ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Организация и методы исследования Глава 2. Эмпирическое исследование психосоматических проявлений стресса у современных студентов Организация и методы исследования Для эмпирического исследования психосоматических проявлений стресса у студентов мы выбрали три методики (тест «Анализ стиля жизни», тест на стресс и депрессию по методике Спилбергера-Радюка, тест на учебный стресс Ю.В. Щербатых) и анкету для оценки психофизического состояния. Для исследования нами было отобрано 40 студентов ЕГУ имени И.А. Бунина, обучающихся по специальностям «Психология», «Начальное образование» и «Дошкольное образование». Возраст студентов: 19-21 год. 1. Тест «Анализ стиля жизни» разработан исследователями Медицинского центра Университета Бостона. Предназначен для выявления уровня стрессоустойчивости. Тест представлен в Приложении 1. 2. Опросник Спилбергера был разработан для первичного выявления стресса и депрессии, а также для оценки ситуативной (в данный момент) и личностной (обычно) тревожности. Тест Спилбергера позволяет оценить уровень нервного напряжения и, в частности, уровень эмоционального стресса. Оцениваются значения четырёх основных эмоциональных состояний в данный момент и обычно (любознательности, тревоги, агрессии и депрессии) В сумме получается 8 шкал. Автор теста – Ч.Д. Спилбергер, автор адаптации – О.М. Радюк. Высокий уровень тревоги и агрессии говорит о наличии стресса, высокий уровень любознательности - об отсутствии стресса и депрессии. Тест представлен в Приложении 2. 3. Тест на учебный стресс Ю.В. Щербатых позволяет определить основные причины учебного стресса; выявить, в чем проявляется стресс; определить основные приемы снятия стресса студентами. Текст опросника представлен в Приложении 3. 4. Анкета для оценки психофизического состояния была разработана с целью выявления признаков и их уровня выраженности. Анкета была разработана на основе разработанного В. Ю. Щербатых «Теста на учебный стресс». Анкета состоит из 13 пунктов. Студентов просят оценить наличие и выраженность у них нескольких признаком по 10-бальной шкале (где 0-вообще не проявляются признаки; 10 – максимально выражено). Просят обвести или подчеркнуть нужную цифру. Текст анкеты представлен в Приложении 4. 2. 2 Анализ результатов исследования Результаты теста «Анализ стиля жизни», проведённого нами среди 40 студентов, представлен в таблице 1. Таблица 1. Результаты теста «Анализ стиля жизни» № п/п | Общее количество баллов (-20 баллов) | Высокая стрессоустойчивость (до 10 баллов) | Нормальная стрессоустойчивость (от 11 до 30 баллов) | Слабая стрессоустойчивость (от 31 до 50 баллов) | Отсутствие стрессоустойчивости (более 50 баллов) | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | По результатам методики № 1 было выявлено 4 группы испытуемых: с высокой (до 10 баллов), нормальной (от 10 до 30 баллов), слабой (от 30 до 50 баллов) стрессоустойчивостью и отсутствием стрессоустойчивости (более 50 баллов). Результаты представлены на диаграмме 1. По данным таблицы 1 построим диаграмму.  Рисунок 1 - Диаграмма по результатам теста «Анализ стиля жизни» Как видно из диаграммы, 22% студентов обладают высокой устойчивостью к стрессовым ситуациям, 28% - нормальной устойчивостью. Еще на 23% студентов стрессовые ситуации оказывают немалое влияние, и они им не очень сильно сопротивляются. 27 % студентов очень уязвимы для стресса, им следует серьезно задуматься о своей жизни. По результатам проведённых исследований были сформированы две группы: контрольная и экспериментальная. В контрольную группу вошли 20 студентов с низким уровнем стресса (до 30 баллов), а в экспериментальную - 20 студентов с высоким уровнем стресса (более 30 баллов). В приложении №2 приведены результаты исследования по опроснику Спилбергера-Радюка (таблица 2). По данным, приведённым в таблице 2, построим диаграммы.  Рисунок 2 - Диаграмма по результатам опросника Спилбергера-Радюка: нормальные значения шкалы, где: ИЛ – интенсивность любознательности (Интерес); ИА – интенсивность агрессии (Агрессия); ИТ – интенсивность тревоги (Тревога); ИД – интенсивность депрессии (Депрессия); ЧЛ – частота любознательности (Любознательность); ЧА – частота агрессии (Агрессивность); ЧТ – частота тревоги ( Тревожность); ЧД – частота депрессии (Депрессивность).  Рисунок 3 - Диаграмма по результатам опросника Спилбергера-Радюка: повышенные значения шкалы  Рисунок 4 - Диаграмма по результатам опросника Спилбергера-Радюка: сравнительные результаты групп с нормальными и повышенными значениями Диаграммы на рисунках 2 и 3 показывают, что 50% студентов обладают нормальной интенсивностью и частотой любознательности, частотами агрессии, тревожности и депрессивности. 