МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Литературоведческая пропедевтика





Знакомство с художественными особенностями сказок, их лексикой, композицией.

Расширение и углубление представления о сказке, рассказе. Знакомство с новым жанром — басней — через сравнение со сказкой, стихотворением.

Знакомство с изобразительными средствами языка: метафорой, олицетворением. Формирование умения выделять их в тексте, определять с помощью учителя их значение в художественной речи.

Закрепление и развитие на новом литературном материале представлений о литературоведческих понятиях, введённых во втором классе.

 

Учебно-тематический план

 

Содержание программы Количество часов
По плану фактически
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. «Уж небо осенью дышало…» Народные сказки Поэтические страницы О мужестве и любви «Зимы ждала, ждала природа…» Авторские сказки Басни Братья наши меньшие О совести и долге Весна пришла И в шутку, и всерьёз
Итого: 136 ч 136 ч

 

 

Планируемые результаты освоения

Программы по литературному чтению

 

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

• умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями;

• ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей;

• умение оценивать свое отношение к учебе;

• уважение к культуре разных народов.

У учащихся могут быть сформированы:

• представление об общих нравственных категориях у разных народов;

• нравственное чувство и чувственное сознание;

• умение анализировать свои переживания и поступки;

• способность к самооценке;

• эмпатия, способность к сопереживанию другим людям;

• бережное отношение к живой природе;

• эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдениями за природой.

 

ПРЕДМЕТНЫЕ

Речевая и читательская деятельность

Учащиеся научатся:

• правильно выбирать нужную интонацию, темп и громкость прочтения, определять место логического ударения;

• пересказывать произведение близко к тексту, кратко, от лица персонажа;

• рассказывать по предложенному или самостоятельно составленному плану;

• привлекать читательский и жизненный опыт для анализа конкретного произведения, поставленной проблемы;

• определять и оценивать позиции литературных героев;

• выявлять тему и главную мысль произведения;

• сопоставлять героев, идеи разных произведений;

• составлять план рассказа;

• определять свое и авторское отношение к героям;

• формулировать вопросы к тексту, составлять план текста.

Учащиеся получат возможность научиться:

• составлять личное мнение о произведении, выражать его на доступном уровне;

• ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте;

• делать подборку книг определенного автора, представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

• читать по ролям художественное произведение;

• продолжать сюжет произведения, историю героя;

• участвовать в инсценировании произведения.

Учащиеся получат возможность научиться:

• создавать устно и письменно произведения разных жанров по аналогии с прочитанным, на заданную тему, по репродукции картины, серии иллюстраций, по результатам наблюдений;



• выражать свое отношение к литературным произведениям, явлениям природы в устной и письменной форме, рисунках.

 

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

• различать жанры (фольклор, басню, стихотворение, рассказ);

• выделять слова автора, действующих лиц, описание их внешности, поступков, бытовой обстановки, природы;

• находить в тексте сравнения, эпитеты, олицетворения, подбирать синонимы, антонимы к предложенным словам.

Учащиеся получат возможность научиться:

• определять приемы, использованные писателем для создания литературного персонажа и выражения, своего отношения к нему.

• использовать изученные выразительные средства в собственных творческих работах.

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

• соотносить свои действия с поставленной целью;

• выполнять учебные действия в устной и письменной форме.

Учащиеся получат возможность научиться:

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;

• планировать свои учебные действия;

• анализировать результаты своей деятельности, вносить необходимые поправки;

• составлять план научно-популярной статьи, использовать его при пересказе;

• планировать свою читательскую деятельность;

• планировать свою деятельность при реализации проекта.

 

Познавательные

Учащиеся научатся:

• сравнивать произведения и героев;

• устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;

• свободно ориентироваться в аппарате учебника;

• находить нужную информацию в словарях и справочниках в конце учебника.

Учащиеся получат возможность научиться:

• сравнивать и классифицировать жизненные явления;

• выявлять аналогии между героями, произведениями, жизненными явлениями;

• находить нужную информацию в школьном толковом словаре, детской энциклопедии;

• сопоставлять информацию, полученную из научно-популярной статьи, с художественным произведением;

• ориентироваться в аппарате книжного издания (название, автор, предисловие, оглавление, выходные сведения);

• находить в библиотеке книги по заданной тематике, ориентироваться в сборниках произведений;

• извлекать информацию из произведений изобразительного искусства;

• знакомиться с детской периодической литературой.

