МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Тема 16. Философия науки и техники. Будущее человечества





Философия науки, наука, техника, искусственный интеллект, НТР, технократия, инновация, чудо, аномалия, футурология, прогнозирование, экстрасенсорика, пророчество, предсказание, креационизм, эволюционизм, квазинаучный метод познания, кризис, кризис науки, эсхатология, сценарии будущего, технологическая сингулярность, трансгуманизм

АБСОЛЮТ – понятие идеалистической философии, обозначающее духовное первоначало всего сущего, которое мыслится как нечто единое, всеобщее, безначальное и бесконечное и противопоставляется всякому относительному и обусловленному бытию.

АБСТРАКЦИЯ (с лат. отвлечение) — основная операция мышления, предполагающая отвлечение от непосредственно, чувственно воспринимаемого в объекте и выделение в нем существенного и необходимого. На основе абстрагирования происходит образование философских понятий и категорий.

АВТАРКИЯ - философский смысл термина: независимость (Платон, Аристотель); умение довольствоваться своим (Плутарх); самодостаточность мудреца (Аристотель, скептики).

АГАПЭ –жертвенная любовь.

АГНОСТИЦИЗМ – филос. учение, согласно которому не может быть решен окончательно вопрос об истинности познания окружающей человека действительности. (Гексли 1869)

АКСИОЛОГИЯ – философское учение о природе ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира, т.е. о связи ценностей между собой, социофактами, культурой и структурой личности.

АЛЬТРУИЗМ -система ценностных ориентаций, в основе которой лежат сострадание и любовь к ближнему, бескорыстие и самоотверженность.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (с лат. двойственность переживания), двойственные чувства, эмоции, вызываемые у человека какими-либо явлениями: любовь и ненависть, симпатия — антипатия, радость — горе.

АНАЛИЗ – (от греч. разложение, расчленение) – процедура мысленного, а часто и реального расчленения предмета (явления или процесса), свойства предмета на части (признаки, свойства, отношения).

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ -широкое и довольно разнородное течение 20 в., объединяющее различные группировки, направления и отдельных философов, которые усматривают задачу философии в анализе языка с целью прояснения содержания проблем, традиционно считавшихся философскими.

АНТИНОМИЯ(с греч; противоречие в законе) — противоречия между рядом положений, каждое из которых имеет законную силу. С точки зрения Канта, выбор субъектом той или иной точки зрения зависит от исходных посылок субъекта, а не от степени истинности положений.

АНТРОПОЛОГИЯ- в широком смысле «изучение человечества».

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ(с греч. Воззрение), согласно которому человек — это центр Вселенной и высшая цель всего, совершающегося в мире.

АНТРОПОГЕНЕЗ –происхождение и развитие человека.

АНТИГЛОБАЛИЗМ –общественное движение, направленное против процесса уплотнения разнообразных связей и влияний в мировом масштабе.

АНОМАЛИЯ –отклонение от нормы.

Апперцепция – понятие философии и психологии, обозначающее воздействие общего содержания психич. деятельности, всего предыдущего опыта человека на его восприятие предметов и явлений.

АПЕЙРОН - (греч. apeiron бесконечное, беспредельное) термин древнегреческой философии, обозначающий бесконечное, не имеющее границ, у Платона синоним материи. Анализ понятия дан Аристотелем в "Физике".

АПОЛОГИЯ- чрезмерное восхваление каким-либо или чего-либо, защита (обычно предвзятая).

АПОЛОГЕТИКА– чрезмерное восхваление чего-либо вместо объективного суждения, взвешенной оценки.

АПОЛОГЕТЫ- 1. собирательное название раннехристианских писателей 2-3 веков, защищавших принципы христианства от критики нехристианских философов: Юстин Мученик, Ориген, Тертуллиан. 2. Ярый приверженец каких-либо идей, направления, социального устройства.

АПОСТЕРИОРИ – знание, получаемое из опыта.

АПРИОРИ, АПРИОРНОСТЬ (с лат. предшествующий) — знание, предшествующее опыту и независимое от него. Априорными, по Канту, являются те понятия, которые не могут быть доказаны или опровергнуты опытом. В XX веке считают, что априорные положения являются исходными постулатами науки, они условны и относительны.

АРХЕТИП (с греч, начало + образ) — прообраз, первичная форма, образец. Карл Юнг определяет этим термином структурные элементы коллективного бессознательного, лежащего в основе психики человека и этносов. Архетип един для всех человеческих культур, но задавлен нормами и эталонами современной культуры.Архетип – в позднеантичной философии: прообраз, идея. В психологии Юнга: врожденные психические структуры в коллективном бессознательном и априорно формирующие активность воображения.

Атомизм – учение о дискретном (прерывистом) строении материи. В шир. смысле дискретность объекта, процесса, свойства.

АТОМИСТЫ - учение о прерывистом, дискретном строении материи. «Материя состоит из отдельных неделимых частиц, атомов». В широком смысле атомизм обозначает дискретность объекта, процесса, свойства. Всегда был материалистическим учением.

АРТЕФАКТ (с лат.) — сделанное искусственно. Процесс, предмет, вещь созданная людьми, то, что возникает только под воздействием людей.

АСКЕЗА – сознательная и добровольная воздержанность, отказ от жизненных, особенно материальных, благ.

АСКЕТИЗМ –доктрина и практика самоотречения путём воздержания от земных благ и удовольствий.

АТЕИЗМ – система филос. и науч. взглядов и убеждений, отрицающая существование Бога, к.-л. сверхъестественных сил, существ, религию вообще.

Атман – в др.-инд. религ. умозрении и исходящих из него филос. учениях – всепроникающее субъективное духовное начало, “Я”, душа. Противопост-ся брахману как высшей объективной реал-сти и совпадает с ним, т.к. Б. осознает себя и становится А.

АТРИБУТ– необходимое, существенное, неотъемлемое свойство объекта.

АТРОФИЯ- притупление какого-либо чувства, свойства; увядание какой-либо структуры.

Брахман – в др.-инд. религ. умозрении – высшая реальность, безличное абсолютное духовное начало, из кот-го возникает мир со всем, что в нем находится. Все, что есть в мире, разрушается, растворяясь в Б.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — психическая жизнь, происходящая без участия сознания. По Фрейду это Оно, Юнг считает бессознательное коллективным достоянием, Оно формирует основные мотивы жизнедеятельности, является источником творческой фантазии духа и архетипов культуры.

БЛАГО - добро как благополучие.

БУДДИЗМ– религиозно-философское учение, возникшее в Древней Индии 6-5в.до н.э. Одна из 3-х мировых религий.

БЫТИЕ — философская категория, обозначающая, прежде всего, реальное сущёствование в мире вне и независимо от сознания человека.

Различают бытие природы, общества; человека, а также реальное бытие или существование и идеальное бытие или сущность.

“ВЕЩЬ В СЕБЕ” - филос. термин, означающий вещи как они существуют сами по себе (“в себе”), в отличие от того какими они являются “для нас” – в нашем познании. Наличие скрытого смысла вещи, нами неразгаданного.

