ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Этапы переселения гагаузов в земли Буджака. Гагаузский просветитель протоиерей М. Чакир в своей книге «История гагаузов Бессарабии писал: «Когда начались войны между русскими и османскими турками в губерниях Варно и Добруджа 1734 и 1739 годах, и 1768 – 1774 гг., гагаузы испытывали много страданий и начали покидать старые места и искать себе новые земли, стали селиться внутри Молдавии и Бессарабии, в Буджаке и в России». Этнограф В. А. Мошков, посетивший гагаузов в конце 19 века записал у них ряд преданий о периоде переселения с Балкан в Бессарабию : «…у гагаузов сохранился рассказ о том, как турки препятствовали их дедам выселяться в пределы России и возвращали их с половины пути, если узнавали, что они направляются за Дунай, и о том, как они принуждены были подвигаться к рвусской границе со своими обозами только по ночам, и прибегали при этом к хитрости. Останавливаясь на день, переселенцы всякий раз дышла своих повозок в сторону, противоположную России, и на вопрос турок откуда едут, неизменно отвечали: « Ивандан», т.е от Ивана ( Иваном в те времена называли в Турции русских)».[19] Первая половина 18 века явилась временем, когда полиэтничное население Болгарии, Сербии и Греции испытывало тяжёлый экономический гнет как со стороны турецких чиновников, так и местных помещиков. Экономическая разруха и социальная нестабильность вынудили в начале 18 века группу гагаузских семей из Северо – Восточной Болгарии покинуть пределы страны.[20] Толчком к дальнейшим переселениям явилась так же начавшаяся русско – турецкая война 1735-1739 гг., а затем 1768 – 1774 гг., 1787 – 1791 гг. появление русских войск давало угнетённым народам как Болгарии, так и других стран Балканского полуострова, надежду на избавление от многих бед. Россия, имевшая свои политические планы по отношению к Балканам, стремилась играть роль освободителя народов Балкан от османского гнета. В 1751 году русский посол в Вене граф Бестужев – Рюмин направил «прошение православных народов, сербских, македонских, болгарских и волошских» к императрице России, с просьбой «принять их на поселение и вечное подданство России».[21] Эмиграционным движением в большей мере были охвачены северо – восточные районы Болгарии: Шумен, Силистрия, Добрич, Варна, Бальчик, Каварна. Население этих мест по преимуществу являлось гагаузским. Анализ архивных источников и опубликованной литературы дает возможность выделить несколько этапов переселения гагаузов. В переселенческом движении гагаузов с Балканского полуострова в Бессарабию можно выделить 3 этапа: 1) 16 – первая половина 18 вв., 2) вторая половина 18 – начало 19 вв., 3) 1819 – 1857 гг.[22] А. Распределение на территории между Прутом и Днестром 18 - 19 вв. 1) Ранний этап переселения гагаузов в Бессарабию характеризуется тем, что гагаузы поселились небольшими группами неофициально в Дунайских княжествах и в Буджаке. На этом этапе в Буджаке переселились гагаузы – приверженцы греческой церкви. А. А. Скальковский писал, что «когда переселились впервые странники из Болгарии, точностью не известно, но по всем версиям переселение их началось в Бессарабию, именно в «Буджакские степи». [23]О том, что ранние переселения гагаузов в Бессарабию относятся к 16 веку, говорят как отечественные, так и зарубежные источники. Так, священник Д. Г. Чакир, описывая биографический очерк своего рода и фамилии, подчеркнул, что в 1790 г. братья Чакир со своими семьями семьями перешли и поселились на особых условиях в селении Чадыр (ныне город Чадыр – Лунга, Молдовы). Автор указывает, что до их прихода там уже жили «болгары православного вероисповедания, известные под именем «гагаузов». [24]Болгарские источники указывают, что тоже самое село Чадыр (ныне г. Чадыр – Лунга в Молдове) было заселено в 1589 г. переселенцами из Добруджи, а село Томай того же района (ныне село Томай Чадыр - Лунгского района в Молдове) заселено в 1694 году переселенцами из села Кюстендже Северной Добруджи[25]. Известно, что выходцы из Добруджи, в основном, были гагаузами. Следует отметить, что селение Томай Чадыр - Лунгского района уже в конце 18 века было заселено гагаузами. 