МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Век Просвещения в России. Значение и сущность реформ Петра I в области культуры.





XVIII век открывает новый этап в развитии русской культуры. Для этого периода характерно становление национальных школ в искусстве (живописи, музыке, архитектуре), что свидетельствует об активном формировании национальной культуры. Отличительной чертой новой культуры была светскость, особенно в художественной сфере, открытость для контактов с другими народами. В XVIII веке усложняется идейно-художественная жизнь общества, правительство впервые проводит целенаправленную политику в области образования и просвещения. Центром новой культуры становится город, где возникают такие социокультурные учреждения, как школы, музеи, театры, библиотеки.

Начало XVIII века ознаменовано реформами Петра I, кото­рые были призваны ликвидировать разрыв в уровне развития Рос­сии и Европы. Реформы затронули практически все сферы жизни общества. Содержанием их явились решающий сдвиг от средневе­ковья к новому времени и европеизация всех областей жизни:

1. Про­исходила ломка старых государственных учреждений, замена их новыми, складывался современный административно-бюрократи­ческий аппарат: Пётр создал коллегии, прообразы современных министерств, вместо Боярской думы создал высший совещательный орган при государе – Сенат, в состав которого входит 9 человек. При назначении в Сенат учитывались лишь деловые качества. Выдвигается и новый класс общества, на 200 лет определивший культурный облик России: дворянство получало привилегии за государственную службу и обязанности перед Отечеством – деятельность на благо Родины в военной, дипломатической или чиновничьей сферах.

2. Важное место в преобразованиях Петра I занима­ла церковная реформа, в результате которой относительно незави­симая прежде церковь оказалась под властью государства. К концу XVII века церковь обрела материальное богатство и даже могущество (её принадлежали огромные земли с приписанными крестьянами), но перестала быть носительницей православных начал в государстве: среди священников царили грубость, стяжательство, невежество; монастыри утратили своё просветительское значение. Кроме того, церковь была против перемен в стане. Поэтому Петр I проводит секуляризацию(сокращение власти церкви над обществом). Церковь постепенно подчиняется государству, а духовенство превращается в сословие, имеющее государственные обязанности и задачи. Так, священники должны были во время проповедей защищать проводимые правительством реформы, помогать в поиске неблагонадёжных лиц, нарушать тайну исповеди (под страхом смертной казни!), если верующий замышлял государственную измену, покушение на царя и т.д. Отмена патриаршеского управления церковью и создание Святейшего Синода (орган, состоявший из наиболее уважаемых и именитых представителей духовенства) окончательно утвердило подчинённое положение церкви в России. Синод подчинялся непосредственно государю, который сосредоточил в своих руках и светскую, и духовную власть.

3. Замена народных обрядов, традиций светскими, в том числе в области моды, форм общения, бытовых правил. Эти изменения затронули, прежде всего, высший слой общества. Так, после нескольких веков затворничества, русские женщины стали хозяйками балов и вечеров, познакомились с европейским искусством, надели заграничные платья.



4. Наиболее значимыми были реформы в области обра­зования. Создается система светских школ. В Москве основаны пуш­карские, навигацкие, медицинские школы. В Петербурге учрежде­на морская и инженерная академии, школа переводчиков. Помимо государственной, профессиональной школы зарождаются частные, общеобразовательные школы, распространяется практика обучения молодых людей за границей. Недостаток складывавшейся системы образования был в том, что крестьяне в эти школы не принимались. Ученье приравнивалось к службе, учащиеся получали кормовые деньги (стипендию). Чем больше продвигался молодой человек в обучении, тем больше получал. За побег из школы грозила смертная казнь. Петровская школа создавалась как профессиональная, тех­ническая, ставившая своей целью подготовку кадров в тех облас­тях, которые были нужны государству на данном этапе. Пётр сам знал 14 профессий: бомбардир (артиллерист), плотник, матрос, кузнец, зубной врач и т.д. К концу царствования Петра почти в каждом крупном городе было две школы: духовная (для детей духовенства) и светская (для приказных и солдат). В дворянских семьях преобладает домашнее обучение. Образование в России приобретает сословный характер, высшее образование постепенно становится привилегией дворянства.

Следствием развития образования становится растущий интерес к научным знаниям, особенно техническим. Проникновение в Россию западных просветительских, рационалистических концепций создавали почву для развития качественно нового естествознания. Наука постепенно становится частью светской культуры. Появляется целый ряд изобретений и технических новшеств. Так, механик и изобретатель А.Н. Нартов создаёт ряд приборов и машин, в том числе, первый в мире токарно-винторезный станок. В.П. Татищев вносит усовершенствования в горное дело, Я.В. Брюс – в военное. Закономерным результатом развития науки и техники становится открытие Академии наук в Петербурге, что означало оформление науки как социального института, создание базы для теоретической, фундаментальной науки в России.

5. Реформа армии и флота. Введение рекрутских наборов, предполагавших службу в армии в течение 25 лет, тяжело отразилось на жизни крестьян, но позволило создать опытную, боеспособную армию, в которой простой солдат мог стать офицером и продолжить карьеру. За 25 лет правления Петра было построено 48 линейных кораблей и 800 галер, что сделало Россию морской державой.

