ГЛАВА 3: СПОСОБЫ ИЗМЕНЕНИЯ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ. Экономические отношения по поводу присвоения подвижны. Это означает, что формы собственности могут переходить одна в другую. Этот процесс осуществляется разными способами. Я рассмотрю важнейшие из них: Национализация – передача из частной собственности в собственность государства предприятий и целых отраслей экономики. Национализация имеет различное социально-экономическое и политическое содержание в зависимости от того, кем, в чьих интересах и в какую историческую эпоху она производится. Процессом, обратным национализации, является приватизация. Приватизация (от лат. privatus – частный) – часть процесса разгосударствления собственности на средства производства и передача ее в собственность частным и акционерным компаниям, отдельным физическим лицам (частным собственникам) и трудовым коллективам на основе выкупа или в аренду с правом последующего выкупа, а также безвозмездно, т.е. трансформация государственной собственности в иные формы собственности. К формам приватизации относятся также распродажа определенной доли акций; денационализация и реприватизация (передача государственной собственности в иные формы собственности). Денационализация – возврат государством национализированного имущества прежним владельцам. В настоящий момент этот процесс получил широкое распространение в странах Балтии – Эстонии, Латвии, Литве. Реприватизация – это возврат в частную собственность государственной собственности, возникшей в результате произведенной ранее скупки предприятий, земли, банков, акций т.д. у частных собственников. Реприватизация, как правило не сопровождается актами государственной власти. ГЛАВА 4. ПРИВАТИЗАЦИЯ. Преобразования собственности в России ассоциируются чаще всего с приватизацией. Однако приватизация является только одной из форм. Преобразования собственности включают в себя как перераспределение прав в рамках одной и той же формы собственности, так и переход от одних форм собственности к другим. В теории приватизации и обобщении ее практики сохраняется множество дискуссионных и нерешенных проблем . Более того, в условиях перехода России к рыночной экономике появляются новые моменты, имеющие важное значение для дальнейшего развертывания приватизационного процесса. Следует иметь в виду, что до сих пор по-разному трактуется даже само понятие «приватизация», его соотношение с категориями «частная собственность», «разгосударствление». Особенно остры дискуссии о месте приватизации в экономической реформе; об очередности или одновременности приватизации, либерализации цен и структурной перестройки; о целях приватизации; наконец, о сочетании экономической эффективности и социальной справедливости, платности и бесплатности в используемых моделях приватизации. Самостоятельными проблемами остаются критерии выбора способа приватизации, определение ее темпов, приоритетов. Приватизация представляет особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную». Она включает взаимосвязь приоритетов, отражающую сочетание интересов органов государственной власти, трудовых коллективов предприятий, населения в целом в процессе глубинных изменений. Диалектика приватизации и разгосударствления заключается в том, что приватизация является разгосударствлением собственности. В соответствии с Федеральным законом “О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ” под приватизацией понимается “возмездное отчуждение находящегося в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальных образований имущества (объектов приватизации) в собственность физических и юридических лиц” – оборудования, зданий, других материальных активов предприятий, долей государства и местных органов в капитале АО. В современной России приватизация приняла широкий размах, механизм был определен Законом о приватизации, принятым в 1991 году. В этом законе были заложены основы приватизации: 1. определены три формы приватизации: продажа предприятий с аукциона, по конкурсу, путем их акционирования. 2. созданы две государственные структуры: комитеты по управлению государственным (муниципальным) имуществом и фонда имущества. В функции первых входили подготовка планов приватизации и осуществление мероприятий, связанных с подготовкой предприятий к приватизации. Вторые осуществляют продажу предприятий на аукционах, продажу их акций. 3. были определены объекты приватизации и их денежная оценка. Особое значение придавалось стоимости имущества. Было принято решение оценивать предприятия по остаточной стоимости основных производственных фондов. Анализ организации приватизационного процесса в российской экономике показывает ряд присущих ей черт, носящих как позитивный, так и негативный характер. Основными негативными чертами являются следующие: 1. Единообразие способов приватизации для предприятий различных отраслей, объединяемых по величине стоимости основных фондов и численности трудовых коллективов. Отраслевые особенности приватизации были сведены к порядку согласования планов приватизации предприятий с министерствами (ведомствами) и ограничению акционирования первым вариантом с выпуском «золотой акции». 2. Игнорирование региональных особенностей приватизации. Различия в темпах и способах приватизации в регионах были обусловлены скорее действиями местных властей, выходящих за рамки своей компетентности. 3. Преимущественно бесплатный (или за символическую плату) способ передачи собственности. Его организационная форма – введение системы приватизационных чеков на предъявителя. 4. Административное установление высоких «заданий» по срокам и объемам приватизации. Последствия приватизации – тема многих научных дискуссий. И это неудивительно, ведь приватизация – чрезвычайно сложный процесс, затрагивающий практически все сферы экономической, политической и социальной жизни. В целом множество суждений можно свести к одному: итоги приватизации разочаровывают. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Отношения собственности буквально пронизывает все фазы хозяйственной деятельности. Решающее значение здесь имеет собственность на средства производства, которая формирует всю остальную систему отношений, а также то, какие отношения возникают между собственником средств производства и лицом, не являющимся им; как распределяется производственный продукт, как осуществляется его обмен на другие продукты. Собственность экономически реализуется, если она приносит доход владельцу, который позволяет не только окупать затраты, но и получать прибыль. Говоря о собственности как об экономических отношениях, надо подчеркнуть то, что это отношения не субъекта к объекту, а отношения между субъектами по поводу того, кто владеет, кто пользуется, распоряжается и управляет объектом собственности. История развития отношений собственности показывает, что тот класс и та социальная группа, которая владеет средствами производства по существу определяет всю остальную систему, поэтому всякое изменение экономических отношений всегда предполагает прежде всего изменение отношений собственности. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Борисов Е.Ф. Основы экономики. — М., 1998 2. Борисов Е.Ф. Основы экономической теории. — М.,1999 3. Иохин В. Я. Экономическая теория: учебник. — М., 2003 4. Политическая экономия словарь под ред. М.И. Волкова, А.Д. Смирнова, И.П. Стерликова М.,1983 5. Экономика – справочник под ред. Е.Ф. Борисова, А.А. Петрова, Ф.Ф. Стерликова. — М., 1997 6. Толковый словарь русского языка Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. – 4-е изд. доп., М.,1999 7. Перевалов Ю.В. , Басаргин В.Ф. Формирование структуры собственности на приватизированных предприятиях //Всероссийский экономический журнал ЭКО. – 2000. – №1 8. Казанцев С.В. Государственная собственность и отношение к ней в современной России // Всероссийский экономический журнал ЭКО. – 2000. – №5. 9. Илышев А.М. , Сучкова И.В. Приватизация и интеллектуальный капитал // Всероссийский экономический журнал ЭКО. – 2000. – №3 10. Пуляевский Н. Предприятия малой энергетики нуждаются в приватизации //БОСС (бизнес: организация, стратегия, системы). – 2003. – спецвыпуск первое полугодие.
|