МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Абрамцево-кудринская резьба по дереву





Вопросы к экзамену

1.Фольклор в системе народной художественной культуры.

Фольклор как древнейший пласт народной художественной культуры. Термин «фольклор» (англ. folklore),состоит из двух слов: «фольк» (folk) – народ и «лор» (lore) – знание, мудрость. В переводе на русский оно означает «народное знание», «народная мудрость».

Под фольклором понимается вся народная культура – от одежды и национальной кухни до колыбельных песен. В нашей стране под фольклором обычно подразумевают устное народное творчество, иначе говоря – устную словесность как совокупность текстов. Но и в России наметилась тенденция к расширению понятия о фольклоре, в которое предлагают включать не только народное художественное творчество (словесное, музыкальное, танцевальное, драматическое, прикладное), но и любые проявления народных обычаев. Исторически, однако, сложилось так, что именно устное народное творчество и есть собственно фольклор.

Устное поэтическое творчество русского народа включает в себя разнообразные жанры (типы произведений) словесного творчества: обрядовые песни, причитания, сказки, сказы, предания, легенды, пословицы, загадки, былины, исторические и лирические песни, частушки. народные драмы. Они в своей совокупности и составляют народный фольклор.

Фольклор – синкретическое и синтетическое искусство, т.к. объединяет в себе различные виды искусств.

Фольклор – это искусство: устное, коллективное, традиционное.

Таким образом, имеется целый ряд важных особенностей фольклора: народность, коллективность, традиционность, изменяемость. Однако все эти признаки свойственны не только словесному фольклору, но и всему народному искусству, всем его видам – и музыке, и танцам, и живописи, и резьбе, и вышиванию.

Фольклор, по сути дела, - искусство, соединяющее в себе особенности нескольких видов искусства.

Фольклор выработал свои особые жанровые формы произведений – былину, сказку, пословицу, песню.

Функции фольклора: религиозно-мифологические, обрядовые, ритуальные,

художественно-эстетические, педагогические, коммуникативно-информационные,

социально-психологические и др.

 

2.Особенности южнорусского и северорусского женского комплекса.

Комплекс южнорусской народной одежды - рубаха, понева- шерстяная юбка, передник (завеска, занавеска, запон) и головной убор.

Поверх рубахи в южнорусских областях одевалась понева, которая практически являлась юбкой и состояла из трех шерстяных или полушерстяных полотнищ. Поневы были распашными и замкнутыми, по талии собранными на шнурке. Носили поневы только замужние женщины. Поверх рубахи и поневы надевался передник - занавеска. Его надевали также поверх рубахи с сарафаном, завершая весь ансамбль. Занавеска всегда декорировалась разнообразными приемами - узорным ткачеством, вышивками, полосками тканей и др. Узорное ткачество, вышивка на занавеске распределялись зачастую от верха и до низа, но в основном в нижней ее части. Иногда оформлялась лишь нижняя часть занавески.

Особенно различалась женская народная одежда и головные уборы по возрастным группам - как по форме, так и в декоративном и колористическом решениях. Заметно различалась одежда девушек и замужних женщин (молодых и пожилого возраста). Богатством узорного ткачества, вышивок, вставок из разных тканей, головных уборов, разнообразием дополнений к одежде, цветовой композицией ансамбля отличалась одежда молодых женщин от одежды пожилых.



Смелое сопоставление в женской одежде двух цветов - белого и ярко-красного - заставляло звучать последний особенно сильно. В общем композиционном построении одежды резкая грань двух цветов часто смягчалась дополнительной вышивкой, отделкой, вставками из ткани, настрочными лентами, позументом и пр. Композиционный центр декоративного построения рубахи находился в верхней ее части. Таким центром, как правило, были полики в верхней части лифа (деталь плечевого пояса женской рубахи), т. е. система декоративного решения изделия объединяла отдельные конструктивные элементы в верхней, видимой (обозримой), части рубахи и рукавов.

Понева отличалась обычно цветом плотным, тяжелым (темно-синий, черный, иногда зеленый, красный) и создавала впечатление большой устойчивости всей фигуры. Некрупная клетчатая ткань поневы оформлялась линиями белого, красного, желтого цветов. Отделка подола и боковых сторон поневы ярко-красной орнаментированной полосой связывала поневу с вышивкой рубахи, завершала и ограничивала композицию костюма внизу. Весь комплекс завершала занавеска. В дальнейшем в некоторых губерниях (Рязанской, Тульской и др.) понева была заменена сарафаном.

В решении орнамента, украсившим одежду, преобладали в основном яркие хроматические тона: изумрудно-зеленый, сине-зеленый, в небольшом количестве оранжевый и желтый. Очень незначительное вкрапливание белого и черного обогащало и облагораживало основной красный цвет, выявляя его силу и декоративность. Такое колористическое решение костюма придавало необычайную торжественность и красоту всему образу русской женщины.

 

 

Северорусский костюм или, как его еще называют, женский сарафановый комплекс был широко распространен в северных и центральных губерниях. Главной и самой известной частью этого костюма являлся сарафан. Его носили на Руси в будни и в праздники начиная с XIV века. Изготавливался сарафан из холста, домотканого сукна, крашеных и фабричных тканей, шелка или парчи. Мягкие плавные линии сарафана, которые как бы струились при движении, делали женщину похожей на лебедя. Недаром в народных песнях и сказках женщин зовут лебедушками. Украшали сарафаны вышивкой, различными лентами, цветными полосками ситца, тесьмой и бахромой.

Северорусский комплекс с сарафаном складывался и видоизменялся на протяжении многих веков. В конце XIX — начале XX века он имел множество вариантов. Состоял он по-прежнему из рубахи, сарафана, пояса, головного убора, обуви. Иногда его дополнял передник. Одежда была тесно связана с обычаями и традициями деревни. Неписаными законами было установлено, какую одежду носить в будни, какую по воскресным дням, в престольные праздники, на свадьбу, по случаю траура. Будничный костюм был удобным и прочным. Наиболее архаичной частью его была рубаха. Туникообразный, свободный крой с ластовицами не стеснял движения. Региональные различия можно проследить на примере каргопольских, пинежских, Вологодских рубах, имеющихся в коллекции. Разнообразны будничные сарафаны, представленные в коллекции. Наиболее древний, косоклинный, до начала XX века бытовавший в Пинеге, соседствовал с более поздним прямым, распространенным в других регионах области. Материалом для будничной одежды служили льняное полотно, пестрядь, набойка. Позже они были вытеснены ситцем. Одежда несла не только утилитарные и эстетические функции. Отзвуки древних языческих представлений о мире сохранились в костюме. Одежда оберегала человека от внешней среды, и каждая деталь ансамбля имела определенный смысл. Обережную роль играл пояс. Коллекция дает представление о разнообразных техниках их изготовления, бытовавших на Севере. Важную роль играли головные уборы. Девичьи оставляли теменную часть и волосы открытыми, а женские их полностью скрывали. Они подчеркивали не только изменение семейного положения, но и имущественного состояния. Украшенные жемчугом и золотым шитьем кокошники, повязки занимают особое место в коллекции. Сохранились комплексы обрядовой одежды. Значительную роль в жизни крестьян играли трудовые праздники: жатва, первый выгон скота, сенокос. От них зависело благополучие крестьянской семьи. Льняные каргопольские рубахи с архаичной вышивкой, жатвенные поподолицы представляют большую ценность в собрании. Магические знаки, заключенные в рисунках орнамента, по мнению предков, усиливали обережную роль одежды, служили данью кормилице-земле. Наиболее выразительна в художественно-образном решении праздничная одежда. Костюм сохранял традиционный покрой, но шили его преимущественно из более дорогих, покупных шелковых тканей. Он больше испытывал городское влияние.

