Тематика контрольных работ (Часть 2) Задание № 1 1. Чем различаются онтологии Платона и Аристотеля? 2. Каковы общие особенности средневековой философии? 3. Сравните учения об опыте Дж. Локка и Д. Юма в философии Нового времени. 4. В чем отличие гносеологии И. Канта от предшествующих учений сенсуализма и рационализма? 5. В чьей философии Мировой разум выступал как субстанция и как субъект? а) И. Кант; б) Г.В.Ф. Гегель; в) Платон; г) Г. Лейбниц. 6. Что такое «общественно-экономическая формация» в социальной философии марксизма? 7. В чем специфика философской герменевтики и кто был ее создателем в ХХ в.? Задание № 2 1. Какую общую философскую проблему решали досократики и каким образом? 2. В чем выразилась ассимиляция идей Аристотеля в философии Ф. Аквинского? 3. Кто из философов Нового времени считал познание доопытным и ввел термин «врожденные идеи»? а) Г. Лейбниц; б) Р. Декарт; в) Д. Юм; г) Т. Гоббс. 4. За что Л. Фейербах критиковал философию Г.В.Ф. Гегеля? 5. Как К. Маркс решал проблему сущности человека? 6. В чем выражен принцип всеединства в философии В.С. Соловьева? 7. Почему Ж.-П. Сартр считал экзистенциализм гуманизмом? Задание № 3 1. В чем различие философских представлений Гераклита и Парменида о Вселенной? 2. В чем заключаются онтологические доказательства бытия Бога в философии А. Августина? 3. Каким образом Дж.Беркли аргументирует свою позицию субъективного идеализма в онтологии? 4. Чем практический разум отличается у И.Канта от чистого разума? 5. Кто в западной философии XIX в. разработал учение о воле к власти и сверхчеловеке? а) А. Шопенгауэр; б) Ф. Ницше; в) К. Маркс; г) Г.В.Ф. Гегель. 6. Чем различается понимание свободы в философии Б. Спинозы и Ж.-П. Сартра? 7. В чем суть спора между славянофилами и западниками в русской общественной мысли XIX в.? Задание № 4 1. За что Аристотель критиковал философию Платона? 2. Что собой представлял спор об универсалиях в средневековой философии? 3. Проанализируйте данный философский текст и объясните, к какому философскому направлению в онтологии относится выраженное в нем понимание существования? «Я говорю: стол, на котором я пишу, существует, - это значит, что я вижу и осязаю его. …Здесь был запах – это значит, я его обонял; был звук, - значит его слышали; были цвет или фигура – значит, они были восприняты зрением или осязанием. …Их (вещей. – И.С.) esse est percipi (существовать – значит быть воспринимаемым. – И.С.), и невозможно, чтобы они имели какое-либо существование вне духов или воспринимающих их мыслящих вещей» (т.е. человеческих индивидов. – И.С.). См.: Антология мировой философии: В 4 т. Т.2. – М., 1970 (Беркли Дж. Трактат о началах человеческого знания. Ч.1. О началах человеческого знания. Ч.I, стр. 512). 4. Каковы сильные и слабые стороны диалектики Г.В.Ф.Гегеля? 5. Как позитивизм XIX в. рассматривал вопрос о соотношении философии и частных (позитивных) наук? 6. В чем один из основателей немецкой философской антропологии ХХ в. М.Шелер усматривал отличие человека от животных? 7. Почему онтологию Вл.Соловьева называют софиологической? Задание № 5 1. Что общего между этикой стоиков и учением буддизма о восьмеричном пути и нирване? 2. В чем заключается различие между пантеизмом Н.Кузанского и пантеизмом Дж.Бруно? 3. Кто был предшественником диалектики Гегеля в философии Нового времени и в чем это выразилось? 4. В чем Л.Фейербах усматривал связь между религией и объективным идеализмом Г.В.Ф.Гегеля? 5. За что Ф.Ницше критиковал христианскую религию? (Ницше Ф. Антихристианин). 6. В чем заключается согласно неопозитивизму принцип верификации? 7. К какому философскому направлению относится антропологическое учение Н.А.Бердяева: а) индивидуализм; б) персонализм; в) прагматизм; г) материализм. Задание № 6 1. Древнегреческому философу Гераклиту принадлежит нижеследующее высказывание: «В ту же реку вступаем и не вступаем. Существуем и не существуем». Дайте его философскую оценку. См.: Антология мировой философии: В 4 т. Т.1, ч.1. – М., 1969 (Гераклит. С.276). 