 

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

• участвовать в коллективном обсуждении художественных произведений;

• сотрудничать с одноклассниками в ходе проектной деятельности.

Учащиеся получат возможность научиться:

• работая в паре, аргументировать свою позицию, учитывать мнение партнера;

• осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе;

• овладевать диалогической формой речи;

• формулировать и задавать вопросы, необходимые для достижения конкретных результатов при работе в группе.

 

 

Календарно-тематическое планирование

Да-та Тема урока Тип урока Характеристика учебной деятельности учащихся Планируемые результаты  
Предметные Личностные Метапредметные  
«Уж небо осенью дышало…» (15 ч.)  
  К. Г. Паустовский «Барсучий нос». Первичное знакомство с текстом   Урок изучения и первичного закрепления знаний Знакомство с понятием «синоним». Использование словаря синонимов. Подбор синонимов к предложенным словам и словосочетаниям. Наблюдение за авторской позицией, выделение способов ее выражения Определять способы выражения авторской позиции, читать произведение с соблюдением норм литературного произношения Понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней, испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой Находить и выделять нужную информацию в тексте, контролировать правильность выполнения работы  
  К. Г. Паустовский «Барсучий нос». Работа с текстом Урок комплексного применения знаний и умений Определение собственного отношения к прочитанному. Использование различных приемов выразительного чтения Подбирать заголовки к логическим частям произведения, пересказывать текст по составленному плану, читать произведение с соблюдением норм произношения, правильным интонированием Понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней, испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой Планировать свою работу  
  К. Г. Паустовский «Барсучий нос». Обобщение Урок обобщения и систематизации знаний и умений Устный пересказ текста с элементами творчества. Словесное иллюстрирование произведения Иллюстрировать литературное произведение устно и графически, пересказывать текст выборочно и творчески Понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней, испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой Взаимо- и самоконтроль, оценка своей деятельности и деятельности одноклассников    
  И. А. Бунин «Листопад». Знакомство с текстом   Урок изучения и первичного закрепления знаний Наблюдение за эмоциональной окрашенностью лирического произведения. Использование различных приемов выразительного чтения. Повторение знаний о сравнении и рифме Читать произведение с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного Понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней, испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой Планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста  
  И. А. Бунин «Листопад» Урок комплексного применения знаний и умений Выразительное чтение наизусть. Формулирование вопросов по содержанию произведения. Словесное иллюстрирование произведения Иллюстрировать литературное произведение устно и графически Понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней, испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой Планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста  
  М. М. Пришвин «Хрустальный день», «Капитан-паук»   Урок изучения и первичного закрепления знаний Знакомство с понятием «метафора». Подбор синонимов к предложенным словам и словосочетаниям Читать произведение с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного Понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней, испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой Корректно строить речь при решении коммуникативных задач, строить логические рассуждения, выделять существенную информацию из текстов  
  М. М. Пришвин «Недосмотренные грибы»   Урок изучения и первичного закрепления знаний Пересказ произведения близко к тексту, сравнение текстов и авторских замыслов схожих по тематике произведений, анализ и выводы о прочитанном Прогнозировать содержание произведения по его заглавию, находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать ее своими словами, пересказывать текст подробно Понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней, испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой Корректно строить речь при решении коммуникативных задач, строить логические рассуждения, выделять существенную информацию из текстов  
  К. Г. Паустовский «Подарок». Первичное знакомство с текстом   Урок изучения и первичного закрепления знаний Выражение и оценка позиции литературных героев, определение главной мысли произведения; составление плана пересказа и творческого рассказа Определять основную мысль прочитанного, выражать ее своими словами, выделять смысловые части текста, составлять план изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям Понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней, испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой Корректно строить речь при решении коммуникативных задач, строить логические рассуждения, планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста  