 

 

3.Влияние византийских традиций на отечественную художественную культуру.

Византийская культура, выросшая на основе традиций античной и восточной культур, оказались тем факелом, который подхватила культура Древней Руси. Но несмотря на византийское влияние, русская культура стала ярким и самобытным явлением. Византийское наследие стало не только достоянием Руси, оно стало материалом для глубокого творческого претворения, целиком подчиненного новым задачам молодого русского христианства и старым традициям Древней Руси. Вопрос о преемственности самоочевиден: от Эллады – к Риму, от Рима – к Византии, от Византии – к Древней Руси. Хотя, восточные славяне, или, как их называли анты-русь, и до седьмого-восьмого веков уже имели свою историю и достигли значительных успехов в сфере материальной культуры. Так что византийский вклад был основан на крепкой почве художественных традиций славян и обусловил творческую переработку привнесенных греческих традиций вкупе с самобытностью русской культуры. Таким образом, русские люди с высокоразвитым и очень требовательным чувством прекрасного с честью использовали художественную систему, созданную Византией. А чувство это проистекало из особого мироощущения древних славян, из их уникального менталитета. А истоком такого особенного мироощущения был культ природы, с которой была связана и от которой зависела жизнь древних славян. Да и языческая мифология их не была такой конкретной, как, например, античная.

Их «религия природы» не осложнялась особой рассудочностью, не подкреплялась философскими измышлениями. Они были, как дети, юны духом, по-детски восприимчивы, наивны и простодушны. Поэтому в древние византийские традиции так гармонично влились русские народные с их добрыми и жизнелюбивыми устремлениями. Исходя из этого, русская культура несравненно демократичнее византийской. В ней нет строгости и суровости. Отсутствует свойственная восточному христианству пассивная созерцательность, а вместо нее – эмоциональный и лирический подход к религии. Ослабилось, по сравнению с византийскими канонами, и аскетическое начало, зато усилилась яркость красок, звонких и радостных, смягчился ритм линий, добрые лики на иконах приобрели умиленность, а не суровость, как в византийской иконописи, образ божества стал доверительным, интимным. В византийских формах русские творцы сумели увидеть их эллинистическую сердцевину и блестяще использовать ее в создании нового, уникального художественного мира, оригинального и неповторимого.

Во Владимире есть Дмитриевский собор. В нем уцелели фрески росписи, изображающие «Страшный суд». Над ними работал, судя по всему, греческий художник. И вот что заметили исследователи: византийскую суровость и аристократическую недоступность образов вдруг сменяют их добродушная интимность, подкупающая задушевность. И уже в чисто русском облике видится певучая линейная декоративность, которая выдала вмешательство русского мастера, его пробные шаги в искусстве монументальной живописи. Ну, не может же он, имея русский народный менталитет и опыт, отказаться от любезного его душе народного разноцветья и теплоты. И Страшный суд в воображении древнерусского художника – это уже не кара Божья, а покаяние, прощение, согласие душ, осиянных Господней любовью.

 

4.Художественная обработка дерева (Хохлома, Городец, Полхов-Майдан).

Художественная обработка древесины – это индивидуальный творческий подход, когда мастер или резчик-любитель разрабатывает способ изготовления и отделки декоративного изделия из дерева.

Художественная обработка дерева – одно из первых ремесел, которое освоил человек. В России деревянная архитектура, мебель, отделка интерьеров, разнообразные бытовые предметы из дерева относятся к одному из самых главных видов искусства и занимают важное место в нашей народной культуре.

Умение русских мастеров художественно обрабатывать древесину – поистине уникальное явление. Это искусство подарило миру замечательные архитектурные памятники зодчества, затейливую резьбу и красивую бытовую утварь. Оно берет свое начало от древних славян. Их религиозные языческие представления создали почву для широкого использования в декоративно-прикладном искусстве мифологических сюжетов с изображениями фантастических зверей, женских фигур с конями и т.д.

К художественным промыслам росписи по дереву относятся: хохломской, городецкий, полхов-майданский в Нижегородской области; загорская роспись с выжиганием в Московской области, роспись с выжиганием в Кировской и ряде других областей.

Роспись по дереву выполняется масляными, темперными, анилиновыми или гуашевыми красками. По технологии закрепления рисунка выделяют высокотемпературную и роспись без температурной обработки.

Народный промысел хохломская роспись назван по имени старинного торгового села Хохлома. Ассортимент его изделий очень широк и включает разнообразные чаши, блюда, солонки, сахарницы, ложки, черпаки, бокалы, стаканы, вазы, наборы для варенья, икры, вина. Роспись деревянных изделий выполняют кистью без применения трафарета или предварительного нанесения рисунка. Золотистый цвет в росписи получается без использования драгоценного металла, благодаря специальной технологии. Суть ее заключается в металлизации алюминием поверхности деревянных изделий, которая после покрытия расписанного изделия лаком и обжига приобретает золотистый цвет.

Применяются следующие виды росписи изделий: "под фон" или "под листок" и "верховой". В первом случае золотой орнамент выполняется на черном или цветном фоне. Рисунки "верховой" росписи наносят кистью на поверхность золотистого фона. Особым видом росписи является роспись "Кудрина", или "круглое письмо", орнамент которой имеет вид кругообразных, круглящихся, завивающихся, как кудри, форм, напоминающих цветы или плоды.

Традиции изготовления хохломских изделий в наши дни продолжают развивать центры этого искусства в Нижегородской области — фабрика "Хохломской художник", расположенная в селе Семино, а также производственно-художественное объединение "Хохломская роспись" в городе Семенове.

Семеновское производственное художественное объединение "Хохломская роспись" — крупнейшее предприятие по выпуску изделий с хохломской росписью. Для орнамента этого центра характерна тонкая штриховая проработка крупных декоративных цветов, украшающих всю поверхность изделия. Ассортимент объединения насчитывает более 200 наименований изделий. Это многопредметные наборы для ухи, десерта, резные ковши и братины (ковши для вина), расписная мебель, подсвечники, панно, вазы, бочонки и др.

Нижегородский старинный промысел, возникший в деревнях вблизи Городца, развивает традиции декорирования художественной росписью, скобчатой резьбой и инкрустацией из мореного дуба крестьянских прялок, лубяных лукошек, коробок для хранения пряжи, берестяных бураков (круглых коробок) и детских стульчиков. Городецкая роспись выполняется по технологии, не требующей обжига, и осуществляется по цветному фону — желтому, зеленому, голубому, синему, красному. Обязательной частью композиции Городецкой росписи являются живописные букеты цветов, напоминающих розы, ромашки, колокольчики, лошади с изогнутыми и подчеркнуто вытянутыми шеями, сказочные птицы. Современные работы отражают жизнь промысла, сюжеты литературных произведений. В настоящее время фабрика "Городецкая роспись" выпускает более 500 наименований изделий: хлебницы, солонки, наборы посуды, доски, сундучки, шкатулки, детские игрушки и мебель.

Для изделий Полхов-Майдана и Крутца характерны растительные мотивы орнамента, пейзажи: домик на берегу реки, алое зарево над лесом. Роспись выполняется обычно по очерченному тушью контуру анилиновыми красками алого и синего цветов.

Одним из распространенных видов сувенирных изделий из дерева являются традиционные русские матрешки — полые, одинаковые по форме, но разные по размерам фигурки, изображающие женщину в национальном старорусском сарафане с подвязанным головным платком. Все фигурки, за исключением самой маленькой, разъемные. Изготовлением матрешек занимаются мастера Нижегородской, Московской, Кировской областей.