40% студентов обладают нормальной интенсивностью агрессии, 43% - нормальной интенсивностью тревоги и 45% - нормальной интенсивностью депрессии. Однако в данной выборке 60% студентов обладают повышенной интенсивностью агрессии, 57% - повышенной интенсивностью тревоги и 55% - повышенной интенсивностью депрессии. Таким образом, практически у 60% студентов налицо стресс (ИТ+ИА). Отсюда можно сделать вывод о том, что у тех студентов, у которых преобладает повышенная интенсивность агрессии, тревоги и депрессии, в жизни постоянно присутствует стресс, и это не удивительно, так как существует большое количество подтверждений тому, что хронический стресс — спутник студенческой жизни. А студенты, у которых преобладает нормальная интенсивность частоты любознательности, частоты агрессии, тревожности и депрессивности, не так подвержены стрессу как предыдущие, и у них на данном этапе жизни все находится в норме, они не подвержены депрессии, возникновению хронических заболеваний, вследствие чего у них нет причин для беспокойства. Для этих групп были проведены дополнительные исследования на причины, проявление, способ снятия и признаки проявления учебного стресса по методике Ю.В. Щербатых. Результаты теста Ю.В. Щербатых представлены в таблицах 3, 4, 5 (см. приложение 3). Таблица 3. Результаты теста на учебный стресс № | Причина стресса | Средний балл | Контрольная группа | Экспериментальная группа | 1. | Строгие преподаватели | 3,8 | 4,8 | 2. | Большая учебная нагрузка | 4,3 | 6,5 | 3. | Отсутствие учебников | 2,2 | 2,8 | 4. | Непонятные, скучные учебники | 4,3 | 5,1 | 5. | Жизнь вдали от родителей | 2,1 | 2,5 | 6. | Неумение правильно распорядиться ограниченными финансами | 4,2 | 4,8 | 7. | Неумение правильно организовывать свой режим дня | 3,8 | 4,4 | 8. | Нерегулярное питание | 3,5 | 4,7 | 9. | Проблемы совместного проживания с другими студентами | 1,2 | 1,8 | 10. | Конфликт в группе | 1,3 | 2,5 | 11. | Излишне серьёзное отношение к учебе | 2,8 | 3,6 | 12. | Нежелание учиться или разочарование в профессии | 4,6 | 4,8 | 13. | Стеснительность, застенчивость | 2,8 | 4,4 | 14. | Страх перед будущим | 4,6 | 5,2 | 15. | Проблемы в личной жизни | 3,8 | 4,4 | | Проявления стресса | 1. | Спешка, ощущение постоянной нехватки времени | 3,4 | 6,3 | 2. | Повышенная отвлекаемость, плохая концентрация внимания | 3,2 | 6,1 | 3. | Плохое настроение, депрессия | 2,8 | 6,6 | 4. | Плохой сон | 2,7 | 6,1 | 5. | Невозможность избавиться от посторонних мыслей | 2,3 | 6,1 | 6. | Низкая работоспособность, повышенная утомляемость | 2,5 | 5,8 | 7. | Раздражительность, обидчивость | 3,1 | 5,1 | 8. | Страх, тревога | 2,3 | 5,9 | 9. | Ощущение беспомощности, невозможности справиться с проблемами | 2,1 | 5,6 | 10. | Головные боли | 2,3 | 5,4 | 11. 12. | Потеря уверенности, снижение самооценки | 1,9 | 4,8 | 13. | Нарушение социальных контактов, проблемы в общении | 1,3 | 3,6 | 14. | Учащенное сердцебиение, боли в сердце | 1,2 | 3,3 | 15. | Проблемы с желудочно-кишечным трактом | 0,6 | 2,6 | 16. | Затрудненное дыхание | 0,8 | 2,2 | 17. | Напряжение или дрожание мышц | 0,4 | | Таблица 4. Способы снятия стресса Способ снятия стресса | Контрольная группа | Экспериментальная группа | Сон | 100% | 100% | Общение с друзьями или любимым человеком | 80% | 72% | Прогулки на свежем воздухе | 80% | 83% | Вкусная еда | 73,40% | 91% | Перерыв в работе или учебе | 60% | 98% | Поддержка родителей | 53,40% | 47% | Физическая активность | 46,70% | 42% | Телевизор | 26,70% | 52% | Секс | 26,70% | 18,5% | Хобби | 20% | 18% | Сигареты | 6,70% | 5% | Алкоголь | 6,70% | 3,7% | Наркотики | - | - | Таблица 5. Признаки проявления стресса Признаки проявления стресса | Контрольная группа | Экспериментальная группа | Учащенное сердцебиение | 86,70% | 90% | Головные или иные боли | 73,40% | 85% | Затрудненное дыхание | 53,40% | 58% | Сухость во рту | 40% | 62% | Скованность, дрожание мышц | 33,40% | 36% | Итак, основными причинами возникновения стресса у студентов являются большая учебная нагрузка и страх перед будущим. Меньше всего студентов волнует проблема совместного проживания с другими студентами, конфликт в группе. Средний показатель экзаменационного волнения в группе - 8,3. Студенты волнуются больше нормы, возможно, это связано с одной из популярных причин стресса «страх перед будущим». Уровень постоянного стресса за последние 3 месяца учебы: Значительно уменьшился у 12 студентов (30%); Незначительно уменьшился у 7 студентов (17,5%); Не изменился у 10 студентов (25%); Незначительно возрос у 5 студентов (12,5%); Значительно увеличился у 6 студентов (15%). Проявляется стресс в группе в основном на психологическом уровне, что сказывается на понижении работоспособности студентов, плохом сне, нехватке времени. Биологические признаки проявления стресса у большинства студентов присутствуют в малых количествах. Можно сделать вывод о хорошем показателе здоровья студентов в группе. Основным способом снятия стресса является сон (используют 100% опрошенных). Радует то, что алкоголь, сигареты, наркотики в качестве приема снятия стресса в группе практически не используются. Из биологических признаков проявления стресса можно выделить учащение сердцебиения и различные