2. Сравните гносеологические учения Платона и Аристотеля. 3. В чем заключается связь между натурфилософским учением Дж. Бруно о Едином и новой космологией Возрождения? 4. В чем заключается критика Дж. Локком рационализма Р.Декарта? 5. Почему материализм Л.Фейербаха называется антропологическим? 6. По какому критерию осуществляли классификацию наук в неокантианстве Г.Риккерт и В.Виндельбанд и какие науки они выделяли? 7. Проанализируйте философско-антропологический смысл высказывания Ж.-П. Сартра: «Существование предшествует сущности». Задание № 7 1. Назовите основателя скептицизма в древнегреческой философии: а) Сенека; б) Пиррон; в) Сократ; г) Энесидем. 2. Сравните учения А. Августина и Ф. Аквинского о вере и разуме. 3. Чем отличается понимание субстанции у Б.Спинозы от ее понимания у французских материалистов XVIII в.? 4. В чем суть материалистического понимания истории, разработанного К. Марксом и Ф. Энгельсом? 5. В чем выражается позиция антиинтеллектуализма в философии А. Бергсона? 6. В чем выразилась приверженность В.С.Соловьева диалектическому методу мышления в его философии? 7. Как Н.А. Бердяев решал вопрос о сущности человека? Задание № 8 1. Какие учения досократиков можно отнести к позиции монизма или плюрализма в понимании проблемы первоначала? 2. Почему философию Ф. Аквинского называют философией компромисса? 3. Кто разработал учение о внешнем и внутреннем опыте в философии Нового времени? а) Ф. Бэкон; б) Дж. Локк; в) Д. Юм; г) Т. Гоббс 4. Что такое «антиномии» в философии И. Канта? 5. Дайте критическую оценку понимания истины в прагматизме. 6. М. Бубер писал, что «Хайдеггерова «открытость бытия себе самому есть на самом деле его окончательная… закрытость для всякой настоящей связи с другим…» Объясните эту мысль, исходя из содержания экзистенциализма М.Хайдеггера. (Бубер М. Проблема человека // Бубер М. Я и Ты. – М., 1993 Раздел II. Учение Хайдеггера. С. 117-135). 7. Назовите имена представителей русской религиозной философии ХХ в., которые занимались разработкой проблемы духовности личности. Задание № 9 1. Чем этика стоицизма отличается от древнегреческой этики периода классики (Платон, Аристотель)? 2. Кто был крупнейшим представителем зрелой схоластики? а) Ф. Аквинский; б) С. Брабантский; в) А. Кентерберийский; г) П. Абеляр. 3. Дайте философскую оценку онтологии Г. Лейбница в аспекте философских направлений: материализм – идеализм, диалектика – метафизика. 4. Почему И. Кант считал в работе «Пролегомены ко всякой будущей метафизике…», что «метафизика в смысле «наука» доселе еще вовсе не существовала»? 5. Что собой представляет концепция творческой эволюции, разработанная А.Бергсоном? 6. Можно ли считать З. Фрейда сторонником иррационализма. Обоснуйте ответ. 7. Назовите основные проблемы христианской антропологии, разработанной Н.А. Бердяевым. Задание № 10 1. Сравните идеи даосизма и досократиков об источнике вещей. 2. В чем выражается влияние философии Платона на патристику Августина? 3. Почему Д. Юм отрицал объективную причинность? 4. Для рассмотрения каких проблем использовали понятие «отчуждение» Л. Фейербах и К. Маркс? 5. Что такое феноменологическая редукция в феноменологии Э. Гуссерля? 6. Назовите философское направление, в рамках которого разрабатывалась идея «смерти человека»? а) прагматизм; б) постмодернизм; в) экзистенциализм; г) фрейдизм. 7. Что В.С. Соловьев понимал под цельным знанием? Задание №11 1. Кто высказал в античной философии идею «все течет, все изменяется»? а) Сократ; б) Гераклит; в) Парменид; г) Анаксимандр. 2. Почему А.Августин критиковал скептиков? 3. Как Р.Декарт решал проблему субстанции? 4. И.Кант писал, что «время есть лишь субъективное условие нашего (человеческого) созерцания». Дайте философскую оценку данного высказывания. См.: Антология мировой философии: В 4 т. Т.3. – М., 1971 (И. Кант. Критика чистого разума. С.111). 