занять». После расследования, не будет ли от этого другим станицам «утеснения» им разрешалось «Юрт занять и собрав станицу городок устроить и жить, как и иные наши городки». Одновременно с этим им выдавалась «заимочная грамота». С начала XVIII в., при основании городка станица должна была произвести «развод рубежей» и точно определить границы с соседними казачьими поселениями. После этого она получала «разводную грамоту», которая служила документом, определявшим право станицы наее Юрт. Казачий округ – объединение 3-х и более казачьих юртовдля совместной культурной и хозяйственной деятельности. Казачьяобласть (войско)– объединение 3-х и более казачьихокругов. Казачья автономия: · казачья национально-культурнаяавтономия создается на основе казачьих этнических ассоциаций (юртов, округов, областей (войска); · казачья территориальная автономия, может быть создана для районов компактного проживания казачьего этноса, где казаки составляют большинство населения. Пример, Ростовская область, где по переписи населения казаки составляют около 60% населения. Образование казачьей территориальной автономии требует внесения изменений в конституцию РФ; · казачья республика – радикальные требования казачьих националистов Казак не может считать себяказаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков. За годы лихолетья и уничтожения казачества изрядно выветривались и искажались под чуждым влиянием эти понятия. В основу морально-нравственных устоев казачьих обществ составили десять Христовых заповедей. Приучая детей к соблюдению заповедей Господних, родители по народному их восприятию поучали: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и вдовиц, защищай от врагов Отечество. Но прежде всего, крепи веру православную: ходи в Церковь, соблюдай посты, очищай душу свою – через покаяние от грехов, молись единому Богу — Иисусу Христу и добавляли: если кому-то что-то можно, то нам нельзя – МЫ КАЗАКИ. Обычаи, традиции , нравы казаков. Помни, брат, что у казаков: Дружба – обычай; Товарищество – традиции; Гостеприимство – закон Традиции и обычаи казаков Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков. За годы лихолетья и уничтожения казачества изрядно выветривались и исказились под чуждым влиянием эти понятия. Даже наши старики, родившиеся уже в советское время, не всегда правильно трактуют неписаные казачьи законы. Беспощадные к врагам, казаки в своей среде были всегда благодушны, щедры и гостеприимны. В основе характера казака была какая-то двойственность: то он весел, шутлив, забавен, то необычайно грустен, молчалив, недоступен. С одной стороны, это объясняется тем, что казаки, глядя постоянно в глаза смерти, старались не пропускать выпавшую на их долю радость. С другой стороны – они философы и поэты в душе – часто размышляли о вечном, о суете сущего и о неизбежном исходе этой жизни. Поэтому основу в формировании морально-нравственных устоев казачьих обществ составили 10 Христовых заповедей. Приучая детей к соблюдению заповедей Господних, родители по народному их восприятию поучали: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и и вдовиц, защищай от врагов Отечество. Но прежде всего крепи веру православную: ходи в Церковь, соблюдай посты, очищай душу свою – через покаяние от грехов, молись единому Богу Иисусу Христу и добавляли: если кому-то что-то можно, то нам нельзя – МЫ КАЗАКИ. Чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с заповедями Господними, соблюдались традиции, обычаи, поверья, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи, несоблюдение или нарушение их осуждалось всеми жителями хутора или станицы, поселка. Обычаев, традиций много: одни появляются, другие исчезают. Остаются те, что наиболее отражают бытовые и культурные особенности казаков, что сохраняются в памяти народа от далекой старины. Если коротко сформулировать их, то получатся своеобразные неписанные казачьи домашние законы: 1. Уважительное отношение к старшим. 2. Безмерное почитание гостя. 