боли. Остальные признаки присутствуют у меньшей части студентов. Наконец, результаты опроса с помощью анкеты для оценки психофизического состояния контрольной и экспериментальной групп испытуемых представлены в таблицах 6 и 7, которые можно посмотреть в приложении 4. С помощью t-критерия Стьюдента выяснили, значимы ли различия в показаниях критериев по группам, или нет. Критические значения критерия Стьюдента для исследуемых данных приведены на рисунке 1:  Рисунок 1. Критические значения критерия Стьюдента Результаты оформим в виде таблицы 5. Таблица 5. Сводная таблица результатов эмпирического исследования Тест | Среднее арифметическое по группе | t-критерий Стьюдента | Значимость критерия | Контрольная группа (низкий уровень стресса) | Экспериментальная группа (высокий уровень стресса) | 1. Бостонский | 16,05 | 46,8 | 11,1 | Значимый | 2. Учебный стресс | | | | | 2.1.Строгие преподаватели | 3,8 | 4,8 | 3,6 | Значимый | 2.2.Большая учебная нагрузка | 4,3 | 6,5 | 5,8 | Значимый | 2.3.Отсутствие учебников | 2,1 | 3,5 | | Значимый | 2.4.Непонятные, скучные учебники | 3,9 | 5,5 | 3,7 | Значимый | 2.5 Жизнь вдали от родителей | 2,1 | 2,5 | 3,01 | Значимый | 2.6. Неумение правильно распорядиться ограниченными финансами | 3,8 | 5,2 | 4,8 | Значимый | 2.7. Неумение правильно организовывать свой режим дня | 3,6 | 4,6 | 3,3 | Значимый | 2.8. Нерегулярное питание | 3,5 | 4,7 | 3,2 | Значимый | 2.9. Проблемы совместного проживания с другими студентами | 1,2 | 1,8 | 2,8 | Значимый | 2.10. Конфликт в группе | 1,3 | 2,5 | 2,9 | Значимый | 2.11. Излишне серьёзное отношение к учебе | 2,8 | 3,6 | 3,4 | Значимый | 2.12. Нежелание учиться или разочарование в профессии | 4,6 | 4,8 | 1,9 | Незначимый | 2.13.Стеснительность, застенчивость | 2,8 | 4,4 | 2,8 | Значимый | 2.14. Страх перед будущим | 4,6 | 5,2 | 3,2 | Значимый | 2.15. Проблемы в личной жизни | 3,8 | 4,4 | 3,1 | Значимый | 3.. Оценка психофизического состояния | | | | | 3.1. Повышенная отвлекаемость, плохая концентрация внимания | 2,5 | | 2,9 | Значимый | 3.2. Раздражительность, обидчивость | | 8,5 | 3,5 | Значимый | 3.3. Плохое настроение, депрессия | 2,2 | 8,2 | 5,2 | Значимый | 3.4. Страх, тревога | 2,6 | | 4,3 | Значимый | 3.5.Спешка, ощущение постоянной нехватки времени | 2,4 | 7,8 | | Значимый | 3.6. Плохой сон | | | 6,2 | Значимый | 3.7. Учащенное сердцебиение, боли в сердце | 2,8 | | 9,1 | Значимый | 3.8. Затрудненное дыхание | 2,7 | 7,3 | 4,1 | Значимый | 3.9. Проблемы с желудочно-кишечным трактом | | 8,5 | 6,2 | Значимый | 3.10. Напряжение или дрожание мышц | | 9,5 | | Значимый | 3.11. Головные боли | 2,4 | 9,8 | 7,2 | Значимый | 3.12. Низкая работоспособность, повышенная утомляемость | 2,5 | 7,4 | 4,,7 | Значимый | Выводы по главе 2 Таким образом, в рамках данного исследования мы рассмотрели психосоматические особенности стресса у современных студентов. Из 40 студентов были сформированы две группы: контрольная с низким уровнем стресса и экспериментальная – с высоким. Далее мы установили влияние учебной нагрузки на респондентов каждой группы и с помощью t-критерия Стьюдента выяснили, значимы ли различия между группами. Интервал значимости составил 2,71. Следовательно, различия были значимыми. По психофизическим показателям респондентов контрольной и экспериментальной групп интервал значимости по t-критерию Стьюдента составил 3,11, т. е. различия также значимые. Дополнительно мы проанализировали стрессоустойчивость по группам и пришли к выводу, что стрессоустойчивость выше в контрольной группе, то есть у тех студентов, у которых низкий уровень стресса. Таким образом. Гипотеза о большей выраженности негативных психосоматических симптомов у студентов с высоким уровнем стресса подтвердилась. Все указанные симптомы: нарушение сна, нарушения глотания, учащенное сердцебиение, боли в сердце, затрудненное дыхание, проблемы с желудочно-кишечным трактом, напряжение или дрожание мышц, головные боли, пониженная работоспособность, быстрая утомляемость имеют значительно большую выраженность у студентов с высокими показателями стресса. Кроме того, нами были выделены дополнительные психосоматические проявления, к которым относятся: плохая концентрация внимания, раздражительность, плохое настроение, депрессия, страх, тревога, ощущение постоянной нехватки времени. Также у студентов экспериментальной группы оказались более выраженными социальные и личностные проблемы: неумение правильно распорядиться ограниченными финансами, неумение правильно организовать свой режим дня, нерегулярное питание, проблемы совместного проживания с другими студентами, конфликт в группе, излишне серьезное отношение к учебе, нежелание учиться или разочарование в профессии, застенчивость, страх перед будущим, проблемы в личной жизни - которые являются одновременно комплексом причин, вызывающих высокий уровень стресса. Строгие преподаватели, большая учебная нагрузка, отсутствие учебников, непонятные, скучные учебники, жизнь вдали от родителей - данные обстоятельства студентами экспериментальной группы воспринимаются как более значимые, чем студентами с низким уровнем стресса. То есть, студенты, имеющие высокий уровень стресса воспринимают обстоятельства учебной и внеучебной студенческой жизни, как более трудные и имеют в связи с этим гораздо больше психосоматических проблем. Заключение Состояние стресса у человека так же старо, как и сам человек. Стрессу подвержены все - от новорожденного до немощного старика. 