Матрешки в зависимости от района расположения промысла имеют свои стилистические особенности и цветовую гамму. Так, семеновским матрешкам свойственна праздничность наряда, создаваемого ярким и пышным узором цветочного букета. Характерная деталь росписи — букетик цветов в руках у матрешки. Еще наряднее и сочнее по цвету матрешки Полхов-Майдана, а загорским матрешкам присуща скромность и строгость "одежды". Полхов-майданская матрешка не имеет вкладышей, как семеновская. Лицо полхов-майданской матрешки расписывают только одной черной краской.

Традиции календарных праздников и обрядов: художественные особенности (на примере одного из зимнего цикла).

 

5.Творчество профессиональных музыкантов и фольклор.

Для профессиональных композиторов народная музыка всегда была источником творческого вдохновения. Фольклорные жанры обильно цитируются в академической музыке всех времён и народов, стилизация народных песен, наигрышей, танцев – излюбленный художественный приём композиторов-классиков.

Фольклорные жанры в музыке русских композиторов-классиков воспринимаются, как естественная и неотъемлемая её часть, как её достояние. Русские композиторы огранили алмаз фольклорных жанров в бриллиант, бережно прикоснувшись к музыке разных народов, расслышав богатство её интонаций и ритмов и воплотив её живой облик в своих произведениях.

Трудно назвать русскую оперу или симфоническое произведение, где бы ни прослушивался русский народный мелос. Н.А. Римский-Корсаков сотворил для оперы «Царская невеста» проникновенную лирическую песню в народном стиле, в ней изливается горе девушки, выдаваемой замуж за нелюбимого. Песня Любаши содержит характерные черты русского лирического песенного фольклора: звучит без инструментального сопровождения, то есть a capella (редчайший пример в опере), широкая, протяжная мелодия песни диатонична, оснащена богатейшими распевами.

C легкой руки М.И Глинки, увлеклись ориентальным (восточным) фольклором многие русские композиторы: А.П. Бородин и М.А. Балакирев, Н.А. Римский-Корсаков и С.В. Рахманинов. В романсе Рахманинова «Не пой, красавица при мне» вокальная мелодия и аккомпанемент демонстрируют виртуозные хроматические интонации, характерные для музыки Востока.

Знаменитая фантазия для фортепиано «Исламей» Балакирева написана на основе одноимённого кабардинского народного танца. Буйный ритм неистовой мужской пляски сочетается в этом произведении с певучей, томной темой – она татарского происхождения.

Фольклорные жанры в музыке западноевропейских композиторов – весьма распространённое художественное явление. Старинные танцы – ригодон, гавот, сарабанда, чакона, бурре, гальярда и другие народные песни – от колыбельных до застольных, частые гости на страницах музыкальных сочинений выдающихся композиторов. Вышедший из народной среды грациозный французский танец менуэт, стал одним из любимых у европейской знати, а, спустя некоторое время, его включают профессиональные композиторы в качестве одной из частей инструментальной сюиты (XVII век). У венских классиков этот танец занял почетное место третьей части сонатно-симфонического цикла (XVIII век). Хороводный народный танец фарандола родился на юге Франции. Держась за руки, двигаясь цепочкой, исполнители фарандолы образуют различные фигуры под аккомпанемент весёлого тамбурина и нежной флейты. Зажигательная фарандола звучит в симфонической сюите Ж. Бизе «Арлезианка» сразу после маршевого вступления, которое основано также на подлинном древнем напеве – рождественской песне «Марш трёх королей».

Фольклорные жанры в классической музыке Для профессиональных композиторов народная музыка всегда была источником творческого вдохновения. Фольклорные жанры обильно цитируются в академической музыке всех времён и народов, стилизация народных песен, наигрышей, танцев – излюбленный художественный приём композиторов-классиков. АЛМАЗ, ОГРАНЁННЫЙ В БРИЛЛИАНТ Фольклорные жанры в музыке русских композиторов-классиков воспринимаются, как естественная и неотъемлемая её часть, как её достояние. Русские композиторы огранили алмаз фольклорных жанров в бриллиант, бережно прикоснувшись к музыке разных народов, расслышав богатство её интонаций и ритмов и воплотив её живой облик в своих произведениях. Трудно назвать русскую оперу или симфоническое произведение, где бы ни прослушивался русский народный мелос. Н.А. Римский-Корсаков сотворил для оперы «Царская невеста» проникновенную лирическую песню в народном стиле, в ней изливается горе девушки, выдаваемой замуж за нелюбимого. Песня Любаши содержит характерные черты русского лирического песенного фольклора: звучит без инструментального сопровождения, то есть a capella (редчайший пример в опере), широкая, протяжная мелодия песни диатонична, оснащена богатейшими распевами. Песня Любаши из оперы «Царская невеста» C легкой руки М.И Глинки, увлеклись ориентальным (восточным) фольклором многие русские композиторы: А.П. Бородин и М.А. Балакирев, Н.А. Римский-Корсаков и С.В. Рахманинов. В романсе Рахманинова «Не пой, красавица при мне» вокальная мелодия и аккомпанемент демонстрируют виртуозные хроматические интонации, характерные для музыки Востока. Романс «Не пой, красавица, при мне» Знаменитая фантазия для фортепиано «Исламей» Балакирева написана на основе одноимённого кабардинского народного танца. Буйный ритм неистовой мужской пляски сочетается в этом произведении с певучей, томной темой – она татарского происхождения. Восточная фантазия для фортепиано «Исламей» ЖАНРОВЫЙ КАЛЕЙДОСКОП Фольклорные жанры в музыке западноевропейских композиторов – весьма распространённое художественное явление. Старинные танцы – ригодон, гавот, сарабанда, чакона, бурре, гальярда и другие народные песни – от колыбельных до застольных, частые гости на страницах музыкальных сочинений выдающихся композиторов. Вышедший из народной среды грациозный французский танец менуэт, стал одним из любимых у европейской знати, а, спустя некоторое время, его включают профессиональные композиторы в качестве одной из частей инструментальной сюиты (XVII век). У венских классиков этот танец занял почетное место третьей части сонатно-симфонического цикла (XVIII век). Хороводный народный танец фарандола родился на юге Франции. Держась за руки, двигаясь цепочкой, исполнители фарандолы образуют различные фигуры под аккомпанемент весёлого тамбурина и нежной флейты. Зажигательная фарандола звучит в симфонической сюите Ж. Бизе «Арлезианка» сразу после маршевого вступления, которое основано также на подлинном древнем напеве – рождественской песне «Марш трёх королей». Фарандола из музыки к «Арлезианке» Призывные и пронзительные напевы великолепного андалусского фламенко воплотил в своем творчестве испанский композитор М. де Фалья. В частности, он создал одноактный мистический балет-пантомиму по народным мотивам, назвав его «Колдовская любовь». В балете есть вокальная партия – композиция фламенко, кроме танца, включает пение, которое перемежается гитарными интерлюдиями. Образное содержание фламенко – лирика, наполненная внутренней силой и страстью. Главные темы – пылкая любовь, горькое одиночество, смерть. Смерть разлучает цыганку Канделас с ее ветреным возлюбленным в балете де Фальи. Но магический «Танец огня» освобождает зачарованную призраком умершего героиню, и возрождает Канделас к новой любви.

 

6.Народная керамика (Скопин, Дымково, Каргополь, Гжель, Филимоново).

Гжель.

Самый известный крупный народный художественный керамический промысел — подмосковная гжель. Этот район из 30 сел и деревень бывших Бронницкого и Богородского уездов, в 60 км от Москвы ныне Раменский район), давно славился своими глинами и гончарами.