2) Второй этап. Вторая половина 18 – начало 19 вв. Этот этап переселения гагаузов в Бессарабию и Южную Россию охватывает период 1750 – 1812 гг. Каждая русско – турецкая война усиливала поток переселенцев. Указы 1751 и 1752 гг., а так же манифест от 1763 г. в определённой мере помогли переселенцам. В середине 18 века официальное переселение балканских выходцев в Новороссийский край было осуществлено Хорватом, который переселил 620 семейств.[26] Они поселились в степях Херсонской губернии, Новоархангельском, Синюхином Броде и других военных поселениях («ротах») Сербского гусарского полка, разместившихся вдоль реки Синюхе. Пользуясь правами этого же указа, одновременно другая, меньшая партия задунайских переселенцев перешла в Буджак. [27] Гагаузские переселенцы из Болгарии в 1732 г. осели в селении Волканешты. Позднее, в 1806 году, из Бальчика (Болгария) в Вулканешты переселились еще 289 семей, численностью 1860 человек. В то время в этих селах еще жили ногайцы, которые в последствии были выселены в Крым и Приазовье. Первое выселение ногайцев из Буджака происходило в 1768 – 1774 гг. До окончательного переселения ногайцев в Крым, в 1807 г. гагаузы проживали в Буджакской степи в соседстве с ними. О том что первые задунайские переселенцы поселялись вместе с ногайцами (или же образовывали новые селения), говорят как архивные материалы, так и изданные литературные источники. А. А. Скальковский писал, что «здесь они жили спокойно и дружно среди туземных обитателей – ногайцев». [28]Доказательство того, что гагаузы при своём первоначальном расселении поселились в ногайских селах и некоторое время жили вместе с ними, служит и тот факт, что названия большинства современных гагаузских сел – ногайского происходения. Впервые к этому выводу пришел М. Г. Папруженко. Ссылаясь на перепись бессарабских задунайских переселенцев, в 1816 г. он составил ведомость по численности населения и отметил ряд ногайских (в источнике указано – татарских) сел с моноэтническим составом населения. Здесь же он отметил, какие села ранее принадлежали ногайцам. В частности селения Киосели Миниот, Чибалакчи Татар, Баймаклы и др.К этому списку можно добавить и такие сёла как Авдарма, Буджак, Конгаз и тд, которые так же относятся к этнонимам ногайского происхождения. [29] До окончательного переселения ногайцев на Молочные воды, в 1807 году, мало кто решался селиться в Буджакской степи. Молдоване, помнившие опустошительные набеги крымских ханов, не продвигались южнее Бендер. Только тюркские народы могли ужиться в той среде. Видимо на это тогда и рассчитывала русская администрация, переселив на юг тюркских христиан – гагаузов. Гагаузы могли селиться в ногайских сёлах в связи с близостью гагаузского языка к языку ногайцев, который так же принадлежит к группе тюркских языков. В официальных источниках гагаузы были зафиксированы под общим названием «задунайские переселенцы». В последствии статистики их ошибочно определяли как болгар, греков, румелийцев, македонцев, в зависимости от той территории, откуда прибывали гагаузские переселенцы. На этом этапе произошли два крупных переселения гагаузов из-за Дуная В 1787 – 1791 И 1806- 1812 гг.