Примеры Виды социальных санкций Формы Этапы(ступени) познания А) понятие 1) чувственное познание Б) представление 2) рациональное познание В) восприятие Г) умозаключение Д) суждение Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Объясните свой выбор. 4. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано. Обоснуйте свой выбор. 1)реформа; 2) революция; 3) социальная динамика; 4) эволюция; 5) общественный регресс. 5. Тимур поставил перед собой цель поступить в институт на архитектурный факультет. Он занимается в художественной студии, создает собственный небольшие работы, участвует в различных выставках. Много внимания Тимур уделяет изучению математики, увлекается черчением. Найдите в приведенном списке примеры средств, используемых для достижения поставленной Тимуром цели, и назовите их. 1) Поступление в институт 2) Занятие в художественной студии 3) Изучение математики 4) Получение профессии архитектора 5) Опыт создания собственных работ 6) Выбор профессии Раздел 2. ЭКОНОМИКА 6. Установите соответствие между характеристиками и типами экономических систем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Характеристики Типы экономических систем А) свободное ценообразование 1) традиционная Б) конкуренция производителей 2) командная (плановая) В) трансляция хозяйственного опыта предков 3) рыночная Г) директивное государственное планирование Производства и потребления Д) частная хозяйственная инициатива Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Объясните свой выбор. 7. В стране Z экономика основывается на государственном планировании хозяйственной деятельности. Какие черты свидетельствуют о том, что в стране Z командная экономика? Назовите эти черты и объясните свой выбор. 1) Необходимость решать проблему ограниченности ресурсов 2) Директивное распределение ресурсов 3) Централизованное ценообразование 4) Производство товаров и услуг 5) Гарантия свободы частной хозяйственной инициативы 6) Государственная собственность на все средства производства 8. Какие из приведенных ниже признаков отличают традиционную экономику? Назовите их и объясните свой выбор. 1) Производство разнообразной сельскохозяйственной продукции 2) Деятельность на основе хозяйственного опыта предков 3) Аграрно-сырьевой характер хозяйства 4) Слабое развитие товарно-денежных отношений 5) Установление цен государственными органами 6) Государственная собственность на все земельные ресурсы и средства производства 9. Установите соответствие между примерами и видами налогов, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Примеры Виды налогов А) акциз на автомобильный бензин 1) прямые Б) налог на доход физических лиц 2) косвенные В) таможенные сборы и пошлины Г) налог на прибыль с фирм Д) земельный налог Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Объясните свой выбор. 10. Выберите верное суждение о государственном бюджете и назовите их. 1) Бюджет называют профицитным, если доходы государства равны расходам 2) Государство перераспределяет через бюджет полученные доходы и направляет средства на обеспечение проводимой им внутренней и внешней политики 3) В доходную часть государственного бюджета поступают таможенные пошлины и сборы 4) Социальные выплаты - одна из статей доходов государственного бюджета 5) Государственный бюджет – это принятый высшим законодательным органом годовой финансовый план государства Раздел 3. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 11. Определите виды социальной мобильности (по разным основаниям) в следующих примерах и кратко поясните свой выбор: 1) Девушка из незнатной семьи вышла замуж за наследника престола, в последствии ставшего королем Испании 2) После окончания университета сын фермера Ахмат работал учителем в школе, затем стал завучем, теперь он директор школы 12. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано. Обоснуйте свой выбор. 1) Получение образования; 2) карьерный рост; 3) социальная мобильность; 4) понижение по службе; 5) изменение статуса 13. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «девиантное поведение». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда и назовите их. 1) Преступление; 2) отклонение; 3) употребление алкоголя; 4) проступок; 5) стратификация; 6) социальная роль 14. Установите соответствие между примерами и видами социальных санкций : к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Примеры Виды социальных санкций А) награждение медалью 1) формальные негативные Б) объявление выговора работнику 2) неформальные позитивные В) отказ друзей от общения с человеком 3) неформальные негативные Г) всенародная слава 4) формальные позитивные Д) почет, комплименты Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Объясните свой выбор. 15. Выберите верные суждения об особенностях молодежи как социальной группы и назовите их. 1) Молодежь – это поколение людей проходящих стадию взросления, т.е. становления личности, усвоения знаний, социальных ценностей и норм. 2) Если рассматривать молодежь с точки зрения ведущей деятельности, то этот период совпадает с завершением образования и вступлением в трудовую жизнь 3) С позиции права молодость – время наступления гражданского совершеннолетия 4) Высокая квалификация и профессионализм – это значимые признаки молодежи 5) В период юности завершается социализация личности Раздел 4. ПОЛИТИКА. 16. Заполните таблицу. 17. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано. Обоснуйте свой выбор. 1) Политические традиции; 2) политические идеологии; 3) средства массовой информации; 4) государство; 5) политическая система общества 18. В стране Z проходят регулярные выборы в парламент. Какие дополнительные признаки позволят сделать вывод, что в стране Z утвердился демократический режим? Назовите их и обоснуйте свой выбор. 