  К. Г. Паустовский «Подарок». Первичное знакомство с текстом   Урок изучения и первичного закрепления знаний Выражение и оценка позиции литературных героев, определение главной мысли произведения; составление плана пересказа и творческого рассказа Определять основную мысль прочитанного, выражать ее своими словами, выделять смысловые части текста, составлять план изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям Понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней, испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой Корректно строить речь при решении коммуникативных задач, строить логические рассуждения, планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста  
  К. Г. Паустовский «Подарок». Работа с текстом   Урок обобщение. Комплексное применение знаний и умений Устный пересказ текста, выражение впечатления от произведений изобразительного искусства Пересказывать текст выборочно, с включением описаний, устно иллюстрировать сюжет произведения, описывать персонажей Понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней, испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой Планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста, выполнять учебные действия в устной и письменной форме  
  Внеклассное чтение. Осень в произведениях русских писателей. Анатолий Жигулин, А. Фет и др. Урок комплексного применения знаний и умений Самостоятельная работа с произведением, книгой, соотношение впечатлений, полученных при восприятии произведений разных родов искусств Составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи Понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней, испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой Ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем, планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью, сравнивать произведения, корректно строить речь при решении коммуникативных задач  
  Картинная галерея. И. И. Левитан «Лесное озеро»   Урок комплексного использования знаний Знакомство с творчеством художника, внимание к композиции и деталям картины, позволяющим понять настроение художника, его отношение к изображаемому Создавать устное высказывание с выражением личного отношения к изображенному, высказывать свое суждение об эстетической ценности художественного произведения Понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней, испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой   Корректно строить речь при решении коммуникативных задач, аргументировать собственную позицию, учитывать выделенные учителем ориентиры действия  
  А.Жигулин.Загорелась листва на берёзах Урок комплексного применения знаний и умений Самостоятельная работа с произведением, книгой, соотношение впечатлений, полученных при восприятии произведений разных родов искусств Составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи Понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней, испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой Ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем, планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью, сравнивать произведения, корректно строить речь при решении коммуникативных задач  
14-15   Работа с научно-популярными текстами. Контрольное чтение Урок изучения и первичного закрепления знаний Знакомство со стилистикой научно-популярных текстов, сравнение текстов разных стилей Ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию Понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней, понимать важность учения Планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью, выделять существенную информацию из текстов разных видов  
Народные сказки (15 ч)  
  «Семь Симеонов» (русская народная сказка). Первичное знакомство с текстом   Урок изучения и первичного закрепления знаний Выявление особенностей народных волшебных сказок Читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного Осознавать связь с жизнью своего народа и Родины, этническую принадлежность; понимать общность нравственных категорий (добра и зла) у разных народов, моральных норм, понятий о нравственных и безнравственных поступках Планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста, выполнять учебные действия в устной и письменной форме    
  «Семь Симеонов» (русская народная сказка). Анализ текста, обобщение Урок комплексного применения знаний и умений Пересказ фрагментов произведения близко к тексту. Выявление особенностей литературных героев, определение главной мысли произведения, сопоставление сюжетов, основных мыслей прочитанных произведений   Пересказывать текст подробно, выделять смысловые части текста, составлять простой план изложения текста с помощью учителя Осознавать связь с жизнью своего народа и Родины, этническую принадлежность; понимать общность нравственных категорий (добра и зла) у разных народов, моральных норм, понятий о нравственных и безнравственных поступках Планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста, корректно строить речь при решении коммуникативных задач  
  «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» (русская народная сказка). Первичное знакомство с текстом   Урок изучения и первичного закрепления знаний Слушание, первичный анализ текста. Составление партитуры чтения. Выразительное чтение фрагмента сказки. Постановка вопросов по прочитанному Читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного Осознавать связь с жизнью своего народа и Родины, этническую принадлежность; понимать общность нравственных категорий (добра и зла) у разных народов, моральных норм, понятий о нравственных и безнравственных поступках   Планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста, корректно строить речь при решении коммуникативных задач  