5. В чем заключаются недостатки формационного подхода К.Маркса к пониманию исторического процесса? 6. За что Н.А. Бердяев в работе «Проблема человека» критиковал учения предшествующих философов о человеке и в чем он усматривал сущность человека? 7. Почему Э. Фромм назвал свою философию гуманистическим психоанализом? Задание №12 1. Какой древнегреческий философ ввел понятие «апейрон» и что оно обозначало? 2. В чем заключается гуманизм учений итальянского Возрождения? 3. Какой путь Ф.Бэкон считал истинным в гносеологии? 4. Какой универсальный метод познания мира и мышления разработал Г.В.Ф.Гегель и как он его использовал в своей философии? 5. Что А.Шопенгауэр понимал под миром как волей и как представлением? 6. Как В.С.Соловьев решал проблему онтологического Абсолюта? 7. Кто является представителем религиозного экзистенциализма? а) К.Ясперс; б) Ж.-П.Сартр; в) М.Хайдеггер; г) А.Камю. Задание №13 1. Дайте философскую оценку следующего высказывания древнегреческого философа-досократика Зенона: «Движущийся [предмет] не движется ни в том месте, где он находится, ни в том, где его нет»? См.: Антология мировой философии: В 4 т. Т.1. – М., 1969. Ч. 1 (Зенон. С. 299). 2. Как А. Августин решал вопрос о соотношении истин веры и разума? 3. Кто из философов Нового времени критиковал учение о том, что в душе есть врожденные идеи и какие аргументы при этом приводил? 4. Кто разработал в этике XVIII в. учение о категорическом императиве и в чем заключается суть этого учения? 5. В чем выражается позиция нигилизма в философии Ф. Ницше? 6. Чем отличается психоанализ К. Юнга от психоанализа З. Фрейда? 7. Кто является основоположником феноменологии? а) А. Бергсон; б) В. Дильтей; в) Э. Гуссерль; г) Ф. Ницше. Задание № 14 1. Дайте философскую оценку данного высказывания Парменида: «Вселенная вечна и неподвижна… Возникновение же относится к области кажущегося, согласно ложному мнению, бытия». См.: Антология мировой философии: В 4 т. Т.1. – М., 1969. Ч. 1 (Парменид. С. 294). 2. Какой онтологический смысл имеет использование Н.Кузанским понятия «развертывание»? 3. Что такое у Дж. Локка первичные и вторичные качества? 4. Что у Гегеля является онтологическим Абсолютом? 5. Как прагматизм решал проблему истины? 6. Как Н.А. Бердяев решал проблему свободы? 7. Кто обосновал в философской антропологии принцип «существование предшествует сущности»? а) Р. Декарт; б) Ж.-П. Сартр; в) М. Хайдеггер; г) К. Маркс. Задание № 15 1. Дайте гносеологическую оценку высказывания софиста Протагора: «В самом деле я утверждаю, что истина такова, как я ее описал; а именно [что] каждый из нас есть мера существующего и несуществующего». См.: Антология мировой философии: В 4 т. Т.1. – М., 1969. Ч. 1 (Протагор. С. 317). 2. Почему средневекового философа А.Августина считают христианским неоплатоником? 3. Кто был основателем рационализма в философии Нового времени? а) Ф. Бэкон; б) Р. Декарт; в) Б. Спиноза; г) Г. Лейбниц. 4. Почему материализм Л. Фейербаха называется антропологическим? 5. Какова проблематика и идеи эмпириокритицизма (махизма)? 6. Какие аргументы выдвигал П. Чаадаев, с работами которого связано возникновение течения западничества в русской общественной мысли XIX в., для обоснования идеи о том, что русский народ не входит в состав человечества, а существует «лишь для того, чтобы дать миру какой-нибудь важный урок»? См.: Антология мировой философии: В 4 т. Т.4. – М., 1972 (П.Чаадаев. С.98-104). 7. Кто разработал концепцию научных революций в постпозитивизме? а) К. Поппер; б) И. Лакатос; в) Т. Кун; г) Дж. Холтон. Задание № 16 1. Кто был создателем онтологического учения о «мире идей» и «мире вещей»? а) Сократ; б) Платон; в) Аристотель; г) Сенека. 2. В чем выразилось влияние философии Аристотеля на учение Ф. Аквинского? 3. Как, согласно Дж. Локку, образуются сложные идеи (понятия)? 4. Как И. Кант рассматривал в этике соотношение целей и средств? 5. Что собой представляет корреспондентская (классическая) теория истины? 