1) Глава государства обладает широкими полномочиями 2) В стране существует свободная конкуренция политических партий 3) Правительство страны разрабатывает и исполняет государственный бюджет 4) В стране действует конституция 5) Права и свободы гарантированы и защищены законом 6) Разрешено все, что не запрещено законом 19. В государстве Z действует около 10 крупных политических партий. Из приведенного списка назовите функции политических партий в демократическом обществе: 1) Представление интересов определенных групп общества 2) Выдвижение политических лидеров 3) Разработка и принятие государственного бюджета 4) Формирование правоохранительных органов 5) Контроль над денежной системой 6) Политическая социализация граждан 20. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, являются формами политического участия граждан. Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, назовите их и объясните свой выбор. 1) Выборы; 2) регистрация юридического лица; 3) обращение в органы государственной власти; 4) референдум; 5) членство в политической партии; 6) уплата налогов Раздел 5. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 21. Выберете в приведенном списке положения, характеризующие основы конституционного строя РФ. Назовите их и объясните свой выбор. 1) Гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание 2) Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ 3) В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности 4) Гражданство РФ приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения 5) Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста 22. Что из перечисленного относятся к политическим правам(свободам) гражданина РФ. Назовите их и обоснуйте ответ. 1) Проводить собрания, митинги и демонстрации 2) Выбирать язык общения, воспитания, обучения и творчества 3) Направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы 4) Исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой 5) Свободно использовать свои способности и имущества для предпринимательской деятельности 6) Участвовать в управлении делами государства через своих представителей 23. Установите соответствие между действиями по охране окружающей среды и элементами правового статуса гражданина РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Действия Элементы А) сохранять природу и окружающую среду 1) права Б) создавать фонды, деятельность которых 2) обязанности направлена на сохранение окружающей среды В) предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде Г) бережно относиться к природным богатствам Д) принимать участие в референдумах по вопросам сохранения окружающей среды Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Объясните свой выбор. 24. Ниже приведен перечень территориальных образований. Все они, за исключением двух, относятся к видам субъектов РФ. Найдите два территориальных образования, «выпадающие» из общего ряда и назовите их. 1) Республики; 2) муниципальные округа; 3) края; 4) области; 5) города федерального значения; 6) губернии 25. Согласно конституции РФ наша страна является социальным государством. Назовите из приведенного ниже списка черты, характеризующие социальное государство и обоснуйте свой выбор. 1) Установление гарантированного минимального размера оплаты труда 2) Обеспечение государственной поддержки семьи 3) Отсутствие государственной обязательной религии 4) Создание условий, обеспечивающих достойную жизнь гражданам РФ 5) Отделение религиозных объединений от государства Раздел 6. ПРАВО 26. Заполните таблицу. Субъекты гражданского права | Публично-правовые образования | 27. Совершеннолетние граждане РФ Владимир и Татьяна решили вступить в брак. Найдите в приведенном перечне условия, соблюдение которых необходимо для заключения брака в РФ. Обоснуйте свой выбор 1) Отсутствие судимости у лиц, вступающих в брак 2) Взаимное добровольное согласие жениха и невесты 3) Наличие у невесты собственного жилья 4) Отсутствие близкого родства между женихом и невестой 5) Наличие у жениха и невесты постоянного источника доходов 6) Расторжение невестой раннее зарегистрированного брака 28. Установите соответствие между действиями и элементами правового статуса работодателя в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Действия Элементы А) поощрять работников за добросовестный 1) права эффективный труд 2) обязанности Б) предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором В) обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности Г) требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей Д) обеспечивать работников оборудованием и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Объясните свой выбор. 29. Гражданин С. заключил с фирмой договор об установки межкомнатных дверей. Бригада монтажников произвела соответствующие работы, качество которых не устроило гражданина. Фирма сочла требования заказчика завышенными и отказалась переделывать работу. Назовите из приведенного ниже списка позиции, соответствующие правовому решению описанного конфликта: 1) Истец 2) Ответчик 3) Трудовое право 4) Органы внутренних дел 5) Гражданское судопроизводство 6) Уголовно-процессуальный кодекс 30. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к личным неимущественным правам. Назовите два термина, «выпадающие» из общего ряда и обоснуйте свой ответ. 1) Право на имя; 2) право на честь и достоинство; 3) право наследования; 4) право на жизнь; 5) право частной собственности; 6) право на неприкосновенность частной жизни |