ВЕРИФИКАЦИЯ(с лат. истина + делать) — подтверждение истинности или ложности какого-либо высказывания с помощью логического доказательства или опытным путем. Неопозитивизм считает, что метод верификации разоблачает несостоятельность тех высказываний, которые не могут быть подтверждены эмпирически.

ВИРТУАЛЬНЫЙ (с лат. сила, способность) — могущий создать, способный быть, существовать.

ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ –впервые ввёл Дж. Леньер, - 1. нематериальная разновидность бытия объективных сущностей или субъективных образов, противоположных материальной действительности, объективно существующему пространству и времени. 2.имитация окружающей реальности, создаваемая посредством компьютера и отчасти выбираемая самим субъектом (человеком).

ВОЛЮНТАРИЗМ– идеалистическое направление в философии, рассматр. волю в качестве высшего принципа бытия (в отличие от рационализма, интеллектуализма, у которых на первом месте разум, интеллект).

ВОЛЯ К ВЛАСТИ –(по Ницше) основной мотив действий в жизни человека, выраженный стремлением к индивидуальной власти и подавлении себе подобных.

ВОЛЯ К ЖИЗНИ - (по Шопенгауэру) неосознанная тяга к существованию.

ВРЕМЯ -одна из форм существования материи, это философская категория, синхронная, однонаправленная последовательность смены состояний бытия.

ВСЕЕДИНСТВО – одна из центральных категорий ряда философских систем, означающая принцип совершенного единства множества, которому присуща полная взаимопроникнутость и в то же время взаимораздельность всех его элементов.

ВУЛЬГАРНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ –учение в теории познания, полагающее, что мозг вырабатывает сознание так же естественно, как и печень вырабатывает желчь.

ГАРМОНИЯ – соразмерность, частей, составляющих единое целое,

ГЕДОНИЗМ (с гр. удовольствие) — направление в этике, считающее удовольствие, наслаждение смыслом бытия человека. Возникло в античности, в XX в. заново обосновывается многими философами.

ГЕЛИОЦЕНТРИЗМ –учение, согласно которому, Солнце находится в центре Вселенной.

ГЕНЕЗИС –происхождение, возникновение чего-либо..

ГЕОЦЕНТРИЗМ -учение, согласно которому, Земля находится в центре Вселенной.

ГЕРМЕНЕВТИКА (с гр. — истолкование текстов или искусство перевода, объяснения). В XX в. герменевтикой называют учение о понимании, о научном постижении наук о культуре, философская герменевтика определяет превосходство понимания и интерпретации над объяснением.

ГЕТЕРОГЕННОСТЬ (с гр.) — разнородность. Характеристика чего-либо, состоящего из неоднородных элементов, в отличие отгомогенности, предполагающей однородность процесса или явления.

ГИЛОЗОИЗМ – (всё живое) пантеизм часто существовал в форме гилозоизма, учения, считающего живым всё сущее. Так для Платона живым был сам Космос.

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ –это объективный процесс уплотнения разнообразных связей и влияний во всемирном масштабе.

ГЛОБАЛЬНЫЙ - имеющий дело с миром как целым, а также всемирный.

ГНОСЕОЛОГИЯ- раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности. Основные направления: материализм и идеализм.

ГУМАНИЗМ - (от лат. humanus - человеческий, человечный). 1.Новый способ мышления, связанный с изменением взгляда на место человека в мире на границы и возможность его деятельности и значимости. 2.В широком смысле исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми. В узком смысле – культ. движение эпохи Возрождения.

ДАОСИЗМ– наряду с конфуцианством одно из двух основных течений китайской философии. Возникло во 2й пол. 1го тысячелетия до н.э.

ДВИЖЕНИЕ –важнейший атрибут, способ существования материи. Д. включает в себя все происходящие в природе и обществе процессы. В самом общем виде Движение — это изменение вообще, всякое взаимодействие материальных объектов и смена их состояний.

ДВОЙСТВЕННАЯ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА –наличие у человека как физической так и духовной составляющей.

ДЕВИАНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ –личность, чьё поведение отклоняется от нормы, принятой в обществе.

ДЕДУКЦИЯ –это движение мысли от общего знания к частному, от общего положения к особенному.

ДЕИЗМ– религиозно - философское воззрение, получившее распространение в эпоху Просвещения, согласно которому Бог, сотворив мир, не принимает в нем к.-л. участия и не вмешивается в закономерное течение его событий. Противостоит теизму и атеизму.

ДЕМИУРГ - (греч. deiurgos) ремесленник, мастер. Образ древнегреческой философии, несущий в себе идею о "творце и отце этой Вселенной", который создает упорядоченный космос из хаоса, первовещества, "материи". Демиург создает души разумных людей и "низших" богов на основе эйдосов, т.е. первообразов. (Христианский Бог творит мир "из ничего").

ДЕТЕРМИНИЗМ– филос. учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Ядро Д. – положение о существовании причинности (связи явлений, когда одно с необходимостью порождает другое).

ДИАЛЕКТИКА – учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего мышления. Основные принципы Д. – всеобщая связь, становление и развитие, которые осмысливаются с помощью всей исторически сложившейся системы категорий и законов.

ДИНАМИКА –скорость развития объективно существующих процессов и объектов бытия.

ДИСКУРС (с лат. рассуждение) — 1.логически и методически последовательное рассуждение. 2.знания, полученные на основе предшествующих суждений, зафиксированные в письмах или устной речи.

ДИХОТОМИЯ - последовательное деление целого на две части с последующим выбором одной из них.

ДОБРО — наиболее общее оценочное понятие, обозначающее позитивный аспект человеческой деятельности; является противоположностью зла. В рамках морального освоения мира добро играет такую же роль, какую в рамках научного познания играет истина, а в рамках художественного — красота. Термин “добро” обозначает: 1) объективную характеристику предмета, фиксирующую его совершенство в сочетании с эмоциональным одобрением 2) ценность, полезность предметов для человека, а также сами ценные, полезные для человека предметы; 3) нравственное качество человека и его поступков.

ДОГМАТИЗМ - (греч. dogmatos - полагать, верить). Учение, согласно которому религиозные истины даны были изначально и навсегда Богом и не подлежат обсуждению.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО– это любой процесс установления истинности или ложности определенного суждения.

ДУАЛИЗМ – филос. учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал – духа и материи, идеального и материального.

ДУХ –(лат. spiritus — буквально: дуновение, тончайший воздух, дыхание, запах) —1. в широком смысле слова понятие, которое тождественно идеальному, сознанию, в отличие от материального начала; 2. в узком смысле высоко энергетическое информационное поле, не воспринимаемое человеком органами чувств, но вполне воспринимаемое через интуицию и откровение (озарение), которое посылает Абсолют.

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА –совокупность нематериальных ценностей, создаваемых человеком: идеи, идеалы, традиции, обычаи, язык, теории, нормы поведения.

