Органы управления финансами, их функции и задачи ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА И ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ 1Общее понятие об управлении финансами 2 Органы управления финансами, их функции и задачи 3 Сущность и значение финансовой политики, ее элементы 4 Особенности финансовой политики РБ на современном этапе 5 Финансовый механизм государства, его основные элементы: инструменты и рычаги, финансовое регулирование, финансовое обеспечение, финансовая информация, финансовое законодательство, их характеристика Общее понятие об управлении финансами Система управления финансами — комплекс мер и финансовых институтов. Она подчинена финансовой политике государства. Стадии управления взаимосвязаны с финансовым правом, финансовой информацией, планированием и исполнением финансовых планов, финансовым контролем. Государственное управление финансами включает следующие направления: ¾ макроэкономическое (законодательное и нормативно-правовое обеспечение, регулирование валютного курса и режима обращения иностранной валюты, пути преодоления инфляции); ¾ микроэкономическое (обеспечение стабильного функционирования расчетно-платежных отношений в финансовой системе, поддержание уровня цен, формирование и поддержание конкурентной сферы и др.); ¾ прямое административное воздействие (финансовое дотирование и субсидирование, акцизы, льготы по налогам, финансовые санкции, предельные цены и квоты) ¾ прогнозирование экономического и социального развития в совокупности (объем ВВП, инвестиции в основной капитал, сальдо торгового и платежного баланса, индекс потребительских цен) Органы управления финансами, их функции и задачи Совокупность всех институтов и организационных структур, осуществляющих управление финансами, представляет финансовый аппарат. В РБ к нему относятся органы общего, оперативного и отраслевого управления финансами. К органам общего управления относятся Национальное собрание РБ с Палатой представителей и Советом Республики и Совет Министров. В Беларуси Палата представителей Национального собрания рассматривает и утверждает бюджет страны, отчет о его исполнении, устанавливает республиканские налоги и сборы. Президент подписывает законы (в том числе по финансовым вопросам) или, используя свое конституционное право, возвращает закон или отдельные его положения на доработку в парламент. Правительство Республики Беларусь рассматривает проект государственного бюджета, другие финансовые документы и представляет их для обсуждения и утверждения в парламент. Обязанность правительства — принимать постановления финансового характера, направленные на реализацию принятых законов Органами оперативного управления являются Министерство финансов, Национальный банк, Министерство по налогам и сборам, Министерство экономики, Государственный таможенный комитет, Комитет по ценным бумагам при Совете Министров РБ, Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты. Основными задачами Министерства финансов страны являются: • обеспечение активного использования финансов в целях повышения эффективности производства, роста национального дохода, создания и развития прогрессивных рыночных форм и структур; • разработка предложений по совершенствованию форм финансовых взаимоотношений организаций и граждан с государством и по обеспечению роста финансовых ресурсов; • эффективное проведение бюджетно-финансовой и налоговой политики и др. В соответствии с данными задачами Министерство финансов выполняет следующие основные функции: • осуществляет методическое руководство бюджетно-финансовой сферой в стране, изучает экономику и финансы отраслей, разрабатывает предложения по совершенствованию финансово-кредитного механизма и увеличению доходов бюджета; • организует работу по составлению проекта бюджета, ежегодно разрабатывает проект Закона о бюджете страны на очередной финансовый (бюджетный) год и представляет его в Совет Министров страны; • участвует в составлении кратко- и долгосрочных прогнозов экономического развития государства, его платежного баланса и др. К органам отраслевого управления финансами относятся финансовые управления и финансовые отделы министерств, ведомств, организаций, организации, учреждений. Управление финансами в отраслевых министерствах, государственных комитетах осуществляют финансовые управления (отделы)этих ведомств. На них возложено выполнение таких функций, как: • составление сводных финансовых планов и прогнозов по ведомству и контроль за их реализацией; проведение мероприятий по укреплению хозрасчета, повышению рентабельности и максимальному увеличению денежных накоплений на подведомственных предприятиях; контроль за эффективным использованием основного и оборотного капитала на предприятиях; • контроль за состоянием расчетов в целом по министерству (ведомству) по платежам в бюджет, расчетам с поставщиками и покупателями, а также по заработной плате с рабочими и служащими; • финансирование подведомственных предприятий и учреждений, руководство их финансовой деятельностью и т.п. В низовых звеньях хозяйственного управления, т.е. на предприятиях и других структурах, управление финансами, как правило, осуществляют финансовые отделы,а при их отсутствии — другие экономические службы (в частности, бухгалтерии). Они выполняют примерно те же функции, что и финансовые управления (отделы) министерств и ведомств, но в пределах конкретного предприятия. |