Результаты реформ Петра I были противоречивы и неоднозначны. В итоге всех преобразований в политическом строе Российского государства завершилось оформление абсолютной монархии: была укреплена централизованная власть, создана регулярная армия, церковь включена в государственный аппарат, создана бюрократия. Абсолютистское государство нуждалось в светской культуре.Мощным средством просвещения народа явилась периодическая печать. Первой печатной газетой в России были «Ведомости», вы­шедшие в 1703 году. Рост книгопечатания способствовал развитию книжной торговли. В 1714 году была открыта первая библиотека, ставшая основой библиотеки Академии наук. Она была доступна для свободного посещения. В 1719 году открывается первый рус­ский музей — Кунсткамера. Закономерным итогом реформ в сфе­ре просвещения, науки стало открытие в Петербурге в 1725 году Академии наук. Взамен старого летосчисления — «от Сотворения мира» — с 1 января 1700 года введено летосчис­ление «от Рождества Христова». Появился обычай праздновать Новый год: устраивать фейерверки, наряжать елки. Новой формой общения стали ассамблеи (балы, приёмы).

Важной чертой культуры нового времени стала ее откры­тость, способность к контактам с культурами других народов, что явилось результатом политики, направленной на подрыв нацио­нальной и конфессиональной замкнутости. Расширяются связи с западными странами. Контакты с Европой способствовали проник­новению в Россию гуманистических и рационалистических учений. Идеология абсолютизма начала подкрепляться идеями рациона­лизма, европейского Просвещения. Для Нового времени характерны такие процессы, как уско­рение темпов развития, усложнение общественного развития в целом. Начинается процесс дифференциации, появления новых отраслей культуры: науки, театрального дела, портретной живо­писи, поэзии, журналистики. Отличительной чертой этого периода является появление авторства, хотя в значительной части культура еще продолжала оставаться анонимной.

Наиболее решительный поворот в сторону европеизации русской культуры произошел в период правления Екатерины II.Ее царствование положило начало эпохе просвещенного абсолю­тизма, продлившейся до 1815 года. Эпоха характеризовалась по­пыткой провести либеральные реформы при сохранении неогра­ниченного самодержавия. Идеология «просвещённого абсолютизма» формировалась как система общественно-политических взглядов, основанных на вере в «мудреца на троне», который правит в стране по разумным, справедливым законам и стремится к благу своих подданных. Особое внимание Екатерина решила уделить воспитанию «новых людей», нравственно совершенных, которые в таком же духе будут воспитывать своих детей, что при­вело бы к изменениям в обществе. Предполагалось, что новый че­ловек будет воспитываться в исключительно западном духе. Большое внимание уделялось гуманитарному образованию. По­явились воспитательные дома в Москве, Петербурге, закрытые институты, кадетские корпуса. В 25 губернских городах открываются главные народные училища. В течение долгого времени во всех училищах и гимназиях в качестве учебника использовалась книга «О должностях человека и гражданина», изданная по распоряжению Екатерины II, представлявшая собой кодекс нравственных и общественных правил поведения человека.

Особенно яркое свидетельство совершившегося поворота в системе ценностей XVIII века — архитектура Петербурга и пор­третная живопись. В своих произведениях мастера стремились передать приверженность к упорядоченному, восхищение силой разума. Зодчие отражают это в облике города, художники — в изображении человека. Новая столица была заложена в мае 1703 года. В области градостроения произошел переход от средневе­ковой радиально-кольцевой схемы строительства (как в Москве) к регулярной планировке, для которой были характерны геометрическая пра­вильность, симметричность в застройке улиц. Для успешного ре­шения задач в области градостроительства были приглашены иностранные архитекторы. К началу XIX века город приобрел «строгий, стройный вид». В этом большая заслуга иностранных архитекторов — Ж.-Б. Леблона, Д. Трезини, Д. Кваренги и пред­ставителей русской архитектурной школы В. Баженова, И. Старова, М. Казакова, В. Растрелли.

В XVIII веке создаются предпосылки для образования рус­ского национального языка, происходит сближение литературно­го языка с разговорным, прекращается процесс образования но­вых диалектов. Формируется русский общенародный разговор­ный язык. Как образец выступает московский диалект. В 90-е годы Н. Карамзин провел реформу литературного языка. Это позволило привлечь к чтению широкий круг населения. В середине XVIII ве­ка господствующим направлением во всей художественной куль­туре стал классицизм. Появляются первые национальные траге­дии и комедии (А. Сумароков, Д. Фонвизин). Наиболее яркие по­этические произведения созданы Г. Державиным. На рубеже XVIII-XIX веков формируется новое направление в литературе — сентиментализм, связанное с творчеством Н. Карамзина и А. Ра­дищева. Расширяются культурные связи с другими странами. Более подвижный образ жизни, популярность путеше­ствий привели к развитию таких литературных жанров, как жанр письма, путевых заметок, воспоминаний, дневниковых записей.

Активизирова­лась общественная и научная мысль страны. В 60-70 гг. XVIII века большое распространение получила сатирическая журналистика. На страницах журналов печатались произведения, «для исправления нравов служащие», т.е. имевшие целью воспитать достойных членов общества. В этот же период времени в России бурно развивается естествознание, проводятся академические экспедиции во главе с крупными учёными. Собранные во время этих экспедиций материалы по зоологии, ботанике, этнографии, археологии способствовали научному осмыслению природы и культуры нашей страны. Изданный в 1745 году «Атлас Российской империи» имел мировое значение: к середине XVIII века такой атлас имела только Франция. К концу века распространяются географические знания.

Своеобразным явлением культурной жизни России второй половины XVIII века являлся крепостной театр. Некоторые из крепостных театров (например, графа Н.П. Шереметьева в Останкине, князя Н.Б. Юсупова в Архангельском, графа Каменского в Орле) были широко известны в среде любителей-театралов. На их сцене выступали многие талантливые актёры и музыканты, в театре славилась своей игрой П.И. Ковалёва-Жемчугова, знаменитый актёр Щепкин долгие годы был крепостным.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.