ДУХОВНАЯ ЛИЧНОСТЬ (БЕЗДУХОВНАЯ ЛИЧНОСТЬ) –личность, которая обладает (не обладает) идеальными ценностями духовной культуры: любовь, доброта, терпение, сострадание, жертвенность, самосовершенствование, скромность, гордость, самокритика, незлобливость

ДУХОВНАЯ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА-наличие у человека духовной составляющей: чувства, сознание, мышление, память, идеи, идеалы, ценности, вера, мировоззрение и другие.

ДУХОВНОСТЬ – 1.нал.ичие духа, духовных составляющих у кого-либо.2. совокупность чувств, идей, идеалов, ценностей у человека.3. настроенность восприятия мира через нематериальные ценности: созерцательность, чувствования, размышления.

ДУША –термин, употребляемый иногда в качестве синонима термина психика. Этим понятием в истории философии выражалось воззрение на внутренний мир человека, отождествляемый в идеализме с особой нематериальной субстанцией. А также религиозно-философское понятие, означающее невещественное начало. Человеческая душа понимается как совокупность чувствований и сознания, которая хотя и связана с жизнью тела, но сохраняет свою целостность и после его смерти.

ЕВГЕНИКА( от лат. жизнь)-наука, ставящая целью создание репродуктивных технологий с заранее запланированными человеческими характеристиками: гении, атлеты, полководцы, аналитики, практики, ученые.

ЕВРОПОЦЕНТРИЗМ –в философии и культуре — концепция, согласно которой развитие подлинных ценностей науки, искусства, философии, литературы и т. д. происходит только в Европе.

ЖИЗНЬособая форма существования, характеризуемая целостностью и способностью к самоорганизации.

ЖИЗНЕННЫЙ СЦЕНАРИЙ –субъективный план личности, относительно своего будущего.

ЗАБЛУЖДЕНИЕложное суждение, отличное от истинного.

ЗАКОН –внутренняя существенная и устойчивая связь явлений, обуславливающая их упорядоченное изменение.

ЗАПАДНИКИ – представители одного из направлений рус. общественной мысли 40-х гг. 19 в. Выступали за ликвидацию феодально-крепостнических отношений и развитие России по “западному”, т. е. буржуазному, пути. В середине 40-х гг. в московский кружок 3. входили Герцен, Грановский, Огарев. В. Боткин, Кавелин., Н. Кетчер, Е. Корш и др. Тесную связь с кружком имел Белинский, а также И. Тургенев, П. Анненков, И. Панаев и др.

ЗЛО— наиболее общее оценочное понятие, обозначающее отрицательный аспект человеческой деятельности, то, что подлежит ограничению и преодолению; является противоположностью добра. Злом именуется все, что оказывает разрушающее воздействие на человека в его природных и общественных проявлениях; в более широком плане оно отождествляется с жизнеотрицанием. Различают зло физическое (болезни, стихийные бедствия), социальное (войны, экономические кризисы. общественные катаклизмы) и моральное (жестокость, коварство и другие пороки).

ЗНАНИЕ – продукт общественной материальной и духовной деятельности людей; идеальное выражение в знаковой форме объективных свойств и связей мира, природного и человеческого. Знания могут быть донаучными (житейскими) и научными, а последние разделяются на эмпирические и теоретические. Кроме того, в обществеве наличествуют мифологические, художественные, религиозные, философские и другие знания.

ИДЕАЛ - (с греч. idea вид, образ, представление) — 1) общественный смысл — представление о наиболее совершенном общественном строе, который является конечной целью стремлений и деятельности социальной группы.

ИДЕАЛИЗМ – общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловлено.

ИДЕОЛОГИЯ – совокупность идей, связей с определенным пониманием общественной жизни, оценкой ее качества и перспектив ее преобразования.

ИММАНЕНТНОСТЬ (с лат. пребывающий внутри, внутренне присущий). Означает то, что всегда остается внутри границ возможного опыта.

ИНДУКЦИЯ(с лат. наведение). Метод и принцип познания, основанный на движении от частного, отдельного, единичного ко всеобщему и закономерному. В отличие от дедукции идет от опыта и наблюдения, делает общие выводы по определенному классу исследуемых объектов.

ИНДИВИД –единичный представитель человеческого сообщества.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ –совокупность физических ипсихических свойств, которыми обладает индивид.

ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО –промышленно развитое общество.

ИННОВАЦИЯ –новшество, всякого рода нововведение.

ИНОБЫТИЕ –форма существования, отличная от привычной человеку. Например, существование человека после смерти в иной форме.

ИНТЕЛЛЕКТ –мыслительные способности человека.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ (с лат.) — истолкование, разъяснение смысла и значения чего-либо. Интерпретация предполагает предписывание определенных значений исследуемому объекту или процессу.

ИНТУИТИВИЗМ – идеалистическое течение в философии, усматривающее в интуиции единственно достоверное средство познания (разновидность иррационализма)

ИНТУИЦИЯ –непосредственное усмотрение истины без предварительного анализа и доказательства, необъяснимое чувствование её.

ИРРАЦИОНАЛИЗМ– обозначение идеалистического течений в философии, кот. ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто недоступное разуму или иноприродное ему, утверждая алогичный и иррациональный характер бытия.

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ –машина, имитирующая процесс сознания, заменяющая мыслительные способности человека и превышающая человеческий разум.

ИСТИНА— адекватное отражение действительности субъектом, воспроизведение ее такой, какова она есть вне и независимо от сознания.

КАЛОКАГАТИЯ – (греч. Kalokagathia от kalos и agatos – добрый. В древнегреческой философии гармония, сочетание внешних (физич.) и внутренних (духовн.) достоинств как идеал воспитания человека.

КАТЕГОРИЯ – (греч. Kategoria, высказывание, свидетельство) в философии предельно общие, фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания.

КВАЗИНАУЧНЫЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ –метод познания, который помимо научных методов признает и использует такие методы как интуиция, озарение, откровение.

КИНИКИ - (от лат. ciniki- циники) -представители древне-греческой философской (сократической) школы (4 в. до н. э.), последователи Антисфена. Наиболее известный представитель — Диоген из Синода. Основой счастья и добродетели они считали пренебрежение к общественным нормам, отказ от богатства, славы, всех чувственных удовольствий, достижение независимости и внутренней свободы личности.

КЛАССИЧЕСКИЙ - идущий из античности, традиционно-образцовый.

КЛОНИРОВАНИЕ – технология размножения живого организма, посредством манипулирования, когда из одной клетки создают генетически идентичные особи, при этом без участия отцовской половой клетки.

КОММУНИКАЦИЯ (с лат.) — совещаться с кем-либо. Центральное понятие в философии экзистенциализма: благодаря коммуникации субъект действительно становится самим собой, обнаруживая себя в другом. Коммуникация как общение может быть контактом, договором, дискуссией, встречей.