  «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» (русская народная сказка). Анализ текста, обобщение   Урок комплексного применения знаний и умений Закрепление умения пересказывать фрагменты произведений близко к тексту. Выявление особенностей и сравнение литературных героев, определение главной мысли произведения, сопоставление сюжетов, основных мыслей прочитанных произведений     Определять основную мысль прочитанного, выражать ее своими словами, создавать текст по аналогии Осознавать связь с жизнью своего народа и Родины, этническую принадлежность; понимать общность нравственных категорий (добра и зла) у разных народов, моральных норм, понятий о нравственных и безнравственных поступках Корректно строить речь при решении коммуникативных задач, точно и последовательно передавать партнеру необходимую информацию; оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль    
  Внеклассное чтение. Русские народные сказки Урок комплексного применения знаний и умений Знакомство с приемами поиска и отбора книг и произведений на заданную тему, внешнего и внутреннего анализа отобранных произведений Обращаться к титульным данным; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке Осознавать связь с жизнью своего народа и Родины, этническую принадлежность; понимать общность нравственных категорий (добра и зла) у разных народов, моральных норм, понятий о нравственных и безнравственных поступках     Планировать собственную читательскую деятельность, точно и последовательно передавать партнеру необходимую информацию  
  «Жаба-королева» (литовская народная сказка)   Урок изучения и первичного закрепления знаний Знакомство с особенностями прибалтийских сказок, сравнение и анализ сказочных сюжетов разных народов, подготовка к устному пересказу Читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного, пересказывать текст выборочно Понимать общность нравственных категорий (добра и зла) у разных народов, моральных норм, понятий о нравственных и безнравственных поступках Планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста, выполнять учебные действия в устной и письменной форме  
  «Птица Кахна» (таджикская народная сказка)   Урок изучения и первичного закрепления знаний Знакомство с особенностями восточных сказок, сравнение и анализ сказочных сюжетов разных народов, составление плана текста Читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, пересказывать текст подробно, выделять смысловые части текста, составлять простой план изложения текста с помощью учителя Понимать общность нравственных категорий (добра и зла) у разных народов, моральных норм, понятий о нравственных и безнравственных поступках Планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста, выполнять учебные действия в устной и письменной форме  
  «Как юноша любимую искал» (китайская народная сказка). Первичное знакомство   Урок изучения и первичного закрепления знаний Знакомство с особенностями восточных сказок, слушание, восприятие основной мысли текста Читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного Понимать общность нравственных категорий (добра и зла) у разных народов, моральных норм, понятий о нравственных и безнравственных поступках Владеть диалогической формой речи, выделять существенную информацию из текстов  
  Картинная галерея В. М. Васнецов «Иван-царевич на сером волке» С. 66—67 Урок комплексного применения знаний и умений Знакомство с творчеством художника, внимание к композиции и деталям картины, позволяющим понять настроение художника, его отношение к изображаемому Создавать устное высказывание с выражением личного отношения к изображенному, высказывать свое суждение об эстетической ценности художественного произведения Понимать и воспринимать через образ глубину сказки, испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой   Корректно строить речь при решении коммуникативных задач, аргументировать собственную позицию, учитывать выделенные учителем ориентиры действия  
  Внеклассное чтение. Сказки народов мира. «Царевна-лягушка» (русская народная сказка) Урок комплексного применения знаний и умений Сопоставление нравственных позиций героев в разных сказках Читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного Осознавать связь с жизнью своего народа и Родины, этническую принадлежность; понимать общность нравственных категорий (добра и зла) у разных народов, моральных норм, понятий о нравственных и безнравственных поступках Планировать собственную читательскую деятельность  
  Внеклассное чтение. Сказки народов мира. Библиотечный урок Урок обобщения и систематизации знаний и умений Сопоставление нравственных позиций героев в разных сказках. Самостоятельный поиск и отбор книг Обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке, определять основную мысль прочитанного, выражать ее своими словами Понимать общность нравственных категорий (добра и зла) у разных народов, моральных норм, понятий о нравственных и безнравственных поступках Планировать собственную читательскую деятельность  