1. В психологии стресс понимают как состояние психического напряжения, которое возникает у человека в процессе деятельности в наиболее сложных условиях как в повседневной жизни, так и при особых экстремальных состояниях. Различаются физиологический стресс и психологический стресс. Выделяют 2 вида стресса: это кратковременный (острый) и долговременный (хронический) стресс. Эти виды стресса оказывают разное влияние на здоровье человека. Кратковременный стресс – это как бы предверие появления долговременного стресса, при нем сильно расходуются адаптационные резервы организма и в связи с этим начинают мобилизироваться «глубокиеДолговременный стресс несет уже более тяжелые последствия. Особенностью этого вида стресса является то, что его течение может быть скрытым. Этот стресс со временем может переходить в тяжелые заболевания. Помимо этого выделяют и такие виды стресса как: нервный, хронический, физиологический, психологический. 2. Стресс в студенческой деятельности представляет собой повседневные перегрузки, связанные с особенностями процесса обучения в ВУЗе и оказывающие непосредственные и независимые эффекты на самочувствие и психические или соматические функции. Для современного студента стресс является несверхъестественным явлением, а скорее реакцией на скопившиеся проблемы, на бесконечный процесс борьбы с повседневными трудностями. В студенческой жизни есть и ситуации стрессогенного характера, поэтому студенты часто испытывают стресс и нервно-психическое напряжение. В основном у студентов стресс развивается из-за большого потока информации, из-за отсутствия системной работы в семестре и, как правило, стресс в период сессии. 3. Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями в личной жизни человека. Что в итоге приводит головным болям, повышенной утомляемости, нарушениям сна, повышенному или пониженному артериальному давлению, нарушениям со стороны желудочно-кишечного тракта. 4. Психосоматические расстройства занимают лидирующее место в настоящее время и на протяжении уже многих лет их постоянно исследуют в рамках психосоматической медицины из-за их быстрого роста. Проявления психосоматических расстройств, имеющие отчасти образно-символическое значение («язык тела»), являются также проявлением защитно-компенсаторных механизмов, способом противостояния подсознательных фрагментов психики подавлению со стороны сознательной цензуры. Тем самым подобные конверсионные и диссоциативные механизмы психосоматических нарушений отражают внутреннюю двойственность, противоречивость человеческой психики. К психологическим признакам, по которым можно определить, что человек находится в состоянии стресса, можно отнести снижение аппетита, злоупотребление вредными привычками, депрессию, дезорганизованность, несамостоятельность и др. 5. В рамках данного исследования мы рассмотрели психосоматические особенности стресса у современных студентов. Из 40 студентов были сформированы 2 группы: контрольная с низким уровнем стресса и экспериментальная - с высоким. Далее мы установили влияние учебной нагрузки на респондентов каждой группы и с помощью t-критерия Стьюдента выяснили, значимы ли различия между группами. Интервал значимости составил 2,67. Следовательно, различия были значимыми. По психофизическим показателям респондентов контрольной и экспериментальной групп интервал значимости по t-критерию Стьюдента составил 3,11, т. е. различия также значимые. Дополнительно мы проанализировали стрессоустойчивость по группам и пришли к выводу, что стрессоустойчивость выше в контрольной группе, то есть у тех студентов, у которых низкий уровень стресса. 5. Кроме того, нами были выделены дополнительные психосоматические проявления, к которым относятся: плохая концентрация внимания, раздражительность, плохое настроение, депрессия, страх, тревога, ощущение постоянной нехватки времени. Также у студентов экспериментальной группы оказались более выраженными социальные и личностные проблемы: неумение правильно распорядиться ограниченными финансами, неумение правильно организовать свой режим дня, нерегулярное питание, проблемы совместного проживания с другими студентами, конфликт в группе, излишне серьезное отношение к учебе, нежелание учиться или разочарование в профессии, застенчивость, страх перед будущим, проблемы в личной жизни - которые являются одновременно комплексом причин, вызывающих высокий уровень стресса. Строгие преподаватели, большая учебная нагрузка, отсутствие учебников, непонятные, скучные учебники, жизнь вдали