Имея большой опыт гончарного дела, отличаясь живым сметливым умом, гжельские мастера быстро осваивали производство майолики на заводе Гребенщикова, а затем уходили от хозяина и начинали изготовлять подобные изделия в своих мастерских. Они создали нарядную посуду: квасники — декоративные кувшины с кольцевидным туловом, высокой куполообразной крышкой, длинным изогнутым носиком, скульп-птурной ручкой, часто на четырех массивных округлых ножках; кумганы, подобные же сосуды, но без сквозного отверстия в корпусе; кувшины, рукомои, кружки-шутихи, «напейся — не облейся», блюда, тарелки и др., украшенные орнаментальной и сюжетной росписью, исполненной зеленой, желтой, синей и фиолетово-коричневой красками по белому фону.

Обыкновенно в центре майоликового блюда или на передней плоскости кольцевидного тулова квасника изображалась гордо выступающая птица типа журавля или цапли — тонким черным контуром с легкой подцветкой;

это основное изображение дополняют и сопровождают легкие условные деревца, кустики, иногда предельно обобщенные, схематизированные изображения людей, например дам в кринолинах, иногда архитектурных сооружений. Виртуозность штриха, свобода расположения и уравновешенность всех изображений, их вписанность в круг, изящество и тонкость раскраски — все это указывает на чрезвычайно высокую квалификацию и художественную одаренность мастеров-расписчиков. Но не отстают от них и скульпторы. Плечики, крышки, ручки кувшинов и кумганов дополнены небольшими жанровыми скульптурными фигурками людей и забавными изображениями животных. Мелкая декоративная пластика выполнялась и вне связи с посудой. Мастера опять-таки с юмором изображали то, что видели в жизни: вот женщина везет ребенка на санках, а вот военный в треуголке; жена стаскивает сапог с ноги мужа, старик дерется со своей старухой, мальчик-поводырь ведет нищего и т.д.

В гжельской майолике объединены пластические достижения, богатство фантазии и простодушие образов народного гончарства, отражены черты барокко и классицизма.

В искусстве русской народной керамики полуфаянс Гжели представляет собой одно из ярких явлений. Сначала полуфаянсовая посуда по формам была близка майолике. Это — крупные кумганы, квасники со скульптурой, но с более простой синей цветочной росписью. Затем формы стали проще; преимущественно выполняли кувшины, рукомои, чернильницы, солонки и др. Созданная народными мастерами Гжели система решения пластической формы сосуда и декоративной росписи имеет значение целой художественной школы русской народной керамики.

На мелких гжельских фарфоровых заводах при всем их стремлении подражать дорогим изделиям родилось свое оригинальное искусство русского фарфорового лубка с его грубоватой цвети-стотью, народной трактовкой скульптурных образов, которые мастера создавали по-своему, отталкиваясь от образцов дорогого фарфора. Фарфоровые статуэтки приобретали в претворении гжельских мастеров черты, общие с простой глиняной игрушкой. Гжельские изделия распространялись не только по всей России, их вывозили в Среднюю Азию и страны Ближнего Востока. Учитывая местные вкусы, гжельские мастера создали устойчивый ассортимент так называемого «азиатского» фарфора: чайники, пиалы разных размеров и определенной формы, с характерной цветочной росписью в медальонах, на цветном фоне.

 

Дымковская игрушка.

Среди современных русских глиняных игрушек самой большой известностью и популярностью пользуется дымковская (в прошлом вятская) игрушка. Это обобщенная, декоративная глиняная скульптура, близкая к народному примитиву: фигурки высотой в среднем 15—25 см, разукрашенные по белому фону многоцветным геометрическим орнаментом из кругов, Горохов, полос, клеток, волнистых линий, яркими красками, часто с добавлением золота. Традиционными и постоянно повторяющимися в дымковской игрушке являются всадники, петухи, женские фигуры в расширяющихся книзу колоколообразных юбках и высоких головных уборах — кокошниках, именуемые няньками, кормилицами, барынями, водоносками; все они явно пришли из XIX в., но в 60—80-е гг. XX в. обновляются, переосмысливаются и, не меняя почти своего облика и костюма, становятся «воспитательницами в детском саду», «учительницами», «колхозницами», «доярками» и т. д. Дымковские индюки и кони реальны и фантастичны в одно и то же время. Индюк с пышным веерообразным хвостом, конь в ярко-синих яблоках-кругах, у козла красные с золотом рога. Во всех этих наивных и красочных образах так и видятся присущие русскому народу простодушие, удаль, оптимизм, склонность к сказочной, песенной интерпретации действительности. В женских фигурах большое значение имеют выразительные детали: нарядные прически, головные уборы, оборки на Рукавах, передниках, пелеринки, муфты, зонтики, сумочки и т. п.

Вылепленные игрушки высушивают при комнатной температуре от двух-трех дней до двух недель (в зависимости от размера). Затем их обжигают. Прежде обжиг проводили прямо в русской печи. Теперь же — в электрических муфельных печах. Обожженные до красно-раскаленного состояния и остывшие в печи игрушки покрывают ослепительно белым слоем мела, разведенного на снятом молоке. По этой побелке выполняют яркую многоцветную роспись. На одной фигурке применяют 4—8 цветов. В настоящее время используют гуашевые краски, разведенные на яйце. Традиционное приготовление состояло в растирании сухих анилиновых красок на яйце, разведенном уксусом или перекисшим квасом. В прошлом кисточка была самодельной из продернутого холщового лоскута, намотанного на палочку. Пятна наносили торцом ровно срезанного прутика. Теперь употребляют колонковые или хорьковые кисти.

Роспись представляет собой, как правило, крупный геометрический узор, сочетающийся с гладкоокрашен-ными частями. Особенно разнообразно и нарядно орнаментируют юбки. Орнамент часто покрывает фигуры животных, заменяя изображения шерсти или оперения. Цвета росписи локальные, сочетаются по принципу контраста и взаимного дополнения. Многоцветие подчеркнуто присутствием белого и черного цветов и дополнено блестящими квадратиками сусального золота (теперь—медный поташ), наклеенными на головные уборы и воротники дам, эполеты и кокарды военных, пышные хвосты индюков и т. д.

С течением времени многоцветие и яркость росписи увеличились. Сохранившиеся от XIX — начала XX в. дымковские игрушки не так интенсивно расцвечены; их орнамент состоит из меньшего количества элементов, они в чем-то грубее, примитивнее, но в то же время цельнее, монолитнее, обобщеннее и непосредственнее, чем современные.

В середине XIX в. этим промыслом в заречной слободе г. Вятки Дымково занималось около 60 семей. Происхождение его древнее. Старинные ритуальные обряды с участием свистулек со временем превращались в узаконенные традицией праздничные ярмарки. К ним относится и ярмарка «свистунья» (прежде называлась «свистопляска»), которая проводилась в Вятке ежегодно в мае и длилась три-четыре дня. К этой ярмарке в течение всей зимы готовили свой яркий, веселый товар дымковские игрушечницы.

 

Филимоново

В Тульской области известны два очень разных промысла глиняных игрушек. Один, доживший до наших дней, связан с крестьянской традицией и хранит в современных изделиях архаические черты пластики и орнамента. Центр его — деревня Филимоново Одоевского района (эти игрушки и называются филимоновскими или одоевскими). Другой — типично городской — npoмысел существовал в последней четверти XIX в. на окраине города Тулы, в районе Гончары, и не возоб новлялся. О нем мы знаем по музейным экспонатам и упоминаниям в литературе. В его фигурках и группах выражено стремление мастеров подражать фарфорровым статуэткам, и предназначались они, очевидно, для украшения комодов небогатых горожан.