  «Мастер Али».Казахская сказка. Урок комплексного применения знаний и умений Сопоставление нрав-ственных позиций геро-ев в разных сказках народов мира Читать произведения разных жанров с соблю-дением норм литератур-ного произношения, пе-ресказывать текст по-дробно, выделять смыс-ловые части текста, со-ставлять простой план изложения текста с по-мощью учителя Понимать общность нравственных категорий (добра и зла) у разных народов, моральных норм, понятий о нравственных и безнравственных поступках Планировать собственную читательскую деятельность  
  Внеклассное чтение. Читательская конференция «Сказки народов мира» Урок обобщения и систематизации знаний и умений Поиск информации на заданную тему, работа в группах над вопросами из учебника, подготовка к самостоятельной работе над проектами Ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, составлять личное мнение о литературном произведении, героях, авторской позиции, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи Понимать общность нравственных категорий (добра и зла) у разных народов, моральных норм, понятий о нравственных и безнравственных поступках Планировать собственную читательскую деятельность, осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет  
29-30 резервные уроки              
Поэтические страницы (6 ч.)  
  А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый...» (отрывок)   Урок изучения и первичного закрепления знаний Выразительное чтение лирического произведения. Наблюдение за авторской позицией и собственным впечатлениям от прочитанного Читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного, словесно иллюстрировать сюжет Чувствовать сопричастность с жизнью своего народа и Родины, осознавать этническую принадлежность; испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой   Планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста  
  Ю. Мориц. Произведения для детей. «Песенка про сказку»   Урок изучения и первичного закрепления знаний Повышение интереса к другим родам искусства – музыке, живописи. Актуализация собственных переживаний, вызванных разными родами искусства. Наблюдение за способами выражения авторской позиции Читать наизусть произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного Испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой Планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста, корректно строить речь при решении коммуникативных задач  
  Баллада-что это такое. Урок изучения и первичного закрепления знаний Повышение интереса к другим литературным жанрам. Наблюдение за способами выражения авторской позиции Читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием. Чувствовать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой Планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста  
  «Маленький скрипач» (немецкая народная баллада)   Урок изучения и первичного закрепления знаний Актуализация собственных переживаний, вызванных разными родами искусства, составление словесного портрета героя, чтение по ролям Читать наизусть произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного Испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой Учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, оценивать правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведенной работы  
  Г. Сапгир «Сны»   Урок изучения и первичного закрепления знаний Актуализация собственных переживаний, вызванных разными родами искусства, выразительное чтение поэтического произведения Читать наизусть произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного Испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой Планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста, корректно строить речь при решении коммуникативных задач  
  К.Д. Бальмонт «У чудищ», С. Островой «Сказки…» Урок-обобщение по проектной деятельности «Народные сказки.» Контрольное чтение Урок изучения и первичного закрепления знаний Выразительное чтение поэтических произведений, актуализация читательского опыта, сравнение литературных произведений разных жанров близкой тематики Читать наизусть произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи Испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой Планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста, корректно строить речь при решении коммуникативных задач  
О мужестве и о любви (11 ч.)  
  В. Белов «Верный и Малька»   Урок изучения и первичного закрепления знаний Характеристика литературного героя, определение своего и авторского отношения к нему, объяснение внутреннего состояния литературных героев, рассказ по плану Определять основную мысль прочитанного, составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне Понимать, любить, беречь живую природу Планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста, корректно строить речь при решении коммуникативных задач  
  В. Белов «Малька провинилась»   Урок изучения и первичного закрепления знаний Характеристика литературных героев, определение своего и авторского отношения к нему, объяснение внутреннего состояния литературных героев, рассказ по плану Определять основную мысль прочитанного, составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне Понимать, любить, беречь живую природу Планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста, точно и последовательно передавать партнеру необходимую информацию  
   