КОММУ3НИЗМ – (от лат. communis — общий) — а) общественный идеал, впитавший в себя гуманистические начала человеческой цивилизации, извечные стремления людей к всеобщему благополучию, полному социальному равенству, свободному всестороннему развитию; б) концепции, учения, политические движения, разделяющие и обосновывающие этот идеал, выступающие за реализацию его на практике.

КОНВЕРГЕНЦИЯ (с лат. вместе и сближаться) — сближение различных объектов исследования к одной системе. В социальной философии — поиск одинакового в разных, сообществах и государствах, что позволяет сближать их историю развития.

КОНТЕКСТ - законченное в содержательном отношении многообразие, определяющее значение входящих в него элементов.

КОНТРКУЛЬТУРА –(лат. contra — против и cultura — возделывание, обрабатывание) культура, которая входит в конфликт с главенствующей в обществе культурой, и её ценности и идеалы противоположны традиционным нормам. Это форма выражения духовного протеста против современной буржуазной культуры, получившая распространение среди части молодежи стран Запада в 60—70-х гг. Знаменует собой открытый отказ от социальных ценностей, моральных норм и нравственных идеалов потребительского общества, стандартов и стереотипов массовой культуры, образа жизни, в основе которого лежит установка на респектабельность, социальный престиж, материальное благополучие. Этот отказ, как правило, выражается в негативизме по отношению к культурным достижениям человечества и экстравагантной манере мышления, чувствования, общения.

КОНЦЕПЦИЯ - основная мысль, системно к тому же представленная.

КОРРЕКТНОСТЬ - правильность, точность.

КОСМИЗМ –специфическое мировосприятие, умонастроение, основанное на вере в органическое единение человека и Вселенной.

КОСМОС – (греч. kosmos) – понятие древнегреческой философии, в котором выражено представление о мире как упорядоченном, рационально организованном, одушевленном целом. Космос противоположен хаосу как неопределенному, бесформенному состоянию мира. Введен термин Пифагором. Подробно описывается Платоном в «Тимее».

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ – основной закон этики Канта: “поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом”(формальное понимание этики); “поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели никогда не относился бы к нему только как к средству”(ограничение формального понимания этики)

КОНФУЦИАНСТВО – др.-кит. филос. школа, “ученые книжники”; Конфуций: этико-политич. учение, где рассматр-ся вопросы нравственной природы человека, его этики и морали, жизни семьи, управления государством.

КОСМОПОЛИТ - "человек - гражданин мира".

КОСМОЦЕНТРИЗМ - древнегреческое учение, согласно которому, космос есть непрерывно изменяющее целое. Он никем не сотворен, вечен, бесконечен, гармоничен и разумен. Космос является причиной и условием существования всего живого.

КРАХ –гибель (конец) существования объектов бытия.

КРЕАТИВНОСТЬ — способность к творчеству, созданию чего-либо нового. Креативность как свойство личности, как правило, сочетается с высоким интеллектом, творческой индукцией и правильной самооценкой личности.

КРЕАЦИОНИЗМ – (лат. creatio— создание) научная теория, альтернативная эволюционной. Учение, научно доказывающее сотворение мира Богом из ничего. Данные современной науки доказывают истинность этой теории, и многочисленные ученые мира подтверждают её эмпирическим путем.

КРИЗИС– тяжелое переходное состояние как общества, так и человека, резкий, крутой перелом чего-либо.

КРИТЕРИЙ - мерило оценки.

КРИТЕРИИ ИСТИНЫ – субъективное измерение истинности.

КРИЗИС НАУКИ –такое переходное состояние науки, при котором она вынуждена менять ранее установившиеся понятия как устаревшие или не соответствующие действительности, которая была доказана новыми открытиями и достижениями. (Например геоцентризм – гелиоцентризм)

КРОСС-КУЛЬТУРНОЕ СРАВНЕНИЕ –сравнение социального явления в различных обществах и, возможно, исторических временах для установления какой-либо общей основы сходных и различных особенностей.

КУЛЬТУРА –жизненный уклад общества, под которым понимаются все достижения и нравы народа, включая язык, обычаи, созданные людьми и объекты материальной культуры.

КУЛЬТУРА ПОТРЕБЛЕНИЯ– это, прежде всего, материально ориентированное общество, которое задает конкретный алгоритм поведения своим гражданам как потребителям материальных благ. Оно культивирует материальные идолы и уничижает духовно значимые образцы поведения.

КУЛЬТУРНЫЙ ШОК –состояние, которое испытывает индивид в результате столкновения с чуждой ему культурой.

ЛИЧНОСТЬ — человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности и общественных отношений.

ЛОГИКА – наука о законах и формах мышления (диалектическая, математическая формальная логика).

ЛОГОС – (греч. logos - слово, мысль, разум, закон) – термин, первоначально обозначающий всеобщий закон, основу мира, его порядок и гармонию.

ЛОЖЬ— искаженное отражение действительности, такое познавательное содержание, которое не соответствует объективной природе вещей. Непреднамеренная ложь совпадает с заблуждением, включающим объективно-истинностные моменты.

МАЙЕВТИКА – метод философствования Сократа. Беседуя, ставя все новыен и новые вопросы, побуждать других находить истину.

МАТЕРИАЛИЗМ -одно из двух главных филос. направлений, которое решает осн. вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического и объективного, и рассматривает сознание, дух, мышление, субъективное лишь как свойство материи.

МАКРОКОСМ –(большой космос), вся Вселенная.

МАРГИНАЛЬНОСТЬ - положение вне структуры или системы, обочина общественной жизни.

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА –относительно стандартизированные и однородные продукты культуры и связанный с ними опыт, предназначенный для широкой общественности.

МАТЕРИЯ –(лат. вещество) единая субстанция, лежащая в основе видимого многообразия вещей, родственной вещному миру и порождающей этот мир. Объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания и отражаемая им.

МЕНТАЛЬНОСТЬ (с лат.) — образ мышления, общая духовная настроенность этноса, социальной группы, индивида. Ментальность обусловлена национальными и социокультурными особенностями, в которых живут народы.

МЕРА — философская категория, выражающая органическое единство качественной и количественной определенности предмета или явления. МЕТАФИЗИКА (с гр. после природы) — наука о сверхчувственных принципах и началах бытия. Со времен Аристотеля — первофилософия, основная философская наука, которая ищет постоянное и связь всего, что есть в действительности. Позитивизм XIX в. объявил метафизику ложным знанием, но в XX в. возрождается стремление людей к простому, единому и целостному знанию, которое дает метафизика, толкующая связи всего сущего в мире.

МЕТОД– (methodas – путь к чему-либо) способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность.

МЕТОДОЛОГИЯ – совокупность приемов исследования, применяемых в какой-либо науке; учение о методе; учение о методе научного познания и преобразования мира.

МЕХАНИЦИЗМ – мировоззрение, объясняющее развитие природы и общества законами механической формы движения материи, которые рассматриваются как универсальные и распространяются на все виды материального движения.

МИКРОКОСМ –(малый космос), понятие, относимое к человеку, как составляющей большого космоса.