В Филимонове при Тульском творческо-производственном комбинате художественного фонда РСФСР теперь работает всего несколько мастериц старшего поколения, уже преклонного возраста: А. Г. Карпова, А. И. Карпова, А. Г. Зайцева и др. Филимоновские игрушки лепные, почти всегда со свистом; даже крупных размеров «бабы» держат под рукой птичку-свистульку. Обычно высота игрушек колеблется от 5 до 20 см, но отдельные выставочные экспонаты достигают 40. Сюжеты их не так разнообразны, как дымковских, круг их довольно узок: женская фигура («баба»), мужская фигура («солдат»), баран, конь, всадник, олень, петух, собака, корова. В некоторых возможно влияние дымковской игрушки (доярка, всадник, например), но ряд сюжетов—сугубо местные: собака с зеркалом, солдат с гусем, «любота» (возлюбленные), в других местах они не встречаются. Фигурки имеют очень обобщенные, условные формы, вытянутые пропорции, удлиненные шеи и головы, что объясняется свойствами материала — местной жирной глины, требующей многократного заглаживания в процессе лепки; но в этом же их своеобразная привлекательность и неповторимость. Их условность удивительным образом совмещается с одухотворенностью, живой убедительностью образов. Они очень декоративны в своем монументальном лаконизме и жизнерадостны благодаря солнечной яркости росписи, состоящей из малиновых и зеленых или фиолетовых полос по желтому фону.

Одежда женских фигурок бывает украшена ромбами, розетками, полосами. Любимый цвет росписи фи-лимоновских игрушек — малиново-красный. Он преобладает на женских фигурах, часто сплошь покрывая значительную их поверхность. Преобладает орнамент наиболее древнего в народном искусстве геометрического стиля. Иногда вместо полос появляются цветные крапки, условно воспроизводящие оперение птиц, реже цветы, ветки изображаются елочкой, напоминая мотивы народной вышивки. Расписывают игрушки по традиции куриным пером, после того как они просушены в течение нескольких дней и обожжены в электрическом муфеле в течение 12 часов при температуре 800 градусов (прежде их обжигали в ямных гончарных горнах вместе с посудой). После обжига фигурки приобретают светлый, чуть желтоватый или розоватый тон, на котором ярко играют все цвета росписи.

Современная филимоновская игрушка, подобно дымковской, стала предметом коллекционирования и декоративного украшения.

 

Каргополь

Продолжается в наше время жизнь традиционного искусства народной глиняной игрушки в Каргопольском районе Архангельской области, где работает несколько мастеров. Центром промысла была Д. Гринево, где проживали мастера, И. В. Дружинин и У. И. Бабкина. В музеях хранятся игрушки И. В. Дружинина, созданные в 1935—1940 гг. Это по-крестьянски мощные, коренастые фигуры людей, а также стоящие подобно людям, на двух ногах олени, медведи, птицы - то ли сказочные персонажи, то ли изображения ряженых. Много женских фигур с ребенком на руках, с кор зиной, с птицей, занятых хозяйственными заботами. На них широкие юбки, разнообразные головные уборы кофты с крупными налепными пуговицами. Не лишены бытовых черт и другие фигуры. Каждый персонаж показан в действии: одни несут сосуды, другие играют на гармошке или на рожке, мужчина курит, развалясь в кресле. Обобщенность форм, четкий выразительный силуэт, крупная лаконичная роспись делают их монументальными, несмотря на небольшие размеры (10 15 см). Цветовое решение этих игрушек очень красиво и необычно. По предварительной побелке они раскрашены желтой, розовой, серой, сиреневой, бирюзовой, коричневой, черной матовыми гуашевыми красками в изысканных сочетаниях. Геометрический белый или черный орнамент из кругов, прямых и косых крестов, полос, штрихов, овалов похож на древние знаки. Пятнами, полосами, штрихами намечены формы одежды, черты лица. Все образы полны большой жизненной силы и внутренней значительности, выглядят непринужденными и самоуверенными.

Игрушки У. И. Бабкиной гораздо меньшего размера, в них сильнее выражено движение. Они расписаны масляными красками, грубее по расцветкам, иногда случайным (какая краска была у мастерицы, такой и красила). Несмотря на это, работы привлекательны своей непосредственностью, пластичностью. Поистине непочерпаемая фантазия и острая наблюдательность вместе с традиционными приемами воплощены в фигурках и группах У. Бабкиной. Тематика их разнообразна: здесь и постоянные для народной игрушки конь, баран, олень и более сложные групповые композиции, например охота на медведей (могла появиться под впечатлением от книжной иллюстрации или фотографии), часты бытовые сюжеты: катание на санках, танцующая пара, сказочные образы: Полкан-богатырь, птица-сирин и др. Мастерица лепила их с веселой улыбкой, сама радовалась им и шутила. Так же веселы и простодушны eё игрушки. В 1966 г. при архангельском промкомбинате был организован гончарный цех, позднее перешедший в объединение «Беломорские узоры». Возглавил производство игрушек А. П. Шевелев. Там стала работать и его сестра, К. П. Шевелева. В 70-х годах производство игрушек в объединении развивается. Там работает более 15 мастеров. Характерны массивные фигурки коньков, мужичков с окладистой бородой, крестьянок; варьируется образ Полкана (кентавра), который был в числе любимых произведений У. Бабкиной.

 

7.Сущность интегрального характера народной художественной культуры.

Народная художественная культура является частью художественной культуры общества. Она развивается под влиянием принятых и утвердившихся в данном обществе художественных норм, ценностей и идеалов. Спецификой народной художественной культуры является то, что она воплощает в себе традиции (то есть устойчивые формы жизни народа, отражающие особенности его национального характера и национальных образов мира).

В каждом современном обществе, как правило, сосуществует и взаимодействует множество различных национально-культурных и национально-художественных традиций. Так, в художественной культуре России, где проживают представители около 130 этносов, созданы условия для сохранения и развития самобытных народных художественных культур каждого из них.

НХК – коллективная память поколений, в которой накапливается и перерабатывается их опыт.

НХК – совокупность художественных ценностей того или иного народа, а также форм и способов их создания, сохранения, распространения, бытования в народной среде.

НХК – система этнических стереотипов художественной деятельности, ее предметных результатов – произведений народного творчества и опосредующих их компонентов этнохудожественного сознания.

Этнос – это группа людей, объединённых общностью происхождения, языка, хоз.деятельности, уклада жизни, территории проживания, самосознания, религиозных представлений, отличающих эту группу от других. Главные этнические признаки: язык, культура, самозознание.

Народность – пришла на смену племени в результате консолидации племён. Народность – ок. 100 тыс. человек. Народ – объединение народностей в государстве (более 100 тыс.). Нация – крупное объединение людей, свыше 100 тыс. чел, возникшее в период индустриального развития. Этнополитическая категория, говорящая о гос. принадлежности. Кроме этого: этнографические группы – русские, украинцы ит.д., субэтносы – уральские, кубанские казаки.

НХК играет важную роль в жизни общества, что проявляется в следующих функциях:

 

Познавательная. При помощи НХК человек осваивает окружающий мир, и пытается постичь его основные стороны. Процесс постижения строится на основе художественных образов.

Мировоззренческая. НХК формирует тип мышления в обществе, который применяется конкретно к каждому человеку и служит основой для его мировосприятия и деятельности.