  И. С. Тургенев «Воробей»   Урок изучения и первичного закрепления знаний Характеристика литературного персонажа, определение своего и авторского отношения к нему, объяснение внутреннего состояния литературных героев, рассказ по плану. Актуализация личного опыта для объяснения нравственной позиции Соотносить поступки героев с нравственными нормами, высказывать свое отношение к героям и к авторской позиции Понимать, любить, беречь живую природу Осуществлять поиск необходимой информации, строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей  
  Н. Г. Гарин-Михайловский «Тема и Жучка»   Урок изучения и первичного закрепления знаний Чтение 1-2 частей. Характеристика литературного персонажа, определение своего и авторского отношения к нему, объяснение внутреннего состояния литературных героев, предопределение поступков героя по началу произведения Читать произведение с соблюдением норм литературного произношения, составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне Иметь представление об общих нравственных категориях (добре и зле), моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках, понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней Планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста, корректно строить речь при решении коммуникативных задач  
  Н. Г. Гарин-Михайловский «Тема и Жучка»   Урок комплексного применения знаний и умений Чтение 3-6 частей. Характеристика литературного персонажа, определение своего и авторского отношения к нему, объяснение внутреннего состояния литературных героев, составление словесного портрета героя Соотносить поступки героев с нравственными нормами, высказывать свое отношение к героям и к авторской позиции, находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать ее своими словами Иметь представление об общих нравственных категориях (добре и зле), моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках, понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней Планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста, корректно строить речь при решении коммуникативных задач  
  Л. Н. Толстой «Прыжок»   Урок изучения и первичного закрепления знаний Работа с текстом: поиск заданных фраз, обоснование личной позиции с опорой на текст. Расширение словарного запаса. Сравнение личностных характеристик героев разных произведений Соотносить поступки героев с нравственными нормами, высказывать свое отношение к героям и к авторской позиции, находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать ее своими словами Иметь представление об общих нравственных категориях (добре и зле), моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках, понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней Учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста, корректно строить речь при решении коммуникативных задач, сравнивать произведения и их героев, проводить аналогии  
  Л. Н. Толстой «Прыжок»   Урок комплексного применения знаний и умений Самостоятельная работа с текстом: поиск заданных фраз, обоснование личной позиции с опорой на текст. Расширение словарного запаса. Сравнение личностных характеристик героев разных произведений Находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать ее своими словами Соотносить поступки героев с нравственными нормами, высказывать свое отношение к героям и к авторской позиции, Иметь представление об общих нравственных категориях (добре и зле), моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках, понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней Учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста, корректно строить речь при решении коммуникативных задач, сравнивать произведения и их героев, проводить аналогии  
  Читальный зал. В. Астафьев. «Белогрудка» Урок изучения и первичного закрепления знаний Работа с текстом: поиск заданных фраз, обоснование личной позиции с опорой на текст. Развитие внимания и уважения к животным Соотносить поступки героев с нравственными нормами, высказывать свое отношение к героям и к авторской позиции, находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать ее своими словами Иметь представление об общих нравственных категориях (добре и зле), моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках, регулировать поведение в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями, понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней Планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста, корректно строить речь при решении коммуникативных задач  
  Бережное отношение к природе в рассказах В.Астафьева.   Урок комплексного применения знаний и умений   Работа с книгой: характеристика книги, составление отзыва о прочитанном литературном произведении, нравственная оценка поступков литературных героев   Обращаться к титульным данным, аннотации, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке, определять основную мысль прочитанного, выражать ее своими словами   Иметь представление об общих нравственных категориях, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках, регулировать поведение в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями   Планировать собственную читательскую деятельность  
Зимы ждала, ждала природа…(8 ч)  
  С. Есенин «Разгулялась вьюга...» Урок изучения и первичного закрепления знаний Знакомство с понятием «олицетворение». Внимание к слову в контексте литературного произведения, закрепление навыков выразительного чтения поэтического произведения Читать произведение с соблюдением норм литературного произношения, составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне Понимать и любить живую природу, беречь ее, испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой Планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста, корректно строить речь при решении коммуникативных задач  
   