МИМЕСИС (с гр. подражание) — стилистический прием; воспроизведение какого-либо образца или подражание каким-то манерам и стилю поведения. Термин введен Аристотелем.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ - система взглядов на мир и место человека в нем.

МИРОВАЯ СИСТЕМА –концепция современного социального мира, которая рассматривает его как целостность, связанную с международным разделением труда и не регулируемую никакой политической структурой.

МИРОТВОРЧЕСТВО –деятельность людей, направленаая на преодоление возникающих в обществе конфликтов исключительно мирными средствами.

МОДУС – 1) термин домарксистской философии, обозн. св-во предмета, присущее ему лишь в некоторых состояниях.

МОДАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ –средне-статистическая личность, чье поведение является наиболее типичным для конкретного общества.

МОДЕЛИРОВАНИЕ –(фр. modele образец, прообраз) — воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения. Потребность в моделировании возникает тогда, когда исследование непосредственно самого объекта невозможно, затруднительно, дорого, требует слишком длительного времени и т. п.

МОНАДА (с гр. единица) — термин обозначающий простейший элемент, неделимую часть бытия. Нередко термином монада обозначают духовную природу в противовес материальной частице атому.

МОНАДОЛОГИЯ – филос. система объективного идеализма Лейбница. Учение о монадах (бестелесных “простых субстанциях”, “истинных атомах природы”, “элементах вещей”) для обоснования непрерывности психической жизни и всеобщей взаимосвязи происходящих в мире процессов.

МОНОТЕИЗМ –вера в одного Бога..

МОРАЛЬ –(лат. moralitas от mora-lis — относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам; mores — нравы, обычаи, мода, поведение; этимологически совпадает с греч. термином “этика”) — предмет изучения этики; форма общественного сознания и вид общественных отношений, направленных на утверждение самоценности личности, равенства всех людей в их стремлении к счастливой и достойной жизни, выражающих идеал человечности, гуманистическую перспективу истории.

МУДРОСТЬ— высшая духовная потенция человека, синтезирующая все виды познания и активного отношения человека к миру. В древности идеал мудреца — созерцательность, желание личного и общественного совершенствования; мудрец — учитель жизни, ее преобразователь. Философия — “любовь к мудрости” (“любомудрие”).

МЫШЛЕНИЕ – активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях, связанный с решением тех или иных задач, с обобщением и способами опосредствованного познания действительности; высший продукт особым образом организованной материи — мозга.

НАБЛЮДЕНИЕцеленаправленной и организованное восприятие внешнего мира, доставляющее первичный материал для научного исследования.

НАНОТЕХНОЛОГИИ- это новейшие молекулярные технологии, оперирующие величинами, порядка нанометра, ничтожно малая величина, сопоставимая с размерами атома (10 ֿ ¹º)

НАРЦИССИЗМ - самолюбование, замкнутость на себя, свои потребности, ценности и интересы.

НАУКА— сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении и включающая в себя все условия и моменты этого производства: ученых с их знаниями и способностями, квалификацией и опытом, с разделением и кооперацией научного труда; научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование; методы научно-исследовательской работы, понятийный и категориальный аппарат, систему научной информации, а также всю сумму наличных знаний, выступающих в качестве либо предпосылки, либо средства, либо результата научного производства.

НЕБЫТИЕ –реальное отсутствие чего или кого-либо.

НАТУРФИЛОСОФИЯ - построение завершенной системы природы, претендующей на исчерпывающее объяснение всех природных феноменов.

НЕОПЛАТОНИЗМ- (Кузанский) противостоит средневековой схоластике.

НЕОТОМИЗМ –официальная философская доктрина католической церкви, основывающаяся на учении Фомы Аквинского. Социальная философия неотомизма осуждает секуляризацию социального бытия, т. к. она угрожает существованию целостного человека, ведет к его моральной деградации. Отсюда делается вывод о главенствующей роли религии и церкви в нормальном, естественном развитии общества.

НОМИНАЛИЗМ - (от лат. nominalis- касающийся имени) направление средневековой схоластики. Реально существуют только отдельные вещи и их качества. Вещи существуют раньше понятий. Первичность предмета и вторичность понятий.

НООСФЕРА– сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором развития.

НОРМАТИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ –личность, чьё поведение соответствует нормам, принятым в конкретном обществе.

НОРМЫ –устойчивые стандарты поведения, принятые в определенном обществе в целях его стабильности.

НРАВЫ –это те эталоны и нормы поведения, которыми непосредственно руководствуются люди, как сущее, как наличное бытие добра и зла в поведении отличаются от идеалов как должного.

ОБЫЧАЙ - повторяющиеся, привычные способы поведения людей в определенных ситуациях.

ОБЩЕСТВО –1. Сумма человеческих взаимоотношений. 2. Объединение людей, занимающее относительно ограниченную территорию, обладающее собственной культурой и социальными институтами.

ОБЩЕСТВО ИЗОБИЛИЯ –общество, которое преодолело товарный дефицит для основной массы своего населения.

ОБЩЕСТВО ОТКРЫТОЕ –концепция «свободного общества»Карла Поппера, в котором все формы знания и всякая социальная политика могут открыто критиковаться.

ОБЩЕСТВО ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ –(интеллектуальное), следующий и закономерный этап индустриального общества, при котором распределение социальных благ осуществляется не по материальному признаку, а по наличию у индивида высоких интеллектуальных способностей. Это общество высоких технологий, при которой доминирующей сферой труда является наукоемкие технологии и сервисная деятельность.

ОБЩЕСТВО РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ– общество, которое способно предоставить своим гражданам относительно равные возможности в самореализации.

ОБЩЕСТВО РИСКА– концепция состояния современного общества, согласно которой оно постоянно характеризуется «искусственно созданной неуверенностью» (по причине угрозы ядерной войны, экологической

катастрофы). Вызванной ростом знания человечества и его воздействия на окружающий мир.

ОБЪЕКТ - философская категория. Это есть то, на что направлена познавательная или другая деятельность субъекта.

ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ –существующая реальность, которая не зависит от нашего сознания, от наших ощущений и знаний о ней.

ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ – одна из основных разновидностей идеализма, в отл. от субъективного идеализма считает первоосновой мира некое всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало.

ОНО– один из трех элементов личности в теории Фрейда. Составляет основу личности, содержащую все унаследованные возможности, особенно инстинкты. ОНО находится в подсознательной части разума, близко связано с биологическими процессами и функционирует по принципу удовольствия, стремясь к удовлетворению инстинктов.

ОНТОЛОГИЯ – (с гр.) — учение о бытии, об основных началах всего существующего. Одна из наиболее древних частей философского знания, развиваемая с самых истоков философии.

ОПРОВЕРЖЕНИЕ –доказательство, устанавливающее ложность тезиса.