Социализирующая. НХК приобщает подрастающее поколение к традициям своего народа посредством художественных образов

 

И другие функции:

-аксилогическая (сохранение и передача от поколения к поколению духовно-нравственных ценностей и идеалов этноса);

-художественно-эстетическая (развитие художественно-эстетической культуры личности и общества на материале этнических художественных традиций);

-социокультурная (социальная адаптация и реабилитация личности средствами народного искусства);

-арт-терапевтическая (содействие лечению болезненных зависимостей, психосоматических и других заболеваний с помощью фольклорной арт-терапии)

-коммуникативная (развитие культуры межнационального общения в процессе освоения этнохудожественных ценностей и традиций разных народов), и другие

 

В.С. Цуккерман выделяет в системе народной культуры, три составные части: материальную культуру, культуру социального управления (точнее - самоуправления) и духовную культуру. В духовной культуре он различает следующие структурные элементы: народное мировоззрение,

народную экономическую культуру, народную нравственную культуру, народную педагогику, народное правосознание,народную художественную культуру.

 

Народная художественная культура интегрирует в себе в образно-художественной форме и религиозные, и социально-утопические, и нравственные, и правовые, и педагогические воззрения, и эта связь художественного творчества со всей культурной деятельностью настолько органична и неразрывна, что зачастую практически невозможно отнести отдельный вид народного творчества к той или иной форме культуры. Народная художественная культура синтезирует другие виды народной культуры. Интегрирующей является является их связь со средой обитания и жизнедеятельности, с трудовой деятельностью и бытом народа Сущность народной художественной культуры в совокупности художественных ценностей и идеалов, созданных и укоренившихся в том или ином этносе.

 

8.Художественная обработка дерева (богородская, абрамцево-кудринская, Северной Двины).

Художественная обработка древесины – это индивидуальный творческий подход, когда мастер или резчик-любитель разрабатывает способ изготовления и отделки декоративного изделия из дерева.

Художественная обработка дерева – одно из первых ремесел, которое освоил человек. В России деревянная архитектура, мебель, отделка интерьеров, разнообразные бытовые предметы из дерева относятся к одному из самых главных видов искусства и занимают важное место в нашей народной культуре.

 

Богородская резьба.

Развитие искусства резьбы по дереву в Богородском относится к XVI—XVII вв., хотя первые исторические сведения о богородской резьбе уходят в далекое прошлое. Известно, например, что богородских «кузнецов» и «секачей на колесах» дарил своему сыну Петр I. Наибольшего расцвета богородская художественная резьба достигает в XVIII в.

Наряду с отдельными фигурками в XIX в. появляются многофигурные композиции. Широко изображен в богородской игрушке XIX в. народный быт. Это игрушки-скульптуры «Дровосеки», «Рубка капусты», «В кузнице», «Пахарь», «Сеятель», «Пряха» и др.

Материалом для изготовления богородских художественных изделий служит мягкая древесина осины, ольхи, липы.

Зоркая наблюдательность, богатая фантазия и юмор присуши богородским мастерам. Убедительная реальность в передаче фантастических образов и сказочная поэтизация действительности говорят о глубокой народности искусства богородской резьбы. Для изделий характерно сочетание орнаментальной тонкой резьбы, которая превосходно передает оперенье птиц, шерсть животных, с гладкой поверхностью.

Основываясь на древней традиции русских мастеров резьбы по дереву, богородские резчики делают изделия без предварительных эскизов, «смаху» (отсюда и название — «маховая» резьба). Этот прием обработки древесины придает богородским изделиям специфический характер.

Своеобразный композиционный прием резьбы из трехгранника, т. е. из брусков древесины треугольного сечения, которые получают при раскалывании полена радиально, тоже одна из отличительных черт богородской резьбы по дереву.

Ассортимент богородских резчиков представлен разнообразной скульптурой. Выпускают богородчане скульптуру на сюжеты, навеянные любимыми песнями, произведениями Пушкина, Лермонтова. Гоголя, Крылова, много скульптур создано на мотивы русских народных сказок, былин, басен: «Сказка о золотом петушке». «Конек-горбунок», «Вершки и корешки», «Три богатыря», «Тройка», «Генерал Топтыгин», «Охотник с тетеревом». Тема народной сказки звучит п богородской ифушке как сама сказка. В последние годы ассортимент пополнился космической тематикой: «Полет в космос», «Запуск спутника вокруг Луны», «Мягкая посадка». Причем зачастую космическая тематика решена в фольклорном плане. Это игрушки: «Медведь на спутнике», «Медведь фотографирует Луну». Здесь мастерам и художникам села Богородского помогает их подлинно народное умение видеть в реальном сказочное, чудесное.

 

Абрамцево-кудринская резьба по дереву

Абрамцево-кудринская резьба зародилась еще в 19 веке, в процессе формирования объединила несколько видов художественной резьбы по дереву:

1. ажурная: обработка дерева, при которой остается только орнамент, а фон полностью высверливается (сквозной, пропильной узор). Изображаются как простые геометрические, так и сложные фигуры людей и животных. В середине 19 века широко применялась в домашнем декоре, при создании утвари;

2. геометрическая: древний вид орнаментальной резьбы, известный с 10-12 веков. В основе изготовления - нарезка выемок двух-, трех- или четырехгранной формы, при сочетании которых образуется множество разных композиций. В узоре преобладают языческие символы – розетки, сияния;

3. плоскорельефная: наиболее распространенная резьба на Руси, представляет собой рельеф со скругленными краями, на одинаковую высоту (до 20 мм) выпуклый над основным фоном. В узоре преобладают растительные элементы, фигуры животных и людей. Использовалась в домостроении, корабельном деле. Оказала наибольшее влияние на появление кудринской резьбы.

Стилевыми особенностями абрамцево-кудринской резьбы являются:

- Наличие ритмичного растительного орнамента – соединения отдельных изгибающихся веточек, завитков, розеток в единую композицию, густо покрывающую изделие.

- Разнообразие тонировки (обработка морилкой, полировка или покрытие лаком) – придает изделию нужный оттенок, от золотистого до темно-коричневого, подчеркивая красоту натуральной древесины.

 

Роспись Северной Двины

Особенно значительна по разнообразию и богатству художественных мотивов роспись, распостраненная по обширной территории Северной Двины.

Северодвинская роспись делится на три крупных, совершенно самостоятельных вида росписи. Первый вид росписи называют пермогорской. Она включает работы мастеров из деревень Черепаново, Большой Березник и Грединская, они находятся в четырех километрах от пристани Пермогорье. Основу пермогорской росписи составляет растительный узор. На гибкие побеги нанизаны трехлопасные, чуть изогнутые листья с острыми кончиками и тюльпановидные цветы, напоминающий древний цветок крина. Среди них кустики из округленных листьев, сирины, нарядные сказочные птицы. В народных росписях Пермогорья XIX века в растительный узор обычно почти на всех предметах быта вписывались разнообразные жанровые сцены из крестьянской жизни. В цветовой гамме пермогорской росписи преобладают белый цвет фона и красный основной цвет узора. Желтый и зеленый цвета фона являются как бы дополнительными, сопутствующими. Большое значение в росписи имеет тонкий черный контур, который наносился гусиным пером свободно, бегло и всегда мастеровито. Сначало на белый грунт, как на бумагу, наносится пером черный контур, потом его заполняли цветом. Круг бытовых предметов, которые расписывались, был очень велик - в большом количестве украшали деревянную и берестяную посуду, росписью покрывали многие крупные предметы - колыбели, ларцы, сундуки, подголовники. Но больше всего расписывались прялки. Для каждой крестьянки прялка, с которой она не расставалась всю жизнь, была не только необходима в быту, но с ней связывались лучшие воспоминания молодости, с прялкой всегда был связан свадебный обряд.

Другим, не менее крупным видом северодвинской росписи, были росписи борецкие. Роспись сверкала белизной фона, на которой горел ярко красный цвет растительного узора. Сусальное золото, которым любили украшать прялки этого центра, придает им большую праздничность и нарядность. Композиция лопасти прялки как бы делилась на три части. Вверху нарисованы золотые окна с цветами, в центре сказочный куст с птицами, а внизу размещалась сцена катания.

Третий вид северодвинской росписи - ракульская. Она совершенно не похожа на пермогорскую и борецкую. В росписи основную роль играет золотисто-охристый и черный цвета, а сопутствуют им чаще всего глубокий зеленый и коричнево-красный. Орнамент очень крупный, в основном состоит из декоративных листьев. Черным цветом исполнен не только контур, но и многие детали-усики, завитки и прожилки. Покрывая яркой нарядной росписью обычные предметы быта, народные художники превращали их в произведения искусства которые до сих пор приносят нам радость.

 

9.Миниатюрная живопись на папье-маше (Федоскино, Палех, Мстёра).

Искусство русской миниатюрной живописи на папье-маше известно во всем мире. Это шкатулки, коробки, пудреницы, броши и другие изделия. Исходным материалом для изготовления этих изделий служит обыкновенный картон, который после многократной пропитки маслом и клеем и просушки при оп­ределенном режиме приобретает новые свойства, становится твердым как дерево, легко поддается столярной и токарной обработке.

 

Федоскинская миниатюра.

Развиваясь на протяжении XIX в., федоскинская миниатюра многое позаимствовала у классической русской живописи: сюжеты ее часто идут от старой русской гравюры и русского лубка. Характерны изо­бражения народных гуляний, плясок в русских народных кос­тюмах.

Создается в Федоскино и немало портретных и пейзаж­ных миниатюр. Федоскинцы правдиво и с большим чувством передают очарование русской снежной и морозной зимы, зо­лотой осени, неповторимую прелесть живописных поэтиче­ских уголков Подмосковья. Федоскинские миниатюры всегда написаны на черном фоне. Свои миниатюры федоскинские мастера пишут масляными красками в технике лессировок. Часто, прежде чем написать миниатюру, мастер наклеивает на фон тонкую пластинку перламутра или листочек сусально­го золота, которые, просвечивая сквозь полупрозрачные слои красок, придают законченной миниатюре необыкновенную декоративность. Такой прием называется «живописью по-сквозному». Федоскинская миниатюра пишется на основной поверхности шкатулки, она занимает все плоскость и не имеет обрамления в виде орнаментальной рамки или бордюра.

 

Палехская миниатюра.

Всем своим художественным строем она коренным образом отличается от федоскинской. Палехские художники свои миниатюры пишут не масляными, а темперными красками, разведенными эмульсией на яичном желтке. Праздничность, нарядность и цельность колорита, яркие чистые локальные цвета характеризуют палехскую па­литру. Человеческие фигуры на палехских миниатюрах, как и в произведениях древнерусской живописи, имеют несколько вытянутые пропорции, движения их размеренны, плавны и сами по себе уже увлекают зрителя в область легенды или песни.Искусство миниатюры требует от художника твердой руки, зоркости глаза и душевной чуткости. Палехские миниа­тюры производят впечатление подлинных драгоценностей. Нередко небольшая по размерам шкатулка расписана со всех сторон. Тончайшая разработка и занимательность сюжета позволяет подолгу и без устали рассматривать каждую ми­ниатюру. Мир палехского искусства поражает богатейшей фантазией художника. Она то увлекает в историческое про­шлое русского народа, то подводит к литературным произве­дениям, переносит зрителя с зимней вьюжной дороги в зной­ную пустыню. Вглядываясь в миниатюру, мы не только сле­дим за сюжетом, но и восхищаемся мастерством, с которым выполнено произведение.

 

Мстерская миниатюра.

Миниатюра Мстеры значи­тельно отличается от палехской и холуйской. В ней ясно про­ступают черты условности и декоративности, непосредствен­но связывающие ее с древнерусской живописью. Мстерские миниатюры пишутся на светлых фонах. Основную роль в них играет пейзаж. Герои мстерских миниатюр живут и действу­ют в светло-воздушной, пленэрной среде.

Живописцы Мстеры стремятся заполнить красками всю поверхность изделия. В связи с этим произведениям лаковой живописи присущи ковровая красочность, живописность по­ля. Окаймляются миниатюры золотой полоской ажурного орнамента.

Тематика миниатюр самая разная. Здесь и сказки, и песни, и исторические события, жанровые мотивы, лириче­ские сценки, героические батальные композиции.

Мастера-живописцы Мстеры часто изображают пейзаж, в котором поэтично рассказывают о своей родной природе, причем сам пейзаж несет здесь активную нагрузку. Кроме того, если палехские миниатюры отличаются графичностью, контрастными цветами, то характерной особенностью миниа­тюрной живописи Мстеры является разнообразие и утончен­ность колористических оттенков с единством общего тона композиции. Колорит их произведений выдержан в нежной тональной гамме. Цветовая гамма мстерских художественных изделий состоит из теплых тонов с преобладанием золотисто-охристого, красного, розового, светло-коричневого цветов с разбеленными, блеклыми красками, голубоватыми, бирюзо­выми, изумрудными тонами, перламутровыми оттенками. В росписи Мстеры почти не используют черный цвет, орнамен­тальные мотивы очень разнообразны, здесь сочетаются рас­тительные и геометрические мотивы. Иногда мастера распи­сывают изделия одним орнаментом, который заполняет всю плоскость шкатулки.

 

10.Основные аспекты динамики народной художественной культуры.

Народная художественная культура начинает своё формирование ещё на заре формирования этноса, в самом начале процесса этногенеза, более того, эти два процесса проистекают неразрывно.

В дальнейшем народная художественная культура продолжает формироваться в рамках происхождения нации, слияния её в единое целое, где культурной первоосновой будет оставаться миф. Это время определяется бытованием народной художественной культуры в качестве актуальной, она ежедневно востребована человеком, который является её основным носителем.

В случае смены доминирующего мифа, происходит ассимиляция мифологических структур прежнего и наступающего мифов, и тогда следует говорить не столько о бытовании народной художественной культуры, а скорее о переходе её в статус традиции.

Сегодня, некоторые исследователи полагают, что специфика народной художественной культуры состоит в том, что она существует в контексте сегодняшнего дня исключительно в качестве традиции: живой традиции, воспроизводимой ее носителями (обряды и фольклор русских деревень сегодня) и традиции, консервируемой учеными и профессиональными коллективами. В то же время, согласно другой точке зрения, народная культура состоит из двух видов -- популярной и фольклорной.

В итоге популярная художественная культура, выстраивая чёткую линию преемственности от фольклорных форм, продолжая своё бытование, описывает сегодняшние быт, нравы, обычаи, песни, танцы народа, а традиционная фольклорная культура -- его прошлое.

Легенды, сказки и другие жанры фольклора активно создавались в прошлом, сегодня же они существуют как историческое наследие. Часть фольклорной культуры вошла в популярную культуру, вернее послужила её первоосновой, которая помимо исторических преданий постоянно пополняется новообразованиями, например современным городским фольклором.

Аудитория народной культуры -- всегда большинство общества, и это является её определяющим моментом. Так было в традиционном и индустриальном обществе. Ситуация меняется только в постиндустриальном обществе.

Конкретные формы традиционных культур, как и социальные механизмы их трансмиссии, исторически носят преходящий характер. Целостная система нормативно-ценностного жизнеобеспечения народа распадается на элементы, которые со временем теряют своё функционально-смысловое наполнение. Вместе с тем, общие идеи и ценности народной культуры остаются актуальными и переходят в область профессиональной деятельности специалистов разного профиля.