  А. С. Пушкин «В тот год осенняя погода...» (отрывок) Урок изучения и первичного закрепления знаний Словесное иллюстрирование литературного произведения, внимание к слову в контексте произведения, обоснование личной позиции с опорой на текст   Читать произведение с соблюдением норм литературного произношения, составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне, устно иллюстрировать сюжет Понимать и любить живую природу, беречь ее, испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой Осуществлять поиск информации в различных источниках, учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста, корректно строить речь при решении коммуникативных задач  
  Е.Шварц,В.Каверин «Два Брата» Урок изучения и первичного закрепления знаний Определение авторского отношения к героям, использование цитат для доказательства своего мнения, обдумывание некоторых нравственных категорий Читать произведение с соблюдением норм литературного произношения, составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне, устно иллюстрировать сюжет Иметь представление об общих нравственных категориях (добре и зле), моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках, Умение сопоставлять основные мысли в произведениях разных авторов.  
  А. С. Пушкин «Зимнее утро» Урок изучения и первичного закрепления знаний Внимание к слову в контексте литературного произведения, словесное иллюстрирование Читать произведение с соблюдением норм литературного произношения, составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне, устно иллюстрировать сюжет   Понимать и любить живую природу, беречь ее, испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой Учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста, корректно строить речь при решении коммуникативных задач  
  А. С. Пушкин «Зимняя дорога» (отрывок) Урок изучения и первичного закрепления знаний Обоснование личной позиции с опорой на текст, анализ изобразительных средств, используемых в произведении, сравнение художественных и научно-популярных текстов Читать произведение с соблюдением норм литературного произношения, составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне, устно иллюстрировать сюжет Понимать и любить живую природу, беречь ее, испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой Учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста, корректно строить речь при решении коммуникативных задач  
  Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою...» Урок изучения и первичного закрепления знаний Характеристика слова в контексте литературного произведения, обоснование личной позиции с опорой на текст Читать произведение с соблюдением норм литературного произношения, составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне, устно иллюстрировать сюжет Понимать и любить живую природу, беречь ее, испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой Учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста, корректно строить речь при решении коммуникативных задач, сравнивать произведения, проводить ана-логии  
  Картинная галерея. Н. Крылов «Зима» Урок комплексного применения знаний и умений Знакомство с творчеством русского художника, составление устного рассказа о картине. Понимание и краткая характеристика особенностей народного быта Создавать устное высказывание с выражением личного отношения к изображенному, высказывать свое суждение об эстетической ценности художественного произведения   Понимать и любить живую природу, беречь ее, испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой Корректно строить речь при решении коммуникативных задач, аргументировать собственную позицию, учитывать выделенные учителем ориентиры действия  
  А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»   Урок изучения и первичного закрепления знаний Чтение первой части. Знакомство с новыми словами. Работа со словарем. Обоснование личной позиции с опорой на текст произведения, подбор цитат, объяснение поведения и описание внутреннего состояния литературных героев Читать произведение с соблюдением норм литературного произношения, составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне, устно иллюстрировать сюжет, соотносить поступки героев с нравственными нормами   Иметь представление об общих нравственных категориях, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках Планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста, корректно строить речь при решении коммуникативных задач  
  Х.-К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»   Урок изучения и первичного закрепления знаний Слушание текста. Чтение первой части. Выразительное чтение незнакомого текста, определение авторского отношения к героям, использование цитат для доказательства своего мнения Читать произведение с соблюдением норм литературного произношения, составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне, устно иллюстрировать сюжет, соотносить поступки героев с нравственными нормами   Иметь представление об общих нравственных категориях, моральных нормах, выражать эмпатию, понимание чувств других людей и сопереживание им Планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста, корректно строить речь при решении коммуникативных задач  
Авторские сказки (14 ч.)  
  Л. Н. Толстой «Царь и рубашка» Урок изучения и первичного закрепления знаний Определение авторского отношения к героям, использование цитат для доказательства своего мнения, обдумывание некоторых нравственных категорий Составлять личное мнение, определять основную мысль прочитанного, выражать ее своими словами на доступном уровне, соотносить поступки героев с нравственными нормами, составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам   Иметь представление об общих нравственных категориях, моральных нормах, выражать эмпатию, понимание чувств других людей и сопереживание им Планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста, корректно строить речь при решении коммуникативных задач  
  Внеклассное чтение. Читальный зал. Зима в произведенияхразных жанров0 Урок комплексного применения знаний и умений Работа с аппаратом книги. Выразительное чтение с соблюдением литературных норм Читать произведение с соблюдением литературных норм, выражая таким образом понимание прочитанного, обосновывать выбор произведения для чтения   Понимать и любить живую природу, беречь ее, испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой Планировать собственную читательскую деятельность  
  Внеклассное чтение. Зима в произведениях разных жанров Урок обобщения и систематизации знаний и умений Поиск, отбор и презентация произведений на заданную тему, обоснование личного выбора, составление отзыва о литературном произведении   Читать произведение с соблюдением литературных норм, выражая таким образом понимание прочитанного, обосновывать выбор произведения для чтения Понимать и любить живую природу, беречь ее, испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой Планировать собственную читательскую деятельность  