ОПТИМИЗМ –(лат. optimus — наилучший) — отношение к ходу событий, это убеждение и вера в лучшее будущее, в возможность торжества добра над злом, справедливости над несправедливостью;

ОТРАЖЕНИЕ – одно из основных понятий материалистической теории познания и ее ядра — теории отражения, которое характеризуется активностью и осуществляется высокоорганизованными системами, обладающими самостоятельной силой реагирования, начиная от биологического обмена веществ вплоть до сознательно-творческой, прогнозирующей и преобразующей деятельности человека. Отражение тел неживой природы представляет собой свойство вещей воспроизводить под воздействием др. вещей такие следы, отпечатки, реакции, структура которых находится в соответствии с к.-л. сторонами воздействующих вещей, но эти отпечатки не используются самими телами.

ОТРИЦАНИЕ –логическая операция, с помощью которой из должного высказывания порождается новое, отличное от предыдущего.

ОТЧУЖДЕНИЕ (с нем.) — одна из наиболее обсуждаемых проблем философии XX века. Понятие отчуждения раскрывает положение человека в современном мире, когда его судьба не зависит от его собственных усилий, само существование бессмысленно, основано на одиночестве и потере собственного "подлинного Я". Это особая форма взаимоотношений человека с окружающим его миром.

ПАМЯТЬ — способность организма сохранять и воспроизводить информацию о внешнем мире и о своем внутреннем состоянии для дальнейшего ее использования в процессе жизнедеятельности.

ПАНЛОГИЗМ (с гр.) — учение о том, что все в мире является осуществлением разума, что сама Вселенная имеет логическую природу.

ПОЗИТИВИЗМ (с лат. устойчивый, положительный) — философская школа, основанная О. Кантом, считающая философию обобщением наук, основанных на опыте и претендующая на "снятие односторонностей" материализма и идеализма.

ПАНТЕИЗМ – учение, рассматривающее Бога в качестве безличной силы, постоянно присутствующей в мире (все есть Бог).

ПАНПСИХИЗМ – учение, рассматривающее мир как одушевленное целое, т.е. всё имеет душу.

ПАРАДИГМА– образец, пример, своего рода эталон, который берется для доказательства определенных смысловых связей между изучаемыми явлениями. Термин парадигма заменяет понятие Картина мира.

ПАРАНАУЧНЫЙ - ненаучный, околонаучный, мнимонаучный.

ПАССИОНАРНОСТЬ (с лат. страсть, неистовость) — термин Л. Гумилева, означает особоесостояниеэтноса, получившего извне большой заряд энергии, что делает этнос активным и готовым к преобразованию действительности.

ПАТТЕРН (с анг.) — образец, пример, специальная форма, модель, манера поведения. В социальной философии — типичные образцы какой-либо культуры, ее артефакты.

ПАТРИСТИКА - (лат. patres - отцы) философия и теология первых христианских богословов (II – VIII в.в.), т.е. Отцов Церкви, развернувших истины веры в целостное и творческое философское мировоззрение, заложивших краеугольный камень в учение Церкви.

ПЕРМАНЕНТНЫЙ - постоянный, непрерывно продолжающийся.

ПЕРСОНАЛИЗМ– направление совр. философии, признающее личность первичной творч. реальностью и высшей духовной ценностью, а вест мир проявлением творческой активности верховной личности – Бога.

ПЕССИМИЗМ – (pessimus — наихудший) —отношение к ходу событий, проявляется в воззрениях, согласно которым события идут к худшему, в упадочнических настроениях, в отсутствии веры в торжество добра и справедливости.

ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ — характеристика активных психических процессов, которые, не являясь в определенный момент центром смысловой деятельности сознания, оказывают влияние на течение сознательных процессов.

ПОЗИТИВИЗМ – филос. направление, основанное на принципе, что все подлинное, “положит.” (позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных спец. наук и их синтетич. объединения и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование. Термин введен: Конт 1830е.

ПОЗНАНИЕ– духовная деятельность, направленная на воспроизведение в субъективной форме мира предметов, состояний, процессов.

ПОЛИТЕИЗМ– вера во многих богов.

ПОСТМОДЕРНИЗМ –эпоха социального противостояния идей и идеалов, разрушения барьеров между элитарной и массовой культурой, фрагментарности образов, смешения жанров, поиск индивидуальности через разрыв с единством, отказ от классических авторитетов в культуре.

ПОСТУЛАТ - положение, принимаемое без доказательства.

ПРАВОСЛАВИЕ (греч. orthodoxia)— разновидность христианства, распространенная главным образом в странах Восточной Европы, Ближнего Востока и на Балканах. Догматические отличия православия: признание ис-хождения Святого Духа только от Бога-отца, непогрешимости церкви в целом (а не главы ее), неизменности догматов, отрицание чистилища и т. д. Культовые и канонические отличия: поклонение иконам, обязательность брака для белого духовенства, особая (византийская) система церковного пения и т. д. Православие в отличие от католицизма, не имеет единого центра, а состоит из 15 самостоятельных православных церквей.

ПРАГМАТИЗМ – субъективно-идеалистическое философское учение. Философия – не размышление о первых началах бытия, а общий метод решения проблем, встающих перед людьми в разл. жизн. ситуациях, в процессе их практич. деят-сти, протекающей в непрерывно меняющемся мире.

ПРЕДМЕТ – 1) категория, обозначающая некоторую целостность, выделенную из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания. 2) основной круг изучаемых проблем.

ПРЕДСКАЗАНИЕ –высказывание мнения о событиях будущего.

ПРОБЛЕМА - вопрос, на который можно ответить, только прибавив что-то новое к уже имеющемуся, наличному знанию.

ПРОГРЕСС – «лат. pro gressus — движение вперед» - поступательное продвижение общества вперед к лучшим условиям существования. Прогресс— тип (направление) развития сложных систем, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному в отличие от регресса, как движения вспять, назад (от более высоких и совершенных форм к низшим и менее совершенным).

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ(греч. prognosis — знание наперед, предвидение) — разновидность научного предвидения, специальное исследование перспектив какого-либо явления. В социальной сфере прогнозирование составляет одну из научных основ социального управления (целеполагания, планирования, программирования, проектирования).

ПРОРОЧЕСТВО –произнесение воли Божьей о судьбах мира, полученной в результате Божественного Откровения.

ПРОСТРАНСТВО –философская категория, обозначающая способ существования материи в форме протяженности «одно подле другого».

ПРОТЕСТАНТИЗМ (лат. protes-tans — протестующий, публично доказывающий) — третья, после православия и католицизма, разновидность христианства, возникшая в период Реформации. Протестанты не признают католического чистилища, отвергают православных и католических святых, ангелов, богородицу; поклонение иконам и мощам отсутствует, христианский триединый Бог (Троица) занимает у них совершенно монопольное положение. Главное отличие протестантизма от католицизма и православия состоит в учении о непосредственной связи Бога и человека. По их представлению, благодать нисходит на человека от Бога, минуя церковь, “спасение” достигается только благодаря личной вере человека и воле Бога.

ПСИХЕЯ – В греч. понимании олицетворение человеческой души. Изображалась в образе бабочки или девушки. Любовь Психеи и Эрота - сюжет многих древнегреческих мифов.