Однако затем они могут снова возвращаться в массовое сознание и в видоизмененном виде опять стать частью народной культуры. Этот процесс в значительной мере происходит в настоящее время. В России, как и в других странах, становится заметной активизация интереса к традиционным культурам, включая их ранние формы.

Народная художественная культура, как в России, так и во всём мире переживает своеобразный ренессанс.

Различные факторы привели к тому, что народная художественная культура вновь возрождается. Но нельзя не отметить некоторые отступления от традиционного её вида.

В некоторых случаях народная художественная культура предстаёт с первого взгляда в том же, привычном, традиционном виде, но при дальнейшем изучении новоявленных феноменов культуры, исследователи отмечают, изменение внутреннего посыла и содержания, при сохранении формы. Значительно меняются функции и носители, а подчас и бытования предметов народной художественной культуры.

В другом случае, несмотря на то, что внешне современные виды народной художественной культуры трудно отождествлять с их традиционными видами, от которых они ведут преемство, при подробном их рассмотрении становятся явными схожесть функций и содержания. Посыл и стремление создателей таких образцов народной художественной культуры остаётся таким же, что и раньше. В данном случае уместно говорить о наследовании.

Но появляются так же и новые образцы, до этого не существовавшие, появляются в силу значительных, стремительный культурных и социальных перемен, заполняют новообразовавшийся вакуум. И не смотря на их беспрецедентность, они так же являются образцами народной художественной культуры, возникшими уже в современных реалиях.

Всвязи с быстротечностью процессов трансформации, появления и исчезновения объектов народной художественной культуры в информационную эпоху возникают трудности своевременного изучения этих явлений.

В целом, в России народная художественная культура начинает своё обновление в самых различных формах, а тот процесс в дальнейшем будет лишь углубляться и ускоряться.

 

11.История народных музыкальных инструментов.

Народные музыкальные инструменты - это яркая страница истории славян в целом и русского народа в частности. Они обнаруживают богатство русской души, творческий нрав, свидетельствуют о высокой материальной и духовной культуре. Народные музыкальные инструменты являются одним из ярких подтверждений мелодичного характера русской музыки, ее многоголосия. В прошлом в музыке славян широко использовались скрипка, цимбалы, колесная лира, волынка, гусли и другие народные музыкальные инструменты, которые делались вручную.

Своими корнями русские народные музыкальные инструменты достигают времен Киевской Руси. Древнерусские гусли, продольные флейты, свирели, бубны, трещотки, деревянные коробочки, рубели, колотушки, ложки, сопель, дудки, глиняные свистульки, жалейки, волынки, пищалки, погремушки, жужжалки, фурчалки, ревуны, балалайки, домбры и другие музыкальные инструменты были изготовлены из натурального материала - такого, как дерево или глина.

В музыкальной культуре нашей страны особое место занимают русские народные инструменты. Их отличает тембровое разнообразие и выразительность: здесь и свирельная грусть, и плясовые балалаечные наигрыши, и шумное веселье ложек и трещоток, и тоскливая пронзительность жалейки, и, конечно, богатейшая баянная палитра, вбирающая в себя все оттенки музыкального портрета русского народа.

В основе известной классификации, разработанной в начале ХХ века К. Заксом и Э. Хорнбостелем, лежат источник звука и способ звукоизвлечения. По этой системе можно разделить на четыре группы и русские народные инструменты: идиофоны (самозвучащие): почти все ударные – трещотки, рубель, ложки, дрова (разновидность ксилофона); мембранофоны (источник звука – натянутая мембрана): бубен, гусачок; хордофоны (струнные): домра, балалайка, гусли, семиструнная гитара; аэрофоны (духовые и другие инструменты, где источником звука является воздушный столб): рожок, свирель, сопель, пыжатка, дудка, жалейка, кугиклы (кувиклы); сюда же относятся и свободные аэрофоны – гармоника и баян.

 

Ложки с бубенчиками

Ложки - это самый простой, самый колоритный и распространенный инструмент русского народа. Наши расписные деревянные ложки популярны не только у нас, но и за рубежом. Тысячами вывозят их иностранцы к себе домой в качестве сувениров.

Некоторые исполнители навешивают на ложки бубенчики, украшающие цокающий перестук дополнительным звоном.

Обычно в игре одного исполнителя используются три ложки. Две из них закладываются между пальцами левой руки, третья берется в правую. Первые две служат как бы двойной «наковальней», по которой бьют третьей ложкой.

 

Трещотка.

Трещотка представляет собой как бы снизку деревянных пластинок, которые при встряхивании ударяются друг о друга и издают трескучие звуки.

Держат трещотку обычно на уровне головы или груди, а иногда выше; ведь инструмент этот привлекает внимание не только своим звуком, но и внешним видом. Нередко ее украшают цветными лентами, цветами и пр.

 

Бубенцы.

Как же можно было скакать на удалой тройке без музыки, без бубенцов и колокольчиков? Благо и труда-то особого не требовалось: колокольчики и бубенчики вешались под дугой и при быстрой езде встряхивались, издавая целую гамму серебристых звуков.

Колокольчик более чист и ярок по тембру, бубенчик тускловат; звук его менее продолжителен. Зато звучит он в любом положении.

 

Колотушки.

Люди старшего поколения, наверное, помнят, чем были вооружены в прежние времена деревенские сторожа: так называемыми колотушками. Сторож ходил ночью по деревне и стучал в нее, давая тем самым знать односельчанам, что он не спит, честно трудится. Да и воров отпугивал.

Вот именно по принципу сторожевой колотушки и устроен ударный народный инструмент кокошник. Это небольшой деревянный каркас, обтянутый кожей. По ним и будет ударять привязанный к верхней части корпуса деревянный шар, извлекая звуки, похожие на пулеметную дробь.

 

Рубель

Рубель, так же как и ложки, — предмет повседневного обихода русского народа. В прежние времена, когда утюга еще не было, белье гладили, накручивая его во влажном состоянии на скалку и затем продолжительное время укатывая, утрамбовывая рубелем. Возможно, что кто-то когда-то случайно провел по его зубцам другим упругим предметом и получился искристый каскад звуков, похожий на тот, который мы извлекаем палкой из досок забора.

 

Коробочка

Деревянная коробочка — очень скромный, но важный инструмент русского народного оркестра. Это небольшой, продолговатый, тщательно обструганный и даже отшлифованный со всех сторон деревянный брусок с небольшой полостью под верхней частью корпуса, которая служит резонатором. Звук извлекают барабанными или ксилофонными палочками.

Коробочкой передают стук каблучков в танцах, цоканье копыт.

 

Дрова

Представьте себе: на сцену выходит обыкновенный человек с вязанкой дров за спиной. Затем он раскладывает свои «дрова» перед собой и небольшими деревянными молоточками начинает играть на них веселые плясовые мелодии.

Народ, как правило, не выдумывал ничего сложного, Все делалось из подручного материала, все было подсказано самой природой и тесно увязано с жизнью и бытом. Народные праздники, гулянья, свадьбы сопровождались игрой на русских музыкальных инструментах. Играть на них нужно весело, артистично, с задором и юмором, заботясь о том, чтобы инструмент не только услышали, но и увидели.

 

Старинная многоствольная флейта называется флейтой Пана. Названа она так в честь древнегреческого бога, покровителя пастухов. Сопровождаемый нимфами, бродил он по диким ущельям и дремучим лесам, звуками своей многоствольной флейты собирая стада. Это по-детски трогательное существо с ясными голубыми глазами, с козлиными ногами и рожками, изображено на знаменитой картине Михаила Александровича Врубеля. В правой руке Пан





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.