от родителей - данные обстоятельства студентами экспериментальной группы воспринимаются как более значимые, чем студентами с низким уровнем стресса. То есть, студенты, имеющие высокий уровень стресса воспринимают обстоятельства учебной и внеучебной студенческой жизни, как более трудные и имеют в связи с этим гораздо больше психосоматических проблем. Таким образом, гипотеза о большей выраженности негативных психосоматических симптомов у студентов с высоким уровнем стресса подтвердилась. Все указанные симптомы: нарушение сна, нарушения глотания, учащенное сердцебиение, боли в сердце, затрудненное дыхание, проблемы с желудочно-кишечным трактом, напряжение или дрожание мышц, головные боли, пониженная работоспособность, быстрая утомляемость имеют значительно большую выраженность у студентов с высокими показателями стресса. Список литературы 1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов/ Г.С. Абрамова. – 5-е изд. – М.: Академический проспект: Альма Матер, 2012. – 702 с. 2. Анохин П.К. Эмоции. Психология эмоций. - М.: Педагогика, 1984. - 214-276 с. 3. Бодров, В.А. Информационный стресс [Текст]. М.: ПЕР СЭ, 2014. - 382 с. 4. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление [Текст] - М.: ПЕР СЭ, 2011. – 528 с. 5. Большая энциклопедия психологических тестов. М.: Эксмо, 2005.-416с. 6. Габдреева, Г. Ш, Практикум по психологии состояний [Текст]: учебное пособие/ Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров; под ред. А. О. Прохорова.-М.: Речь, 2004.-480с. 7. Игумнов, С.А. Управление стрессом: современные психологические и медикаментозные подходы [Текст]:. - СПб.: Речь, 2014. – 217 с. 8. Изард, К. Эмоции человека [Текст]:. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. - 440 с. 9. Лайтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М.: Педагогика, 1971. 10. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. 11. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип./ В.С. Мухина - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с. 12. Майерс, Д. Психология / Д. Майерс; пер. с англ. И.А. Карпиков, В.А. Старовойтова. - 2-е изд. - Мн.: "Попурри", 2012. – 848 с. 13. Митева, И.Ю. Курс управления стрессом [Текст]:. Москва: ИКЦ "МарТ", 2014. - с.288 14. Прохоров А.О. Психические состояния и их проявления в учебном процессе. - Казань, 1991. 15. Селье, Г. На уровне целого организма [Текст]:. М.: Наука, 1972. - 122 с. 16. Селье, Г. Стресс без дистресса [Текст]:. М.: Прогресс, 1979. - 124 с. 17. Смит, Т. Д.ж. Профессиональный стресс // Человеческий фактор / Под ред. Г. Салвенди. М.: Мир, 1991. - 356-392 с. 18. Фаустов, А.С., Щербатых, Ю.В. Коррекция уровня экзаменационного стресса у студентов как фактор улучшения их здоровья // Здравоохранение Российской Федерации. 2011, №4, 38-39 с. 19. Холл Келвин С., Линдсей Гарднер. Теории личности - 2005. 20. Хорни, К. [Текст]: Невротическая личность нашего времени. - СПб.: Питер, 2002. - 224 с. Приложение 1. Тест «Анализ стиля жизни» № | Вопрос | Всегда | Часто | Иногда | Почти никогда | Никогда | | Вы едите, по крайней мере, одно горячее блюдо в день | | | | | | | Вы спите 7-8 часов, по крайней мере, четыре раза в неделю | | | | | | | Вы постоянно чувствуете любовь других и отдаете свою любовь взамен | | | | | | | В пределах 50 километров у Вас есть хотя бы один человек, на которого Вы можете положиться | | | | | | | Вы упражняетесь до пота хотя бы два раза в неделю | | | | | | | Вы выкуриваете меньше половины пачки сигарет в день | | | | | | | За неделю Вы потребляете не больше пяти рюмок крепких алкогольных напитков | | | | | | | Ваш вес соответствует Вашему росту Рост (см) — Вес (кг) =100 ± 10 | | | | | | | Ваш доход полностью удовлетворяет Ваши основные потребности | | | | | | | Вас поддерживает Ваша вера | | | | | | | Вы регулярно занимаетесь клубной или общественной деятельностью | | | | | | | У Вас много друзей и знакомых | | | | | | | У Вас есть один или два друга, которым Вы полностью доверяете | | | | | | | Вы здоровы | | | | | | | Вы можете открыто заявить о своих чувствах, когда Вы злы или обеспокоены чем-либо | | | | | | | Вы регулярно обсуждаете с людьми, с которыми живете, Ваши домашние проблемы | | | | | | | Вы делаете что-то только ради шутки хотя бы раз в неделю или смеетесь три раза в неделю | | | | | | | Вы можете организовать Ваше время эффективно | | | | | | | За день Вы потребляете не более трех чашек кофе, чая или других содержащих кофеин напитков | | | | | | | У Вас есть немного времени для себя в течение каждого дня | | | | | | | «Цена» ответа (в баллах): | | | | | | | ИТОГ: | | | | | | Таблица 1. Результаты теста «Анализ стиля жизни» № п/п | Общее количество баллов (-20 баллов) | Высокая стрессоустойчивость (до 10 баллов) | Нормальная стрессоустойчивость (от 11 до 30 баллов) | Слабая стрессоустойчивость (от 31 до 50 баллов) | Отсутствие стрессоустойчивости (более 50 баллов) | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Приложение 2. Тест на стресс и депрессию по методике Спилбергера-Радюка Опросник Спилбергера был разработан для первичного выявления стресса и депрессии, а также для оценки ситуативной (в данный момент) и личностной (обычной) тревожности. Тест Спилбергера позволяет оценить уровень нервного напряжения и, в частности, уровень эмоционального стресса. Оцениваются значения четырёх основных эмоциональных состояний в данный момент и обычно (любознательности, тревоги, агрессии и депрессии) В сумме получается 8 шкал. Автор теста – Ч.