ПСИХОАНАЛИЗ– метод психотерапии и психологическое учение, ставящее в центр внимания бессознательные психич. процессы и мотивации. Вытеснение аффективных переживаний в бессознательное.

РАЗВИТИЕзакономерное, направленное качественное изменение материальных и идеальных объектов.

РАССУЖДЕНИЕ –процесс осмысления, придания смысла и оценки феноменам бытия.

РАЦИОНАЛИЗМ -филос. направление, признающее разум основой познания и поведения людей.

РАЦИОНАЛЬНОЕ - разумно (аналитически, логически) обоснованное, целесообразное.

РЕАЛИЗМ СРЕДНЕВЕКОВЫЙ — направление в средневековой схоластике, утверждавшее, что общие понятия (Универсалии) имеют реальное существование и предшествуют существованию единичных вещей. Фактически продолжал линию Платона в решении вопроса о соотношении понятия и объективного мира, общего и единичного. Виднейшими его представителями были Ансельм Кентерберийский и Гильом из Шампо. К этому же направлению примыкал и Фома Аквинский.

РЕГРЕСС –тенденция продвижения общества к худшим условиям существования, процесс распада, уничтожения ранее существовавших форм бытия.

РЕДУКЦИЯ - сведение сложного к простому.

РЕЛЯТИВИЗМ (с лат. относительный) — учение об относительности всякого познания, а значит о невозможности получения константного, абсолютного объективного знания.

РЕТРОСПЕКТИВА - обращение к прошлому.

РЕФЛЕКСИЯ (с лат.) — самоуглубление внутрь себя, вскрытие существенных характеристик, внутренне присущих исследуемому явлению.

РИМСКИЙ КЛУБ — международная неправительственная организация, объединяющая в своих рядах ученых, политических и общественных деятелен из многих стран мира. Деятельность Римского клуба направлена на проведение исследований глобальных проблем современности и ставит своей целью добиться понимания трудностей, возникающих на пути развития человечества и оказать соответствующее влияние на общественное мнение.

САМОСОЗНАНИЕ –выделение человеком себя из объективного мира, осознание и оценка своего отношения к миру, себя как личности, своих поступков, мыслей и чувств, желаний и интересов.

СВЕРХЧЕЛОВЕК –личность, наделенная абсолютной свободой воли.

СВОБОДА — категория философии, обозначающая возможность поступать так, .как хочется. В XX; в. философами рассматривается свобода "от" и свобода "для". Свобода "от" принуждения, насилия, эковдэмического диктата и т. п., или от смерти, страха, отчаяния, рассматривается как своего рода иллюзия, а свобода "для" есть свобода всестороннего развития сил и способностей человека.

СЕНСУАЛИЗМ- направление в теории познания, согласно которому чувственность является гл. формой достоверного познания.

СИНТЕЗ –( от греч. – соединение, сочетание, составление) – соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое, которое осуществляется как в практической деятельности, так и в процессе познания.

СИЛЛОГИЗМ - умозаключение, состоящее из двух суждений (посылок), из которых следует третье суждение (вывод).

СКЕПТИЦИЗМ –признание в той или иной степени относительности нашего знания, сомнение в возможности получения абсолютно достоверного знания.

СЛАВЯНОФИЛЬСТВО - одно из направлений русской обществ. и филос. мысли 40-50-х г.г. 19в. с обоснованием самобытного пути исторического развития России, принципиально отличного от пути западноевропейского.

СМЕРТЬ -необратимое прекращение жизнедеятельности организма, неизбежный естественный конец существования живого существа.

СМЫСЛ –истинная, глубинная суть и предназначенность чего-либо.

СМЫСЛ ЖИЗНИ (ЧЕЛОВЕКА) –регулятивное понятие, присущее всякой развитой мировоззренческой системе, которое оправдывает и истолковывает свойственные этой системе моральные нормы и ценности, показывает, во имя чего необходима предписываемая ими деятельность.

СОБОРНОСТЬ –понятие русской религиозной философии, означающего в философском смысле единство чувственно-эмоционального и рационального, нравственно-эстетического и религиозного отношения к жизни.

СОЗНАНИЕ –высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и самому себе, опосредствованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей. Сознание представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия.

СОЛИПСИЗМ- крайняя форма субъективного идеализма, в которой несомненной реальностью признается только мыслящий субъект, а все остальное объявляется существующим лишь в сознании индивида.

СОЦИОГЕНЕЗ –происхождение и развитие человеческого общества.

СОФИСТИКА – 1)философское течение в Др.Греции, созданное софистами. 2)Рассуждение (вывод, доказательство), основанное на преднамеренном нарушении законов и принципов формальной логики, на употребление ложных доводов и аргументов, выдаваемых за правильные.

СОФИЯ (с гр. мудрость) — в русской религиозной философии творческая премудрость Бога, в ней заключены все мировые идеи и идеи самого человечества. Олицетворение женственного в Боге и символ тайн бытия.

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ –учение, изучающее философские аспекты социальной действительности.

СРАВНЕНИЕ –метод, основанный на поиске общего или различного у двух или более объектов познания.

СТОИКИ –представители философского учения, возникшего в конце 4 в. до н. эры на базе эллинистической культуры, в связи с распространением космополитических и индивидуалистических идей и развитием техники на основе математических знаний (Зенон и Хрисипп). По их мнению, главная задача философии — в этике; знание лишь средство для приобретения мудрости, умения жить. Жить надо сообразно природе. Таков идеал истинного мудреца. Счастье — в свободе от страстей, в спокойствии духа, в равнодушии. В жизни все предопределяется судьбой. Того, кто этого хочет, судьба ведет за собой; сопротивляющегося — влечет насильственно. С. в понимании природы были материалистами

СТРУКТУРА –строение и внутренняя форма организации системы, выступающая как единство устойчивых взаимосвязей, между её элементами, а также законов данных взаимосвязей.

СУБКУЛЬТУРА –система убеждений, ценностей и норм, которые разделяются и активно используются явным меньшинством людей в рамках определенной культуры.

СУБЛИМАЦИЯ- в психологии, психич. процесс преобразования и переключения энергии аффективных влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества. Понятие С. было введено Фрейдом в 1900 г. в разработанной им концепции психоанализа.

СУБСТАНЦИЯ - (лат. substantia – сущность лежащая в основе) категория научного познания, теоретического отражения конкретного 1) нечто неизменное, то, что существует само по себе, независимо от внешних влияний. 2) первооснова, определяющая существование других вещей (вода, земля, огонь, воздух, апейрон, Бог и т.д.).

СУБЪЕКТ – тот, кто познает, то есть носитель «разумной души».

СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ - одна из основных разновидностей идеализма, в отличие от объективного идеализма, отрицает наличие к.-л. реальности вне сознания субъекта либо рассматривает ее как нечто полностью определяемое его активностью.