3. Уважение к женщине (матери, сестре, жене). Казак и родители Почитание родителей, крестного и крестной было не просто обычаем, а внутренней потребностью заботой о них сына и дочери. Сыновний и дочерний долг перед родителями считался исполненным после того, когда будут справлены поминки сорокового дня, после ухода их в мир иной. Крестная мать помогала родителям готовить к будущей замужней жизни девочку-казачку, приучала ее к домашнему хозяйству, рукоделию, бережливости, труду. На крестного отца возлагалась главной обязанностью подготовка казачонка к службе, причем за военную подготовку казака спрос с крестного отца был большим, чем с родного отца. Авторитет отца с матерью был не просто непререкаем, а настолько почитаем, что без благословения родителей не начинали никакую работу, не принимали решения по наиболее важным делам. Характерно, что этот обычай сохранен в казачьих патриархальных семьях до сегодняшнего дня. Артист-певец с мировым именем Шахматов рассказывает, что у его 90-летнего отца 8 сынов, которые начинают свой рабочий день с получения родительского благословения. Непочитание отца с матерью считались за большой грех. Без согласия родителей и родни, как правило, не решались вопросы создания семьи: родители принимали самое непосредственное участие в ее создании. Развод у казаков в прошлом являлся редчайшим явлением. В обращении с родителями и вообще со старшими соблюдались сдержанность, вежливость и уважительность. На Кубани обращались к отцу, матери только на «Вы» - «Вы, мама», «Вы, тату». Старшинство являлось жизненным укладом казачьей семьи и естественной необходимостью повседневного быта, что скрепляло семейные и родственные узы и помогало в формировании характера, которого требовали условия казачьей жизни. Отношение к старшим Уважение старшего – одно из главных обычаев казаков. Отдавая дань уважения к прожитым годам, перенесенным невзгодам, казачьей доли, наступающей немочи и неспособности постоять за себя – казаки при этом всегда помнили слова священного Писания: «Перед лицом седого вставай, почитай лицо старца и бойся Бога своего – Я Господь Бог ваш». Обычай уважения и почитания старшего по возрасту обязует младшего, прежде всего, проявлять заботу, сдержанность и готовность к оказанию помощи и требовать соблюдения некоторого этикета (при появлении старика все должны были встать – казаки при форме приложить руку к головному убору, а без формы - снять шапку и поклониться). В присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить, разговаривать (вступать без его разрешения) и тем более – непристойно выражаться. Считалось непристойным обгонять старика (старшего по возрасту), требовалось испросить разрешение пройти. При входе куда-либо первым пропускается старший. Неприличным считалось младшему вступать в разговоры в присутствии старшего. Старику (старшему) младший обязан уступить дорогу. Младший должен проявлять терпение и выдержку, при любых случаях не прекословить. Слова старшего являлись для младшего обязательными. При общих (совместных) мероприятиях и принятии решений обязательно испрашивалось мнение старшего. При конфликтных ситуациях, спорах, раздорах, драках слово старика (старшего) являлось решающим и требовалось немедленное его исполнение. Вообще у казаков и особенно у кубанцев уважение к старшему являлось внутренней потребностью на Кубани даже в обращении редко можно услышать – «дед», «старый» и прочее, а ласково произносится «батько», «батьки». Уважение к старшему прививалось в семье с ранних лет. Дети знали, кто из них в отношении кого старше. Особенно почиталась старшая сестра, которую до седых волос младшие братья и сестры величали няней, нянькой, так как она заменяла им занятую домашней работой мать. Казаки и гости Безмерное уважение к гостю обуславливались тем, что гость считался посланцем Божьим. Самым дорогим и деланным гостем считался незнакомый из дальних мест, нуждающийся в приюте, отдыхе и опеке. В шутливой казачьей застольной песне – частушке «Ала-верды» наиболее точно выражено почитание гостя: «Нам каждый гость дается Богом, какой бы не был он среды, хотя бы в рубашке убогом – ала-верды, ала-верды». Заслуженно подвергался презрению тот, кто не оказывал уважения гостю. Независимо от возраста гостя, ему отводилась лучшее место за трапезой и на отдыхе. Считалось неприличным в течение 3-х суток спрашивать гостя, откуда он и какова цель его прибытия. Даже старик уступал место, хотя гость был моложе его. У казаков считалось за правило: куда бы он ни ехал по делам, в гости, никогда не брал еды ни для себя, ни для коня. В любом хуторе, станице, поселке у него обязательно был дальний или близкий родственник, кум, сват, деверь или просто сослуживец, а то и просто житель, который встретит его, как гостя, накормит и его, и коня, на постоялых дворах казаки останавливались в редких случаях при посещении ярмарок в городах. К чести казаков, этот обычай и в наше время не претерпел особых изменений. В сентябре 1991 г. когда руководство Казахстана во главе с Назарбаевым отказало в приеме казаков в гостиницах, прибывших в город Уральск по случаю празднования 400-летия службы Яицких казаков государству Российскому, несколько сот казаков были разобраны по казачьим семьям и приняты с присущим казачьим гостеприимством. В сентябре 1991 года при поездке в г. Азов на празднование юбилея Азовского сидения группа казаков из 18 человек остановилась на привал у родственников сотника Г.