Д.Спилбергер, автор адаптации – О.М.Радюк. Высокий уровень тревоги и агрессии говорит о наличии стресса, высокий уровень любознательности - об отсутствии стресса и депрессии. Вопросы к тесту, часть I. Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведённых ниже предложений и выберите соответствующий ответ в зависимости от того, как Вы себя чувствуете В ДАННЫЙ МОМЕНТ. Нет, это не так – 1 балл; Пожалуй, это так – 2 балла; Верно– 3 балла; Совершенно верно – 4 балла Часть 1 1. У меня подвижный ум 2. Мне хочется дать кому-нибудь пинка 3. Я встревожен 4. Я чувствую безразличие 5. У меня живой ум 6. Я обеспокоен 7. Мне хочется кого-нибудь толкнуть 8. Я чувствую равнодушие 9. Мне хочется кого-нибудь ударить 10. У меня бодрый ум 11. Я чувствую тоску 12. Я переживаю 13. Я расслаблен 14. Я чувствую себя умственно активным 15. Я рассержен 16. Мне грустно 17. Я хочу многое узнать 18. Я чувствую уныние 19. Мне неспокойно 20. Я в агрессивном настроении 21. Мне интересен мир вокруг меня 22. Мне скучно 23. Я готов взорваться 24. Я нервничаю 25. Я чувствую обречённость 26. Мне хочется знать, что происходит вокруг 27. Я в гневе 28. Я озабочен 29. У меня пытливый ум 30. Я чувствую печаль 31. Я чувствую нервозность 32. Я в ярости 33. Я хочу о многом спросить 34. Я в отчаянии 35. Мне хочется съязвить 36. Я чувствую недостаток уверенности в себе 37. У меня придирчивое настроение 38. Я с пессимизмом думаю о будущем 39. Я спокоен 40. Я полон энергии Вопросы к тесту, часть II. Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведённых ниже предложений и выберите соответствующий ответ в зависимости от того, как Вы себя чувствуете ОБЫЧНО. Нет, это не так – 1 балл; Пожалуй, это так – 2 балла; Верно – 3 балла; Совершенно верно - 4 балла 41. Я хочу многое узнать 42. Я чувствую опасность 43. Я вспыльчив 44. Я чувствую тоску 45. Мне интересен мир вокруг меня 46. В сердцах я могу нагрубить 47. Я чувствую угрозу 48. У меня на душе горестно 49. Я тревожусь из-за того, что может произойти что-то плохое 50. Я подавлен 51. Я любознателен 52. У меня взрывной характер 53. Мне интересно 54. Я испытываю панику 55. Сгоряча я могу наговорить грубостей 56. У меня мрачное настроение 57. Мне любопытно 58. Мне плохо 59. Я чувствую смятение 60. Мне хочется сорвать злость на ком-нибудь 61. Мне хочется кого-нибудь толкнуть 62. Я чувствую грусть 63. У меня подвижный ум 64. Я нервничаю 65. Я стремлюсь к умственной деятельности 66. Я чувствую обречённость 67. Я придираюсь к другим 68. Мне неуютно 69. Я чувствую себя умственно активным 70. Я чувствую себя уязвимым 71. Я ссорюсь 72. Я вижу будущее беспросветным 73. Я равнодушен ко всему 74. Когда я раздражён, мне хочется кого-нибудь ударить 75. Я бываю растерянным 76. Я уверен в будущем 77. Я спокоен 78. Мне хочется дать кому-нибудь пинка 79. Я ничем не интересуюсь 80. Я испытываю радость Ключ к тесту Спилбергера, расчет значений: 1 (часть I) Интенсивность любознательности (Интерес) ИЛ = в1+в5+в10+в14+в17+в21+в26+в29+в33+в40 2 (часть I) Интенсивность агрессии (Агрессия) ИА = в2+в7+в9+в15+в20+в23+в27+в32+в35+в37 3 (часть I) Интенсивность тревоги (Тревога) ИТ = в3+в6+в12+в19+в24+в28+в31+в36 - (в13+в39)+10 (прибавить к сумме вопросов число десять) 4 (частьI) Интенсивность депрессии (Депрессия) ИД = в4+в8+в11+в16+в18+в22+в25+в30+в34+в38 5 (часть II) Частота любознательности (Любознательность) ЧЛ = в41+в45+в51+в53+в57+в63+в65+в69 – (в73+в79)+10 (прибавить к сумме вопросов число десять) 6 (часть II) Частота агрессии (Агрессивность) ЧА = в43+в46+в52+в55+в60+в61+в67+в71+в74+в78 7 (часть II) Частота тревоги (Тревожность) ЧТ = в42+в47+в49+в54+в59+в64+в68+в70+в75 - в77 +5 (прибавить к сумме вопросов число пять) 8 (часть II) Частота депрессии (Депрессивность) ЧД = в44+в48+в50+в56+в58+в62+в66+в72 – (в76+в80) +10 (прибавить к сумме вопросов число десять) Интерпретация результатов теста Спилбергера: Нормальные значения шкалы Спилбергера. Интерес (интенсивность любознательности) 25,47 ± 6,02 Агрессия (интенсивность агрессии) 15,03 ± 4,89 Тревога (интенсивность тревоги) 19,00 ± 6,72 Депрессия (интенсивность депрессии) 15,09 ± 6,15 Любознательность (частота любознательности) 31,80 ± 4,99 Агрессивность (частота агрессии) 18,35 ± 4,68 Тревожность (частота тревоги) 18,11 ± 5,14 Депрессивность (частота депрессии) 17,63 ± 5,07 Таблица 2. Результаты исследования по опроснику Спилбергера-Радюка (КГ – контрольная группа, ЭГ – экспериментальная группа) № п/п | ИЛ | ИА | ИТ | ИД | ЧЛ | ЧА | ЧТ | ЧД | | КГ | ЭГ | КГ | ЭГ | КГ | ЭГ | КГ | ЭГ | КГ | ЭГ | КГ | ЭГ | КГ | ЭГ | КГ | ЭГ | | 25,1 | 27,1 | 13,2 | | | 25,7 | 15,5 | | 31,1 | | 18,5 | | | 25,6 | 17,7 | 27,4 | | | | | 18,7 | 18,7 | | 15,3 | 21,9 | | | | 24,1 | | 23,9 | 17,8 | | | | 29,1 | 14,5 | 18,5 | 19,9 | 25,6 | | | | | | 23,9 | 19,9 | 24,2 | | 25,8 | | 25,9 | 28,3 | | 19,1 | | | | | | 38,4 | | 23,8 | 18,5 | 24,7 | 21,9 | 24,7 | | 25,8 | | 15,5 | 18,9 | | | 16,4 | | | 38,7 | 19,4 | 23,9 | 21,5 | 24,8 | 18,9 | 24,7 | | | 30,5 | | 19,7 | | 26,6 | | 22,6 | 33,3 | 36,8 | | | | 25,4 | | | | | 27,8 | | 19,3 | 20,3 | | 19,4 | | | 37,1 | 20,2 | 25,6 | | 24,8 | 20,3 | 26,9 | | 25,1 | 28,4 | 15,5 | 18,8 | | | | 22,3 | | 36,9 | 22,2 | 25,1 | 19,4 | 24,7 | | 29,6 | | 25,3 | 30,1 | | | 22,2 | 27,8 | 17,7 | 23,2 | 35,5 | 36,9 | | 24,8 | | 27,4 | | 27,7 | | 25,2 | 26,8 | 16,2 | 17,9 | | | | 21,9 | 32,6 | | 21,7 | 23,9 | 19,9 | | 21,1 | 26,5 | | 25,1 | 30,3 | 13,7 | | | 27,1 | 15,8 | | 32,2 | | | 24,2 | | 25,8 | | 24,9 | | | 26,5 | 15,6 | 19,1 | | | 19,4 | | 33,8 | 40,1 | | 28,4 | 21,7 | 26,3 | | 25,6 | | 25,8 | 30,7 | | 19,1 | | 28,8 | | 24,4 | | 38,6 | 21,5 | 24,7 | | 28,4 | | | | 25,4 | | | 18,4 | 23,7 | 26,6 | 18,1 | | 34,8 | | | 24,8 | | | | 23,8 | | 25,5 | 29,1 | 15,8 | 19,3 | 24,1 | | 19,3 | 25,9 | 34,7 | 39,3 | 19,9 | 25,4 | 20,2 | 24,1 | 21,7 | 24,3 | | 25,7 | 28,4 | | 18,9 | 22,9 | | | 24,6 | 34,6 | | | 24,7 | | 23,9 | | 23,2 | | | 27,1 | 16,9 | 19,4 | 24,7 | 28,5 | | 23,3 | | 37,8 | 19,9 | 27,4 | 22,2 | 23,8 | | 23,1 | | 25,3 | 27,7 | | 18,8 | 24,6 | 27,2 | 20,5 | | 35,9 | 37,2 | 22,8 | | 22,8 | 23,9 | 19,7 | 23,8 | | 25,7 | 27,1 | 16,6 | 19,9 | 24,5 | | | | | 38,8 | 22,7 | 25,8 | | | 18,5 | 22,9 | | 25,4 | | | 20,1 | 22,8 | | | 26,1 | | | | 26,3 | 22,7 | 25,1 | 17,6 | 23,4 | Приложение 3. Тест на учебный стресс Ю.В. Щербатых Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений о чувствах и переживаниях, связанных с учебой. Пожалуйста, прочитайте внимательно каждое утверждение и решите, бывают ли у вас такие мысли или чувства. На бланке ответов, используя 10-бальную шкалу, обозначьте, как часто вы испытываете те или иные переживания связанные с учебой. Краткие сведения о себе. Ф.И.О. ____________________________________________________________ Пол_____ Возраст (лет)______ Курс _______ Факультет __________________ 1. Оцените по 10-балльной шкале вклад ваших отдельных проблем в общую картину стресса. 1.1.Строгие преподаватели. _____ 1.2.Большая учебная нагрузка. _____ 1.3.Отсутствие учебников. _____ 1.4.Непонятные, скучные учебники. _____ 1.5.Жизнь вдали от родителей (для иногородних студентов). ________ 1.6.Неумение правильно распорядиться ограниченными финансами. _____ 1.7.Неумение правильно организовать свой режим дня. _____ 1.8.Нерегулярное питание. _____ 1.9. Проблемы совместного проживания с другими студентами. _____ 1.10.Конфликт в группе. _____ 1.11.Излишне серьезное отношение к учебе. _____ 1.12.Нежелание учиться или разочарование в профессии. _____ 1.13.Стеснительность, застенчивость. _____ 1.14.Страх перед будущим. _____ 1.15.Проблемы в личной жизни. _____ 1.16.Иное (напишите, что именно): ____________________________________ __________________________________________________________________ 2. Отметьте галочкой (V), как изменился уровень вашего постоянного стресса за последние три месяца учебы? Значительно уменьшился | Незначительно уменьшился | Не изменился | Незначительно возрос | Значительно увеличился | 3. В чем проявляется ваш стресс, связанный с учебой? (Оцените по 10-балльной шкале признаки). 3.1.Ощущение беспомощности, невозможности справиться с проблемами.______ 3.2.Невозможность избавиться от посторонних мыслей._______ 3.3.Повышенная отвлекаемость, плохая концентрация внимания. _____ 3.4.Раздражительность, обидчивость.______ 3.5.Плохое настроение, депрессия. ______ 3.6. Страх, тревога._ 3.7. Потеря уверенности, снижение самооценки._____ 3.8. Спешка, ощущение постоянной нехватки времени._____ 3.9. Плохой сон _____ 3.10. Нарушение социальных контактов, проблемы в общении. _____ 3.11.Учащенное сердцебиение, боли в сердце. ____ 3.12.Затрудненное дыхание. _____ 3.13.Проблемы с желудочно-кишечным трактом. _____ 3.14.Напряжение или дрожание мышц. _____ 3.15.Головные боли. _____ 3.16.Низкая работоспособность, повышенная утомляемость. _____ 3.17.Иное (напишите сами и оцените): _________________________________ 4. Отметьте галочкой (V), какие приемы снятия стресса вы практикуете? 4.1. Алкоголь. _____ 4.2. Сигареты. _____ 4.3. Наркотики. _____ 4.4. Телевизор. _____ 4.5. Перерыв в работе или учебе. _____ 4.6. Сон. _____ 4.7. Общение с друзьями или любимым человеком. _____ 4.8. Поддержка или совет родителей. _____ 4.9. Секс. _____ 4.10. Прогулки на свежем воздухе. _____ 4.11. Хобби. _____ 4.12. Физическая активность. _____ 4.13.Иное._________________________________________________________ ______________________________________________________________ 5. Насколько сильно вы волнуетесь перед экзаменами (оцените по 10-балльной системе)? _____ 6. Отметьте галочкой (V), какие признаки экзаменационного стресса вы отмечали у себя? 6.1.