6. Чем отличается концепция «Я», «Ты», «Мы», разработанная Н.А.Бердяевым, от концепции Я-Другой, разработанной Ж.-П. Сартром? 7. Чем различаются учения о бессознательном З. Фрейда и Э. Фромма? Задание № 17 1. В чем выражен рационализм и априоризм платоновского учения о познании? 2. Какова была позиция Ф.Аквинского в споре средневековой философии об универсалиях? 3. Дайте философскую оценку высказыванию Ф. Бэкона: «Мы строим в человеческом разуме образец мира таким, каков он оказывается, а не таким, как подскажет каждому его мышление». См.: Антология мировой философии: В 4 т. Т.2. – М., 1970 (Ф.Бэкон. С. 214). 4. Чем различаются диалектика Г.В.Ф. Гегеля и диалектика марксизма? 5. Кто трактовал исторический процесс как восхождение к Богочеловечеству? а) Н.А. Бердяев; б) В.С. Соловьев; в) В.В. Зеньковский; г) Л. Шестов. 6. Каким образом Ф. Ницше обосновал идею «Бог умер»? (Ницше Ф. Так говорил Заратустра). 7. За что Э. Фромм в работе «Анатомия человеческой деструктивности» критиковал учение З. Фрейда? Задание № 18 1. Кому в древнегреческой философии принадлежит понятие «апории», что оно обозначает и какие апории известны? 2. Чем эмпиризм отличается от априоризма? Проиллюстрируйте вывод на примере гносеологических учений Ф. Бэкона и Р. Декарта. 3. В чем Г.В.Ф. Гегель видел преимущество диалектического метода над метафизическим? 4. Кто стоял у истоков русского западничества? а) А.И. Герцен; б) П.Я. Чаадаев; в) В.Г. Белинский; г)А.С. Хомяков. 5. Каково новое понимание человеческой психики во фрейдизме? 6. Почему П. Фейерабенд назвал созданную им эпистемологию анархистской теорией познания? 7. Объясните, почему учение Н.А. Бердяева о свободе противоречит представлениям христианской религии? Задание № 19 1. Древнегреческий философ Анаксагор считал, что «холодное познается теплым, пресное – соленым, сладкое – горьким сообразно тому, чего в другом недостает»? Дайте философскую оценку этого высказывания. См.: Антология мировой философии: В 4 т. Т.1. – М., 1969. Ч. 1(Анаксагор. С. 315). 2. Чем отличаются представления А. Августина о вере и разуме от идеи Тертуллиана «верую, потому что абсурдно». 3. Кто занимал позицию агностицизма в философии Нового времени? а) Дж. Беркли; б) Д. Юм; в) Г. Лейбниц; г) Дж. Локк. 4. Д. Дидро утверждал: «Был момент сумасшествия, когда чувствующее фортепиано вообразило, что оно есть единственное существующее на свете фортепиано и что вся гармония Вселенной происходит в нем». Какого философа XVIII в. он имел в виду и какую его философскую позицию критиковал? См.: Антология мировой философии: В 4 т. Т.2. – М., 1970 (Дидро Д. С.659). 5. О какой науке Ф. Энгельс писал, что в ней закон перехода количественных изменений в качественные празднует свой триумф? См.: Энгельс Ф. Диалектика природы. – М., 1975. – «Диалектика», с. 47). Подтвердите это примерами, приводимыми Ф. Энгельсом в работе «Анти-Дюринг». См.: Энгельс Ф. Анти-Дюринг. – М., 1969. – Отд. I, гл. XII. 6. Почему И. Кант утверждал, что природа как она есть непознаваема? 7. Кто разработал в постпозитивизме принцип фальсификации и в чем его суть? Задание № 20 1. Дайте философскую оценку высказывания древнегреческого философа Демокрита: «[Все] прочее состоит из неделимых тел, последние же бесконечны числом и бесконечно разнообразны по формам; вещи же отличаются друг от друга [неделимыми], из которых они состоят, их положением и порядком… Ведь из одних и тех же [букв] возникает трагедия и комедия». См.: Антология мировой философии: В 4 т. Т.1. – М., 1969. Ч. 1 (Демокрит. С. 325-326). 2. Кто написал работу «Государь»? а) Дж. Локк; б) Н. Макиавелли; в) Т. Кампанелла; г) Т. Гоббс. 3. Чем различается сенсуализм Дж. Локка и Дж. Беркли? 4. В чем заключается суть материалистического понимания истории, разработанного К. Марксом и Ф.Энгельсом? 5. В чем позитивист О. Конт видел несостоятельность философии как науки? 6. Что означает понятие «Das Man» в экзистенциализме М. Хайдеггера? 