Г. Пелипенко в станице Октябрьской (в прошлом Ново-Михайловка) и не были отпущены до тех пор пока не были накормлены наваристым кубанским борщем, домашней снедью под чарку горилки и были предупреждены, что на обратном пути не вздумали не заехать и не рассказать о празднике. Казачье гостеприимство давно было известно не только историкам, но и простому люду. Одно из воспоминаний современников, хранившихся ныне в «Я служил 2 года в Богуславе (ныне Херсонская область), а оттуда недалеко казачьи рыбные заводы. Бывало, придешь на завод, а тебя даже не спросят, что ты за человек, а тотчас: дайте-ка поесть казаку и чаркой водки попотчует, может быть, он пришел издалека и устал, а когда поешь, еще и предложат отдохнуть, а потом только спросят: «Кто таков? Не ищешь ли работу? - Ну, скажешь, ищу - Так у нас есть работа, приставай к нам. Наравне с гостеприимством казаки отличались необыкновенной честностью. Как свидетельствует католический священник Китович, в Сечи можно было оставить на улице деньги, не опасаясь, что они могут быть похищены. Накормить и угостить своим вином прохожего считалось священным долгом каждого казака. Отношение к женщине Уважительное отношение к женщине – матери, жене, сестре обуславливало понятие чести казачки, честь дочери, сестры, жены – по чести и поведению женщины мерилось достоинство мужчины. В семейном быту взаимоотношения между мужем и женой определялось согласно христианского учения (священного писания). «Не муж для жены, а жена для мужа». «Да убоится жена мужа». При этом придерживались вековых устоев – мужчина не должен вмешиваться в женские дела, женщина – в мужские. Обязанности были строго регламентированы самой жизнью. Кто и что в семье должен делать – четко разделено. Считалось за позор, если мужчина занимался женскими делами. Строго придерживались правила: никто не имеет права вмешиваться в семейные дела. Кто бы ни была женщина, к ней надо было относиться уважительно и защищать ее – ибо женщина – будущее твоего народа. Характерный пример защиты женщины описан в повести казачьего писателя Гария Немченко. В 1914 году, утром по станице Отрадной проскакал казак с красным флагом, оповещая войну. К вечеру Хоперский полк уже двигался в походной колонне к месту сбора. Вместе с полком, естественно, ехали провожающие – старики и женщины. Одна из женщин управляла лошадью, запряженную в бричку, и проехала одной стороной колес по помещичьему полю. Один из офицеров, известный на весь полк по фамилии Эрдели, подъехал к женщине и хлестнул ее за это плетью. Из колонны выехал казак и срубил его. Такие были казаки, так свято чтили свои обычаи. Обычай не допускал, чтобы женщина присутствовала на сборе (круге) даже для разрешения вопросов ее личного характера. За нее с ходатайством выступал или представлял прошение или жалобу отец, старший брат, крестный или атаман. В казачьем обществе женщины пользовались таким почитанием и уважением, что в наделении ее правами мужчины не было необходимости. Практически в прошлом ведение домашнего хозяйства лежало на матери-казачке. Казак большую часть жизни проводил на службе, в боях, походах, на кордоне и пребывание его в семье, станице было кратковременным. Однако, главенствующая роль как в семье, так и в казачьем обществе принадлежало мужчине, на котором лежала главная обязанность материального обеспечения семьи и поддержания в семье строгого порядка казачьего быта. Слово хозяина семьи было непререкаемо для всех его членов и примером в этом являлась жена казака – мать его детей. Заботу о воспитании подрастающего поколения проявляли не только родители, но все взрослое население хутора, станицы. За непристойное поведение подростка взрослый не только мог сделать замечание, но и запросто «надрать уши», а то и «угостить» легкой оплеухой, сообщить о случившемся родителям, которые незамедлительно «добавят». Родители удерживались от выяснения своих отношений в присутствии детей. Обращение жены к мужу, в знак почитания его родителей, было только по имени и отчеству, как отец и мать мужа (свекровь и свекор) для жены, так и мать и отец жены (тесть и теща) для мужа являлись Богоданными родителями. Женщина-казачка к незнакомому казаку обращалась словом «мужчина». Слово «мужик» у казаков считалось ос |