Педагогическое проектирование Вопросы к государственному междисциплинарному экзамену По педагогической подготовке Для студентов Направления подготовки 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям) Педагогика высшей школы 1. Высшая школа как педагогическая система. Предмет, задачи, основные категории педагогики высшей школы (ПВШ). 2. Становление и развитие первых университетов мира. 3. Болонский процесс и его характеристика: история, этапы и принципы. 4. Образовательное пространство, образовательная система, образовательная среда. 5. Компетентностный подход и новые образовательные технологии в вузе. 6. Методы и методика педагогического исследования. 7. Сущность понятия «педагогическое исследование». Этапы педагогического исследования. 8. Сущность и взаимосвязь понятий методология, метод, методика исследования. 9. Характеристика теоретических методов исследования. 10. Характеристика эмпирических методов исследования. 11. Дидактика или теория обучения в высшей школе. 12. Основные принципы теории обучения в высшей школе. 13. Законы, закономерности и принципы обучения в высшей школе. 14. Единство научно-исследовательской и учебной деятельности. 15. Содержание и методы обучения в высшей школе. 16. Программируемое и проблемное обучение в высшей школе. 17. Кредитно-модульная система обучения и ее характеристика. 18. Активные и интерактивные методы обучения в высшей школе. 19. Практические занятия в высшей школе, их цели, организация проведения. 20. Семинарские занятия в высшей школе, подготовка к их проведению. 21. Курсовые работы и их дидактическое обоснование. 22. Учебная и производственная практика, ее организация. 23. Самостоятельная работа студентов. 24. Лекция в высшей школы. Основные требования к лекции в высшей школе. Виды лекций. 25. Контроль в системе высшего образования: функции, виды, формы. 26. Рейтинговая система контроля учебно-познавательной деятельности студентов. 27. Процесс воспитания в высшей школе. 28. Работа куратора в высшей школе. 29. Учебно-воспитательный коллектив как форма функционирования целостного педагогического процесса. 30. Профессиональное становление преподавателя высшей школы 31. Особенности педагогической деятельности в высшей школе. 32. Права, обязанности и направления деятельности преподавателя ВУЗа. 33. Педагогическая культура преподавателя ВУЗа. 34. Студент как объект-субъект педагогической деятельности. 35. Самореализация студентов в процессе учебной и научной деятельности. 36. Управление высшим учебным заведением: структура, цели, задачи. 37. Учреждения, обеспечивающие получения высшего образования, их задачи. Современный университет. 38. Высшее образование как социальная и педагогическая ценность, высшее профессиональное образование как достояние личности. 39. Генезис и развитие высшего профессионального образования в России в XVII-XVIII веках. 40. Развитие высшего образования в России в XIX-н.XX вв. 41. Непрерывное образование цели, задачи, принципы. 42. Целеполагание в системе высшего профессионального образования. 43. Компетентностный подход и новые образовательные технологии в ВУЗЕ. 44. Информационные основы высшей школы. 45. Социокультурные основы высшего образования. 46. Нормативные основы современного высшего образования. 47. Стандарты в высшем образовании. 48. Условия, определяющие выбор методов и приемов обучения. 49. Преподаватель вуза как субъект процесса обучения. 50. Содержание и структура деятельности преподавателя, условия ее эффективности. 51. Личностно-профессиональное становление выпускника. 52. Социальный портрет современного студента. 53. Адаптация студентов к жизнедеятельности в вузе. 54. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса. 55. Учебно-методические комплексы нового поколения. Технические средства и компьютерные системы обучения в высшей школе. 56. Творческое мышление и методы его развития у студентов. 57. Творческие аспекты деятельности преподавателя. 58. Генезис и определение категории «педагогическая технология». Виды педагогических технологий. 59. Текущее и итоговое тестирование студентов как форма контроля самостоятельной работы студентов. 60. Роль научно-исследовательской работы студентов, ее связь с учебной работой, способы организации. Педагогическое проектирование 1. Развитие и применение идей проектной деятельности в педагогике. 2. Метод проектов в обучении. 3. Соотношение понятий «проективный», «проектный», «проектировочный» (применительно к сфере образования). 4. Соотношение понятий «проектирование», «прогнозирование», «конструирование» и «моделирование». 5. Проект. Виды проектов. Понятия «педагогический проект». 6. Функции проектной деятельности. 7. Педагогическая сущность проектирования. 8. Принципы проектной деятельности. 9. Субъекты и объекты проектной деятельности. 10. Специфика проектной деятельности. 11. Организация проектной деятельности. 12. Основные этапы педагогического проектирования. 13. Предпроектный этап – диагностика ситуации и проблематизация. 14. Предпроектный этап – концептуализация и выбор формата проекта. 15. Планирование и программирование педагогического проекта. 16. Внедрение педагогического проекта. 17. Рефлексивный этап в педагогическом проектировании. 18. Послепроектный этап. 19. Технология конструирования педагогического процесса. 20. Планирование как результат конструктивной деятельности педагога. 21. Роль каждого участника проектирования. 22. Требования к участникам педагогического проектирования. 23. Технология прогнозирования педагогического процесса. 24. Специфика планирования деятельности преподавателя. 25. Технология педагогического проектирования. 26. Сравнение понятий педагогического проектирования и педагогической технологии. 27. Сущность технологии осуществления педагогического процесса. 28. Виды педагогических проектов. 29. Учебные проекты. 30. Досуговые проекты. 31. Проекты в профессиональном образовании. 32. Социально-педагогические проекты. 33. Проекты личностного становления. 34. Сетевые проекты. 35. Международные проекты. 36. Проектирование образовательной программы. 37. Проектирование учебных планов. 38. Моделирование базовых компетентностей студентов. 39. Моделирование профессиональных компетентностей выпускников вуза – будущих педагогов профессионального образования. 40. Критерии оценивания педагогических проектов. Зав. кафедрой технологии и дизайна одежды и профессиональной педагогики Л.З. Тархан |