[30] Первое крупное переселение гагаузов происходило с 1787 по 1791 гг. Они поселялись «в крепостях Измаила, Килия, Бендеры, Аккерман (где оставались некоторое время русские гарнизоны), в городах Кишинева и Рени, на землях молдавских бояр и наконец, вместе с ногайцами, в кышлах и усадьбах татарских, в Буджаке». [31] В историографии 19 – нач. 20 вв. сложился определённый стереотип согласно которому, гагаузов не выделяли из общей массы «задунайских переселенцев». Многие авторы, особенно болгарские историки считали гагаузов частью болгарского народа в переселения гагаузов рассматривали только совместно с болгарами. В связи с этим были допущены неточности, а порой и искажения фактов давности переселения гагаузов в Буджак и тем более давности образования тех сел, где в настоящее время они расселены. Часто, рассматривая совместные переселения болгар и гагаузов в Буджак, авторы обращали внимание только на образование болгарских сёл и упускали из внимания гагаузов. Современные исследователи болгарских переселений продолжают придерживаться этой же позиции, хотя архивные источники, полевые материалы, а так же, изданная литература говорят о другом. Авторы некоторых работ стараются доказать, что гагаузские сёла в основном образовались в начале 19 века. [32] В Национальном Архиве Молдовы приводиться перечень сёл со списком переселенцев. Имеющиеся пофамильные списки задунайских переселенцев каждого селения наконец 18 - нач.19 вв. дают нам возможность установить численность гагаузских переселенцев. Тюркская основа фамилий жителей этих сёл подтверждает факт первоначального поселения в этих сёлах гагаузов. Это же подтверждается переписями населения Бессарабии, которые имели место в 19 – нач. 20 вв. Компактное расселение гагаузов в Буджаке еще в период первых переселений спасло их от ассимиляции. Это подтверждают и данные последней Всесоюзной переписи1989 года. Анализ и сопоставление списков задунайсаких переселенцев наконец 18 – нач.19 вв. и данных последующих переписей даёт возможность определить ранние этапы переселения. Учитывая факт, что большинство фамилий имело тюркский характер. Например, Алтыпармак, Ангели, Арабаджи, Бурук, Карабаш и Стефогло и др., и что они прибыли вместе со своим греческим духовенством, можно заклячить что это были гагаузы. В своё время П. Кепен описывая гагаузов, выделил большую группу «хасыл гагаузов» («настоящих» или «истинных» гагаузов), которых характеризовал как гагаузов греческого вероисповедания. [33] В русской документации, когда речь идёт о задунайских переселенцах первой половины 19 века часто встречается термин «старые» и «новые» поселенцы. Изучение этого вопроса дает возможность заключить, что задунайские переселенцы, появившиеся в Буджаке в 18 веке, а так же до 1806 года, получили название «старых» переселенцев, а те которые прибыли во время русско – турецкой войны в 1806 – 1812 гг. и после нее стали называться «новыми» переселенцами. Русская администрация установила разные льготы для этих обоих групп переселенцев. Для старых поселенцев были предоставлены привилегии сроком на 3 года, а для новых – на 7 лет. Данное положение было закреплено указом от 29 декабря 1819 года. [34] Анализирую архивный материал, приведённый в таблице № 1, можно подчеркнуть, что в конце 8 – нач.19 века гагаузское население было расселено более чем 63 селениях Бендерского, Гречанского, Кодрского, Измаилиского уездов, из которых 42 селения были с абсолютными большинством гагаузского население: в 14 селениях было смешаное гагаузско – болгарское население, где гагаузы в среднем составляли около 40 % и в 7 селениях было смешаное гагаузско – молдавское население, где гагаузы в среднем составляли около 25%. Сравнивая два периода переселений, приведённых в таблице № 1, можно выделить определённую закономерность: в одних сёлах преобладали переселенцы периода 1787 – 1791, а в других периода войны 1806 -1812 гг. в период войны 1787 -1791 годах гагаузы поселились в 49 селениях Буджака, из которых в 32 селениях гагаузское население составляло абсолютное большинство (от 80 -100%), в 11 жило смешанное гагаузско – болгарское население и в 6 сёлах – гагаузско – молдавское. В период войны 1806 – 1812 годы гагаузы поселились еще в 13 селениях из которых в 9 гагаузское население составляло абсолютное большинство, 3 селения были смешаные, гагаузско – болгарские и 1 – гагаузско – молдавское. В этот период переселенцы продолжали селиться и в вышеуказанных 49 селениях Буджака, где ранее поселились гагаузы. Анализ архивных источников