СУЩЕЕ –категория онтологии (бытия), обозначающая 1. совокупность многообразных проявленийбытия.

СУЩНОСТЬ - внутреннее и наиболее глубокое содержание предмета.

СХОЛАСТИКА - (лат. scholasticus - школьный) в средневековой религиозной философии соединение религиозной догматики и рациональной аргументации (умствование, оторванное от жизни).

СЦИЕНТИЗМ - (с лат. наука) — абсолютизация роли науки а жизни общества, особенно характерная для современной индустриальной цивилизации.

ТЕИЗМ- религиозное мировоззрение исходящее из понимания Бога, как абсолютной личности, пребывающей вне мира. Признание потусторонности Бога. Вера в единого индивидуального, самосознающего и самодействующего Бога, существующего как творец, хранитель и властитель мира, вне мира и выше всего мирского.

ТЕНДЕНЦИЯ (с нем.; лат.) — стремление, склонность к чему-либо — предвзятая мысль, проводимая в какой-либо теории или научном труде; направление, в котором идет развитие каких-либо явлений действительности.

ТЕОДИЦЕЯ - (греч. theos- Бог, dike - справедливый) попытка оправдания Бога за существующее мировое зло.

ТЕОЛОГИЯ- (греч. theos — бог и logos — учение, слово), или богословие— систематизация вероучения данной религии. Наука о Боге, которая опирается на Откровение, положения, выработанные в недрах церкви.

ТЕОРИЯ - система идей, обобщающих практический опыт и отражающих закономерности природы, общества и мышления.

ТЕОЦЕНТРИЗМ - учение, центральной фигурой который является БОГ.

ТЕХНИКА, ТЕХНОЛОГИЯ (от греч. techne — искусство, мастерство) в качестве понятия имеет два смысла. В первом обозначает орудия и инструменты труда и любые искусственные устройства (артефакты), созданные человеком и используемые для преобразования окружающей среды, и создание средств производства и предметов, необходимых для удовлетворения различных потребностей. Во втором смысле обозначает систему навыков, уровень мастерства в реализации того или иного вида деятельности.

ТЕХНОКРАТИЯ –система взглядов, при которой ценности технического прогресса доминируют над общечеловеческими ценностями.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СИНГУЛЯРНОСТЬ –пик развития техники.

ТОМИЗМ- направление в схоластической философии и теологии католицизма, порожденное влиянием Фомы Аквинского. Для Т. в целом характерно стремление соединить строго ортодоксальную позицию в религ. вопросах с подчеркнутым уважением к правам рассудка, здравого смысла.

ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ - (запредельный) выходящий за пределы любого возможного человеческого опыта. Это не столько предмет человеческого знания, сколько Веры.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ (с лат. терпение) — терпимость к разного рода взглядам, нормам поведения, привычкам, отличным от тех, которые разделяет субъект. Открытость для любых идейных течений, отсутствие страха перед конкуренцией идей.

ТОТАЛИТАРИЗМ (с лат. целый, полный) — общественно-политический строй, основанный на авторитарном вмешательстве властных структур во все сферы жизни общества и отдельного человека. Этот строй характеризуют ликвидация демократических свобод, однопартийная система, репрессии в отношении инакомыслящих.

УМ, ИНТЕЛЛЕКТ(лат Intellectus — разумение, понимание, познание, рассудок) — особая функция психической деятельности организмов с высокоразвитым и сложно дифференцированным мозгом; способность получать, хранить, преобразовывать и выдавать информацию, вырабатывать новые знания, принимать рационально обоснованные решения, формулировать цели и контролировать деятельность по их достижению, оценивать ситуации, возникающие в окружающем мире.

УНИВЕРСАЛИИ- общие понятия.

УНИВЕРСУМ –философский термин, обозначающий всю объективную реальность во времени и пространстве.

УТИЛИТАРИЗМ- (лат. utilitas— польза) узкий практицизм, стремление извлекать из всего выгоду или пользу, этическая теория, признающая полезность поступка полным критерием его нравственности.

ФАТАЛИЗМ- мировоззрение, рассматривающее каждое событие и каждый человеч. поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность.

ФЕНОМЕН- филос. понятие, означающее: 1)явление, постигаемое в чувств. опыте; 2)объект чувств. созерцания, в отличие от его сущностной основы - ноумена (как предмета интеллектуального созерцания).

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ- (с тр. явление + наука)— по И. Канту: "наука о феноменах или явлениях действительности; по Гегелю: учение о развитии науки и знания, начиная от первой мысли познающего субъекта об объекте вплоть до абсолютной истины;по Гуссерлю: априорная наука о чистом сознании, которое всегда является "сознанием чего-либо" т. е. направленным на предмет.

ФИЗИКАЛИЗМ — философская концепция, считающая, что все должно постигаться при помощи методов физики, в противном случае познание бессмысленно.

ФИЗИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА –как само материальное тело человека, так и все физиологические процессы, которые происходят в организме человека и подчиняются общим законам природы.

ФИЛОСОФИЯ- форма обществ. сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Ф. вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем человека; она исследует познавательное, ценностное, социально- политич., нравств. и эстетич. отношение человека к миру.

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ –иррационалистическое направление, сложившееся в Германии (Шопенгауэр, Ницше, Дильтей, Зиммель) и Франции (Бергсон) на рубеже 19 и 20 вв. Возникновение её было связано с быстрым развитием биологии, психологии и др. наук, обнаруживших несостоятельность механистической картины мира. В центре этой философии лежит понятие жизни как абсолютного, бесконечного уникального начала мира, которое в отличие от материи и сознания активно, многообразно, вечно движется. Жизнь нельзя понять с помощью чувства или разума, она постигается только интуитивно, доступна лишь переживанию.

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ –область философии, изучающая науку как специфическую сферу человеческой деятельности и как развивающуюся систему знаний.

ФРЕЙДИЗМ- общее обозначение различных школ и течений, стремящихся применить психологич. учение Фрейда[психоанализ] для объяснения явлений культуры, процессов творчества и общества в целом.

ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ –область применения философских знаний.

ФУТУРОЛОГИЯ(лат. futurum— будущее и греч. logos — учение, слово) — представления о будущем человечества, область знаний, охватывающая перспективы социальных процессов.

ХОЛИЗМ (с гр. целое) — учение о целостности мира во всех его главных областях— психической, биологической и самой внешней и самой рациональной физической действительности.

ХРИСТИАНСТВО — одна из трех мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Возникло в 1 в. в вост. провинциях Римской империи. Центральное место в X. занимает вера в искупительную жертву “сына Божьего” Иисуса Христа, который был казнен наместником Иудеи Понтием Пилатом, но затем воскрес из мертвых и вознесся на небо, открыв тем самым возможность воскрешения своих последователей. Приверженцы X. верят в грядущее второе пришествие Христа на землю для того, чтобы судить живых и мертвых, даровать вечное блаженство праведникам, а грешников обречь на адские мучения. В настоящее время X.— наиболее распространенная религия на земном шаре, в ней более 2 млрд последователей.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.