7. Кто из русских философов ХХ в. вслед за В.С. Соловьевым разрабатывал метафизику всеединства? Задание №21 1. Какой характер имела античная этика стоицизма? а) гедонизм; б) фатализм; в) прагматизм; г) релятивизм. 2. Дайте философскую оценку высказыванию средневекового философа А. Августина: «К изучению наук ведет нас двоякий путь – авторитет и разум. …для всех желающих учиться великому и сокровенному дверью к этому служит лишь авторитет… Авторитет же бывает частью божественный, частью человеческий; но истинный, прочный и высший авторитет тот, который называется божественным». См.: Антология мировой философии: В 4 т. Т.1. – М., 1969. Ч. 2 (А.Августин. С. 594). 3. Что такое дуализм в понимании субстанции и какие дуалистические учения в онтологии известны? 4. Кто ввел в философию понятие «вещь в себе» и что оно обозначает? 5. В чем Л. Фейербах усматривал сущность человека? 6. Кто в экзистенциализме ХХ в. разработал концепцию бунтующего человека и в чем ее суть? 7. Как В.С. Соловьев представлял исторический процесс и в чем отличие его концепции от философии истории А. Августина? Задание №22 1. Дайте философскую оценку следующего онтологического высказывания Платона: «Может ли равное само по себе, прекрасное само по себе, все вообще существующее само по себе, то есть бытие, претерпеть какую бы то ни было перемену? Или же любая из этих вещей, единообразная и существующая сама по себе, всегда неизменна и одинакова и никогда, ни при каких условиях ни малейшей перемены не принимает? – Они должны быть неизменны и одинаковы». См.: Антология мировой философии: В 4 т. Т.1. – М., 1969. Ч. 1 (Платон, Учение об «идеях». С. 378). 2. Что собой представляют логические доказательства бытия Бога, разработанные Фомой Аквинским? 3. Кто был основателем субъективного идеализма в философии Нового времени? а) Дж. Локк; б) Дж. Беркли; в) Д. Юм; г) Р. Декарт. 4. Что такое принцип Пирса в прагматизме? 5. Что собой представляет концепция абсолютной свободы, разработанная Ж.-П. Сартром? 6. Раскройте содержание концепции «Я», «Ты», «Мы», разработанной Н.А. Бердяевым в работах «Проблема человека» и «Я и мир объектов». 7. Какая проблема становится в постмодернизме центральной? Задание № 23 1. Чем различаются представления Демокрита и Эпикура в области онтологии (атомистики) и этики? 2. Объясните высказывание А. Августина: «Перед верой меркнут все достижения разума» с точки зрения его учения о соотношении истин веры и истин разума? 3. В чем различие онтологических учений Б.Спинозы и Г. Лейбница? 4. Каким образом Г.В.Ф. Гегель объясняет переход от логической идеи в природу? 5. Назовите проблематику философских исследований в Марбургской и Баденской школах неокантианства. 6. Какого русского философа можно считать представителем экзистенциализма? а) И.А. Ильина; б) С.Ф. Франка; в) Н.А. Бердяева; г) Н.А. Лосского. 7. Все работы представителя постмодернизма М. Фуко были посвящены анализу истории «мутации» идей. Подтвердите это названиями его работ и кратким описанием их содержания. Задание № 24 1. О природе какого начала идет речь в древней философии даосизма: «Оно столь туманно и неопределенно! Однако в его туманности и неопределенности содержатся образы. Оно столь туманно и неопределенно, однако в его туманности и неопределенности скрыты вещи. Оно столь глубоко и темно, однако в его глубине и темноте скрыты тончайшие частицы. Эти тончайшие частицы обладают высшей действительностью и достоверностью. С древних времен до наших дней его имя не исчезает. Только следуя ему, можно познать начало вещей. Каким образом мы узнаем о начале всего сущего? Только благодаря ему»? См.: Антология мировой философии: В 4 т. Т.1. – М., 1969. Ч. 1 (Лао Цзы. С. 183). 2. Кто из средневековых философов занимал позицию реализма? а) Ф. Аквинский; б) П. Абеляр; в) И. Росцеллин; г) Д. Скотт. 3. Что такое пантеизм? В чем различие между мистическим пантеизмом и натуралистическим пантеизмом? 