Учащенное сердцебиение. _____ 6.2.Сухость во рту. _____ 6.3.Затрудненное дыхание. _____ 6.4. Скованность, дрожание мышц. _____ 6.5.Головные или иные боли. _____ 6.6.Иное (напишите, что):____________________________________________ 7. Как вы снимаете предэкзаменационное волнение? 7.1._______________________________________________________________ 7.2._______________________________________________________________ 7.3._______________________________________ Таблица 3. Результаты теста на учебный стресс № | Причина стресса | Средний балл | Контрольная группа | Экспериментальная группа | 1. | Строгие преподаватели | 3,8 | 4,8 | 2. | Большая учебная нагрузка | 4,3 | 6,5 | 3. | Отсутствие учебников | 2,2 | 2,8 | 4. | Непонятные, скучные учебники | 4,3 | 5,1 | 5. | Жизнь вдали от родителей | 2,1 | 2,5 | 6. | Неумение правильно распорядиться ограниченными финансами | 4,2 | 4,8 | 7. | Неумение правильно организовывать свой режим дня | 3,8 | 4,4 | 8. | Нерегулярное питание | 3,5 | 4,7 | 9. | Проблемы совместного проживания с другими студентами | 1,2 | 1,8 | 10. | Конфликт в группе | 1,3 | 2,5 | 11. | Излишне серьёзное отношение к учебе | 2,8 | 3,6 | 12. | Нежелание учиться или разочарование в профессии | 4,6 | 4,8 | 13. | Стеснительность, застенчивость | 2,8 | 4,4 | 14. | Страх перед будущим | 4,6 | 5,2 | 15. | Проблемы в личной жизни | 3,8 | 4,4 | | Проявления стресса | 1. | Спешка, ощущение постоянной нехватки времени | 3,4 | 6,3 | 2. | Повышенная отвлекаемость, плохая концентрация внимания | 3,2 | 6,1 | 3. | Плохое настроение, депрессия | 2,8 | 6,6 | 4. | Плохой сон | 2,7 | 6,1 | 5. | Невозможность избавиться от посторонних мыслей | 2,3 | 6,1 | 6. | Низкая работоспособность, повышенная утомляемость | 2,5 | 5,8 | 7. | Раздражительность, обидчивость | 3,1 | 5,1 | 8. | Страх, тревога | 2,3 | 5,9 | 9. | Ощущение беспомощности, невозможности справиться с проблемами | 2,1 | 5,6 | 10. | Головные боли | 2,3 | 5,4 | 11. 12. | Потеря уверенности, снижение самооценки | 1,9 | 4,8 | 13. | Нарушение социальных контактов, проблемы в общении | 1,3 | 3,6 | 14. | Учащенное сердцебиение, боли в сердце | 1,2 | 3,3 | 15. | Проблемы с желудочно-кишечным трактом | 0,6 | 2,6 | 16. | Затрудненное дыхание | 0,8 | 2,2 | 17. | Напряжение или дрожание мышц | 0,4 | | Таблица 4. Способы снятия стресса Способ снятия стресса | Контрольная группа | Экспериментальная группа | Сон | 100% | 100% | Общение с друзьями или любимым человеком | 80% | 72% | Прогулки на свежем воздухе | 80% | 83% | Вкусная еда | 73,40% | 91% | Перерыв в работе или учебе | 60% | 98% | Поддержка родителей | 53,40% | 47% | Физическая активность | 46,70% | 42% | Телевизор | 26,70% | 52% | Секс | 26,70% | 18,5% | Хобби | 20% | 18% | Сигареты | 6,70% | 5% | Алкоголь | 6,70% | 3,7% | Наркотики | - | - | Таблица 5. Признаки проявления стресса Признаки проявления стресса | Контрольная группа | Экспериментальная группа | Учащенное сердцебиение | 86,70% | 90% | Головные или иные боли | 73,40% | 85% | Затрудненное дыхание | 53,40% | 58% | Сухость во рту | 40% | 62% | Скованность, дрожание мышц | 33,40% | 36% | Приложение 4. Анкета для оценки психофизического состояния 1. Повышенная отвлекаемость, плохая концентрация внимания. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 2. Раздражительность, обидчивость. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 3. Плохое настроение, депрессия. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 4. Страх, тревога. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 5. Спешка, ощущение постоянной нехватки времени. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 6. Плохой сон. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 7. Учащенное сердцебиение, боли в сердце. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 8. Затрудненное дыхание. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 9. Проблемы с желудочно-кишечным трактом. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 10. Напряжение или дрожание мышц. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11. Головные боли. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 12. Низкая работоспособность, повышенная утомляемость. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 13. Иное (напишите сами или оцените):___________________________________ Таблица 6. Результаты анкетирования оценки психофизического состояния по контрольной группе (с высоким уровнем стрессоустойчивости, количество баллов до 35) № п/п | Номера вопросов | | | | | | | | | | | | | Сумма баллов | 1. | | | | | | | | | | | | | | 2. | | | | | | | | | | | | | | 3. | | | | | | | | | | | | | | 4. | | | | | | | | | | | | | | 5. | | | | | | | | | | | | | | 6. | | | | | | | | | | | | | | 7. | | | | | | | | | | | | | | 8. | | | | | ©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов. |