    Читальный зал. Х.-К. Андерсен «Штопальная игла» Урок комплек-сного приме-нения знаний и умений Составление плана произведения для пересказа, определение темы, главной мысли произведения и отношения автора к героям, иллюстрирование произведения Составлять личное мнение, определять основную мысль прочитанного, выражать ее своими словами на доступном уровне, составлять план изложения текста с помощью учителя, соотносить поступки героев с нравственными нормами Иметь представление об общих нравственных категориях, моральных нормах, выражать эмпатию, понимание чувств других людей и сопереживание им Планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста, корректно строить речь при решении коммуникативных задач  
  Читальный зал. Х.-К. Андерсен «Штопальная игла» Урок комплек-сного приме-нения знаний и умений Составление плана произведения для пересказа, определение темы, главной мысли произведения и отношения автора к героям, иллюстрирование произведения Составлять личное мнение, определять основную мысль прочитанного, выражать ее своими словами на доступном уровне, составлять план изложения текста с помощью учителя, соотносить поступки героев с нравственными нормами Иметь представление об общих нравственных категориях, моральных нормах, выражать эмпатию, понимание чувств других людей и сопереживание им Планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста, корректно строить речь при решении коммуникативных задач  
  Внеклассное чтение. Сказки Х.-К. Андерсена Урок комплексного применения знаний и умений Составление литературного отзыва, реклама понравившейся книги Составлять личное мнение о литературном произведении, определять основную мысль прочитанного, выражать ее своими словами, обращаться к титульным данным, ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке   Иметь представление об общих нравственных категориях, моральных нормах, выражать эмпатию, понимание чувств других людей и сопереживание им Планировать собственную читательскую деятельность  
  Читальный зал. С. Седов. «Король красуется» Урок изучения и первичного закрепления знаний Определение авторского отношения к героям, использование цитат для доказа-тельства своего мнения, нравственная ориентация Составлять личное мнение, определять основную мысль прочитанного, выражать ее своими словами на доступном уровне, соотносить поступки героев с нравственными нормами, составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам Иметь представление об общих нравственных категориях, моральных нормах, выражать эмпатию, понимание чувств других людей и сопереживание им Планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста, корректно строить речь при решении коммуникативных задач    
  Проверочная работа по литературе по темам «Зимы ждала природа..», «Авторские сказки. Урок проверки полученных знаний Определение уровня литературоведческих познаний учащихся на основе известных текстов Проверить уровень собственных познаний литературоведческого характера Иметь общее представление о некоторых литературоведческих понятиях и умения применять их на практике Сопоставление теоретических знаний с практическими умениями и навыками.  
  Проектная деятельность.Обобщение по теме «Авторские сказки» Урок творческого самовыражения Определение уровня творческого самовыражения Составлять собственное мнение о пройденном материале,умение аргументировать Иметь представление о собственных возможностях самовыражения Сопоставление теоре-тических знаний с прак-тическими умениями и навыками.  
66-67   Презентации творческих работ.Обобщение по теме «Зимы ждала-ждала природа» Урок творческого самовыражения Определение уровня творческого самовыражения Составлять собствен-ное мнение о пройден-ном материале,умение аргументировать Иметь представление о собственных воз-можностях самовыра-жения Сопоставление теоре-тических знаний с прак-тическими умениями и навыками.  
68-69 резервные уроки            
Басни (9 ч.)  
  О. Мандельштам «Муха». Эзоп «Мухи»   Урок изучения и первичного закрепления знаний Знакомство с особенностями басни как жанра, определение авторского отношения к персонажам и способов его выражения, сопоставление характеров, поступков и взаимоотношений персонажей басни, связь морали басни с собственным жизненным опытом Читать произведение с соблюдением норм литературного произношения, составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне, устно иллюстрировать сюжет, соотносить поступки героев с нравственными нормами Иметь представление об общих нравственных категориях, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках, регулировать поведение в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями Учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста, сравнивать произведения, героев, проводить аналогии, устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений, корректно строить речь при решении коммуникативных задач  
  Эзоп «Кошка и мыши»   Урок изучения и первичного закрепления знаний Определение авторского отношения к персонажам и способов его выражения, сопоставление характеров, поступков и взаимоотношений персонажей басни   Читать произведение с соблюдением норм литературного произношения, составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне, устно иллюстрировать сюжет, соотносить поступки героев с нравственными нормами Иметь представление об общих нравственных категориях, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках, регулировать поведение в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями Учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста, выделять существенную информацию из текстов, устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений, корректно строить речь при решении коммуникативных задач  
  Л. Н. Толстой «Отец и сыновья», «Лгун» Урок изучения и первичного закрепления знаний Определение авторского отношения к персонажам и способов его выражения, сопоставление характеров, поступков и взаимоотношений персонажей басни, связь морали басни с собственным жизненным опытом Читать произведение с соблюдением норм литературного произношения, составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне, устно иллюстрировать сюжет, соотносить поступки героев с нравственными нормами Иметь представление об общих нравственных категориях, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках, регулировать поведение в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями Работая в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных, устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений  
  И. А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»   Урок изучения и первичного закрепления знаний Определение авторского отношения к персонажам и способов его выражения, сопоставление характеров, поступков и взаимоотношений персонажей басни, связь морали басни с собственным жизненным опытом Читать произведение с соблюдением норм литературного произношения, составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне, устно иллюстрировать сюжет, соотносить поступки героев с нравственными нормами Иметь представление об общих нравственных категориях, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках, регулировать поведение в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями Устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений, выделять существенную информацию из текстов разных ви




©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.