показал, что в Бендерском ценуте было 14 сёл с гагаузским населением – это сёла Авдарма, Баурчи, Бешалма, Бешгиоз, Гайдары, Джолтай Дизгинже, Казаклия , Кириет, Кирсов, Комрат, Конгаз, Томай, Чок – Майдан; в Греченском цинуте было 10 сёл: Баймаклы, Карбаул, Киосели Мика, Молдован Баурчи, Пеленей Булгар, Тартаул Отларги, Хаджикиой, Чиболакчи Титар, Чукурмиса; в Измаильском – 9 сёл, Божорка, Болбока, Валканешть, Етулия, Копчак, Кубей, Курчи, Сатылык Хаджи, Чешмекиой; в Кодрском – 9 сёл, это : Ганисены Ноу, Гана, Еникиой, Капаклы, Копкуй, Манжар, Сындык, Томай, Шамайлы. В Гречанском цинуте было 6 сёл со смешанным гагаузско – болгарским населением – Казаклия (было 2 Казаклии – одно село находилось в Бендерском цинуте, другое – в Гречанском), Киосели Маре, Кият, Кождамгали, Беженарь, Пеленей Молдовень, Чомай; В Измаилиском цинуте было 6 сёл – Кайракли, Каракурт, Табак, Хаджи Абдула, Чишме, Шикирли Китай; в Кодрском цинуте – 2селения: Баймакли, Кодрены. Со смешанным гагаузско – молдавским населением в Гречанском цинуте было 1 селение – Чёболакчи Отларги; в Измаильском цинуте 6 сёл : Анадолка, Барта, Импуцита, Карталы, Сатунов, Фрикацей. Во вновь созданные в 1819 году 4 округа (Прутский, Кагульский, Измаильский и Буджакский) вошли все сёла с абсолютным большинством гагаузского населения, со смешанным гагаузско – болгарским и гагаузско – молдавским населением, которые находились в Бендерском и Измаильском цинутах. Гагаузские сёла, находящиеся в Гречанском и Кодрском цинутах, в состав округов не вошли. Таким образом, исследования показали, что в состав вновь образовавшихся 4 округов вошли только лишь 36 сёл, где было расселено гагаузское население. Из них – 24 села были с абсолютным большинством гагаузского населения, 6 – смешаных гагаузско –болгарских и 6 – гагаузско – молдавских, которые находились в составе Бендерского и Измаильского цинутов. В результате этого часть гагаузского населения Гречанского и Кодрского цинутов переселилось во вновь созданные округа, а другая часть осталась на преждних местах проживания. В мае 1818 года задунайские переселенцы обратились к Александру I , во время его пребывания в Бессарабии, с просьбой об устройстве их на условиях, объявленных М. И. Кутузовым. В этом документе говорилось, что «прошло 6 лет» как «новые» задунайские переселенцы были приглашены в Бессарабию, однако вопрос их устройства оставался нерешённым. В заявлении было отмечено, что при поселении им не были отведены земли, а сами они заняли места где им казалось лучше, поэтому «с тех пор живём мы рассеяно по всей Бессарабии». Переселенцы писали: «Нам запрещено собираться вообще с первыми» (т.е со «старыми» переселенцами) и составлять таковое общество на царской земле, которую мы просим и одновременно обещанного нам колониального права мы не видим по сей день, и все болгары, перешедшие сюда еще во время первой войны с Турцией удерживаются на боярских землях, хотя так же никогда не были обязаны и заселились без чьего – либо вспомоществования». Собрав все необходимые сведения о переселенцах, Инзов составил доклад, который в марте 1819 года был представлен Александру I. В докладе были изложены предложения по устройству задунайских переселенцеа, а так же был приложен проект Указа. В результате этого 29 декабря 1819 года был издан императорский указ, согласно которому, болгары и гагаузы получили право и привилегии на ряду со всеми иностранцами, поселившимися в губерниях Новороссии и Бессарабии. Согласно этому Указу, переселенцы прибывшие в Буджак до 1806 года, при переходе отводившиеся им казённые земли, освобождались от платежа податей и повинностей сроком на 3 года. Поселившиеся во время войны 1806 -1812 гг. и после нее получали так же льготы, но уже сроком на 7 лет. В 5 пункте говорилось, что «переселенцам, кои, быв прежде на казённых землях водворены, спокойно на оных жительствовали, ранно и коренным жителям, между ними обитающим, льготных лет не пологать».[35] |