4. На какую идею Дж. Локка опирался Дж. Беркли, разрабатывая субъективно-идеалистическую онтологию? 5. Кто включал в структуру психики личности Я, Оно, Сверх-Я и что они обозначают? 6. Какой основной порок В.С. Соловьев усматривал в гегелевской философии и каким образом он предлагал преодолеть этот порок? 7. Кто разработал концепцию «языковых игр» в аналитической философии ХХ в. и в чем заключается ее основная идея? Задание № 25 1. Дайте философскую оценку высказыванию Сократа в платоновском диалоге «Менон»: «Так если правда обо всем сущем живет у нас в душе, а сама душа бессмертна, то не следует ли нам смело пускаться в поиски и припоминать то, чего мы сейчас не знаем, то есть не помним?». См.: Антология мировой философии: В 4 т. Т.1. – М., 1969, Ч. 1 (Платон. С. 386). 2. Что такое патристика и схоластика в средневековой философии и каковы их родовые особенности как специфических способов философствования? 3. Кто из философов Нового времени считал, что человек не может выйти за пределы своих ощущений и познать их источник? а) Г. Лейбниц; б) Д. Юм; в) Дж. Беркли; г) Дж. Локк. 4. Кто из представителей философии жизни любил мыслить парадоксами, не прибегая к логическим аргументам? Назовите фамилию и приведите пример какого-нибудь парадокса. 5. Дайте критику формационного подхода к историческому процессу, разработанного Марксом, с точки зрения идей синергетики. 6. Кто из русских философов разработал философию духовного опыта и в чем ее суть? 7. Что М. Хайдеггер понимал под несобственным, отчужденным бытием? Список литературы: 1. Гриненко Г.В. История философии. – М., 2007. 2. Евлампиев И.И. История русской философии. – М., 2002. 3. В.В. Васильев, Е.А. Водниканис, А.Ф. Грязнов и др. Западная философия XIX в.: Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова. – М., 2005. 4. Звиревич В.Т. Философия древнего мира и средних веков. – М., 2004. 5. Зотов А.Ф. Современная западная философия. – М., 2005. 6. История русской философии / Под ред. М.А. Маслина. – М., 2008. 7. История философии / Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова, Д.В. Бугая. – М., 2008. 8. История философии в кратком изложении / Пер.с чешск. – М., 1991. 9. История философии. Запад – Россия – Восток. Кн. 1-2. – М., 1995. 10. Крапивенский С.Э. Общий курс философии. – Волгоград, 2001. 11. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. – М., 2001. 12. Лосский Н.О. История русской философии. – М., 1991. 13. Мареев С.Н., Мареева Е.В., Арсланов В.Г. Философия ХХ века. – М., 2001. 14. Рассел Б. История западной философии. – Р.-н/Д., 1998. 15. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. – М., 2001. 16. Философия и методология науки / Под ред. В.И. Купцова. – М., 1996. 17. Философия / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М., 2000; 2010. 18. Философия / Под ред. Л.А. Никитич. – М., 2000. 19. Шапошников Л.Е., Федоров А.А. История русской религиозной философии. – М., 2006. Тексты 1. Бердяев Н.А. Проблема человека // Ступени. - № 1. – 1991. 2. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в смысле науки. – М., 1993. 3. Ницше Ф. Антихристианин // Ф. Ницше. Соч.: В 2 т. Т. 2. – М., 1996. 4. Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Ф. Ницше. Соч.: В 2 т. Т. 2. – М., 1996. 5. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Ф. Ницше, З. Фрейд, Э. Фромм, А. Камю, Ж.-П. Сартр. Сумерки богов. – М., 1989. 6. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М., 1994. 7. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом. – М., 1988. Хрестоматии 1. Антология мировой философии. Т. 1-4. – М., 1969-1972. 2. Мир философии: Книга для чтения: В 2 ч. – М., 1991. 3. Плотников В.И. Онтология: Хрестоматия. – М., 2004. 4. Хрестоматия по истории философии: Учеб.пособие для вузов: В 3 ч. – М., 1997. 5. Хрестоматия по философии /Сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М., 1997. 6. Хрестоматия по философии: Учеб.пособие для вузов. – Р.-н/Д., 1997. Степанова Инга Николаевна |